Но вашей помощи, вашей милости всегда будет ждать исстрадавшаяся и озлобленная беднота сирийская, ни в чем не виноватая и никому не угрожающая. Ради этой бедноты и мы здесь работаем в надежде на помощь Божию и на помощь наших братьев – ревнителей благовествования Христова» 72 . По поводу этой книги в журнале «Православная Урмия» появилась небольшая заметка без подписи под названием «Со страниц прошлого» – дружеское слово вслед автору, весной 1911 года оставившему Миссию: «В руках у меня написанная год назад брошюра... последняя памятка доброго сердца бывшего деятеля русской Духовной миссии в Урмии, ныне ректора Ардонской Семинарии архимандрита Пимена... Поездки миссионеров по селам для богослужения и проповеди теперь часто соединяются с опасностью для жизни. Автор брошюры сам был обстрелян курдами осенью 1907 года и спасся от них только благодаря быстрым ногам своего коня. В актовом зале самой Миссии посетитель увидит в стене пулю какого-то шального мусульманина, упражнявшегося в стрельбе и избравшего мишенью наше жилище» 73 . Отец Пимен уехал в Россию из-за несложившихся отношений с начальником Урмийской миссии, архимандритом Сергием. Впервые он принял решение оставить Миссию в конце 1910 года. Позади были шесть лет увлеченных трудов, опасностей с риском для жизни. Он занимал должность помощника начальника Миссии. Мы уже говорили о том, насколько обширно было поле деятельности миссионеров, сколько требовало нравственных усилий, дальновидности, терпения, какую твердость в вере и какой политический кругозор предполагало! Польза дела требовала неизменно подчиняться начальнику Миссии, за которым всегда было последнее слово. Архимандрит, а потом епископ, Сергий обрек своего не менее даровитого и энергичного помощника на роль «вечного второго». Готовность отца Пимена к самостоятельному решению вопросов и инициативность не могли развернуться в полную меру, потому что как старожил Миссии и как ее начальник епископ Сергий оставался тем единоначалием, которому отец Пимен осознанно уступал, конечно же, ради общей пользы цела. Несомненно, что в интересах Миссии отец Пимен жертвовал собой. Но рано или поздно должен был встать вопрос, насколько оправданна затянувшаяся жертва с точки зрения интересов Церкви и того Божия предназначения, которым отмечен каждый человек. Был и другой мотив, побуждавший отца Пимена просить об отзыве из Миссии. Он заключался в чувстве неудовлетворенности малыми церковными запросами паствы, как отмечается в рапорте начальника Миссии. В донесении архимандрита Сергия митрополиту Санкт- Петербургскому Антонию (Вадковскому) от 15 сентября 1910 года говорится:

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Вероятно, на выбор императора повлиял целый ряд факторов, среди которых: и то несомненно приятное впечатление, какое произвел архимандрит Кирилл на императора Николая II при их личной встрече; и добрые отзывы о нем митрополита Антония; и судьба архимандрита Кирилла, сходная с судьбой митрополита Антония, также в молодые годы потерявшего семью 69 ; и, наконец, явное расположение к кандидату влиятельного обер-прокурора, составившего за два года успешной деятельности архимандрита Кирилла в Урмии весьма высокое о нем мнение. Кроме того, по давно заведенной традиции в подобных представлениях первым указывался тот кандидат, который являлся бы наиболее желательным с точки зрения Синода. Таковым был, конечно, архимандрит Кирилл. На следующий день, 11 мая, о решении императора Николая был извещен Синод, который направил уведомление архимандриту Кириллу в Урмию с предписанием прибыть, по сдаче в установленном порядке должности, в Петербург для посвящения во епископа 70 . Преемником же архимандрита Кирилла на посту начальника Урмийской Миссии стал молодой игумен Сергий (Лавров), прекрасно зарекомендовавший себя за два года совместной работы с архимандритом Кириллом. О том, сколь высоко зарекомендовал себя в миссионерской деятельности архимандрит Кирилл, красноречиво свидетельствует письмо министра иностранных дел графа Ламздорфа, направленное в июне 1904 года товарищу обер-прокурора Святейшего Синода В. К Саблеру, где министр, сообщая, что со стороны МИД не находится препятствий к назначению игумена Сергия начальником Урмийской Миссии, между прочим писал: «Позволяю себе выразить надежду, что игумен Сергий приложит все старания к тому, чтобы управлять вверенной ему Духовной Миссией столь же успешно, как его предместник, и предупреждать повторение печальных и в высшей степени вредных с точки зрения обаяния русского имени в Персии явлений, происходивших в Урмии до прибытия туда архимандрита Кирилла» 71 . Следует отметить, что игумен Сергий оказался достойным наследником тех славных традиций православной духовной Миссии в Уфмии, какие были заложены архимандритом Кириллом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

95 Сергий (Лавров; 1878–1937). В 1902 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и назначен членом Урмийской миссии. В 1904 году – начальник той же миссии в сане архимандрита. 1 декабря 1913 года хиротонисан во епископа Салмасского в Урмии. С 1 июля 1916 года – епископ Соликамский, викарий Пермской епархии. На кафедру не прибыл, испросив себе отпуск до конца 1916 года. Во время революционных событий 1917 года объявил себя принадлежащим к Англиканской Церкви и был отлучен от Православной Церкви. Под ударами тяжелых испытаний во время гражданской войны и тяжелой болезни, постигшей его в Новороссийске, он сообщил о своем покаянии и решением Временного высшего церковного управления на юге России был воссоединен с Церковью. В течение нескольких месяцев 1920 года состоял управляющим Кубанской епархии. В том же году он был арестован и сослан на один год в Великий Устюг. В 1922 году он был вновь арестован, сослан в Ташкент. В 1925 году назначен епископом Семиречинским, управляющим Туркестанской епархией. В 1926 году он был арестован. В 1927 году перешел в обновленчество и назначен управляющим Красноярской обновленческой епархией. В 1929 году снял сан и поселился в Москве; в 1931 году арестован за попытку найти пути для выезда заграницу и приговорен к пяти годам ссылки. В 1937 году он, несмотря на годы сотрудничества с органами НКВД, вновь был арестован в Тобольске. Был приговорен к расстрелу и 10 ноября 1937 года расстрелян. 97 Алексий (Баженов; 1872-?), обновленческий митрополит. 8 декабря 1913 года хиротонисан во епископа Николаевского, третьего викария Одесской епархии. В 1914 году назначен вторым викарием той же епархии. В 1917 году назначен епископом Елисаветградским, первым викарием Одесской епархии. В 1921 году назначен епископом Тираспольским и временно управляющим Одесской епархией. 26 июня 1921 года устранен Патриархом Тихоном от управления Одесской епархией. В начале 1922 года уволен с должности первого викария Одесской епархии. С момента зарождения обновленчества перешел в обновленческий раскол и с возведением в сан архиепископа назначен управляющим Одесской епархией (обновленческой). В 1923 году перемещен на Казанскую кафедру. Был участником второго обновленческого так называемого «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года, на котором позорно подписал постановление о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. С 1924 года в сане митрополита. Ставил перед Патриархом Тихоном вопрос о покаянии при условии, если тот оставит за ним сан митрополита. В 1933 году назначен обновленцами митрополитом Симферопольским и Крымским. 9 февраля 1938 года уволен на покой. Дальнейших сведений о нем не имеется. Очевидно, умер без покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Род. в 1870 г. в семье священника Харьковской епархии. Окончил историко-филологический факультет Харьков­ского университета (1893), а затем – СПбДА (1893–1897) со степенью кандида­та богословия. Рукоположен во иеродиакона (февраль 1894 г.), иеромонаха (де­кабрь 1895 г.). С 26 марта 1898 г. – заведующий Урмийской Миссией, с 29 сентября 1900 г. – архимандрит, начальник Миссии. Отозван в Петербург – лето 1901 г. Настоятель Козловского Троицкого монастыря Тамбовской епархии (ап­рель 1902 г.), в период с ноября 1903 г. по март 1911 г. – настоятель Заиконоспасского московского монастыря и Жировицкого монастыря Гродненской епархии. Епископ Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии (с апреля 1911 г.), епископ Слуцкий, викарий Минской епархии (с апреля 1913 г.). 1917 г. – лето 1919 г. – епископ Елисаветпольский, временный управляющий Кавказским эк­зархатом. В 1919 г. – епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. С кон­ца 1922 г. – в обновленческом расколе – епископ Ростовский и Таганрогский. Умер в 1923 г. в Ростове-на-Дону. 27 Епископ Сергий (Лавров). Род. в 1878 г. в семье священника Орловской гу­бернии. Окончил Орловскую духовную семинарию (1898) и СПбДА (1902) со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество (февраль 1902), руко­положен во иеромонаха, определением Св. Синода (5.6.1902) назначен помощ­ником начальника Урмийской Миссии. С сентября 1903 г. – игумен (за перевод­ческие труды). С июня 1904 г. – начальник Миссии, архимандрит (август 1904 г.). Хиротонисан во епископа Салмасского (1. 12.1913). С декабря 1914 г. по июль 1915 г. – эвакуирует Миссию из Урмии в Россию (Тифлис, Тамбов, Петроград). В июле 1916 г. назначен епископом Соликамским, викарием Пермской епархии, затем – епископом Семиреченским (январь 1917 г.). После отъезда из Урмии пребывал в Тамбове, не выезжая в место новых назначений. В 1918 г. числился на покое. В 1920 г. управлял Екатеринодарской епархией. Выслан в Туркестан. С 1923 г. временно управляющий Ташкентской епархией. В феврале 1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

− Не Вы ли тогда спрашивали? Кое-что нашлось! С дочерью известного пермского протоиерея Ахидова мы поднялись по лестнице старого деревянного дома. Здесь жила женщина крайне преклонных лет, однажды даже видевшая ректора Пермской духовной семинарии архимандрита Пимена. Девяностолетняя женщина достала большой фотоснимок, наклеенный на картон. На нём архимандрит Пимен и епископ Андроник были рядом. Фотоснимок, был сделан в семинарии по случаю проводов ректора Пермской духовной семинарии. Прощание с Пермью В начале 1916 года преосвящённый Андроник стал добиваться для Пермской епархии второго епископа. Обширный край насчитывал 481 приход, 13 монастырей, 1,5 млн. православных христиан 233 . Предстоящая российская реформа церковно-приходской жизни требовала усиленного попечения над духовенством, большинство из которого не имело богословского образования. В уездах насчитывалось свыше ста тысяч старообрядцев, такое же количество мусульман, около 20 тысяч язычников, три тысячи католиков и лютеран. Это создавало дополнительные трудности в управлении епархией. Пермское викариатство должно было охватить два уезда − Соликамский и Чердынский. Викарию предстояло поселиться в Соликамском мужском монастыре на правах его настоятеля, получать от монастыря квартиру, стол, двух келейников, выезд, но чаще викарий должен был находиться в Перми – на время частых отлучек епископа Андроника. Помощником себе в этой роли преосвященный мечтал видеть архимандрита Пимена, но до Перми доходили слухи о его предстоящем возвращении в Персию. Действительно, 7 июля 1916 года вышел указ о назначении архимандрита Пимена начальником Урмийской духовной миссии с возведением в сан епископа Салмасского. сё это время велась переписка МИДа, канцелярии наместника Кавказа и Синода о необходимости замены прежнего начальника Урмийской Миссии епископа Сергия. В секретном письме министра иностранных дел С.Д. Сазонова обер-прокурору А.Н. Волжину вопрос решался окончательно: «Имею честь уведомить, что предположение св. Синода о перемещении епископа Салмасского Сергия на епископскую кафедру внутри Империи и о возведении в сан епископа Салмасского Архимандрита Пимена вполне отвечает пожеланиям вверенного мне ведомства» 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

В течение года оо. Синадский и Алаверанов при помощи местных деятелей собрали и перевели на русский язык несторианские богослужебные чины и символические книги и представили все это в Святейший Синод для ознакомления с вероучением несториан. Наконец, 25 марта 1898 года совершилось присоединение к православной Церкви епископа Ионы со многими другими членами его клира; вместе с тем, как выше замечено, им было представлено прошение с подписями 15 000 несториан Урмийского округа, изъявлявших желание принять православие. К этому времени епископ Иона, за смертью матрана Урмии мар-Гавриила, убитого курдами на пути к мар-Шимуну, оставался единственным иерархом в Урмии. Ему была прислана от мар-Шимуна грамота, дающая ему достоинство матрана Урмии, но самого возведения в митрополиты не было, и поэтому он принят епископом. Впоследствии принял православие еще один епископ, проживавший теперь в Урмии и не имеющий епархии, – мар-Соришу или мар-Авраам. После присоединения епископа Ионы из России была послана в Урмии особая духовная миссия, которая состоит теперь из начальника, трех членов, диакона и псаломщика. В настоящее время православных в Урмии находится более 20 000 человек; наша миссия тратит ежегодно более 25 000 рублей на айсорские православные причты, которых около 10, и на православный церковные школы, которых теперь более 60; миссия уже вчерне отстроила в самом городе Урмии русскую церковь ; теперь возводятся постройки для миссии на участке, который подарил ей сам шах персидский Музафер, готовятся типография, богословское училище, община Красного Креста, больница, аптека. Сам епископ Иона от щедрот Русского Государя получает ежегодно по 1 000 рублей царской дачи. Итак, епископ Иона – не несторианский епископ, как сказано в заметке «С. Петербургских Ведомостей», а православный; митрополитом Супурганским он не именуется, а носит титул епископа Урмийского и Супурганского; в управлении епархией он Руководствуется данной ему от Святейшего Синода грамотой, восполняемой особой инструкцией, данной русской в Урмии духовной миссии и ее начальнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

По зрелом обсуждении всех этих вопросов, преосв. Кирилл, с одобрения иерусалимского патриарха, дал такой ответ халдейскому священнику Михаилу: «просьба ваша будет доведена до сведения Св. Синода. И я уверен, что ради святой веры и спасения 30 000 душ, церковь русская готова будет сделать все возможное. Но для правильного начала дела необходимо, чтобы управляющие вашею паствою архипастыри сами вошли в сношение с Св. Синодом, изложив письменно как свои нужды и желания, так и свое исповедание веры». И, действительно, преосв. Кирилл донес обо всем этом деле Св. Синоду 16 июня 1859 года. Св. Синод, по обсуждении всего дела, 17 июля/6 августа 1859 года решил сообщить о содержании донесения преосв. Кирилла министру иностранных дел с просьбою о том, чтобы все, изложенные начальником иерусалимской миссии, обстоятельства дела были расследованы, и чтобы, в особенности, были отобраны положительные сведения от всех названных халдейским священником Михаилом архиереев о вероисповедании урмийских христиан и о том, какой высшей иерархии они желали бы быть подчинены после присоединении к православной церкви. Министерство иностранных дел 23 ноября 1859 года сообщило Св. Синоду, чрез обер-прокурора, что оно, вследствие отношении обер-прокурора Св. Синода от 12 августа 1859 г. поручало русскому генеральному консулу в Тавризе собрать возможно более точные и подробные сведения о находившихся около города Урмии несторианах. Генеральный консул исполнил это поручение и донес министерству следующее. «Около Урмии, – писал он 23 ноября 1859 года, – в 50 или 60 деревнях живет до 8000 семейств несториан; но, вероятно, являвшийся к преосв. Кириллу священник Михаил подразумевал и несториан, живущих в турецких пределах. Около 4000 семейств урмийских несториан находятся под влиянием американских протестантских миссионеров, около 100 семейств – под влиянием миссионеров католических, а остальные подчинены своему патриарху и епископам. Протестанты в особенности обязаны своими успехами заведенной ими типографии для печатания евангелий, а также заботливости своей о материальном благосостоянии народа».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

С двоюродным братом – епископом Пименом их связывали крепкие узы. В январе 1917 года протоиерей Орнатский по просьбе епископа Пимена, в то время − начальника Урмийской духовной миссии, выходил с письмом на имя митрополита по бедственному положению дел Урмийской миссии. Случайно или нет, но Казанский собор в Петрограде, настоятелем которого был отец Философ в 1912–1918 годах, оказался местом епископской хиротонии архимандрита Пимена. Фотоснимок, сделанный в день хиротонии, навсегда запечатлел их вместе. Одну судьбу разделили они в годы революции: оба были расстреляны без расследования, суда и вынесения приговора на разных концах России в сентябре 1918 года. Большие разлинованные тетради с гербовой бумагой в твёрдом картонном переплёте − метрические книги Васильевской церкви Череповского уезда, в которые вносились записи о крещениях, венчаниях и отпеваниях. Они периодически сообщают о главных событиях в семье священника Захарии Белоликова. В Вологодском областном архиве хранится лишь часть их. В них имеются сведения почти обо всех рождениях в семье Белоликовых. К примеру, в 1881 году рождается сын Николай, крестным отцом которому стал его двоюродный брат − студент Санкт-Петербургской духовной академии Философ Орнатский . Метрических книг Васильевской церкви за 1879 год не сохранилось, и мы уже не узнаем, кто были крёстными родителями и кто крестил младенца Петра Белоликова, будущего священномученика епископа Пимена. После ухода от дел отца Захарии приход принял священник Павел Диаконов, женившийся на его дочери Анне. Из родительского дома в далёкую Персию в миссионерские будни отца Пимена доходили горестные вести. После вторых родов молодая женщина заболела родильной горячкой (заражением крови). По скверной ухабистой дороге её привезли в Череповец, но спасти не смогли. Следом за Анной скончалась её новорожденная дочь. Первое время вдовый Диаконов ещё служил в Васильевском-Романове, но потом, забрав сына, вернулся на родину в город Кириллов 30 . В тот же 1906 году на руках матери умер старший из братьев Белоликовых – 39-летний священник Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Нет сомнений, что настоящая статья – только один из первых подходов к дальнейшему исследованию вопроса о взаимоотношениях правой оппозиции и митрополита Сергия. Очевидно, что этот вопрос нуждается в серьезном источниковедческом исследовании и в канонической проработке, чтобы стала возможна близкая к исторической правде реконструкция сложной церковной ситуации 20–40-х годов. Одновременно следует учитывать церковно-исторический опыт прежних веков и других Поместных Церквей, не единожды переживавших противостояние ревнителей (православных зилотов) и сторонников церковной икономии. Хронология жизни митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) 1863, 26 апреля – родился в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии в семье псаломщика Илариона Смирнова, наречен Константином 1883 – поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию (СпбДА) 1887 – окончил СпбДА со степенью кандидата богословия (за сочинение «Никифор Феотоки и его значение в истории Русской Церкви и духовной литературы») 1887 – вступил в законный брак с дочерью священника Петербургской епархии Ольгой Николаевной Азиатской 1887,15 ноября – рукоположен во диакона епископом Выборгским Антонием (Вадковским) 1887, 21 ноября – рукоположен во иерея епископом Выборгским Антонием (Вадковским) ; назначен на место священника и законоучителя Елисаветпольской гимназии Кавказского учебного округа 1894,18 октября – назначен настоятелем церкви при 2-й Петербургской гимназии с одновременным исполнением обязанностей законоучителя этой же гимназии 1897 – избран членом епархиального Комитета Миссионерского общества 1900 – привлечен к работе в подкомиссии по вопросу о надлежащей постановке преподавания Закона Божия в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения 1900, октябрь – переведен на священническую вакансию к Кронштадтской Свято-Троицкой кладбищенской церкви 1901 – трагическая смерть дочери и супруги 1902.4  апреля – определение Св. Синода о назначении архимандрита Феофилакта, бывшего начальника Урмийской Духовной Миссии (в Персии) настоятелем Козловского Троицкого третьеклассного монастыря в Тамбовской епархии, а также просьба К. П. Победоносцева выяснить, «не встречается ли со стороны МИДа препятствий к назначению на должность начальника Урмийской Миссии священника Константина Смирнова (по пострижении его в монашество)»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н. Волжину от 25 февраля 1916 года, Тифлис: «... Нежелательный характер деятельности названного епископа внушает весьма серьезные опасения как в смысле осложнения отношений между Духовной миссией и нашим вице-консулом, так и ввиду могущих возникнуть трений с миссиями французской и американской. При таких обстоятельствах и принимая во внимание, что события настоящего времени требуют особой осторожности и такта со стороны всех представителей русской власти в Персии, каковым требованиям еп[ископ] Сергий совершенно не удовлетворяет, Августейший Наместник признает дальнейшее оставление еп[ископа] Сергия в Урмии совершенно недопустимым как в интересах политических, так и по соображениям военного характера...» 241 . 16. В январе 1918 года произошла страшная шамхорская резня: нападение азербайджанцев на русских солдат и офицеров, возвращавшихся с Кавказского фронта по железной дороге домой. Погибло более пяти тысяч солдат и офицеров. Для Урмии политика большевиков обернулась еще большей катастрофой, чем война в конце 1914 года. Летом 1918 года ее христианское население (25 тысяч человек) поднялось и двинулось на восток в сторону Хамадана под защиту английских войск. Это был неслыханный переход по трудно переходимым горам. Деятельность Урмийской православной миссии тогда практически свернулась, хотя в ней еще оставались сотрудники. Русские миссионеры – иеромонах Виталий (Сергеев), священник Василий Мамонтов и диакон Феодор IIuдehko приняли участие в героическом переходе, о котором иеромонах Виталий докладывал митрополиту Антонию (Храповицкому) 242 . Этот эпизод оставил след и в художественной русской прозе 243 . Отец Василий Мамонтов не вынес тяжести пути и скончался в Хамадане в августе 1918 года. Осенью 1918 года иеромонах Виталий стал настоятелем православного прихода в Тегеране и служил в нем до 1946 года, находясь в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви. Указом заграничного Синода от 31 октября 1922 года он был возведен в сан архимандрита и утвержден в должности начальника Урмийской духовной миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010