Шептицкий (вместе с другими греко-католическими иерархами) входил в состав Национального совета, провозгласившего создание республики Западной Украины, и был одним из ее лидеров. Он же отправился защищать независимость перед победителями в Париж. Но Совет Антанты передал эту область Польше (первоначально как 25 летний мандат Лиги Наций, а с 1923 года в состав Польши). С этим население Галиции не желало смириться. Наряду с немцами украинские националисты стали злейшими врагами Версальской системы. Центрами антипольской оппозиции на Западной Украине стали греко-католические общины. В межвоенной Польше была реанимирована средневековая концепция " Польши как бастиона Запада " . Бастион предполагает врага. Правящие круги исповедовали вариант " бастион против большевизма " . Один из видных идеологов этой концепции в рядах Католической Церкви (Конечны Ф.) видел такого врага в " восточном славянском варварстве " . Историческая роль Польши - сохранение чистоты латинской культуры. Уния - позор для Церкви (Myslek W. Ideologia i praktyka " przedmurza chrzescijanstwa " w Drugiej Rzeczypospolitej. - W-wa, 1986). И римо-католики, и правительство были едины в осуществлении антиукраинской и антиправославной политики. К примеру, только в июле и августе 1938 г. в районе Хельма (Холм) было сожжено 138 православных церквей, против чего протестует (20 июля) Шептицкий. В межвоенный период вновь оживился спор между традиционалистами, защищающими интегральную целостность восточного (православного) наследия в греко-католицизме, и сторонниками частичной латинизации обряда. В политике первые - националисты, вторые - сторонники поиска компромисса с Польшей. Шептицкий - умеренный традиционалист, поддерживающий националистов. В канун Второй мировой войны естественным союзником националистов в борьбе против Польши виделась гитлеровская Германия. ВТОРАЯ ПОПЫТКА Разгром Польши и включение Западной Украины в состав СССР было воспринято Шептицким и его окружением как исторический шанс. " Русские оккупировали Польшу - следовательно, фактически мы находимся уже в России " , - восторгался иезуит Вальтер Чишек. Шептицкий назначил четырех апостольских экзархов: епископ Чернецкий был поставлен для волынской и подольской части Украины (с Луцком и Каменецким), отец Клеменс Шептицкий (его брат) - в " Великую Россию и Сибирь " (с Москвой), иезуит Антоний Неманцевич - в Белоруссию и Иосиф Слипый - в " Великую Украину " (с Киевом). Назначения, хотя, как пишет Штеле, " и неохотно и лишь временно " утверждены Ватиканом. Но в день нападения немецких армий на Советский Союз на Урале были арестованы два иезуита: Нестров и Чишек (русский и американец польского происхождения). Для того, чтобы попасть во внутренние районы России, они по поручению Шептицкого в 1940 г. завербовались под фальшивыми именами и по подложным документам в качестве лесорубов.

http://pravoslavie.ru/analit/ukrgrekokat...

Происшедшее в кон. 80-х гг. в странах Вост. Европы и особенно в Украинской ССР возрождение структур греко-католических Церквей, сопровождавшееся захватами правосл. храмов и притеснением верующих, осложнило православно-католич. диалог, приостановленный Поместными Православными Церквами по инициативе РПЦ. И. П. выразил по этому поводу сожаление, но назвал «нормализацию жизни» греко-католич. Церквей «исправлением допущенной несправедливости» и их «естественным возвращением к открытой церковной жизни после гонений», призвав возобновить диалог «братским разрешением спора в духе справедливости, любви и прощения» (Послание епископам европейского континента от 31 мая 1991//Единство в многообразии. 1993. С. 221). Считая возможным продолжение сотрудничества с правосл. Церквами в области совр. европ. евангелизации, И. П. пригласил правосл. Церкви прислать делегатов на специальную ассамблею синода католич. епископов Европы (28 нояб.- 14 дек. 1991). Однако 8 окт. 1991 г. Свящ. Синод РПЦ отклонил приглашение папы, указав на невозможность совместного обсуждения вопросов миссии и евангелизации в условиях, «когда у нас дома уже практически создаются параллельные миссионерские структуры... Наше участие в этих дискуссиях в Риме носило бы двусмысленный характер... Мировое же христианское общественное мнение было бы введено в заблуждение относительно подлинного характера взаимоотношений между нашими Церквами в данный момент» (Заявление о специальной ассамблее Синода епископов Римско-Католической Церкви по Европе//ЖМП. 1992. 1. С. 11-12). Решение РПЦ было поддержано др. правосл. Церквами, и для изложения православ. позиции К-польский Патриарх Варфоломей I направил на открытие синода экзарха Юж. Европы Италийского митр. Спиридона (Папагеорги), выступившего с речью, в к-рой напряженность в православно-католич. отношениях была объяснена насильственными действиями греко-католиков на Украине и в Румынии, а также увеличением католич. структур в странах с преимущественно правосл. населением, что вызывало подозрения в стремлении к прозелитизму и означало отход от братских принципов православно-католич. отношений, выработанных в последние годы.

http://pravenc.ru/text/471418.html

11 апр. 1945 г. руководство УГКЦ - митр. И. Слипый и др. епископы - было арестовано НКГБ. К. было предложено возглавить движение за объединение с Православной Церковью. Главными причинами того, что он согласился на предложение властей, были искренняя убежденность в благе возвращения в Православие и беспокойство за судьбы Церкви и своей паствы. К этому времени К. переосмыслил свое отношение к националистическому движению, чему способствовали тяжелые последствия для населения Зап. Украины вооруженной борьбы националистов, а также семейная трагедия К. Его сыновья Ириней и Зенон после разгрома дивизии СС «Галичина» оказались в лагере для интернированных в Италии, а затем переехали в Англию; туда же эмигрировала и его дочь Кристина. В апр. 1945 г. К. написал: «Я был униатом и утратил достоинство пастыря, я был националистом и потерял достоинство человека, но этого мало. Национализм осиротил меня и мою жену. Мы стали несчастными родителями... В нашем крае нет семьи, которая бы не оплакивала какую-нибудь жертву национализма. Мы говорим национализму - довольно крови! Мы говорим унии - довольно позора!» 28 мая того же года К. вместе со священниками Михаилом Мельником и Антонием Пельвецким (впосл. архиереи РПЦ) известил Совнарком Украинской ССР об образовании под их руководством Инициативной группы по воссоединению греко-католич. Церкви с Православной Церковью. В тот же день была выпущена декларация «К греко-католическому духовенству западных областей Украины» с призывом о воссоединении с Православной Церковью. К. стал председателем Инициативной группы и вдохновителем движения за воссоединение униатов с Православием. 18 июня Инициативная группа получила признание со стороны гос. властей как единственный официально действующий временный орган управления УГКЦ. В кон. июля 1945 г. о присоединении к Инициативной группе объявили 340 униат. священников. Власти не были довольны медленным, на их взгляд, ходом воссоединения. На греко-католиков оказывалось адм. давление с целью побудить к переходу в Православие.

http://pravenc.ru/text/2458863.html

На фоне активизации сатанистов идёт и реанимация греко-католической церкви – порождения Брестской унии 1596 года. Происходит самовольный и часто насильственный захват греко-католиками православных храмов, переходящих в подчинение Ватикану. Под угрозой оплот православия Киево-Печерская Лавра, находящаяся в канонической юрисдикции Московского патриархата. Начался процесс «униизации» Украины. И это несмотря на то, что из сорокамиллионного ее населения около тридцати миллионов – православные, и только около восьми миллионов – униаты, если верить современной статистике. «Майданная пассионарность», подпитываемая Западом, позволяет греко-католическим активистам продолжать свое разрушительное дело по расколу «психо-ментального» поля украинского народа. Как будто начинает сбываться мечта одного из идеологов унии известного папского нунция Антонио Поссевино, посланного папой Григорием XIII в 1582 году к царю Иоанну Грозному в безнадежной попытке обратить его в католичество или склонить к унии. § 11. ЕВРО-РАСИЗМ И РОССИЯ Сейчас, с внешней стороны, конфессиональные вопросы, как будто отошли на задний план. Но именно они создают тот устойчивый пассионарный фон непримиримой борьбы и внутреннего напряжения массовых страстей, что все мы можем наблюдать сегодня. Это невидимое поле конфессионального «психо-ментального» фронта эксплуатируется всеми теми, кто хочет еще больше углубить трещину между двумя родственными народами великого славянского древа и приватизировать Украину. «За беспорядками в Киеве стоят американцы» – так называлась статья известного журналиста Иэна Трейнора, опубликованная около двадцати лет тому назад в газете «Гардиан» от 26 ноября 2004 года, где он писал: «Эта кампания – творение американцев, утончённое и блестяще спланированное учение по массовому маркетингу и продвижению западного бренда, которое было использовано в четырех странах за четыре года для спасения фальсифицированных выборов и свержения непривлекательных режимов». Ничего не изменилось с тех пор, только всё усугубилось и накалилось до предела. Теперь объединённая «Новая Европа» выступает уже не под католическим флагом, а под лозунгом «мирового рынка». Здесь надо вспомнить «Конституцию Европейского Союза», подписанную в Риме двадцатью пятью странами 29 октября 2004 года. Среди ее «ценностей» нет даже упоминания Христианства – многовековой основы европейской цивилизации, на что в свое время с прискорбием обратил внимание приснопамятный Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Люцифер расправляет над объединенной Европой свои сатанинские крылья.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/28/...

«В письме Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия к президенту Украины П.А. Порошенко описаны некоторые из имевших место на территории Донецко й епархии нападений вооруженных лиц на священнослужителей, включая случаи избиения и угрозы физической расправы, - напомнили в СИНФО. - Так, в Амвросиевском районе благочинного округа протоиерея Евгения Подгорного, связав, избивали прикладом автомата, силой сорвали с него священнический крест, стреляли поверх его головы; посадив священника в яму, угрожали убийством его сына. Подобные сообщения во множестве поступают и из других восточноукраинских епархий. Например, близ Славянска люди с автоматами заставили протоиерея Вадима Яблоновского рыть себе могилу, а протоиерея Виктора Стратовича в тот же день заковали в наручники и увезли с мешком на голове в лес, где поставили на колени и допрашивали в таком положении». «Призываем к незамедлительному расследованию указанных инцидентов как властными структурами Украины, так и компетентными международными правозащитными организациями, - заявили авторы обращения. - Особую тревогу вызывают попытки некоторых греко-католических священнослужителей и представителей раскольнических общин разменять поддержку определенных радикальных сил на право диктата и насилия в отношении приходов Украинской Православной Церкви, последовательно придерживающейся миротворческой позиции. Находятся греко-католические и раскольнические деятели, которые неприкрыто разжигают братоубийственную ненависть, одобряя применение насилия в отношении мирного населения, добиваясь преследования всех выступающих за мир и диалог, в том числе священников канонической Церкви». «Призываем государственные власти Украины поставить преграду на пути тех, кто желал бы перерастания гражданского конфликта в межконфессиональное противостояние, ибо подобное развитие событий в значительной степени отдалит долгожданный мир на украинской земле. Братоубийственная брань на Украине может быть преодолена только в опоре на единые для обеих сторон конфликта ценности, хранящиеся в православном духовном наследии боголюбивого украинского народа. Призываем всех, от кого зависит принятие решений на Украине, к поддержке Украинской Православной Церкви в ее объединительном, миротворческом делании на благо всего народа», - заключили в Синодальном информационном отделе Московского Патриархата.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/05/gr...

Доктор церковной истории В.И. Петрушко описывает почти пятисотлетнюю историю идеи создания " Киевского униатского патриархата " , особое внимание уделяя попыткам со стороны греко-католиков, которые предпринимались в ХХ веке.      Идея создания Киевского униатского патриархата впервые была выдвинута в период подготовки Брестской унии, в 1570—1580-е гг. Данный проект задумывался как средство вовлечения в унию православных Речи Посполитой, но реализовать его тогда так и не удалось . К плану создания Киевского патриархата католическая сторона обратилась вновь в связи с попытками диалога между православными и униатами Речи Посполитой в 1620—1640-х гг., обусловленного стремлением обеих сторон преодолеть острое межрелигиозное противостояние, причиной которого стала Брестская уния. Приверженцы Православия соглашались на обсуждение вопроса об общем с униатами патриархате, полагая, что тем самым будет возможно положить конец гонениям со стороны католиков. Последние же вновь видели в этом проекте средство распространения унии. Эта попытка создания униатского патриархата также не увенчалась успехом . Украинские греко-католики вновь вернулись к проекту Киевского униатского патриархата лишь в ХХ в. Значительное оживление церковной жизни в Униатской Церкви в Галиции, наступившее на рубеже XIX—XX вв. благодаря деятельности митрополита Андрея Шептицкого, сопровождалось усилением прозелитизма униатов на Востоке Украины и в России. Шептицкий планировал распространить униатство на этих территориях и создать под своим главенством обширную униатскую церковную структуру. Разрабатывая в быстро меняющихся политических условиях новые стратегические планы распространения унии на Восток, Шептицкий старался не афишировать своих патриарших амбиций. Но если в своей официальной переписке с Ватиканом по вопросу миссии на Востоке митрополит Андрей избегал говорить о своем потенциальном патриаршестве, то с политическими партнерами он иногда бывал более откровенен. Так, например, в письме к эрцгерцогу Вильгельму Габсбургу глава греко-католиков Галиции, имевший на основании доходивших до него слухов весьма неясные представления о проходившем в Киеве в продолжение 1918 г. Всеукраинском Православном Церковном Соборе , писал:

http://pravoslavie.ru/37250.html

3 октября 1969 г., накануне закрытия синода украинских униатских епископов, государственный секретарь Ватикана кардинал Жан Вийо пригласил к себе главу греко-католической митрополии Виннипега Максима Германюка и сообщил ему о том, что в данный момент учреждение Украинского униатского патриархата невозможно по трем причинам. Во-первых, этому препятствует общая религиозная ситуация, и создание патриархата может усилить религиозные гонения в СССР. Во-вторых, патриархат может вызвать проблемы в сфере экуменизма и нанести вред только начавшим формироваться и еще очень непрочным отношениям между Ватиканом и Православными Церквами, прежде всего — Московским и Константинопольским Патриархатами, и вообще может поставить под угрозу дальнейшее развитие диалога с ними. В-третьих, по мнению кардинала Вийо, учреждение униатского патриархата может быть расценено советскими властями как прямое политическое оскорбление . Синод украинских епископов принял к сведению заявление госсекретаря Ватикана, но, тем не менее, в своем заключительном заявлении вновь выразил решительное намерение добиваться патриаршего достоинства для главы Украинской Греко-католической Церкви. Униатские иерархи объявляли, что будут «выполнять свои пастырские обязанности на основе принципов церковного права и под руководством митрополита и Верховного Архиепископа, который по желанию украинских верующих должен носить титул Патриарха» . Это решение синода, подписанное всеми его участниками, было передано Папе Павлу VI. На синоде было также составлено пастырское послание украинского греко-католического епископата к верующим, в котором было отражено намерение добиваться учреждения патриархата. 10 апреля 1970 г. Папа повторно передал украинским униатам через Конгрегацию Восточных Церквей свой отрицательный ответ на просьбу об основании Украинского патриархата. Послание кардиналу Слипому было подписано ее префектом — кардиналом де Фюрстенбергом . В нем, в частности, сообщалось: «Святейший Отец лично принял дело близко к сердцу и уполномочил меня 4 апреля сообщить Вашей Эминенции от его имени и с его разрешения окончательное решение. Исполняя это поручение, передаю Вашей Эминенции сообщение о том, что всем аспектам этого оформленного дела уделено надлежащее внимание, а особенно — причинам канонического порядка. Основания для учреждения Украинского Киево-Галицкого Патриархата несмотря на имеющееся к тому стремление выглядят недостаточными, а потому прошение об учреждении патриархата не может быть утверждено» .

http://pravoslavie.ru/37250.html

Мту Ипатию в его латинизаторской деятельности нужны были грамотные и деятельные помощники. Для того, чтобы обеспечить себе действенную поддержку со стороны униатского духовенства, Поцей решил реформировать немногочисленное греко-католическое монашество, имевшееся в его распоряжении. С этой целью он создал по образцу римо-католических орденов униатский орден монахов-базилиан (или василиан). Свое название они получили от имени св. Василия Великого, правила которого якобы должны были стать основой деятельности ордена. В реальности базилиане в гораздо большей степени руководствовались теми принципами, на которых основывался орден иезуитов. Фактически это и были иезуиты восточного обряда, с самого начала ставшие подлинной " гвардией " греко-католического мта и важнейшим орудием латинизации униатов. Даже сегодня базилиане остаются наиболее латинизированной частью Украинской греко-католической церкви и проводниками римо-католического влияния. Главным помощником Поцея в организации ордена и его первым руководителем в сане протоархмта (в латинской традиции - генерала) стал Иосиф Вельямин-Рутский. Он был сыном представителя родовитой московской фамилии Вельяминовых, бежавшего при Иоанне Грозном в Литву. Здесь Иосиф принял латинство и проходил выучку у иезуитов, которые направили талантливого юношу для продолжения образования в Рим. Учеба Иосифа в Риме совпала по времени с заключением Брестской унии, и молодому русину было предложено вернуться из латинства в восточный обряд, оставшись при этом католиком. Иезуиты рано разглядели в Рутском дарования, обещавшие ввиду его преданности папству принести богатые плоды на поприще униатского прозелитизма. Вскоре Иосиф стал настоятелем отобранного у православных виленского Троицкого мря. Обитель стала центром базилианского ордена и важнейшей кузницей кадров высшего униатского духовенства. Троицкому мрю и его архмту были подчинены все остальные униатские обители Речи Посполитой, которые отныне были четко организованы в структуру базилианского ордена. Характерно, что подобно римо-католическим орденским мрям, базилианские также были изъяты из юрисдикции своих епархиальных архиереев. В число базилиан влилось немало римо-католических миссионеров, перешедших на восточный обряд, особенно - иезуитов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

Важными представляются материалы об Успенском соборе во Владимире, главном храме Владимиро-Суздальского княжества, а также Успенском соборе Московского Кремля, главном кафедральном храме Предстоятелей Русской Православной Церкви в XIV-XVII вв.; Успенской церкви в Волотове, памятнике архитектуры и искусства, известном благодаря ансамблю фресковых росписей. Том содержит подробную статью о Республике Узбекистан, население которого составляет 35,3 млн человек. Читатель сможет узнать подробную информацию об истории, этническом составе и религиозной составляющей менталитета жителей Узбекистана. Другой страной, о которой содержится обширный материал в томе энциклопедии, является Уругвай. Одной из основных статей 70-го тома является материал об Украине. В нем подробно рассматривается вопрос о религиозных организациях и деноминациях на территории страны, в первую очередь православных. Исследуется история Украины в XX в., в т.ч. в советский и постсоветский периоды. Далее следуют статьи об Украинской автокефальной православной церкви, неканонической церковной структуре, популярной за рубежом; Украинской греко-католической церкви, преемнице Рутенской униатской церкви, совершавшей богослужения по византийскому обряду. Дается обзор деятельности монашеских общин греко-униатов, в частности василиан и студитов. Тема униатства представлена также подробной статьей об «Униатов воссоединении» с Русской Православной Церковью в XVIII-XX вв. В статье подробно описываются общественно-церковные движения, действия государственных властей, связанные с переходом в Православие католиков восточного обряда. В статье «Уния церковная» даются общие определения этому явлению, представляющему соглашение между двумя христианскими Церквами, согласно которому одна из них присоединяется к другой, сохраняя богослужебные и дисциплинарные особенности. Историкам Церкви важно будет ознакомиться с материалом об Ужгородской унии, решении епархиального совещания православного духовенства Мукачевской епархии в 1646 г. о соединении с Римско-католической Церковью.

http://pravoslavie.ru/157084.html

— Во времена бывшего Папы представители Ватикана часто говорили, что они не могут влиять на греко-католиков в Украине, которые захватывали православные храмы. Изменилась ли сейчас ситуация или все осталось по-старому? — Хотя украинские греко-католики всячески подчеркивают свою лояльность Римскому престолу, они вместе с тем настаивают на своей автономии. Когда в 1990 году была создана четырехсторонняя комиссия с участием Ватикана, Московского Патриархата, Украинской Православной Церкви и УГКЦ с целью урегулирования ситуации в Западной Украине, то греко-католики фактически сорвали ее работу. Мы предлагали совсем недавно возродить эту комиссию, но католическая сторона отнеслась к нашему предложению весьма прохладно. В ходе регулярных контактов с руководством Римско-Католической Церкви мы постоянно поднимаем вопрос о разрешении ситуации с православными храмами в Западной Украине. И Папа Римский, и главы ответственных ватиканских конгрегаций выражают понимание нашей озабоченности, однако проблема так и остается нерешенной. — В Австрии в Граце в 1997 году должна была состояться встреча русского Патриарха с Папой. За 10 дней до встречи из документа, который готовился к подписанию, в Ватикане вычеркнули часть о вреде прозелитизма и конфликте православных и униатов в Украине. С 90-х годов в более чем 200 российских городах открыты католические церкви. Стали ли ближе сейчас позиции Москвы и Ватикана, когда речь идет о прозелитизме, или все осталось без изменений? — Следует отметить, что ситуация в православно-католических отношениях в России за последние 10 лет заметно улучшилась. Проблема прозелитизма уже не стоит так остро, как это было в 90-е годы, когда католические миссионеры приезжали в Россию, чтобы вести здесь активную деятельность. Свою положительную роль сыграла созданная в 2004 году Смешанная группа по рассмотрению проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами в России. Она стала хорошей площадкой для открытого и честного обсуждения между представителями двух Церквей конкретных сложных вопросов, а также совместной выработки рекомендаций по их решению.

http://pravmir.ru/intervyu-svyatejshego-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010