П. Х. особо подчеркивает, что мы были спасены страданиями Христа: во Христе Бог явил Свою любовь к людям; через воплощение, крестные страдания и воскресение Христос спасает человеческий род и дарует ему обожение (Ibid. 57. 98-106; 59. 65-71; 72. 31-67; 145. 102-112). Бог спасает человека Своей любовью, а не Своей властью (Ibid. 147). Спасение достигается благодаря тому, что Христос становится вторым Адамом, а Богородица - новой Евой; вместе они полагают начало новому состоянию человеческого рода (Ibid. 99. 74-88; 140. 29-32). Учение о человеке П. Х. излагает в проповедях, касающихся сотериологической тематики (Ibid. 85ter; 148. 55-84), или в Словах, посвященных комментированию отдельных мест Послания к Римлянам и Первого послания к Коринфянам в контексте пелагианских споров (Ibid. 108-118, 120). В 417-418 гг. имп. Гонорий , имевший резиденцию в Равенне, посчитал необходимым вмешаться в спор и выступил против Пелагия . П. Х. скорее всего был осведомлен в сути вопроса, хотя Равенна не принимала в споре непосредственного участия в отличие от соседней Аквилеи (ср.: Leo Magn. Ep. 1-2//PL. 54. Col. 593-595, 597). П. Х. прямо не упоминает Пелагия и пелагиан, но в проповедях подчеркивает необходимость благодати для избавления от греха и спасения ( Petr. Chrysolog. Serm. 111), считает веру и надежду даром Божиим, к-рый преподается в Церкви проходящим оглашение (Ibid. 58. 3-23; 62. 65-84). Очень часто П. Х. говорит о высшей добродетели - любви, к-рую он понимает прежде всего как дела милосердия (Ibid. 42), иногда - как прощение братьев по вере (Ibid. 139). В проповедях П. Х. много образов, описывающих Церковь в ее различных проявлениях: она есть «новый Израиль», к-рый приходит на место отвергнутого евр. народа (Ibid. 164. 23-54). Церковь - дом, населенный бывш. язычниками, отказавшимися от идолопоклонства (Ibid. 18. 78-97), в ней обитает благодать Св. Духа, к-рая стирает границы между народами и племенами, отменяет все социальные и половые различия; это дом, в к-ром для всех и во всех проявляется Христос (Кол 3. 11; Petr. Chrysolog. Serm. 85ter. 31-34). П. Х. верит в святость Церкви, т. к. Христос «принял ее в Себя», соделав ее причастницей Своего Божества ( Petr. Chrysolog. Serm. 60. 128-129). Этот дар - быть соединенной со Христом - принадлежит только Кафолической Церкви. Иудеи и еретики сами отделили себя от Христа (Ibid. 164. 75-103). П. Х. довольно резко отзывается об иудеях, обличая их фарисейское отношение к Закону и в частности к субботе (Ibid. 105. 93-107; 114. 11-26), прямо называет их богоубийцами (Ibid. 172. 27-38), а также обвиняет их в хуле на Богородицу, поскольку они не признают Ее девство (Ibid. 148bis. 28-40; см. также: Scimè . 2003). |
и арм. переводах засвидетельствовано разделение Толкования только на «томы», вероятнее, что это одно толкование, к-рое под 2 видами переведено на сир. язык ( Bardenhewer. 1924. S. 43; Lebon. 1931. P. 114. Not. 2). В «Толковании на Второе послание к Коринфянам» встречается защита имени Богородица ( Cyr. Alex. In 2 Cor. I// Pusey. 1872. Vol. 3. P. 321) и критика выражения «богоносный человек» (Ibid. P. 328), что позволяет отнести его ко времени несторианской полемики. В «Толковании на Послание к Евреям» К. также выступает против антиохийской христологии, в частности опровергает фрагмент некоего сочинения Феодора Мопсуестийского без упоминания его имени (In Hebr.// Pusey. 1872. Vol. 3. P. 386-391), и неск. раз употребляет характерное для своих антинесторианских сочинений выражение «единство по ипостаси» (Ibid. P. 390, 395, 420). Поэтому Толкование датируют не ранее 429 г., но не позднее осени 432 г., поскольку в это время его уже опровергал в одном из писем противник К. еп. Александр Иерапольский ( Parvis. 1975. P. 417-418). Фрагменты толкований на Деяния святых Апостолов и на соборные Послания (Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas; CPG, N 5210; Pusey. 1872. Vol. 3. P. 441-451; PG. 74. Col. 757-773, 1008-1024) по большей части извлечены из др. творений К. Догматико-полемические I. Триадологические. К ним относятся 2 антиарианских трактата, составленные до 429 г. «Сокровище» (Θησαυρς), или «Книга сокровищ о Святой и единосущной Троице» (Η ββλος τν θησαυρν περ τς γας κα μοουσου Τριδος; Thesaurus de Sancta et consubstantiali Trinitate; CPG, N 5215; PG. 75. Col. 9-656, 1479-1484), трактат написан ранее соч. «О святой Троице», т. е. не позднее 425 г.; более точная датировка остается спорной: его относят или к 423-425 гг. ( Jouassard. 1945. P. 172), или к началу епископства К. ( Charlier. 1950. P. 64), или ко времени до 412 г. ( Durand. 1976. P. 39). Представляет собой свод арианских и евномианских аргументов с их опровержением. Состоит из 1 книги с предисловием, оглавлением и 35 главами, или «рассуждениями» (λγοι, assertiones). |
Еще в XVII в. авторитет М.Грека был настолько велик, что с его именем связываются две статьи, внесенные московским издателем грамматики Мелетия Смотрицкого, одна из них, служащая напутственным словом юношам, приступающим к изучению грамматики, несомненно переведенная с греческого, и другая статья, помещенная там же, изложенная в виде «Беседы» (диалога) от имени Максима Грека с собеседником, о важности и значении грамматики, риторики и философии и необходимости их изучения 753 . Сам М.Грек настолько подготовил в изучении (теоретически и практически) греческого языка одного из своих помощников (инока Сильвана), что последний мог предпринять, при содействии своего наставника, перевод толкования Иоанна Златоуста на Евангелие Матфея, и он же отзывается о М.Греке, как о муже весьма мудром во всех трех языках, в еллинском, римском и русском, и не только в знании их, но и в способности творить мерою (стихами) «иройскы» и «амвийскы», во всем благоискусного и много от человек нынешнего времени отстоящего мудростью, разумом и остроумием 754 . 634 Посольство Мануила Ралева (ib. 80) и вторично с Карачаровым (375–376, 424, 431–441, 446 и др.) 635 Ibid., 6–7, 40–50 (Исуп, шурин Хози-Кокоса, консула Кафы; К. пишет грамоту вел. князю «жидовским пнсьмом» и покупает драгоценные камни); сватовство (12–13); 28, 40–54 (гость Асан-Хозя), 434, 442 (Якши, сын Хозин, толмач), 231, 236, 284, 296, 299, 357, 418–419 – армяне Гость евр. Зах. Скария (41, 45, 71) 636 Мангуп было независимое греческое владение, завоеванное турками в 1475 г., вместе с Крымом. Крепость эта возвышалась над Айтодорской долиной (П.Кеппен, Крым 96, 261–270, 281–290) 637 Сборн., 8, 12, 47–54, 226, 229, 304, 406, 408–410; 76–77, 114, 236, 296, 297, 322, 335, 393–394; 235–236, 297; 411. Из одного итальян. акта видно, что в 1470 г., по пути из Москвы, были ограблены кафинские купцы казаками, татарскими или рязанскими (Киев Стар. 1904, 3, с. 135–136). В 1500 г. не мог проехать посол Баязета Камалбех, так как поле было нечисто (Сборник, XLI, 322, 329–334); а возвращавшийся русский посол А.С.Кутузов был убит азовцами (ib., 417–419) |
412 . Паисий, великий старец, схимонах и архимандрит, и ученики его//Домашняя беседа. 1861. 30–31. 413 . Паисий Величковский и неговата книжовна школа. Сб материалов от научната конф. «Преподобный Паисий Величковский , неговата книжовна школа и културата на югоизточна Европа». Велико Търново. 13 окт. 1992. Велико Търново 1994. 192. [ПВНШ]. 414 . Паисий Величковский , подвижник благочестия второй половины прошлого столетия//Полтавские епарх. ведомости. 1897. 22–23. 829–846. 415 . Пальмов И. С. О сочинении студента Василия Казанакли под заглавием: « Паисий Величковский и его значение в истории православного монашества»//ХЧ 1894. 74(4). 223–224. 416 . Пенев Б. История на новата българска литература. 1. София 1976. 417 . Радев И. Паисий Величковски – отгласи от делото му в Светопреображенски манастир//Ез. и лит. София 1993. 48(5–6). 20–25. же://ПВНШ 9 .413). 106–114. 418 . Тахиаос А.-Э. Н. Возрождение византийского мистицизма старцем Паисием Величковским (1722–1794)//Cyrillomethodianum. 1993–1994. 17–18. 201–227. Предварит. список полной библ. о старце Паисии Величковском ]. 419 . [ Феофан (Соколов) , архим.] Записки о. Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря, бывшего келейника Преосвященного Гавриила, митрополита Новогородского и С.-Петербургского//Странник 1862. 2. [Старец Феофан – ученик старца Клеопы, также имевший многих учеников]. 420 . Хибарин И. Литературно-переводческая деятельность старца Паисия//ЖМП 1966. 12. 58–62. 421 . Четвериков С. И., прот. Из истории русского старчества ( Паисий Величковский) //Путь. 1925. 1. 80–91. 422 . Четвериков С. И., прот. Путь умнаго делания и духовного трезвения. Старчествование архимандрита Паисия Величковского на Афоне и в Молдовлахии//Путь. 1926. 3. 65–83. 423 . Четвериков С. И., прот. Из истории русского старчества. 3: Писания старца Паисия Величковского и его наставника и друга, старца схимонаха Василия, об умной молитве//Путь. 1927. 7. 23–49. же. Бог в русской душе М. 1998. 135–169. 424 . Четвериков С. И., прот. Молдавский старец Паисий Величковский . Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Петсери 1938. 1–2. 135, 125. 2 Париж 1976. 3 Париж 1988. 307. пер.: Serghie Cetfericof. Paisie – stareul Mnstirii Neamu din Moldova. Viaa, invtura si influena lui asupra Bisericii Ortodoxe/Trad. Nicodim, patriarhul Romaniel. Neamtu 1933. на рум. пер.: Schwarz М. Un réformateur du monachisme orthodoxe du 18 sièclë Paisios Velikovskij//Irénikon 1934. 11. 561–572. 2 Neamu 1943. рус. изд. знач. сокращено по сравн. с авт. рукописью; 2 и 3 рус. изд. не включают «Схему роста православного старчества в 18-м и 19-м вв.» – список из 212 обителей и отд. подвижников, находившихся под влиянием преп. Паисия. «Схема» вошла лишь в рум. изд.]. пер. (по 2-му рус. изд.): Chetverikov S. Starets Paisii Velichkovsky. His life, teachings and influence on Orthodox Monasticism. Belmont, MA 1980. пер.: Bellefontaine 1997. 428. |
353 Беглов А. «Миссионерская разведка» отца Николая Трубецкого. Как начиналась Псковская миссия//Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 243–251. Ср. Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 186–187. 354 Ср. Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943–1945 гг.)/Вступительная статья, комментарии и подготовка текста к публикации М. И. Одинцова//Отечественные архивы. 1995. 3. С. 58–59. 356 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Лл. 160–161; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Лл. 138 об., 156–156 об.; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С. 182; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь . (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР). М., 2002. С. 471. 359 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 14. Л. 72; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 593. Л. 25; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Лл. 10 об., 41; Д. 12. Л. 179; Д. 13. Л. 130 об.; Д. 14. Лл. 41–42, 144; Д. 16. Лл. 87 об., 66–67; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С. 170; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 14. Лл. 69–71. Ср. Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь . С. 417. 361 Территория, на которой находилась Глинская пустынь, с 1938 г. относилась к Сумской области УССР; до революции она входила в состав Курской губернии. 367 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 131; Д. 12. Л. 179; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 497. Л. 19. Ср. отчеты о «регистрации незарегистрированных церквей и молитвенных домов, открытых в период немецкой оккупации части районов Ленинградской области», а также их священников. – ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 12. Лл. 139,141–144. 368 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 109. Л. 71; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 593. Л. 114. Ср. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 111. Л. 164. 370 П. О. Чаев. Катакомбные монастыри//Грани. 1982. 123. С. 190; Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. С. 323. Слова митр. Иоанна дошли до нас в пересказе исследователя, беседовавшего со свидетелем этой встречи. Упоминание о «катакомбниках», скорее всего, содержалось в вопросе Д. В. Поспеловского, а не в подлинной реплике митр. Иоанна. Таким образом, неясно, жаловался экзарх на распространение непоминающего подполья или на то, что радикально настроенные поминающие священники отказывались выходить на открытое служение, а такие случаи имели место не только в Украинском экзархате. Ср. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 35. Лл. 26–27. |
Обата Антоний – 415, 426, 427, 529, 751, 827 Обатаке – 578 Обатаке Василий – 577 Овата Елена – 560, 565 Овата Иван – 119, 362 Оверин, купец – 419 Огава Павел – 773 Огава Симеон – 236, 268, 493 Огасавара, князь – 112 Огасавара Кирилл – 255 Огата, христианин – 282 Огата Давид – 236 Огата Иоанн – 381 Огата Моисей – 268 Огивара Текуса – см. Хагивара Текуса Огино, семья – 151, 162 Огино Алексей – 150, 151, 796 Огино София (Софья) – 171 Огура Иоанн – 385 Ода Макрина – 14 Ода Павел – 13, 14, 545, 647 Одагири Вера – 175 Одагири Марк – 141, 175, 594, 804 Озаки, политик – 806 Озаки Анатолий – 512 Оива Петр – 39 Оигава Николай – 35 Оигава Петр – 38 Ока Анна – 425 Ока Елена – 571 Ока Иоанн – 488 Ока Кейске – 462 Ока Николай – 372, 373, 441 Ока Петр – 349, 354, 535, 542, 552, 614, 618, 637, 653, 696, 706 Окабе Лука – 514 Оказаки, доктор – 195, 211, 367, 398, 425, 439, 449, 498, 606 Оказаки Тимофей – 816 Окамото Василий, плотник – 217, 405, 590, 715, 721 Окамото Павел – 362, 428, 524, 542, 564, 565, 831 Окамото Риуноске – 823, 832, 833 Окамура Варвара – 134 Окамура Екатерина – 523, 531, 534 Окамура Павел – 114, 122,134, 255, 301, 375, 423, 453, 455, 461–464, 468–473, 475, 481, 475, 481, 515, 517, 520, 521 Окемото Нифонт – 417, 752 Окудани Иосиф – 669 Окуяма, из Хацидзёосима – 90, 91, 92, 93, 99, 125, 159, 231, 246 Окуяма Андрей – 41 Окуяма Василий – 41, 535 Окуяма Павел – 41 Окуяма Петр – 41 Олесницкий – 426, 546 Олсуфьев, пограничный комиссар – 793, 795 Ольга Константиновна, греческая королева – 83 Олькот – 85, 181, 560 Оно Георгий – 368, 395, 681 Оно Иоанн – 87, 88, 114, 121, 124, 129, 134, 144, 192, 210, 223, 224, 268, 332, 337, 343, 364, 396, 398, 414, 474, 479, 572, 591, 664, 787 Оно Марианна – 114, 474 Оно Петр – 53, 61, 138 Оно Фома – 136, 171, 224, 613, 621, 625, 677, 806 Оно Яков – 451 Оное Фома – 488 Ообатаке Василий – 486, 571 Оогава Марк – 242 Оогое Алексей – 145, 212, 288, 378, 419, 421,519, 582, 809 Оогое Стефан – 116, 196, 197, 202 Оодадзуме Петр – 75 Оои Павел – 662 |
Милоть Илиина (8.3) (8.4) — 646—648 Моисей, пророк (5.7) (5.8) (5.9) (5.10) (5.11) (6.4) (6.9) (9.2) — 23, 26, 52, 82, 102, 105—107, 152, 154, 159, 163, 206, 211, 225, 227, 234, 256, 264, 285, 308, 322, 324—325, 334—335, 338, 345, 363, 382, 387, 398—400, 403—407, 410—414, 416—417, 423, 433, 443, 447, 452, 465—468, 470, 474, 476—477, 479, 481—482, 490, 499, 503—507, 509, 513, 516, 558, 572—573, 587, 597, 601, 685, 716, 745—747, 766—767, 801 Море Чермное (6.5) — 26, 157, 417, 476—479, 572, 652 Ниневитяне (8.8) (8.10) — 664, 671—673, 675 Ной, праотец (2.31) (3.9) — 161, 163—165, 167—171, 226—230, 233—235, 237—239, 247, 262, 338, 344, 398, 400 Обретение царства Саулом (7.3) — 546—549, 615 Огненное восхождение Илии (8.2) — 644—648 Одеяние из листьев смоковных (2.13) — 30—31, 117, 125 Озия, царт (8.7) — 379, 499, 659—661, 663 Омовение и помазание миром ног Христовых блудницей в доме Симона фарисея (2.5) — 110, 806 Офни, священник (5.12) — 111, 418—421 Пастухи (при Рождестве Христовом) (9.7) — 761—762, 764, 813 Пастырь добрый (3.6) — 210—211, 459, 621, 652, 682, 712, 715, 773 Первородный (Адамов) грех (1.3) (1.4) (1.6) (2.9) (2.11) — 30, 39, 123—124, 201, 213, 260, 296, 354, 356, 362, 366, 383, 524, 537, 708—709, 733, 737, 757, 820 Петр, апостол (2.4) (6.13) (8.14) — 68, 109, 126, 171, 212, 264, 310, 354, 366, 438, 501, 520—522, 558, 590—591, 630, 635, 691—694, 713, 735, 751, 765, 796 Повивальные бабки (5.8) — 398—399, 402—403 Погребение Христово (5.6) — 68, 105, 304, 397, 675, 705, 806—808, 821 Покаяние ниневитян (8.8) (8.10) — 664, 671—673, 675 Пост Христа в пустыне (9.8) — 765 Потоп всемирный (3.9) — 9, 163, 165, 167—168, 180, 227—228, 234, 398, 400—401, 644 Притча о блудном сыне (1.12) (1.17а) (1.20) (1.21) (1.22) (6.1) — 59—60, 87—88, 688 Притча об утерянной овце (3.6) (8.19) — 79, 306, 712 Притча о десяти девах (4.21) — 357 Притча о зажженной свече (7.18) — 604, 608 Притча о милосердном самарянине (1.11) (114) (1.15) — 63—67 |
Ономаци — см. Оно-маци Ономици — см. Оно-мици Ономура — см. Оно-мура Ообара — 12 Ообасира — 728 Оогаки — 218, 222, 382, 392, 394, 504, 506, 612, 613 Оогита — 349 Оогури — 701, 702 Оодагое — 367 Оодате — 80, 81, 349, 368, 373 Оодзи — 483 Оое-яма — 189 Оои-гава — 245 Ооинукавара- 100 Ооисо — 719 Оокаго — 103 Оокандай — 94 Оокубо — 13, 17 Оокуса — 131 Оомама — 11, 12 Оомацузава — 28, 29, 55, 353 Ооми-но-косуй — 218 Оомия — 731 Оомори — 22, 618, 619, 621—625, 634 Оомура — 201 Оонахара — см. Онохара Оономура — 205 Оонохара — 728, 729 Оонума — 658—660, 665 Оосава-мура — 86 Оосака — 114, 126, 141, 172, 177, 180, 182, 188, 190, 191, 193—195, 197—199, 201—207, 212, 215, 216—218, 220, 223, 249, 264, 280, 281, 285, 295, 378, 381, 382, 385, 390, 398, 400, 402, 404, 407—409, 411, 417, 436, 446, 447, 465, 486, 501, 504, 506, 519, 529, 538, 539, 542, 548, 549—551, 553—556, 564—566, 569—574, 597, 606, 616, 625,626, 684,751, 785 Оота — 55, 333, 340, 347, 640, 645—647, 649, 654, 658, 659, 665 Оота-мура — см. Оота Оотавара — 111, 112, 128, 138, 686—692 Оотака — 612 Оотаки — 80 Оото — 556 Оофуци — 730 Оохама — 231 Оохамамура — 231 Оохара — 54, 94—98, 100, 131, 134, 136, 348, 351, 369, 372 Ооцу — 218, 305, 376, 659—663, 665 Ооцуку — 88 Ооцума — 660 Ооцуцизава — 350 Ооцуцу — 86—88, 90, 92—94, 349 Оою — 78—81, 123, 349, 367, 371, 372 Ооябу — 392, 394,612 Оояма — 695 Орикабе — 54, 96—98, 100, 368 Орикаса-мура — 86 Оринабе — 348, 358 Орио — 497, 499 Осака — см. Оосака Осаризава — 82, 83 Отару — 435—439 Отокояма-мура — 406 Оциай — 671, 672 Оямада — 778 Париж — 418 Пекин — 116 Персия — 553 Петербург — см. Санкт- Петербург Райманзан — 77, 78 Рёоиси — 92, 102 Рёоиси-мура — см. Рёоиси Рёоке-мура — 244 Рим — 488:494 Рокуга — 630 Россия — 6, 20, 98, 113, 117, 119, 121, 123—125, 131, 132, 135, 139—141, 143, 154, 155, 159, 189, 193, 199, 200, 238, 254, 261, 268, 278, 279, 281, 284—287, 290, 293—295, 297, 299, 301, 309, 311, 314, 317—319, 323—325, 329, 343, 354, 362, 374, 381, 403, 414, 417, 435, 448, 469, 471, 472, 496, 511, 515, 516, 534, 553, 633, 636, 664, 665, 667, 697, 711, 723, 734, 754, 769, 771, 778, 779, 789 |
Савабе Елена — 417 Савабе Павел — 29, 46, 84, 85, 93, 124, 131, 138, 160, 178, 193, 194, 234, 246, 258, 289, 301, 302, 308, 309, 316, 322, 345, 348, 373, 384, 393, 395, 398, 405, 412, 413, 415—418, 423, 424, 452, 453, 454, 456, 460, 462—464, 471, 478, 479, 481, 485, 487, 489, 490, 493, 498, 502, 508, 515, 519, 524, 528, 529, 531, 532, 533, 538, 539—541, 544, 547—549, 554, 555, 559, 573, 576, 577, 589, 595, 596, 598—601, 606608, 610, 611, 613, 618, 619, 623, 625, 627—629, 632—634, 638, 645, 646, 658, 667, 668, 689, 695, 719, 737, 739, 750, 751, 765, 776, 777, 789—790, 827, 829 Саваде семья — 8 Саваде Елена — 752 Саваде Ирина — 7 Саваде Михаил — 7, 375 Саваде Павел — 7, 93, 375, 455, 543, 644, 725, 752 Саваде Петр — 375, 752 Саваде Юлия — 747 Саваде Яков — 7, 673 Сагара — 265 Саеки Петр — 37, 38 Сайго, политик — 230, 661, 751 Сайкайси Иоанн — 132, 534 Сайкайси Марк — 168:179, 193, 194, 210, 217, 218, 330, 424, 434, 479, 484, 534, 543, 619, 620, 623, 801, 826 Саймару Павел — 184, 221, 255, 414, 415, 431 Сайто — 578 Сайто, разносчик — 12 Сайто, чиновник — 715 Сайто Александр — 730 Сайто Василий — 110 Сайто Дзеннимон — 63 Сайто Кирилл — 113, 114 Сайто Павел — 119, 368, 379, 385, 391, 392, 488, 621, 624, 838 Сайто Феодор, ученик — 149 Сакаи (Сакай) Елена — 49, 691, 692, 774, 817, 818 Сакаи (Сакай) Иоанн — 10, 29, 49, 51, 52, 138, 169, 289, 344, 691, 700, 765, 774, 817 Сакаи (Сакай) Текуса — см. Хагивара Текуса Сакамото, протестант — 684 Сакасита Павел — 23, 24 Саку, язычник — 788 Сакума Павел — 495 Сакурада Савва — 587, 600, 636, 681 Сакураи (Сакурай) Николай — 129, 130, 133, 157, 161, 168, 169, 219, 239, 269, 277, 348, 354, 355, 374, 368, 381, 386, 393, 405, 416, 417, 458, 461, 477, 488, 499, 501, 518, 521, 537, 538, 542, 552, 553, 564, 570, 592, 641, 660, 706, 756, 769, 775, 785, 788, 792, 807, 808, 823 Сакья-Муни — 106 Самойлов В. К. — 384 Самойлов Ф. Н. — 29, 105, 141, 144, 167 |
Волконский Григорий Петрович 155, 399 Волконский Петр Михайлович 399 Вольтер («Волтер») 63, 67 Вольф А. И. 368 Врангель, домовладелец 94, 99, 102, 107 Врасский 23 Вьельгорский Иосиф Михайлович 19, 224, 227, 228, 234, 238, 315, 412, 414, 424 Вьельгорский М. Ю. 18, 19, 149 («Вельегурский»), 224, 234 («Виельгурский»), 251, 260, 368, 397, 403, 412, 415, 419, 424 Высоцкий, учитель танцев 175, 403 Вяземская Прасковья Петровна 156 («на знакомой и близкой вашему сердцу могиле»), 399 Вяземский Петр Андреевич 11–13, 24, 35, 50, 114, 131, 149, 156, 158, 159, 281, 288, 364, 388, 389, 393, 397, 399, 400 Вязьма 294 Г алиция 32, 383 Гамбург 13, 48, 50–53, 55, 62, 63, 371, 375 Ганау 19, 26, 344, 346, 347, 449, 450, 452, 454 Гатцук А. А. 413 Гедеонов Александр Михайлович 38, 83, 368, 381 Гензерих 127, 129 Генуя 15, 18, 26, 90, 174, 184, 344, 449 Гербель Николай Васильевич 365, 376, 380, 382, 384, 387–389, 394, 400, 452 Герен Арнольд-Герман 31, 363 Германия 26, 57, 75, 92, 112, 157, 159, 167, 180, 229, 324, 337, 338, 341, 378, 384, 447–449. Гершензон М. 386 Гиппиус Василий Васильевич 366, 373, 379, 381, 425, 433, 436, 439, 447, 452 Гоголь Анна Васильевна («Анет», «Аничка», «сестры») 13, 18, 21–24, 33, 47, 51, 58, 80, 102, 113, 135, 136, 139, 159, 161, 162, 175–177, 185, 204, 208, 209, 213, 214, 216, 220, 243, 248, 258, 263, 265, 266, 276, 280, 283, 295 (Annette), 298, 303, 308, 309, 312, 313, 329, 333, 334, 336, 355, 374, 375, 382, 386, 387, 395, 400, 403, 404, 409, 410, 417, 418, 425, 426, 428, 432, 433, 436, 438, 440, 442, 447 Гоголь Елизавета Васильевна («Лиза», «сестры») 13, 18, 21–24, 33, 47, 48, 51, 54, 58, 80, 102, 113, 135–137, 139, 159, 160, 162, 176, 177, 185, 204, 208, 213, 216, 220, 243, 248, 263, 266, 276, 280, 281, 283–285, 293, 297, 298, 301, 304, 312, 313, 327, 328, 337, 341, 374, 375, 382, 386, 387, 395, 400, 403, 404, 409, 410, 417, 418, 425, 426, 428, 431–433, 435–438, 440, 447, 449 Гоголь (Трушковская) Мария Васильевна («сестра Мария») 36, 42, 47 («для сестры посылаю»), 80, 90, 120, 123, 125, 126 («вдове 24 лет»), 170, 171 («обнимаю сестру»), 175, 185 («старшая дочь»), 206 и 208 («старшая сестра»), 258, 329, 333, 334, 354, 364, 380, 382, 391, 392, 402, 408, 453, 454 |
| |