В кон. XVII в. появились иконы с изображением А. на архитектурном фоне, в частности на фоне Московского Кремля: напр., икона 90-х гг. XVII в. (ГТГ), написанная царским изографом Г. Т. Зиновьевым для ц. свт. Алексия на Глинищах в Москве, с прямоличным образом А.; икона нач. XVIII в. (ГМЗК), где святитель обращен в молении к Спасителю, как заступник и покровитель города. Панорама Кремля воспроизводит его исторический облик в кон. XVII - нач. XVIII в. На образе 1909 г. (ГМИР) работы В. М. Васнецова святитель представлен стоящим на орлеце, на фоне пейзажа с храмами, в облаках Спаситель и Богородица. Ист.: Торжественник. Посл. треть XV в.// РГБ. Егор. Ф. 98. 950. Л. 204об.- 212; Житие митрополита Алексея, составленное Пахомием Сербом//Там же. Л. 216-221 об.; Феодосий (Бывальцев), митр. Московский. Сказание об исцелевшем хромце: Сб. богослужебный XVI в. РГБ. Троиц. 645. Л. 44об.- 59об.; ПСРЛ. М.; Л. 1949. Т. 25. С. 277. Иконогр.: Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1898. С. 216-218; Борин В. Две иконы новгородской школы св. Петра и Алексия, митрополитов Московских//Светильник. 1914. 4. С. 23-32; Лазарев В. Н. Дионисий и его школа//История русского искусства. М., 1955. Т. 3. С. 482-541; Антонова, Мнёва. Каталог. T. 1. С. 336-339; Т. 2. С. 299; Данилова И. Е. Житийные иконы митрополитов Петра и Алексия из Успенского собора в Кремле в связи с русской агиографией//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 199-216; Кусков В. В. Дионисий - «читатель» Жития Алексия//Там же. 1969. Т. 24. С. 175-179; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971; Филатов С. В. Две иконы Давида Сираха//ПКНО, 1981. Л., 1983. С. 222-229; Толстая Т. В. Местный ряд иконостаса Успенского собора в кон. XV - начале XVI вв.//Успенский собор Московского Кремля: Мат-лы и исслед./Отв. ред. Э. К. Смирнова. М., 1985. С. 100-122; Попов Г. В. Иконостас Дионисия 1481 г.: Опыт исслед. комплекса по письменным источникам//Там же. С. 123-140; 1000-летие русской художественной культуры: Кат. выст. М., 1988. С. 168, илл. 209; 121, илл. 151; 355-356, 368; Русская Православная Церковь: Очерки истории, X-XIX вв. М., 1988. Вып. 1. Табл.; Русское художественное шитье XIV - начала XVIII века: Кат. выст./Сост. Н. А. Маясова, И. И. Вишневская. М., 1989. С. 62. Кат. 33; Качалова И. Я. , Маясова Н. А. , Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990. Илл. 50; Искусство строгановских мастеров: Кат. выст. М., 1991. С. 36, 160; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. М., 1995. 160, 286; Полякова О. А. Архитектурные фоны на иконах русских святых//Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 74-84.

http://pravenc.ru/text/81755.html

XIII Международный съезд славистов (Любляна, август 2003). Доклады российской делегации. М., 2002. С.336–350; Мурьянов М.Ф. Гимнография Киевской Руси. М., 2003. С.З6–44; Литвина А.Ф.; Успенский Ф.Б. Выбор имен у русских князей в X–XVI вв. М., 2006. С. 404–418 Житие святого Федора Тирона//Апокрифы Древней Руси. СПб., 2002. С.193–199. В устном народном творчестве сохранились стихи, посвящённые мученику Феодору Тирону (Библиотека русского фольклора: Народные духовные стихи. М., 2004. С. 106–118). Икону XV века, на которой изображены святые мученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон см.: Косцова А.С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа. СПб., 1992. С. 19–21:303–304. 43 Триодь постная. М., 1974. Л.139 об. О Патриархе Евдоксии (360–370), стороннике арианства, см.: Православная богословская энциклопедия. Т.5: Донская епархия – ифика. Пг., 1904. Стб. 195–196. 46 Там же. См. также: Карабинов И. Постная триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. М., 2004. С. 49–50. Приведём интересный текст из Обиходника Иосифо-Волоцкого монастыря: «И в пяток тако же Пресвященнаа бывает, и по забвонной молитве поют канон великомученику Феодору Тирону и кутью поставляют в большем ковше в сребряном и свещу над нею на столце среди церквы, и братиа к доре причащаются и кутью молят после» (Das Speisungsbuch von Volokolamsk. Кормовая книга Иосифо-Волоколамского монастыря. Eine Quelle zur Sozialgeschichte russischer K1 ster im 16. Jahrhundert. K ln; Weimar; Wien,1998. C.143, 145). См. также: Келарский обиходник Матфея Никифорова старца Кирилло- Белозерского монастыря. 1655/1656 год. М., 2002. С.100–101. 49 Некоторые примеры такой формы благочестия см.: Макарий игумен. Берестяные грамоты как источник русской церковной истории (К постановке вопроса)//БТ. М., 1983. Сб. 24. С. 314. 50 Охотникова В.И. Повесть о Довмонте. Исследование и тексты. Л., 1985. С.198; Памятники литературы Древней Руси. XIV–cepeдuha XV века. М., 1981. С.55. 51 Серафим архимандрит (Чичагов).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Возможно также, что Ушаков композиционно переработал гравюру фламанд. мастера 1-й пол. XVII в. Корнелиса Галле «Богоматерь горы Кармель»: немного подкорректировал жесты и позы Богородицы и Младенца и убрал нек-рые детали. Изображения Н. и. встречаются очень редко. Гл. образом они присутствуют в графических и иконописных сводах чудотворных Богородичных образов. В единичных самостоятельных иконах композиция варьируется и адаптируется на уровне отдельных деталей к др. известным изводам икон Божией Матери. Так, держащий Голгофский крест Младенец изображен на ростовой тронной иконе Божией Матери в местном ряду Успенского собора в Рязани (1701, иконописец Николай Соломонов Вургаров и др.), относящейся к иконографическому типу «Призри на смирение»; икона XIX в. из Нововалаамского мон-ря, близко повторяющая композиционную схему Ушакова, дополнена изображением 7 кинжалов, пронзающих грудь Богоматери, в соответствии с иконографическим типом «Умягчение злых сердец (Симеоново проречение)» - визуализация текста «Сименова проречения» на этой иконе позволяет определять данный извод как Н. и. Изображение, иконографически соответствующее Н. и., но без указания названия имеется в стенописи Благовещенской ц. в Ярославле (на своде сев. окна нижнего света на зап. стене). Росписи традиционно датируются 1709 г. по времени освящения храма, но, очевидно, выполнены позднее. Изображение входит в небольшой цикл икон Божией Матери, выполненных по гравюрам Тепчегорского, но отличается от оригинала традиц. положением рук Богоматери (левая поддерживает Младенца, правая слегка приподнята на уровне груди). Лит.: Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1898. С. 323; Поселянин Е. Богоматерь. С. 594; Каргер М. К. Мат-лы для словаря рус. иконописцев//Мат-лы по рус. искусству. Л., 1928. [Т. 1]: Сб. к 30-летию худож. отдела ГРМ: 1898-1928. С. 126-127. Рис. 3; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Русского музея. СПб., 1995. Кат. 116. С. 191 (описание: А. А. Мальцева); София Премудрость Божия: Выставка рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 26. С. 106-107 (описание: Т. С. Борисова); Симон Ушаков - царский изограф. М., 2015. С. 222-225. Кат. 45 (описание: Т. С. Борисова); С. 358-359. Кат. 90 (описание: Е. В. Уханова). Н. И. Комашко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2716436.html

26 Васильевский В.Г. Материалы по внутренней истории Византийского государства//ЖМНП. 1879. Ч. 202. С. 166; Он же. Лекции по средней истории. 1894. Т. III. С. 11. 31 Васильевский В.Г. Рец. на: Черноморье: Сб. исслед. по ист. геоографии южной России Ф. Бруна. Одесса, 1879. Ч. 1//ЖМНП. Ч. 206. С. 102; Он же. О мнимом славянстве гуннов, болгар и роксолан//ЖМНП. 1880. Ч. 222. С. 143; Он же. Еще раз о мнимом славянстве гуннов//ЖМНП. 1883. Ч. 226. С. 367. 43 Васильевский В.Г. Житие Стефана Нового//ЖМНП. 1877. Ч. 191 (Труды.СП6., 1912. Т. II. С 297–350); Он же. Житие Иоанна Готского//Там же. 1878. Ч. 195 (Труды. Т. II. С 352–427); Он же. Житие Георгия Амастридского//Труды. СПб., 1915. Т. III. С Ш-CXLI, 1–76; Он же. Житие св. Стефана Сурожского//Русско-византийские исследования. СПб. , 1893 Труды. Т. III. С. CXLII-CCLXXVIII, 7–98. 44 Васильевский В.Г. Труды. Т. III. С. CCLXXV-CCLXXXII. 44 а Ševenko J. Hagiography of the Iconoclast Period: Iconoclazm. Birmingham, 1977. Р. 121–125. 46 Васильевский В.Г. Союз двух империй (1148–1155 гг.)//Славянский сборник. Т. II. С. 187 (Груды. Л., 1930. Т. IV. С. 18–138). 51 Васильевский В.Г. [Рец.] Ф.И. Успенский. Образование Второго Болгарского царства. Одесса, 1879//ЖМНП. 1879. ч. 204. 53 См. также его дополненное изд.: Васильевский В.Г. Epirotica saeculi//ВВ. 1896. Т. З. С. 233–299. Источники содержат ценнейшие сведения также по хозяйственной, культурной, этнической истории народов Эпира и Македонии в XIII в. 56 Васильевский В.Г. Законодательство иконоборцев//ЖМНП. 1878. Ч. 199; 1878. Ч. 200; Он же. О синодальном списке Эклоги императоров Льва и Константина//ЖМНП. 1879. Ч. 201; Он же. Материалы для внутренней истории Византии//ЖМНП. 1879. Ч. 202; 1880. Ч. 210; Он же. Книги законные//ЖМНП. 1886. ч. 243. 57 Эти штампы («ставит цель», «ищет средний путь», «стремится доказать») нередко мелькают в западной историографии при упоминании работ бывших «советских», хотя там порой и не «стремились» и не «ставили цель», а повторяли «зады» из Васильевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церк. расколы Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х гг. ХХ ст.- григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Сортавала, 1993 ЦИВ Церковно-исторический вестник/Об-во любителей церк. истории. М., 1998-. 1-. ЦиВр Церковь и время/ОВЦС МП. М., 1991-. 1-. ЦОВ Церковно-общественный вестник. СПб., 1874-1886 Цыпин. Цыпин В. А., прот. Часослов Часослов. М.: Моск. Патриархия, 1980, 1991р. Ц.-слав. шрифт Чиновник Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899 Чиновник Чиновник архиерейского священнослужения: В 2 кн. М.: Моск. Патриархия, 1982. Кн. 1; 1983. Кн. 2. Ц.-слав. и гражд. шрифт Чиновники московские Чиновники московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908 ЧИОНЛ Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. К., 1879-1914. 24 кн. ЧОИДР Чтения в Обществе истории и древностей российских. М., 1846-1848, 1858-1918 [Ранее: Русский ист. сб. (1837-1844. 7 т.), затем ВОИДР (1849-1857)] ЧОЛДП Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1863-1917 ЧП Чрезвычайное происшествие: [Газ.] М., 1991-. Щапов. Правовое наследие Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978 Экземплярский. Князья Сев. Руси Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерк. СПб., 1889-1891. 2 т. ЭС Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890-1907. 41 (82+4) т. ЭССЯ Этимологический словарь славянских языков. М., Вып. ЭСФ Энциклопедия славянской филологии. СПб.; Л., 1908-1929. 12 т. Этюды Этюды по истории древнегрузинской литературы. Тбилиси, 1941-1986. 14 т. (на груз. яз.) Ягич. Служебные Минеи Ягич И. В. Служебные Минеи за сент., окт. и нояб. в церковнослав. переводе по рус. рукописям 1095-1096 гг. СПб., 1886 Ясна Avesta. Yasna. Gathas/Transl., transcr. P. Ichaporia. Womelsdorf (Pennsylv.), 1993. 2 vol. 1 ... ← предыдущая 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=22

К иконам кисти П. или его мастерской совр. греч. исследователи относят 4 иконы из Вел. Лавры и Ватопеда (с поясными фигурами Христа Вседержителя, воинов-мучеников Георгия и Димитрия - Tsigaridas. 2003. Р. 308-311). Под воздействием пластического стиля П., по мнению Д. Мурики, была создана уникальная икона-микромозаика с полуфигурой ап. Иоанна Богослова в золотом сканном окладе и эмалевыми «портретами» святых на полях (ок. 1300, ризница Вел. Лавры, см.: Βοκοτπουλος Π. Ελληνικ Τχνη: Βυζανιτινς Εικνες. Αθνα, 1990. Σ. 111. Πιν. 90; Яковлева М. И. К вопросу о существовании мозаичной мастерской в Фессалонике на рубеже XIII-XIV вв.//Даниловские чт.: Античность - Средневековье - Ренессанс: Сб. 1/Сост.: О. Е. Этингоф, Е. В. Савостина. М., 2018. Ил. 3. С. 186-200). В настоящее время главным предметом научной дискуссии остается подтверждение существования и исторической достоверности П. др. источниками помимо росписей в Протате или Фессалонике. Работы по сохранению этих фресок, их исследование новейшими технологическими методами позволили сделать открытия, напр. возможные остатки греч. литер на одеждах св. воина Меркурия. В сообщениях СМИ за 2016-2017 гг. они были атрибуированы как часть имени Евтихия, что породило гипотезу об использовании имени П. в качестве псевдонима для др. мастеров, в частности Михаила и Евтихия. Лит.: Порфирий (Успенский) еп. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты. К., 1877. Т. 2. С. 29-30; Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греч. и русских. СПб., 1890. С. 82-85; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. M., 2004. С. 51, 53, 55-57; Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. иконописи, изображения Богоматери в произведениях итало-греч. иконописцев и их влияние на композиции нек-рых православных рус. икон. СПб., 1911; Георгиевский В. Т. Фрески Панселина в Протате на Афоне: Альбом с 32 табл. фототип. и 3 цв. снимками по способу Люмьера/[СПб.], Mille G. Les Monuments de l " Athos. P., 1927; Xingopoulos A. Nouveaux temoignages de l " activité des peintres macedoniens au Mont Athos//BZ. 1959. Bd. 52. P. 61-67. Ind. IX; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1983. С. 174; ODB. Vol. 3. P. 1572; Μανουλ Πανσληνος και η εποχ του. Αθνα, 1999; Βασιλκη Μ. Υπρξε Μανουλ Πανσληνος;//Ibid. P. 39-51; Джурич В. Визант. фрески: Средневековая Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 56, 357; Tsigaridas E., ed. Manuel Panselinos: From the Holy Church of the Protaton: Cat. Thessal., 2003; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημεακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 24, 47; Βαφειδης Κ. Το Πρωττο ως κομβικ μνιμεο της στερης βυζαντινς ζωγραφικς//ΑΤ. 2015. Τ. 2. Σ. 171-192.

http://pravenc.ru/text/2578831.html

Особое значение для истории Кормчей книги имеет переписанный с «Суздальских правил» кодекс ГИМ. Воскр. 28, к-рый был положен в основу 1-го издания Кормчей. При подготовке публикации использовалась также «суздальская харатейная» рукопись, о чем свидетельствует помета в печатной Кормчей: «из суздальской харатейной» (Кормчая. М., 1653. Л. 222 об.; помета относится к одной из редакций правила, приведенного в печатной Кормчей в 2 редакциях). «Суздальская харатейная» рукопись упоминается также в маргиналии в Кормчей Успенского собора (ГИМ. Усп. 21/173. Л. 145 об.): «Сие правило списати из суздалскои харатеинои, тамо лучше». Печатная Кормчая неоднократно переиздавалась до 1839 г. и служила основным источником канонического права в России. Ист.: ПСРЛ. Т. 8. С. 151, 162-163, 169-173, 175, 178, 201-203; Т. 9. С. XIV; Т. 12. С. 116, 142, 146-147, 153-154, 193-196; Т. 22. Ч. 1. С. 464, 468, 485, 488-489, 492, 496-498; Т. 23. С. 179, 191, 193; Т. 24. С. 186, 194, 197; Т. 25. С. 279, 292, 295-296, 301, 323-326; Т. 26. С. 243, 247-248, 252, 258-261; СбРИО. СПб., 1882. Т. 35. 24. С. 134; РИБ. СПб., 1908. Т. 6. 84. Стб. 631-634; 88. Стб. 657-670; 89. Стб. 671-674; 91. Стб. 679-684; 110. Стб. 745-748; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 54, 74, 78, 86; АСЭИ. М., 1958. Т. 2. 474. С. 513; 476. С. 515; Покровская В. Ф. Летописный свод 1488 г. из собрания Н. П. Лихачева//ПКНО, 1974 г. М., 1975. С. 31-32; РФА. Ч. 1. 2. С. 64-65; 52. С. 189-191; Ч. 2. 77. С. 252-253; 79. С. 258-259; Ч. 3. 38. С. 108-109. Лит.: Шляпкин И. А. Описание рукописей Суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря. СПб., 1881. С. 53-54; Диев М. Я. Суздальская иерархия. М., 1892. С. 47-48. (Мат-лы для истории Рус. Церкви; Вып. 4); Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 29-30; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 183; Щапов Я. Н. Византийское и южнослав. правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. C. 152-153, 266-267; Белякова Е. В. Особые редакции сборника XIV титулов в византийско-слав. традиции//Церковь в истории России. М., 1999. Сб. 3. С. 37-38; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002. С. 148, 156; Каталог слав.-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2005. Вып. 1. С. 293-313, 455-456.

http://pravenc.ru/text/187694.html

1980. С. 243, 249). В большей степени соответствуют традиции изображения К. в составе многофигурной композиции на доске-надставке более раннего житийного образа прп. Сергия Радонежского из Троице-Власьевской ц. в Ярославле (кон. XVII в., ЯХМ). В иллюстрациях «Сказания о Мамаевом побоище» К. в богослужебных одеждах или мантии, с нимбом, дает советы вел. кн. Димитрию Донскому, благословляет его в Успенском соборе, провожает у ворот Москвы и встречает после Куликовской битвы ( Филатов В. В. Изображение «Сказания о Мамаевом побоище» на иконе XVII в.//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 397-408; Болотцева И. П. «Сказание о Мамаевом побоище» на иконе «Сергий Радонежский с житием» XVII в.//Куликовская битва в лит-ре и искусстве: [Сб. ст.]. М., 1980. С. 120-128; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля. М., 2009. Т. 1. Кат. 95). Образ К. присутствует на лубочных картинках и в иллюстрациях лубочных книг на ту же тему ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 23-52; Пушкарёв Л. Н., Сидорова Л. П. Повести о Куликовской битве в рус. лубочной картинке и книжке XIX - нач. XX в.//Куликовская битва в лит-ре и искусстве. М., 1980. С. 129-153). В совр. церковном искусстве К. изображается на иконах Собора Русских и Московских святых. Ряд его образов создан для московской ц. Св. Троицы в бывш. митрополичьем с. Троице-Голенищеве (Храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, г. Москва. М., 2010. С. 2, 19, 34, 37). На одной из икон митрополит представлен в рост с воздетыми руками (вероятно, под воздействием «зарайского» типа иконографии свт. Николая Чудотворца и близких изображений др. святителей, в т. ч. Московских), в варианте, широко распространенном в XVI-XVII вв.: с длинной бородой, в саккосе и архиерейской шапке на фоне храма в Троице-Голенищеве и кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы г. Велико-Тырново, куда в 2009 г. был послан подобный образ. На иконе из деисусного чина иконостаса главного храма К. представлен с развернутым свитком, в белом клобуке и фелони-полиставрии, к-рые известны по поздним изображениям, но не соответствуют историческим реалиям.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь вмч. Пантелеимона. Рисунок сев. фасада. XIX в. Церковь вмч. Пантелеимона. Рисунок сев. фасада. XIX в. (Пантелеев), находился в 3 верстах к югу от Людина конца Новгорода, рядом с оз. Мячино. Основан кн. Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем (вел. князь Киевский в 1146-1149, 1150, 1151-1154) при посещении им Новгорода, где в 1117-1136 гг. княжил его старший брат, блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Мстиславич . Н. П. м. был устроен неподалеку от княжеского Юрьева новгородского монастыря , на противоположном от княжеской резиденции Городище левом берегу р. Волхов, на возвышенном месте, впосл. названном Горка. Новую обитель кн. Изяслав Мстиславич посвятил своему небесному покровителю вмч. Пантелеимону ( Соколов Пл. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 81; Актовые печати. Т. 1. С. 103-104; Кучкин В. А. Чудо св. Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха//Россия в средние века и Новое время: Сб. ст. к 70-летию Л. В. Милова. М., 1999. С. 50-82; Назаренко. 2001. С. 585-616; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Траектория традиции: Главы из истории династии и Церкви на Руси кон. XI - нач. XIII в. М., 2010. С. 22-27). Учредительная грамота кн. Изяслава сохранилась в позднейших списках XVI-XVIII вв. Согласно этому акту, по благословению еп. Новгородского свт. Нифонта («се аз князь великыи Изяслав Мьстиславичь, по благословению епискупа Нифонта испрошав есми у Новагорода святому Пантелеимону землю…») обитель получила с. Витославлицы со «смердами», а также поле Ушково до р. Прость (ее рукав впадает в Волхов между Юрьевым мон-рем и Перынским скитом). Грамота содержит подробное обозначение границ владений новоучрежденной обители (ГВНиП. 82. С. 141; Корецкий. 1955. С. 204; Семёнов. 1959. С. 247). Н. П. м. получил от кн. Изяслава иммунитетные права: никому не было позволено «вступатися» в его владения («землю, пожню и тони»); ловить рыбу рядом с мон-рем разрешалось только по благословению игумена; «смерды» с. Витославлицы платили подати только настоятелю и братии Н. П. м.

http://pravenc.ru/text/2577785.html

Почитание К. О. как отдельно, так и вместе со св. Седмочисленниками сохранялось в Охридской архиепископии, а после ее упразднения (1767) получило широкое распространение среди болгар в период болг. возрождения. В XIX в. К. О. было посвящено мн. статей в болг. изданиях, особенно в газ. «Македония», которую издавал П. Р. Славейков в К-поле ( Стоянов. 1966). О почитании К. О. в средние века в Хорватии, Чехии, на Руси, в Молдавии и Валахии неизвестно, хотя периодически в научной лит-ре поднимается вопрос о его существовании ( Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Кирилло-мефодиевский след в поставлении на митрополию Климента Смолятича (1147)//Miscellanea Slavica: Сб. ст. к 70-летию Б. А. Успенского. М., 2008. С. 130-149; Турилов. 2009). Освящать во имя К. О. храмы начали еще в период раннего средневековья, в основном в Охриде и его окрестностях. Прежде всего в его честь был переименован мон-рь во имя вмч. Пантелеимона в Охриде. Ему также были посвящены храмы св. Климента Старого «большой» и св. Климента Старого «малый» (1378), храмы в с. Климещани и в с. Издеглавье близ Охрида, мон-рь в с. Белица близ г. Струга, параклис в здании митрополии в Битоле, а также храмы в Боснии и Герцеговине: в с. Сливинци и в с. Мостаче ок. г. Требине ( Иванов. С. 1931. С. 42; Митревски. 1966. С. 57; Джурич. 2000. С. 264, 426-427). Во имя К. О. в 1990 г. в Скопье был освящен кафедральный собор непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви. В память о просветительской деятельности К. О. его имя носит университет в Софии. Переводческая деятельность и творчество Переводческая деятельность и творчество К. О. тесно связаны с миссией просвещения болгар. Исходя из сообщения Димитрия Хоматиана, что К. О. придумал «другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрел премудрый Кирилл» ( Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 273), П. Й. Шафарик сделал вывод, что К. О. создал кириллицу, однако другие исследователи считают, что либо он видоизменил глаголицу, либо автор Жития имел в виду переписывание кириллических текстов и преподавание письма (обзор версий см.: Бояджиев. 2000. С. 86-89). Скорее всего (особенно с учетом специфики истории бытования слав. письма в Охридской архиепископии в X-XIII вв.) К. О. использовал глаголический алфавит.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010