Михаил Андреевич (7.03.1903, имение Головково Верейского у. Московской губ., ныне Наро-Фоминский р-н Московской обл.- 19.05.1981, Москва), историк древнерус. искусства, проф., д-р искусствоведения (1956). Происходил из дворянской семьи Ильиных, к которой принадлежал и философ И. А. Ильин . Дед И., последний владелец усадьбы Быково, инженер-путеец Николай Иванович, был одним из создателей 1-й частной железнодорожной компании «Общество Московско-Рязанской железной дороги», в его честь назван подмосковный пос. Ильинский. От отца, занимавшегося обследованием территории уездов Московской губ., И. унаследовал любовь к памятникам архитектуры, подмосковным усадьбам. В 1922-1926 гг. изучал археологию и историю искусства в МГУ. Во время учебы вступил в Об-во изучения рус. усадеб (ОИРУ) и об-во «Старая Москва», был членом Комиссии по охране и реставрации памятников архитектуры Мосгубмузея. Работал в Мосгубмузее (1924-1926), Музее народоведения (1926-1928), в Секции эволюции художественных форм НИИ археологии и искусствознания РАНИОН (1928-1930), проектировщиком в Архитектурном Бюро Днепростроя (1930-1931) и Мосгорпроекте (1930-1932), московских издательствах (1931-1932), в Кабинете архитектуры ГТГ (1933-1934), наконец, в Центральных Гос. реставрационных мастерских (ЦГРМ). Участвовал в экспедициях на Русский Север (1927, 1928, 1931) с целью изучения памятников старины. 3/4 янв. 1934 г. в составе группы художников и искусствоведов, работавших в ЦГРМ, арестован ОГПУ. Обвинен в активном противодействии «мероприятиям сов. правительства по слому и сносу ненужных памятников старины (церкви, старые усадьбы, часовни, монастыри), которые, по показаниям обвиняемых, должны были воспитывать молодежь в националистическом духе. Для дискредитации Соввласти члены группы фотографировали церкви и монастыри в момент их слома и распространяли фотоснимки, иллюстрируя варварство большевиков». Виновным себя не признал и на 3 года был отправлен в ссылку в Казахстан (г. Петропавловск). В 1937 г. освобожден с поражением в правах (отменено в янв. 1941 по ходатайству Академии архитектуры СССР), до 1941 г. жил в Александрове и Малоярославце. В начале Великой Отечественной войны призван на фронт, в 1942 г. тяжело ранен в боях под Юхновом Калужской обл. После 1943 г. работал в ГТГ, АА СССР, начал работу над кандидатской диссертацией. С 1947 г. работал в МГУ, НИИ художественной промышленности, Ин-те истории искусства АН СССР. Профессор МГУ с 1956 г., в 1968-1972 гг. зав. кафедрой истории рус. и советского искусства отделения истории искусств исторического фак-та МГУ. И. участвовал в проектировании станции метро «Добрынинская» (открыта в 1950).

http://pravenc.ru/text/389453.html

Примечания 1 Ср. вышеуказанное нарушение этих принципов в “Положении” о созыве собора. 2 Ср. 14-е и 15-е правила Двукратного собора, приведенные мною в первом письме в связи с антиканоничными по существу и по форме действиями живоцерковников. 3 Как “управляющему делами” ВЦУ. 4 Теперь главные церковные деятели, не согласные с парламентскими париями ВЦУ, или сосланы, или заключены в тюрьмы. 5 Проф. Ф. В. Благовидов. “Обер-прокуроры Свят. Синода в XVIII и первой половине XIX столетия.” Изд. 2-ое, 1900 г., стр. 14–15. Казань. 6 " Raison et Religion " Bruxelle, 1881, р. 170. 7 Pall-Mall Gazette, 26 арг. 1881. 8 The Gospel of Atheism, London 1882. 7, 2. 9 Оффиц. отчет Конвента Вел. Востока Франции, 1912 г. стр. 270. 10 Там же, 1913 стр. 393. 11 Там же, 1922, стр. 102. 12 Там же, стр. 198. 13 Revue Internationale des Societes Secretes, 33, 1931, p. 839. 14 Там же, стр. 840. 15 Там же, стр. 774, Но. 30, 1931 г. 16 Conges Macon. Internationale de Paris, 1900, p. 102. 17 Журнал “Акация”, ноябрь 1930 г., стр. 145 18 Compte-rendu du Convent de la g. z. f. okt. 1922 g. p. 128 19 Ragon, Cours philosophique et interpretatif, les imitations anciennes et modernes, 1841, стр. 318, 319 и 334. 20 Bauhutte, 1890, 119. 21 Revue Internationale des Societes Secretes, # 5, 1 mai 1929. 22 Constitution du Grand Orient de France 1901, p. 12. 23 Bulletin Officiel de la Grande Loge de France, m VII стр. 35, 1884. 24 Там же, стр. 545. 25 Papus, Martinisme et Franc-Maconnerie, стр. 65. 26 Acacia, 1905 h. 27 Bulletin Officiel de la Grande Loge de France, окт. 1923 г. стр 28. 28 Там же, стр. 236, 1922. 29 Отчет Конвента Вел. Ложи Франции, 1899 г. 30 Отчет Конвента, 1922 г. стр. 136. 31 Оффициальный отчет, стр. 120. 32 Annales Maconniques Universelles, май 1930 г. Стр. 110. 33 Ragon. Orthodoxie Masonnique, гл. XXIII, стр. 353. 34 Светом назвал Господь Себя. 35 Так на 6-ом Вселенском Соборе подвергнуты поверке некоторые обычаи Римской Церкви. 36 Христианское Чтение, декабрь 1864 года, статья Иг. Нильского. Стр. 484–486…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.8 из  5) Краткая библиография Избранные сочинения А. П. Платонова Голубая глубина. Краснодар, 1922. Епифанские шлюзы. М., 1927. Сокровенный человек. М., 1928. Происхождение мастера. М., 1929. Впрок//Красная новь. 1931. Такыр//Красная новь. 1934. Нужная родина. Третий сын//Красная новь. 1936. Семен//Красная новь. 1936. Бессмертие. Фро//Литературный критик. 1936. Пушкин — наш товарищ//Литературный критик. 1937. Пушкин и Горький//Литературный критик. 1937. Река Потудань. М., 1937. Июльская гроза//Октябрь. 1938. Под небесами Родины. М., 1942. В сторону заката солнца. М., 1945. Семья Иванова//Новый мир. 1946. 10–11. Волшебное кольцо. М., 1950. Избранные рассказы. М., 1958. Одухотворенные люди. М., 1963. Избранное. М., 1966. Размышления читателя. М., 1970. Смерти нет. М., 1970. Течение времени. М., 1971. Величие простых сердец. М., 1976. Живя главной жизнью. М., 1989. Государственный житель. Минск, 1990. Чевенгур. М., 1991. Вся жизнь. М., 1991. Взыскание погибших. М., 1995. Котлован. СПб., 2000. Записные книжки. М., 2000. Сочинения. Т. 1. Кн. 1 и 2. М., 2004. Ноев ковчег. Драматургия. М., 2006. Усомнившийся Макар. Собрание. М., 2009 . Эфирный тракт. Собрание. М., 2009. Чевенгур. Котлован. Собрание. М., 2009. Счастливая Москва. Собрание. М., 2010. Смерти нет! Собрание. М., 2010. Литература о А. П. Платонове Адамович Г. В. Шинель//Литературная Россия. 1994. Антонова Е. В. Москва Андрея Платонова//Московский журнал. 1999. 1 августа. Андрей Платонов. Воспоминания современников. Материалы к биографии. М., 1994. Андрей Платонов: Исследования и материалы. Воронеж, 1993. Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994. Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. Библиографический указатель. М., 2001. Аннинский Л. А. Откровение и сокровение. Горький и Платонов//Литературное обозрение. 1989. Аристов С., Чепрасов А. Рядом с Андреем Платоновым. «„Дело мелиораторов“ как источник для изучения биографии А. Платонова»//Сборник работ победителей Всероссийского конкурса старшеклассников «Человек в истории. Россия — ХХ век»

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ С.-Петербургская А. к. Создана в 1834 г. при Мин-ве народного просвещения для издания документов, собранных Археографической экспедицией АН, в 1835-1836 гг. ею были изданы 4 тома «Актов археографической экспедиции» . В 1837 г. временная комиссия была преобразована в постоянное научное учреждение (с 1903 имп. А. к.). В круг ее обязанностей вошло выявление и издание источников по рус. истории до кон. XVII в., в т. ч. на иностранных языках. Комиссия имела право требовать передачи ей документов из гос. архивов, пользоваться рукописями из б-к, приобретать их у частных лиц. Постоянный печатный орган комиссии - «Летопись занятий Археографической комиссии» (1861-1928. 35 вып.). Комиссией печатались в основном серийные издания: «Полное собрание русских летописей» (1841-1921. Т. 1-24), «Акты исторические» (1841-1842. 5 т.), «Акты, относящиеся к истории Западной России» (1846-1853. 5 т., см. «Акты Западной России» ), «Дополнения к Актам историческим» (1846-1872. 12 т.), «Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными» (1851-1871. 10 т.), «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России» (1863-1892. 15 т.), «Русская историческая библиотека» (1872-1927. 39 т.) и др. Во всех сериях, озаглавленных «Акты», а также в «Дополнениях» и в «Русской исторической библиотеке» заметное место отводилось публикации источников по истории Русской Церкви: т. 4 «Актов... Западной России» почти полностью посвящен Брестской унии , в «Актах... Южной и Западной России» материалы по той же проблематике занимают т. 2. В «Русской исторической библиотеке» тома 4, 7, 19 содержат в себе памятники западнорус. полемической лит-ры, вызванной к жизни унией, в томах 6 и 36 опубликованы памятники древнерус. канонического права. В 1922 г. С.-Петербургская А. к. была передана в ведение Российской АН. В 1926 г. на базе А. к. и Постоянной исторической комиссии открыта Историко-археографическая комиссия при АН СССР, преобразованная в 1931 г. в Историко-археографический ин-т, влившийся затем в Ин-т истории АН СССР. Киевская комиссия для разбора древних актов

http://pravenc.ru/text/76462.html

Дамиан (Говоров) Дамиан (Говоров), еп. Царицынский, вик. Саратовской епархии. Родился около 1856 года. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию. 1878 г. – преподаватель Симферопольского духовного училища. 1881 г. – рукоположен во священника. В 1899 г. возведён в сан протоиерея. В 1907 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия. В этом же году пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита и назначен ректором Кишинёвской духовной семинарии. В марте 1916 года хиротонисан во епископа Ереванского, вик. Грузинской епархии. Хиротония состоялась в г. Тифлисе. 28 марта 1916 года назначен на должность штатного члена Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы. 03 июля 1917 г. – епископ Петровский, вик. Саратовской епархии. В 1918 году переименован во епископа Царицынского, вик. той же епархии, управлял до 1920 года. Скончался 6/19 апреля 1936 года в Тифлисе. Труды Речи при наречении его во епископа Ереванского «Приб. к „ЦВ“» 1916, 21, стр. 503–506 Литература «Церк. Вед.» 1911, 49, стр. 410. 1916, 15–16, стр. 105, 111. 1916, 33, стр. 312. 1917, 30, стр. 237. 1917, 30, стр. 237 «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.» стр. 310–311 67, стр. 3 Кат-АМ т. 1, 251. Taufname: Dimitrij Prav. Rus’ 1936, 7–8, 7 Cerk. izn’ 1936, 4–5, 75 Irénikon 13 (1936) 447–453 Dimitrij Govorov wurde am 11.02.1855 geboren; sein Vater war Weltpriester. Seine erste Priesterstelle war die Stadt Ker, wo er als Hilfspriester und Religionslehrer an den dortigen Schulen lehrte. Er widmete sich auch archäologischen Forschungen. Wegen Differenzen mit B Nikolaj ivrov verließ er die Ep. Simferopol’ und zog in die Ep. Char’kov, wo er an einer Kirche drei Jahre diente. 05 .10.1911 Mönchsweihe durch M Flavian von Kiev. 26 .04.1916 Bischofsweihe. Während seiner Dienstzeit in Caricyn wurde er mehrere Male verbannt. In dieser Zeit gründete er in Stavropol eine Pastoralschule, die jedoch 1920 wieder schließen mußte. Am 03.09.1920 gründete er in Cherson die Bruderschaft St. Vladimir. Im Januar 1921 floh er mit der Wrangelarmee nach Konstantinopel, wo seine Bruderschaft vom Vw des Patriarchats, Nikolaos von Caesarea, am 18.06.1921 bestätigt wurde. Hier gründete er auch Hilfswerke sowie eine Pfarrei für russische Flüchtlinge. Dann zog er in das Kirik-Kloster in Stanimaka (seit 1934 Asenovgrad) in Bulgarien. Hier gründete er 1922 eine Pastoralschule. Trotz ihrer bescheidenen Mittel wurden an ihr etwa 50 Priester und ebensoviele Religionslehrer ausgebildet. Wegen seiner Verdienste wurde er 1931 zum EB erhoben. Er hatte gute Beziehungen zu den Anglikanern und hat viel zur Annäherung beider Konfessionen beigetragen. Er hat viele Bücher und Broschüren geschrieben, die bemerkenswertesten sind aus der Pastoraltheologie.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Алексеевич Смирнов (май 1877, с. Петропавловское Богородского у. Московской губ. – 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи диакона. Окончил Московскую ДС, а 5 мая 1922 г. – юридический факультет Московского университета. В 1917 г. был рукоположен во иерея, и до 1922 г. служил священником на хуторе Ивановского мон-ря; в 1922 г. переведён в московскую ц. Семи Вселенских Соборов близ Новодевичьего мон-ря, затем служил в ц. Сошествия Св. Духа на Кропоткинской ул. в Москве. Арестован 28 дек. 1930 г. по групповому делу, обвинён в «антисоветской агитации». 3 янв. 1931 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ В. был приговорён к 3 годам высылки в Северный край. После освобождения служил в церкви в с. Ярополец Волоколамского р-на Московской обл., возведён в сан протоиерея. 28 нояб. 1937 г. В. был вновь арестован по обвинению в «антисоветской агитации». Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. Имя В. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 6 окт. 2006 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. У-19566; ЦА ФСБ РФ. Д. Н-6656. Лит.: Бутовский Полигон. Вып. 4. С. 196. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/520506.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛОКОЛАМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Московской епархии, названо по г. Волоколамску Московской губ. Учреждение В. в. было обусловлено принятием в 1884 г. новых уставов духовных учебных заведений, в соответствии с к-рыми в духовных школах была усилена власть ректоров. Со времени учреждения вик-ства до 20-х гг. XX в. Волоколамские епископы (третьи викарии Московской епархии) являлись ректорами Московской Духовной Академии . Первым Волоколамским архиереем стал ректор МДА Христофор (Смирнов) , хиротонисанный 25 мая 1887 г. в Троице-Сергиевой лавре, 13 дек. 1890 г. он был уволен от руководства академией и назначен управляющим Новоиерусалимским в честь Воскресения Господня мон-рем . Затем сан епископов Волоколамских носили ректоры МДА Арсений (Стадницкий ; 28 февр. 1899 - 5 дек. 1903), Евдоким (Мещерский ; 4 янв. 1904 - 1 авг. 1909). 14 сент. 1909 г. в храме Христа Спасителя во епископа Волоколамского был хиротонисан ректор МДА архим. Феодор (Поздеевский) , активно участвовавший в реформе духовного образования. В 1917 г. он был смещен с поста ректора, в мае стал настоятелем московского Данилова мон-ря. В июне 1918 г. еп. Феодор получил назначение на Пермскую и Кунгурскую кафедру, от назначения отказался, по-видимому, считался почисленным на покой; в авг. 1923 г. Патриархом св. Тихоном возведен в сан архиепископа Волоколамского с правом ношения креста на клобуке (с 1920 еп. Феодор неоднократно подвергался арестам, после 1923 до конца жизни († 23 окт. 1937) находился в заключении или в ссылке). 27 сент. 1919 г. во епископа Волоколамского был хиротонисан архим. Герман (Ряшенцев) , подвергавшийся арестам и в 1922 г. сосланный. В кон. 20-х - нач. 40-х гг. XX в. В. в. возглавляли Питирим (Крылов ; хиротонисан 17 июня 1928, в том же году переведен на Шуйское вик-ство Иваново-Вознесенской епархии), Стефан (Гнедовский; март - 15 апр. 1931), Никифор (Никольский ; лето 1931), Иоанн (Широков ; сент. 1931-1934, авг. 1936 - май 1937, вторично), Иоанн (Соколов ; нач. 1936), Алексий (Палицын ; 1941-1942, с осени 1941 являлся временно управляющим Московской епархией).

http://pravenc.ru/text/155171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Николаевич Богородский (19.09.1878, с. Молоково Старицкого у. Тверской губ.- 17.09. 1937, Калининская обл.), сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи письмоводителя в имении. В 1899 г. окончил Тверскую ДС. Был рукоположен во иерея, служил на приходах Тверской епархии. В апр. 1922 г. возведен в сан протоиерея. В янв. 1930 г. за невыполнение наложенного на него как на священника повышенного натурального налога был приговорен к 1 году лишения свободы и штрафу в 4 тыс. р. Поскольку таких средств у него не было, суд постановил описать его имущество и выселить на 5 лет за пределы Московской обл. В 1931 г. М. был освобожден из ссылки и по благословению Тверского архиеп. сщмч. Фаддея (Успенского) направлен служить в Скорбященский храм с. Сельцы Максатихинского р-на Московской обл. с назначением благочинным 11-го благочиннического округа. Был награжден наперсным крестом (1922) и палицей (1932). Арестован 8 авг. 1937 г. в с. Сельцы по обвинению в контрреволюционной деятельности. На допросе М. сказал: «Контрреволюционной и антисоветской работы я нигде и никогда не вел. Я иногда говорил, что раньше было уважение к нам, священникам, а сейчас смеются и презирают». Был казнен по приговору Особой тройки при УНКВД по Калининской обл. от 13 сент. 1937 г. Погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 21415-С. Лит.: Книга памяти жертв полит. репрессий Калининской обл.: Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Т. 1. С. 80; Дамаскин. Кн. 3. С. 167-168. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/2563486.html

Воспоминания „смертника“ о пережитом Содержание Предисловие Воспоминания 1918–1922 годов Первый обыск Первый арест Часть 1 Часть 2 Впервые на Гороховой Дерябинская тюрьма Часть 1 Часть 2 Второй арест. Выборгская бывшая военная тюрьма Обыски 1919–1920 гг. Третий арест. Кресты Четвертый арест – в Кронштадте Пятый арест и снова Гороховая и Выборгская тюрьма Пояснение Воспоминания Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Священномученик Сергий Послание Свт. Тихона патриарха Московского Письмо Митрополита Вениамина в Петроградский губисполком Письмо В.И. Ленина об изъятии церковных ценностей Из писем того времени     Предисловие Одним из главных эпизодов страшных гонений, обрушившихся на Церковь после установления в стране безбожной власти был открытый суд в 1922 году над петроградским митрополитом сщмч. Вениамином и группой духовенства и мирян, в число которых входил автор публикуемых воспоминаний прот. Михаил Павлович Чельцов. Также приговоренный к расстрелу, он тогда был помилован и мученический венец получил позднее – был убит в ночь на Рождество 1931 года. Чельцов пользовался в Петрограде большой известностью. Родился он в Рязанской губернии, в семье священника деревни Кикино в 1870 году, учился в Рязанской семинарии, а затем – в Казанской Духовной Академии, которую закончил в 1894 году, преподавал в Калуге и только в 1898 году переехал с семьей в столицу, чтобы защитить магистерскую диссертацию « Церковь Королевства Сербского». Проработав три года епархиальным миссионером и столько же в канцелярии обер-прокурора Синода, с осени 1903 года о. Михаил служит в церкви Института гражданских инженеров и читает в институте курс богословия, который пользуется у студентов большим успехом, благодаря своему живому и убедительному изложению. Отец Михаил также занимается творчеством. Он пишет в журналах статьи, издает брошюры и книги, среди которых есть довольно объемистые и серьезные: «Единоверие за время столетнего существования в Русской Церкви» (1900), «Современная жизнь в расколе и сектантстве» (1905), «Христианское миросозерцание» (1917). Батюшка часто выступал на религиозно-философских и церковных собраниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltso...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в. Иван Иванович (25.01.1870, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 23.02.1931, г. Кириллов (совр. Вологодская обл.)?), историк. Из семьи священника, брат А. И. и В. И. Бриллиантовых. Окончил Кирилловское ДУ и Новгородскую ДС. С 1891 г. учился в СПбДА, после окончания к-рой оставлен на год профессорским стипендиатом, в 1895-1906 гг. служил помощником инспектора в СПбДА, с 1897 г. преподавал в Исидоровском жен. епархиальном уч-ще, с сент. 1915 г.- в Александро-Невском ДУ. Входил в комитет по восстановлению Ферапонтова Мартинианова Белозерского муж. мон-ря . Занимался историей Кириллова и Ферапонтова мон-рей, написал ряд статей и кн. «Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патриарха Никона» (1899). Одним из первых Б. предположил, что фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре принадлежат Дионисию (впосл. доказано К. К. Романовым и В. Т. Георгиевским ). В 1918 г. Б. уехал из Петрограда на родину в Цыпино, стал депутатом сельсовета. В 1919 г. работал в Кирилловском подотделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины, являлся членом комиссии по окончанию реставрации Ферапонтова мон-ря. В 1922 г. уволен из подотдела по сокращению штатов, работал в цыпинской крестьянской трудовой артели и преподавал в местной школе. Отрицательно относился к большевикам и «живоцерковникам» (обновленцам). 22 янв. 1931 г. арестован вместе со священниками Александром Фоминым, Михаилом Цветаевым и др. по обвинению в сопротивлении организации колхозов и «связях с чуждыми элементами», вскоре расстрелян. Арх.: РНБ ОР. Ф. 102. Оп. 1. Ед. хр. 190-193 [Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову]; Ед. хр. 362 [Канд. соч. «Анастасий, библиотекарь Римский». 1893-1894]. Соч.: К 500-летию основания Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//Рус. паломник. 1897. 30. С. 472-473; Пятисотлетие Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//ЦВ. 1897. 25. Стб. 814-816; Из Белозерска: (500-летний юбилей Кирилло-Белозерского первоклассного мон-ря)//Там же. 26. Стб. 835-837; Из Белозерска: (О закладке нового здания для духовного училища)//Новгородские ЕВ. 1897. 16. С. 1030-1032; Из недавней старины: Пасхальная дань архиерею и его свите в XVIII в.//Странник. 1898. Апр. C. 818-821; Патриарх Никон в заточении на Белеозере: Ист. очерк. СПб., 1899; Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патр. Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398-1898: С прил. очерка «Патриарх Никон в заточении на Белоозере». СПб., 1899. М., 1994п; Письма И. И. Бриллиантова к брату А. И. Бриллиантову в Петербург, 1919-1929//Памятники отечества. 1993. 3/4. C. 139-143; Чем хуже, тем лучше: Письма И. И. Бриллиантова 1919-1929 гг.//Лад. 1994. 8. С. 27-41; Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову, 1894-1929//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 1997. Вып. 4.

http://pravenc.ru/text/153441.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010