Перу А. П. Лопухина принадлежит также большая статья «После присоединения Урмийской миссии: Католикос Востока и его народ» 156 , появившаяся на страницах «Христианского чтения» в том же 1898 г. Присоединение части сиро-персидских христиан к Русской Православной Церкви имело благотворное влияние на развитие интереса к истории Дохалкидонских Церквей в СПбДА. И заслуга в этом в большой степени принадлежала проф. В. В. Болотову . В связи с предполагаемым обучением православных сиро-персидских студентов в СПбДА В. В. Болотов поставил перед Советом Академии вопрос о приобретении для академической библиотеки древнесирийских произведений, напечатанных восточным (так называемым несторианским) шрифтом, и составил список необходимой литературы. В докладной записке в Совет СПбДА он, между прочим, писал: «Среди воссоединенных с Православной Церковью сирийцев заметно желание ввести у себя богослужение по православному русскому чину на новосирском языке. Очевидно, в лице наших слушателей мы имеем дело с будущими переводчиками наших богослужебных чинов на новосирский язык. Долг Академии – сколько возможно облегчить им этот предстоящий подвиг... Поэтому весьма желательно, чтобы наши слушатели в стенах Академии имели возможность упрочить и усовершенствовать свои познания в древнесирийском языке» 157 . Вскоре после отъезда делегации во главе с архиепископом Мар Ионой в Урмию (Персия) выехала русская духовная миссия, которая фактически совершала присоединение сиро-персидских христианских общин. В связи с расширением деятельности духовной миссии в Урмии ее начальник архимандрит Сергий ходатайствовал об увеличении наличного состава миссии и о назначении туда иеромонаха с академическим образованием. От СПбДА членом Урмийской миссии в 1913 г. был избран иеродиакон Антоний (Марценко), студент IV курса, изъявивший желание по окончании обучения отправиться в Урмию 158 . В дальнейшем, вплоть до начала первой мировой войны, деятельность Урмийской миссии продолжала успешно развиваться. Так, в 1912 г. один православный студент – выходец из Урмии, прослушав курс богословских наук в СПбДА, был рукоположен во диакона по возвращении на родину 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

25 марта 1898 г., в день праздника Благовещения, в Троицком соборе Александро-Невской лавры был совершен чин присоединения к Православию И. и др. членов делегации. Было произнесено отречение от ереси Нестория, подписан акт воссоединения (написан по-сирийски рукой В. В. Болотова ) и совершена Божественная литургия, за к-рой И. сослужил членам Синода РПЦ. Урмийская и Супурганская епархия была объявлена православной. Тогда же постановлением Синода для утверждения в Православии новоприобретенной паствы была открыта Урмийская духовная миссия , главой которой стал иером. Феофилакт (Клементьев ; впосл. епископ Прилукский), выпускник СПбДА. И. с сопровождавшими его лицами посетил святыни С.-Петербура, в Кронштадте встретился со св. прав. прот. Иоанном Кронштадтским , а затем через Москву и Кавказ вернулся в Урмию. Летом 1898 г. миссия приступила к просветительской деятельности среди воссоединенных с Православием ассирийцев. Несторианские епископы Османской империи собирались последовать примеру И., но из-за первых не вполне успешных шагов миссии они отказались от своего решения. В 1899 г. к Православию присоединился лишь несторианский еп. Мар Абрахам Савришо с кафедрой в с. Марсаргиз († 1913). И. управлял Урмийской епархией до своей кончины. Отношения с Урмийской миссией и ее начальниками: архим. Феофилактом, с 1902 г. со сщмч. архим. Кириллом (Смирновым ; впосл. митрополит Казанский), с 1904 г. с архим. Сергием (Лавровым ; впосл. епископ Семиреченский) не всегда складывались мирно, о чем свидетельствуют послания И. и начальников миссии в Синод с жалобами друг на друга, а также назначенные Синодом ревизии миссии, к-рые провели сщмч. прот. Иоанн Восторгов в 1901 г. и еп. Кирилл (Смирнов) в 1907 г. Летом 1906 г. И. ездил в С.-Петербург для разрешения споров между ним и начальником миссии. На обратном пути он совершил паломничество в Иерусалим. Несмотря на противодействие и различные нападки, в т. ч. от многочисленных инославных миссионеров, работавших в Урмии, И. старался укреплять единство паствы и содействовать ее просвещению. В 1904 г. Урмийская епархия была разделена, епископом юж. части Урмии с титулом «Тергаварский» стал архим. Илия Абрахам, хиротония к-рого состоялась в С.-Петербурге. В Урмии стало 3 правосл. епископа: И., Мар Абрахам и Мар Илия. С политикой И. и деятельностью Урмийской миссии связана и появившаяся в нач. 10-х гг. XX в. перспектива воссоединения с Православием всей Ассирийской Церкви. Однако этого не произошло из-за первой мировой войны и революции в России.

http://pravenc.ru/text/578292.html

В 192030-х гг. эмигранты в Персии в основном являлись представителями персидской, армянской, ассирийской диаспор, проживавших на Кавказе и в Туркестане. Но так как семьи часто были смешанными, в Иран попало и много русских людей. Так же, как и в Китае, в Персии церкви строились при важных транспортных узлах. Так, при Управлении Энзели-Тегеранской и Казвино-Хамаданской шоссейных дорог действовал Свято-Николаевский храм, в котором служил священник Евфимий Васильев. С февраля 1929 г. по январь 1945 г. настоятелем этого храма был сотрудник Урмийской Духовной Миссии ассириец, священник Сергий Бадалов. В Казвине был устроен дом престарелых и находилось православное русское кладбище. 550 В Тегеране долгие годы Свято-Николаевский храм ютился в съемных помещениях. Ее настоятель, архимандрит Виталий (Сергеев), которому в 1934 г. исполнилось шестьдесят лет, очень беспокоился о судьбе прихода после своей смерти. Он неоднократно просил Архиерейский Синод прислать ему помощника, и 3 апреля 1941 г. в Тегеран был назначен иеромонах Владимир (Малышев), который до принятия монашества был военным врачом и участвовал в Первой мировой войне. В Тегеране он бесплатно лечил всех бедных людей, независимо от их вероисповедания. 551 Архиерейский Синод регулярно получал рапорты от архимандрита Виталия. В сентябре 1923 года был заслушан рапорт начальника Урмийской Православной Духовной Миссии Архимандрита Виталия, от 30 апреля с.г., с ходатайством о поощрении диакона названной Миссии Феодора Пиденко возведением в сан священника за отлично-усердную и ревностную службу его Церкви Божией и особые труды его во время лихолетия. > Удостоить диакона Пиденко возведения в сан священника за отлично-усердную и ревностную службу Церкви Божией и особые труды его во время лихолетья и преподать ему благословение Архиерейского Синода с выдачей установленной грамоты. О чем Начальнику Урмийской Миссии послать, для объявления по принадлежности, указ, с препровождением благословенной грамоты, и сделать надлежащее с Преосвященным Мар-Илией сношение о рукоположении названного диакона. 552

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В те дни епископ Салмасский оказался в центре общественного внимания. Он встречался и имел долгую беседу с председателем Совета министров и одновременно министром иностранных дел Б.В. Штюрмером 256 . Не обошла тему Урмии церковная газета «Колокол». В двух номерах была напечатана объёмная статья епископа Пимена о Русской духовной миссии в Урмии 257 . 30 августа 1916 года, в день памяти переноса мощей святого благоверного князя Александра Невского, преосвященный Пимен Салмасский, оставаясь по служебной необходимости в Петрограде, имел возможность принять участие в торжествах. По традиции в Александро-Невскую Лавру стекалось духовенство и причт всех александроневских столичных храмов. (В Петрограде насчитывался 51 храм во имя святого Александра Невского, 10 часовен и 13 приделов в его память). Из Исаакиевского собора принесли петровский образ Спаса Нерукотворного, из Казанского собора − чудотворную икону Казанской Божией Матери. Шествие возглавил епископ Гдовский Вениамин (Казанский). Он шёл по Невскому проспекту, окружённый чуть ли не полусотней священников, облачённых в белые «александровские» ризы. Золоту и серебру шитья священнических одежд не уступали парадные мундиры чиновников высшего эшелона: градоначальника Оболенского, сенатора Чаплинского, церемониймейстера высочайшего двора Юрьева. В конце Невского проспекта у лаврских врат процессию встретил митрополит Петроградский Питирим со старшей братией Лавры и епископами, среди которых стоял Пимен Салмасский. В первых числах августа в Петроград из Урмии прибыл удручённый непониманием и непризнанием бывший начальник Урмийской миссии епископ Сергий. По сообщениям в печати, он сделал доклад о состоянии Урмийской миссии и имел свидание с архимандритом Пименом 258 . Встреча эта была, скорее всего, короткой и деловой. Отец Пимен был слишком погружён в переживания предстоящей хиротонии, а бывший начальник Урмийской миссии слишком подавлен, чтобы вспомнить былые распри и придавать значение моменту встречи. Можно с уверенностью сказать: он не сомневался в том, что отец Пимен не был повинен в его смещении, не способствовал тому и не праздновал в душе победы над своим многолетним оппонентом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Вероятно поэтому, вслед за святым праведным Иоанном Кронштадтским , владыку Кирилла отметил своим доверием и Святейший Патриарх Тихон. 160 Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Свя­тейшего Правительствующего Синода, от 12 мая 1914 года за 775/Дамбовские епархиальные ведомости. 1914. 20. С. 629–630. 162 1  Хор был расположен в Тамбовской ДС. Спевки проходили по группам: 1-я гр – с 8 час. 30 мин. утра до 9 час. 45 мин., 2-я – с 10 до 11 час.; общая спевка – с 12 до 13 час. 30 мин.; вечерние занятия: 1 гр.– от 17 до 19 час., 2 гр.– с 19 час. 30 мин. до 21 час.//Тамбовские епархиальные ведомости. 1914. 28. С. 785–799. 167 Митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Богоявленский) , епископ Черниговский и Нежинский Василий (Богоявленский), епископ Уральский Ти­хон (Оболенский), епископ Михайловский Амвросий (Смирнов), епископ Го­мельский Варлаам (Ряшенцев) . Кроме них, конечно же, участвовали еще архи­епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл (Смирнов) и его викарный епископ Зиновий (Дроздов). 170 Определение Св. Синода от 11–23 июля 1914 г. за 6366//Тамбовские епархиальные ведомости. 1914– 32. С. 1008. 177 Другая часть Миссии (20 учеников с наставником) нашла приют в Туль­ской епархии, поскольку архиепископ Тульский и Белевский Парфений (Левиц­кий), так же, как и архиепископ Кирилл, принял сердечное участие в устроении учеников Урмийской Миссии. 179 Определением Св. Синода от 18–19 ноября 1916 г. за 8531 всем духов­ным консисториям предлагалось: «Произвести во всех церквах Империи за бо­гослужениями в праздник Богоявления будущего 1917 года, как в самый день праздника, так и накануне 5-го января, сбор пожертвований в пользу Урмийской Миссии и православного населения Урмии, разоренных мусульманами во время занятия края турецкими войсками, с тем, чтобы имеющиеся поступить путем этого сбора деньги чрез местных благочинных были представлены в Хозяйст­венное Управление при Святейшем Синоде для препровождения в распоряжение начальника Урмийской Духовной Миссии».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прибытие архимандрита Кирилла в конце ноября 1903 года в Петербург принесло самые положительные результаты. Начальник Урмийской Миссии сумел добиться через обер-прокурора и Министерство иностранных дел желательного для Миссии исхода дела, казавшегося многим безнадежным. Однако успеху дипломатических усилий архимандрита Кирилла предшествовали несколько месяцев утомительной переписки с различными ведомствами, составление отчетов и пояснительных записок по урмийскому вопросу, встречи с различными общественными, церковными и государственными деятелями. В высшей степени интересна переписка, завязавшаяся между могущественным К. П. Победоносцевым и министром иностранных дел графом Ламздорфом по проблемам Урмийской Миссии. Переписка эта отражает как тот уровень, на котором решался вопрос о содействии Русской Духовной Миссии в Урмии, так и те позиции, какие занимали каждая из сторон. Начало этой переписке положил Константин Петрович Победоносцев своим письмом от 2 декабря 1903 года на имя министра иностранных дел Российской Империи графа В. Н. Ламздорфа: «Милостивый государь, граф Владимир Николаевич. Прибывший на днях в Санкт-Петербург начальник духовной православной Миссии в Урмии архимандрит Кирилл сообщает о следующем печальном событии. В конце октября месяца текущего года со стороны персидского правительства предъявлено к Миссии требование о передаче ключей от православных храмов несторианам, в том числе и от храма Мар-Мариам, в коем совершается православное богослужение со дня основания Миссии. Это требование исходит, по мнению архимандрита Кирилла, от самого шаха персидского и вызвано происками враждебных православной Миссии несториан, покровительствуемых английским посольством в Тегеране. Нет сомнения, что исполнением столь незаконного требования будет подорван авторитет Миссии, и она лишится возможности нести возложенное на нее высокое служение интересам Православной Церкви и России. Сообщая о сем Вашему Сиятельству, имею честь покорнейше просить Вас, милостивый государь, оказать свое содействие к отклонению предъявленного персидским правительством требования и ограждению интересов Миссии, о последующем же не оставить уведомлением. Приимите уверение в совершенном моем почтении и преданности. К. Победоносцев » 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

99 Севастиан (Вести; 1870–1934), архиепископ Костромской. В 1901 году окончил Киевскую Духовную Академию и назначен помощником смотрителя Единецкого духовного училища. В 1903 году – инспектор Холмской Духовной семинарии. С 1906 года – ректор Подольской Духовной семинарии в сане архимандрита. С 1909 года – ректор Донской Духовной семинарии. 8 сентября 1914 года хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. В 1919 году переименован во епископа Нерехтского, викария той же епархии. С 1920 года – архиепископ Костромской. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. В июле 1923 года, после освобождении Святейшего Патриарха Тихона, покаялся и оставлен на той же кафедре. Но в конце сентября того же года вновь уклонился в обновленческий раскол. В начале 1924 года снова покаялся перед Патриархом Тихоном и оставлен архиепископом Костромским. С 18 мая 1927 года член временного Патриаршего Священного Синода. С 1929 года епархией не управлял. Скончался в 1931 году в городе Кинешме. 101 Пимен (Белоликов ; 1880–1918), епископ Семиреченский и Верненский, священномученик. В 1904 году окончил Киевскую Духовную Академию и назначен миссионером в Урмийскую миссию. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1906 года помощник начальника той же миссии. С 1911 года – ректор Александровской Духовной семинарии в сане архимандрита. С 1912 года – начальник Урмийской миссии. С 1914 года – ректор Пермской Духовной семинарии. 6 августа 1916 года хиротонисан в Петрограде во епископа Салмасского и назначен начальником Урмийской миссии. С 1917 года – епископ Семиреченский и Верненский (Алма-Атинский). В 1918 году был расстрелян. Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе 2000 года. Читать далее Источник: К вам мое слово любви, вразумления и утешения…: проповеди, слова, поучения/священномученик Владимир (Богоявленский; 1848-1918), митрополит Киевский и Галицкий. — Тверь: Булат, 2008. — В 3-х том. (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской православной церкви)./Т. 1. — 526 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

10 . Восторгов П., прот. Православие в Персии: (Необходимое разъяснение)//Церковные ведомости. – СПб., 1901. – 51/52. 11 . Всесвятский П. Н. Урмийская православная миссия//Русский паломник. – СПб., 1906. – 40. – С. 640–642. 12 . Годичное собрание Кирилло-Сергиевского Урмийского Братства//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1913. – 47. – С. 2185–2189. 13 . Диаковский Д. Заря православия в глубине Азии: (К положению рус. духовной миссии в Урмии среди сирохалдейцев). – СПб.: Изд. ж. «Странник», 1902. 14 . Записка со справками из дел Св. Синода по вопросу о присоединении айсор-несториан к Православной Церкви. – СПб., 1897. – 46 с. 15 . Кирилл (Смирнов), архим. Речь начальника православной духовной миссии в Урмии//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1904. – 8. – С. 271–279. 16 . Лазарев М. С. Курдский вопрос (1891–1917). – М.: Наука, 1972. – 472 с. 17 . Материалы к биографическому словарю ассирийцев в России (XIX – 1 пол. XX в.). – СПб., 1994. - 74 с. 18 . Наречение и хиротония во епископа сиро-халдейского архим. Илии//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1904. – 5. – С. 174–177. 19 . Новое торжество православия: Обращение сиро-халдейских несториан в лоно Православной церкви (25 марта 1898 г.). – СПб., 1898. – 31 с. 20 . Определение Святейшего Синода от 17/21 марта 1898 г. за 1017//Церковные ведомости. – 1898. – С. 77. 21 . Определение Св. Синода от 24 апреля/4 мая 1902 г.//Церковные ведомости. – 1902. – С. 220. 22 . Определение Св. Синода от 12 июня 1904 г.//Церковные ведомости. – 1904. – С. 285. 23 . Открытие Кирилло-Сергиевского Урмийского братства//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1904. – 5. – С. 177–179. 24 . Отчет о состоянии Урмийской Православной миссии за 1905 г. – Урмия, 1906. – 30 с. 25 . Первое общее собрание членов Урмийского Кирилло-Сергиевского православного братства//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1905. – 9. – С. 384–391. 26 .  Пимен (Белоликов) , игум. Вести из Православной Урмии (Персия)//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1909. – 39. – С. 1839–1842.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10.  Восторгов П., прот.  Православие в Персии: (Необходимое разъяснение)//Церковные ведомости. — СПб., 1901. — 51/52. 11.  Всесвятский П. Н.  Урмийская православная миссия//Русский паломник. — СПб., 1906. — 40. — С. 640—642. 12. Годичное собрание Кирилло-Сергиевского Урмийского Братства//Прибавления к Церковным ведомостям. — СПб., 1913. — 47. — С. 2185—2189. 13.  Диаковский Д.  Заря православия в глубине Азии: (К положению рус. духовной миссии в Урмии среди сирохалдейцев). — СПб.: Изд. ж. «Странник», 1902. 14. Записка со справками из дел Св. Синода по вопросу о присоединении айсор-несториан к Православной Церкви. — СПб., 1897. — 46 с. 15.  Кирилл (Смирнов), архим.  Речь начальника православной духовной миссии в Урмии//Прибавления к Церковным ведомостям. — СПб., 1904. — 8. — С. 271—279. 16.  Лазарев М. С.  Курдский вопрос (1891—1917). — М.: Наука, 1972. — 472 с. 17. Материалы к биографическому словарю ассирийцев в России (XIX — 1 пол. XX в.). — СПб., 1994. - 74 с. 18. Наречение и хиротония во епископа сиро-халдейского архим. Илии//Прибавления к Церковным ведомостям. — СПб., 1904. — 5. — С. 174—177. 19. Новое торжество православия: Обращение сиро-халдейских несториан в лоно Православной церкви (25 марта 1898 г.). — СПб., 1898. — 31 с. 20. Определение Святейшего Синода от 17/21 марта 1898 г. за 1017//Церковные ведомости. — 1898. — С. 77. 21. Определение Св. Синода от 24 апреля/4 мая 1902 г.//Церковные ведомости. — 1902. — С. 220. 22. Определение Св. Синода от 12 июня 1904 г.//Церковные ведомости. — 1904. — С. 285. 23. Открытие Кирилло-Сергиевского Урмийского братства//Прибавления к Церковным ведомостям. — СПб., 1904. — 5. — С. 177—179. 24. Отчет о состоянии Урмийской Православной миссии за 1905 г. — Урмия, 1906. — 30 с. 25. Первое общее собрание членов Урмийского Кирилло-Сергиевского православного братства//Прибавления к Церковным ведомостям. — СПб., 1905. — 9. — С. 384—391. 26.  Пимен (Белоликов), игум.  Вести из Православной Урмии (Персия)//Прибавления к Церковным ведомостям. — СПб., 1909. — 39. — С. 1839—1842.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Материалы о жизни семиреченского епископа были собраны благодаря соборной помощи, которую оказывали разные люди: священник Николай Балашов (Новгородская епархия), иеромонах Стефан (Садо, С.-Петербургская Духовная Академия), многие годы собиравший материалы об Урмийской православной миссии; внучатая племянница епископа Пимена Н. Н. Хлебова (Череповец), П. Г. Резниковский (Ташкент), П. Н. Агафонов (Пермь) и десятки алмаатинцев. Среди них, в первую очередь, должно быть названо имя покойного краеведа профессора Н. П. Ивлева. Без его помощи многие важные документы, касающиеся служения епископа Пимена в городе Верном, остались бы для автора этой книги недоступными. Неизменную поддержку исследованию оказывал Высокопреосвященнейший Алексий (Кутепов), архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский. За содействие научной работе в Перми и Ташкенте автор благодарен Высокопреосвященнейшим архиепископам Пермскому и Соликамскому Афанасию (Кудюку) и Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру (Икиму). Перелистывая вновь и вновь страницы проповедей епископа Пимена, который раз внимаешь их особенной интонации. Истины Святой Церкви будто бы открываются вновь во всей силе и свежести, исходя из уст этого человека, освященные его делами. Он доказал, что дороже этих истин не было для него ничего: «Счастье – в Боге, в единении с Ним. Нам необходимо постоянное чувство, которое размягчало бы наше сердце и направляло бы нашу мысль к Богу. Без него невозможно никакое благое изменение нашей жизни. Его, прежде всего, старались возбудить в себе наши благочестивые предки, приступая к какому-нибудь великому делу. Оно возвеличит и нас, жаждущих своего обновления и просвещения. Не замедлит наша победа, если мы будем правду творить и святиться еще и еще под покровом Церкви Православной. Аминь». 1 В 1921 г. город Верный был переименован в город Алма-Ата, ставший столицей Казахской ССР с 1929 г. (ныне Алматы). 2 Речь начальника Урмийской православной миссии архимандрита Пимена (Белоликова) при наречении его во епископа Салмасского 5 августа сего года//Прибавления к церковным ведомостям. 1916. 33 (13 августа). С. 810. (Далее при ссылке на этот источник указывается: Речь начальника Урмийской православной миссии...)

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010