Лит .: Макарий (Петрович), архим. Житие и страдание св. блгв. кн. Михаила Ярославича, Тверскаго чудотворца, сочиненное в Твери в 1765 г. М., 1798; СИСПРЦ. 1836. С. 190-196; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1859. Кн. 1. С. 98; он же. РСв. 2008. С. 635-641; Ключевский. Древнерус. жития. С. 71-74, 170-171; Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 371-372; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 118-119; Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов. Нояб. С. 105-111; он же. Тверской патерик. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 5, 11-12; Верный месяцеслов всех рус. святых. М., 1903. С. 44; Голубинский. Канонизация святых. С. 67, 104, 541; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Кучкин В. А. «Сказание о смерти митрополита Петра»//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 59-79; он же. Источники «Написания» монаха Акиндина//АЕ за 1962. М., 1963. С. 60-68; он же. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974; он же. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984; он же. О принятии Михаилом Ярославичем Тверским и владимирскими князьями титула «великий князь всея Руси»//Михаил Ярославич Тверской - вел. князь всея Руси. Тверь, 2008. С. 8-21; он же. Права и власть великих и удельных князей в Тверском княжестве 2-й пол. XIII-XV вв.//Там же. С. 216-226; Конявская Е. Л. Житие Михаила Ярославича Тверского//СККДР. Вып. 1. С. 166-168; она же. Очерки по истории тверской литературы XIV-XV в. М., 2007 (по указ.); она же. Тверь в литературных памятниках периода независимости княжества: власть и народ//Славянский мир: общность и многообразие. Тверь, 2009. С. 227-236; она же. Политика тверских Рюриковичей в период становления Тверского княжества//У истоков Российского государства. Тверь, 2015. С. 9-23; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.): Пер. с нем. Тверь, 1994 (по указ.); Кучкин В. А., Флоря Б. Н. Княжеская власть в представлениях тверских книжников XIV-XV вв.//Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 186-201; Михаил Тверской: Личность. Эпоха. Наследие: Мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 725-летию со дня рожд. Михаила Ярославича - вел. кн. Тверского и Владимирского (г. Тверь, 27-29 нояб. 1996 г.). Тверь, 1997; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006 (по указ.); Михаил Ярославич Тверской - вел. кн. всея Руси: Мат-лы Всерос. науч. конф.: К 700-летию принятия титула «великий князь всея Руси»: роль Тверского княжества и Михаила Ярославича Тверского в становлении рос. государственности. Тверь, 21-22 дек. 2005 г. Тверь, 2008; Св. блгв. вел. кн. Михаил Тверской: 690 лет в нар. памяти: Сб. докладов науч. конф. Тверь, 2009; Св. блгв. вел. кн. Михаил Тверской/Сост.: Г. С. Гадалова и др. Тверь, 2015; Борисов Н. С. Михаил Тверской. М., 2017. (ЖЗЛ).

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Николая» ( Маханько М. А. К истории сюжета «Служба св. Николы»//От Царьграда до Белого м.: Сб. ст. по средневек. искусству в честь Э. С. Смирновой. М., 2007. С. 243-274). Среди икон данной редакции надпись на соответствующем клейме сохранилась лишь на иконе из дер. Луды («Ст…Никол(ае) служи лит…гию»). На иконах, близких к этой редакции, клеймо имеет подпись «Никола созда храм святыи Сион», напр. на иконе 1558 г. из Сольвычегодска. Широкое распространение получил еще один иконографический вариант, к-рый можно назвать сокращенной редакцией,- из 8 клейм, традиционных по сюжетам, но без «Рождества свт. Николая Чудотворца» и с небольшими изменениями: во 2-м клейме - «Явление епарху Евлавию», а не имп. Константину; 4-е клеймо - «Служба в церкви свт. Николая». Иконы происходят из разных мест и разнообразны по художественным приемам, различаются по степени мастерства иконописцев - от самых простых ремесленников до столичных мастеров. Напр., икона из окрестностей Александровской слободы (ныне в ЦМиАР) характеризуется примитивностью письма и рисунка ( Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Александровская слобода. М.,1970. С. 31; Иконы XIII-XVI вв. в собр. Музея им. А. Рублёва. М., 2007. Кат. 100. С. 537). Этого типа иконы также могли быть подписаны (икона 3-й четв. XVI в., ЦМиАР), могли быть в размер пядницы, как икона с золотым фоном в среднике (Из новых поступлений: Кат. выст. из фондов ЦМиАР: 1988-1992. М., 1995. 3. С. 17. Ил. 5). Среди них есть составные: когда средник является маленькой вставной иконкой внутри рамы с клеймами, как икона из Сольвычегодска письма Андрея Васильева (1558, АМИИ; Белов. 1988. С. 202-206; Вешнякова О. Н., Кольцова Т. М., сост. Подписные и датированные иконы в собр. АМИИ: Кат. Архангельск, 1993. 2. С. 9). К этой же редакции относится много икон кон. XVI-XVII в.: икона из дер. В. Мудьюга (АМИИ), икона из костромской ц. Воскресения на Дебре (XVII в., см.: Разумовская И. М. Кострома. Л., 1989. Ил. на с. 95), икона из филиала ГИМ «Покровский собор» ( Успенская Л. С. Святыни Покровского собора (храма св. Василия Блаженного). М., 2004. С. 55, 56), иконы XVII-XVIII вв. из КХМ. Большинство сохранившихся икон Николы Великорецкого не имели др. подписи, кроме имени святителя в среднике. Исключение составляет икона из собрания ЦАК МДА, в среднике которой образ подписан как «ОАГ нÏколае велÏкоре(ц)ки чю(до)творе(ц)». Сохранились иконы с поясным изображением свт. Николая и подписью «Великорецкий»: икона сер. XVI в. в частном собрании Вологодской обл. (Шедевры древнерус. иконописи XIV-XVI вв. из частных собраний. М., 2008. Кат. 57 (описание Т. Н. Нечаевой)), а также оборотная сторона 2-сторонней иконы посл. четв. XVI в. из Тотемского р-на Вологодской обл. (Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 144. С. 791). Монастыри в честь иконы

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Лит.: Вздорнов Г. И. Неизвестная статья А. И. Анисимова «Иконизация Кирилла Белозерского»//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 184-201; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. М., 1988. С. 61, 82, 336-337, 343. Кат. 73-79, 98; ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 34-37. Кат. 21-25; Лихачёва Л. Д. Ранний покров Кирилло-Белозерского мон-ря из собр. Рус. музея//ПКНО, 1994. М., 1996. С. 381-387; Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 32-49, 126; Возрожденные шедевры Рус. Севера: Исслед. и реставрация памятников худож. культуры Вологодской обл. М., 1998. С. 51, 53, 60, 116. Кат. 111, 116, 136, 301; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 144-145; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998; Чугреева Н. Н. Об одном типе списков с иконы прп. Кирилла Белозерского Дионисия Глушицкого в собр. Музея им. Андрея Рублева//Кириллов: Краевед. альманах. Вологда, 1998. Вып. 3. С. 193-200; Филатов В. В. Маленькая икона «Кирилл Белозерский» в Сергиево-Посадском музее//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 1999. Вып. 5. С. 238-248; Дионисий «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря: Выст. произв. древнерус. искусства XV-XVI вв./ГТГ. М., 2002. С. 158-162, 169-173, 206-207, 212-214, 219-221. Кат. 37, 38, 41, 53, 54, 57; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Никанорова Л. В. Церк. искусство XV-XIX вв.: Путев./КБМЗ. М., 2002; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 90, 92, 95, 106. Кат. 32, 37, 40, 56; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004; Русское искусство из собр. ГМИР/Авт. текста: М. В. Басова. М., 2006. С. 50-51, 138-139. 54, 56, 213; Соловьёва И. Д. Житийная иконография прп. Кирилла Белозерского//Seminarium Bulkinianum - 2: К 70-летию со дня рожд. В. А. Булкина. СПб., 2007. С. 247-272; она же. Прп. Кирилл Белозерский: Житие в иконе. М., 2009; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина Е. Г. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2008; Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. С. 88-89, 94-95, 109, 168, 226-227, 229, 234. Кат. 36, 40, 51, 84. Ил. 37, 41, 51, 85; Святые земли Русской: Кат. выст./ГРМ. СПб., 2010. С. 92, 110-120, 206-207, 214-215. 46, 59-67, 126, 131; Лелекова О. В. Рус. классический иконостас: Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря, 1497 г. М., 2011. 2 т.; Прп. Кирилл Белозерский/Общ. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2011.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Живопись древнего Пскова; Реформатская М.А. Псковская иконопись XIII – начала XV века. Автореф. дис. канд. искусствоведения. M., 1979; она же. Псковская иконопись XIII – начала XV века (к уяснению понятия «местная школа»). M., 1979. Дис. канд. искусствоведения; Лазарев В.Н. Живопись Пскова//История русского искусства. Т.2, M., 1954. Красилин М.М. О псковской иконописи первой трети XVI века//Древний Псков. История, искусство, археология. Новые исследования. M., 1988, с.172–173; Овчинников А.Н. Икона середины XVI века «Воскресение», с.133–154. 745 Underwood P.A. The Djami. Vol.3. Frescoes. N.Y. 1966; Grabar A., Velmans T. Mosaici e affreschi, pl.34; Lange R. Die Anferstehung, S.57. 751 Гаприндашвили Г. Вардзия. JI., 1975, ил.108. Ha этот пример обратил внимание А.Н. Овчинников (Икона середины XVI века «Воскресение», с.151). 752 Mathew G. Byzantine Aesthetics. L., 1963, p.88; Hunger H. Reich der neuen Mitte. Graz – Wien – Köln, 1965, S.84–90; Onasch K. Die Ikonenmalerei. Lpz., 1968, S.47, 49; Каждан А.П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата //Византия. Южные славяне. Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сб. ст. в честь В.Н. Лазарева. M., 1973, с.132–135; Бычков В.В. Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве//Вопросы истории и теории эстетики. Под ред. М.Н. Афасижева. M., 1975, с.130–133. 753 Во всех праздничных иконах «Воскресение – Сошествие во ад». происходящих из псковских церквей XV–XVI вв., одежды Христа имеют золотой или охристый цвет. См.: Псковская икона XIII–XVI веков, табл. 67, 79, 80, 91, 101, 111, 117, 123. 754 Службы на каждый день Страстныя Седмицы. Святая и Великая Суббота. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1993, л.3 – К об., особ. л.1. 756 Толковая Библия или комментарий на все книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета. Под ред. А.П. Лопухина . Т.2. Пб., 1904, с.312. «На учреждение ветхозаветной пасхи, – пишет Иоанн Златоуст в своих проповедях на праздник Воскресения, – нужно взирать духовно и созерцать его верою, согласно с апостольскими изъяснениями.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Лит.: Суворов Н. И. Путев. по Вологде с указанием на ее церк. древности и святыни. Вологда, 1897; Суслов В. В. Памятники древнего рус. зодчества. СПб., 1895-1901. Вып. 1-7; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание г. Устюжны с уездом Новгородской губ. М., 1897; Непеин С. А. , свящ. Вологда прежде и теперь (1147-1906). Вологда, 1906; Горностаев Ф. Ф. , Грабарь И. Э. Деревянное зодчество Рус. Севера//История рус. искусства. Т. 1: Допетровская эпоха. М., 1910; Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. Вологда, 1914, 1991р; Дунаев Б. И. Северно-рус. гражданское и церк. зодчество: Город Вологда. М., 1914; Макаренко Н. Е. Путевые заметки и наброски о рус. искусстве. Вып. 1: Белозерский край. Пг., 1914; Красовский М. В. Курс истории рус. архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. Пг., 1916 [переизд.: Энциклопедия рус. архитектуры. СПб., 2002]; Евдокимов И. В. Север в истории рус. искусства. Вологда, 1920; он же. Вологодские стенные росписи. Вологда, 1922; Забелло С. Я. , Иванов В. Н. , Максимов П. Н. Рус. деревянное зодчество. М., 1942; Бартенев И. А. , Федоров Б. Н. Архитектурные памятники Рус. Севера. Л.; М., 1968; Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Белозерья в кон. XV и XVI в: АКД. М., 1969; он же. Успенская церковь в Белозерске//Культура средневек. Руси. Л., 1974. С. 177-182; он же. Каменное зодчество Кирилло-Белозерского мон-ря в его отношении к строительству Троице-Сергиева мон-ря//ДРИ. М., 1989 [Вып.: Худож. памятники Рус. Севера]. С. 310-319; Кирпичников А. Н. , Хлопин И. Н. Великая государева крепость. Л., 1972; Вздорнов Г. И. Вологда. Л., 1978; Рыбаков А. А. Устюжна, Череповец, Вытегра. М., 1981; он же. Вологодская икона. М., 1995; Бочаров Г. Н. , Выголов В. П. Сольвычегодск. Вел. Устюг. Тотьма. М., 1983; Ферапонтовский сб. М., 1985-2001. Вып. 1-5; Ополовников А. В. Сокровища Рус. Севера. М., 1989; Искусство земли Вологодской XIII-XX вв.: Кат. выст. М., 1990; Устюжна: Краевед. альм. Вологда, 1992-2000. Вып. 1-5; Памятники отечества: Сев. Фиваида: Альм. ВООПИК. М., 1993. Вып. 30. 3-4; Седов В. В. Собор и колокольня Корнилиево-Комельского мон-ря//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 102-109; Белозерье: Краевед. альманах. Вологда, 1994-1998. Вып. 1-2; Вологда: Краевед. альм. Вологда, 1994-2003. Вып. 1-4; Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1994-1998. Вып. 1-4; Кочетков И. А. , Лелекова О. В. , Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов мон-ри: Архит. памятники. М., 1994;Вожега: Краевед. альм. Вологда, 1995; ГТГ: Кат. собр. Т. 1. Кат. 50-52; Тотьма: Краевед. альм. Вологда, 1995-2001. Вып. 1-3; Череповец: Краевед. альм. Вологда, 1996-2002. Вып. 1-3; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Вытегра: Краевед. альм. Вологда, 1997-2000. Вып. 1-2; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997; Чагода: Краевед. альм. Вологда, 1999; Смирнова Э. С. Иконы северо-вост. Руси: Сер. XIII - сер. XIV вв. М., 2004. С. 132-162.

http://pravenc.ru/text/155162.html

362 . Константин, проигумен. Письмо проигумена Константия из г. Сереса (в Румилии) в Русский, на Афоне, монастырь святого Пантелеймона о мученической кончине преподобного Никиты, иеромонаха сей обители. – ДС, 1893, с. 81. 363 . Кончина настоятеля Пантелеимонова монастыря на Афоне († 19.6.1889). – Жизнь покойного отца Макария. – Преемник ему и состояние монастыря. – ЦВ, 1889, 28, с. 502–508. 364 . Коросτовцев Μ. Α., Χодзас С. И. Востоковедная деятельность Порфирия Успенского . – В сб.: Ближний и Средний Восток. М., 1962, с. 121–130. 365 . Корсун Г. Гора Афон, Гора Святая. Очерк Афона. – СППО, 1904, 15, с. 38–54. 366 . Косвинцев Е. Н. Черный «бунт». Странички из истории Афонской смуты. – ИВ, 1915, т. 1, с. 139–156, 470–487. 367 . Кощунственная демонстрация греческих монахов против русских на Афоне. – СПВед. 1904, ПО, с. 4. 368 . Красковский И. Ф. Макарий Афонский, игумен и священноархимандрит Афонского Святого Пантелеимона монастыря. С портр. – МВед, 1889, 184, 206, 212. Отд. изд. М., 1889. 184 с. Духовное завещание архимандрита Макария: с. 179–184. 369 . Красносельцев Η. Φ. Главные источники для истории афонских монастырей. – Летоп. ист.-филол. о-ва при имп. Новоросс. ун-те, 1894, т. 4. 370 . – Материалы для истории чинопоследования литургии святого Иоанна Златоуста . Казань, 1889. Описаны и проанализированы: 1) Устав облачения и проскомидии по рукописям XIII в. из афонских монастырей Святого Пантелеимона и Есфигмена; 2) Устав литургии конца XIII –нач. XIV в. (по рукоп. Моск. Синод, б-ки из афонского монастыря Ватопед); 3) Устав литургии Филофея по трем спискам (одного Ватопедского, XIV в., и двух Пантелеимоновских, XIV и XVI веков). 371 . – Устав литургии святого Иоанна Златоуста , составленный патриархом Константинопольским Филофеем в бытность его игуменом Лавры святого Афанасия на Афоне. – ПС, 1896, ч. 1. 372 . – [Рец. на кн.]: Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204 гг.). Казань, 1894. – ВВ, 1895, т. 2, вып. 1/2, отд. 2; с. 205–213.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в., на нижних полях л. 333 об., др. почерком, вероятно позднее, приписано: «Великаго князя Георгия Всеволодовича дети Владимер, Мстислав, Всеволод погребены во Володимере» (РГБ. Ф. 173/I. 201). О возможной канонизации святого во 2-й пол. XVII в. свидетельствует его упоминание в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В старообрядческом указателе к «Алфавиту российских чудотворцев» Ионы (Керженского) под 4 февр. в числе блгв. князей, «убиенных от татарского воинъства», указан и В. Г. (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 8. В 10, 1807-1811 гг.). Он упоминается также в кратком житии вел. кн. Георгия Всеволодовича, помещенном среди текстов «Алфавита российских чудотворцев» мон. Ионы (Там же. Л. 129 об.- 130). Канонизация В. Г. подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) . Ист.: ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1997; Т. 6. Вып. 1. М., 2000; Т. 10; Т. 15. М., 2000; Т. 18. СПб., 1913; Т. 21. 1-я пол. Ч. 1. СПб., 1908; Т. 23. М., 2000; Т. 24. М., 2000. Т. 25. М.; Л., 1949; Т. 35. М., 1980; Т. 40. СПб., 2002 (по указ.); Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 313-315; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах: (Подгот. текстов и исслед.). СПб., 2003. С. 62, 64-65, 85-86, 112, 139-141, 146; Описание о российских святых. С. 218 ; Виноградов А. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. С. 52, 91 [Прил. С. 49, 66-67]. Лит.: Востоков А. [Х. ] Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842 (по указ.); Доброхотов В. [И. ] Памятники древности во Владимире Клязменском. М., 1849. С. 48, 55, 62, 64; Филарет. РСв. С. 34, 35. Примеч. А; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 102-103; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 643. С. 166; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 554; Порфирий (Виноградов), иером. Древние гробницы во Владимирском соборе и Успенском Княгинином девическом мон-ре и погребенные в них князья, княгини и святители. Владимир, 19032; [Димитрий (Самбикин), архиеп. ] Тверской патерик. Каз., 1907. С. 25; Николай Михайлович [Романов], вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 154-155; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 149-151; Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1964. Т. 3-4 (по указ.); Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963 (по указ.); Воронин Н. Н. Граффити 2 февр. 1238 г.//Славяне и Русь: Сб. ст. М., 1968. С. 401-405; Описание рукописного отдела БАН СССР. Л., 1971. Т. 3. Вып. 3: Ист. сб-ки XVIII-XX вв./Сост.: Н. Ю. Бубнов, А. И. Копанев и др. С. 260-262; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 184.

http://pravenc.ru/text/159118.html

М., 1977. Вып. 2/Сост. М. Е. Бычкова. С. 13, 27-28, 96, 101; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 254-255; Июль. Ч. 1. С. 177-178; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Ист. генеалогия. Екатеринбург; Н.-Й., 1995. Вып. 6. С. 101 (л. 48 об.); Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 74-75. Лит.: Крылов А. Церк.-археол. описание г. Ярославля. Ярославль, 1860. С. 8; СИСПРЦ. С. 46-47; Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1864. С. 28-32; Ключевский. Древнерусские жития. С. 176-177; Лебедев А. Успенский кафедральный собор в Ярославле. Ярославль, 1879. С. 28, 33; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 174; Т. 3. С. 553; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 711. С. 182; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 95-97, 319-320; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1891. Т. 2. С. 67, 70-75; Преображенский Г. Н. Мон-ри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. Ярославль, 1901. С. 72-73; Голубинский. Канонизация святых. С. 141, 552; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития: (Обзор редакций и тексты). М., 1915. С. 237-238; Воейкова И. , Митрофанов В. Ярославль. Л., 1973. Ил. 120; Ярославская иконопись XIII-XVIII вв.: Кат. выст./Сост. И. П. Болотцева. Ярославль, 1981. Ил. 1, 19; Прохоров Г. М. Пахомий//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 177-178; Анхимюк Ю. В. Церковь Петра и Павла в Ярославле: легенды и ист. реалии//Ярославская старина: Из архива рус. провинции. Ярославль, 1992. 1. С. 5-11; Кузнецова О. Б. «Рама с 20 клеймами богородичных явлений и чудес Ярославской иконы Богоматери» 1803 г. Ивана Смирнова в собр. ЯХМ//«От мудрости и святости былого»: 7-е Тихомировские чтения. Ярославль, 1999. С. 73-75; Кузьмин А. В. Генеалогия ростовских князей XIII - сер. XIV в.//История и культура Ростовской земли: Сб. мат-лов науч. конф., 1999. Ростов, 2000. С. 113-114. В. В. Горшкова, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св.

http://pravenc.ru/text/150795.html

Использование для украшения больших процессионных (или запрестольных) крестов резных костяных пластин было в Др. Руси связано с заимствованием визант. традиций и следованием образцам. Весьма вероятно, что таким образцом были предметы богослужения центральных храмов Др. Руси. Древнейшие рус. запрестольные кресты с костяными резными рельефами были созданы уже в XV в.: крест Успенского собора Московского Кремля, обновленный в 1570 г., с использованием резных пластин греч. работы нач. XV в. (ГММК; см.: Стерлигова И. А. Неизвестные поздневизант. рельефы слоновой кости в Музеях Моск. Кремля//Образ Византии: Сб. ст. в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 477, 483, 484; Она же. Работы греч. резчиков на Руси: К изучению стиля древнерус. мелкой пластики 1-й пол. XV в.//ДРИ. М., 2012. С. 251, 253), а также запрестольный крест сер.- 2-й пол. XV в. работы мастера Амвросия, художника, ювелира и резчика, обновленный в сер. XVII в.: древние пластины были перемещены на новую основу из кипариса, крест был украшен дорогим окладом (ныне в СПГИАХМЗ; подробнее см.: Николаева. 1968. С. 35-36. Ил. 84; об Амвросии см. также: Олсуфьев Ю. А., Флоренский П. А., свящ. Амвросий, троицкий резчик XV в. Серг. П., 1927. С. 39-41. Табл. 12-26; Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собр. Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. С. 311-314. Кат. 155). Похожий по типологии крест в XVI в. был в новгородской ц. Спаса на Ильине ул.- крест 1532 г. работы мастера Стефана Романовича с детьми (НГОМЗ; см.: Шляпкин И. А. Древние рус. кресты//ЗОРСА. 1907. Т. 7. Вып. 2. С. 59; Трифонова А. Н. Деревянная пластика Вел. Новгорода XIV-XVII вв. М., 2012. Кат. 5. С. 42-53). Повторение в деревянных крестах всех иконографических особенностей драгоценных резных крестов известно по кресту св. Саввы Вишерского ( Игошев В. В. Поклонный крест прп. Саввы Вишерского//ДРВМ. 2012. 3. С. 33-44). В XVI в. кремлевские Успенский и Благовещенский соборы имели по 2 процессионных креста, из них сохранились два 8-конечных креста в драгоценных оправах с литыми рельефными композициями и драгоценными камнями из Благовещенского собора (сер. XVI в., ГММК; см.: Моршакова Е. А. Золотая и серебряная утварь, княжеские и царские наперсные мощевики//Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. М., 2003. Кат. 40. С. 167-169; Вера и Власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат. выст. М., 2007. Кат. 5, 6. С. 42-43) и один - из Успенского собора. К. к. воспроизводит композицию, сходную с др. памятниками той же типологии (напр., крест 1578 г. работы мастера Салмана из ярославского во имя Преображения Господня муж. мон-ря, ныне в ЯХМ; см.: Харламова. 2003), но не достигает роскоши и сложности столичных произведений, той стройности в следовании иконостасу в качестве образца (как, напр., в запрестольном кресте Благовещенского собора Московского Кремля).

http://pravenc.ru/text/1684610.html

Смядыни (ДРКУ. С. 146; Алексеев. 2006. Т. 1. С. 190). Незадолго до этого, согласно Похвальному слову кн. Ростиславу Мстиславичу (1167), 15 авг. 1150 г. Успенский собор был освящен М. ( Щапов Я. Н. Освящение смоленской церкви Богородицы в 1150 г.//Новое в археологии: Сб. ст., посвящ. 70-летию А. В. Арциховского. М., 1972. С. 278; Он же. Похвала. 1974. С. 59). Очевидно, освящение было совершено во 2-й раз. По мнению Алексеева, оно произошло после большого ремонта, связанного с обустройством буд. епископского двора на «холме» (Соборной горе). Более вероятным, однако, представляется объяснение Щапова, считавшего причиной переосвящения кафедрального собора службу в нем в предшествующий период духовенства, поддерживавшего Климента (возражения против последней гипотезы Янина, считающего, что это могло произойти только спустя 6 лет, после утверждения на митрополии Константина I , трудно принять в связи с тем, что в 1150 г. Климент не занимал митрополичий стол, находясь в изгнании вместе с кн. Изяславом Мстиславичем во Владимире-Волынском). Лит.: Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 70-75; Строев. Списки иерархов. Стб. 589; Голубовский П. В. История Смоленской земли до нач. XV ст. К., 1895. С. 214, 241-244, 255-258, 266-267; Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 306-309, 341; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 66, 68, 73, 76, 81, 84, 90; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 51, 137, 326; Щапов Я. Н. Смоленский устав кн. Ростислава Мстиславича//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 37-47; он же. Княжеские уставы и Церковь в Др. Руси XI-XIV вв. М., 1972 (по указ.); он же. Гос-во и Церковь Древней Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 48, 91, 177, 212; он же. Памятники. (по указ.); Поппэ А. В. Учредительная грамота Смоленской епископии//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 59-71; idem (Poppe A.). Fundacja biskupstwa smoleskiego//Przegld Historyczny. Warsz.,1966. T. 57. Zesz. 4. S. 552-554; Алексеев Л. В. Устав Ростислава Смоленского 1136 г.

http://pravenc.ru/text/2561882.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010