архим. Арсений (Завьялов) I. Местоположение монастыря и его окрестность Кашинский Димитровский мужской заштатный монастырь находится в города Кашине 1 Тверской епархии, расположен на отлогой возвышенной местности по берегу реки Кашинки, на западном её изгибе. С юго-востока река Кашинка отделяет его от главной торговой части города: северо-восточною стороною примыкает к большому оврагу и протекающему в нём Богословскому ручью; на северо-западе, по направленно ограды, линии домов городских жителей; с юго-западной стороны – огороды и улица, под названием „Конюша» от бывших тут Княжеских конюшен. Монастырь находится среди города и со всех сторон окружен многочисленными приходскими церквами. Так, за рекою Кашинкою на юго-восток, в близком от монастыря и одна от другой расстоянии пять церквей на торговой площади: Церковь Богоявления Господня, двухэтажная, одна из лучших церквей в городе. Троицкая церковь . Здесь в зимнее время происходят внебогослужебные собеседования, в которых принимают участие священники приходских церквей, по назначению благочинного. Церковь Нерукотворного Спаса двухэтажная, в древности называлась „Рождество, что на четырёх улицах“. Покровская церковь , больше известная под именем Макарьевской. Далее за торговыми рядами и земляным валом в бывшем старинном укреплении 2 две церкви: Воскресенский собор и Успенская церковь . Собор Воскресенский штатный, бесприходный, причисляется к кафедре Тверских архиепископов, которые именуются Тверскими и Кашинскими. Здание Воскресенского собора, с массивною и высокою при нём колокольнею, находится на берегу реки Кашинки среди древней крепости и, возвышаясь своею колокольнею над всеми церквами, главенствует над всем городом. В нем почивают мощи блаженной княгини Анны Кашинской 3 . Рядом с Воскресенским собором Успенская церковь , прежде бывший Успенский собор, при котором был прежде и женский монастырь. На восток от монастыря, на высокой береговой горе по направленнию к северу три церкви: Благовещенская, больше известная под именем Никольской, с отдельно поставленною столпообразною колокольнею, с малыми на ней окнами и шпицеобразным верхом: Рождественская и Преображенская, иначе называемая Ильинскою, замечательная красивою колокольнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Туропинский, в половине XVIII в. приписан был к Низкиничскому монастырю. 59) Мильчанский, в с. Малой-Мильче, дубненского уезда. К нему приписан был Перекальский монастырь. 60) Злочевский, в дубненском уезде. 61) Дорогобужский, в с. Дорогобуже, острогского уезда. В 1834 г. передан в ведение православного духовенства. VII. В Подольской губернии : 62) Малиовецкий, в с. Малиовицах, ушацкого уезда. 63) Грановский, близ м. Гранова, гайсинского уезда. 64) Коржевецкий, в селении Коржевцах, летиченского уезда, осн. в 1742 г. 65) Немеровский, при м. Немерове, брацлавского уезда; построен иждивением графа Винцентия Потоцкого; в 1783 г. обращен в женский; в 1795 г. в православный. VIII. В Царстве Польском : Холмский Рождество-Богородицкий, при епископской кафедре; основан при бывшем православном кафедр. соборе в самом начале унии; сгорел в 1638 г., но епископ Мефодий Терлецкий возобновил его и учредил при нем гимназию и новициат; вызвал из Литвы в Холм Якова Сушу и назначил настоятелем соседнего с Холмом Спасского монастыря в с. Столпе. Суша в 1646 г. составил описание чудес от Холмской иконы Божией Матери и издал под названием: Phoenix redivivus. Епископ Суша устроил при Холмской Успенской церкви женский монастырь базилианок. Закрыт в 1865 г. 65) Базилианский монастырь в г. Беле (ныне Седлецкой губернии) устроен в конце XVIII в. княгиней Катериной Радзивил из Собиесских. В начале XVIII в. в него перенесены были из Полоцка мнимые мощи Кунцевича. Закрыт в 1865 г. В конце XVII же века обращен на унию православный Преображенский монастырь в г. Люблине, закрытый также в 1865 г. Замостьский, в г. Замостье, основан в начале XVIII в. при церкви св. Николая (бывшей православной). При монастыре было братство. Упразднен в 1865 г. (Н. Петрова: Забытые иноческие обители. Киев. Стар. 1883 г. т. III). 67) Варшавский униатский монастырь и при нем Онуфриевское братство. Закрыт в 1865 г. Женские базилианские монастыри: Гродненский Рождество-Богородицкий в г. Гродне, осн. в I-й половине XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  Храм Отца Креста Сохранилось предание, что на месте, где сейчас стоит один из самых древних храмов Тбилиси, жила, просвещала и исцеляла людей святая равноапостольная Нина. И сейчас при Храме Отца Креста действует женский монастырь святой Нины. В V веке царь Вахтанг Горгасали построил здесь храм Святого креста «Голгофа». В конце XIV века первый храм разрушил Тамерлан. Нынешнее здание XVI века, сильно пострадавшее после взятия Тбилиси Агой Мохаммед-ханом, отремонтировано в 1825 году. До 1921 года храм входил в юрисдикцию иерусалимского патриарха, многие века был подворьем монастыря Святого креста Иерусалима, землю для которого подарил первому грузинскому царю Мириану III сам император Константин (он же содержал его на свои средства) — отсюда родилось название Отец креста. В советские годы в монастыре хранили книги. С конца восьмидесятых годов ХХ века храм снова стал действующим.   Храм Метехи, Успенская церковь Визитная карточка Тбилиси - каменный всадник на высоком берегу Куры в самом центре старого города и за ним — древний храм. Памятник основателю Тбилиси святому царю Вахтангу Горгасали , давшему Грузинской Церкви независимость от Антиохии , был открыт недавно, в 1967 году, а Метехская Успенская церковь основана ещё в XII веке. По преданию, в этом храме молилась царица Тамара. В конце XIII beka святыня пережила сильный пожар. В 1235 году храм пострадал от монголов, был отстроен, но во время персидского погрома в 1795 году опять горел, пропала храмовая икона. В разное время святыню восстанавливали. Нынешнее здание из красного кирпича XVI-XVII века в XIX веке служило казармами казачьего полка. Когда в середине ХХ века сносили остатки находящейся рядом древней крепости, церковь едва не обрушилась. Лишь в конце 80-х годов прошлого века Метехи отреставрировали и вернули Грузинской Православной Церкви. На территории Церкви Метехи покоятся останки мученицы княгини Ранской Шушаники. Храм также связан с именем святого мученика Або Тбилисского, небесного покровителя столицы Грузии.

http://foma.ru/gruziya-10-svyatyin-kotor...

В 1853 году при помощи генерала-майора Николая Митрофановича Черкеза и его семьи на средства княгини Елены Михайловны Кантакузиной, на территории монастыря была построена вторая каменная церковь. Она была освящена 6 декабря того же года в день святителя Митрофана Воронежского. В 1911 году эта церковь была достроена игуменом Ионом. 9 марта 1873 года Александр II утвердил положение, регламентирующее передачу бессарабских поместий запрутских монастырей в ведение России. 7 июля того же года был составлен акт о передаче в государственное управление «имения принадлежащего монастырю Св. Гроба Господня» и его принятия в ведение Херсонско-Бессарабского Управления Государственными имуществами. Прилагаемая опись сообщает: В поименованных имениях состоит: удобной земли 11 399 десятин, лесной 1113 десятин, неудобной 246 десятин, а всего: 12 759 десятин. Кроме того во владении Каларашовского монастыря состоит: удобной земли 153 дес. 400 сажен, лесной 151 дес. 2050 сажен, неудобной 5 дес. 400 с., а всего более 31 десятины. Эта земля оспаривается со стороны монастыря Святого Гроба и дело находится в рассмотрении Правительствующего Сената… В 1916 году, во время Первой мировой войны, монахов отсюда переселяют в Добрушский монастырь, а вместо них, с благословения архиепископа бессарабского, переводят русских монахинь из монастыря в польском городе Виров во главе с игуменьей Амвросией. 19 октября 1918 года она возвращается в Россию. По синоидальному указу от 7 ноября 1918 года, в связи с трудными обстоятельствами того времени, в монастыре было введено общежитие сестёр. Игуменьей стала монахиня Нонна, потом Ираида и другие. 1 октября 1919 года настоятельницей стала игуменья Таисия, при которой монастырь строился и расширялся, а количество сестёр увеличилось до 120. Во времена настоятельницы Таисии в монастыре было 2 церкви, 4 корпуса для келий, пасека, 50 гектаров земли, 3 га виноградника и сада, 40 га леса. Николай Константинеску в монографии «Сорока» (1943) сообщает, что большевики в 1940 году прогнали всех сестёр из монастыря, а их настоятельницу игуменью Акилину Попову выбросили ночью в Днестр. Через некоторое время монахини вернулись и к 1943 году их число достигло 100. Тогда у монастыря было 50 га земли, 31 га садов и виноградников, маслобойня и водяная мельница.

http://sobory.ru/article/?object=18058

сост. Александр Ратшин Волынской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: УСПЕНСКАЯ-ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА, муж. в местечке Почаеве, находится под управлением Епархиального Волынско-Житомирского Архиерея, который с 1833 года имеет здесь титул Священно-архимандрита. В Успенском соборе этой Лавры находится Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Почаевской, которой празднество совершается 8 сентября; эта св. икона привезена сюда, в Почаевскую обитель, греческим митрополитом Неофитом, в 1537 году. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Остроге; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1624 году иждивением княгини Ходкевичевой. Здесь соборная церковь Преображения Господня, перестроенная вновь в 1814 году. ЗАГАЕЦКИЙ, муж. заштатный, близ селения Загаец; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Волынской семинарии. Монастырь этот основан в 1636 году при киевском митрополите Петре Могиле . Здесь соборная церковь св. Иоанна Милостивого, с приделом Петра и Павла. ОСТРОЖСКО-ДЕРМАНСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж. в Дубненском уезде, учрежденный в 1822 году из бывшего униатского монастыря, находится под управлением архимандрита, и положен по штату в 1 классе. МЕЛЕЦКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. Об этих монастырях, находящихся под управлением архимандритов, по недавнему присоединению их из Унии к православной церкви, никаких подробностей неизвестно. ЛЮБАРСКИЙ-ГЕОРГИЕВСКИЙ, муж. ТРИГУРСКИЙ, или ТРИГОРСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. КРЕМЕНЕЦКИЙ, муж. ЗАГОРОВСКИЙ-РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ, муж. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, женский 2 класса, в местечке Корце; основан князьями Корецкими. Здесь две церкви: 1) Соб. Воскресения Христова, 2) Благовещения Богородицы, теплая. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: СВЯТОГОРСКИЙ, муж. существовавший в глубокой древности во Владимире на Волыни. О времени основания этой обители никаких сведений нет; уничтожена она весьма давно. Здесь, в XI веке, скончался, на возвратном пути из Иерусалима, св. Варлаам, первый игумен Киево-Печерского монастыря. НОВОДВОРСКИЙ, муж. бывший некогда на урочище, именуемом Новый Дворец. Обитель эта основана была в конце XIII века св. Петром, впоследствии митрополитом Киевским и всея Руси, в то время, когда этот Святитель жил еще в Волынии. В начале XV века, когда Владимирская на Волыни епархия приняла унию, то и монастырь этот обращен в униатский. За сим дальнейших сведений о его существовании нет. Здесь находилась прежде Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная под названием Новодворской; она написана св. Петром, и при начале гонения, возникшего от униатов на православие, изнесена была сперва в Успенский Елецкий монастырь, что в Чернигове; а потом в Благовещенский Суражицкий мон., где и теперь находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Хорошо известна знаменитая колокольня Спасо-Вознесенского монастыря, так называемая " Русская свеча " . Это самая высокая точка Иерусалима, ее высота 64 метра. В часовне на месте первого и второго обретения главы Иоанна Крестителя гости приложились к почитаемому месту и пропели тропарь. Митрополит Варсонофий и паломники побеседовали с на настоятельницей монастыря игуменией Варварой (Новиковой). Петербуржцы посетили монастырь Малая Галилея в северной части Елеона. Он назван так, поскольку в евангельские времена здесь была гостиница для приходивших в Иерусалим на праздники галилеян. В ней часто останавливались апостолы. До 1980 года в монастыре располагалась резиденция Патриархов Иерусалимских. Некоторые из них похоронены в обители. Паломники помолились в главном храме Явления Христа апостолам. Был прочитан отрывок из Евангелия от Луки о том, как Христос по Воскресении Своем явился ученикам (Лк. 24:36-49). В алтаре храма находится крест из Кувуклии. Его перенесли сюда после пожара 1808 года в храме Гроба Господня. На территории монастыря расположена церковь, построенная на месте явления Богородице архангела Гавриила перед Ее Успением. В ней каждый день Успенского поста служится ранняя Божественная литургия. За алтарем находится место погребения архимандрита Серафима, принесшего на Святую землю мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. Затем верующие отправились на место, где, по преданию, стоял дом первосвященника Каиафы, куда привели Христа после пленения в Гефсиманском саду. Здесь апостол Петр трижды отрекся от своего Учителя. Сейчас на этом месте стоит католическая церковь святого Петра, где служат монахи из ордена ассумпционистов. Здесь же группа посетила смотровую площадку с видом на Иерусалим. После этого петербуржцы отправились в православный женский монастырь Онуфрия Великого, основанный на месте, где в IV веке жил и молился подвижник. Монастырь принадлежит Иерусалимской Церкви. Храм Онуфрия Великого занимает высеченную в скале пещеру с погребальными нишами. Впоследствии к ней пристроили надземную часть. Сохранилась пещера и самого преподобного Онуфрия. Паломники пропели тропарь святому.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Внизу этой церкви устроена Епархиальная публичная библиотека. Помещение достаточно просторное; книг и рукописей довольно много. Затем прогуливались по саду. Сад не обширный, но наполненный хорошими плодовитыми деревьями – вишнями, яблонями и др., есть небольшая и теплица. В ограде сада с­ башни я любовался красивыми и широкими видами за рекою Клязьмою. В 10 часов отправились в кафедральный собор, где по случаю праздника литургию совершал преосвященный викарий. Собор был наполнен молящимися; певчие архиерейские пели стройно; служба, вообще, шла чинно. Владимирский Успенский собор, заложенный в 1154 г. Вел. Князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, окон­чен в 1160 г. В течении многих веков знаменитый собор этот подвергался многократным разорениям. В последнее время, благодаря ревности архиепископа Феогноста, внутренность его реставрирована и открыты из-под штукатурки древние превосходные фрески. После литургии я обозревал подробно весь собор, поклонился находящейся в нем святыне и был на хорах в ризнице, где рассматривал оставшиеся от разных погромов неприятельских священные древности и достопримечательные предметы, хранящиеся в отличном порядке, благодаря заботам о. ключаря протоиерея А. Виноградова , который, сверх сего, составил этим древностям и предметам опись и напечатал ее (Владимир, 1886 г.). Из собора отправились в женский монастырь, именуемый «Княгинин», так как он основан в конце XII в., по желанию княгини Марии, супруги Вел. Князя Всеволода III. Здесь я поклонился св. мощам мученика Авраамия, перенесенным сюда из Болгар в 1230 г. Из монастыря проехали за Лыбедь в духовные училища – мужское и женское. На обратном пути оттуда я посетил племянника инспектора гимназии А. И. Успенского . Затем были в семинарии, где производились в это время выпускные экзамены. Был в столовой, и посетил квартиру Ректора. После обеда отправились с преосвященным в Боголюбов монастырь, отстоящий от Владимира в 11 верстах. Монастырь этот основан в 1154 г. Св. Вел. Кн. Андреем Боголюбским. Монастырем управляет викарий Владимирской епархии. Поклонившись в древнем монастырском храме чудотворной иконе Владимирской Б. Матери, мы посетили настоятеля, преосвящ. епископа Аркадия.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф. Н. Плевако: «Мы — русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными… и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут. … Прежде всего, цифры, сообщаемые священниками приходов, указывают на следующие нужды: 1) надо призреть 88 стариков и немощных; 2) надо везде лечить народ, лишенный в Эстляндии врачебной помощи; 3) надо создать приют для сирот (22 круглых, 84 не имеющих одного из родителей) и образцовую школу для эстонских православных девочек, из которых могли бы получиться школьные учительницы». 29 апреля 1891 году последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение православной церкви. 15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. К этому дню заботами княгини Е. Д. Шаховской на Богородицкой горе был окончен новый деревянный дом для помещения сестёр. В этот же день Александр III подарил богатые священнические облачения в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался приём больных в устроенной при общине лечебнице. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия. Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь. 1894—1980 годы [ править править код ] Ансамбль монастырский построек спроектировал архитектор М. Т. Преображенский. Кроме келейных корпусов, он включает Трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895), ограду со Святыми воротами.

http://azbyka.ru/palomnik/Пюхтицкий_Успе...

Добавление из VI тома Княгинин Успенский Владимирский монастырь См. Владимирский Успенский. Княгининский Архангельский монастырь Нижегородской Епархии в 1764 году упразднённый девичий. Находился в уездном городе Княгинине. Строения в нём были: 1) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Архангела Михаила; 2) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Успения Божьей Матери. Княгининский Троицкий монастырь Той же Епархии, в 1764 году упразднённый, мужской. Находился в том же уездном городе Княгинине. Строения в нём были: 1) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Св. Живоначальной Троицы и 2) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Благовещения. Княжая Успенская пустынь Мужская, упразднённая при Штатах 1764 года. Находилась в бывшей Устюжской Епархии от Устюга к югу в 450 вёрстах; а ныне в Костромской Епархии близ уездного города Кологрива, вёрстах в 20 на речке Княжей, впадающей в Унжу. Когда и кем была основана сия пустынь, неизвестно: а написана была в переписных книгах 7186 года без всякой земли и вотчин. Настоятельство в ней было Строительское. Княжицкий Николаевский монастырь Мужской, в 1764 году упразднённый. Находился в Псковской Епархии, расстоянием от Пскова к северу в 30, от восточного берега озера Псковского 17, от Новгорода к юго-западу во 146 вёрстах. Князь Андреевский монастырь Женский, в 1764 году упразднённый и в приходскую церковь обращённый Владимирской Епархии. Находится в уездном городе Переславле Залесском. Этот монастырь прежде известен был под наименованием церкви Св. Николая Чудотворца перед вратами града, которая примечания достойна тем, что в ней почивают мощи благоверного Князя Андрея Смоленского. Сей благоверный Князь, по неким крамолам и зависти братии своей, оставив Отечество и Княжество, переселился в Переславль Залесский и, будучи не ведомым никому, служил при оной церкви, именовавшейся тогда Святого Николая, пономарём 30 лет, подвизаясь истинным подвигом непорочной добродетели, и богоугодно пожив скончался. По кончине его обретено у него писание свидетельствующее, что он есть Князь Смоленский, и в доказательство того Княжая цепь и перстень златые: по сему-то наипаче и узнали о знатном роде сего блаженного странника, перстень же его взят был Государем Царём Иоанном Васильевичем; а за оный к упоминаемой церкви давана была от Него руга.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

она перенесена была в Москву, охранила тогда Москву и с ней всю Россию, после чего оставлена была в Московском Успенском соборе, где и ныне находится. На месте ее во Владимирском соборе чудотворный список с нее, сделанный святителем и чудотворцем всея России Петром. 22 Большие пожары во Владимире при Всеволоде Георгиевиче были еще в 1193 (или 92) и в 1199 годах; после обоих Всеволод Георгиевич заботился, конечно, о восстановлении столицы из пепла. 23 По Лаврентьевской летописи заложен этот храм 22-го августа 1192 года, по Воскресенской – 23-го августа 1191 г., по Степенной книге также в 1191 году. Освящен он 27-го октября 1197 г. в Рождественском монастыре во Владимире, ныне архиерейский дом. На месте древней Рождественской церкви ныне позлащенной главой сияет церковь новая, но подобная древней. В древней церкви Рождества Богоматери почивали мощи св. Александра Невского до их перенесения в С.-Петербург, в 1723 году. 24 Храм св. Дмитрия Селунского или, как он ныне называется Дмитриевский собор, построен вероятно также в девяностых годах 12 века. В сем храме была поставлена принесенная из Селуня икона св. Дмитрия, написанная на его гробовой доске, впоследствии перенесенная в Москву (см. Степ. кн. 290 стр.). 25 Церковь эта была основана 1-го мая 1196 года «на вратах св. Богородицы», как сказано в Лавр. Лет. – вероятно, на вратах соборной ограды. Над этой церковью впоследствии устроена была колокольня, разобранная вместе с древней церковью только после повреждения в 1806 году молнией. 26 Храм этот основан 15-го июля 1200 года и освящен 9-го сентября 1202 года. Владимирский женский монастырь, как построенный по желанию великой княгини Марии и на купленной ею земле (см. Степенную книгу стр. 290), называется «Княгининым». В нем со времен св. великого князя Георгия Всеволодовича (с 1230 г.) почивают открыто мощи св. мученика Аврамия, пострадавшего в камской Болгарии 1-го апреля 1229 года. 28 Слова Степенной книги, стр.294. В Лаврентьевской летописи день кончины Всеволода Георгиевича означен так: «апреля в 13 день, на память св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010