Главная разница между упомянутыми структурами заключается в том, что одна из них — это Церковь, а две другие — это раскольничьи объединения. С нашей точки зрения, эта разница имеет принципиальное значение. — Существует ли диалог между УПЦ МП и УПЦ КП, если да, то на каком уровне и по каким вопросам? — При Украинской Православной Церкви создана комиссия, которая будет заниматься этой проблематикой. — То есть взаимодействие есть? — Есть также взаимодействие внутри Всеукраинского совета церквей. — Во времена митрополита Владимира существовало мнение, что целостность Украинской Церкви держится на нем, что, когда его не станет, произойдет раскол, то есть большинство клириков объединятся с Киевским патриархатом. Насколько эта угроза реальна? — Я думаю, что это мнение столь же безосновательно, как и представление о том, что единство Римско-Католической Церкви держится на том или ином Папе. За те 20 веков, которые пережила Римская Церковь, Папы сменялись многократно, а церковные структуры при этом сохраняются и развиваются. И почему-то никого не смущает, в том числе на Украине, то, что, например, глава Греко-католической церкви, которая себя позиционирует как Украинская национальная церковь, находится не во Львове и не в Киеве, а в Риме. И когда спрашивают, почему глава многонациональной Русской Церкви находится в Москве и почему Украинская Церковь должна входить в Московский Патриархат, почему-то забывают об этом факте. Между тем Украинская Православная Церковь имеет самоуправляемый статус, то есть она независима от Москвы ни в административном, ни в финансовом отношении. Сохраняется только духовная связь, которая выражается в молитвенном поминовении за богослужением в храмах Украинской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси. — После кончины митрополита Владимира представители Киевского патриархата усилили попытки по объединению двух церквей. Насколько реальна угроза объединения украинских церквей Московского и Киевского патриархатов? — Мы не говорим об «угрозе объединения», мы говорим о том, что воссоединение всех православных верующих в лоне единой канонической Церкви очень желательно. Оно отвечает чаяниям украинской паствы и украинского народа. Но мы должны понимать, что объединение не может быть механическим слиянием в одну структуру членов Церкви и раскольников. Возвращение из раскола — это всегда процесс, который требует покаяния и который является не искусственным и механическим соединением каких-либо частей, а именно возвращением в лоно Церкви тех, кто от нее отпал.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3700212...

— В прошлом году Украинская Православная Церковь объявила о полном отделении от Московского Патриархата. Так, во всяком случае, явствует из решений майского собора Украинской Православной Церкви. Как это отразилось на взаимоотношениях Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви? — Мы не можем давать оценку этим действиям, потому что они предприняты в условиях принуждения. Постановления, принятые под давлением, не могут рассматривать как в действительности отражающие позицию Украинской Православной Церкви. Святейший Патриарх неоднократно призывал молиться за предстоятеля Украинской Церкви, иерархов и верующих, которые находятся в условиях, когда им не дают спокойно жить своей жизнью, пользоваться той свободой вероисповедания, которой они пользовались с конца 1980-х годов прошлого века. То, что сейчас происходит, напоминает об антирелигиозных гонениях первых лет советской власти. — И все-таки, существуют ли сейчас, поддерживаются ли эти отношения? — Вы знаете, в практическом плане поддерживать отношения очень сложно, так как любое взаимодействие между Украинской Православной Церковью и священноначалием Русской Православной Церкви грозит преследованиями, грозит жизни и здоровью священников и верующих Украинской Церкви. Но вместе с тем мы знаем, что на Украине есть приходы и монастыри, где, несмотря на все обстоятельства, продолжают с риском для жизни поминать Святейшего Патриарха. Демонстрируя этим огромную волю и смелость и еще раз доказывая, что Церковь находится вне политических нестроений, спровоцированных в отношениях между русским и украинским народом третьими силами. — В последнее время руководство Украинской Православной Церкви всеми своими жестами, заявлениями, решениями всячески подчеркивает свою дистанцированность от Москвы. Не сослужит ли в таком случае поддержка, заступничество Московской Патриархии — и в вопросе лавры, и в других вопросах, — дурную службу Украинской Церкви? — Канонический статус Украинской Православной Церкви был и остается таковым, что она пользуется правами автономии, а это предполагает очень широкую свободу действий. Мы об этом всегда говорили, когда украинские политтехнологи лживо заявляли, что Украинская Церковь якобы находится под политическим контролем Москвы.

http://sinfo-mp.ru/v-russkoj-pravoslavno...

Священный Синод выразил сожаление в связи с тем, что в ряде епархий Украинской Православной Церкви прекращается молитвенное поминовение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что уже привело к разделениям внутри Украинской Православной Церкви. Комментируя эти решения Священного Синода, я хотел бы сказать не о том, что произошло в Киеве, а о том, что там не произошло. Есть мнение, что Украинская Православная Церковь отделилась от Русской Православной Церкви. Это не так. Никакого заявления об отделении от Русской Православной Церкви не было. Не было сделано заявления о том, чтобы у Украинской Православной Церкви появился какой-то новый статус, — наоборот, в очередной раз она подтвердила, что обладает статусом независимости и самостоятельности, который был дан ей еще в 1990 году. Мы должны понимать контекст, внутри которого принималась эти решения в Киеве. Он связан с тем, что на протяжении многих лет Украинской Православной Церкви отказывают в праве именоваться так, как она именует себя сама. Ее пытаются заставить именоваться " Российской Православной Церковью на Украине " , а целью этого является перерегистрация всех приходов Украинской Православной Церкви и их отчуждение в пользу раскольнической структуры. В контексте всего того, что происходит сегодня на Украине, в контексте беспрецедентного давления, которое оказывается на Украинскую Православную Церковь, и следует воспринимать то, что происходит. Вся полнота Русской Православной Церкви молится и будет продолжать молиться за страждущую и гонимую Украинскую Православную Церковь. Верим, что Господь заботится о Своей Церкви и по Его обетованию врата адова не одолеют ее». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 8. Ответ на 3, АБС: Митрополит Онуфрий на заседании Синода заявил, что он " С первого дня военного вторжения русских войск на территорию нашего суверенного и независимого Государства Украинская Православная Церкви осудила эту военную агрессию... " то есть это не освобождение Украины от фашистов, а военная агрессия русских, а сам Онуфрий разве не русский. Разве сами украинцы не должны бороться за освобождение своей страны, а мы с пониманием относимся к фактическому предательству. Понятно что любитель балета относиться с пониманием, так как он сам осуждает СВО. Не слишком ли часто мы относимся с пониманием к предательству, практика показывает, это приводит к большим жертвам.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/30/ni...

Под всеми этими решениями Архиерейского Собора 2000 года стояли подписи всего епископата Украинской Православной Церкви. Именно в таком историческом и правовом контексте Украинская Православная Церковь подошла к вопросу принятия новой редакции Устава об управлении на Соборе епископов УПЦ 21 декабря 2007 года.   О выборах Предстоятеля Украинской Православной Церкви Сравним две версии одного пункта Устава об управлении УПЦ. Старая версия. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается пожизненно украинским епископатом из числа украинских архиереев и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.  Новая версия. Предстоятель Церкви Церкви Московським Когда в ходе Харьковского Собора епископов УПЦ 1992 года встал вопрос о необходимости выбора нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви, было принято решение внести в Устав изменения, которые позволяли выбирать Предстоятеля не только из числа епископов Украинской Православной Церкви. Именно благодаря этому решению на Харьковском Соборе Предстоятелем УПЦ был избран митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) — тогда архиерей Русской Православной Церкви. Между тем дословное толкование новой редакции данного пункта делает возможным избрание Предстоятелем не только епископа, но даже простого клирика или вообще мирянина. Более того, отсутствие в тексте указания на юрисдикционную принадлежность кандидата в Предстоятели формально позволяет избрать на киевскую кафедру епископа, являющегося членом юрисдикции, не состоящей в общении с Русской Православной Церковью. Естественно, такое развитие событий представляется крайне маловероятным, но формальный повод уже имеется.   Вопрос о канонических территориях В старом Уставе об управлении есть следующий пункт, касающийся «канонической территории» УПЦ: «Украинская Православная Церковь объединяет епархии с их благочиниями, приходами и монастырями, находящимися на территории Украинской ССР, и канонически составляет самостоятельную и независимую часть Московского Патриархата» (ст. 1, п. 4).

http://e-vestnik.ru/analytics/ukrainskiy...

Секретарь Представительства Русской Православной Церкви в Софии иеромонах Зотик (Гаевский) огласил приветствие премьер-министра Болгарии Б. Борисова, в котором отмечается духовное и культурное значение русского подворья: «Храм святителя Николая, Мирликийского чудотворца, со своей вековой традицией является примером душеспасительной миссии среди людей. На протяжении лет, в самых сложных исторических условиях, он сохранил традиции русского благочестия, русскую литургическую традицию, традицию богословской науки и превратился в центр духовной жизни не только для тысяч русских эмигрантов, нашедших приют в Болгарии, но и для болгар, ищущих надежную духовную опору. И сегодня храм продолжает оставаться притягательным центром для многих верующих». Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл огласил  приветствие  председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона . В приветствии председателя ОВЦС подчеркивается, что русский и болгарский народы, являясь наследниками единой культурной традиции, на протяжении столетий поддерживали друг друга, в том числе и в годы испытаний. Так, «в 1945 году при поддержке Русской Православной Церкви была признана независимость Болгарской Церкви, утраченная ею в конце XIV века при завоевании Болгарии Османской империей, — поясняет владыка Иларион. — В 1953 году в Болгарской Православной Церкви было восстановлено патриаршество. Русская Православная Церковь в числе первых приветствовала восстановление болгарского патриаршества и во многом содействовала признанию его во всем православном мире. В Москве при храме Успения Божией Матери в Гончарах в 1948 году было создано подворье Болгарской Православной Церкви, а храм святителя Николая в Софии стал подворьем Русской Православной Церкви в Болгарии». Далее к собравшимся обратился митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, приветствовавший участников конференции от имени Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия . Вспоминая ратный подвиг православных воинов в войне за освобождение Болгарии от османского ига, Предстоятель Украинской Православной Церкви особо отметил, что «болгарский народ увековечил память о воинах-освободителях, построив множество храмов, где возносятся молитвы о всех, кто, по слову Спасителя, положил душу свою за други своя (Ин. 15:13)». Иерарх Украинской Православной Церкви подчеркнул, что особое место в этой связи принадлежит Никольскому храму в Софии, который является связующим духовным звеном для народов, окормляемых Русской и Болгарской Церквами.

http://patriarchia.ru/db/text/3858964.ht...

В состав президиума Межсоборного присутствия на 2014-2018 годы, входят: 1. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — председатель Межсоборного присутствия 2. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии, — секретарь Межсоборного присутствия Члены президиума по должности (председатели комиссий) 3. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий 4. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий 5. митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан 6. митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Белоруссии 7. митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 8. митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви 9. митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации 10. митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий 11. митрополит Рязанский и Михайловский Марк , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата 12. митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , управляющий делами Украинской Православной Церкви , ректор Киевских духовных академии и семинарии 13. архиепископ Берлинский и Германский Марк 14. Легойда Владимир Романович , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Члены президиума по избранию Священным Синодом 15. митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион 16. митрополит Хустский и Виноградовский Марк 17. митрополит Луганский и Алчевский Митрофан , председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви 18. митрополит Горловский и Славянский Митрофан 19. епископ Егорьевский Тихон , наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, председатель Патриаршего совета по культуре 20. протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

http://patriarchia.ru/db/text/4793937.ht...

Сегодня в церковной политике на Украине сила на стороне Патриарха Варфоломея, которого поддерживают не только США, но и временно правящий в Киеве бандеровский режим, который стремится разорвать последнюю нить связывающую Россию с Украиной - наше духовное единство. У Патриарха Варфоломея, очевидно, есть личный мотив расколоть Русскую Православную Церковь - он обижен и рассержен на нашего Патриарха Кирилла за то, что делегация Русской Православной Церкви не поехала в 2016 году на Критский собор, а затем отказалась и признавать принятые на нем весьма сомнительные с канонической точки зрения документы. Критский собор, с помпой объявленный «всеправославным», готовившийся Константинополем много лет, без Русской Церкви стал рядовым собранием православных архиереев, принявших необязательные для Православной Церкви решения. Есть на что обидеться. Есть повод для мести. Кроме того, Патриарх Варфоломей, судя по всему, был абсолютно уверен, что Патриарх Кирилл выполнит обещание принять участие в Критском соборе. Однако наше Священноначалие прислушалось к недовольству епископата, духовенства и народа, ознакомившегося с содержанием проектов документов, которые намеревались принять на Крите, и, несмотря на политические выгоды, благоразумно решило воздержаться от участия в Критском собрании. И вот теперь Патриарх Варфоломей жаждет мести. И эту Варфоломеевскую жажду мести решили использовать в своих интересах американцы и их верные киевские вассалы, вознамерившиеся окончательно оторвать Украину от России, разорвать саму церковную пуповину, которая соединяет пока еще великороссов и малороссов. Американцы прекрасно понимают, что без этого им не превратить Украину в непотопляемый авианосец у границ России. Теперь выяснилась окончательно тактика действий по расколу Русской Православной Церкви путем отторжения от РПЦ Украинской Православной Церкви. Варфоломей и киевский режим пытаются использовать некоторые нюансы Томоса Вселенского патриарха Дионисия IV 1686 года о передаче Киевской митрополии в ведение Московского Патриарха. Они пытаются доказать, что передача была вынужденной и не на вечные времена, а только до благоприятного стечения обстоятельств. И вот, якобы, пришло время пересмотреть тот Томос и выдать новый уже предполагающий автокефалию Украинской церкви. Либо доказать, что в Томосе речь шла не о всей Киевской митрополии, а только о Киеве и окрестностях, а вся Малороссия, Подолия, Волынь и Галиция оставались в ведении Константинополя. Словом, Константинополь пытается втянуть нас в бессмысленные дискуссии о трактовке документа конца XVII века. Это первое.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/14/va...

«Свершившийся акт вопиющего беззакония преподносится властями страны и Константинопольской Церковью как объединение украинского Православия, — обратил внимание Предстоятелей Поместных Церквей Святейший Патриарх Кирилл. — Однако объединения на самом деле не произошло. Раскольники как были раскольниками, так и остались вне Церкви. И даже объединившись друг с другом, они по-прежнему остаются меньшинством на православной карте Украины». Его Святейшество указал на то, что согласно государственной статистике, приводимой Министерством культуры этой страны, каноническая Украинская Церковь насчитывает 12348 приходов, что вдвое больше совокупного количества приходов, составивших новую псевдоцерковную структуру. Число священнослужителей канонической Украинской Церкви составляет 10424, количество монастырей — 211, а число монашествующих – 4721. «Украинская Православная Церковь — самая многочисленная религиозная организация Украины. Епископат Украинской Православной Церкви, имеющей в составе Московского Патриархата статус широкого самоуправления, на состоявшемся 13 ноября сего года Соборе епископов единодушно высказался за сохранение этого статуса, за сохранение многовекового единства с Русской Церковью, — засвидетельствовал Патриарх Кирилл. — Однако украинская власть делает все, чтобы разорвать эту историческую связь». Его Святейшество подчеркнул, что раскольники, объединившись друг с другом, не сделали самого главного шага — покаяния в грехе раскола и возвращения в ту Церковь, из которой они вышли и от единства с которой отпали. Вместо этого налицо легализация раскола Константинопольским Патриархатом под видом «автокефалии». Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил: «Именно этих действий Святейший Патриарх Варфоломей на прошедшем в январе 2016 года Синаксисе в Шамбези в присутствии Предстоятелей Православных автокефальных Церквей обещал не предпринимать ни до Критского Собора, ни после его проведения». Нарушение данного им слова привело к трагедии в православном мире, резюмировал Святейший Патриарх Кирилл. Он подчеркнул: «Происшедшее 15 декабря беззаконное действо означает, что для Константинопольской Церкви девяносто епископов, более десяти тысяч священников, диаконов и монашествующих, десятки миллионов верующих Канонической Церкви по всей Украине более не существуют лишь потому, что не захотели быть участниками навязанного им извне проекта предоставления " автокефалии " и желают строить церковную жизнь в соответствии с церковными установлениями, а не политическими амбициями властей».

http://patriarchia.ru/db/text/5326894.ht...

На страницах доклада также упоминается как пример вмешательства государства в церковную жизнь обращение депутатов Верховной Рады к Патриарху Константинопольскому Варфоломею о предоставлении автокефалии «объединенной Украинской Православной Церкви». «Вместе с тем в нем не отражены многочисленные факты публичных высказываний видных государственных лиц Украины с необоснованными политическими обвинениями в адрес Украинской Православной Церкви, а также факт незаконного блокирования Министерством культуры Украины процедуры регистрации десятков общин этой Церкви», — констатирует владыка. В документе упоминается о ряде случаев насильственного захвата храмов Украинской Православной Церкви, о поджогах церковных зданий, вандализме, нападениях на верующих, о препятствовании общинам захваченных храмов в их попытках обрести новое место для совершения богослужений. Однако, отмечается в письме митрополита Илариона, в докладе приводится лишь небольшая часть подобных фактов. «Русская Православная Церковь, как, наверное, ни одна из других крупных религиозных общин в мире, хорошо знает, что такое нарушение религиозных прав и свобод. В нынешнем году мы вспоминаем 100-летие начала невиданных в мировой истории гонений на верующих в нашей стране», — напомнил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Архипастырь подчеркнул, что этот страшный опыт «заставляет трудиться для того, чтобы не допустить в будущем любой дискриминации людей, руководствующихся в свой жизни религиозными принципами». «Именно поэтому Русская Православная Церковь отстаивает право христиан, особенно в тех странах, где они являются религиозным меньшинством, на свободное исповедание своей веры, мирное существование на земле предков», — засвидетельствовал председатель ОВЦС, выразив готовность к сотрудничеству в этой сфере со всеми людьми, организациями и государствами. Так, например, призыв приложить все усилия для борьбы с экстремизмом, терроризмом и христианофобией прозвучал в адрес мирового сообщества на прошедшем недавно в Вашингтоне Всемирном саммите в защиту гонимых христиан, в котором приняла участие и делегация Русской Церкви. 

http://patriarchia.ru/md/db/text/5024254...

Е. Грачева: Владыка, а как Вы отнеслись к тому, что граждан Украины призывает идти на выборы и обеспечить высокую явку посол США на Украине? Митрополит Иларион: Посол США на Украине действует очень активно. Государственная администрация США совершенно не скрывает того, что именно она стоит за проектом создания на Украине новой церковной структуры. Американские чиновники высокого ранга неоднократно высказывались в поддержку этой «автокефалии», а за всеми этими действиями стоит желание по возможности навсегда рассорить русских с украинцами, вбить между ними еще один клин. Американцы прекрасно понимают, что религиозные темы — это темы очень чувствительные, что разрушение единства Русской Православной Церкви, которая включает в себя и русских, и украинцев, и белорусов, и представителей других национальностей, будет соответствовать их стратегическим интересам, направленным на развал всего так называемого постсоветского пространства не только в политическом, но и в духовном смысле. Е. Грачева: Официальное заявление последовало от комиссара ООН по правам человека. Она заявила о значительном ухудшении положения Украинской Православной Церкви (о чем мы говорим в каждой нашей программе) в связи с предоставлением «автокефалии новой украинской церкви», но главное — призвал власти Киева защитить права верующих. Это заявление большого чиновника Организации Объединенных Наций имеет какой-то вес или это просто сотрясание воздуха? Митрополит Иларион: Я думаю, что оно имеет вес и я рад тому, что после очень многих усилий, которые были предприняты в том числе Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, а особенно после тех многих усилий и разъяснений, которые были сделаны со стороны Украинской Православной Церкви, наконец, нашелся один чиновник высокого ранга в ООН, который не побоялся рассказать правду о том, что происходит. К сожалению, многие зарубежные чиновники и сотрудники международных организаций предпочитают молчать о гонениях на Украинскую Православную Церковь, потому что распространение этой информации не соответствует их политическим интересам. В данном случае Верховный комиссар ООН по правам человека (эту должность с сентября 2018 года занимает г-жа Мишель Бачелет — прим.) стала на сторону правды, и это делает ей честь. Я очень надеюсь на то, что и другие европейские политики последуют ее примеру.

http://patriarchia.ru/db/text/5403742.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010