Закрытие храма в Ковергино в 1930-е годы В 1937 г. прекратились богослужения в церкви в погосте Ущер-Ковергино около д. Ширманихи. Местные власти сразу же попытались её официально закрыть. Подробности того дела неизвестны. Сохранилось лишь распоряжение Ивановского облисполкома от 21 апреля 1938 г. Владимирскому райисполкому рассмотреть дело о закрытии храма ещё раз (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 27. Л. 124). Но т.к. в 1939 г. верующим было приказано уплатить недоимку с пенями за 1938 г. в размере 207 р. (при этом налог за строение равнялся 658 рублям, а земельная рента – 155 рублям) (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 1010. Л. 2, 3, 6), то можно предположить, что верующие в 1938 г. уплатили бóльшую часть налогов, а местные власти пытались закрыть храм только на основании неуплаты незначительной части налогов (что и было пресечено облисполкомом). 23–24 февраля 1939 г. в погост прибыл налоговый агент М. Елисеев, чтобы вручить церковному совету платёжное извещение о необходимости уплаты налога со строения и земельной ренты. Кто-то из членов церковного совета отказался принимать платёжное извещение, сказав, что верующие не будут платить налоги. Об этом сразу же в присутствии председателя Лунёвского сельсовета Ф. Панкратова был составлен акт. Платёжное извещение в тот же день выслали обратно в райфинотдел (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 1010. Л. 4, 7). 28 февраля райфинотдел сообщил Владимирскому райисполкому об отказе верующих принимать извещение за 1939 г. о налоге со строения в сумме 658 рублей и земельной ренте в сумме 155 рублей, а также о недоимке и пенях за 1938 г. в сумме 207 рублей; на основании этого он просил поставить вопрос о расторжении договора с общиной верующих (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 1010. Л. 6). 3 марта райисполком запросил у Лунёвского сельсовета акт об отказе в приёме платёжного извещения и решение сельсовета с ходатайством о расторжении договора с общиной верующих (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 1010. Л. 5). На следующий день сельсовет написал постановление с ходатайством о расторжении договора с религиозной общиной храма за долги и из-за того, что церковь не функционирует с 1937 г. и, не имея хозяина (отвечать за неё никто не хочет), находится в беспризорном состоянии (что может повлечь за собой хищение государственной собственности). Кроме того, сельсовет указал, что по причине неуплаты верующими налогов недополучена солидная сумма в бюджет сельсовета, что создало тяжёлое положение в финансировании школ, изб-читален и других мероприятий; поэтому сельсовет просил президиум райисполкома компенсировать недополученную сумму в бюджет сельсовета за счёт дотации или других доходов (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 1010. Л. 3).

http://sobory.ru/article/?object=02313

Поскольку православные Подкарпатья находились в юрисдикции СПЦ, Архиерейский Собор СПЦ во главе с патриархом Варнавой с согласия чехословацкого правительства избрал 19 сент. 1931 г. 1-го епископа новообразованной епархии -Дамаскина (Грданичкого), хиротония к-рого состоялась 29 нояб. 1931 г. в Сремски-Карловцах. 5 дек. того же года он приехал в Мукачево, где на следующий день состоялась его интронизация. Мин-во школ и народного образования Чехословацкой Республики (ЧСР) решением от 13 авг. 1935 г. выделило субсидию в размере 150 тыс. крон на строительство епископской резиденции. Еп. Дамаскин добился от чехословацкого правительства того, что с 1932 г. правосл. священники наравне с духовенством др. вероисповеданий начали получать зарплату на основании закона от 25 июля 1926 г. В мукачевском Николаевском мон-ре еп. Дамаскин открыл епархиальные курсы для правосл. духовенства (действовали с 7 авг. по 2 сент. 1933). В 1929 г. епархиальный устав был официально утвержден правительством ЧСР, но до 1935 г. много времени уделял утверждению устава; в апр. проект епархиального устава был рассмотрен членами Епархиального совета. При еп. Дамаскине Мукачевско-Пряшевская епархия получила законченную структуру управления, епархиальный устав и была признана чехословацкой властью наравне с другими религиозными конфессиями. Финансовая поддержка правительства в строительстве культовых сооружений и выделение субсидии православным священникам способствовали их консолидации вокруг СПЦ, начался расцвет монашества. Активная миссионерская деятельность православного духовенства в 1931-1938 гг. была направлена на увеличение количества верующих и расширение географии православного движения. 22 авг. 1938 г. еп. Дамаскин (Грданичкий) выехал в США. В июне 1938 г. на вакантную Мукачевско-Пряшевскую кафедру был избран Владимир (Раич) . 30 окт. 1938 г. состоялась его хиротония во епископа в Белграде. 16 нояб. того же года еп. Владимир приехал в Мукачево, где 20 нояб. состоялась его интронизация. В интронизации принял участие представитель Архиерейского Синода СПЦ еп. Серафим (Иванович). Под рук. еп. Владимира было 130 приходов, в т. ч. 12 расположенных на Пряшевщине в 6 благочиниях, 5 мон-рей и 13 скитов (417 насельников).

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Нам известны и такие факты, когда священнослужители снимали с себя сан, писали заявление, характеризуя себя в нем людьми совершенно неверующими, но затем возвращались к служению принуждаемые к тому органами НКВД. Однако, и снятие сана с продолжением дальнейшего служения далеко не всегда ограждало во время массовых репрессий от ареста и расстрела; причем, в последнем следственном деле 1937–1938 года мы можем и не найти никаких сведений о снятии сана, и часто надо предпринять некоторые усилия, чтобы это установить. Священник Александр Дмитриевич Протопопов, 1875 г.р., женат, служил в Михаило-Архангельской церкви в селе Станиславль Подольского района Московской области. Арестован 28 января 1938 года и заключен в Таганскую тюрьму. На допросах отец Александр показал, что кроме богослужения он до 1933 года занимался сельским хозяйством, затем все свое хозяйственное имущество отдал в колхоз, так как знал, что все равно его отберут, был судим в 1933 году за невыполнение задания по семенной ссуде, но судом оправдан; избирательных прав был лишен «с начала советской власти до 1937 года как служитель религиозного культа» . Из этих его слов следует, что он служил священником во все время гонений при советской власти до самого ареста. На вопросы, признает ли он себя виновным в распространении клеветы против советской власти и советского правительства, он категорически отрицал свою вину, признавая только то, что действительно призывал своих прихожан чаще ходить в храм и организовать сбор средств для его ремонта, а также и то, что занимался активной религиозной работой, укрепляя старорежимный уклад в разрез с политикой советской власти, – как он выразился. 8 февраля 1938 года тройка УНКВД по Московской области приговорила его к расстрелу. Священник Александр Протопопов был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой . Исходя из этих данных, дело кажется совершенно ясным, и имя священника должно было быть включено в Собор новомучеников и исповедников Российских.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Иерей (1928), служил в Пензенской епархии. В 1933 г. приговорен к 5 годам ИТЛ, отбывал наказание в Ухтпечлаге. Обновленческий протоиерей в г. Кимры Калининской области. В 1944 г. принят в лоно Русской Православной Церкви. Епископ Ворошиловградский (1944–1945), Донецкий и Ворошиловградский (1945–1948), временно управляющий Одесской епархией (1948–1951). Архиепископ Одесский и Херсонский (1951–1956), временно управляющий Донецкой и Ворошиловградской епархией. Образцов Михаил Степанович (1881–1959), протоиерей. Родился в крестьянской семье. В 1910 г. сдал экзамен за весь курс Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1911 г. рукоположен во священника. В 1911–1929 гг. – священник Кунестской Петропавловской церкви Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии. Арестован в 1929 году и приговорен к 5 годам лишения свободы. С 1938 г. – на преподавательской работе. С 1941 г. – настоятель Лазаревской Ямковской церкви и учитель (с 1942) средней школы с. Сергеево Новгородского района и области. С 1943 г. – настоятель Успенской церкви с. Городец Лужского округа. С августа 1943 г. – благочинный Лужского округа. В январе 1944 г. за связь его прихожан, жителей с. Городец, с партизанами был заключен в немецкий лагерь в Заречной части Луги, позже содержался под домашним арестом. Будучи приговорен к смерти, избежал ее (немцы не успели казнить его в связи с внезапным приходом партизан и освобождением Луги советскими войсками). Остался служить на приходе с. Городец. Восстановил пострадавший от войны Успенский храм с. Городец, возобновив в нем богослужения. С июня 1944 г. утвержден туда же настоятелем. С января 1957 г. вышел за штат по болезни. Онисим (Пылаев Михаил Владимирович) (1876–1938), епископ, священномученик. Окончил Новгородскую духовную семинарию (1896). С 1903 г. – иерей, служил полковым священником в Русской Армии. В 1918–1919 гг. – казначей в 11-й дивизии Красной Армии. До 1918 г. возведен в сан протоиерея, овдовел. В марте 1926 г. пострижен в монашество. С марта 1926 г. – епископ Красно-Бакинский, с апреля 1926 г. – епископ Боткинский. В 1928 г. осужден, находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. С ноября 1933 г. – епископ Тульский. В декабре 1935 г. арестован. По приговору Особого совещания при НКВД СССР приговорен к 5 годам ссылки в Северный край (по другим источникам – к 5 годам ИТЛ). Арестован в городе Каргополе, где находился как административно высланный, и в января 1938 г. тройкой УНКВД по Архангельской области приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 27 февраля 1938 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Алексия о проходивших в Москве с 24 по 31 января 2003 года XII Международных Рождественских образовательных чтениях, Священный Синод постановил образовать Координационный комитет по подготовке очередных Международных Рождественских образовательных чтений под председательством управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, которому было поручено представить на утверждение Святейшему Патриарху список членов Координационного комитета. Заслушав доклад Митрополита Минского и Белорусского Филарета, сопредседателя комиссии по проведению празднования, посвященного 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского, Священный Синод постановил возложить ответственность за проведение этого празднования в городе Курске на архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Священный Синод одобрил доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя синодальной Комиссии по канонизации святых, о новых материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви, и постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Астраханской епархии: священника Григория Хлебунова (1873 — 6 марта 1930); от Екатеринбургской епархии: священника Феодора Располова (1891 — 8 (21) июля 1918); от Московской епархии: архимандрита Серафима (Щелокова; 1877 — 21 октября 1937), протоиерея Николая Заболотского (1876 — 15 декабря 1937), протоиерея Александра Виноградова (1884 — 22 сентября 1942), священника Сергия Гусева (1886 — 31 октября 1937), священника Евгения Васильева (1892 — 24 ноября 1937), священника Иоанна Соловьева (1894 — 9 августа 1941), священника Александра Лихарева (1876 — 17 марта 1938), священника Алексия Никонова (1881 — 29 октября 1938), священника Феодора Грудакова (1889 — 26 ноября 1940), священника Тимофея Ульянова (1900 — 23 июня 1940), священника Василия Протопопова (1886 — 8 июля 1940), иеромонаха Илии (Вятлина; 1867 — 5 апреля 1938), диакона Иоанна Смирнова (1887 — 18 августа 1939), Петра Игнатова (1904 — 14 ноября 1941), послушницы Параскевы (Макаровой; 1878 — 7 марта 1938); от Петрозаводской епархии: протоиерея Николая Богословского (1875 — 4 ноября 1937); от Санкт-Петербургской епархии: священника Викторина Добронравова (1889 — 28 декабря 1937); от Саратовской епархии: священника Космы Петриченко (1869 — 16 ноября 1937).

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_oc...

– Да, действительно, в магазине я была, но контрреволюционных и антисоветских выступлений с моей стороны не было, за исключением того, что я говорила: священника в нашей церкви еще нет, и то говорила на вопросы колхозников. – Следствием установлено, что вашу квартиру часто по вечерам посещали посторонние лица, где вы проводили контрреволюционную и антисоветскую деятельность... – Мою квартиру посещали монашка Бобкова Анастасия и церковная староста шестаковской церкви Цыганкова и отсталая часть верующих колхозников, с коими я читаю Евангелие (снова суждение следователя вклинивается в показание обвиняемой – никак не могла она назвать отсталыми верующих, которым читала Евангелие. – А.В.). И последнее, что сказала Александра Дьячкова: «Контрреволюционной и антисоветской деятельности я не вела. Но колхозников я призывала, чтобы они посещали церковь и молились Богу». Из обвинительного заключения 4 марта: «открыто проводила к/революционную и а/советскую деятельность... высказывала недовольство к Сов. власти, имела связь с церковниками, монашкой Бобковой и Цыганковой, Дьячкова у себя на квартире устраивала пение религиозных молитв и громкое чтение евангелий, призывала колхозников посещать церковь и молиться богу». Приговор тройки от 4 марта – расстрелять. После этого Александра Дьячкова была переведена из Волоколамска в Таганскую тюрьму в Москве и 14 марта 1938 года расстреляна на Бутовском полигоне. Март 1938 года ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 23964. 2 марта 1938 года в деревне Занино Волоколамского района была арестована Анастасия Степановна Бобкова (родилась 16 декабря 1890 года в деревне Кузяево, недалеко от Волоколамска, из крестьян). «При обыске обнаружена религиозная литература, боле нечего», – отмечено в протоколе. Аресту предшествовал допрос свидетелей (скорее всего, доносчиков) 13 сентября. Председатель Покровского сельсовета донесла о неосторожно сказанных Анастасией Бобковой словах, а секретарь Шестаковского сельсовета сообщил, что она имеет связи с монашками, собираются вместе, у них в доме бывают неизвестные лица, и монашки, по его мнению, «проводят контрреволюционную и антисоветскую деятельность».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

проповеди и Откровения христ. церкви. Ситуация в евангелической церкви до конца войны оставалась напряженной, но такого накала страстей, какой наблюдался в 1933-1936 гг., больше не было. Возможно, именно это обстоятельство ускорило отставку Цёльнера и роспуск Имперского комитета по делам церкви в 1937 г. Подчинить окончательно Немецкую Евангелическую Церковь нацистскому гос-ву не удалось, хотя офиц. руководство евангелической церкви продолжало поддерживать внешнюю и внутреннюю политику Гитлера вплоть до падения фашистского режима. В 1938-1939 гг. земельные церкви приняли клятву верности фюреру, большинство из них одобрили «решение еврейского вопроса» и введение «арийского параграфа» в конституцию. Единодушно одобряли развязанную Гитлером войну. Мн. священники из И. ц. привлекались нацистскими судами за измену родине. Летом 1937 г. был арестован М. Нимёллер. В марте 1938 г. его выпустили, приговорив к штрафу, но на ступенях суда арестовали вновь, и до конца войны он содержался в концлагерях, как личный враг фюрера. В 1943 г. был арестован, а весной 1945 г. казнен за участие в антифашистском Сопротивлении Бонхёффер. В незаконченной «Этике», письмах из тюрьмы он критиковал не только режим, но и позицию христианских церквей, способствовавшую, как он считал, укреплению фашизма. 27 сент. 1938 г. руководство И. ц. во главе с Ф. Мюллером из Далема опубликовало проект т. н. Литургии за мир, известной также как «Литургия против войны» (составители священники Альберц и Бём). Во время богослужения должен был быть зачитан антивоенный текст. Литургия была назначена на 30 сент. 1938 г. Она началась с обращения к заповедям и призыва к покаянию, затем звучали слова, обращенные к Богу, о прощении: «Мы признаемся перед Тобой в грехах нашего народа, в том, что (тайно или явно) клевещут на Твое имя, на Твое слово, на Твою правду». Литургия предупреждала население о несчастьях предстоящей войны, которая рассматривалась как Божий суд и наказание за грехи нем. народа. О будущей службе солдат говорилось не как о героической деятельности, что было характерно для нацистской пропаганды, а как об испытании для всех немцев.

http://pravenc.ru/text/675009.html

Архив УФСБ по Петербургу, д. П-65432, л. 6. Архив УФСБ по Петербургу и области, дело П-65432, л. 8. журнал " Церковный вестник " , 2003. Иерей Виктор. Никольский Виктор Александрович, 18.11.1877 -26.03.1938. Род. в пог. Пенино Ямбургского уезда СПБ губ. В 1913-30 служил в Петропавловской церкви Сестрорецка. В сер. 1930-х - настоятель церкви вмч. Пантелеймона в Тарховке, к 1938 - в Сампсониевском соборе Ленинграда. Проживал в с. Мурино. Арестован 10.03.1938. Постановлением от 20.04.1938 приговорён к расстрелу. Расстрелян в Ленинграде. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб, 1999. Комментарии и обсуждение Погост Пенино и деревня Кошелевичи, где в 1900 и 1901 гг. останавливался Иоанн Кронштадский. Поездка прихожан сланцевского храма во имя Св. Серафима Саровского: В Сланцевском районе Ленинградской области реставрируют уникальный храм Рождества Богородицы. Первый храм был деревянным, его построили в XV веке. Каменный храм Рождества Богородицы в древнерусском стиле в конце 19 века создал архитектор Никонов. На освящение церкви Рождества Богородицы приезжал Иоанн Кронштадтский. Церковь законсервировали десять лет назад по настоянию реставратора храмов Владимира Капиноса, который предложил основать здесь, в деревне Пенино, школу реставраторов. Житель деревни Дретно Владимир Петров рассказывает своей внучке о том, что этот удивительно большой на фоне опустевших изб храм строил столичный архитектор Николай Никонов, автор Иоанновского женского монастыря на Карповке в Петербурге. А на освящение в Пенино приезжал сам Иоанн Кронштадский. Спустя сто лет от дома священника остались руины, храм завоевали известковые сталактиты и водоросли. Владимир Петров говорит: «Страшно смотреть на эту церковь: все купола были обрушены… раскрошенные кирпичи, ни окон, ни дверей, ничего». Архитектурному памятнику повезло. Десять лет назад мимо случайно проезжал известный реставратор Владимир Капинос. Он убедил меценатов, что это здание нуждается в срочной консервации.

http://sobory.ru/article/?object=06122

Преподобномученица Мстислава родилась 23 марта 1895 года в сельце Малое Уварово Бояркинской волости Коломенского уезда Московской губернии в семье отставного ефрейтора Семена Ивановича Фокина. После кончины родителей Мария поселилась у братьев. Они вступили в Коммунистическую партию. Это явилось причиной, из-за которой Мария в 1923 году покинула их дом. Она приняла твердое решение посвятить всю свою жизнь служению Богу. Отправившись впоследствии в город Ижевск, она 15 апреля 1930 года в Никольском храме была пострижена в монашество с именем Мстислава. На праздники она нередко отправлялась молиться в Иоанно-Богословский монастырь, расположенный в Рязанской области. В 1930 году в стране усилились гонения на Церковь. В том же году был закрыт Иоанно-Богословский монастырь, а на Троицу, 31 мая 1931 года, сотрудники ОГПУ арестовали в Рязанской области четыреста восемьдесят девять человек, в том числе монахиню Мстиславу. После ареста они были заключены в Рязанскую тюрьму. 5 июня начались допросы. 5 сентября практикант 3-го отделения Секретно-политического отдела ОГПУ Логунов составил обвинительное заключение, в котором написал, что по полученным ранее сведениям группа монашествующих после закрытия монастырей в бывшей Рязанской губернии занималась антисоветской агитацией и вела организованную борьбу с мероприятиями советской власти в деревне. Пять человек были приговорены к трем годам заключения в лагере, и среди них — монахиня Мстислава. С первым тюремным этапом она была отправлена в распоряжение Управления Соловецких исправительно-трудовых лагерей ОГПУ на станцию Свирь Мурманской железной дороги, где 16 сентября 1931 года был открыт новый лагерь — Свирьлаг. Отбыв свирьлагскую каторгу, монахиня Мстислава в 1934 году вернулась в Коломну. 14 и 15 февраля 1938 года оперуполномоченный ОБХС Соловьев и начальник районной милиции Едунов допросили соседей монахини Мстиславы, которые показали, что знают Фокину как монахиню, которая говорила: напрасно советская власть преследует духовенство. Это заявление было воспринято представителями властей как крамольное. 24 февраля 1938 года монахиня Мстислава была арестована и заключена в Коломенскую тюрьму. 2 марта 1938 года тройка УНКВД по Московской области приговорила монахиню к расстрелу, после приговора она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. Монахиня Мстислава (Фокина) была расстреляна 10 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне под Москвой.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-251-...

ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ Никитич Горячев (1884-1937), прот., сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ Георгиевич Круговых († 1924), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ Сергеевич Тихонравов (1881-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВФИМИЙ (Коротков Владимир Трофимович; 1882 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ (Любовичев; 1875 - 1931), иером., прмч. (пам. 6 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ (Шаршилов Емельян Николаевич; 1887 - 1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ Петрович Кочев (1867 - 1937), мч. (пам. 5 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФРОСИН (Антонов; 1885-1937), прот., прмч., (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФРОСИНИЯ Федоровна Денисова (1906-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФРОСИНИЯ Адамовна Джуринская (1888-1920), мц. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Декалина Екатерина Дмитриевна; 1875-1938), прмц. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Константинова Екатерина Григорьевна; 1887-1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Черкасова Екатерина Михайловна; 1892-1938), прмц. (пам. 23 янв., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122344_12.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010