Иероним Захаров 02.1948 04.1948 26.04(09.05)1948 14(27)03.1951 Филарет II Лебедев 14(27)03.1951 01(14)05.1963 01(14)05.1963 23.01(05.02)1965 23.01(05.02)1965 08(21)02.1965 08(21)02.1965 29.07(11.08)1972 08.1972 28.09(11.10)1972 28.09(11.10)1972 30.09(13.10)1972 01(14)10.1972 24.04(07.05)2003 24.04(07.05)2003 Рязанская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1939 г. Именовалась: Рязанская и Зарайская. Викарные кафедры: Сасовская, Касимовская, Михайловская, Ряжская, Спасская, Ранненбургская. 1922 24.08(06.09)1923 30.08(12.09)1923 18.11(01.12)1925 05(18)12.1925 09(22)06.1926 09(22)07.1926 12(25)12.1926 08(21)09.1927 Николай Шумовский Сергий II Фаворский Софроний Иванцов 10(23)10.1928 27.08(09.09)1930 Капитон Лавров 09.1931 Софония Яскевич 13(26)12.1931 Александр Цветиков 09(22)04.1937 10(23)08.1937 1937 (?) 24.03(06.04)1939 Николай II Смирнов Сааремааская Основана и упразднена в 1932 г. (?) (местопребывание – в г. Сааремаа, Эстония) (03.(?)1932 Салмасская Основана в 1913 г. (в рамках Урмийской духовной миссии среди персидских несториан; местопребывание – в г. Салмас, Персия [Иран]). Упразднена после 1917 г. 01.12.1913 01.07.1916 Сергий Лавров 06.08.1916 03.07.1917 Сальская, обн. Основана ок. 1926 г. Именование – по г. Сальск (Ростовская область). Ростовское-на-Дону викариатство. Упразднена 1927 г. (?) 02(15)05.1926 11(24)08.1926 Сергий Шубин Сергий II Танаевский Самаркандская Основана 11(24)02.1971 и вскоре упразднена. Именование – по г. Самарканд (Узбекская ССР). Ташкентское и Среднеазиатское викариатство. 11(24)02.1971 12(25)06.1971 Платон Лобанков Самарская Основана 10.12 (по др. 31.12) 1850 (выделена из Симбирской епархии; местопребывание – в г. Самара, в 1935–1990 гг. – Куйбышев). Именовалась: Самарская и Ставропольская; Самарская и Сызранская; с 1935 г. – Куйбышевская и Сызранская; с 09(22)11.1990 – Самарская и Сызранская, паки. Викарные кафедры: Николаевская, Уральская, Бузулукская, Бугульминская, Сызранская, Бугурусланская. 10.12.1850 03.11.1856 Евсевий Орлинский 13.01.1857

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Московской духовной академии состоялся круглый стол «Православная книга в Подмосковье» 15 марта 2021 г. 15:13 12 марта 2021 года, в преддверии Дня православной книги, библиотека Московской духовной академии и Московская губернская универсальная библиотека провели круглый стол «Православная книга в Подмосковье» с участием представителей ряда светских библиотек Подмосковного региона. Впервые библиотекари Подмосковья собрались, чтобы проанализировать особенности работы светских и приходских библиотек, разобраться, как лучше систематизировать и представлять книги духовной тематики, поговорить о религиозно-просветительских проектах, пользующихся популярностью у подмосковных читателей. В начале встречи директор библиотеки Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов) поприветствовал всех собравшихся и особо отметил, что библиотека МДА — это место как для научно-богословской, так и для духовно-просветительной литературы. Опыт библиотеки духовной академии может помочь светским библиотекам уточнить свой профиль комплектования книгами, приобщающими к традиции Православия. Директор Московской губернской универсальной библиотеки Е.Р. Замышляйченко также обратилась к собравшимся с приветствием и пожелала всем успешной и плодотворной работы. В докладе «Библиотека как центр сосредоточения духовных ценностей» игумен Дионисий (Шленов) отметил особую роль добродетели чтения и значение библиотеки не просто как места собирания или выдачи книг, но как места, где хранятся духовно значимые книги, имеющие ключевую роль в жизни своих читателей, стремящихся исполнить написанное. После раскрытия возвышенных представлений о книге и чтении в соответствии со святоотеческими представлениями отец Дионисий кратко рассказал историю библиотеки Московской духовной академии с непростой судьбой ее уникальных фондов. Историческая траектория библиотеки МДА была проиллюстрирована презентацией, были продемонстрированы архивные документы из фонда последнего библиотекаря дореволюционной МДА К.М. Попова. Несмотря на попытки закрыть библиотеку в 1932 году, она продолжала обслуживать читателей, как видно из запроса халдейско-русского словаря, изданного силами уже не существовавшей к тому времени Урмийской миссии. В настоящее время библиотека возрождается и внешне, и внутренне, занимаясь собиранием книг ради духовного образования.

http://patriarchia.ru/db/text/5788444.ht...

Именно тогда в Персии появилось значительное количество частей Туркестанского военного округа 141 . Усиление военного присутствия произошло и за счёт увеличения численности консульских казачьих конвоев 142 . В декабре 1911 года в Урмийскую провинцию был введен мощный отряд генерал-майора Н.Н. Воропанова. Встречу прибывшему генералу русская колония устраивала в помещении Урмийской миссии. С появлением русских войск урмийские монахи вздохнули с облегчением. Благодаря русскому оружию смутам постепенно приходил конец. Прекратилась и турецкая оккупация спорных территорий. Турецкие войска были вытеснены «одной угрозой». «Персидский поход» России завершился к концу 1912 года, но отдельные сотни и даже полки оставались в Персии до начала первой мировой войны 143 . Об этом периоде отец Пимен написал небольшую брошюру под названием «Православная Урмия в годы Персидских смут» 144 . Она была посвящена трагической судьбе ассирийцев, оказавшихся среди персов, курдов и турок. Приведем выдержки из неё. «Вот уже пятый год Персия мучится огнём революции, и этот огонь далеко ещё не погас. И в это же самое время нашёлся охотник до легких завоеваний в лице Турции, простирающей руку на лучшую провинцию Персии − Урмию… Турецкие офицеры заняты теперь обследованием приозёрных местностей и дорог Урмии и вообще явно стремятся больше захватить, чтобы потом меньше уступить. При таких обстоятельствах чрезвычайно тяжело положение всего урмийского простонародья и особенно христиан-сирийцев. Последние страдают и от турок, и от курдов, и от своих персидских властей». Факты, которые Пимен приводил, свидетельствовали о том, что турки действовали посредством курдов. В начале 1909 года турецкий консул в Урмии Ага-Петрус повёл политику навязывания жителям сирийских деревень турецкого подданства. И именно тогда участились нападения курдов на те деревни, жители которых не соглашались на его предложение и не покупали у него турецкого флага». Миссионер открывал глаза общественному мнению относительно настроений в Персии, в частности, враждебности к христианам со стороны главного духовного лица мусульман Урмии. Он, Мирза Гуссейн Ага, использовал воинственных и диких курдов. Курды устроили неистовый грабёж сирийских домов и православного храма в селении Бабаруд весной 1908 года именно в то время, когда этот первосвященник гостил в их поселениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Епископ предвидел − вынужденная безучастность будет очень плохо понята не только ассирийцами, но и мусульманами, которые всегда уважали русскую благотворительность. Благотворительность – щедрость в международных отношениях в нужные моменты, как во время войны и других бедствий, была всегда самой импонирующей формой представительства, она свидетельствовала о духовной мощи народа-благодетеля. По его подсчётам, нуждающихся из числа православных было не менее 7000 душ. Для них были нужны одеяла, одежда, обувь и хлеб. Расходы на всё это по приблизительному подсчёту выразились бы в сумме 38500 рублей. «Россия работает теперь и на поле брани и в жизни народов, задетых войной, и тратит на них громадные суммы. Так она помогает и собравшимся в Урмии и Салмасе беженцам-христианам Турции. Местные же сирийцы… доселе никакой помощи не получали. Между тем перенесённые ими разорение и постигший их неурожай так их озлобили, что своевременно оказанная им американскими и католическими миссиями помощь заставит их надолго отшатнуться от России, забыв все её прежние благодеяния. А к тому неминуемо приведёт наша безучастность к их бедственному положению», − писал он в Петроград в рапорте своему непосредственному начальнику митрополиту Петроградскому Питириму. В ответ этот церковный деятель проявлял поразительное равнодушие и не делал ровным счётом ничего. «Всего тяжелее чувствовать Вашу безучастность к Миссии и ко мне, Высокопреосвященнейший Владыко» 268 , − пытался достучаться до него епископ. С горечью он видел совсем другую ситуацию на стороне: поддержку французской и американской миссий со стороны их отечественных руководителей. Началась долгая упорная борьба за увеличение денежных субсидий. Епископ Салмасский писал обер-прокурору, министру иностранных дел, члену Синода архиепископу Андрею (Ухтомскому), экзарху Грузии архиепископу Платону (Рождественскому), митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому), в Петроградскле Урмийское Кирилло-Сергиевское братство. Вот некоторые из телеграмм и выдержек из писем в Петроград с октября 1916 по июнь 1917 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

С Урмией расстался, но об Урмии скорблю, не переставая. И у меня там были привязанности, и их пришлось порвать. И чем дальше живу здесь, тем больше душа моя просится в Урмию. Поведал я тайный зов души моей высокопреосвященнейшему Николаю архиепископу Японскому. Святитель ответил мне: «Вижу из Вашего письма, что сердце Ваше в Урмии. Дай Бог, чтобы тайный зов души Вашей опять привёл Вас в Урмию». Пока держусь, владыко святый, но думаю, что моя привязанность к Урмийской миссии не исчезнет. К этому надо прибавить и чувство раскаяния пред о. архимандритом Сергием. Я с ним кой в чём не соглашался, я восставал против него. Но я забывал об его постоянном благожелательном отношении ко мне; я не уважал ревности его, я не замечал его высокого самоотвержения. Пишу это не затем, чтобы сейчас проситься в Урмию, но чтобы если будет в том нужда, предложить свои услуги для тамошней духовной нивы. Окружающие семинарию осетины и казаки мною довольны. Служу часто в казачьей церкви и в осетинской церкви Ардонского аула, иногда по приглашению осетин принимаю участие в отпевании умерших, что им особенно нравится. Язык осетинский пока изучается неважно. Всё ещё прежние симпатии у меня на стороне языка сирийского, который я изучил хорошо и которым пользуюсь для приготовления сочинения на магистерскую степень. И с этой стороны для меня желательно было бы быть ближе к сирийцам. Новый владыка владикавказский высокопреосвященнейший Питирим пока в семинарии не был. То нездоровье ему мешает, какое-то подавленное настроение духа, то боязнь нападения разбойников. Но теперь, слава Богу, чувствует себя лучше, служит часто и часто меня приглашает служить или проповедовать. Открыли мы недавно здесь отделение Императорского Палестинского общества. Начинаю знакомиться с публикой Владикавказской, которая, по моему наблюдению, мало религиозна и нуждается в серьёзном руководстве, на что обратил внимание и нынешний Высокопреосвященный. Прошу Ваших св. молитв и благословения Вашего Высокопреосвященства, Милостивого Архипастыря и отца нижайший послушник грешный Архимандрит Пимен. 1911 г. 19 декабря. Село Ардон Терской области».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Душа человеческая, сказал Тертуллиан , по природе христианка, и трудно представить себе такое извращенное, окаменелое сердце, в котором не оставалось бы доли добра и благородства и которое совсем было бы недоступно для действия огня христианской любви. Здесь невольно припоминается мне одно сравнение, которое хорошо поясняет только что высказанную мысль. На улице – сильный мороз. В градуснике, за окном, трубочка пуста. Вся ртуть от холода сжалась, ее не видать. Но стоит только подойти к шарику, дохнуть на него или взять его в теплые руки, и наша теплота сейчас же отзовется на ртути. Ртуть выйдет из шарика и станет подниматься вверх. То же самое бывает и с людьми. Очень много холода у нас в отношениях друг к другу. Удивительно ли, если среди этой нравственной стужи иной одинокий, бесприютный бедняк совсем окоченеет, олютеет в душе, сделается зверем. Все, что есть у него благородного, доброго, истинно человеческого, спрячется глубоко внутрь и там сожмется в комок. Но подойди к нему с любовью, попробуй дохнуть сочувствием и лаской, пригреть его у своего сердца, окружить его отеческой заботой и попечением, и ты сейчас увидишь, как он начнет таять, как и в нем самом любовь, как ртуть в термометре, пойдет вверх и представит для духовного сеятеля такую восприимчивую почву, на которой он с полным успехом будет сеять всякое доброе семя. Итак, возлюбленный собрат, чтобы наше епископское дело было благотворно, для этого нам надо найти ключ к человеческому сердцу, а таким ключом служит собственная наша любовь к человеку и к правде Божией. Огонь зажигается от огня, и, чтобы согреть сердце других, нам самим нужно иметь в себе искру пламенной христианской любви к людям. Чтобы пробудить чистую евангельскую любовь в других, надобно самим, прежде всего, проникнуться евангельской истиной, перечувствовать ее, выносить ее в себе. Тогда только можно рассчитывать на успех, надеяться, что проповедь наша не будет, по слову Апостола, металлом звенящим или кимвалом бряцающим ( 1Кор.3:1 ), но тем властнее будет действовать на слушателей, чем сильнее будем проникнуты духом Евангелия. Итак, прими, брат, жезл сей, вручаемый тебе чрез меня Самим Господом, и твердо помни, что он дается тебе от любви и для любви. Больше, как можно больше старайся приобретать этой любви, и тогда тебе не будет нужды в указаниях, как и по какому направлению вести свою бразду на пастырском поприще. Любовь сама увидит, сама подскажет, когда, где и что нужно делать и как поступать. Слово при вручении жезла Преосвященному Серафиму (Голубятникову), епископу Можайскому 89

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Аптек, устроенных североамериканскими миссионерами, было тогда две: одна в самом городе Урмии, а другая в селении Сира. При каждой из них, кроме аптекарей, было еще по одному врачу. Как лекарство, так и лечение всем сиро-халдейцам предлагались даром. Больниц не было ни одной, и все больные были приходящими, или же лечились на дому. Элементарных школ теми же протестантскими миссионерами было заведено в 1840–50 годах, в разных местах урмийского округа, около 50. Они разделялись на два участка, из коих каждый заключал в себе по 25 училищ и находился в заведывании особого смотрителя из грамотных айсоров. Получая хорошее содержание и жалованье, смотрители наблюдали за действиями преподавателей айсоров и зданиями, а за успехами учащихся следили сами миссионеры. Одним из таких наблюдателей был некогда кюйлассарский священник Ильин, в бытность его в Урмии. В школы принимались безмездно и мальчики и девочки (первых всегда было больше), но учились те и другие отдельно. В школах было по два класса, из коих в одном обучались собственно грамотности, т. е. читать и писать, а в другом преподавались и некоторые предметы, как то: священная история, арифметика и грамматика. Кроме того, в селении Сардаге было заведено училище, в роде высшего или центрального, в котором предполагали преподавать ученикам географию, гражданскую историю, логику и философию. В этом училище предполагалось воспитывать тех из молодых айсоров, которые предназначались в учителя для других школ. Впрочем так дело обстояло с школами только в начале деятельности инославных миссионеров среди сиро-халдейских несториан. Вскоре все это стало слабеть и падать. В то время, о котором у нас идет речь, из вышеупомянутого числа школ едва ли осталась и половина. Круг самых предметов обучения в школах несторианских настолько сократился, что в большей части их стали обучать только чтению, письму и священной истории, или арифметике, все же прочее было оставлено и заменилось чтением пророческих и новозаветных книг. Сардагское училище, правда, еще продолжало существовать, но у айсоров, видимо, было мало охоты изучать заморскую мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Владыка Кирилл много времени и архипастырского внимания уделял объяснению верующим причин военных бедствий, обрушившихся на Россию. Его слова сильно отличались от распространенных в те первые дни войны ура-патриотических проповедей большей части духовенства и настроений официальных газет. Владыка призывал обращать свой гнев не на врага, а на собственные пороки. 1 февраля, в Неделю сыропустную, совершив великую вечерню в Казанском монастыре, архиепископ Кирилл, после молитвы «Господи и Владыко живота моего», обратился к верующим со словом назидания, в котором указал «на общий грех презрительного отношения к своим вековым религиозным и национальным заветам и устоям, когда русские люди хулят и поносят все свое древнерусское церковное и национальное и устремляют свои сердца к чужому, иноземному». «Такое наше поведение, – говорил владыка, – не могло не внушить немцам мысли и желания взять под свою опеку этот изуверившийся в себе русский народ и подчинить его себе. В этом своем грехе мы должны каяться перед Родиной и Церковью» 176 . Далее владыка испросил у всех предстоящих прощения и, земно поклонившись, произнес сам слова прощания и благословения, а затем, под пение хора «Покаяния отверзи ми двери», стал принимать всех ко святому кресту. Война принесла горе не только на Русскую землю. Вторжение турок и курдов в персидские пределы вынудило весь состав Урмийской Миссии (которую некогда возглавлял владыка Кирилл) покинуть Урмию ввиду реальной угрозы для жизни православных и удалиться в пределы России. Вместе с начальником Миссии епископом Салмасским Сергием в Россию прибыли ученики училища, дети населяющих Урмию сирохалдеев, учителя Миссии, духовенство. Имущество Миссии было разграблено турками. Поначалу расположившись в Тифлисе, Миссия очень скоро вынуждена была покинуть его, и, благодаря попечительному участию владыки Кирилла, найти себе прибежище в Тамбове, в стенах духовной семинарии 177 . Здесь в феврале 1915 года расположились 19 детей и один наставник. На средства архиепископа Кирилла и Александры Николаевны Нарышкиной дети Урмийской Миссии были снабжены всем необходимым 178 . Сам владыка Кирилл, горячо переживая судьбу Урмийской Миссии, для благоустроения которой он так много потрудился в 1902–1904 годах, в марте специально выезжал в Петроград для совещания в Святейшем Синоде и в правительственных организациях по этому вопросу. Одним из результатов попечительской деятельности владыки Кирилла стали сборы средств в пользу Урмийской Миссии, а вскоре и распоряжение Святейшего Синода о подобном сборе в праздник Богоявления по всем церквам Российской Империи 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Целью миссии было оказание содействия епископу Мар-Ионану в деле утверждения Святого Православия среди его паствы, а также миссионерская деятельность среди остальной части ассирийцев Урмийской области. Определением Святейшего Синода первым начальником Урмийской миссии был назначен иеромонах Феофилакт (Клементьев). Благодаря работе миссии более 15 тыс. несториан перешли в православие. В 1901 г. новым начальником миссии стал архим. Кирилл (Смирнов). При нем было построено здание миссии с домовым храмом, началась переводческая и издательская деятельность, работала собственная типография, начала действовать школа-интернат, в которой преподавание велось на разговорном сирийском и древнесирийском (литературном) языках, изучался русский язык. Миссия развернула благотворительную деятельность. В целях поддержки миссии в Петербурге в 1904 г. было учреждено Кирилло-Сергиевское братство. В 1904 г. начальником миссии был назначен о. Сергий (Лавров), при котором к 1913 г. было построено 10 новых храмов, другие восстановлены. Миссия успешно действовала до 1914 г. После начала Первой мировой войны положение миссии значи тельно ухудшилось из-за начавшихся убийств христиан со стороны турок, а в условиях военного времени средств на содержание миссии катастрофически не хватало. История Урмийской духовной миссии закончилась исходом православной паствы из Урмии в Хамадан в июле 1918 г. Филиппинская духовная миссия (современная). Образовалась фактически в 1995 г., когда группа филиппинцев во главе со священником Филимоном Кастро перешла в Православную Церковь и была принята под омофор Константинопольского Патриарха. Благодаря трудам миссионеров в юрисдикции Константинопольского Патриархата на Филиппинских островах действуют три храма, четыре часовни, один женский монастырь. В миссию входят трое священников и около 600 прихожан из числа филиппинцев, принявших Православие. Кроме того, миссией в стране также занимается Антиохийский Патриархат. В 2008 г. благодаря трудам антиохийских миссионеров сразу две филиппинские деноминации – одна, принадлежавшая Католической Патриархии Востока, а вторая – протестантам-евангеликам, перешли в Православную Церковь и были приняты в состав Австралийско-Новозеландской епархии Антиохийского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Простите, Владыко, что так долго задержал Вас, но мне представляется слишком нужным, чтобы Вы все это знали. В среду 6-го числа пришла очень запоздавшая почта, и я получил Ваше письмо от 12 октября, по силе которого я в тот же день сдал на почту представление в Св. Синод о священнике Павле Иванове. В настоящую пору этот священник допущен мною к преподаванию в нашей городской школе древнего и новейшего сирийского языка, а сам священник поручен особенному вниманию о. Сергия. Прося архипастырского благословения себе и сотрудникам моим, честь имею быть Вашего Высокопреосвященства покорнейший послушник архимандрит грешный Кирилл. (РГИА, ф. 834, on. 4, д. 938, л. 2–11об.) Письмо митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) Урмия, 19 ноября 1902 года Ваше Высокопреосвященство, милостивый Архипастырь. Вместе с этим письмом я отправляю рапорт в Святейший Синод о назначении сюда еще одного члена Миссии и прошу послать на это место о. Павла Невдачина. О поводе вчинять это ходатайство теперь, а не позднее Вы узнаете из рапорта, и я не стану повторяться. Но чего нельзя говорить в рапорте, о том чувствую себя и вправе и обязательным сказать Вам по силе моего духовного сыновства по отношению к Вашему Высокопреосвященству. При самом назначении сюда я был немало смущен подчинением вверяемой мне Миссии ведению Грузино-Имеретинской Святейшего Синода конторы, но такова была Ваша воля, и я не осмелился представлять Вам свои мысли о неудобствах этого порядка, совершенно исключительного и примененного только к Урмийской Миссии, так как все другие учреждения того же характера сносятся по делам своим или через Вас или непосредственно с Синодом. По прибытии своем в августе месяце в г. Тифлис я убедился, что и Высокопреосвященнейший Экзарх, и все члены Синодальной конторы, за исключением отсутствовавшего протоиерея Восторгова, признают совершенно чуждым для себя дело Урмийской Миссии, тяготятся им, и тогда же решил ходатайствовать пред Святейшим Синодом о подчинении Урмийской Миссии непосредственному его ведению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010