С другой стороны, ситуацией спешат воспользоваться и униаты: сторонник Ющенко, «старший архиепископ Украинской Греко-католической церкви (УГКЦ) кардинал Любомир Гузар заявил, что он и его деноминация готовы стать посредником между противоборствующими политическими силам Украины», - передает со ссылкой на «Благовест-Инфо» «Русская линия» . «Непонятно, какие основания у кардинала Гузара считать, что его пригласят в качестве посредника, ведь посредник по определению должен быть лицом незаинтересованным. Я из заявлений главы УГКЦ ясно, как Божий день, что он – сторонник Ющенко… Как напоминает в этой связи «Благовест-инфо», ранее кардинал Гузар распространил заявление по поводу ситуации на Украине, в котором призвал уважать протестующих на площади Независимости в Киеве сторонников Ющенко. «Это - храбрые люди, ответственные и готовые жертвовать собой, - подчеркнул кардинал. - Их следует уважать, а к их голосу необходимо прислушаться, потому как «глас народа - это глас Божий». Как понимать этот пассаж? Что глас народа на Востоке не является гласом Божиим? Или, может быть, кардинал Гузар считает, что те, кто живет в Донецке, Луганске, Одессе, Крыму – это вовсе не народ?!», - недоумевают авторы сообщения. О том, что это за «посредничество» свидетельствуют и сообщения о позиции Рима : «Представитель Ватикана грозит Украинской Православной Церкви Московского Патриархата осложнениями в экуменических отношениях за поддержку Виктора Януковича».  «Католические священники и епископы открыты к диалогу со всеми, - заявил г-н Томашек, - с мусульманами Крыма, иудеями, православными и атеистами». А вот «Московский Патриархат изолировал себя от других «ведущих» церквей страны - Греко-католической, Римо-католической, киевского патриархата и многих протестантских общин», - считает деятель из Ватикана. «По его утверждению, еще более очевидной сделали изоляцию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата прошедшие выборы. При этом католический эксперт пытается лукаво выставить позицию всех еретических и раскольнических деноминаций как нейтральную, обвиняя Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в поддержку кандидата от власти. При этом г-н Томашек не гнушается откровенной клеветой… и … обращается с забавными угрозами в адрес православных, грозя осложнениями в экуменических отношениях».

http://pravoslavie.ru/4915.html

Последним институтом, соединявшим митрополита и епископов с низшим духовенством, были наместники и протопопы – те, кто контролировал функционирование группы приходов данной епархии. Они имели и определенную судебно-дисциплинарную власть над приходскими священниками. Православные братства Влиятельность православных братств и их активное участие в управлении церковью – отличительная черта истории украинско-белорусского православия. В их истории явственно различаются два периода: до и после получения Львовским братством устава от патриарха Иоакима в 1586 г. По своим функциям и весу в общественной жизни после 1586 г. они совершенно не похожи на католические церковные братства 118 . В историографии нет единого мнения о происхождении украинско-белорусских православных братств. По мнению А. Папкова , они генетически восходят к древнерусским братчинам, которые он характеризует как православные церковные союзы при приходских храмах. Братчины заботились о нуждах приходского храма и тех, кто при нем ютился, имели право примирительного суда, устраивали общие трапезы в дни больших церковных праздников и существовали в Древней Руси по крайней мере с XII в. Однако в Северо-Восточной Руси они не получили развития, а в украинско-белорусских землях в силу специфики местных условий получили распространение и стали играть очень весомую роль в общественно-церковной жизни 119 . На их основе выросли украинско-белорусские братства, которые стали формой прямого участия мирян в управлении церковью, а в конце XVI в. были наделены несравненно более широкими правами, чем братства в католической церкви 120 . В конце XVI – первой четверти XVII в. роль Виленского и Львовского братств в церковно-политической борьбе была особенно велика. На соборах они были представлены специальными и весьма многочисленными делегациями. Поэтому понять генезис Брестской унии и греко-католической церкви без учета роли братств совершенно невозможно. Институт патроната Едва ли не главная особенность истории православия в украинско-белорусских землях в XV–XVI вв. состоит в том, что церковная жизнь регулировалась не только духовенством, но и светскими лицами: королем, его официальными представителями, отдельными светскими землевладельцами, горожанами. Это выразилось в распространении в украинско-белорусских землях так называемого права патроната в отношении церкви и ее имущества. Институт этот всегда привлекал внимание историков, а в недавнее время он стал предметом сравнительно-исторического изучения в книге Б.Н. Флори, который сопоставил право патроната в Великом княжестве Литовском с аналогичными институтами в раннесредневековой Чехии, Польше и в России XIV–XVI вв. Выяснилось, что институт государственного патроната над церковью был «реликтом раннефеодальной системы» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

«В 1945 - 1946 гг. органами НКГБ-МГБ УССР, - писал осуществлявший общее руководство «операцией» по ГКЦ Медведев, - была проведена серьезная работа по ликвидации греко-католической церкви в западных областях УССР..., являющаяся резидентурой Ватикана. Тов. Карин, как имеющий большой практический опыт в этой работе, проявил себя как знающий эту линию чекистской работы, замечательный организатор, быстро ориентирующийся в обстановке». Совместно с другими руководящими работниками НКГБ-МГБ УССР, принимал непосредственное участие во всех основных действиях «от разработки планов агентурно-оперативных мероприятий по ликвидации униатской церкви до личной работы с агентурой по униатам за весь период этой операции, вплоть до проведения собора бывшей греко-католической униатской церкви, организационно оформившего разрыв с Ватиканом и воссоединение с русской православной церковью в СССР» О мероприятиях по подготовке Львовского собора 1946 года и участии в них «заместителя председателя Совета по делам религии при правителстве УССР» (оперативное прикрытие полковника госбезопасности Карина) мы подробно писали Гораздо менее известна деятельность Сергея Карина в годы войны и, главное, обстоятельства и причины его «скоропостижного» изгнания из спецслужбы в 1947 году, когда, казалось бы, специфический опыт и оперативное искусство полковника были особенно востребованы на фоне формирования «катакомбной» униатской церкви. Однако до скандального увольнения от службы контрразведчику предстояло немало сложных и рискованных заданий, о которых мы намерены рассказать... Внеся раскол «тихоновцам» и организовав «самороспуск» агентурного детища ГПУ - УАПЦ, С.Карин-Даниленко в начале 1931 г. перешел на участок, знакомый ему с начала 1920-х - во внешнюю разведку со специализацией по «украинской контрреволюционной эмиграции». Судя по материалам личного дела, с января 1931 по июль 1933 гг. находился в оперативной командировке по линии Иностранного отдела (разведка) ОГПУ СССР в Праге со специализацией по «украинской контрреволюционной эмиграции».

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/9/hoch...

Однако визит в Москву Госсекретаря Ватикана имеет, несомненно, и большое значение для отношений между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью. Помимо переговоров с руководителями государства у кардинала состоится встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Также П. Паролин встретится со мною как председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — структуры, несущей ответственность за всю сферу внешней деятельности Русской Церкви. В ходе этих встреч мы обсудим весь спектр двусторонних отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами и, надеюсь, наметим новые перспективы их развития. Что, на Ваш взгляд, является основной проблемой в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами? Наиболее болезненной проблемой в отношениях между нашими Церквами является уния, которая наносит серьезный вред православно-католическим отношениям в целом уже на протяжении веков. В Совместной декларации Патриарха Кирилла и Папы Франциска подчеркивается, что «метод «униатизма» прошлых веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства» (п. 25). Сегодня пагубные последствия унии, враждебной по отношению к Православию, можно увидеть в провокационных и даже агрессивных действиях Украинской Греко-Католической Церкви, которые резко усилились после киевских событий февраля 2014 года. За последние несколько лет мы услышали множество политизированных и агрессивных заявлений униатского руководства, оскорблений в адрес Русской Православной Церкви и ее Предстоятеля. Наблюдается откровенная прозелитическая экспансия, проявляющаяся в образовании новых канонических структур Украинской Греко-Католической Церкви на исконно православных землях Юга и Востока Украины. Имели место прямые призывы к насилию и попытки захвата униатами православных храмов. Конечно, подобные выпады со стороны украинских греко-католиков не могут способствовать росту взаимопонимания и доверия между Русской Православной и Римско-Католическими Церквами.

http://patriarchia.ru/db/text/4983888.ht...

Помимо унии с греческой церковью, были подписаны буллы об униях с Армянской (1439 г.) и Яковитской церквами (1441 г.); уже в Риме были подписаны буллы об униях с сирийцами Месопотамии, халдеями и маронитами Кипра. Договоренность с армянами, о которой было объявлено 22 ноября 1439 г., гласила, что восточные делегаты признали исхождение Св. Духа от Сына и решение Халкидонского собора, согласно которому Христос обладает двумя природами и двумя волями. Армяне-униаты оказались верны соглашению, но верховный католикос Григорий IX (1439–1441), который попытался навязать союз всей Армянской церкви, был смещен, и турки устроили в Константинополе альтернативный армянский патриарший престол, на который возвели Ховагима I (1461–1478). Союз с яковитами, о котором было объявлено в 1442 г., был отвергнут на Востоке повсеместно. Попытки примириться с коптами и эфиопами тоже оказались напрасными. Папа Евгений отправил также послов на Восток, чтобы призвать к объединению маронитов и несториан. Кипрские несториане подчинились Риму, а марониты были приняты в римское общение в 1516 г., во время V Латеранского собора. В силу ряда уний были образованы восточно-католические (униатские ) церкви: Халдейская католическая (по унии с Ассирийской церковью Востока 1553 г.); Украинская и Белорусская грекокатолические (по Брестской унии 1596 г. в Речи Посполитой для украинцев и белорусов, проживавших на её территории); Эфиопская католическая (по унии 1622 г.); Русинская, Словацкая и Румынская грекокатолические (по Ужгородской унии 1649 г. для православного населения Закарпатья и современной Словакии, которая в 1699 г. была распространена на православное население Трансильвании; по унии в Мукачево 1664 г. к Греко-католической церкви было присоединено православное население Закарпатья и венгерской епархии Хайдудорог; в 1713 г. была заключена уния в Марамуреше, ныне в Румынии, и к 1721 г. все православные священники Закарпатья признали унию); Сирийская католическая (по унии с частью сиро- яковитов 1677 г.); Коптская католическая (по унии с частью коптов 1741 г.); Армянская католическая (по унии с частью армян в 1742 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце XIX века в Галиции появляется и усиливается украинское движение с проправославными симпатиями. Оно оказало влияние и на греко-католическое духовенство, в котором также проявилось два течения. Одно было русофильским и консервативным, направленным на сохранение православных традиций. Его сторонники боролось с латинским влиянием (включая языковые латинизмы). Другое течение в униатстве в сознательном латинизме (включая требование целибата для священников) искало защиты как от русского, так и польского влияния. Эти два течения в Церкви сохранились до сих пор и представлены двумя монашескими орденами: первое - студитами, второе - базилианами. В конце XIX века частичный перевес одержали сторонники латинизации (при поддержке иезуитов была осуществлена реформа базилианского ордена). Следующий этап в развитии греко-католичества приходится на период деятельности митрополита (с 1901) Андрея Шептицкого (1865-1944). Все, что делал Шептицкий, было подчинено мысли о строительстве великой независимой Украины и распространению греко-католичества на всю территорию Российской империи. Его деятельность составила эпоху в истории развития униатства. Умеренный традиционалист, он реорганизовал семинарии, реформировал орден студитов и основал восточное течение ордена редемптористов. На учебу духовенство посылалось в австрийские, немецкие и римские университеты. Но еще больше митрополит сделал для возникновения украинских общественных (культурных, социальных) организаций, как в Галиции, так и в Америке. В канун Первой мировой войны в Галиции существовало 3 тысячи школ, 27 гимназий, 2944 ячейки культурного общества " Просвит " , Научное общество им. Тараса Шевченко, 500 народных сельхозкооперативов. В начале XX века Шептицкий дважды под фальшивым именем побывал в России. Его интересовал политический климат (перспективы революции) и возможности для миссионерской деятельности. В 1908 году он представил Пию X отчет, на основании которого папа даровал митрополиту тайные полномочия на случай " дня X " в России.

http://pravoslavie.ru/analit/ukrgrekokat...

Первый сигнал, дошедший из Ватикана, прозвучал весьма тревожно. Предсказать то, что «украинский вопрос» в очередной раз может стать камнем преткновения на пути православно-католического диалога, особого труда не составляло. Недавно на нашем сайте была опубликована статья, в которой шла речь о так называемом стихийном, то есть не управляемом из Ватикана католическом прозелитизме на Украине. В этой публикации отмечалось, в частности, что католический прозелитизм в этой стране сегодня развивается, может быть, и без деятельной поддержки Ватикана, но с его молчаливого согласия. Однако Ватикан, старавшийся в последнее время украинские проблемы не ворошить, вдруг громко и весьма пафосно высказался в поддержку УГКЦ. Остается догадываться, случайно или нет 23 июня, на следующий день после встречи митрополита Кирилла и кардинала Каспера, на сайте католического информационного агентства Zenit  появился призыв Папы Бенедикта XV поддержать греко-католиков Украины. Папа обратился с этим призывом на встрече с участниками Генеральной ассамблеи организаций, осуществляющих помощь Восточным Церквам. Бенедикт XV считает, что католикам Украины необходимо оказать поддержку в деле налаживания отношений с православными. «В эти дни вам необходимо изучить истинную ситуацию вокруг Греко-католической церкви Украины», — сказал Папа участникам встречи, среди которых были префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Игнатий Муса Дауд и глава УГКЦ Любомир Гузар. По словам Бенедикта XV, развитие УГКЦ после падения коммунистического режима «дает надежду на то, что древнее и благородное духовное наследство, которое греко-католики берегут, позволит внести неоценимый вклад в прогресс всего украинского народа». «Поэтому я говорю вам: поддержите их экклезиологический путь», — заявил Папа и призвал оказывать содействие примирению и дружбе между христианами Украины. Если верны предположения о том, что эти высказывания Бенедикта XV являются своеобразным ответом на заявления представителей Русской Церкви, сделанные в ходе и после встречи с кардиналом Каспером, то вряд ли объявленная Ватиканом «новая эра» в развитии православно-католических отношений начнется в ближайшем будущем.

http://patriarchia.ru/db/text/26632.html

— Недавно многие газеты опубликовали сообщение о возможности Вашей встречи с Папой Бенедиктом XVI. Настаиваете ли Вы и дальше на том, чтобы сначала решить все спорные вопросы, так как в противном случае эта встреча не имеет смысла? — Да, я по-прежнему считаю, что для успеха этой встречи необходимо если не решить полностью, то, по крайней мере, более энергично решать конфликтные вопросы. Средства массовой информации подчеркивают исключительно сенсационный аспект возможной встречи. Мне бы как раз очень не хотелось, чтобы ее эффект свелся только к ее сенсационности. Для того, чтобы она была действительно полезна для дальнейшего развития отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической, необходимо совместными усилиями радикально изменить к лучшему атмосферу этих отношений посредством урегулирования существующих между нами проблем. — Во времена бывшего Папы представители Ватикана часто говорили, что они не могут влиять на греко-католиков в Украине, которые захватывали православные храмы. Изменилась ли сейчас ситуация или все осталось по-старому? — Хотя украинские греко-католики всячески подчеркивают свою лояльность Римскому престолу, они вместе с тем настаивают на своей автономии. Когда в 1990 году была создана четырехсторонняя комиссия с участием Ватикана, Московского Патриархата, Украинской Православной Церкви и УГКЦ с целью урегулирования ситуации в Западной Украине, то греко-католики фактически сорвали ее работу. Мы предлагали совсем недавно возродить эту комиссию, но католическая сторона отнеслась к нашему предложению весьма прохладно. В ходе регулярных контактов с руководством Римско-Католической Церкви мы постоянно поднимаем вопрос о разрешении ситуации с православными храмами в Западной Украине. И Папа Римский, и главы ответственных ватиканских конгрегаций выражают понимание нашей озабоченности, однако проблема так и остается нерешенной. — В Австрии в Граце в 1997 году должна была состояться встреча русского Патриарха с Папой. За 10 дней до встречи из документа, который готовился к подписанию, в Ватикане вычеркнули часть о вреде прозелитизма и конфликте православных и униатов в Украине. С 90-х годов в более чем 200 российских городах открыты католические церкви. Стали ли ближе сейчас позиции Москвы и Ватикана, когда речь идет о прозелитизме, или все осталось без изменений?

http://patriarchia.ru/db/text/1986268.ht...

Трое молодых священников и один дьякон не были первыми кто послал словацким епископам письмо такого содержания. Еще в июле 2007 года подобных объяснений о ясном исповедании веры, отречения от оккультизма, историко-критического метода, духа Нью Эйдж, снятия спишского (spišského) епископа Франтишека Тондру (Františka Tondru) потребовали четверо чешских монахов, которые действовали в Украине, лидером которых является отец Eliáš Antonín Dohnal. В интервью словацкому журналу SME Станислав Циганэк отвергл прямую связь с ними но указал что со своими собратьями был вдохновлен из поступком. Оба сообщества аппелируют к традиции св. Василия Великого имеют похожие веб страницы. Eliáš Antonín Dohnal известен не только в Чехии и Словакии, но и Украине. В 70-х годах был настоятелем в Slušovice. По словам сторонников имеет дар распознания оккультных практик. После встречи лидеров мировых религий в 1986 году в Ассизи, которое остро критикуют и вышеупомянутые словацкие священники, написал письмо Иоанну Павлу II, с критикой того что он своими действиями вызвал большое смущение в церкви. В 90-х служил в Trebišove и Prešove, вступив в греко-католический орден Базилиан, и несколько лет преподавал догматику на местном грекокатолическом богословском факультете. В это время выступал на различных харизматических встречах в Словакии. Откуда был переведен в Прагу, где организовал протесты против нового греко-католического епископа, Ladislava Hukova. Из Чехии Eliáš Antonín Dohnal-a отправили в Украину, кде он был без согласия апостольского престола, по его словам, рукоположен в епископы, за что был отлучен. В августе прошлого года с другими нелегально хиротонисоваными епископами основал Правоверный Синод Греко-Католической церкви, которому в Украине было отказано в регистрации, с центром в западноукраинском селе Пидгирки. Ватикан пока не реагирует на ситуацию в отличии от внимания уделяемого сообществу лефевристов, причиной чему может быть малое число членов сообщества Антонина, но при более тесном контакте словацких и украинских сообществ будет вынужден.

http://bogoslov.ru/article/556242

Однако, некоторые утверждения составителей " Компендиума " , если судить по цитатам, которые приводят украинские СМИ, явно рассчитаны на националистическую аудиторию и отличаются определенной предвзятостью. Например, из газеты " День " , поместившей 8 февраля статью Клары Гудзик " Компендиум для всех " можно узнать, что на его страницах признается факт геноцида украинцев в 20 веке. Нет нужды говорить о том, что тема " геноцида украинцев в 20 веке " , которая служит предметом острых дискуссий в украинском обществе, является одним из концептуальных положений идеологии украинского шовинизма и русофобии. Следует сказать, что католические структуры, представленные на территории Украины, ассоциируются, главным образом, с украинской греко-католической церковью (УГКЦ), которую принято считать союзником прозападных политических сил и украинских националистов. На фоне современных украинских реалий, где греко-католики часто оказываются участниками различных конфликтов, социальная доктрина католической церкви с ее гуманистическими ценностями представляется документом, который носит отвлеченно-популистский характер. Известно, что в начале 90-х годов 20 века деятельность униатов, связанная с отчуждением православных храмов, нанесла значительный урон Украинской православной Церкви. В 2004 году студенты четырех греко-католических семинарий, а также католического университета г. Львова провели свой " выездной семестр " , участвуя в протестных мероприятиях на киевском " майдане " . Интересно, что, по некоторым данным, в период " оранжевой революции " также были прекращены аудиторные занятия в полузакрытом римо-католическом Институте Фомы Аквинского, расположенном в Киеве и спонсируемом Папским университетом. Позиция официального электронного издания УГКЦ www.ugcc.org.ua, которое благодаря своим постоянным авторам, известным как " отец Олег " и " Ярема Дух " , последние два года является своеобразной трибуной для пропаганды имен украинских коллаборационистов, выступавших на стороне нацистской Германии, не может не показаться деструктивной. Помимо этого, официальное издание УГКЦ освещает деятельность одиозных националистических организаций, таких как " Пласт " , " Центр национального возрождения имени Степана Бандеры " и т. д., выступая одним из информационных ресурсов украинских националистов.

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/05/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010