Очень важным был документ «Завещание» игумении Серафимы, княжны Корецкой, от 9 марта (по ст.ст.) 1633 года, из которого можно судить о ее жизни, ревности и непоколебимой преданности Православию, а также о материнской заботе и любви к сестрам обители. Просто удивительный документ! Исследуя исторические материалы, мы обнаружили, что настоятельницами были две игумении по имени Серафима: первая — это княжна Корецкая, а вторая, следующая сразу за ней, по фамилии Ярмолинская. То есть выявились две разные личности, о чем мы прежде не знали. Так что начатое доброе дело также послужило к получению более точных сведений. По ходу работы составлялось большое и малое житие матушки (первое вышло в октябре 2017 года). Мы направили письмо на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о благословении обратиться нам к Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию по вопросу канонизации первой настоятельницы нашей обители игумении Серафимы. Благословение было получено. Дальше, если следовать хронологии, то летом 2018 года мы с сестрами направили письмо Предстоятелю Украинской Православной Церкви  с просьбой о причислении к лику святых нашей матушки, а также передали составленное нами житие (большое и малое), тропарь и кондак игумении Серафиме и эскизное иконописное изображение. Комиссия по канонизации святых Украинской Православной Церкви вынесла свое одобрительное решение, и вскоре, 6 декабря 2019 года, Синод Украинской Православной Церкви  постановил причислить к лику святых игумению Серафиму, княжну Корецкую, с установлением дня памяти 20 марта/3 апреля с занесением имени святой в церковный календарь Украинской Православной Церкви. Но тяжелый 2020 год, когда коронавирус стал стремительно захватывать города и страны, помешал Блаженнейшему митрополиту Онуфрию к нам приехать и прославить матушку. Все откладывалось на неопределенный срок... — И пусть прошло почти полтора года, но торжество, слава Богу, состоялось! — Как говорят святые отцы, Бог назначил всему свое время, и несмотря на все внутренние порывы что-то ускорить, сделать быстрее, мы понимали, что нужно предаться Божией воле, которая все устрояет своим Промыслом.

http://patriarchia.ru/db/text/5832989.ht...

На состоявшемся 9 июля 1990 года в Киеве совещании епископата Украинской Православной Церкви было принято Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви, где со ссылкой на § 21 решений Поместного Собора 1990 года испрашивалась расширенная автономия для Украинской Православной Церкви. 10 июля 1990 года Священный Синод Украинской Православной Церкви одобрил это Обращение и оно было рассмотрено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 20 июля того же года, который передал его на рассмотрение внеочередного Архиерейского Собора. 25-27 октября 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял следующее решение относительно статуса Украинской Православной Церкви: 1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 г. Об Украинской Православной Церкви) . 28 октября 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси в киевском соборе Святой Софии провозгласил независимость и самостоятельность в управлении Украинской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/269165

С церковно-правовой точки зрения главным новшеством Брестской унии была смена юрисдикции: православные епископы украинско-белорусских земель вышли из-под юрисдикции Константинопольских патриархов и признали верховную власть Римского папы. Ясно поэтому, что вопрос об отношениях между киевскими митрополитами и Константинополем, о динамике развития этих отношений, о степени участия патриархата в церковной жизни Киевской митрополии имеет большое значение для понимания истоков и последствий унии 112 . На протяжении второй половины XV – большей части XVI в. связи Киевской митрополии с Константинополем были очень слабыми. Но в последние десятилетия XVI в. связи между греческими патриархами и украинско-белорусскими землями очень быстро и заметно интенсифицировались. Это сыграло громадную роль в генезисе Брестской унии. При этом современные исследования показывают, что представления о неспособности Константинопольской патриархии поддержать оздоровительные процессы в Киевской митрополии не вполне верны 113 . Да и из истории взаимоотношений украинско-белорусской православной церкви с восточными патриархами в первой половине XVII века видно, что эти связи по крайней мере не мешали позитивным переменам в церковной жизни. Все это позволяет отказаться от тезиса об обусловленности Брестской унии упадком Константинопольской патриархии. В XIII–XVI вв. количество епархий в православных землях Польши и ВКЛ не было постоянным. В XV–XVI вв., после отделения Киевской митрополии от Московской, на территории Польско-Литовского государства насчитывалось 9 епископий: Львовская (Галицкая), Перемышльская, Холмская, Луцкая (Острожская), Пинская (Туровская), Брестская (Владимирская), Полоцкая, Черниговская и Смоленская. После присоединения в начале XVI в. к России Чернигово-Северской и Смоленской земель соответствующие территории перешли под контроль московских митрополитов. Галицкая епархия, о епископах которой начиная с 1414 г. ничего не известно, была восстановлена в 1539 г. Что касается монастырей, то, к сожалению, до сегодняшнего дня мы не знаем ни их точного числа в разные эпохи и в разных областях Украины и Белоруссии, ни приблизительного количества монахов, ни особенностей устройства монастырского быта и роли монашества в общественной жизни 114 . Для периода 1503–1555 гг. митрополит Макарий насчитывал в Киевской митрополии около 50 монастырей, 20 из которых были основаны в эти годы 115 . Крупнейшим был Киево-Печерский монастырь, занимавший совершенно исключительное положение не только среди других обителей, но и в церкви в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

- Не кажется ли вам, что нынешняя петиция спровоцирована властью и тоже работает на раскол? Отец Игорь (Якимчук): Думаю, что это попытки определенных политических сил набрать очки в сложной ситуации нестабильности на Украине. " Быть Европой " - из этой идеи вышла и петиция. Но, повторюсь, она вышла не из церковных кругов. - Сколько католиков и протестантов, которым было бы интересно отмечать Рождество в декабре, живет на Украине? Отец Игорь (Якимчук): Приведу данные РИСУ (Религиозно-информационная службы Украины). По состоянию на 1 января 2011 года 97 процентов зарегистрированных религиозных общин на Украине являются христианскими. Примерно половина из них - православной традиции. Остальные почти поровну делят католики и протестанты. На Украине действуют две поместные католические Церкви: Украинская Греко-Католическая Церковь и Римо-Католическая Церковь в Украине. Первая насчитывает 3 825 зарегистрированных организаций (приходов 3 646), в которых несут служение 2 424 священника. Римо-Католическая Церковь (официально зарегистрированная как Римско-Католическая Церковь) имеет 1 081 зарегистрированное религиозное объединение (из них 909 приходов). Служение совершают 579 священнослужителей. Среди протестантских деноминаций наиболее распространенными на Украине является Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов - 2 705 зарегистрированных общин и Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской-пятидесятников - 1 595 объединений. - А сколько верующих традиционно отмечает Рождество 7 января? Отец Игорь (Якимчук): Самой большой Церковью по количеству зарегистрированных общин Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. На сегодняшний день эта конфессия имеет 12 251 зарегистрированную религиозную единицу (из них - 11 952 общины). Служение несут 9 680 священника. Второй по численности зарегистрированных общин на территории Украины является Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. Она насчитывает 4 508 зарегистрированных объединений (из них 4 371 общин) и 3 021 священнослужителей.Третьей по величине Православной Церковью в Украине является Украинская Автокефальная Православная Церковь, которая насчитывает 1 227 зарегистрированных религиозных объединений (из них 1 190 приходов), в которых несут служение 699 священников.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Что же, «рассекретим» эти документы и для верующих УПЦ, выделив жирным шрифтом наиболее яркие свидетельства их принадлежности к МП. Об УПЦ в Уставе РПЦ Глава I.3. «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине…» Но по канонам двух церквей на одной канонической территории быть не может. Следовательно, либо РПЦ неканонична (что опровергается её наличием в диптихе православных церквей), либо УПЦ не является автокефальной поместной церковью (что подтверждается её отсутствием в диптихе). Глава V.4. «Постоянными членами [священного синода РПЦ] являются: по кафедре –митрополит Киевский и всея Украины…» Глава V.25. «В обязанности Священного Синода [РПЦ] входит: …канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора [РПЦ]. Архиерейский Собор в Уставе РПЦ, естественно – Архиерейский собор РПЦ. К тому же, в Уставе об управлении УПЦ данное понятие отсутствует. Украинский устав оперирует термином «Собор епископов». Глава VII. Отдельного упоминания УПЦ (МП) в главе «Межсоборное Присутствие» нет, но, к примеру, членом сразу нескольких комиссий данного учреждения РПЦ является… о. Мыколай Данилевич. И, наконец, отдельная глава устава « Украинская Православная Церковь ». Не станем её цитировать полностью. Выделим лишь основные моменты в контексте нашей темы. Глава X. Украинская Православная Церковь 3. «В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года “Об Украинской Православной Церкви”, Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». 4. «…Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве». Но… см. п. 10. 5. « Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси». В данном случае благословение есть синоним одобрения .

http://ruskline.ru/opp/2021/11/01/upc_ot...

Теперь же Константинопольский Патриархат провозгласил некую новую экклесиологическую доктрину, согласно которой Патриарх этой Церкви — «первый без равных». Согласно этой доктрине оказывается, что из какой-либо Поместной Церкви любой епископ и любой священник может обращаться к нему с апелляцией, что он имеет какие-то эксклюзивные права в Православной Церкви и может вмешиваться в дела Поместных Церквей, единолично давать и отнимать автокефалию, признавать или не признавать раскол, одну Церковь создать, а другую — упразднить. Думаю, что в этой ситуации Поместные Церкви будут искать возможности для того, чтобы какое-то другое лицо координировало их совместные усилия, потому что действия, предпринятые Патриархом Варфоломеем на Украине, являются антиканоническими, разбойническими. Неслучайно ни одна Поместная Церковь до сих пор не признала структуру, которую он на Украине создал. Все прекрасно понимают, что большинство православных верующих этой страны принадлежит к канонической Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата. Существует мнение, что Московский Патриархат должен дать автокефалию Украинской Православной Церкви. И иногда нас спрашивают: «Почему бы вам не сделать этого? Вы дайте автокефалию, а мы ее признаем». Ответ на это очень простой: мы не можем насильственно навязать автокефалию Церкви, которая ее не просит. Спросите Блаженнейшего митрополита Онуфрия , епископат, духовенство, верующих Украинской Православной Церкви, хотят они автокефалии или не хотят. И вам ответят: мы не хотим автокефалии, мы полностью удовлетворены тем статусом, который имеем сейчас, у нас есть самоуправление, мы не зависимы от Москвы ни административно, ни финансово, ни в каком-либо ином отношении, но мы хотим сохранить ту духовную связь, которая обеспечивается единством Русской Православной Церкви на всем ее каноническом пространстве, включая и Россию, и Украину, и Белоруссию, и другие государства, возникшие на пространстве некогда имевшей место Российской империи. — Я упомянул раньше о политическом давлении… На Западе принято считать, что Константинопольский Патриархат свободен от всякого политического давления, тогда как, по утверждению определенных лиц, Московский Патриархат полностью зависит от государства и идет на поводу у государственной политики.

http://patriarchia.ru/db/text/5451145.ht...

Второе. Сегодня на Украине есть каноническая Церковь - Украинская Православная Церковь Московского Патриархата во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием. Есть две раскольничьи структуры: Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) - порождение второй русской смуты начала ХХ века, которую возглавляет «митрополит» Макарий (Малетич), и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) - порождение третьей русской смуты конца ХХ века, которую возглавляет «патриарх» Филарет (Денисенко). Есть также еретическое сообщество - Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) или проще униатская церковь - порождение экспансии Ватикана на русские земли в период подчинения Западной Руси Речи Посполитой, которую возглавляет архиепископ Святослав (Шевчук). Патриарх Варфоломей, судя по той информационной кампании, которая разворачивается сейчас, под надуманным предлогом готовится признать Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата такой же неканонической структурой, как и прочие. То есть, Варфоломей намеревается обнулить церковную ситуацию на Украине. А затем на территории, где существуют, по его утверждению, только неканонические церковные структуры для «спасения православия и преодоления раскола» создать новую, для чего и послал в Киев двух своих экзархов этнических украинцев архиепископа Памфлийского из США Даниила и епископа Эдмонтского Илариона из Канады. Кстати, примечательно, что один из этих экзархов родился в Ивано-Франковске, учился в униатской семинарии, а потом в католическом университете в США, а второй родился во Львове, но закончил Киевскую духовную семинарию и православный университет в Салониках. Словом, план прост, как говорится, как хозяйственное мыло. И подтверждает древнюю русскую мудрость, выстраданную нашими предками, - «греки лукавы суть». Сейчас в православной среде идет оживленная дискуссия, - что же нам делать в этих условиях? Во-первых, нам нужно не поддаваться на уловку, в которую нас втягивают - обсуждать условия Томоса 1686 года. Мы не только увязнем в бессмысленной борьбе интерпретаций, но и будем действовать на том поле, на которое тянут нас апологеты разбойника Патриарха Варфоломея и киевского режима.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/14/va...

Очевидно, целью действий латвийских властей также является перевод Латвийской православной церкви под юрисдикцию Константинопольского патриархата, а отнюдь не повышение ее статуса до уровня автокефалии. Во всяком случае, об этом упоминал в своем выступлении по поводу внесения законопроекта в Сейм президент Элиг Левитс. Правда, президент слукавил, когда упомянул о том, что инициатором перехода Латвийской православной церкви под юрисдикцию Константинопольского патриархат был в свое время архиепископ Иоанн Поммер. Поммер всеми силами старался сохранить латвийских православных – и русских, и латышей – в рамках Русской православной церкви Московского патриархата. Именно из-за непримиримой позиции архиепископа и убили в 1934 г. представители латвийских спецслужб после жесточайших пыток. За свой мученический подвиг Поммер был прославлен в 1981 г. в лике святых Русской православной зарубежной церковью, как священномученик Иоанн Рижский. В 2001 г. он был п рославлен  в лике святых Русской православной церковью Московского Патриархата. Переход ЛПЦ в Константинопольский патриархат произошел только в 1936 г., при архиепископе Августине (Петерсоне). Перемена юрисдикции повлекла тогда за собой тотальный перевод служб на латышский язык, введение нового стиля летоисчисления. Священников стали готовить не в семинарии, а на теологическом факультете университета, чтобы прервать православную традицию и модернизировать обряды. Очевидно, что это же рода перемены ждут латвийских православных в ближайшее время. Александр Владимирович Гапоненко , доктор экономических наук, русский политик, преследуемый латвийским политическим режимом, Рига Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/07/a_...

В апреле 2018 года Константинопольским Патриархатом принято решение принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии " православным верующим Украины " . Епископат канонической Украинской Православной Церкви единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса. Однако вопреки его воле Константинополь приступил к практической реализации проекта украинской автокефалии. В опубликованном 7 сентября 2018 года коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольской Православной Церкви говорится о назначении двух ее иерархов – архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) – " экзархами " Константинопольского Патриархата в Киеве. О сложившейся ситуации и реакции Московского Патриархата на озвученные решения рассказал в эфире телеканала " Россия 24 " председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. – Для начала давайте проясним для зрителей еще раз, кто такие экзархи, и почему эти епископы назначены на Украину из США и Канады. Зачем они нужны? – Греческое слово " экзарх " означает " начальник " . Экзархами назывались руководители крупных церковных областей. Кроме того, слово " экзарх " используется в значении " специальный посланник " . Думаю, в данном случае речь идет о двух спецпредставителях Константинопольского Патриархата, которые должны поехать в Киев для того, чтобы готовить предоставление автокефалии Украинской Церкви. – Сразу хочется прояснить. Украинская Православная Церковь (а ведь за автокефалией для " православных верующих Украины " направлены эти экзархи) входит в сферу ответственности Московского Патриархата. Украинская Православная Церковь просила автокефалию, или все-таки речь идет о " Киевском патриархате " , который пытается отделиться? – Украинская Православная Церковь не просила автокефалию. Более того, на Архиерейском совещании, которое недавно состоялось в Украинской Православной Церкви, весь епископат единодушно высказался за сохранение ее нынешнего статуса.

http://religare.ru/2_116267.html

Эти слова униатского первоиерарха не только противоречат сложившемуся в последние десятилетия межцерковному этикету, не допускающему подобного рода возмутительных нападок в медийном пространстве. Они глубоко оскорбительны для миллионов православных верующих разных национальностей, объединяемых Русской Православной Церковью и поминающих своего Патриарха за каждым богослужением. Именно верность своему Патриарху украинской православной паствы — тех «простых людей» и «самих верующих УПЦ», от имени которых архиепископ Святослав почему-то считает себя вправе выступать — самый убедительный аргумент против клеветы, исходящей из его уст. Эта верность не является следствием тех или иных политических раскладов: она исходит из осознания того, что духовное родство, берущее начало в крещальной купели князя Владимира, прочнее веяний времени, что оно объединяет православных верующих Святой Руси поверх границ, поверх национальных, расовых и иных различий. Сегодня наследниками Владимировой купели являются не только славянские, но и многие другие народы, среди которых несет свое служение Русская Православная Церковь. Заявление главы УГКЦ о том, что Русская Православная Церковь «занимается " болями и радостями " » только русского народа, является не менее лживым и оскорбительным, чем его выпады против Патриарха Московского и всея Руси. Московский Патриархат является многонациональной и наднациональной Церковью, объединяя православных верующих России, Украины, Белоруссии, Молдавии, пяти государств Средней Азии, трех прибалтийских государств, Японии, Китая, не говоря уже о многомиллионной и многоязычной диаспоре на всех континентах. Разрыв исторической церковной связи между Москвой и древним Киевом, «откуда пошла есть русская земля», стал основным лозунгом, под которым в начале 1990-х годов в Украине сформировался церковный раскол. Аргументация, звучащая из уст главы Украинской Греко-Католической Церкви, созвучна аргументации раскольников. Рассуждая о необходимости переформатирования сложившегося в православном мире канонического порядка, лидеры унии и раскола напрямую увязывают «создание» в Украине национальной Православной Церкви (так, будто такой Церкви в Украине нет) с отделением Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/4251573.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010