Читал лекции во францисканской семинарии в Кракове, но вынужден был прервать преподавательскую деятельность из-за обострения туберкулеза. Одновременно исполнял свои обязанности в «Воинстве Непорочной Девы»; к 1927 г. в Польше численность об-ва составляла ок. 127 тыс. чел. В 1922 г. начал издавать ежемесячный ж. «Рыцарь Непорочной Девы» (Rycerz Niepokalanej); к 1939 г. тираж журнала достигал 700 тыс. экземпляров. На земельном участке, полученном от кн. Я. Друцкого-Любецкого, в дек. 1927 г. основал близ Варшавы францисканский мон-рь и духовно-просветительский центр Непокалянув (польск.- Град Непорочной Девы). В 30-х гг. XX в. в нем проживало ок. 700 монахов, действовала типография (к 1939 издавались 6 газет и журналов общим тиражом более 1,2 млн экз.). В сент. 1929 г. при мон-ре открылась малая миссионерская семинария; в дек. 1938 г. начала вещание католич. радиостанция. В февр. 1930 г. К. вместе с 4 монахами отправился как миссионер в Японию. В мае того же года он начал издавать в Нагасаки на япон. языке ж. «Рыцарь Непорочной Девы» (Сэйбо-но Киси), в мае 1931 г. основал близ Нагасаки францисканский монастырь «Сад Непорочной Девы» (Мугендзай-но Соно; уцелел после бомбежки Нагасаки в 1945). В 1932 г. посетил Индию, где также пытался организовать миссию «Воинства Непорочной Девы». В 1936 г. из-за проблем со здоровьем вернулся на родину. Вскоре после нацистской оккупации Польши Непокалянув был занят нем. войсками. 19 сент. 1939 г. К. и ок. 40 монахов, отказавшихся покинуть мон-рь, были арестованы, но в дек. того же года освобождены. Вернувшись в Непокалянув, К. организовал в нем мастерские и службу помощи нуждающимся, укрывал от нацистов евреев (по нек-рым данным, до 2 тыс. чел.). В февр. 1941 г. оккупационные власти объявили о закрытии мон-ря Непокалянув, К. и 4 монаха были арестованы гестапо. К. содержался в варшавской тюрьме Павяк, 28 мая был переведен в концлагерь Освенцим (под номером 16670). Там помимо общих работ К. продолжал вести пастырскую деятельность: утешал, крестил, исповедовал, шепотом совершал богослужения. В кон. июля 1941 г. после неудачной попытки побега заключенного администрация концлагеря осудила на смерть 10 др. арестантов. К. добровольно вызвался пойти на смерть вместо одного из них, отца 2 детей молодого сержанта Францишека Гаёвничка (тот выжил, в апр. 1945 был освобожден советскими и польск. войсками из концлагеря Заксенхаузен). К. и др. смертников ок. 2 недель содержали без пищи и воды в подземном карцере. 14 авг. ему и 3 др. узникам, еще остававшимся в живых, сделали смертельную инъекцию; на следующий день тело К. было сожжено в крематории.

http://pravenc.ru/text/1841818.html

17 сент. 1908 г. скончалась супруга свящ. Григория, оставив его с 2 сыновьями: Геннадием (3 года) и Анатолием (1,5 года). Старообрядческий Собор в 1911 г. принял постановление об избрании свящ. Григория после пострижения в монашество епископом С.-Петербургским и Тверским. 27 февр. 1912 г. еп. Иннокентий в Н. Новгороде постриг Г. в монашество. 11 марта того же года в С.-Петербурге, в храме Громовского кладбища , состоялась хиротония Г. во епископа, к-рую возглавил старообрядческий архиеп. Московский и всея Руси Иоанн (Картушин) в сослужении 3 епископов. Под рук. Г. в старообрядческой столичной епархии, включавшей территорию С.-Петербургской, Тверской, Новгородской и Псковской губерний, в дореволюционный период было построено и освящено ок. 20 храмов, в т. ч. Покровский собор на Громовском кладбище. В дер. Корьхово Псковской губ. Г. основал жен. Покровский мон-рь (не сохр.). Вместе с братом, Донским еп. Геннадием, Г. построил взамен деревянного каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Золотилове, к-рый освятили 17 авг. 1914 г. 4 старообрядческих архиерея, в т. ч. Г. и Геннадий (храм был закрыт в 1931, ныне в руинированном виде). В 1922 г. по инициативе Г. в Петрограде было создано братство им. протопопа Аввакума (существовало до 1927), в 1925-1926 гг. действовали богословские пастырские курсы для подготовки старообрядческих священнослужителей. В 1923 г. старообрядческий Московский архиеп. Мелетий (Картушин) вместе с Г. выпустил «Архипастырское послание» с призывом к своей пастве быть лояльными по отношению к советской власти. Г. был арестован в Ленинграде в ночь с 13 на 14 апр. 1932 г., в конце года признан виновным в «антисоветской агитации и пропаганде», приговорен к 10 годам заключения в лагере. Вместе с Г. арестовали и его сына Геннадия (сын Анатолий к этому времени умер), к-рый также был приговорен к 10 годам лагеря, в заключении получил еще 10 лет и скончался в лагере 12 авг. 1945 г. В нач. 1932 г. был арестован и в том же году расстрелян брат Г.- еп. Геннадий. Г. находился в лагере близ г. Соликамска, затем в лагере близ пос. Красновишерска (ныне Пермская обл.), в Саровском, Ветлужском и др. лагерях на территории совр. Нижегородской обл. и Чувашии, весной 1937 г. переведен в лагерь на р. Ухте (Коми АССР). В лагерях Г. тайно совершал богослужения, изготовив епитрахиль и поручи.

http://pravenc.ru/text/164865.html

Летом 1917 г. К. переехал с семьей в Тюмень. После ареста еп. сщмч. Ермогена (Долганёва) , происшедшего 28 апр. 1918 г., К. со сщмч. прот. Ефремом Долганёвым и свящ. Михаилом Макаровым вошел в состав епархиальной делегации, ходатайствовавшей об освобождении епископа. Областной совнарком назначил сумму выкупа за еп. Ермогена. В мае деньги при помощи местного духовенства были получены от коммерсанта Д. И. Полирушева и переданы властям, после чего члены делегации были арестованы и вскоре расстреляны. Память К. совершается в один день с днем памяти мученической кончины еп. Ермогена. К. прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Семья Марины и Аглаи Ягодовских: (Сб. генеалогич. мат-лов)//Семейный архив; ГАРФ. Ф. 102. Оп. 197. Д. 493; Ф. 63. Оп. 17. Д. 604; Ф. 63. Оп. 17. Д. 53. Лит.: ЖНИР. Июнь. С. 344-353; Дамаскин. Кн. 2. С. 171-173; Польский. 1994. Ч. 1. С. 67, 203. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/1842048.html

В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным. 1950 год После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1931 году храм был закрыт, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, разграблен интерьер. Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды. Идея возвращения храма святителя Мартина Исповедника Русской Православной Церкви родилась в 1989 году среди прихожан церкви Успения Божией Матери в Гончарах. На протяжении многих лет эта небольшая церковь была единственным действующим православным храмом в районе Таганки. В конце 1980-х годов в связи с увеличением количества верующих и большой теснотой во время богослужений встал вопрос об открытии одного из близлежащих храмов. Выбор пал на величественную церковь святителя Мартина Исповедника. Только в 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма – престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев. Усилиями о. Сергия храму была передана колокольня и возобновились богослужения. 1 сентября 1991 года, ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Чудотворная икона, память которой празднуется 4 сентября, имеет особую благодать помогать женщинам, страдающим от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

Изд.: Kircher A. Lingua Aegyptiaca restituta. R., 1648 [«Лествица»]; Kita  b Hutab ash-Shaih as-Sa  f ibn al-‘Assa  l. Cairo, 1895; Le Calendrier d " Abou " l-Barakât/Ed. et trad. E. Tisserant//PO. 1913. Brepols, 1989r. T. 10/3. N 48; Livre de la Lampe des Ténèbres et de l " Exposition lumineuse du service de l " Église par Abu l-Barakat connu sous le nom d " Ibn Kabar/Ed. L. Villecourt, E. Tisserant, G. Wiet//PO. 1928. T. 20/4. P. 575-734; Ibn Kabar. Misba  h al-Zulmah f- " da  h al-Khidmah/Ed. Samir Khalil. Cairo, 1943. T. 1-2. Лит.: Tisserant E., Villecourt L., Wiet G. Recherches sur la personalité et la vie d " Abu l-Barakat Ibn Kubr//ROC. 1921-1922. T. 22. 373-394; Cheikho L. Catalogue des manuscripts des auteurs arabes chrétiens depuis l " Islam. Beyrouth, 1924. P. 262; Гиргис Филутаус ‘Авад. Ибн Кабар (Абу-ль-Баракат). Каир, 1930 (на араб. яз.); Graf G. Mitteilungen zur Chronologie des Abu " l Barakat//Oriens Chr. 1931. T. 28. P. 246; idem. Zum Schrifttum des Abu l-Barakat und des Abu l-Hair//Ibid. 1933. T. 30. P. 133-143; idem. Geschichte. Bd. 2. S. 438-446; Khouzam M. L " Illumination des intelligence dans la science des fondements: Synthèse de l " enseignement de la théologie copto-arabe sur la révélation chrétienne aux XIIIe et XIVe siècles d " après les écrits d " Abu l-Khair Ibn at-Tayib et Abu l-Barakat ibn Kabar. R., 1941. P. 32-40; Tisserant E. Abu-l-Barakat//DTC. T. 8. Col. 2293-2296. Лит. об отд. соч.: «Светильник». Baumstark A. Abu " l Barakat nichtgriechisches Verzeichnis der 70 Junger//Oriens Chr. 1901. T. 1. P. 240-257; Riedel W. Der Katalog der christlichen Schriften in arabischer Sprache von Abu " l Barakat//Nachrichten v. d. Klassischen Gesellschaft d. Wiss. zu Göttingen. 1902. Phil.-hist. Kl. H. 5; Cheikho L. Elementa grammaticae Arabicae cum chrestomatia. Beyrouth, 1912. P. 281; D ö lger F. Lumen Christi//Antike und Christentum. 1929. T. 1. S. 160; Haase F. Apostel und Evangelisten in den orientalischen Überlieferungen. Münster, 1922. S. 295-300; Maspero J. Histoire des Patriarches d " Alexandrie depuis la mort de l " empereur Anastase jusqu " à la reconciliacion des églises jacobites (518-616). P., 1923. App. III. P. 359-381; Chaine M. La chronologie des temps chrétiennes de l " Égypte de et de l " Ethiopie. P., 1925. P. 228 sq.; Villecourt L. Les observances liturgiques et la discipline du jeune dans l " église copte//Muséon. 1923. T. 36. P. 249-292; «Проповеди». Habib Girgis. Al-Gauhara an-nafsa f hutab al-Kansa. Cairo, 1914; «Лествица». Lepsius A. Auszüge aus der koptisch-arabischen Handschrift//ZÄSA. 1865. N 3. S. 47-57; Heuglin Th. von. Auszug aus der koptisch-arabischen Handschrift//Ibid. 1868. N 6. S. 54-56; Amelineau G. La géographie de l " Égypte. P., 1909. P. 558-562.

http://pravenc.ru/text/62520.html

Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Фотография. 2005 г. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Фотография. 2005 г. В 1764 г. Г. м. был упразднен, насельницы переведены в арзамасский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь . Несмотря на обращения к архиерею жителей города и духовенства о приписке приходских дворов, храмы Г. м. оставались ружными и бесприходными. С 1870 г. они были приписаны к городскому Благовещенскому собору. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. причт состоял из священника, диакона, пономаря или дьячка, их годовой доход складывался из выплат за требы, пожертвований и средств, взимаемых за сдачу внаем части монастырских построек. Со 2-й пол. XIX в. церковнослужители получали дополнительные деньги в виде процентов с 3 доходных билетов - 58 р. 16 к.- и одного билета, принадлежавшего богадельне,- 57 р. 16 к. Также, согласно завещанию купца Лухманова, причт получал ежегодно 28 р. 57 к. Храмам принадлежало 3 дес. покосов. Священник и пономарь проживали в зданиях бывш. Г. м., диакон - в собственном доме. В др. постройках в XVIII-XIX вв. размещались склады, винные и соляные магазины, гос. учреждения, манеж «для военно-учебных упражнений». В 1861-1863 гг. между Владимирским еп. Иустином (Михайловым) и владимирским губернатором велась переписка об упразднении церковной богадельни и о перестройке 5 ее комнат под камеры для временного содержания арестантов местной тюрьмы. Проект не был реализован. В нач. XX в. в богадельне проживали 1 мужчина и 8 женщин. После 1917 г. Сретенский и Сергиевский храмы переданы общине верующих. В мае 1922 г. из церквей местными властями изъяты потир, дискос, крест и кадило (4 фунта 9 золотников серебра). Между 1923 и 1928 гг. в церквах прекратились богослужения. К 1931 г. храмы были отнесены к памятникам архитектуры высшей категории, охраняемым гос-вом. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. церкви реставрировались. Во 2-й пол. XX в. в Сергиевской ц. находился магазин, Сретенский храм, колокольня и сторожка, вероятно, пустовали, в келейном корпусе и богадельне проживали горожане.

http://pravenc.ru/text/166261.html

9 Военно-статистический сборник. 4. С. 50, 94—97, 100—104, 912; Россия (1900). С. 75; БЭ. 16. С. 452; Русский календарь на 1912 г. С. 123; Менделеев (1922). С. 41, 48 и след.; Янсон (1878). 10 Менделеев. Ук. соч. С. 20, 48. 11 Россия (1900). С. 76; в БЭ. 16. С. 492 указано 128 248 147, с поправкой — 128 991 693 человека; Русский календарь на 1903 год. С. 123: 128 967 694 человека. 12 Русский календарь на 1912 год. С. 84, 91—108; Пушкарев. Россия в XIX веке (1956). С. 432 (согласно Статистическому ежегоднику. СПб., 1914. С. 99). 13 Военно-статистический сборник. 4. С. 119. 14 На 1858 г.: там же. С. 10—104, ср. с. 94—97; на 1870 г.: Россия (1900). С. 86; на 1897 г.: БЭ. 16. С. 456 и след. и приложение; на 1910 г.: Русский календарь на 1912 год. С. 86 и след.; Милюков. Очерки. 2. 1 (1931). С. 154 и след. Об «аутентичных данных» в отчетах обер-прокурора Святейшего Синода ср. мнение Е. Е. Голубинского: О реформе в быте Русской Церкви, в: Чтения. 1913. 3. С. 93. 15 Отчет обер-прокурора… за 1911—1912 год (1913). С. 148. 16 После издания манифеста от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении основ веротерпимости» старообрядцы были уравнены в правах с чадами Русской Православной Церкви и потому в 1912 г. не имели необходимости «выдавать себя за православных». Количество же сектантов не превышало 1 млн человек. — Ред. 17 Уложение 1649 г., введение в: ПСЗ. 1. 1 или другие издания. 18 См.: Smolitsch. S. 238—286 (библиография). 19 См. об этом: Ключевский. Курс русской истории. 3. Гл. 55—56; Вальденберг; Каптерев; Smolitsch. Гл. 5. 20 Об этом подробнее ниже во 2 томе, а также: Smolitsch. Гл. 11 и Флоровский. Пути. С. 63—67; Карташов А. Смысл старообрядчества, в: Сборник в честь П. Б. Струве. Прага, 1925. 21 К вопросу о западных влияниях см.: Ключевский. Курс русской истории. Гл. 53; Милюков. Очерки. 22 По вопросу о социальных отношениях до петровских реформ можно указать на интересную статью И. И. Дитятина «Когда и почему возникла рознь в России между командующими классами и народом», в: Русс. м. 1881. 11; 1882. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

В 1929 г. была замещена Череповецкая кафедра. Кирилловская кафедра вдовствовала до 29 сент. 1931 г., когда ее занял еп. Валериан (Рудич) , который ранее, в 1930-1931 гг., не смог выехать к местам назначений в Баку и Свердловск. После ареста Череповецкого еп. Нифонта (Фомина) в 1931 или 1932 г. еп. Валериан получил в управление также приходы Череповецкого викариатства . Власти существенно ограничивали его в свободе передвижения, о всех поездках он обязан был уведомлять комиссию по вопросам культа при Череповецком горсовете. В сер. 1933 г. еп. Валериан находился в Ленинграде (весной 1933 из Ленинграда в Тихвин уехал не получивший прописки Ленинградский митр. сщмч. Серафим (Чичагов) ). С окт. 1933 г., после увольнения митр. Серафима на покой, еп. Валериан жил в Тихвине, под его управлением находились храмы 17 районов Ленинградской обл. Еп. Валериан был арестован в ночь на 1 янв. 1934 г., обвинен в руководстве мифической контрреволюционной организацией «евлогиевцев», «разоблаченной и ликвидированной» ОГПУ в Ленинграде в дек. 1933 - янв. 1934 г. Вскоре после ареста еп. Валериана была замещена Череповецкая кафедра; К. в. прекратило существование, его территория, очевидно, была включена в Череповецкую епархию. В 1922-1923 гг. Череповец и его уезд стали одним из центров обновленческого движения в Новгородской губ. Предпоследнему обновленческому Череповецкому «архиепископу» Виктору (Путяте; окт. 1931 - 4 авг. 1936), 8 дек. 1931 г. был усвоен титул «Череповецкий и Кирилло-Белозерский». Его преемник Николай (Елпидинский; 1936-1937) имел титул «епископ Череповецкий и Тихвинский». Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Ист.: ЦВед. 1892. 48. C. 465; 1907. 38. С. 345, 347; Цветков В., свящ. Великое благодеяние//Новгородские ЕВ. 1907. 46. С. 1149-1451; Иоанникий (Дьячков)//Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской церковной иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 296-297; К духовенству Череповецкой губернии: Резолюция по вопросу о линии поведения верхов православной церкви в связи с изъятием церковных ценностей, вынесенная на собрании духовенства Кирилловского у. 11-15 июня 1922 г.//Коммунист: Газ. Череповец, 1922. 132. С. 2.

http://pravenc.ru/text/1840469.html

Нестором совершил во Владивостоке хиротонию архим. Даниила (Шерстенникова) во епископа Охотского. Еп. Даниилу поручалось временное управление Камчатской епархией, куда он немедленно отбыл. Дальневосточный церковный Собор не состоялся из-за скорого установления в Приморье советской власти. В сер. окт. 1922 г. армия ген. Дитерихса была разгромлена наступавшими красными войсками, после чего началась эвакуация белых сил и гражданского населения из Владивостока. 25 окт. во Владивосток вступили красные войска. Еще до этого М. отплыл на пароходе в Японию и 20 окт. прибыл в Токио, где был принят главой Русской духовной миссии в Японии Токийским архиеп. Сергием (Тихомировым). М. проживал при Воскресенском соборе в Токио, затем переехал в г. Иокогаму, служил в молитвенном доме местного прихода, состоявшего в основном из русских эмигрантов. 4 дек. 1922 г. М. вместе с архиеп. Сергием и Камчатским еп. Нестором совершил в Токио хиротонию викария Владивостокской епархии еп. Никольско-Уссурийского Павла (Введенского), который вскоре вернулся в Россию и недолго управлял Владивостокской епархией. 1 сент. 1923 г. в Японии произошло сильное землетрясение, разрушившее Токио и Иокогаму. М. едва не погиб, лишился всего своего имущества. 10 окт. того же года он покинул Японию и выехал в Харбин, где начал служить в Софийском храме. Был похоронен рядом с храмом. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 375-377; Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. С. 97-107; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен. М., 2002. С. 496-497, 508-509; Незабытые могилы: Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997/Сост.: В. Н. Чуваков. М., 2004. Т. 4. С. 582; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 440-441; Мистрюгов П. А. Советская власть и Самарская епархия РПЦ в 1918-1922 гг.//Вестн. Самарского гос. ун-та. Сер. 03: История. Ист. науки. 2013. 8(109). С. 185-189; Баконина С. Н. Церковная жизнь рус. эмиграции на Дальнем Востоке в 1920-1931 гг.: На мат-лах Харбинской епархии. М., 2014. Д. Н. Никитин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2563624.html

В 1922 г. М. Р. м. был закрыт, но большинство монахинь и послушниц продолжали проживать в келейных корпусах. В апр. из храмов было изъято 17 пудов серебряной утвари. В 1923 г. были закрыты собор и 2 трапезных храма, из обители выселили 788 насельниц (Ликвидация Рождественского мон-ря//Известия. 1923. 16 мая). К авг. 1924 г. в мон-ре, по сведениям властей, проживали 38 монахинь, к-рых намеревались расселить в корпусах Вифанского в честь Преображения Господня монастыря (ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 315). В 20-30-х гг. XX в. строения М. Р. м. были заняты 48-м отделением милиции и др. орг-циями. Нек-рое время в закрытой обители находился исправительный труддом. Не позднее 1920 г. на территории М. Р. м. был открыт концлагерь, часть монастырских зданий отдана под жилье (жилое товарищество 5324). Неск. сестрам удалось остаться на территории обители на правах жильцов. 25 сент. 1978 г. одна из них, казначея мон. Варвара (Турусова), была убита злоумышленником из-за хранившихся у нее нескольких монастырских икон. С 1929 г. небольшая община верующих молилась в Евгениевском храме в колокольне. По нек-рым сведениям, последняя игум. Иувеналия и неск. сестер были сосланы в СЛОН. В 1930-1931 гг. ОГПУ завело дело на группу «активных церковников-монархистов», в к-рой было немало и бывш. монахинь обители. Многие из рождественских инокинь претерпели гонения за веру. Так, мон. прмц. Татиана (Бесфамильная) была арестована, виновной себя не признала и 21 окт. 1937 г. расстреляна на Бутовском полигоне, погребена в безвестной могиле. Храмы и др. постройки, использовавшиеся различными организациями, ветшали, перестраивались (ЦГА г. Москвы. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 6, 8, 9, 13, 14). В 1930 г. сотрудники ЦГРМ так описывали монастырский собор: «...здание запущено, иконостас разобран, решетки в окнах выломаны». Разместившийся в соборе Музей-институт истории химии ВСНХ требовал сноса крылец, куполов и барабанов, «изменения фасадов для придания гражданского облика», расширения окон, закраски всей живописи, устройства котельной в усыпальнице, разборки на кирпич 2 верхних ярусов колокольни. ЦГРМ разрешили снять купола храмов, изменить фасады и устроить котельную. В апр. 1931 г. сектор науки Наркомпроса РСФСР разрешил снос колокольни. Однако она не была разобрана. В 1936 г. между собором и одноэтажными келейными корпусами, на месте разоренного некрополя, было построено 4-этажное здание школы 420.

http://pravenc.ru/text/2564212.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010