Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть IV. На Омско-Тюменской кафедре 24.01.2022 1262 Время на чтение 15 минут Фото: из архива автора   Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война Часть II.2. Война Часть III. Духовное золото Колымы   Продолжаем публиковать очерки о жизни архиепископа Вениамина (Новицкого) (1900 – 1976). В данном материале приоткрывается малоизвестная «омская» страница его жизни. С 22 ноября 1956 года по 12 февраля 1958 года Владыка Вениамин был правящим архиереем на Омско-Тюменской церковной кафедре. Этот период был краткосрочным (14,5 месяца), но очень важным. В 1940-50-е годы Русская Церковь значительно усилилась консервативными и прошедшими испытания архиереями. Вышли из заключения и вернулись из эмиграции православные епископы, архимандриты, представители монашества, белого духовенства. Многие из этих людей, преодолев все невзгоды и испытания веры, достойно стали правящими архиереями и настоятелями храмов в СССР . Владыка Вениамин, выйдя из лагерей Колымы, был представителем такой группы духовенства. Наступил период духовного укрепления Церкви перед эпохой новых хрущевских гонений и испытаний. Осенью 1956 года Владыка Вениамин пребывал в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где служил Божественную литургию со святителем Афанасием (Сахаровым), прославленным ныне Церковью в лике святых. Молитвенная связь владыки Вениамина со святителем Афанасием продолжилась, мы видим это из писем и знаем, что они оба общались с людьми (духовенством) из одного круга. И для святителя Афанасия и для владыки Вениамина достаточно близким человеком был архиепископ Симон (Ивановский) – однокашник владыки Афанасия по Московской духовной академии и архиерей Украинс кой автономной церкви, с ним владыка Вениамин был близок еще с 1930-40-х годов. Через этих архиереев епископ Вениамин познакомился и подружился с митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), который, отбывая срок заключения в Дубровлаге, переписывался и сдружился со святителем Афанасием.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ Мелетий (Заборовский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1912 г. Мелетий (Заборовский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1912 г. (Заборовский Михаил Васильевич; 7.07.1868, с. Гилевское Тюменского у. Тобольской губ.- 6.04.1946, Харбин, Китай), митр. Харбинский и Маньчжурский. Из семьи священника. В 1889 г. окончил Тобольскую ДС по 2-му разряду. 8 окт. того же года рукоположен во иерея к Петропавловской ц. с. Битюковского Ялуторовского у. Тобольской губ. 9 апр. 1891 г. переведен священником к Троицкому храму Тавдинской слободы Тюменского у. (ныне с. Н. Тавда Тюменской обл.). В том же году овдовел. В 1894 г. сдал экзамены в Тобольской ДС на звание студента и в 1895 г. поступил в КазДА. Во время учебы, в 1898 г., был пострижен ректором академии Чебоксарским еп. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) в монашество с именем Мелетий. Согласно нек-рым сведениям, студентом во время проводимых у родных каникул случайно встретился с Г. Е. Распутиным, по словам к-рого беседа с ним М. серьезно повлияла на его духовное состояние. Впосл. Распутин ссылался на давнее знакомство и землячество с М., чтобы поднять свой авторитет среди сибир. духовенства. В 1899 г. М. окончил КазДА, был удостоен звания кандидата богословских наук за соч. «О подвижничестве: по произведениям еп. Игнатия (Брянчанинова)». Получил назначение помощником смотрителя Сарапульского ДУ. В 1900 г. переведен заведующим Бийским катехизаторским уч-щем Алтайской духовной миссии . В 1904 г. возведен в сан архимандрита. В 1906 г. назначен ректором Томской ДС. В связи с учреждением 17 окт. 1908 г. Барнаульской викарной кафедры М. был назначен епископом Барнаульским, викарием Томской епархии. Архиерейскую хиротонию М. 21 нояб. 1908 г. в Томске возглавил Томский архиеп. свт. Макарий ( Невский ; впосл. митрополит). Пребывал в томском во имя Алексия, человека Божия, мужском монастыре . 23 февр. 1912 г. назначен правящим епископом Якутской и Вилюйской епархии.

http://pravenc.ru/text/2562836.html

Тюмень. Кафедральный собор иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Тюмень. Знаменский кафедральный собор Каменная церковь Знамения Божией Матери была заложена 21 сентября 1768 г. на месте ранее сгоревшей и деревянной церкви того же имени с приделом во имя святителя Иоанна Златоуста. Придел был отстроен в 1775 г. и освящен настоятелем Тюменского Троицкого монастыря архимандритом Софронием. Саму церковь, из-за нехватки средств, сооружали на протяжении 30 лет. 9 сентября 1801 г. игуменом Маргаритом был освящен главный Знаменский престол. По завершению строительства в 1801 г. церковь представляла собой «корабль» с небольшим зимним приделом (сама церковь в то время была холодной), выполненном в стиле «сибирского барокко». В декабре 1850 г. был утвержден план реконструкции Знаменской церкви, предусматривавший расширение и переделку ее из «холодной» в теплую. По этому плану церковь должна была стать двухпридельной. Реконструкция производилась на средства тюменского купца-мецената И.В. Иконникова. Во время реконструкции здания церкви в 1851-1862 гг. северный придел был разобран, построен южный во имя святителя Иоанна Златоуста, который сгорел в конце XIX века. Одновременно с реконструкцией Знаменской церкви (1851-1862 гг.) был высажен сад в церковной ограде. В 1880 году деревянный пол в церкви был заменен чугунным. В 1901 году на средства екатеринбургского купца-мецената М.И. Иванова были пристроены два придела к Знаменской церкви – в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы и свт. Иоанна Златоуста. На пожертвования же купца М.И. Иванова в 1904 г. пристроен к церкви еще северный придел – Никольский. В этом же году было закончено сооружение купола над трапезной и на один ярус увеличена колокольня. В таком виде здание церкви сохранилось до наших дней. Знаменская церковь (8 сентября 1913 г. переименована из приходской церкви в соборную). Сейчас Знаменский собор представляет хотя и сложное, но целостное сооружение, очень интересный образец русского барокко в Сибири. При Знаменской церкви действовало приходское церковное училище.

http://sobory.ru/article/?object=00959

Тюмень. Троицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в городе Тюмени. Основан в 1616 году. При нем школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Тюменский Троицкий монастырь находится на краю Ямской слободы города Тюмени, с северо-восточной его стороны, на высоком крутом берегу реки Туры. Место над монастырем составляет четырехугольную площадь. С трех сторон монастырь обнесен каменной стеной с двумя воротами: одни главные с южной стороны, с башнею над ними, другие на северной стороне ограды. В юго-западной части ограды имеются углубления в половину толщины стены; полагают, что углубления эти сделаны с боевой целью, для защиты монастыря, при слухе о приближении к Тюмени Пугачева, или его бунтовавших приверженцев. С восточной стороны монастырь загорожен деревянным заплотом по той причине, что бывшая на этой стороне каменная стена уничтожилась от подмыва горы рекою Турою, которая и ныне очень вредит монастырю во время весеннего полноводия, в совокупности с ключами, вытекающими из-под горы на пространство всего берега, занимаемого им. При взгляде на внутренность монастыря, взору представляется стоящий по середине ограды 5-главый Троицкий храм; около алтаря и по сторонам его (преимущественно с южной) несколько братских и мирских могил, обнесенных решетчатым небольшим полисадником. К западу от Троицкой церкви, по направлению к настоятельскому корпусу, проведены деревянные тротуары и вдоль их аллея из лип и кустарников. От монастыря открывается красивый вид на заречную часть города, да и сам монастырь представляет прекрасный ландшафт со стороны, особенно из-за реки Туры. Монастырь основан в 1616 году монахом Нифонтом, из Раифской пустони. К Нифонту начала собираться понемногу братия, с которою он питался трудами, обрабатывая землю, пожертвованную городскими жителями. В 1622 году игумен Сергий для содержания монастыря с братиею исходатайствовал два рыболовных места и построил первую деревянную церковь во имя Преображения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=00957

Рафайлово. Рафайловский Троицкий монастырь. /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Рафайловский мужской Свято-Троицкий монастырь был основан старцем Рафаилом в 1645 г. Практически все документы о его основании и о самом старце сгорели во время пожара в г. Тобольск, поэтому в настоящее время имеются лишь фрагментарные сведения. Предположительно, старец Рафаил пришёл на это место из Казани (напрямую, либо пробыв некоторое время в Тюменском Свято-Троицком монастыре). К тому времени старец Рафаил был уже в великой схиме, что предполагает, помимо духовности, немалый возраст старца. Практически сразу же было подано прошение об основании на этом месте мужской обители, не исключено, что и пришёл он сюда по указу архиерея с этой же целью. Как гласит народное предание: «Плыл старец с двумя послушниками на лодочке по Исети в поисках пустыньки, а как поравнялся с тем местом, где речка Ялынка впадает в Исеть, явился ему образ Казанской Божией Матери, и повелела ему Царица Небесная основать здесь обитель в честь Святой Троицы. Было это на высоком берегу. Потому и назвал старец монастырь Высоцким Троицким, а Рафаиловым уж потом добавили, когда старец почил». Дата кончины старца, к сожалению, не известна, скорее всего это произошло через несколько лет после основания монастыря (тогда ещё небольшой пустыни). После кончины старца Рафаила иноки покинули это место, и только в 1657 г. приходит сюда новый строитель Филарет с братией, и в июле того же года отправляет царю челобитную о передаче монастырю пашенных земель, земель для выгона скота и покоса. Прошение было удовлетворен, и в том же году пустынь переросла в большой мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы. В 1740-х годах при монастыре была основана школа церковной грамотности митрополитом Антонием (Нарожницким), в которой в 1748 году было семь учащихся. В школе преподавались чтение, письмо и катехизис. Как и подавляющее большинство храмов, Рафаиловский монастырь был деревянным, а потому неоднократно горел. И в 1761 г. по инициативе купца Василия Познякова начинает строиться каменный монастырь. Василий Поздняков также построил кирпичный дом, который предназначался как для проживания купца с семьей, так и для размещения в нем лавки. Но по окончании стройки этот дом купец отдал под школу для детей церковнослужителей. Так в качестве школы просуществовало это здание до сороковых годов двадцатого века (это единственное здание монастыря, сохранившееся до настоящего времени; сейчас православная община села Рафайлова организовала в этом здании молельный дом в честь преподобного Андрея игумена Рафаиловского).

http://sobory.ru/article/?object=58419

Тюмень. Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Тюменский мужской монастырь основан как Преображенский по указу царя Михаила Федоровича в 1616 году монахом Казанской Раифской пустыни Нифонтом на краю Ямской слободы Тюмени, на крутом берегу реки Туры. В 1622 году была освящена деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь, которая сгорела во время большого пожара. Поначалу монастырь не имел угодий. Первые насельники обрабатывали жертвуемые монастырю земли и этим питались. Только в 1659 году во владение обители поступили рыбные угодья по реке Туре, озеро Щучье, сенные покосы и пахотные земли, а в 1662 году указом царя Алексея Михайловича все эти владения закреплены за монастырем. Назначенный на Тобольскую кафедру в 1702 году митрополит Филофей (Лещинский) стал ходатайствовать перед Петром I о постройке каменного монастыря как центра миссионерства и борьбы с раскольниками. Разрешение было получено 14 декабря 1706 года. Указ царя предписывал тобольскому воеводе князю Черкасскому отпустить монастырю тысячу рублей из тобольских доходов, кирпич делать самим (ссыльными людьми), лес и дрова возить пригородным крестьянам, а верхотурским крестьянам сплавить четыре струга белого камня. Для контроля за обеспечением каменного строительства материалами прибыл из Тобольска приказной человек А.И. Иконников. К началу каменного строительства монастырь был переименован в Троицкий. Через девять лет в основном было завершено возведение двух каменных церквей - собора Живоначальной Троицы и храма Зосимы и Савватия, переименованного позже в церковь Сорока мучеников. К 1741 году закончено строительство каменной монастырской ограды, настоятельского корпуса и колокольни церкви Петра и Павла. В 1739 году были сооружены двухэтажные настоятельские покои в одной связи с оградой, с кладовыми под ними двумя палатами. Скромность архитектуры вполне соответствует назначению этого здания как жилого дома настоятеля монастыря. Также скромно решен интерьер дома. Окна открывали великолепные виды на Ямскую слободу с одной стороны и на монастырский двор с тремя громадными церквами в нем.

http://sobory.ru/article/?object=05565

В XVII веке в городе Тюмени существовал женский монастырь под названием Ильинского. Но так как документы, относящиеся к истории этого монастыря, не восходят далее 1625 года, то, конечно, относительно времени его основания могут существовать только более или менее вероятные догадки. Самое первое предположение о происхождении данного монастыря принадлежит г. Миллеру. В качестве “вероятной догадки“, Миллер высказал, впрочем, не совсем решительно, что “начало онаго монастыря или, по крайней мере, совершенное учреждение“ его должно приписать архиепископу Кипрану 1 . Но если Миллер не решился считать архиепископа Киприана за несомненного основателя Ильинского монастыря, то позднейшие местные исследователи Тобольской церковной старины стали категорически заявлять, что Тюменский Ильинский монастырь обязан своим происхождением не кому другому, как именно архиеп. Киприану 2 . Но помимо этих догадок существует еще иное предположение, высказанное проф. П.Буцынским. По мнению Буцынского, основание Ильинского монастыря относится не ко времени архиеп. Киприана, а к началу XVII века. Вот какие соображения но этому предмету высказывает проф. Буцынский. В 1600 году тюменские жители подавали царю Борису Годунову челобитную о дозволении им строить в Тюмени церковь в честь Бориса и Глеба с приделом св. пророка Илии. Но испросивши разрешение построить двухпрестольную церковь , они построили только однопрестольную в честь Илии пророка. Затем в1601 году в Тюмень был прислан “черный поп“ Никон. “Он-то, вероятно, и положил начало Ильинскому монастырю при вышеупомянутой церкви“, говорит Буцынский. По мнению Буцынского, Ильинский монастырь был древнее Троицкого (или, по-прежнему, Преображенского) мужского монастыря, основанного монахом Нифонтом в 1616 году, так как, по словам Буцынского, “невозможно предположить, имея ввиду русские обычаи, чтобы в Тюмени до основания Троицкого монастыря, т. е. до 1616 года, не было никакого монастыря; вероятнее всего, что Ильинский монастырь начал свое существование с построением церкви во имя пророка Илии и с прибытием в Тюмень монаха Никона“.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Юргинское. Церковь Троицы Живоначальной и Трех Святителей. Церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей , Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1897. Архитектор:Б. Цинке Адрес: Россия, Тюменская область, Юргинский район, с. Юргинское, ул. Ленина, 71 Координаты: 56.818169, 67.394257 Проезд:автобусом с автовокзала г. Тюмени, маршрут 751, 798 до с. Юргинское или поездом от ст. Тюмень до ст. Омутинское, далее маршрутное такси до с. Юргинское. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая деревянная церковь в селе Юргинское была построена в 1800 году «тщанием прихожан», как указывается в «Ведомостях о церкви Святыи Живоначальные Троицы Ялуторовского уезда Юргинского села за 1852 год». В 1852 году в селе Юрга вновь была перестроена, поставлена на каменный фундамент и освящена деревянная двухпрестольная церковь во имя Святой Троицы и Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В начале XX века деревянный храм был разобран, перевезен и вновь поставлен в деревне Володино, где после революции полностью разрушен. В 1897 году архитектором Б. Цинке был разработан проект каменной двухэтажной церкви. К 1904 году силами и усердием прихожан и купца 1-ой гильдии А. Кузнецова была выстроена и освящена каменная церковь, как и прежняя, во имя Святой Троицы и Трех Святителей. Старые люди рассказывали, что на строительство церкви собирали яйца со всех деревень, а кирпичи с кирпичного завода на телеги не грузили – передавали из рук в руки. Строительством храма в то время руководил зодчий Зорин, уроженец деревни Хмелевка. Еще юношей он ушел в европейскую часть России, чтобы обучиться мастерству строительства храмов. На 1904 год в приход Свято-Троицкой церкви входили деревни Палецкая, Колычева, Володино, Ахмыцкая, Заворуева, Хмелевка, Боровый Выселок. Прихожан насчитывалось около 6000 человек. Штат Свято-Троицкой церкви состоял из двух священников, одного диакона, двух псаломщиков. По документам удалось восстановить имена священнослужителей и служителей церкви. В скобках указываются даты документов, в которых о них упоминается.

http://sobory.ru/article/?object=25194

В Тобольской епархии открываются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих 5 декабря 2022 г. 15:53 28-30 ноября 2022 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) Тобольскую епархию посетила выездная экспертная группа. В состав выездной комиссии вошли: председатель — заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Научно-методического совета, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников) ; кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы монахиня Анувия (Виноградова); помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского монастыря монахиня Феонилла (Харченко). Комиссию в поездке по монастырям сопровождали руководитель курсов для монашествующих Тобольской епархии, проректор по научной и учебно-методической работе, доцент Тобольской духовной семинарии иеромонах Варлаам (Горохов) и ректор Тюменского духовного училища протоиерей Михаил Безукладников. 28 ноября выездная экспертная комиссия прибыла в Богородице-Рождественский (Ильинский) женский монастырь г. Тюмени. Членов комиссии встречала настоятельница монастыря игумения Нина (Схулухия). В архондарике обители председатель выездной экспертной комиссии провел с игуменией и слушательницами курсов беседу о цели и задачах реализуемого стандарта базовой богословской подготовки монашествующих. На встрече присутствовали все насельницы монастыря, а также преподаватель курсов, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Тюмени архимандрит Зосима (Горшунов). После беседы с матушкой и сестрами состоялась проверка библиотечного фонда основной литературы для курсов и материально-технической базы данной учебной площадки. Игумения Нина (Схулухия) рассказала членам комиссии об истории и возрождении монастыря, показала храм обители, вид на реку Туру и памятник Царственным страстотерпцам.

http://patriarchia.ru/db/text/5983013.ht...

Верхотурский уезд Балакинское село . Покровская церковь . Балакинское село, расположенное в 150 в. к северу от Екатеринбурга и в 12 в. от станции Пермь-Тюменской ж. д. «Лая», на берегу речки Тагила, принадлежит к древнейшим поселениям восточного склона Урала. По преданию, первый поселенец в этом месте, какой-то старик Балакин, встречал хлебом-солью Ермака, плывшего по Тагилу для переправы в р. Туру. В настоящее время жители села и деревни Ясьвы занимаются земледелием и углежжением для ближайших заводов. Благодаря обилию хвойного леса, покрывающего склоны гор, климат довольно хороший. Почва глинистая и каменистая, местами чернозём. Первые поселенцы были сплошь раскольники. С 1745 года у них была часовня, впоследствии перешедшая к единоверцам. Единоверие здесь появилось в начале 30-х годов XIX ст., и сделало большие успехи, так что в 1844 г. не было здесь уже ни одного раскольника. Сначала единоверцы принадлежали к Св.-Троицкому Нижне-Тагильскому приходу, а с 1845 года в Балакине был открыт самостоятельный приход. Часовня была возобновлена в 1852 году, в 1867 году перестроена в церковь , которая сгорела до основания в 1888 г. После этого приход был снова приписан к Св.-Троицкой церкви, и отделён в самостоятельный уже только в 1895 г., 28 февраля. Храм вместо сгоревшего начат был постройкою в 1889 году, и освящён 2 июля 1890 года. В приходе существуют две часовни: в Лайском заводе, бывшая раскольническая, перешедшая к единоверцам в 1847 г., деревянная и очень ветхая; и в д. Ясьве, устроенная в 1859 г. во имя Св. Николая Чуд., тоже деревянная. С давних времён совершается крестный ход по полям 20 июля. Прихожан в настоящее время числится при церкви 906 м. п. и 912 ж. п. Висимо-Шайтанский завод . Николаевская церковь . Раскольники жили в селении ещё до постройки завода. По местному преданию, ещё во времена патр. Никона поселился здесь раскольник Ал. Лазарев. В 1808 г. ими была построена часовня на усадьбе Огибенина, которая в 1848 г. по Высочайшему повелению передана была епархиальному начальству для устройства из неё единоверческой церкви. В 1857 г. она была перенесена на другое место, и обращена во временную церковь , причём вместо престола стоял аналой. До этого же времени в приходе, открытом ещё в 1851 г., церкви не было. В 1873 г. на средства прихожан, при помощи Демидовых и Верхотурского земства, построен был новый деревянный храм, освящённый в 1876 г. во имя Св. Николая Чуд. Прихожан, живущих в Висимо-Шайтанском, Висимо-Уткинском заводах, в деревнях Ближней и Дальней Галашках и Усть-Уткинской пристани числится 1 102 м. п. и 1 080 ж. п., раскольников 294 м. п. и 298 ж. п. При храме имеется дом для причта и здание церковной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010