22. Патриарх позвал к себе отдельно лучших из архиереев, собранных в Городе, чтобы готовиться к Собору. Приготовил он их к отбытию без того, чтобы посоветоваться с ними либо раньше, как то подобало, либо сейчас, стоит ли и все ли согласны идти к латинянам и состязаться о догматах. Ни архиереи не просили [Патриарха] посоветоваться с [ними] и узнать, будет ли это к пользе нашей Церкви. Если бы они, будучи лучшей частью синода и обладая большей властью как по состоянию, так и по чину своему, искали совета относительно этих дел, то могли бы и мы привнести необходимое. Но поскольку братья не искали совета своего брата, то как сыны искали бы совета отца? И если братья следовали, то по необходимости последовали и сыны, будучи душой несогласны, как говорит поэт 114 , а вернее сказать – последовали за пастырем как бараны. 23. Тогда были рукоположены и архиереи: кир Марк – Эфесским, кир Дионисий – Сардским и кир Виссарион – Никейским, чтобы им по преимуществу [сана] принимать участие в Соборе. А из архиереев те, которых избрал Патриарх и которые были на Соборе, суть следующие: Эфеса, Трапезунда, Ираклии, Кизика, Сард, Никомидии, Никеи, Тырнова, Монемвасии, Лакедемона, Амасии, Митилины, Ставрополя, Молдовлахии, Родоса, Маленика, Драмы, Ганка, Драстры, Анхиала. Пришел туда и [митрополит] Росии с одним епископом 115 . Так, эти отправились в путь и присутствовали на Соборе. Остальных созванных и пришедших в Константинополь архиереев Патриарх оставил здесь, не сказав им, ради чего они призваны и почему они не пойдут вместе с ним, и не попросив их высказать свое мнение о предстоящем. 24. Из архонтов Церкви 116 [пошли] великий сакелларий 117 , великий скевофилак 118 , великий хартофилак 119 , великий экклезиарх (который и пишет это), протекдик 120 , номофилак 121 и почти все остальные архонты оффикия, кроме иеромнимона 122 , держимого здесь многодневной и сложной болезнью. Из иеромонахов – духовник кир Григорий, игумен [монастыря] Пантократора, игумен Калеи, игумен [монастыря] Святого Василия, иеромонах кир Пахомий, иеромонах кир Моисей из Лавры, иеромонах кир Дорофей из Ватопеда. Они наполняли Собор от лица Восточной церкви – и не более. Присутствовали и другие архонты Церкви, как было сказано, певчие и почти весь клир и некоторые иеромонахи и монахи. Итак, этих и других призвал Патриарх, одних лично, других – опосредованно, готовиться с честью и властью к отправлению в Италию, как это было угодно императору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

152; ср.: 40, с. 127]. В молодости Феодор – так звали в миру Феодосия, руководствуясь высшими запросами духа, отправился в Видинский монастырь святого Николая, называемый Арчар, где принял постриг от игумена Иова. Через некоторое время с целью “исправите добродетельное житие” он оставил Арчар и поступил в Тырновский монастырь Пресвятой Богородицы, находившийся на холме в предградии Тырнова, называемом Святая гора. Здесь он “паче иных изначала ведомейший был царю Иоанну Александру” л. 3]. Но и в этой обители Феодосии подвизался недолго. Желая “что больше обрести”, то есть достигнуть более высоких ступеней совершенствования, и ища богопросвещенных наставников и руководителей, он обошел несколько монастырей, пока не услышал, что в Парории поселился со своими учениками чудный учитель внутреннего делания. Феодосии с надеждой устремился к нему. Преподобный Григорий Синаит с радостью принял его, провидя в нем будущий светильник не только Болгарии, но и всего православного мира. Он преподал ему первые уроки умного делания. Феодосии всецело предал себя руководству святого Григория и во всем “во след учителю последоваше, и сице духовного пития насыщен бе, якоже некий телец свою матерь ссавый и от нея присно напаяние приемля, сице вем и сей образом от божественныя оныя души напаяем бяше, и сице творя не престаже”. Святой Григорий, видя ревность ученика, научил его “добре и зело художне, не точию новоначальное и обычное житие, но и действительное, и зрительное, о нем же от десна и от лева брань творят бесы, научи того яве” л. 3]. Приход Феодосия в Парорию относится ко второму поселению преподобного Григория в этой пустыни, то есть к первому десятилетию правления царя Иоанна Александра. Великий делатель безмолвия научил Феодосия своему методу подвижничества и духовной брани. Под его руководством Феодосии прошел все степени монашеского духовного роста: начал с простейших упражнений и достиг высот Божественного созерцания. Когда преподобный увидел, что Феодосии благодатью Божией, восходя от силы в силу, от добродетели к добродетели и “по малу восхождение в сердце приемлюща”, возрос в меру уединенного подвига, “единому токмо повеле в келлии безмолвствовать, яко да искус прием бесовский” л.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Появились в Нимфее крупные перебежчики из Конии, так, двое братьев родом с Родоса, приближенные к султану и богачи, убежали к Палеологу со всеми своими сокровищами. Михаил их принял ласково и пожаловал им высокие звания. Скоро и сам султан, спасаясь от монголов Хулагу, прибыл в Нимфей со всей семьей, матерью-христианкою и с несчетными богатствами. Почет ему был оказан: оставлены его телохранители-турки, предоставлено носить красные сапоги и сидеть рядом с императором на приемах; однако ради верности семью его послали в Никею, а самого султана Палеолог не отпускал от себя. Помощи против монголов Изз ад-дин не получил. С монголами греки связываться боялись. Про татар ходили слухи в народе, будто они людоеды и чудовища с песьими головами (старинный мифический образ в Троаде и Вифинии, живучий и в византийское время, отразившийся на местных рельефах). Границы же хорошо оберегались пограничниками и крепостями еще со времен царя Ватаци, и на мелкие стычки с татарами в пограничной полосе никто не обращал внимания. Были, однако, и черные тучи. С Болгарией отношения ухудшились. При последнем Ласкаре Болгария была слаба. Среди смут после умерщвления Михаила Асеневича и Калимана политический центр страны перемещается из Тырнова в Софию. Около 1257 г. бояре возвели на престол Константина Тиха, по матери серба, внука св. Стефана Немани, а по отцу – из рода Тихомиров, магнатов из-под Скопле. Его двоюродный брат севастократор Калоянн рядом с Софией создал (1259) ценнейший памятник искусства в Болгарии XIII в. – церковь Боянскую с фресками. В сохранившейся ктиторской надписи Калоянн именует себя внуком сербского короля Стефана Немани. Он, вероятно, происходил от дочери Стефана, выданной за Стреза Просекского. Родопские и македонские магнаты начали играть в Болгарии первую роль. Тырнов уступил место Западу. Сохранились превосходные ктиторские фрески в этой церкви (не считая позднейших, от 1346 г. – боярина Алдимира, сына воеводы софийского Витомира, и от XV – XVI вв.). Они изображают Калоянна с женою и царя Константина Тиха с супругою, царицей Ириной, дочерью Феодора II Ласкаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

8. Так вот, поскольку дела и истина находятся в таком состоянии, ни один человек — ни из нашей церкви, ни из Римской — не сможет сказать, что стремится к единству больше меня. Ибо едва ли не с той поры, как на свет появился и увидел солнце, я охвачен стремлением и желанием увидеть единство Церкви. Не случилось же этого, я полагаю, потому, что все время — с того момента, как разделение Церкви сделалось всеобщим, и доныне — вы подходите к вопросу объединения не как друзья и братья, а наставнически, самовластно и как если бы вы были господами, заявляя, что ни мы, ни вообще кто-либо из людей не может иметь взгляды, отличные от того и противоречащие тому, что папа говорит или же скажет, поскольку он является наследником Петра и говорит то же самое, что и Христос, но что мы должны выслушивать его слова, склоняя сердца и головы, как если бы они исходили от самого Христа. 9. Так вот, знай, архиерей, что пока подобное мнение держит у вас верх, воссоединить Церковь невозможно. Но если ты хочешь, чтобы была общая польза, послушайся моего совета и не сочти меня человеком гордым и хвастливым. Мы, полководцы, когда собираемся выступить в поход и вторгнуться в землю наших врагов, следуем не только своему мнению, но пользуемся и советами солдат, находящихся на границе, которых мы зовем глазами войска, и хотя по знаниям очень от них отличаемся, принимаем их мнение — как специалистов и людей, имеющих сведения о прилегающих к границе районах. Поскольку я опытнее тебя в здешних делах, прими мой совет. Состоит он в следующем. 10. А именно: надо, чтобы состоялся кафолический и вселенский собор, на который собрались бы в Константинополь архиереи, находящиеся под властью вселенского патриарха — и те, которые близко, и те, которые далеко пребывают, как-то: митрополит России с несколькими его епископами, митрополиты Трапезунда, Алании, Зихии также другие патриархи: Александрии, Антиохии и Иерусалима, а кроме того — католикос Ивирии, патриарх Тырнова и архиепископ Сербии; — собор, на который и папа прислал бы своих представителей, согласно с установленными издревле порядком и обыкновением. И когда они соберутся, надо, чтобы они с любовью Всесвятого Духа и братским расположением исследовали существующие причины конфликта между нами и вами. И если так будет, я уверен, что Бог не скроет от нас Свою святую волю и истину.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

Относительно кончины Г. Н. существовала версия, что он умер в Григориате, вернувшись туда из Сербии, а его мощи после пожара 1761 г. серб. монахи перенесли в Горняк (см.: Gruji ). Но более правдоподобно предание мон-ря Горняк, согласно к-рому он скончался в этом мон-ре в 1380 г. и был похоронен в Никольской ц. у сев. стены в гробнице из плитняка, к-рая в 1932-1933 гг. была зацементирована. В наосе церкви ранее была решетка, через к-рую можно было заглянуть в гробницу. В истории местонахождения и почитания мощей Г. Н. много неясного. Об их пребывании с нач. XVI и до кон. XVII в. в мон-ре Орешковица упоминает прот Афона Гавриил (см. ст. Гавриил , имя 2 серб. книжников//ПЭ. Т. 10. С. 206) в Житии Нифонта II, патриарха К-польского (см.: 1967. С. 195). С 1733 г. гробница Г. Н. вновь упоминается в Горняке, с 1771 г. мощи фигурируют как «погребенные в земле» в мон-ре Войловица (см.: Jycmuh архим. С. 258), а к кон. XVIII в. вновь вернулись в Горняк. Их перенос в Войловицу мог быть связан со «Вторым переселением сербов» на земли Австрийской империи в 1738 г. Не исключено, что в Войловице находились мощи др. соименного подвижника-исихаста. Из записи, сделанной 21 июня 1861 г. на Минее служебной в Горняке, следует, что эта книга была приобретена на деньги, найденные рядом с гробницей Г. Н. О том, что в 1900 г. игум. Савва переложил мощи святого из гробницы в ковчег (размером 82×34 см) со стеклом в середине, свидетельствует надпись на ковчеге. Во время второй мировой войны он временно хранился в соборе г. Пожаревац. В 1977 и 1979 гг. иноки Горняка подарили 2 частицы мощей (часть главы и палец) мон-рю Григориат, о чем мон. Герасим Микраяннанит составил службу. Анализ Жития св. Ромила, написанного Г. Н., показывает, что автор имел хорошее образование, но не светское, а полученное у учителей-исихастов, знал греч. и слав. языки. Стиль и способ изложения Жития имеют сходство со стилем и способом изложения Житий преподобных Григория Синаита и Феодосия Тырновского, автором к-рых был К-польский патриарх Каллист I . По словам Г. Н., он составил Житие в память об учителе и по обету о неоскудении духовного семени, данному им прп. Пахомию Великому. В конце он приводит правила подвижнической жизни иноков, к-рые соответствуют учению прп. Григория Синаита о 3 душевных силах, данных Богом человеку для спасения (словесной, яростной и желательной), и к-рые должны использоваться иноками по естеству, но в угоду Божию для борьбы со страстями и внушениями (прилогами). Г. Н. также приводит сведения по истории южнослав. монашества того периода, сообщает о тур. вторжениях в Византию, о нападении турок на Парорийскую обитель, о ее запустении, описывает природу, климат, нек-рые части Парории и Тырнова.

http://pravenc.ru/text/166854.html

Гремяки. Церковь Космы и Дамиана. Космодамианская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Космы и Дамиана Римских Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:приблизительно 1886 - 1917. Адрес: Рязанская область, Пронский район, Малинищинское с/п, с. Гремяки Координаты: 54.333983, 39.625663 Проезд:из Рязани по дороге Рязань - Скопин, через 38 км поворот налево. Сразу после въезда с трассы в село свернуть налево на Молодежную улицу и двигаться до упора, потом повернуть направо - уже будет видно церковь. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 26 верстах от уездного города. Село Гремяка лежит по правую сторону большой дороги, идущей из Пронска на Рязань. В 1633 году Гремяка  вместе с пустошью Чулковой и сельцом Переладниковым пожертвована была  боярином  Федором Ивановичем Шереметевым Кирилло-Белозерскому монастырю. В качестве села Гремяка значится в межевых книгах 1651 г., где она описывается так: « Того ж Кирилова монастыря село, что бывала преж сего пустошь, Гремяка на речке Гремячке, а в селе церковь св. муч. Космы и Домьяна, а в церкви деисусы месные образы и ризы и книги и колокола строенье монастырское, да на той же монастырской земле двор попа Василья, двор монастырской  да  крестьянских 11 дворов, людей в них 40 человек да 8 дворов бобыльских, людей в них 19 человек. Пашни пахотной и перелогу добрые земли 225 четвертей в поле, да примерно в той вотчине в селе Гремяке сверх приправочных книг 30 четвертей в поле; а писана та вотчина за Кириловым монастырем по приправочным книгам князя Ивана Львова 1627-28 года». По окладным книгам 1676 г. при Космодамианской церкви упоминаются  «двор попов, двор дьячка, двор пономарский  и двор просфирницын, церковной пашни 10 четвертей в поле, сенных покосов на 20 копен». В приходе, состоявшем из с. Гремяки и деревни Егольниковой, значится двор монастырский, в котором жил приказчик, 90 дворов крестьянских, 9 дворов бобыльских, а всего 104 двора. Из досмотра с. Богородицкого попа Евстратия с окольными священниками от 15 октября 1712 г. видно, что власти Кириллова монастыря большую часть крестьян из с. Гремяки свели на житье в степные места – в Керенский уезд, у Космодамианской церкви остался только двор дьячков, 20 дворов крестьянских и 5 бобыльских, бывший при той церкви поп Иван за скудностью прихода  по указу архиерейскому в октябре 1710 года отпущен жить в степные места. А так как Космодамианская церковь «вельми  ветха и священнику служить в ней не мочно» было, а прихожанам за скудностью и малолюдством вновь строить церкви нечем, то Космодамианский приход для данного платежа приписан и со святынею в него входить велено села Тырнова попам Евтихию и Еремею.

http://sobory.ru/article/?object=17488

При этом тропарники большинства ранних серб. списков Иерусалимского устава 1-3-й четв. XIV в. (Никодимов типик 1319 г. (погиб в пожаре в 1941; см.: Типик архиеп. Никодима/Уред.: Л. Београд, 2004-2007. 1-2), Романов типик 1331 г. ( Р. Романов типик//ЗбМСД. 1956. Св. 13/14. С. 47-59), Ковинский 1-й пол. XIV в. (Белград. Архив САНУ. 294), Хлудовский 1356-1371 гг. (ГИМ. Хлуд. 122), Шафариков 60-х гг. XIV в. (Прага. Народный музей. IX F 23), Севастьяновский ок. 1372 г. (РГБ. Ф. 270. II, 27/М. 1458) и др.) эти песнопения не содержат; наиболее ранний пример включения памяти И. Р. в Устав церковный представляет т. н. Симеонов типик 3-й четв. XIV в. (Загреб. Б-ка нац. ун-та, R 4068; см.: Mo š in V. irilski rukopisi i pisma Nacionalne sveuilišne biblioteke u Zagrebu//Radovi Staroslovenskog insmimuma. Zagreb, 1964. Knj. 5. S. 19). Вместе с тырновской редакцией стишного Пролога во 2-й пол. XIV в. в Сербии получает распространение и проложное Житие И. Р. Старшие списки содержатся в сербских стишных Прологах 3-й четв. (Черногория. Монастырь Николяц. 34; см.: Петков Г. Бугарска пролошка жumuja у српским рукописима стиховног пролога//Словенско Зб. проф. Београд, 2001. С. 159-175) и посл. четв. (Македония. Прилеп. ц. Благовещения. М-3; см.: Словенски ракописи во Makeдohuja. Ckonje, 1971. Кн. 1. С. 195, 206. 97) XIV в. Свидетельством роста почитания И. Р. в Сербии во 2-й пол. XIV - нач. XV в. (не позже 20-х гг. XV в., возможно, после османского завоевания Тырнова) является изменение молитвенного обращения в заключительной части проложного Жития, куда наряду с болгарами включаются и сербы (см.: Сръбска средновековна «слава» на балкански и южнослав. светци//Старобългарска лит-ра. София, 1983. Кн. 14. С. 88-89). Вероятно, в это же время в серб. книжность проникает и пространное Житие И. Р. в редакции патриарха Евфимия. Старший список находится в составе минейного Торжественника, переписанного по повелению патриарха Сербского Никона дьяком Андреем в 1425 г. (София. ЦИАМ. 182). В 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Ко 2-й пол. XV - нач. XVI в. относятся еще 2 проложных Жития, включенные в качестве синаксарных чтений на 1 июля (в честь перенесения мощей из Тырнова в Рильский мон-рь). В Первом рильском стишном житии 2-й пол. XV в. (Болгария. Б-ка Рильского мон-ря. 2/20) рильский мон. Спиридон, возможно создатель кодекса, скомпилировал рассказы о посмертных чудесах святого, упоминаемые у Димитрия Кантакузина и Владислава Грамматика, сопроводив их эпиграммами в подражание др. текстам стишного Пролога ( Христова. 1981. С. 311-319). Второе рильское стишное житие, сохранившееся в единственном списке в рукописном стишном Прологе 1636 г. из Этропольского мон-ря , по мнению открывшего его Б. Райкова, было составлено в Рильском монастыре ок. 80-х гг. XV в. ( Райков. 1970). Оно кратко рассказывает о перенесениях мощей И. Р. из Средеца в Тырново и в Рильский монастырь и также сопровождается стихами. Гимнография И. Р. представлена службами в дни успения святого (18 авг.), перенесения его мощей в Тырново (19 окт.), их возвращения в Рильский монастырь (1 июля) и несколькими молебными канонами (параклисами). В общей сложности гимнографический цикл И. Р. состоит не менее чем из 11 канонов (включающих свыше 380 тропарей) и более чем из 150 однострофных песней (стихир, тропарей, кондаков, седальнов и светильнов). Многочисленность произведений объясняется неоднократными перенесениями мощей и вызванными ими установлениями новых дат празднований, а также переходом богослужения со Студийского на Иерусалимский устав. Кроме того, повлияло существование неск. центров почитания святого. Состав и датировка древнейших гимнографических текстов, посвященных И. Р. (до XV в.), подверглись в последнее время кардинальному переосмыслению. До нач. XXI в. в исследовательской лит-ре (прежде всего в болгарской) было широко распространено мнение о возникновении гимнографических текстов в честь святого уже вскоре после его смерти, начиная со 2-й пол. X в. (см., напр.: Иванов. 1931. С. 345-368; Кожухаров. 1979. С. 217-234; Он же.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Стефан был еще раз в Москве и в 1383 г. был сделан епископом края, им облагодетельствованного. Скончался 26 апреля 1396 г. § 21. Святитель Киприан, митрополит Московский (ум. 1406) Был болгарин, происходит из города Тырнова. Его племянником был Григорий Цамблак – известный литовский митрополит. По влечению к монашеской жизни он рано поселился на Афоне и затем был чиновником в константинопольском клире. Его первое появление в России относится к концу 1373 г. в качестве патриаршего посла. В течение этого пребывания он сумел склонить на свою сторону литовских князей, и те в письме просили патриарха поставить его в сан митрополита русского. Вернувшись обратно, Киприан был избран и поставлен патриархом Филофеем в сан митрополита Киевского и Литовского, с правом на всю Россию по смерти митрополита Алексия. Это был неканонический акт. В декабре 1375 г. Киприан получил поставление и уже 9 июня 1376 г. выехал в Киев, остуда он хотел проникнуть в Москву, но вел. кн. Димитрий Донской не принял Киприана, и тот решил выжидать в Киеве благоприятных обстоятельств. Св. Алексий умер 12 февраля 1378 г., однако кн. Димитрий избрал своего кандидата в митрополиты – Михаила Митяя. В ходе долгих судов и тяжб в Константинополе в июне 1380 г. Киприан соборно был лишен даже Киева, с сохранением за ним малой России и Литвы, а митрополитом русским был назначен архим. Пимен. Однако князь Димитрий отверг Пимена и пригласил к себе Киприана, а Пимена в 1381 г. схватил в Коломне и заточил.  Киприан 23 мая 1381 г. был принят в Москве с особой торжественностью, но уже в октябре 1382 г. он впал в немилость князя, и был удален в Киев, а Пимена вызвал из заточения и встречен с честью. В Киеве Киприан нашел поддержку кн. Владимира Ольгердовича, и выехал в Константинополь, где в конце 1387 г. было соборно определено митрополитом Киевским и всея Руси называть только Киприана. К тому времени умерли и Димитрий Донской и митр. Пимен. В феврале 1390 г. Киприан торжественно вступил в Москву после 14 лет скитаний. Наслаждаясь спокойствием он подолгу жил во владимирской области на «озере святом». 16 сентября 1406 г. Киприан скончался. 27 мая 1472 были открыты его мощи и произошло прославление.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

И ныне, праздника. Тропарь святаго (зри на велицей вечерни). Слава, и ныне, праздника. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 6: Днесь благодать Святаго Духа/вся празднолюбцы созывает/на торжество великаго святителя/в пренесение честных его мощей/от града Тырнова во свое отечество,/темже вси духовными песньми/Савву Богомудраго прославим,/молящагося прилежно спастися душам нашим. Егда преставление пречистаго твоего тела готовляшеся,/тогда ангельская воинства, зряще тя,/Божественными светлостьми сияюща,/пресвятый твой дух радостию воспринимаху,/всегда в вожделенная тобою места Горнего Иерусалима/достигше, молящеся, провождаху,/мы же, с Вышними тя ликующа, и со апостолы водворяема,/и к нам от града Тырнова светло приходяща, молим:/пресвятый Савво святителю,/Христа Бога моли помиловатися душам нашим. На всечестное твое успение/чиноначалия ангельская земных на торжество совокупляюще,/еже святаго твоего духа покоище прославляюще,/хвалами всесвященными твой верх венчают,/мы же, смиренномудрии, пение тебе приносяще/и святое твое пренесение честных мощей почитающе,/преподобне Савво святителю, молим тя:/моли спастися душам нашим. Ины стихиры глас 1: На торжество светлое, священную трапезу,/приидите, вернии, причастимся,/Савва бо ны созывает, сотрапезники духовныя,/егоже трапеза божественная и сладкая,/но не заколение и пища смертная./Того уподобимся кротости и незлобию/и простому человеколюбию всемудрому/святителю, во святителех просиявшему. Отче священне,/твоего жития светлостьми вселенная просветися,/и омрачися бесовская лесть,/и недузи душевнии отгоняются,/и Церковь, радуяся, празднует тела твоего пришествие,/божественных и благодатных твоих мощей,/попирающих страсти и разрушающих мрак. Отче досточудне,/церковь создал еси Присносущнаго Божества/и церкви же возлюбил еси святыя/на Божественное Троицы хваление,/оживил еси ны Божиею благодатию,/милостивый стяжав разум.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010