В рукописи Жития из-за утраты листа повествование обрывается сведением о созыве Собора всей Болгарской земли для избрания достойного кандидата на место Тырновского архиеп. Василия I и возобновляется рассказом о возвращении Иоанна Асеня, довольного поставлением И. патриархом, в Тырнов из Лампсака, где проходил Собор греч. епископов ( Кодов. 1969. С. 46; Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 88). Не вызывает сомнений, что на утраченном листе находился рассказ о Соборе 1235 г. в Лампсаке, созванном К-польским патриархом Германом II (1223-1240) ( Tarnanidis I. Byzantine-Bulgarian Ecclesiastical Relations during the Reigns of Ioannis Vatatzis and Ivan Asen II, up to the Year 1235//Cyrillomethodianum. София, 1975. Кн. 3. С. 28-52; Гюзелев В. Българската държава и Никея в борба срещу Латинската цариградска империя (1204-1261 г.)//Известия на НИМ (С). София, 1978. Кн. 2. С. 7; Божилов И. Фамилията на Асеневци (1186-1460): Генеалогия и просопография. София, 1985. С. 82-83; Николова Б. Устройство и управление на Българската правосл. църква (IX-XIV в.). София, 1997. С. 201). На Соборе провозгласили «патриархом благоговейного и святого мужа, прославленного в постнических делах и жизни, преждеосвященного архиепископа Иоакима не только устно, но и повелением патриарха Германа, которое все восточные епископы подписали, запечатали его печатью и дали его благочестивому царю и новоосвященному тогда патриарху Иоакиму на вечное неотъемлемое поминание» ( Попруженко М. Г. Синодик царя Борила. София, 1928. С. 87; Бълг. лит-ра и книжнина през XIII в. 1987. С. 114). Помимо Борила царя синодика это подтверждают и др. источники. Так, визант. историк Георгий Акрополит без упоминания И. сообщает, что в Лампсаке «по императорскому и соборному определению архиерей терновский, подчиненный Константинопольскому патриарху, сделан был автокефальным и провозглашен патриархом» (Летопись вел. логофета Георгия Акрополита// Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Рязань, 2003. С. 305). Кратко об этом событии рассказано в повести (именуемой в болгарской исследовательской лит-ре «Летописный рассказ») о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) в Тырнов, написанной в 30-х гг. XIII в. и помещенной в серб. Минее праздничной с проложными житиями (не позднее 1346; ГИМ. Хлуд. 162) под 26 июля как чтение в память мц. Параскевы: «Послал благоверный царь Иоакима мниха, отца своего многосмиренного и преподобного, в медоточивом учении преити от Цариграда (Тырнова.- Авт.) в Никею великую, благословение приети архиерейское» (см.: Кожухаров С. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 310-323). Также сообщается, что «и тако идущу му в Каликратию и ту приобрете себе за помена святей пение и хвалу тою и житие» (Там же. С. 314), т. е. по дороге в Никею в Каликратии (п-ов Халкидики) И. приобрел Житие св. Параскевы (Петки), Похвалу и службу ей; мощи святой ок. 1230 г. были перенесены в Тырнов.

http://pravenc.ru/text/468925.html

Святитель Евфимий, патриарх Болгарский Исследователи называют его одним из крупнейших церковных деятелей в истории Болгарской Церкви, «самой светлой личностью Второй Болгарской Патриархии» (4, т. 1, 252). Это был ревностный архипастырь, все свои силы отдавший на благо родной Церкви и своего народа. После смерти св. Феодосия он подвизался сначала в Студийском монастыре, а затем в Зографе и Великой Лавре на Афоне. В 1371 году Евфимий вернулся в Болгарию и основал монастырь Святой Троицы, при котором развернулась грандиозная переводческая деятельность. Особенно много он потрудился в деле исправления богослужебных книг, за что его иногда называют болгарским Никоном. В 1375 году он избран Болгарским патриархом. Его заслугой является всестороннее внедрение результатов афонской справы в практику Болгарской Церкви, настолько активное, что уже младшие современники воспринимали его как инициатора самой реформы. Кроме того, Евфимий считается крупнейшим болгарским писателем XIV века, ярким представителем стиля «плетения словес». Им написаны службы, жития и похвальные слова почти всему сонму святых, чьи мощи были собраны в Тырнове, а также похвальное слово равноапостольным Константину и Елене и послание мниху Киприану. Святитель Евфимий создал около себя целую школу писателей из болгар, сербов и русских. Во время захвата Тырнова османской армией 17 июля 1393 года патриарх Евфимий фактически возглавил оборону города. Святитель показал высокий пример патриотизма, когда смело отправился в лагерь турок просить их о пощаде народа. Сам турецкий полководец был восхищен его подвигом, принял его с уважением и позволил ему уйти. Ему пришлось своими глазами увидеть разграбление Тырнова и разрушение многих церквей и монастырей. После взятия Тырнова турки приговорили его к обезглавливанию, затем приговор заменили на пожизненную ссылку во Фракию, где патриарх и скончался в 1402 году. Валерий Мешалкин Мешалкин В.В. Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.

http://pravoslavie.ru/31826.html

Преемник Шишмана Михаил стал болг. царем (1322-1330) и епархия вернулась в юрисдикцию Тырнова. В сер. XIV в. царь Иоанн Александр разделил Болгарию на 2 удела: Тырновским управлял вместе со своим сыном Иоанном Шишманом, а Видинский передал старшему сыну Иоанну Срацимиру. Благодаря деятельности Иоанна Александра и его сыновей в Болгарии, в т. ч. и в Видине, строились и украшались храмы и мон-ри. От этого времени сохранилось неск. рукописей, переписанных в Видине: Четвероевангелие сер. XIV в., переписанное по заказу митр. Видинского Даниила (возможно, ок. 1348) (Lond. Brit. Mus., Add. Ms. 39626); т. н. Бдинский сборник (Бельгия, Гент, б-ка ун-та. Ms. 408), копия кон. XIV в. сборника житий св. жен, написанного в 1360 г. для царицы Анны, супруги Иоанна Срацимира; 2 сохранившихся листа Апостола, написанного в 1365-1368 гг. и до нач. XX в. хранившегося в б-ке мон-ря св. Павла на Афоне (БАН. Дмитр. 43); Апостол 1428 г. (ХАЗУ III в 16). В 1365 г. Бдин захватили венг. войска кор. Лайоша I (Людовика Великого): было создано Видинское банство, учреждено Видинское католич. еп-ство и поставлена венг. администрация, проводившая политику окатоличивания местного населения. В 1369 г. благодаря сопротивлению болг. населения Иоанн Срацимир смог вернуться из плена в Видин. Из-за возникших противоречий между братьями Иоанном Срацимиром и Иоанном Шишманом первый, несмотря на протесты Патриарха Тырновского св. Евфимия , передал в 1381 г. Бдин в ведение К-польского Патриарха и попросил поставить на кафедру вместо бежавшего в Валахию при венг. завоевании митр. Даниила своего ставленника - иером. Кассиана. В 1392 г. подчинение Бдина К-полю было закреплено поставлением на кафедру митр. Иоасафа, к-рый в 1394 г. перенес из уже захваченного турками Тырнова в Видин мощи св. Параскевы-Петки (позже были переданы сербам) и мц. Филофеи. Ухудшение отношений между правителями Тырнова и Бдина способствовали завоеванию Болгарии турками. В 1393 г. султаном Баязетом было взято Тырново, а в 1396 г. последним из болг.

http://pravenc.ru/text/158410.html

Первой женой И. А. была дочь валашского господаря Иоанна Александра Басараба (1310-1352) Феодора, от к-рой у него было четверо детей. Однако в кон. 1347-1349 г. царь расторг брак (жена постриглась в монашество с именем Феофания) и женился на иудейке Сарре из Тырнова, принявшей крещение также с именем Феодора, от к-рой родилось еще пятеро детей. Сыновья «первой» Феодоры Иван Асень и Иван Срацимир получили в уделы города Преслав и Видин, а старший сын 2-й супруги Феодоры Иоанн Шишман стал «багрянородным», т. е. рожденным от правящего царя наследником престола, и после смерти отца - последним государем средневек. Болгарии. Несмотря на то что в это время Болгария поддерживала связи с папской курией и гос-во часто посещали францисканские и доминиканские миссии ( Гюзелев В. Папството и българите през средновековието (IX-XV вв.). Пловдив, 2009. С. 223-228), религ. политика И. А. сформировалась прежде всего под влиянием идей исихазма , в его правление произошел ряд важных событий в Болгарской Православной Церкви. Во-первых, по его инициативе и при его участии в Тырнове было созвано 2 церковных Собора. Первый (1350 или 1351) осудил проповедь последователя Варлаама Калабрийского мон. Феодосия из К-поля, имевшего влиятельных сторонников в Тырнове, а также «мессалианскую» (вероятно, богомильскую) ересь изгнанных с Афона монахов Кирилла и Лазаря, а 2-й Собор (1359 или 1360) был призван ограничить влияние иудейской общины Тырнова. Во-вторых, болг. царь покровительствовал прп. Григорию Новому Синаиту (см. Григорий Новый ), к-рый основал на юге Болгарии, в Парории, мон-рь, ставший одним из центров исихазма на Балканах. Ученики и последователи подвижника, после его смерти перешедшие в Килифаревский монастырь , стали элитой болг. духовенства. В-третьих, борьба с Византией в 40-50-х гг. XIV в. отразилась на формировании направленной против К-поля идеи «Тырново - новый богоспасаемый Царьград», получившей развитие в переводе хроники Константина Манассии и в ряде созданных в Тырнове рукописей. Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. XIV в. Тырновская Патриархия вступила с К-полем в открытый конфликт, вызванный участием ее предстоятеля Симеона в царской коронации Стефана Душана (1346) и в провозглашении Сербской Патриархии, а также неканоническим поставлением в Тырнове «некоего Феодорита» в митрополиты всея Руси (1352). Имя Вселенского патриарха было исключено из диптихов Болгарской Церкви, о чем упоминается в письме тырновскому духовенству Вселенского патриарха Каллиста I (1350-1353, 1355-1363) от 1355 г.

http://pravenc.ru/text/469796.html

Вообще взятие Тырнова важно потому, что этот город есть гнездо интеллигенции Болгарии. Один только гвардейский полуэскадрон расположился в самом городе. Наша же бригада стала за городом на Осман-базарской дороге. Ген. Гурко остановился у архимандрита…» После взятия Тырнова Передовой отряд продолжает активно действовать, в начале июля - жаркий бой при деревушке Уфлани, это сражение, по словам Д.С. Нагловского, «решило участь Казанлыка и Шипки». «Тотчас после окончания боя, - продолжает свой рассказ начальник штаба Передового отряда Д.С. НАГЛОВСКИЙ, - генерал Гурко посетил все перевязочные пункты и поручил своему помощнику генералу Рауху озаботиться о перевозке их в город Казанлык. 5 июля. Бой кончился во втором часу дня. Поручив преследование бегущих кавалерии, генерал Гурко остановил пехоту для отдыха и сам въехал в город - Казанлык. Как и в Тырнове, встреча, оказанная генералу, была самая восторженная. Духовенство в полном облачении с хоругвями и образами встретило его при входе в болгарскую часть города. Но еще раньше, при входе в мусульманский квартал, который расположен в восточной части города, генерал Гурко был встречен почти всем мусульманским населением. Он сказал им речь, сущность которой состояла в том, что они никем не будут обижаемы и что генерал берет их под свое покровительство, но только при том условии, если они выдадут все оружие и сами не будут обижать христиан. При этом он объявил, что если из какого-либо дома в городе будет выстрел, или если где-либо будет найдено спрятанное оружие, то виновные будут немедленно казнены. Поручив исполнение его приказаний относительно выдачи оружия муллам и более влиятельным гражданам из магометан, генерал Гурко проехал через турецкий квартал и въехал в болгарский. Проехав через весь город, он остановился в женском монастыре, расположенном на западной окраине города. Отслушав благодарственный молебен в церкви, генерал Гурко вышел на двор монастыря и, сев в тени, обратился к игуменье с просьбою о принятии к себе наших раненых. Игуменья и все монахини были в восторге, приняли всех раненых и впоследствии оказывали им самый старательный, самый усердный уход.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

Итак, в 1349 году преподобный Феодосий Тырновский, получив поддержку царя Иоанна- Александра, которому он изложил свой план создания исихастского образовательного центра, основал неподалёку от Тырнова, на Килифаревской горе, монастырь. К преподобному сразу же потянулись с разных концов страны желавшие научиться спасительному пути и проходить иноческий подвиг под его непосредственным руководством. В основном это были люди знатного происхождения, с хорошим светским образованием, стремившиеся и к высшему духовному просвещению. Довольно скоро около преподобного Феодосия собралось до пятидесяти учеников. В дальнейшем, как указывают исследователи, школу преподобного Феодосия Тырновского прошли около четырёхсот шестидесяти учеников. В 1371 году святой Евфимий перевёл Тырновскую школу в монастырь Святой Троицы возле Тырнова. Здесь это училище стало высшей школой богословской мысли и одновременно замечательным центром книжности. Таким образом, в своей церковно-просветительной деятельности преподобный Феодосий Тырновский стал организатором целой научно-богословской школы, основанной на исихастских принципах и правилах. Основанием её учебно-воспитательного процесса как средства для духовного возрастания учеников являлись, по словам архимандрита Горазда, «глубокое влечение к подвижнической жизни в духе и силе исихазма, а также высокий литературный талант». Преподобный Феодосий в короткое время превратил свой исихастский монастырь в крупный просветительный центр, где развивались как исихастское духовное делание, так и вытекающая из исихастского образа мышления богословско-философская, историческая и филологическая мысль. Сам преподобный Феодосий был учёным-переводчиком, церковным проповедником и сведущим богословом. Под его редакцией во второй половине XIV века был составлен большой монашеский сборник слов и поучений – своего рода энциклопедия знаний, необходимых исихасту. Сборник хранится в рукописном отделе Софийской народной библиотеки под 672 . Преподобный Феодосий не только способствовал духовно-интеллектуальному возрождению болгарского народа в эпоху царя Иоанна-Александра, но и оказывал непосредственное сильное влияние на церковную и государственную политику того времени. Смело обличал он ереси и расколы, грубый племенной национализм, на церковных соборах отстаивал чистоту вероучения и единство православия. Сама личность преподобного Феодосия символизировала крепость веры и благочестие, а оставленное им духовное завещание, в котором кратко излагались исихастские учение, главные принципы и правила подвижничества, стало символом всех исихастов. На этих принципах сформировалась методика учебного процесса в Тырновской школе, именно они лежали в основе всей её многополезной деятельности и образа жизни учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/pra...

Церковь в эпоху турецкого владычества в Болгарии (конец XIV- 2-я половина XIX века) Ликвидация Тырновского Патриархата Правивший в Видине Иоанн Срацимир, сын царя Иоанна Александра, воспользовался тем, что во время оккупации города венграми (1365–1369) митрополит Видинский Даниил бежал в Валахию. Вернувшись на престол, Иоанн Срацимир подчинил Видинскую митрополию Константинопольскому Патриархату, подчеркивая тем самым свою церковную и политическую независимость от Тырнова, где правил его брат Иоанн Шишман. В начале 1371 года митрополит Даниил вел переговоры с Константинопольским Синодом и получил в управление Триадицкую епархию. В июле 1381 года Синод Константинопольского Патриархата поставил на кафедру Видина митрополита Кассиана, что закрепляло церковную юрисдикцию Константинополя над Видинской митрополией. В 1396 году Видин был взят турками. 17 июля 1393 года османская армия захватила Тырново. Патриарх Евфимий фактически возглавил оборону города. Сочинения Григория Цамблака «Похвальное слово Патриарху Евфимию» и «Рассказ о перенесении мощей св. Параскевы», а также «Похвальное слово св. Филофее» митрополита Иоасафа Видинского повествуют о разграблении Тырнова и разрушении многих церквей. Уцелевшие храмы опустели, лишившись большинства священников; те же, кто выжил, боялись служить. Патриарх Евфимий был сослан в заточение (вероятно, в Бачковский монастырь), где скончался около 1402 года. Болгарская Церковь осталась без своего Первоиерарха. В августе 1394 года Константинопольский Патриарх Антоний IV совместно со Священным Синодом принял решение отправить в Тырново митрополита Иеремию, который в 1387 году был поставлен на кафедру Мавровлахии (Молдавии), но в силу ряда причин не смог приступить к управлению епархией. Ему поручалось отбыть «с Божией помощью в святую Тырновскую Церковь и беспрепятственно совершать там все дела, подобающие архиерею», за исключением рукоположения епископов. Хотя посланный в Тырново иерарх не был поставлен во главе этого диоцеза, а лишь временно замещал предстоятеля епархии, рассматривавшейся в Константинополе как вдовствующая, в болгарской исторической науке данное деяние трактуется как прямое вмешательство Константинопольского Патриархата в юрисдикцию автокефальной Болгарской Церкви (Тырновского Патриархата). В 1395 году митрополит Иеремия уже находился в Тырнове и в августе 1401 года еще управлял Тырновской епархией.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Следует отметить, что созыв Вселенского Собора для разрешения догматических противоречий Востока и Запада был изначально византийской инициативой. Относительно ясные очертания этот проект начал приобретать в середине XIV в., причем, что характерно, не в последнюю очередь в трудах богословов, принадлежавших к паламитскому кругу. Немалый интерес с этой точки зрения представляет собой собеседование императора (бывшего к тому моменту) Иоанна Кантакузина с папским легатом, латинским патриархом Константинопольским Павлом, о соединении Церквей. В собеседовании Кантакузин предложил модель воссоединения, которое должно было стать противоположностью неудачной Лионской унии, вводившейся насильственным путем по инициативе государственной власти без надлежащего одобрения со стороны полноты Церкви. Предложение его было следующим: «Надо, чтобы состоялся Кафолический и Вселенский Собор, на который собрались бы в Константинополь архиереи, находящиеся под властью вселенского патриарха — и те, которые близко, и те, которые далеко пребывают, как то: митрополит России с несколькими его епископами, митрополиты Трапезунда, Алании, Зихии; также другие патриархи: Александрии, Антиохии и Иерусалима, а кроме того католикос Иверии, патриарх Тырнова и архиепископ Сербии; Собор, на который и папа прислал бы своих представителей, согласно с установленными издревле порядком и обыкновением. И когда они соберутся, надо, чтобы они с любовью Всесвятого Духа и братским расположением исследовали существующие причины конфликта между нами и вами. И если так будет, я уверен, что Бог не скроет от нас Свою святую волю и истину» .  На первый взгляд, Кантакузин здесь значительно расширяет традиционное византийское представление о Вселенском Соборе как о Соборе «пентархии», вводя требование участия «католикоса Иверии, патриарха Тырнова и архиепископа Сербии» . Однако представляется вероятным, что в действительности участие предстоятелей, не входящих в число «пентархов», могло рассматриваться Кантакузином как нужное в первую очередь для практического претворения потенциального соглашения о соединении Церквей в жизнь, а не с точки зрения формальной законности созываемого Собора.

http://bogoslov.ru/article/6176042

27 мая 1884 г. избран митрополитом Тырновским, с сент. того же года управлял Софийской епархией, в окт. был назначен представителем (делегатом) Болгарского Экзархата при болг. правительстве. Во время сербско-болг. войны 1885 г. был в числе учредителей и председателем (до 1887) Болгарского об-ва Красного Креста. В 1885 г. возглавил болгарскую делегацию, направленную для встречи с российским имп. Александром III с целью получить поддержку объединения Болгарии с Вост. Румелией, против чего выступала Австро-Венгрия. Как сторонник конституционной системы управления, К. препятствовал намерениям болг. князя расширить свои полномочия. В ходе кризиса, вызванного отстранением от власти кн. Александра, 9 авг. 1886 г. К. возглавил болг. правительство, но уже 12 авг. был смещен сторонниками князя, арестован и на короткое время заточен в Буховский мон-рь. При болг. кн. Фердинанде Саксен-Кобург-Готском (1886-1918; с 1908 царь), ориентировавшемся прежде всего на Германию и Австро-Венгрию, премьер-министр Болгарии Стефан Стамболов лишил К. полномочий делегата Экзархата. Причиной послужили прорус. взгляды и убеждение К., что болг. правосл. народом должен управлять правосл. монарх (поэтому на службах вместо католика кн. Фердинанда он поминал российского императора). Ему было запрещено служить в храмах Тырнова. Когда Синод Болгарского Экзархата попытался защитить К., то был распущен властями. В 1888 г., после отказа участвовать в торжественной встрече кн. Фердинанда в Тырнове, К. был помещен под домашний арест. В проповеди, произнесенной 14 февр. 1893 г. (в день рождения кн. Фердинанда) в кафедральном соборе Тырнова, К., не упомянув об имениннике, раскритиковал намерение властей разрешить крестить болг. престолонаследника (буд. болг. царя Бориса III, родившегося 30 янв. 1894) по католич. обряду. В результате К. был обвинен в оскорблении правителя, в призыве к бунту и заточен в Лясковский мон-рь. Во время судебного процесса его хотели приговорить к смертной казни, но в авг. 1893 г. сослали на «вечное заточение» в Гложенский мон-рь , где он содержался в тяжелых условиях. В июне 1894 г., после отстранения С. Стамболова, княжеским указом К. был освобожден.

http://pravenc.ru/text/1841355.html

При таких условиях Ватаци стал искать союза с Асенем Болгарским, хозяином Фракии. По обычаю того времени нужно было скрепить союз браком. Ватаци предложил женить своего 11-летнего наследника Феодора на 9-летней дочери Асеня и заключить союз против франков, нарушив мир между болгарами и франками. Предложение было охотно принято Асенем, влияние которого в Константинополе было утрачено с приездом Бриеня. Ватаци переправился через пролив и осадил Галлиполи, занятое венецианским гарнизоном (1234). Сюда же прибыл Асень с женой и дочерью, и помолвка состоялась; затем невеста с матерью была отвезена в Лампсак, где патриарх в присутствии царицы Ирины совершил бракосочетание. Договор между Ватаци и Асенем знаменовал союз между болгарским и греческим элементами против пришлых латинян и должен был привести к изгнанию последних. Неоднократно со времен Калоянна и Феодора Ласкаря делались шаги в этом направлении, причем инициатива принадлежала болгарскому царю, рассчитывавшему утвердиться на берегах Мраморного моря и Босфора после первоначальной попытки истребить греков Фракии. Теперь отношения были иные, и брак дочери Асеня означал уступку Константинополя греческому царю. За то Иоанн Асень добился осуществления заветного желания болгарских царей – независимости национальной Церкви, на этот раз не через папу и латинство, как сделал Калоянн, но законным путем, не изменяя веры и с согласия четырех патриархов, Константинопольского (Никейского) и трех восточных. Формою признания независимости было учреждение патриархии, хотя и не равнозначной по рангу древним апостольским. Царская и соборная грамота провозгласила Тырновского архиепископа Иоакима патриархом Болгарии (1235), и он был посвящен торжественно в Лампсаке, в присутствии многочисленного духовенства. Конечно, этим шагом наносился удар главе греческого западного духовенства, архиепископу Юстинианы Первой (Охриды) и всей Болгарии, кафедре ненавистного Никее Хоматиана. Что касается положения Тырновского «патриарха Болгарии», то позднейшая грамота Никейского патриарха Каллиста духовенству Тырнова (1355) определяет, что звание патриарха дано епископу Тырнова «из снисхождения», но он «не сопричислен» к числу святейших патриархов и не должен в сем звании значиться в святых диптихах; а патриарх Герман был того мнения, что Тырновская Церковь не получила полной автокефалии, но должна и впредь вносить пошлины и сборы Константинопольскому патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010