Крупнейшим церковным деятелем 2-й пол. XIV в. являлся Евфимий Тырновский. После смерти Феодосия он подвизался сначала в Студийском мон-ре, а затем в Зографе и Великой лавре на Афоне. В 1371 г. Евфимий вернулся в Болгарию и основал мон-рь Св. Троицы, при к-ром развернулась грандиозная переводческая деятельность. В 1375 г. он был избран Болгарским Патриархом. Заслугой Патриарха Евфимия является всестороннее внедрение результатов афонской справы в практику БПЦ, настолько активное, что уже младшие современники (Константин Костенецкий) воспринимали Патриарха как инициатора самой реформы. Кроме того, Патриарх Евфимий является крупнейшим болг. писателем XIV в., ярким представителем стиля «плетения словес». Им написаны службы, жития и похвальные слова почти всему пантеону святых, чьи мощи были собраны в Тырнове первыми царями династии Асеней, а также похвальное слово равноапостольным Константину и Елене и послание мниху Киприану (буд. митр. Киевскому). Учеником и близким другом Евфимия был один из плодовитых слав. книжников XIV-XV вв. Григорий Цамблак , написавший ему похвальное слово ( Григорий Цамблак. 1971. С. 166-168). Церковь в эпоху турецкого владычества в Болгарии (кон. XIV - 2-я пол. XIX в.) Ликвидация Тырновского Патриархата Правивший в Видине Иоанн Срацимир, сын царя Иоанна Александра, воспользовался тем, что во время оккупации города венграми (1365-1369) митр. Видинский Даниил бежал в Валахию. Вернувшись на престол, Иоанн Срацимир подчинил Видинскую митрополию К-польскому Патриархату, подчеркивая тем самым свою церковную и политическую независимость от Тырнова, где правил его брат Иоанн Шишман ( Miklosich, M ü ller. T. 2. 1869. P. 28-30, 161-164). В нач. 1371 г. митр. Даниил вел переговоры с К-польским Синодом и получил в управление Триадицкую епархию. В июле 1381 г. Синод К-польского Патриархата поставил на кафедру Видина митр. Кассиана, что закрепляло церковную юрисдикцию К-поля над Видинской митрополией. В 1396 г. Видин был взят турками. 17 июля 1393 г. османская армия захватила Тырново. Патриарх Евфимий фактически возглавил оборону города. Сочинения Григория Цамблака «Похвальное слово Патриарху Евфимию» и «Рассказ о перенесении мощей св. Параскевы», а также «Похвальное слово св. Филофее» митр. Иоасафа Видинского повествуют о разграблении Тырнова и разрушении мн. церквей. Уцелевшие храмы опустели, лишившись большинства священников; те же, кто выжил, боялись служить ( Григорий Цамблак. 1971. С. 201; Euthymius. 1901. S. 432; Kaluzniacki. 1906. S. 95-115). Патриарх Евфимий был сослан в заточение (вероятно, в Бачковский мон-рь), где скончался ок. 1402 г. Болгарская Церковь осталась без своего Первоиерарха.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Мать ее была валашского (румынского) рода. Она воспитывала дочь в духе любви к Богу, но рано умерла, оставив девочку сиротой. Отец вскоре женился, и мачеха наказывала девочку за то, что она часто ходила в церковь и раздавала деньги и домашние вещи сиротам и нищим. Отец также ругал ее. Несмотря на брань и угрозы, Филофея продолжала делать добро, подавала милостыню, молилась и сохраняла свою чистоту. Однажды, когда мачеха послала ее отнести обед отцу, работавшему в поле, Филофея, как обычно, поделилась едой с бедными детьми. Отец, разгневанный тем, что ему осталось мало еды, выбранил свою жену, но та посоветовала ему подкараулить девочку. Он ее послушал, выследил Филофею и поймал, когда она раздавала пищу бедным детям. Разгневанный отец бросил в нее топор, поранив ей ногу. Вскоре девочка отдала душу Богу. Охваченный страхом и угрызениями совести, отец попытался поднять тело девочки, но не смог, так как оно стало тяжелым, как камень. Тогда несчастный отец побежал к архиепископу Тырнова и признался в своем грехе. Архиепископ вместе со священниками и народом с горящими свечами и ладаном собрались к чудотворному телу, чтобы поднять его и отнести в церковь, но не смогли. Поняв, что такова воля Божия, священники стали молиться Богу и мученице Филофее, называя множество монастырей, церквей и соборов по южному и северному берегам Дуная, чтобы узнать, где святая хотела бы оставить свои мощи. И только когда назван был монастырь в Арджеше, мощи святой Филофеи сделались легкими. Поняв, что мученица благожелает переселиться в Валахию, архиепископ из Тырнова написал воеводе Валахии Раду Негру, прося принять в дар святые мощи. С большими почестями святые мощи были доставлены в Арджеш и возложены в княжеской церкви монастыря Куртя-де-Арджеш. В Румынии святая Филофея пользуется большим почитанием. У ее мощей во время засухи и по особым случаям совершаются молебны. И в наше время, особенно в день 7 декабря, к мощам святой приезжают паломники со всей страны. _____________ Мученик Иоанн Влах (Валах) Румынский † 12 мая 1662 Прославлен Румынской Православной Церковью Имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви в 1956 г.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Первой женой И. А. была дочь валашского господаря Иоанна Александра Басараба (1310-1352) Феодора, от к-рой у него было четверо детей. Однако в кон. 1347-1349 г. царь расторг брак (жена постриглась в монашество с именем Феофания) и женился на иудейке Сарре из Тырнова, принявшей крещение также с именем Феодора, от к-рой родилось еще пятеро детей. Сыновья «первой» Феодоры Иван Асень и Иван Срацимир получили в уделы города Преслав и Видин, а старший сын 2-й супруги Феодоры Иоанн Шишман стал «багрянородным», т. е. рожденным от правящего царя наследником престола, и после смерти отца - последним государем средневек. Болгарии. Несмотря на то что в это время Болгария поддерживала связи с папской курией и гос-во часто посещали францисканские и доминиканские миссии ( Гюзелев В. Папството и българите през средновековието (IX-XV вв.). Пловдив, 2009. С. 223-228), религ. политика И. А. сформировалась прежде всего под влиянием идей исихазма , в его правление произошел ряд важных событий в Болгарской Православной Церкви. Во-первых, по его инициативе и при его участии в Тырнове было созвано 2 церковных Собора. Первый (1350 или 1351) осудил проповедь последователя Варлаама Калабрийского мон. Феодосия из К-поля, имевшего влиятельных сторонников в Тырнове, а также «мессалианскую» (вероятно, богомильскую) ересь изгнанных с Афона монахов Кирилла и Лазаря, а 2-й Собор (1359 или 1360) был призван ограничить влияние иудейской общины Тырнова. Во-вторых, болг. царь покровительствовал прп. Григорию Новому Синаиту (см. Григорий Новый ), к-рый основал на юге Болгарии, в Парории, мон-рь, ставший одним из центров исихазма на Балканах. Ученики и последователи подвижника, после его смерти перешедшие в Килифаревский монастырь , стали элитой болг. духовенства. В-третьих, борьба с Византией в 40-50-х гг. XIV в. отразилась на формировании направленной против К-поля идеи «Тырново - новый богоспасаемый Царьград», получившей развитие в переводе хроники Константина Манассии и в ряде созданных в Тырнове рукописей. Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. XIV в. Тырновская Патриархия вступила с К-полем в открытый конфликт, вызванный участием ее предстоятеля Симеона в царской коронации Стефана Душана (1346) и в провозглашении Сербской Патриархии, а также неканоническим поставлением в Тырнове «некоего Феодорита» в митрополиты всея Руси (1352). Имя Вселенского патриарха было исключено из диптихов Болгарской Церкви, о чем упоминается в письме тырновскому духовенству Вселенского патриарха Каллиста I (1350-1353, 1355-1363) от 1355 г.

http://pravenc.ru/text/469796.html

27 мая 1884 г. избран митрополитом Тырновским, с сент. того же года управлял Софийской епархией, в окт. был назначен представителем (делегатом) Болгарского Экзархата при болг. правительстве. Во время сербско-болг. войны 1885 г. был в числе учредителей и председателем (до 1887) Болгарского об-ва Красного Креста. В 1885 г. возглавил болгарскую делегацию, направленную для встречи с российским имп. Александром III с целью получить поддержку объединения Болгарии с Вост. Румелией, против чего выступала Австро-Венгрия. Как сторонник конституционной системы управления, К. препятствовал намерениям болг. князя расширить свои полномочия. В ходе кризиса, вызванного отстранением от власти кн. Александра, 9 авг. 1886 г. К. возглавил болг. правительство, но уже 12 авг. был смещен сторонниками князя, арестован и на короткое время заточен в Буховский мон-рь. При болг. кн. Фердинанде Саксен-Кобург-Готском (1886-1918; с 1908 царь), ориентировавшемся прежде всего на Германию и Австро-Венгрию, премьер-министр Болгарии Стефан Стамболов лишил К. полномочий делегата Экзархата. Причиной послужили прорус. взгляды и убеждение К., что болг. правосл. народом должен управлять правосл. монарх (поэтому на службах вместо католика кн. Фердинанда он поминал российского императора). Ему было запрещено служить в храмах Тырнова. Когда Синод Болгарского Экзархата попытался защитить К., то был распущен властями. В 1888 г., после отказа участвовать в торжественной встрече кн. Фердинанда в Тырнове, К. был помещен под домашний арест. В проповеди, произнесенной 14 февр. 1893 г. (в день рождения кн. Фердинанда) в кафедральном соборе Тырнова, К., не упомянув об имениннике, раскритиковал намерение властей разрешить крестить болг. престолонаследника (буд. болг. царя Бориса III, родившегося 30 янв. 1894) по католич. обряду. В результате К. был обвинен в оскорблении правителя, в призыве к бунту и заточен в Лясковский мон-рь. Во время судебного процесса его хотели приговорить к смертной казни, но в авг. 1893 г. сослали на «вечное заточение» в Гложенский мон-рь , где он содержался в тяжелых условиях. В июне 1894 г., после отстранения С. Стамболова, княжеским указом К. был освобожден.

http://pravenc.ru/text/1841355.html

Н.И. Гиббенет Глава IX Пребывание Мелетия и посланных с ним в Турции. – Аудиенция Стефана Юрьева и Порфирия Оловеникова у иерусалимского патриарха. – Донесение грека Василия Иванова, посланного к патриарху Нектарию. – Возвращение Стефана Юрьева в Москву. – Посольство к цареградскому патриарху келаря Чудова монастыря Саввы. Мы видели приезжавших в Москву греков с донесениями и поручениями от патриархов и от лиц к ним посланных, но любопытно знать о посольстве Мелетия, которому, при отпуске из Москвы, было приказано проводить грека Стефана Юрьева до Рашкова, а оттуда отпустить его к иерусалимскому патриарху. Мелетий прибыв в Киев, узнал, что дорога оттуда в Рашков занята войсками и потому отправился с прочими с ним посланными в Яссы через Польшу. Мелетий имел еще поручение передать в Рашкове царскую грамоту проживающей там Домне Роксандре, к которой эту грамоту он и послал с ее человеком, но сам он к ней не поехал. Роксандра отвечала Мелетию, чтобы он в Рашков не ездил, так как он сдался полякам, а о государевых Делах радеет рада. Мелетий и товарищи его отправились разыскивать иерусалимского патриарха и в Рущуке были задержаны; грека Стефана взяли к паше, который расспрашивал его: откуда они едут и за чем? Стефан отвечал, что они мутьянского владетеля люди и едут к нему на встречу. Паша удовлетворился – велел отпустить их. Не доезжая Тырнова верст за пять, в селе Раковицах, Мелетий узнал, что патриарх Нектарий из Тырнова пришел в село Арванитохори, от Раковиц версты две, и послал к нему Стефана Юрьева с Порфирием Оловениковым и с ними для перевода грека Василия (Пазмина), который – как мы раньше видели – был отправлен от царя к иерусалимскому патриарху; сам же Мелетий патриарху не показывался, а скрывался в Раковицах 202 . В этом посольстве замечательна таинственность, с которою оно явилось к патриарху, и укрывательство Мелетия, который был у Нектария еще в первую посылку и потому уже был ему известен; заслуживает также особого внимания разговор подьячего Оловеникова с патриархом. Посланные, приехав, остановилась у священника и дали знать патриаршему архидьякону письмом, чтобы он известил патриарха об их приезде. Архидиакон, осведомясь о приезжих и повидавшись с ними, доложил патриарху Нектарию, который велел приезжим дожидаться и быть к нему по вести. Во 2-м часу ночи архидиакон явился к посланным и велел им быть к патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Следует отметить, что созыв Вселенского Собора для разрешения догматических противоречий Востока и Запада был изначально византийской инициативой. Относительно ясные очертания этот проект начал приобретать в середине XIV в., причем, что характерно, не в последнюю очередь в трудах богословов, принадлежавших к паламитскому кругу. Немалый интерес с этой точки зрения представляет собой собеседование императора (бывшего к тому моменту) Иоанна Кантакузина с папским легатом, латинским патриархом Константинопольским Павлом, о соединении Церквей. В собеседовании Кантакузин предложил модель воссоединения, которое должно было стать противоположностью неудачной Лионской унии, вводившейся насильственным путем по инициативе государственной власти без надлежащего одобрения со стороны полноты Церкви. Предложение его было следующим: «Надо, чтобы состоялся Кафолический и Вселенский Собор, на который собрались бы в Константинополь архиереи, находящиеся под властью вселенского патриарха – и те, которые близко, и те, которые далеко пребывают, как то: митрополит России с несколькими его епископами, митрополиты Трапезунда, Алании, Зихии; также другие патриархи: Александрии, Антиохии и Иерусалима, а кроме того католикос Иверии, патриарх Тырнова и архиепископ Сербии; Собор, на который и папа прислал бы своих представителей, согласно с установленными издревле порядком и обыкновением. И когда они соберутся, надо, чтобы они с любовью Всесвятого Духа и братским расположением исследовали существующие причины конфликта между нами и вами. И если так будет, я уверен, что Бог не скроет от нас Свою святую волю и истину» 10 . На первый взгляд, Кантакузин здесь значительно расширяет традиционное византийское представление о Вселенском Соборе как о Соборе «пентархии», вводя требование участия «католикоса Иверии, патриарха Тырнова и архиепископа Сербии» 11 . Однако представляется вероятным, что в действительности участие предстоятелей, не входящих в число «пентархов», могло рассматриваться Кантакузином как нужное в первую очередь для практического претворения потенциального соглашения о соединении Церквей в жизнь, а не с точки зрения формальной законности созываемого Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/predst...

Именно на выполнение высшей духовной миссии – на воспитание человека для Царствия Божия и обучение его науке о стяжании благодати Духа Святого – был направлен весь образовательный процесс в Тырновской школе. И если внимание исихастов всегда было обращено на «исследование писаний» как верного руководства ко спасению, то Тырновская школа занималась словесным творчеством преимущественно: активно проводились ученые филологические занятия – составление, редактирование, перевод книг при тщательном следовании высоким образцам церковной письменности. Большое внимание уделялось эстетике письма, правильности, точности и выразительности слова – важнейшего средства прославления Бога и просвещения людей. Безусловно, весьма важно знать, каким же образом был поставлен учебный процесс в Тырновской школе, каковы были ее методология и методы. И хотя исторических документов по этому вопросу весьма немного, но у нас есть духовное наследие, жития и творения святых отцов-исихастов – Григория Синаита и его учеников, среди которых был и преподобный Феодосий Тырновский. В этих источниках заключается немало сведений о духовных принципах, лежавших в основе исихастского школьного образования. Итак, в 1349 году преподобный Феодосий Тырновский, получив поддержку царя Иоанна Александра, которому он изложил свой план создания исихастского образовательного центра, основал неподалеку от Тырнова, на Килифаревской горе, монастырь. К преподобному сразу же потянулись с разных концов страны желавшие научиться спасительному пути и проходить иноческий подвиг под его непосредственным руководством. В основном это были люди знатного происхождения, с хорошим светским образованием, стремившиеся и к высшему духовному просвещению. Довольно скоро около преподобного Феодосия собралось до 50 учеников. В дальнейшем, как указывают исследователи, школу преподобного Феодосия Тырновского прошли около 460 учеников . В 1371 году святой Евфимий перевел Тырновскую школу в монастырь Святой Троицы возле Тырнова. Здесь это училище стал высшей школой богословской мысли и одновременно замечательным центром книжности.

http://pravoslavie.ru/41670.html

Одним из значительных центров ювелирного дела на Балканах был г. Чипровци. Продукция чипровских ювелиров была распространена по всей территории Балканского п-ова и отличалась разнообразием. Мастера создали ряд новых пластических принципов, архитектонических форм и орнаментальных фризов, первыми начали украшать ветви креста коваными и ажурными конструкциями в форме храма с куполом. 2-м по значению центром ювелирного дела в северо-зап. болг. землях был г. Враца, где на протяжении почти 80 лет активно работала ювелирная мастерская. Чипровские и врачанские мастера занимались гл. обр. изготовлением церковной утвари, значительная часть изделий датирована и подписана, известны имена мастеров Николы и Пала из Чипровцев, создавших оклады напрестольного креста (1611, СНИМ) и Черепишского Евангелия (1612). Сложную иконографическую программу имеет изготовленный мастером Петром Йоановым дискос из Бачковского мон-ря - одно из самых совершенных произведений чипровских ювелиров. В 1626 г. чипровские мастера изготовили для мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия) дарохранительницу в форме храма (СНИМ); по заказам серб. ктиторов работали мастера Лука (чаша, 1652), Неделко (напрестольный крест для мон-ря Хопово, 1654), Никола Неделкович (2 киота для мон-рей Врдник и Крушедол, 1705 и 1707). Ювелиром был также кнез (правитель) Франко Марканич, изготовивший оклад Евангелия для мон-ря Бистрица в Румынии (1642). Мастера из Чипровцев Яков и Марко по поручению мон-рей Тисмана и Снагов (в Валахии) создали 2 дарохранительницы и реликварий (1671, 1673-1674). Врачанские ювелиры Мавруди, Никола Янов и Костадин занимались изготовлением окладов крестов и напрестольных Евангелий на протяжении более 40 лет. Вмч. Георгий Победоносец. Икона из Тырнова. XVII в. (НХГ) Вмч. Георгий Победоносец. Икона из Тырнова. XVII в. (НХГ) В числе лучших памятников ювелирного искусства поствизант. периода были и изделия, созданные мастерами софийской школы. Мастер Матей изготовил оклады 2 Евангелий, предназначенных для Рильского мон-ря (1577) и для ц.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Вообще взятие Тырнова важно потому, что этот город есть гнездо интеллигенции Болгарии. Один только гвардейский полуэскадрон расположился в самом городе. Наша же бригада стала за городом на Осман-базарской дороге. Ген. Гурко остановился у архимандрита…» После взятия Тырнова Передовой отряд продолжает активно действовать, в начале июля - жаркий бой при деревушке Уфлани, это сражение, по словам Д.С. Нагловского, «решило участь Казанлыка и Шипки». «Тотчас после окончания боя, - продолжает свой рассказ начальник штаба Передового отряда Д.С. НАГЛОВСКИЙ, - генерал Гурко посетил все перевязочные пункты и поручил своему помощнику генералу Рауху озаботиться о перевозке их в город Казанлык. 5 июля. Бой кончился во втором часу дня. Поручив преследование бегущих кавалерии, генерал Гурко остановил пехоту для отдыха и сам въехал в город - Казанлык. Как и в Тырнове, встреча, оказанная генералу, была самая восторженная. Духовенство в полном облачении с хоругвями и образами встретило его при входе в болгарскую часть города. Но еще раньше, при входе в мусульманский квартал, который расположен в восточной части города, генерал Гурко был встречен почти всем мусульманским населением. Он сказал им речь, сущность которой состояла в том, что они никем не будут обижаемы и что генерал берет их под свое покровительство, но только при том условии, если они выдадут все оружие и сами не будут обижать христиан. При этом он объявил, что если из какого-либо дома в городе будет выстрел, или если где-либо будет найдено спрятанное оружие, то виновные будут немедленно казнены. Поручив исполнение его приказаний относительно выдачи оружия муллам и более влиятельным гражданам из магометан, генерал Гурко проехал через турецкий квартал и въехал в болгарский. Проехав через весь город, он остановился в женском монастыре, расположенном на западной окраине города. Отслушав благодарственный молебен в церкви, генерал Гурко вышел на двор монастыря и, сев в тени, обратился к игуменье с просьбою о принятии к себе наших раненых. Игуменья и все монахини были в восторге, приняли всех раненых и впоследствии оказывали им самый старательный, самый усердный уход.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

При таких условиях Ватаци стал искать союза с Асенем Болгарским, хозяином Фракии. По обычаю того времени нужно было скрепить союз браком. Ватаци предложил женить своего 11-летнего наследника Феодора на 9-летней дочери Асеня и заключить союз против франков, нарушив мир между болгарами и франками. Предложение было охотно принято Асенем, влияние которого в Константинополе было утрачено с приездом Бриеня. Ватаци переправился через пролив и осадил Галлиполи, занятое венецианским гарнизоном (1234). Сюда же прибыл Асень с женой и дочерью, и помолвка состоялась; затем невеста с матерью была отвезена в Лампсак, где патриарх в присутствии царицы Ирины совершил бракосочетание. Договор между Ватаци и Асенем знаменовал союз между болгарским и греческим элементами против пришлых латинян и должен был привести к изгнанию последних. Неоднократно со времен Калоянна и Феодора Ласкаря делались шаги в этом направлении, причем инициатива принадлежала болгарскому царю, рассчитывавшему утвердиться на берегах Мраморного моря и Босфора после первоначальной попытки истребить греков Фракии. Теперь отношения были иные, и брак дочери Асеня означал уступку Константинополя греческому царю. За то Иоанн Асень добился осуществления заветного желания болгарских царей – независимости национальной Церкви, на этот раз не через папу и латинство, как сделал Калоянн, но законным путем, не изменяя веры и с согласия четырех патриархов, Константинопольского (Никейского) и трех восточных. Формою признания независимости было учреждение патриархии, хотя и не равнозначной по рангу древним апостольским. Царская и соборная грамота провозгласила Тырновского архиепископа Иоакима патриархом Болгарии (1235), и он был посвящен торжественно в Лампсаке, в присутствии многочисленного духовенства. Конечно, этим шагом наносился удар главе греческого западного духовенства, архиепископу Юстинианы Первой (Охриды) и всей Болгарии, кафедре ненавистного Никее Хоматиана. Что касается положения Тырновского «патриарха Болгарии», то позднейшая грамота Никейского патриарха Каллиста духовенству Тырнова (1355) определяет, что звание патриарха дано епископу Тырнова «из снисхождения», но он «не сопричислен» к числу святейших патриархов и не должен в сем звании значиться в святых диптихах; а патриарх Герман был того мнения, что Тырновская Церковь не получила полной автокефалии, но должна и впредь вносить пошлины и сборы Константинопольскому патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010