Священные книги евреев начинаются бытописанием о сотворении мира, где, между прочим, повествуется, что Бог сотворил человека по образу своему и по подобию, создал ему помощницу – жену, привел ее к нему и благословил их, т. е. Сам сочетал их браком, дав им благословение расти, множиться и наполнять землю ( Быm. I, 28 ). Эта идея непосредственного Божьего бракосочетания с чрезвычайною силою выражена в разных священных книгах Ветхого Завета. Авраам, который, по Божьему повелению, оставил свою родину и поселился в земле ханаанской, когда пришло время женить сына Исаака, отправил своего раба-домоправителя за невестой для своего сына, взял с него при этом торжественную клятву не ходить к обитателям ханаанской земли, а идти на оставленную им родину, и в напутствие сказал ему следующее: «Иегова, Бог неба, который взял меня из дома Отца моего и из земли местожительства моего, – Бог, который говорил со мною и поклялся мне, что страна эта будет дана моим потомкам, пошлет ангела своего пред тобою, чтобы оттуда ты взял жену моему сыну». Когда посланный достиг родины Авраама, первым делом его была следующая молитва Иегове: «Бог Авраама, господина моего, исполни желание мое и окажи милость господину моему. Вот я стою у колодца; в это время девицы выходят сюда из города черпать воду. Пусть та, которая, по моей просьбе, даст мне напиться и кроме того сама предложит напоить и моих верблюдов, – пусть это и будет та самая, которую Ты предназначил рабу Твоему Исааку». Когда все случилось именно так, как желательно было, посланный Авраама пал на землю и сказал: «да будет благословен Иегова, Бог господина моего Авраама, не оставивший его своею милостию, поставивший меня на надлежащую дорогу и приведший меня в дом родственников господина моего, чтобы взять жену для его сына» ( Быm. XXIV ). Ветхозаветный пророк, объясняя, почему Бог не принимает благосклонно, а отвергает жертвы и приношения из рук своего народа, говорить: «потому, что Иегова был свидетелем между тобой и женою юности твоей, против которой ты поступаешь вероломно и безчестно, хотя она – товарищ тебе и сопряженная жена» ( Maлax. II, 14 ). Или напр. Соломон, когда ему нужно указать на жену, нарушающую свой супружеский союз, говорить о ней, что она забывает о союзе Бога своего ( Npumч. II, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Глава 62 (1) Ради Сиона не умолкну, И ради Иерусалима не успокоюсь, Пока не взойдёт, как свет, правда его, – И спасение его, как факел, не возгорится. (2) И увидят народы правду твою, И все цари славу твою, И назовут тебя именем новым 474 , Которое уста Иеговы назначат. (3) И будешь венком прекрасным В руке Иеговы, И короной царской На ладони Бога твоего 475 . (4) Не будешь называться более оставленною, И землю твою не станут называть впредь «пустою»; Но ты будешь называться: любезная мне 476 , А земля твоя – замужнею; Ибо вожделеет Иегова к тебе, И земля твоя населится 477 . (5) Как сочетавается юноша с девицею, Сочетаются с тобою сыны твои; И как радуется жених о невесте, Возрадуется о тебе Бог твой. (6) На стенах твоих, Иерусалим, Я вижу сторожей 478 ; Весь день и всю ночь никогда не умолкают они. О вы, напоминающие о Иегове, Да не будет покоя вам! (7) Не давайте покоя и Ему, Пока Он не защитит, И пока не сделает Иерусалима славою на земле. (8) Поклялся Иегова правою рукою Своею И мышцею крепкою Своею: «Не дам зерна твоего больше в пищу врагам твоим, «И не будут пить чужеземцы нового вина твоего, «Над которым ты трудился. (9) «Но собирающие его будут есть его, «И восхвалять Иегову, «И обирающие виноград будут пить, «В притворах святилища Моего 479 . (10) Проходите, проходите в ворота, Готовьте путь народу, Равняйте, равняйте дорогу Очищайте от камней, Поднимите знамя перед народами. (11) Вот Иегова объявляет по всей земле: «Скажите дочери Сиона: «Вот Спаситель 480 твой идет «Вот награда Его с Ним, «И дело Его перед лицом Его» (12) И назовут их народом святым Искупленным Иеговою; А тебя назовут взысканным; Городом не покинутым. LI 481 475 В некоторых местах, говорит Абен-Ездра, носят венцы, кроме головы, на руках и раменах. У Светония читаем: coronamque capite gerens Olympiacam, dextra manu Pythiam. (Neron. XXV). 477 от равно значит и быть обручённым и быть населенным. Мы переменяем эти значения, чтобы яснее представить смысл речи, не устраняя при этом и самой фигуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

е. на укоренившемся нечестии, думали, что Бог не делает ни добра, ни зла, не промышляет о людях, ( Соф. 1:12 ). Этот же пророк называет Иудейский народ ненаказанным, т. е. необузданным ( Соф. 2:1 ), который не принимал никаких вразумлений, не боялся Бога и не старался приблизиться к Нему доброю жизнью и у которого все листвие истлело, т. е. все испорчено и развращено ( Соф. 3:2–7 ). С большею силою укорял Иудеев за нечестие Св. пр. Иеремия, современник Св. Софонии. «Как безумен народ Мой (говорит Господь у сего пророка): Меня не узнает, точно дети, глупы они и не понимающие ничего. Умны они делать зло, а сделать доброе не знают. (Иерем. 4:22)... Пройдите по улицам Иерусалима, высмотрите и узнайте, поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли делающего суд, ищущего истины? Тогда Я бы простил его... Ты (Господи) поражал их, а они не огорчились (не поболеша), Ты погублял их, а они отказывались принять внушение. Жестче скалы лица их были, они отказывались возвратиться (Иерем. 5:1–4)... Крайне неверен Мне дом Израилев и дом Иудов, говорить Иегова. Они отвергли Иегову и сказали: нет Его, и не придет на нас зло, и меча и голода не увидим. И пророки стали ветром, и речи нет у них о том, что должно случиться с ними... Выслушайте, народ глупый и бессердечный, глаза имеющий, и не видящий, уши имеющий, и не слышащий, Меня ли вы не боитесь, говорит Иегова? Но у народа сего оказалось сердце уклончивое и мятежное (непослушно и не покориво). уклонились они и ушли... Есть в народе Моем нечестивые, они высматривают, как притаившийся птицелов, ставят силок, хватают людей. Как клетка полна птиц: так домы их полны награбленного. от того они велики и богаты, толстеют, лоснятся, переступают меру зла; вовсе не вникают в нужды сироты, чтобы помочь ему, и справедливости бедным не оказывают. За это ли не наказать Мне, говорить Иегова? Страх и ужас совершается на земле. Пророки пророчествуют ложное, а священники рукоплещут, и народ Мой любит это» (Иерем. 5:11–13,20–22, 23:26–31). При таком состоянии нравственности нельзя было ожидать, чтобы и в гражданском быту было хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«И Иегова Бог воинств, имя Его Иегова», именует так потому, что для Израиля времен Осии сила упования и доверия сосредоточивалась в том, что Иегова есть Бог, повелевающий видимыми и невидимыми силами неба, с неограниченной властью владычествующий как на небе, так и на земле ( Ос.12:4–6 ). К этому-то Богу, могущему, как Богу воинств, спасти Израиля от всякой беды и опасности, сильному сделать все, Израиль и должен обратиться: " И ты, говорит пророк, обращаясь к Израилю, обратись ты к Богу твоему», вступи с Ним в тесное, жизненное общение, и свое искреннее обращение к Нему прояви любовью и справедливостью к ближнему и полный твердой веры упованием на самого Господа: «держись любви и правды, и на Бога твоего уповай всегда» ( Ос.12:7 ). Такого рода обращение для Израиля необходимо потребно, потому что Израиль не подражал в своей жизни своему праотцу Иакову, он не был Иаковом, который силен настолько, что борется с Богом и силой молитвы поборает Бога, склоняет его на милость к себе и дарование благословений. – Израиль пошел по другой дороге, – он по своей деятельности сделался Ханааном, сделался богопротивным торговцем, сделался купцом, как Ханаан. (Торговля составляла главное занятие хананеев и особенно между ними финикиан). Само слово Кепаап значит купец, торговец (см. Ис.23:7 ; Иов.40:25 ). В этом нарицательном значении наименование Ханаан главным образом, как видно из связи речи, и усвояется здесь Израилю, хотя в то же время подразумевательно прилагается и то значение, с каким у пророка Иезекииля ( Иез.16:3 ), то же наименование усвояется Израилю, а именно в отношении идолопоклонства, которое воспринял Израиль в свое существо от Ханаана, и в этом идолопоклонстве вполне уподоблялся ему). В чем же Израиль проявляет свое ханаанское настроение? В законе Израилю сказано было: «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная, и гин верный. Я Господь Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской» ( Лев.19:35–36 ; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Иегова от чрева призвал Меня, от утробы матери Моей нарёк Мне имя... И Он сказал Мне: ты раб Мой; Израиль, в котором Я прославлюсь. А Я сказал было: напрасно Я тружусь, по пустому и вотще истощаю силу Свою. Но дело Мое было у Иеговы, и награда Моя у Бога Моего. И ныне Иегова, образовавший Меня от чрева в рабы Себе, говорит Мне, чтоб обратить к Нему Иакова и Израиля собрать к Нему; и прославлюсь Я в очах Иеговы, и Бог Мой будет силою Моею. И вот Он говорит: мало того, что Ты будешь рабом Моим в восстановлении колен Иаковлевых и в возвращении спасенных сынов Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли». «Много ликуй, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: Се, идет к тебе Царь твой, правосудный и Богом хранимый, кроткий и седящий на осле и на жребяти, сыне ослицы». «Взошел Он как молодой росток пред Ним, и как отпрыск от корня на сухой земле. Ни вида в Нем, ни красоты; ибо мы видели, но не было благолепия, и как мы могли возлюбить Его! Ибо Он был презрен и оставлен людьми, страдалец и знакомый с болезнями; и, как человека, отвращающего от себя взоры, мы презирали и ни во что ставили Его. Но Он принял на Себя наши болезни, и наши страдания на Себе нес; а мы думали о Нем, что Он поражаем, мучим и наказуем Богом. Но Он изранен был за преступления наши и избит за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и от ран Его мы исцелеваем. Все мы блуждали как овцы, совратились всяк на свою дорогу; и Иегова возверг на Него вину всех нас. Он истязуем был, но Он смирил Себя, и не отверзал уст Своих; как агнец веден был на заклание, и как овца пред стригущими ее безгласна, и не отверзал уст Своих. Из тесноты и суда наконец взят; но кто расскажет род его?.. Когда душа Его совершит жертву очистительную, Он узрит семя, будет продолжать дни, и воля Иеговы рукою Его будет исполняться благоуспешно. После труда души Своей Он вполне увидит распространяющееся ведение Его; многих оправдает Он, праведник, раб Мой; и вины их на Себе понесет. Посему Я дам Ему многих в удел, и сильных будет делить как добычу за то, что он предал душу Свою на смерть и считаем был наряду с преступниками, тогда как Он взял на Себя грех многих и за преступников представил Себя ходатаем» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

Иер.1:8 .  Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Го­с­по­дь. Иегова однако успокаивает смущение Иеремии, обещая ему, что он сможет исполнить волю Божию, потому что Сам Бог будет ему помогать в этом, будет спасать его от нападений врагов. Пойдешь – правильнее перевести повелит. наклонением: иди. – Скажешь ­­ говори. Иер.1:9 .  И про­стер Го­с­по­дь руку Свою, и коснул­ся уст мо­их, и сказал мне Го­с­по­дь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Не должен смущаться Иеремия и мыслию о своем неуменье говорить красноречиво. Он будет, ведь, возвещать не свои слова, а слова Божии. В знак того, что отныне Господь влагает ему в уста слова Свои, Он коснулся рукою уст Иеремиих (ср. Ис 6.5 ; Иез 2.9 ; Иез 3.1 ) и этим раз и навсегда сделал уста пророка Своими устами. Иер.1:10 .  Смотри, Я по­ставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разо­рять, губить и раз­рушать, созидать и насаждать. У пророка Софонии Иегова изображается как Судия мира, вызывавший к Себе на суд народы и царства ( Иер 3.8 ). Иеремия, как уполномоченный этого Верховного Судьи, должен также низвергать и воссозидать народы и царства. По древне-еврейскому пророческому воззрению, слово Иеговы есть объективная величина, реальная сила, которая обнаруживает свое действие в мире ( Ис 9.7 ; Ос 6.5 ), и сам Иеремия далее ( Иер 5.14 ) говорит, что слово Иеговы в его устах станет огнем, а дом Израилев – деревом, которое будет истреблено этим огнем. В Иер 23.29 Иеремия сравнивает, слово Иегова с молотом, разрушающим утесы. Эти параллельные места объясняют нам и смысл приведенных выше выражений, какими характеризуется призвание Иеремии. Ясно, что пророк будет не только провозвестником судьбы народов, но сам, своими вдохновенными пророческими велениями, будет наклонять эту судьбу в известную сторону. Выражению «разрушать» – нет соответствующего слова у LXX. Иер.1:11 .  И было слово Го­с­по­дне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Иер.1:12 .  Го­с­по­дь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодр­с­т­ву­ю над словом Мо­им, чтоб оно скоро исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис. 28:16; 8:14 ). Как смотреть на 12-й стих в общей логической и психологической связи речи пророка? Естественнее всего понимать его, как уступку чувству любви пророка к соотечественникам. После того, как пророк изобразил весь ужас и страдания, которые должны испытать иудеи от халдеев, смирил и поверг в печаль иудеев, он проливает в сердца их мир и успокоение. Пусть иудеи, скажем мысль пророка, не пребывают безмятежно в своих грехах, пусть они ждут грозных халдеев и трепещут при имени их, но, когда они поверят пророчеству, то пусть не отчаиваются за свое спасение. Пусть они не забывают, что у них есть Иегова, любящий их и всемогущий, святый израилев. Он пошлет халдеев, верит пророк, не для истребления своего избранного народа, а для суда и обличения грешников и беззаконников. Эта светлая вера была необходима и для самого пророка, она должна была подкреплять его в тяжком служении. Авв. 1:13 Чисто око еже не видети зла, и взирати на труды болезненныя: Вскую призираеши на презорливыя? премолчаваеши, егда пожирает нечестивый праведного? По-русски: Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев, и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его... Пророк продолжает свое обращение к Богу. Он ранее признал, что халдейское нашествие должно быть судом для иудейских беззаконников. Это признание переносит теперь мысли пророка к современному нравственному состоянию еврейского народа, вызывавшему и прежде (2–4 ст.) его жалобы. Среди еврейского народа пророк видит распространение злодейства и притеснений 59 . Правосудный Иегова, требующий от людей правды и добра, не может, по верованию пророка, допускать беззаконий среди еврейского народа. Иегова чист очами, т. е. имеет чистый духовный взор, не помраченный собственными беззакониями, и не могущий смотреть на грехи других. Как телесный слепец не может видеть физических недостатков у себя и у других, так и духовный слепец, нравственно-преступный человек, не может замечать преступлений своих и чужих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Как Бог правосудный, Иегова предъявляет нравственные требования к Израилю в силу заветных отношений, существующих между ними. «Ищите добра, а не зла», говорит пророк Амос, не только для того, чтобы вам жить достойною человеческою жизнью, но для того, чтобы могли нерушимо сохраняться отношения особенной близости между вами и Иеговой: " и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите» ( Ам.5:14 ). Искать доброе и сеять правду означает искать Иегову, a искать Иегову, значить жить. Взыщите Господа, и будете живы ( Ам.5:4 ); обратитесь к Господу, наблюдайте суд (mischepat, Ос.12:6 )… Сейте себе в правду... ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» ( Ос.10:12 ), т. е. действительно счастливая жизнь только, – пока Израиль с Иеговой; день Иеговы, если его представлять днем будущего счастья, действительно, может наступить только по воле Иеговы, но исключительно в зависимости от исполнения Израилем требований справедливости. Быть справедливым, быть добрым и быть с Богом таким образом суть понятия по содержанию однозначущие. В силу этих же отношений Иегова объявляет Израиля виновным пред Собой и подлежащим строгой каре: Иегова избрал Израиля Своим особенным народом и именно потому должен взыскать и взыщет с него за все беззакония его ( Ам.3:1–2 ). – Суд Божий на Израиля есть, таким образом, воздаяние ему за измену своему назначению – быть во всем достойным своего избрания. " Так как ты отверг ведение, mo и я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; так как ты забыл закон Бога твоего, mo и Я забуду детей твоих» ( Ос.4:6 ). Израиль избран для великой миссии священного служения пред Иеговой т. е. поставлен был к Иегове в особенную религиозную близость, подобную той, какая существует между священниками и Богом. При этом ему дано было ведение т. е. знание о Боге (haddaoth с опред. членом=богопознание, упомянутое в 1 ст.), заключенное в законе. Это сказано о священниках, но распространяется, конечно, и на весь израильский народ. Израиль будет отвергнут Иеговой т. е. подвергнется тягчайшему для него наказанию за то, что согрешил пред Иеговой, как Богом, давшим ему определенные правила нравственности (срв. также Ос.8:1, 12 ). – Отсюда везде, где только пророки касаются мотивов суда Иеговы над Израилем, на первом плане у них выступает указание на безответственность Израиля, забывшего или пренебрегшего нравственными условиями завета, которые он должен был неуклонно исполнять, как народ Иеговы. Отсюда же и наказания, предрекаемые Израилю, неизменно всегда сопровождаются ссылками на гнев Иеговы, вызванный попранием правды, обязательство хранить которую лежало в самом существе заветных отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Но все ли предопределения Господа относительно Вавилона исполнились? Имея перед собой такие точные пояснения фактов, какой смертный даст отрицательный ответ на вопрос, присоединенный в этих самых пророчествах его всеведущим Творцом? «Кто все это провозгласил с древнейших времен? Кто это изрек в те годы? Не Я ли, Господь? и нет Бога, кроме Меня,–возвещая конец с самого начала, возвещая с древнейших времен вещи, которые еще не совершились, глаголю, Мой совет будет стоять твердо, и Я совершу все, что Мне будет угодно». ( Ис. 14:21 и XIVI. 10). Возможно ли, чтобы было какое-либо свидетельство в пользу истины пророчеств, если оно не усматривается здесь? Есть ли какое-либо место на земле, которое подверглось бы сильнейшему перевороту? «Скрижали человеческого рода», было сказано совершенно справедливо, «не представляют контраста более поразительного, чем контраст между первобытным великолепием Вавилона и его продолжительным опустошением» 868 . Его развалины были недавно тщательно и добросовестно исследованы многими англичанами, и результат каждого разыскания есть все более поражающее доказательство буквального исполнения каждого предсказания. Как мало на земле мест, о коих мы имели бы такое ясное и правдивое изображение как описание падшего Вавилона, сделанное пророками в такое время, когда никакое место на земле не было на него похоже! Или могли ли пророчества быть точнее, удивительнее, многочисленнее и истиннее, или исполняемы постепеннее в продолжение многих поколений? А взглянув на то, что Вавилон был и что он ныне есть, и, увидев осуществление всех их до мельчайших подробностей, не научатся ли народы мудрости, не станут ли тираны трепетать и не призадумаются ли скептики? Но, несмотря на то, что Вавилон и вся земля халдейская поражались беспрерывными ударами, однако, не наступило еще время, о котором говорит пророк: «Иегова помилует Иакова, и снова изберет Израиля; и поселит их на земле своей, и будет в тот день, когда Иегова успокоит тебя от мучения твоего и от томления твоего под гневом, и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, тогда ты произнесешь причту сию на царя вавилонского и скажешь: «как умолк мучитель, пресеклось грабительство! Сокрушил Иегова жезл нечестивых, скипетр владык».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Но они этого не могли сделать, потому что тогда у них не оставалось бы никакой точки опоры за недоступностью внутреннего самородного блага. Это мог сделать впоследствии лишь Христос-Сын Божий, направивший религию по новому руслу. И это нас отсылает к характеру религиозного опыта израильских пророков. Объективной ограниченности религиозного созерцания пророков соответствует субъективная ограниченность религиозного опыта. Здесь наше внимание притягивает к себе пророческий образ страдающего праведника, раба Божия, отрока Божия, сына человеческого. Этот образ – прекрасное достояние ветхозаветной письменности, самое трогательное произведение еврейского творчества. По мере того, как в религиозном сознании Израиля крепло понятие праведности, для него возникал роковой вопрос о страдании праведников и благоденствии грешников. «Когда я стану судиться с Тобою, Иегова, Ты будешь прав; и однако же я буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все обманщики живут спокойно?... А меня, Иегова, Ты знаешь» 436 . «Нечестивые и счастливцы мира достигают богатства. Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал невинностью руки мои, терплю раны всякий день и страдание всякое утро» 437 ? Эта проблема, составившая предмет книги Иова, со всею яркостью была поставлена в истории пророков, терпевших гонение от народа мятежного и упорного 438 , и в истории самого Израиля, отданного в плен на поругание язычникам, когда Иегова сокрыл от него лицо Свое и оказался для него Богом сокровенным 439 . К теоретическому уразумению тайны страданий праведника Израиль был подготовлен понятием божественного снисхождения, так как Высокий и Превознесенный живет именно с сокрушенными сердцем и смиренными духом 440 . Живое же понимание этого образа давалось собственным опытом страданий пророка. Он страдал, как служитель Божий, страдал ради Иеговы: «за Тебя я терплю поношение» 441 , – он страдал, затем, за других, за народ свой, принимал на себя его страдания и брал на себя его беззаконие 442 , терпел от тех, которым открывал слово Божие, был для них «как кроткий агнец, ведомый на заклание» 443 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010