Б. Н. Флоря Сохранилось не много памятников церковной письменности, связанных непосредственно с Г. е. Одним из них является Галицкое Евангелие (1144 и кон. XIII-XIV в.) - наиболее ранний из сохранившихся древнерус. списков Евангелия тетр (СКСРК, XI-XIII вв. 53. С. 94-95), в кон. XVI в. хранившийся в галицком Успенском соборе. Вероятно, также галицким по происхождению является Евангелие апракос, написанное при князьях Льве и Юрии в 1268, 1279, 1290 или 1301 г. (РНБ. F. n. I 64; СКСРК, XI-XIII вв. 179). Число древнерус. рукописей XII-XIII вв. с галицко-волынскими орфографическими особенностями достаточно велико. Таковы, к примеру, Евангелие апракос кон. XII (?) - нач. XIII в. с миниатюрами, представляющими высокий образец комниновского стиля (ГТГ. К-5348; СКСРК, XI-XIII вв. 147), «Выголексинский сборник» кон. XII в. (РГБ. Муз. 1832), Ганкенштейна кодекс (Венский Октоих) нач. XIII в. с дополнениями кон. XIII - нач. XIV в. (Вена, Австрийская нац. б-ка. Слав. 37), Путненское Евангелие апракос кон. XIII - нач. XIV в. (Румыния, мон-рь Путна. 506/II), Беседы папы св. Григория Двоеслова на Евангелие XIII в. (РНБ. Погод. 70), Скалигеров Патерик 2-й пол. XIII в. (Лейден, Б-ка ун-та. Skal. 74) и ряд др. Однако все они лишены сведений о месте создания (и даже продолжительного бытования) и в равной мере могут быть связаны происхождением с Перемышльской, Холмской и даже с Владимиро-Волынской и Луцкой епархиями. О книгописании в Г. е. в XIV-XV вв. сохранилось не много сведений. 21 мая 1321 г. в Коломые писец Феодор (возможно, болгарин) закончил переписывать Евангелие, в выходной записи к-рого (сохранилась в копии 3-й четв. XV в.- БАН. 13. 3. 36. Л. 128; см.: Соболевский А. И. Русское известие о последних галицких Рюриковичах//Сб. ст. в честь М. К. Любавского. Пг., 1917) находится последнее прижизненное упоминание князей Андрея и Льва Юрьевичей. В 1421-1422 г. в Онуфриевском мон-ре на Сергиевой горе (совр. Рожнятовский р-н Ивано-Франковской обл. Украины) «замышлением пресвитера Илии» было написано пергаменное Евангелие апракос краткий (Тула. Обл. краевед. музей, 304 - Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукоп. кн. Льbib, 1995. С. 292-293; 61). В 1477 г. дьяк Триф(он) Волошин (возможно, одно лицо с соименным молдав. книгописцем, последователем Гавриила Урика ) написал во Львове Евангелие апракос для логофета Молдавии жупана Михаила и его братьев (Львов. НБ НАНУ. АСП. 21- Запаско. С. 296, 297, 299; 64).

http://pravenc.ru/text/161539.html

К истории возникновения ранних проложных сказаний о Михаиле Черниговском//ВМУ: Ист. 1999. 6. С. 3-25; Белозеров И. В. Убийство кн. Михаила Черниговского монголами в 1246 г. и монг. языческий обряд при дворе хана Бату//Рус. средневековье, 2000-2001. М., 2002. С. 4-16; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006 (по указ.); Горский А. А. Гибель Михаила Черниговского в контексте первых контактов рус. князей с Ордой//Средневек. Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 138-154; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 521-525; Хрусталёв Д. Г. Русь от нашествия до «ига» (30-40-е гг. XIII в.). СПб., 20082. С. 19, 25-28, 32, 34, 38-54, 152-155, 160-178, 183, 206, 222-224, 226, 229-232, 234, 244-246, 274, 281-285, 288-289, 296, 314-319, 321-322; Зайцев А. К. Черниговское кн-во X-XIII вв.: Избр. тр. М., 2009; Толочко П. П. Михаил Черниговский - новгородский князь//Вел. Новгород и средневек. Русь: Сб. ст. к 80-летию В. Л. Янина. М., 2009. С. 236-244; он же. Династические браки на Руси XII-XIII вв. СПб., 2013. С. 56, 75, 120, 134, 139-140; Рудаков В. Н. Монголо-татары глазами древнерус. книжников сер. XIII-XV вв. М., 2009 (по указ.); Усачёв А. С. Источники Степенной книги по рус. истории XIII-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2009. Вып. 8. С. 179-180, 182-183, 186; он же. Степенная книга и древнерус. книжность времени митр. Макария. М.; СПб., 2009 (по указ.); Шеков А. В. Верховские кн-ва. Сер. XIII - сер. XVI в. М., 2012 (по указ.); Кузьмин А. В. Генеалогия потомков черниговских князей по данным Румянцевского II списка 1-го извода Патриаршей редакции родословных книг (РГБ. Ф. 256. 349)//ОФР. 2012. Вып. 15. С. 173-182; он же. Территориальные изменения в Левобережном Поочье в XIII - нач. XV в. (на примере Козельска, Брыни, Серенска, Мосальска и Перемышля на Оке)//Вост. Европа в древности и средневековье: Гос. территория как фактор политогенеза: 27-е чт. памяти В. Т. Пашуто: Мат-лы конф. М., 2015. С. 162-168; Домбровский Д.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Ист.: Абрамович Д. И., ред. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 56; Успенский сб. XII-XIII вв./Изд. подгот.: О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 62; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 197; Т. 7. С. 341; Т. 25. С. 7. Лит.: Присёлков М. Д. Рус.-визант. отношения IX-XII вв.//ВДИ. 1939. 3(8). С. 98-109; он же. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032. С. 71, 74; M ü ller L. Zum Problem des hierarchischen Status und der jurisdikationellen Abhängigkeit der russischen Kirche vor 1039. Köln, 1959. S. 22-26; Поппэ А. В. Русские митрополии К-польской Патриархии в XI ст.//ВВ. 1968. Т. 28(53). С. 85-108; 1969. Т. 29(54). С. 95-104; Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989 (по указ.); Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 32, 238, 462; Назаренко А. В. Митрополии Ярославичей во 2-й пол. XI в.//ДРВМ. 2007. 1(27). С. 85-103; он же. Др. Русь и славяне: Ист.-филол. исслед. М., 2009 (по указ.); Цукерман К. Дуумвираты Ярославичей: К вопросу о митрополиях Чернигова и Зб. праць на пошану П. П. Толочка. К., 2008. С. 40-50; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. слов. М., 2016. С. 307-308. М. В. П. Иконография Перенесение мощей св. Бориса. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 106 об.) Перенесение мощей св. Бориса. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 106 об.) Образ Н., возможно, присутствует среди изображений духовенства в композициях, посвященных торжественному перенесению мощей святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в 1072 г. в новую церковь в Вышгороде, построенную кн. Изяславом Ярославичем. Наиболее раннее отображение этот сюжет получил на миниатюре из Сильвестровского сборника 2-й пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 152 об.; ср. также: ГИМ. Увар. 628; XVI в.), однако из духовных лиц здесь представлен лишь архиерей (вероятно, Киевский митр. Георгий) в сопровождении диакона. В Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30) сюжету перенесения мощей св. князей Бориса и Глеба в 1072 г.

http://pravenc.ru/text/2564982.html

М., 1971. С. 60; ПСРЛ. Т. 3. С. 40, 231, 507.). Впрочем, было бы преждевременно сводить эти церковные институты к священно-церковно–служителям. К категории «софьян» относилась, в том числе, и более аморфная категория лиц – люди, связанные с деятельностью и жизнью этого храма, то есть различные группы населения, подчинённые влиянию епископской кафедры и клира этого важнейшего собора севера Руси (см. подробнее: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 26 : Снуръ – Спарывати. М., 2002. С. 252–253). 19 С середины XII в., во время княжения Ростислава, в смоленских городах началось массовое храмовое строительство, археологические следы которого хорошо прослеживаются (Алексеев, Л. В. Смоленская земля в IX–XIII вв. М., 1980. С. 130–131). 20 О присутствии в Смоленске во времена Владимира Святославича священника, направленного туда вместе со Станиславом Владимировичем, сообщает позднее летописание, Густынская летопись. Однако данное известие под 990 г. следует скорее воспринимать не в качестве ясного свидетельства, а лишь в качестве реконструкции (ПСРЛ. Т. 40. С. 46). М. Н. Тихомиров, опираясь на некие смутные легенды, связывал христианизацию Смоленска с последними годами жизни Владимира Святославича, с 1013 г. Данная точка зрения повторяла высказывания И. П. Виноградова.(Виноградов, И. П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времён до XVII в. М., 1890. С. 64; Тихомиров, М. Н. Древнерусские города. СПб., 2008. С. 261). Правда, данное мнение не нашло поддержку у археологов (см. возражения: Алексеев, Л. В. Смоленская земля в IX–XIII вв. Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии. М., 1980. С. 240; Седов, В. В. Христианизация на­селения Смоленской земли в X–XIII вв.//От Древней Руси к новой России: юбил. сб. М., 2005. С. 151). Эти противоречия попробовал примирить О. М. Рапов (Рапов, О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в.: Принятие христианства. М., 1988. С. 340–341). Однако уверенно о начале формирования структурированной церковной организации в Смоленске можно говорить лишь с 1101 г., ознаменовавшемся закладкой каменного Успенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Н. Андрей Рублёв и его эпоха//ВИ. 1961. 1. С. 3-17; Лебедева Ю. А. Andrei Rubljow und seine Zeitgenossen. Dresden, 1962; она же. Андрей Рублёв и живопись XV в.//Троице-Сергиева Лавра: Худож. памятники/Общ. ред.: Н. Н. Воронин, В. В. Косточкин. М., 1968. С. 77-93; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 264-305, 345. Кат. 223-245, 283; Чураков С. С. Андрей Рублёв и Даниил Черный: [Ч. 1]//Искусство. 1964. 9. С. 61-69; он же. Андрей Рублёв и Даниил Черный: [Ч. 2]//Сов. Арх. 1966. 1. С. 92-107; он же. Отражение рублевского плана росписи в стенописи XVII в. Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры//Андрей Рублёв и его эпоха: Сб. ст./Ред.: М. В. Алпатов. М., 1971. С. 194-212; Ivanova I. , Demina N. Andrej Rubljov: Album. Mil., 1966; Плугин В. А. Об иконографии единоличных изображений в стенописи Андрея Рублёва и Даниила Черного в Успенском соборе во Владимире//Культура Др. Руси: Сб. ст. М., 1966. С. 198-203; он же. Мировоззрение Андрея Рублёва: (Нек-рые проблемы): Древнерус. живопись как ист. источник. М., 1974; он же. Мастер «Святой Троицы»: Труды и дни Андрея Рублёва. М., 2001; Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва//ВИ. 1969. 1. С. 35-48; она же. Андрей Рублёв. М., 1995; Вздорнов Г. И. Живопись//Очерки рус. культуры XIII-XV вв. М., 1970. Ч. 2. С. 254-377; он же. Искусство книги в Др. Руси: Рукоп. книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 108-109; Андрей Рублёв и его эпоха: Сб. ст./Ред.: М. В. Алпатов. М., 1971; Гусева Э. К. Иконы «Васильевского» чина и фрески 1408 г. Успенского собора во Владимире: (К вопр. о манере письма Андрея Рублёва)//Вопр. рус. и сов. искусства: Мат-лы науч. конф. (янв.-март 1971 г.)/ГТГ. М., 1971. Вып. 1. С. 25-32; она же. А. Рублёв: Из собр. ГТГ: Альбом. М., 1990; Ильин М. А. Загорск. Л., 1971. С. 21-46; он же. Искусство моск. Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублёва: Проблемы. Гипотезы. Исслед. М., 1976. С. 69-101; Кузьмина В. Д. Древнерус. письменные источники об Андрее Рублёве//Андрей Рублёв и его эпоха: Сб. ст./Ред.: М. В.

http://pravenc.ru/text/171187.html

686 Наиболее важный источник такого рода: Ключевский В.О. Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей матери. СПб., 1878. 687 Медынцева A.A. Древнерусские надписи из церкви Федора Стратилата в Новгороде//Славяне и Русь. M., 1968, с.445–448; Янин В.Л. Эпиграфические заметки//ВЯ, 1992, 2, с.34–35. 688 См. об этом: Стерлигова И.А. Драгоценный убор русских моленных икон XIV–XV вв.//Древнерусское искусство (в печати). 690 Смириов Я.И. Слово Х-го века о том, как· чтился образ Спаса на Убрусе в Эдессе//Commentationes Philologicae. Сб. ст. в честь Ив. Вас. Помяловского. СПб., 1897, с.218. 691 См.: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып.8. M., 1981, с.88; Словарь древне-русского языка (XI–XIV вв.). M., 1991, с.231. 694 См. описание разнообразных убрусов, в том числе с лицевыми изображениями: Опись Покровского женского монастыря в Суздале, с.1, 9, 12. 696 О пеленах см.: ПСРЛ, I, стб.458; Голубинский Е. История русской церкви. (2-я пол. тома). M., 1904, с.283. Подробные описания «праздничных» и «вседневных» пелен и нескольких убрусов на запрестольном богородичном образе см.: Опись церкви Знамения пресвятой Богородицы, бывшей домовой предков Царствующего дома, в 1631 г.//Архим. Сергий. Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на Старом государевом дворе. M., 1866, с.2. 699 Изображения икон вне храма в памятниках византийского искусства XIII–XV вв. см.: Velmans Т. Une Illustration inedite de l’acathiste et l’iconographie des hymnes liturgiques a Byzance//CahArch. T.XXII. 1972, Fig.27–29; Beltihg H. Bild und Kult, 12, 24, 107, 111, 112. 700 «Устав белеческий» или Заповедь митрополита Георгия. § 74//Голубинский Е. История русской церкви, т. (1-я пол. тома), т.540. Об изнесении икон на пеленах см.: Чиновник Московского Успенского собора//ЧОИДР. 1907, кн.4, с.188. 701 Два древних углубления для мощей имеются на оборотной стороне новгородской иконы XII в. «Знамение», см.: Лазарев В.Н. Русская иконопись. M., 1983 (иконы XI–XIII вв., 12). 704 O датировке «Сказания» см.: Воронин H.H. Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в.//ВВ. XXVI, 1956, с.196.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Лазаря. Роспись катакомб на Виа-Латина в Риме. IV в. В копт. апокрифическом памятнике «Гомилии о жизни Иисуса» (CANT, N 81; точная датировка неизв., возможно не ранее V-VII вв.) история воскрешения Л. пересказывается иначе, нежели в Евангелии от Иоанна: вначале повествование идет от лица Иисуса Христа, Который в беседе с ап. Фомой по дороге в Вифанию подробно обсуждает предстоящее чудо. Именно ап. Фома отваливает камень от гробницы, а воскресший Л. с благодарностью и со славословием припадает к ногам Иисуса и доносит до Господа просьбу праотца Адама об изведении из преисподней. Чудесное избавление Л. от смерти сопровождается всеобщим ликованием народа: все спешат посмотреть на воскресшего, «словно пчелы на соты». В то же время иудейские старейшины замышляют убить Спасителя за то, что Он совершил это чудо в субботу (Écrits apocryphes chrétiens/Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 2005. Vol. 2. P. 117-122). В апокрифическом «Послании Пилата к Тиверию Кесарю» (Epistula Pilati ad Tiberium; CANT, N 68) говорится, что Л. вышел из гроба как жених из чертога, исполненный благоухания. В «Евангелии от Никодима» (Evangelium Nicodemi; CANT, N 62 - IV-V вв.) во 2-м разд., посвященном сошествию Христа во ад, представлен диалог между сатаной и персонифицированным Адом, где последний с ужасом рассказывает о том, что не смог удержать в своей власти Л., к-рого Христос вывел из темницы, так что тот, «встрепенувшись как орел, со всей быстротой и скоростью вскочив, прочь устремился». Ад особенно сокрушается, что и оставшиеся у него мертвые будут также освобождены Господом от уз преисподней (Evangelium Nicodemi. 5 3 - Gli Apocrifi del Nuovo Testamento/Ed. M. Erbetta. Torino, 1975. Vol. 1. Pt. 2. P. 268). Этот же диалог пересказывается в компилятивном славянском апокрифическом тексте, сохранившемся в составе Успенского сборника XII-XIII вв.- «Слове о сошествии Иоанна Крестителя во ад» (Успенский сб. XII-XIII вв./Ред.: С. И. Котков. М., 1971. С. 359-367), где кроме этого говорится о похищении диаволом Л.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Владимира (Иоанна) Васильковича (1269-1288). Кн. Владимир основал мон-рь св. Апостолов под Владимиром-Волынским, а также др. «монастыря многи» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 921), сведения о к-рых не сохранились. Материальное обеспечение В.-В. е., как и др. епархий Руси того времени, должно было основываться на княжеской десятине, но конкретных сведений о ней (какие существуют, напр., применительно к Новгородской и Смоленской епархиям ) нет. Сохранилось лишь позднее (в грамоте 1443 г.) упоминание о пожаловании земельной волости владимир-волынскому кафедральному собору галицко-волынским кн. Романом Мстиславичем († 1205) (АрхЮЗР. 1883. Ч. 1. Т. 6. 3). С 1-й пол. XIII в. (первое упоминание под 1240) источникам известно о существовании во В.-В. е. такого церковного учреждения как соборный клирос при кафедральной церкви, действовавшего и в др. епископальных центрах Руси. Ист.: Успенский сб. XII-XIII вв./Изд. подгот. О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 96, прав. стб.; Darrouzès. Notitiae. P. 367.764, N 13. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 30-32; Андрияшев А. М. Очерк истории Волынской земли до кон. XIV ст. К., 1887. С. 64-65; Иванов П. А. Ист. судьбы Волынской земли с древнейших времен до кон. XIV в. Од., 1895; Голубинский. История РЦ. Т. 1/1. С. 670; Грушевський М. С. Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 19052. Т. 2. С. 375-377; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси XI-XII вв. СПб., 1913. С. 155-156 (переизд.: СПб., 2003. С. 90-92); Poppe A. Pastwo i koció na Rusi w XI wieku. Warsz., 1968. S. 175-179; он же. Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962. С. 464-465. Примеч. 12; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 39-42, 52-54, 127, 211. А. В. Назаренко XIV - нач. XVII в. В 1-й пол. XIV в. Владимиро-Волынские епископы поддерживали традиц. связи с переместившейся из Киева в Сев.-Вост. Русь митрополичьей кафедрой, за исключением кратких периодов существования Галицкой митрополии в нач.

http://pravenc.ru/text/159136.html

11. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. М., 1966. 12. История Киева. Т. 1. Киев, 1982. 13. Кудрявцев М.П. Пространственная композиция центра Москвы XVII в.//В сб. " Архитектурное наследство " . М., 1976. 14. Его же: Москва в конце XVII века (анализ градостроительной композиции): Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. 18.00.01 - теория и история архитектуры. ЦНИИ теории и истории архитектуры. На правах рукописи. М., 1981 (машинопись). 15. Кудрявцев М.П., Мокеев Г.Я. - русский текст и схемы в книге-альбоме " Каменная летопись старой Москвы " . М., 1985. 16. Лебедев Лев, протоиерей. Патриарх Никон. Очерк жизни и деятельности//Богословские труды. 1982. Вып. 23; 1983. Вып. 24. 17. Его же: Новый Иерусалим в жизни Святейшего Патриарха Никона//Журнал Московской Патриархии. 1981. 18. Его же: Православный храм, богослужебная утварь и одеяния духовенства//В кн. " Настольная книга священнослужителя " . М., 1983. Т. 4. С. 7-157. 19. Его же: Духовное преображение Творения в православном богослужении//Журнал Московской Патриархии. 1983. 20. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции " Москва - третий Рим " в идеологии Петра Первого//В сб. " Художественный язык средневековья " . М., 1982. С. 236-249. 21. Макарий (Булгаков) митрополит. История Русской Церкви. Т. XII. Спб., 1883. 22. Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979. 23. Новый Иерусалим. Памятники архитектуры XVII-XVIII веков. М., 1971. 24. Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973. 25. Пилецкий А.А. Система размеров и их отношений в древнерусской архитектуре//В сб. " Естественно-научные знания в Древней Руси " . М., 1980. С. 63-109. 26. Покровский собор (храм Василия Блаженного): Русский текст фотоальбома. М., 1984 (?). 27. Русская Православная Церковь. М.: изд. Московской Патриархии, 1980. Гл. " Храмовая архитектура Древней Руси " . С. 189-209. 28. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982. 29. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Ч. 1. Киев, 1904.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 260-262; Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка (X-XIV вв.). СПб., 18822. Стб. 62; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 32-33; Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности: 1. К вопросу о неизданном поучении митр. Климента Смолятича//ИОРЯС. 1897. Т. 2. Кн. 1. С. 65-73 (То же//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 95-103); Голубинский. История РЦ. 1901. Т. 1. 1-я пол. С. 300-315; он же. Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии, представляющей собою у последних высший курс грамотности//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 2. С. 49-59; Присёлков М. Д. Очерки по церковно-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 375-390; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 60-95; Гранстрем Е. Э. Почему митр. Климента Смолятича называли «философом»//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 20-28; Творогов О. В. Климент Смолятич//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 227-228; Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси. М., 1989. С. 164-169, 187-188, 196-198; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2 (по указ.); Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киев. Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962 (по указ.); Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси (988-1305)//Там же. С. 455-456; Понырко Н. В. Климент Смолятич//Лит-ра Др. Руси: Библиогр. слов. М., 1996. С. 92-94; она же. Был ли Климент Смолятич создателем первого слав. перевода Толкований Никиты Ираклийского на 16 Слов Григория Богослова//ТОДРЛ. 2008. Т. 59. С. 133-143; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998 (по указ.); Иткин В. В. Толкования Афанасия мниха на соч. Климента Смолятича в древнерус. рукописных сборниках//Книга и лит-ра в культурном контексте: Сб. науч. ст., посвящ. 35-летию начала археогр. работы в Сибири. Новосиб., 2003. С. 91-109; Толочко П. П. Страсти по митрополитам Киевским//Αντιδωρν: К 75-летию Г. Г. Литаврина. СПб., 2003. С. 110-118; Назаренко А. В. Территориально-полит. организация гос-ва и епархиальная структура Церкви в Др. Руси (кон. X-XII в.)// Он же. Др. Русь и славяне: (Ист.-филол. исслед.). М., 2009 С. 172-206. (ДГВЕ, 2007) (по указ.); Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Князь и митрополит: Штрихи к портрету Климента Смолятича// Они же. Траектории традиции: Главы из истории династии и Церкви на Руси кон. XII - нач. XIII в. М., 2010. С. 21-79.

http://pravenc.ru/text/1841369.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010