Обычно на открытие выставок, как и сейчас, приглашались высокопоставленные особы. Выставку открыла одна из самых известных благотворительниц дома Романовых - Великая княгиня Мария Павловна, супруга великого князя Владимира Александровича/сына российского императора Александра II/. Сам Великий князь Владимир Александрович дважды посетил выставку, осмотрел разделы,  приобрел восковые свечи  Валаамского монастыря, а также получил в подарок икону. Выставка работала довольно продолжительное время (1,5 месяца) и ежедневно ее посещали священники, представители царствующего дома, члены Священного Синода, прихожане.  Выставку нельзя назвать общедоступной, т.к. входная плата была довольно высока – 50 коп, дети и учащиеся платили половину суммы (напомним,  что заработная плата квалифицированного рабочего составляла в это время 20-25 руб.). Разнообразной была культурная программа выставки. Это были, главным образом, концерты духовной музыки в исполнении церковных хоров, кроме того, проходили концерты известных музыкантов и исполнителей. Интересно, что 1 апреля демонстрировался фильм о Саровских торжествах по канонизации св. прп Серафима Саровского. Участники выставки получили награды: по разделу монастырских работ почетные дипломы (Grand prix) получили Ново-Тихвинский горно-Уральский женский монастырь и Балашовский Покровский женский монастырь, большие золотые медали – Московский Ивановский женский монастырь и Санкт-Петербургский Воскресенский Новодевичий монастырь, малые золотые медали – Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь, Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Киево-Покровский женский монастырь и др.  Московская Синодальная типография Высшую награду Grand prix получила  за художественное печатание, изящные переплеты, серебряные украшения для Евангелия и Апостола  и редкое собрание старопечатных книг в типографской библиотеке. Высшую награду Grand prix получил художник и иконописец Василий Павлович Гурьянов.  В.П. Гурьянов  участвовал в реставрации икон Московского Успенского собора (1896 г.), по заказу  Государя Императора  написал иконы, украсившие в 1903 году раку и сень над мощами св. преподобного Серафима Саровского, а позднее  в 1906 году в Успенском соборе Саровской пустыни отреставрировал 150 икон. На выставке им была представлена богатая коллекция работ, 12 икон из этого собрания приобрела  Императрица Александра Федоровна. Интересно, что высокие награды, полученные на этой выставке, в дальнейшем были подтверждены на международном уровне. Например, издание «История России в портретах по столетиям», подготовленная Покровской общиной сестер милосердия, в этом же 1904 году получила золотую медаль на Парижской выставке.

http://radonezh.ru/analytics/pravoslavny...

Построенный в 1200 году, Успенский собор много раз переделывался; после окончательной реставрации он был освящен 1902 году. Любитель древне-русского искусства найдет здесь весьма много примечательного. Стены расписаны сверху до низу. Здесь и Страшный суд, и праздники двунадесятые, и символы веры, и акафист Божией Матери. Акафист начинается на южной стене от иконостаса и идет в два ряда до западной стены, которая занята по обычаю изображением картины Страшного суда и оканчивается на северной стене, где картины акафиста тоже идут в два ряда. В алтаре на своде изображена песнь: «Ныне силы небесныя», где ангелы в церковных облачениях совершают великий выход с дарами. Из икон .замечательны в особенности те, которые составляют дар патриарха Иосифа: в иконостасе — икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, письма XV века, обложенные по полям басемным серебром. Кроме храма Успения в монастыре стоит отдельно теплая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами святого Иоанна Златоуста и мученика Аврамия. В этой церкви замечательны старинные царские ворота с мелкой резьбой искусной работы XVI века и икона Спасителя, сидящего на престоле с Евангелием в руках, около которого изображены коленопрекланенные в молитвенном положении святой Александр Невский в схиме и мученик Аврамий; икона — дар патриарха Иосифа. Ризница монастыря довольно богата утварью; в ней есть замечательные древние предметы, все — дары патриарха Иосифа. В 3-е воскресенье по Пасхе совершается крестный ход вокруг монастыря. При монастыре школа, рукодельная мастерская и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Успенский Княгинин монастырь появился во Владимире в ту пору, когда Владимирский великокняжеский трон занимал сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич " Большое гнездо " , княживший с 1176 по 1212 год. Двенадцать детей родилось в его браке с дочерью чешского князя Марией Шварновной. Боголюбивая Мария Шварновна и стояла у истоков Княгининой обители. После рождения последнего ребёнка в 1198 году княгиня слегла в тяжёлом недуге, уже не оставлявшем её до самой смерти, на протяжении восьми лет. Тогда-то она и задумала устроить женский монастырь, где смогла бы принять монашеский постриг и найти вечное упокоение. В 1200 году был заложен каменный храм на участке, приобретённой Мирией Шварновной в северо-западной части города, рядом с земляным валом, - в сентябре 1202 года собор освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В марте 1206 года святая благоверная княгиня приняла иноческий образ в новой обители, а спустя восемнадцать дней отошла в жизнь вечную. Похоронили княгиню Марию (в схиме Марфу) в построенном её заботами соборе. Как существовал первые три века монастырь, мы не знаем - ценнейший монастырский архив пропал в начале XVII века, в эпоху русской Смуты, о чём есть указание в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 1650 года.

http://sobory.ru/article/?object=05331

Детство маленького Юрия было, по всей видимости, очень хорошим. У него появились в скором времени еще трое младших братьев, которые, слава Богу, выжили, а матушка их старалась уделять внимание всем детям; и Юрий, по свидетельству летописи, был очень ею любим. Вообще же великая княгиня Мария, носившая загадочное отчество Шварновна (ее отец был то ли из племени яссов (древних осетин), то ли (менее вероятно) из чехов) была женщиной очень доброй, богобоязненной, нищелюбивой и «оказала колоссальное влияние на всех своих сыновей, которых воспитывала в христианской любви и милосердии» ; она основала женский Успенский Княгинин монастырь во Владимире, существующий и поныне, и сама в конце жизни приняла монашество, а перед самою кончиною была пострижена в схиму с именем Марфы. Характерно то, что, когда тяжело больная княгиня, чувствуя, очевидно, приближение смерти, отправилась для пострига в основанный ею Княгинин монастырь, ее сопровождали и супруг, и любимая дочь, уже замужняя Всеслава, которая «бе приехала ко отцю и матери своеи» , чтобы быть рядом в такой важный и скорбный момент, и семнадцатилетний сын Юрий. Так провожают в вечность только в очень любящих и хороших семьях. Когда тяжело больная княгиня отправилась для пострига в Княгинин монастырь, ее сопровождали и супруг, и любимая дочь Отец же Юрия, князь Всеволод Большое Гнездо, был тот самый князь, что, по свидетельству автора «Слова о полку Игореве», мог «Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти». Но его несомненная сила и могущество сочетались с благочестием, разумом и милосердием. Он был великим князем в прямом смысле слова, его власть реально признавали многие удельные «молодшие братья», его знали и уважали далеко за пределами Руси. Как раз в те годы, когда родился Юрий Всеволодович, во Владимире сооружался знаменитый Дмитриевский собор, и по сей день поражающий зрителя своей удивительной красотой, возводились храмы в Дмитрове и Москве, перестраивался после пожара Успенский собор Владимира, сооружались укрепления в городах, строились монастыри. Однако и это грандиозное правление не было спокойным: усобицы продолжались. Князю Всеволоду пришлось обороняться от посягательства на свой, Владимирский, престол, а после кончины Киевского князя он включился в борьбу за киевский княжеский стол, которая растянулась надолго, до 1210 года, когда, наконец, произошло примирение.

http://pravoslavie.ru/158696.html

В 1923 г. Княгинин монастырь был принудительно закрыт репрессивными органами советской власти: ликвидация монастыря производилась в течении восьми месяцев с марта по ноябрь 1923 г. и сопровождалась разграблением имущества обители и ее насельниц. Монахини были изгнаны из своих келий, отданных под заселение ответственным работникам аппарата советской власти и компартии. В связи с закрытием монастыря и созданием поселка для новой бюрократической элиты ликвидировали также и монастырское кладбище. В 1923 г. Княгинин монастырь как территориальную единицу в границах города переименовали в поселок имени Воровского.  В 1992 г. Успенский Княгинин монастырь был вновь возрожден как иноческая женская обитель Владимирской епархии. Настоятельницей монастыря стала монахиня Антония (Шаховцева). В Успенском соборе Княгинина монастыря, чудесно расписанном в XVII в. артелью знаменитых мастеров, находятся величайшие духовные святыни русского народа - икона Боголюбивой Божией Матери (первое русское иконописное изображение, созданное по указанию св. блгв. кн. Андрея Боголюбского) и мощи святого мученика Авраамия Болгарского. Из книги: Минин С.Н., священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (Х-ХХвв.).- Владимир: 2004. С. 11-13 Княгинин Успенский монастырь, 1 класса, в городе Владимире. Основан в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича. В 1311 году монастырь был разорен татарами; возобновлен в начале XVI века; в 1855 году пострадал от пожара; в 1865 году возобновлен. Монастырский соборный храм — в честь Успения Божией Матери с приделами Благовещенья и Рождества Христова. Здесь почивают мощи Аврамия Болгарского (см. 1 апреля) и погребены княгиня Александра, первая супруга Александра Невского, княгиня Васса, вторая его супруга и дочь Евдокия. За левым клиросом на столпе помещается древняя икона святого мученика Аврамия; она служила иногда вместо гробовой доски над мощами страстотерпца. Здесь же находится гробница княгини Марии, основательницы монастыря, и других князей и княгинь, здесь погребенных.

http://sobory.ru/article/?object=05331

В угловых крестовых сводах представлены огромные изображения Христа, Богоматери и Саваофа. Но самое сильнео впечатление производит изображение сцены Страшного суда, расположенное на западной стене собора. В отличие от Дмитриевского и Успенского соборов, где подобная композиция делилась на части и была написана на сводах, арках и столбах, в этом храме художникам представилась возможность использовать обширную поверхность гладкой стены. Композиция «Страшный суд» выполнена мастерски. Художники умело преодолели сложность сюжета и создали ясную, многосоставную композицию, хорошо понятную зрителям. Эта огромная фреска привлекала внимание и художественностью исполнения. Колорит росписи наполнен вишнёво-красными, пурпурно-фиолетовыми, зеленовато-голубыми и золотистыми тонами. Формы изображений отточены, фантастические и реальные существа выглядят хрупкими и изящными. Люди и небожители выглядят слегка встревоженными. Гармонируя с интерьером храма, роспись создает радостное настроение несмотря на мрачную суть сюжета. Дореволюционные фотографии Успенского собора печально удивляют несоразмерностью здания, которая возникла после его надстройки дополнительным высоким барабаном с луковичной главкой. Четырёхскатная крыша, скрывшая два яруса кокошников, и вовсе превращает храм в своеобразный " сундук " . В 1920-х и 1959-1960 годах все эти наслоения были убраны, и собор вернул себе удивительную стройность. Три апсиды, из которых центральная превышает своими размерами боковые, поднимаются почти на высоту основного четверика. В них прорезаны щелевидные окна-бойницы; верх украшен профилированным карнизом и типичным декоративным поясом, " рифмующимся " с декоративным поясом барабана. Это один из основных (если не основной) элементов скупого и вместе с тем стилистически изысканного оформления храма. Симметрия южного и северного приделов Успенского собора весьма приблизительна. " Общая " их форма почти совпадает, но в своих архитектурных линиях южный придел более разнообразен. В 1820-х годах приделы были соединены обширной западной папертью-притвором.

http://sobory.ru/article/?object=01780

После краткой литии и обычных многолетий великая княгиня Елизавета Федоровна коленопреклоненно молилась около раки княгини-инокини Анны, и присутствующие вторили ей своей молитвой: « Молим Господа вместе с Тобою и множеством русских богомольцев, стекшихся со всех концов земли русской на поклонение к раке честных мощей праведницы: да подаст Тебе Господь благодатное утешение терпеливо нести с нею Твой тяжкий крест, да упокоит во Царствии своем родного Тебе и нам Великого Князя-мученика. Молим Господа, да хранит Он милосердными молитвами праведницы чада Церкви Своей в вере и благочестии, Отечество наше в мире и всяком довольстве, под крепкою державою Благочестивейшаго Самодержца Земли Русской, на многая-многая лета! » Затем великая княгиня изволила обозревать собор, его древности и святыни. Относительно самого собора, имеющего величественный вид, сравнительно богато и довольно изящно обставленного и украшенного, Ее Высочество восхищенно сказала: « Прекрасный собор! » Великая княгиня обратила особое внимание на шитый шелками покров, сработанный руками царевен – сестер царя Алексия Михайловича, являющийся ныне вещественным и нелицеприятным свидетельством того, что прещение на имя благоверной княгини действительно было наложено из-за перстосложения. Царевны на этом покрове правую руку благоверной княгини Анны вышили с двуперстным сложением, но руку с таким перстосложением, очевидно позднее, закрыли твердо пришитою сверху новой дланью, на которой пальцы сложены уже триперстно. Эта подробность выяснилась незадолго до праздника, при оправлении покрова и внимательном его рассмотрении. Старообрядцы просили высокопреосвященного Алексия снять нашитую десницу, что он и разрешил сделать. Пробыв в соборе около получаса, Елизавета Федоровна при пении концерта отбыла в Сретенский женский монастырь. Около собора толпы народа приветствовали августейшую паломницу громким «ура!». В три часа пополудни великая княгиня посетила Успенский собор, в коем обозревала могилу благоверной Анны и затеплила здесь свечу. Свеча эта была ответом на речь настоятеля собора, отметившего, что настоящий каменный Успенский собор в честь благоверной княгини Анны устроен, по повелению царя Алексия Михайловича, на «царскую казну», но затеплить в нем у могилы праведницы свечу ни самому царю Алексию Михайловичу, ни другому кому из царской фамилии, по известным обстоятельствам, не доводилось. Эта честь выпала великой княгине Елизавете Федоровне.

http://pravmir.ru/knyagini-promyslitelna...

4. «Успенская церковь (ставропигиальная Церковь Успения Пресвятой Богородицы), Львов, под юрисдикцией УАПЦ...» После самоупразднения самосвятской структуры «УАПЦ» на храмовое сооружение вправе претендовать как Антиохийская патриархия, так и Русская Православная Церковь (РПЦ). Дело в том, что основал знаменитое Львовское Успенское православное братство Антиохийский патриарх Иоакимом И «ставропигиальная» относится именно к Антиохийской патриархи. В неправославном окружении это имело особое значение. С другой стороны именно благодаря московскому царю возник сам храм - архитектурный шедевр на улице Русской. В память об этом в храме находится изображение российского двуглавого орла: значительную сумму на строительство церкви внёс царь Фёдор Иоаннович (разумеется, с подачи Бориса Годунова) в 1592 году. К слову, Фанар в Стамбуле получил средства на строительство церкви из тех же рук. Прежний храм Константинопольского патриарха находился в другом месте и сгорел. 5. «Манявский скит (Манявский Кресто-Воздвиженский мужской монастырь) с. Манява, Ивано-Франковская обл, УПЦ КП...» Являлся одним из духовных центров православия в Галиции. Основан был в 17 веке афонским монахом преподобными Иовом Княгиницким и игуменом Манявским Феодосием. Подвижники канонизированы УПЦ МП в 1994-м. Есть данные, что в монастыре (по состоянию на 2015-й) было «12 филаретовских монахов». Если так, каким духом они дышат под началом у анафемы, остаётся «интересным вопросом». 6. «Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь, г. Корец, Ровенская обл, РПЦ...» К Корецкой святыне во все века тянулись грязные руки. Эта обитель - вожделенная мечта Филарета-Денисенко. Из-за его (в ту пору митрополита Киевского) конфликта с настоятельницей монастыря в 1984 году Патриарх Московский и всея Руси Пимен предоставил Корецкому монастырю статус ставропигиального, перевёл в прямое подчинение патриарха. Желание новоцерковников завладеть им - понятно. Попытка отнять у верующих монастырь вызовет протест, градус которого предопределить непросто.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/30/sp...

В 1853 году при помощи генерала-майора Николая Митрофановича Черкеза и его семьи на средства княгини Елены Михайловны Кантакузиной, на территории монастыря была построена вторая каменная церковь. Она была освящена 6 декабря того же года в день святителя Митрофана Воронежского. В 1911 году эта церковь была достроена игуменом Ионом. 9 марта 1873 года Александр II утвердил положение, регламентирующее передачу бессарабских поместий запрутских монастырей в ведение России. 7 июля того же года был составлен акт о передаче в государственное управление «имения принадлежащего монастырю Св. Гроба Господня» и его принятия в ведение Херсонско-Бессарабского Управления Государственными имуществами. Прилагаемая опись сообщает: В поименованных имениях состоит: удобной земли 11 399 десятин, лесной 1113 десятин, неудобной 246 десятин, а всего: 12 759 десятин. Кроме того во владении Каларашовского монастыря состоит: удобной земли 153 дес. 400 сажен, лесной 151 дес. 2050 сажен, неудобной 5 дес. 400 с., а всего более 31 десятины. Эта земля оспаривается со стороны монастыря Святого Гроба и дело находится в рассмотрении Правительствующего Сената… В 1916 году, во время Первой мировой войны, монахов отсюда переселяют в Добрушский монастырь, а вместо них, с благословения архиепископа бессарабского, переводят русских монахинь из монастыря в польском городе Виров во главе с игуменьей Амвросией. 19 октября 1918 года она возвращается в Россию. По синоидальному указу от 7 ноября 1918 года, в связи с трудными обстоятельствами того времени, в монастыре было введено общежитие сестёр. Игуменьей стала монахиня Нонна, потом Ираида и другие. 1 октября 1919 года настоятельницей стала игуменья Таисия, при которой монастырь строился и расширялся, а количество сестёр увеличилось до 120. Во времена настоятельницы Таисии в монастыре было 2 церкви, 4 корпуса для келий, пасека, 50 гектаров земли, 3 га виноградника и сада, 40 га леса. Николай Константинеску в монографии «Сорока» (1943) сообщает, что большевики в 1940 году прогнали всех сестёр из монастыря, а их настоятельницу игуменью Акилину Попову выбросили ночью в Днестр. Через некоторое время монахини вернулись и к 1943 году их число достигло 100. Тогда у монастыря было 50 га земли, 31 га садов и виноградников, маслобойня и водяная мельница.

http://sobory.ru/article/?object=18058

Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф. Н. Плевако: «Мы — русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными… и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут. … Прежде всего, цифры, сообщаемые священниками приходов, указывают на следующие нужды: 1) надо призреть 88 стариков и немощных; 2) надо везде лечить народ, лишенный в Эстляндии врачебной помощи; 3) надо создать приют для сирот (22 круглых, 84 не имеющих одного из родителей) и образцовую школу для эстонских православных девочек, из которых могли бы получиться школьные учительницы». 29 апреля 1891 году последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение православной церкви. 15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. К этому дню заботами княгини Е. Д. Шаховской на Богородицкой горе был окончен новый деревянный дом для помещения сестёр. В этот же день Александр III подарил богатые священнические облачения в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался приём больных в устроенной при общине лечебнице. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия. Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь. 1894—1980 годы [ править править код ] Ансамбль монастырский построек спроектировал архитектор М. Т. Преображенский. Кроме келейных корпусов, он включает Трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895), ограду со Святыми воротами.

http://azbyka.ru/palomnik/Пюхтицкий_Успе...

Здесь погребён один из благодетелей монастыря — русский государственный, общественный и культурный деятель, губернатор Эстляндии князь Сергей Владимирович Шаховской. Его вдова — княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская — поставила храм во имя преподобного Сергия Радонежского (1895) с усыпальницей князя. Спустя 45 лет она сама нашла здесь последний приют. Главный Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен позже, в 1908—1910 годах (архитектор А. А. Полещук), на месте первоначального малого храма. В 1920-1930-е годы обитель находилась на территории независимой Эстонии. После Второй Мировой войны власти СССР были вынуждены признать за монастырями право на существование. В первые послевоенные годы помощь монастырю оказывал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). С 1961 года большую заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). По его инициативе в монастыре построен дом для «представительских целей» с домовой церковью Свт. Алексия и вмц. Варвары (1986). После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального. 1990 — настоящее время [ править править код ] В 1989 году открыто подворье Пюхтицкого монастыря в городе Когалыме. В монастыре построен крестильный храм Иоанна Предтечи и священномученика Исидора Юрьевского (1990). В Москве при храме Николая Чудотворца в Звонарях открыто подворье Пюхтицкого монастыря. В 2006 году в обители перезахоронены останки архиепископа Нарвского Евсевия (Гроздова) В настоящее время (2012 год) в обители около 120 монахинь и послушниц. Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Контакты [ править править код ] Kuremäe küla Illuka vald Ida-Virumaa 41200 ESTONIA E-mail: kloster.ee@gmail.com Телефон: +372 337 0715 http://www.puhtitsa.ee/ Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён

http://azbyka.ru/palomnik/Пюхтицкий_Успе...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010