Слово на литургии в день праздника Обрезания Господня 14 января 1975 г. «Ты еси Бог наш! Разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем!» В восьмой день по рождении Господа нашего Иисуса Христа, во исполнение закона, над Ним был совершен обряд обрезания, символизировавший вступление потомков Авраама в завет с Богом. В этот же день, по обычаю, наречено было Младенцу имя Иисус – то самое, которое предвозвестил Его Матери, Пресвятой Деве Марии, Архангел Гавриил во время Благовещения. «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк. 1:30–31 ). Имя Иисус, по-еврейски Иегошуа или Иешуа, было одним из любимых и весьма распространенных среди иудеев того времени. Оно состоит из двух частей, первая из которых соответствует имени Божию «Иегова», а вторая говорит о спасающей или избавляющей деятельности Божией по отношению к людям. Таким образом, имя Иисус означало для ветхозаветного израильтянина «Иегова спасает» или «Иегова спасающий». Это имя носил живший во времена глубокой древности великий вождь народа Израильского, ученик и преемник Моисея, Иисус Навин, который, одержав с чудесной помощью Божией ряд побед над врагами, избавил свой народ от многих опасностей и ввел его в землю Обетованную. Так же назывался и великий первосвященник, который возглавлял иудеев, вернувшихся в VI столетии до Рождества Христова из многолетнего Вавилонского плена. Для этих великих избранников Божиих имя Иисус не столько относилось к их личности и служению, сколько должно было постоянно напоминать и им самим, и их единоплеменникам о Боге, как Избавителе всех бедствующих и находящихся в опасности. Носивший имя Иисус в Ветхом Завете должен был сознавать и помнить, что и он, как многие другие, есть тот, «чье спасение есть Иегова». Но когда в Вифлееме, во дни Ирода царя, родился от Девы Марии предреченный пророками Богомладенец, то и самое имя, которым Его нарекли, приобрело новый и совершенно исключительный смысл. «Ангел Господень, – говорит нам об этом св. евангелист Матфей, – явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф. 1:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Глава 3 Молитва Аввакума пророка с песнию 75 . С Евр: «Молитва пр. Аввакума, на подобие песней», т. е. молитва , которую должно было петь под музыку, потому что, как сказано в конце сей молитвы, она была послана св. Аввакумом начальнику музыкального хора при храме Иерусалимском, и ее должно было петь и вместе играть на музыкальных инструментах. Молитва эта содержит частию пророчество о будущем, частию прославление Господа, проявившого силу Свою в спасении Еврейского народа от врагов и от Египетского рабства. Авв.3:1 . Господи, услышах слух Твой и убояхся. С Евр: «Иегова! я услышал слово Твое, и устремился». Т. е. убоялся я, Господи, когда от Тебя узнал о наказании Иудеев и о разрушении Вавилонского царства. Слова: слух Твой значит: слово Твое, определение Твое. Авв.3:2 . Господи разумех дела Твоя, и ужасохся, посреде двою животну познан будеши, внегда приближитися летом, познаешися: внегда приити времени, явишися: внегда смутитися души моей во гневе, милость (Твою) помянеши. С Евр: «Иегова! Воскреси дело Твое среди времен; яви среди времен; во гневе вспомни о помиловании». Пророк поясняет, почему он убоялся. Потому, говорит, что уразумел дела Твои, познал, что Ты сделал для Евреев, что имеешь соделать для них в будущем, что сделал и сделаешь со врагами нашими. Пророку Божию, конечно, было дано знать и о делах Божиих в спасении рода человеческого Сыном Божиим, как разумеют некоторые из толковников (Бл. Иерон. Август и др). Уразумение сих дел повергло св. Аввакума в страх и изумление. Выразив свое изумление, пророк заверяет, что настанет свыше предназначенное время, когда эти дела Божии будут явлены миру и Господь Бог Сам явится и будет познан людьми. Посреди двою животну 76 познан будеши. «Одни (из толковников), говорит бл. Феодорит, под двумя животными разумели ангелов и человеков; другие же – те из бесплотных сил, которые приближены к Божией славе – Херувимов и Серафимов, а некоторые – Иудев и Вавилонян. Но мне кажется, что пророк говорит не о двух животных, но о двух жизнях – настоящей и будущей, посреди которых является праведный Судия».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Роудс Рон (протестант) Называет ли Писание Христа архангелом Михаилом? Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог Отец]: «Ты Сын Мой...» Евр.1:5 Общество Сторожевой Башни учит, что Иисус Христос – всего лишь ангел, первое существо во Вселенной, сотворенное Богом. В журнале «Сторожевая башня» эта мысль излагается так: «Писание дает нам основание сделать вывод о том, что Иисус Христос, прежде чем он покинул небеса, и после своего возвращения, носил имя Михаил» 371 . Более того, «„Михаил, князь великий», – не кто иной, как сам Иисус Христос» 372 . Общество Сторожевой Башни утверждает, что именно через этого сотворенного ангела Бог создал все остальное. Сначала был сотворен Михаил, а затем Бог использовал его, чтобы сотворить остальную Вселенную (см. Кол.1:16 ПНМ) 373 . Если верить публикациям Сторожевой Башни, прежде чем стать человеком Михаил (Иисус), вероятно, существовал миллиарды лет. В определенный момент времени он родился на земле как человек. Чтобы «выкупить» человечество из греха, Михаил добровольно отказался от жизни в качестве духовного создания (ангела), после чего Иегова перенес его жизненную силу в утробу Марии. Это не было воплощением (пришествием Бога во плоти). Скорее, Иисус просто стал совершенным человеком – не больше и не меньше. Во всех отношениях Он был равен Адаму, каким тот был до грехопадения. Иисус прожил человеческую жизнь, исполнял порученное ему Иеговой служение и, оставаясь послушным, умер, чтобы выкупить человечество. «Воскреснув», Иисус не восстал из мертвых телесно и не стал прославленным человеком. Иисус был «умерщвлен во плоти и воскрешен как невидимое духовное создание» 374 . Изданная Сторожевой Башней книга «Познание, ведущее к вечной жизни» сообщает читателю, что «Иегова Бог воскресил его [Иисуса] как могущественную духовную личность» 375 . Свидетели Иеговы «отрицают, что Он был воскрешен во плоти, и оспаривают любое заявление такого рода как не соответствующее Писанию» 376 . По сути, " человек Иисус мертв, мертв навеки» 377 . Что же в таком случае стало с Иисусом? Если верить публикациям Сторожевой Башни, в момент «воскресения» (правильнее было бы назвать это событие воссозданием) Иисус Христос вновь обрел Свою прежнюю сущность архангела Михаила. Изданный Сторожевой Башней справочник Aid to Bible Understanding объясняет: «Продолжая носить имя Иисуса после воскресения ( Деян.9:5 ), „Слово» показывает свое тождество с Сыном Бога на земле. А вновь принимая свое небесное имя Михаил и титул „Слово Бога» ( Откр.19:13 ), он утверждает свою связь с дочеловеческим существованием» 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Теперь обратимся к певцу Израиля. Вы видите его погруженного в глубокие думы; душа его полна, но уста ещё безмолвствуют, ещё вещие персты его не касаются благозвучных струн священного орудия. Но вот уже вдохновение небесное начинает сильно двигаться в груди его, внутренний пламень объемлет и проникает его сердце, в его мыслях возгорается огонь ( Пс.38:1–4 ), его лицо оживляется каким-то сверхъестественным цветом, его взоры блещут лучами вышнего озарения и он восторженным голосом своим возглашает: Иегова, Господи наш, как величественно имя Твое по всей земли. Ты вознес величие Твое превыше небес ( Пс.8:2 ). Чтобы почувствовать в полной мере всю силу и знаменательность сего возглашения, надобно ближе ознакомиться с духом и характером священного языка. Еврейский язык не многоречив, но за то каждая в нём буква, каждая точка и каждое видоизменение оных говорят несравненно более, нежели целые слова и выражения в других языках. Так произнесённое песнопевцем имя Божие: Иегова, величию коего удивляется он, собственно говоря, состоит только из трёх букв, но как много выражает оно; ибо одна из сих букв выражает собою время настоящее, другая – прошедшее, третья – будущее, а все, вместе взятые в совокупности, означают такое существо, которое, бытием Своим объемля все времена и веки, в Самом Себе заключает источник бытия всего, что было, есть и будет, след., существо вечное и беспредельное, существо самобытное и всепроизводящее, существо всех существ, жизнь всех жизней, или, как изъясняется оно у св. Иоанна в Апокалипсисе, это есть сый и иже бе и грядый. И так, имя сие, и по буквальному значению своему, неизмеримо-величественно и многознаменательно, так что иудеи не только благоговели пред ним всем существом своим, но после плена Вавилонского страшились, даже произносить его, страшась своего недостоинства, и потому во время чтения божественных книг, где оно встречалось, заменяли оное другим именем Адон или Адонаи, а древние Отцы Церкви называли его даже неизреченным (Наз. в 4 гл. о Богословии).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

I. О ДВУХ ЕСТЕСТВАХ ВО ИИСУСЕ ХРИСТЕ § 133. Господь Иисус имеет естество Божеское и есть именно Сын Божий В этой истине удостоверяемся: I) из писаний о Мессии ветхозаветных, II) из учения Христа-Спасителя о самом Себе, III) из учения о Нем св. Апостолов, IV) из учения и верования мужей апостольских и всей Церкви. I. В ветхом Завете Мессия называется: 1) Сыном Божиим, рожденным от вечности из существа Отча. В Псалме 2-м, который все св. Апостолы ( Деян. 4, 24–28; 13, 32–34 ; Евр. 1, 5; 5, 5 ) и сами древние Иудеи 97 относят к Мессии, Мессия свидетельствует о Себе: Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя (ст. 7), т. е. родил или рождаю вечно. В Псалме 109-м, также относимом и св. Апостолами ( Деян. 2, 34–36 ; Евр. 1, 13; 7, 17. 21. 24. 25 ) и древними Иудеями 98 к Мессии, сам Бог говорит к Нему: из чрева, т. е. из существа Моего, прежде денницы, т. е. прежде всякого времени, родих тя (ст. 3). Пророк Михей, предсказывая, что Мессия имеет произойти из Вифлеема, присовокупил, что Он имеет и другое происхождение – вечное: исходи его из начала от дней века ( Мих. 5, 2 ), – а это пророчество также относимо было к Мессии всею церковию иудейскою ( Матф. 2, 4–6 ; Иоан. 7, 42 ). 2) Господом, Богом (Адонаи, Елогим) и даже Иеговою, именем, исключительно усвояемым одному Богу. Таковы, например: а) слова псалма 44-го: престол твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия твоею; возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих (ст. 8), – относимые к Мессии и Апостолом ( Евр. 1, 7–9 ) и древними Иудеями 99 ; б) слова 109-го псалма: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене (ст. 1), которые относит к Мессии сам Христос-Спаситель (Мат. 22, 41–46); в) пророчество Малахии: се аз посылаю ангела моего, и призрит на путь пред лицем моим: и внезапу приидет в церковь свою Господь, егоже вы ищете, и Ангел завета, егоже вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель ( Мал. 3, 1 ), которое также относит к Мессии сам Спаситель (Мат. 11, 10. 11); г) пророчество, двукратно повторенное Иеремиею: се дние грядут, глаголет Господь, и восставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет царь, и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли. Во днех ею спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди, и сие имя ему, имже нарекут его, Господь (Иегова) праведен наш ( Иер 23, 5. 6 ; снес. 33, 15. 16), – пророчество, которое единодушно относили к Мессии древние Иудеи 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Скачать epub pdf Псалом 8 Пс.8:1 B конец, о точилех. псалом Давиду – вот надписание восьмого псалма. О значении слова в конец было сказано при объяснении псалмов 4 и 6. Выражение псалом Давиду тоже не раз было объясняемо. Теперь требуется сказать о значении слова о точилех . Если понимать это слово буквально, по значению его на славянском языке (в переводе с греческого языка), то слово точило будет значить пресс, или тиски, коими выжимают из виноградных гроздьев (ягод) виноградный сок, в виноградных кадах, для выделки из него виноградного вина ( Мф. 21:33 ). Некоторые из иудейских раввинов думают, что псалом этот написан Давидом по случаю собрания винограда, когда употреблялись точила для выжимания виноградного сока. Но т.к слово это, о точилех, имеется и в надписаниях многих других псалмов, то нельзя допустить, чтобы оно употреблено было в значении виноградного пресса. По-еврейски здесь употреблено слово gittit (гиттит), которое означает музыкальный инструмент – гефский, т.е. из города Гефа, бывшего в Филистимской, соседней с Иудейскою, землею. Соответственно этому и в издании Псалтири на русском языке надписание о точилех заменено словами: «На Гефском орудии», т.е. псалом 8 должен быть исполнен музыкой на гефском музыкальном инструменте. Пс.8:2 Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Весь псалом этот есть восторженная песнь или хвала величеству, премудрости и благости Божией ко всей твари, в особенности же к человеческому роду. Размышляя о величестве Существа Божия, пророк приходит в удивление, как это столь великий Бог столько возлюбил человека и так благоволит к нему, что удостаивает его Своего посещения, великих милостей и благодеяний, и в этом удивлении восклицает: Иегова, Господи наш! Как величественно имя Твое по всей земли! Ты вознес величие Твое превыше небес! Таково величие Спасителя мира, сидящего одесную Бога Отца! Так чудно имя Господа нашего Иисуса Христа, к Которому лично и непосредственно относятся изречения следующих стихов псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Народный дух в Иудейском царстве – уже и в век Исаии столько растленный страстями и пороками, и особенно самоволием и самонадеянностью (как мы при обозрении книги Исаии видели), – до того, наконец, извратил в себе теократическое направление, что Иудеи при общей еще у них религиозной настроенности, хотели бы, однако, даже самое Божество подчинить своей воле и страстям, а при благоприятных для их своеволия обстоятельствах, не хотели и знать Иеговы. Что именно такой дух господствовал в Иудейском народе – от Царя до простых подданных, доказательством этого могут служить следующие случаи, описанные в самой книге Пророка Иеремии. Седекия, последний Царь Иудейский, – неоднократно посылал к Иеремии с вопросом и сам лично спрашивал: «Нет ли слова от Иеговы»; и он просил у Пророка и молитв о себе и царстве. Следовательно, этот Царь знал и верил, что Иеремия – Пророк. И, однако же, отдает его под стражу, на таком основании: «Зачем ты пророчествуешь – так говорит Иегова: вот я передаю город сей в руки Царя Вавилонского и он возьмет его; и Седекия Царь Иудейский не спасется» ( Иер.32:3–4 а). Как будто Иегова устами Иеремии должен был говорить не свои определения, а чего хотелось бы Седекии... Или еще: по разрушении Иерусалима и храма, столь непререкаемо утвердивших пророческое достоинство Иеремии, предсказывавшего все это, – оставшиеся в Иудеи приходят к нему действительно как к Пророку: «Помолись Иегове, Богу твоему, о нас, обо всем остатке сем, пусть Иегова, Бог Твой, укажет нам путь» ( Иер.42:2–3 а). И эти же самые люди, услышав от Пророка слово Божие, несогласное с их мыслями и желаниями (им после разных беспорядков хотелось уйти в Египет), буйно возражают Пророку: «Неправду ты говоришь, не посылал тебя Иегова, Бог наш, сказать нам» ( Иер.43:2 б), и после на его обличения отвечают решительным и общим от мужчин и женщин голосом: «Что ты говоришь от имени Иеговы, мы тебя в том не слушаем, а будем делать то, что произнесено устами нашими» ( Иер.44:16–17 а). Подобный поразительный случай в другом роде: при первом нашествии Халдеев, Иудеи – Царь и народ – обещали, для умилостивления Иеговы, отпустить на волю всех рабов собственно из Иудеев (по закону юбилея), но, поминовании опасности (Халдеи отступили), тотчас же обратишася вспять, и удержаша паки рабы и рабыни своя ( Иер.34:11 а); лукавые сердца, в безопасности, не хотящие и знать Господа и братство по Нему с бедным классом, обнаружили себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Цель завета определяется так Иеговой: «если вы будете слушаться гласа Моего, и соблюдать завет Мой, то будете Моею собственностью (уделом) из всех народов, ибо Моя вся земля. А вы будете у Меня царством священников и народом святым» 118 . Израиль есть единственный народ на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобрести его Себе в народ и прославить Свое имя 119 среди всех народов, чтобы возвещено было Его имя по всей земле, чтобы славою Его была полна вся земля 120 . Что в каждом народе, или семье, или клане, есть священник, как посредник между Богом и людьми, как выделенный на служение Богу, посвященный Ему, и как свидетель Божий пред семьей, кланом или народом, тем должен быть народ еврейский для всех народов 121 . Чрез еврейский народ, как собственный народ Божий, слава Божия должна открыться пред всеми народами, так чтобы Иегова был царем над всею землею 122 , чтобы все народы призывали имя Иеговы и служили Ему единодушно 123 . Участвуя в договоре с Иеговой, народ еврейский должен всецело принадлежать Ему, признавать Его единым своим Богом, Ему одному поклоняться, Ему одному приносить жертвы, быть святым народом Божиим 124 , т.е. отдельным от других народов, от их обычаев 125 . За участие в этом договоре с Богом народ еврейский получает от Бога землю, текущую молоком и медом, размножение, силу над другими народами и полное благоденствие. Уже Авраам спрашивал Бога: «Владыка Иегова! что Ты дашь мне» 126 ? Еще знаменательнее условие, на котором Иаков принял завет с Богом. «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть, и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, – и (=то) будет Иегова моим Богом, и этот камень, который я поставил памятником, будет (у меня) домом Божиим» 127 . Бог испытывал Авраама, Иаков испытывает Бога, борется с Ним, отстаивая свои права. С совершенною ясностью выступает это условие договора и в отношении Иеговы ко всему народу израильскому. «Если, говорил Иегова Израилю, вы будете слушаться голоса Моего, и соблюдать завет Мой... и исполнять все, что скажу; то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих... Служите Иегове, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу болезни от среды вас. Не будет преждевременно рождающей и бесплодной в земле твоей; число дней твоих сделаю полным. Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих... Я дам вам дожди в свое время, и даст земля произведение свое, и дерева полевые дадут плод свой. И молотьба (хлеба) будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить безопасно на земле вашей» 128 и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Глава 8 1 . Сице показа ми Господь Бог: и се сосуд птицеловца. С Евр: „такое видение представил мне Господь Иегова: вот корзина с плодами зрелыми“. 2 . И рече (Господь): что ты видиши Амосе; и рех: сосуд птицеловца. И рече Господь ко мне: приспе конец на люди Моя Исраиля, не приложу ксему еже мимоити его. С Евр: „и сказал Он мне: что ты, Амос, видишь? Я сказал: корзину с плодами зрелыми. И сказал мне Иегова: приспел конец народу Моему Израилю; Я уже не прощу ему“. Еще видение – уже четвертое. Пророк Божий очами духа видит сосуд, 169 т. е. сети или силки птицелова. Сам Господь объясняет значение сего видения. Это значит, говорит Он, что приспе конец люди Моя Исраиля, т. е. наступил конец царству Израильскому. Как птицелов удобно уловляет силками птиц; так и Израильтяне скоро и легко будут уловлены Ассирианами в плен (под. Ос. 7:12 ). Еврейский текст также говорит о наступающем конце, только под другим символом, – под образом кошницы с переспелыми или сухими плодами; 170 т. е. пришло время отвергнуть Израильтян, как бросают и отвергают сухие, негодные плоды, наступило время наказания Израильтян и изгнания их в страны Ассирийские. Св. Ефрем читал: показа ми Господь последний конец, 171 ) и разумеет под концем „разсеяние и истребление, какие Израильтяне потерпели от Ассириан во дни Езекии“. – Не приложу ксему еже мимоити его, т. е. этого конца Израильского царства, или этого наказания Израильтян Я уже не буду более обходить Своим вниманием, откладывать до другого времени, мера долготерпения Моего кончилась. 3 . И восплачутся стропове храма в той день, глаголет Господь Бог: мнози падшии, во всем месте навергу молчание. С Евр: „и застонут песни чертогов в тот день, говорит Господь Иегова, трупов будет много, на всяком месте будут повергать их: молчание“! Восплачутся 172 стропове 173 – потолки, т. е. когда враги с неистовством будут разрушать храм или идольские капища, ломать и жечь огнем, тогда потолки храмов будут рушиться с шумом и треском, издавать как бы плачевный стон, или: при разрушении храмов, потолки, отражая эхо шума, воплей и стонов, будут казаться как бы стонущими в этот ужасный день наказания Божия; мнози будут падшии от меча неприятелей, во всем месте молчание, гов. Господь, т. е. во всех местах, всюду воцарю гробовое молчание. „Словами: восплачутся стропове храма (так поясняет бл. Феод.) выразил (Бог чрез св. пророка) плачь умерщвляемых внутри храма и треск горящих деревьев. А слова: мнози падшии и проч. значат, что будет великое множество умерщвленных, и наступит великое молчание и безмолвие в городах, на путях и селах, по недостатку обитателей“.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 4 1) И опечалися Иона печалью великою и смутися. С евр.: «Ионе это было весьма неприятно, и он огорчился». 2) И помолися ко Господу и рече: о Господи, не сия ли убо словеса моя, яже глаголах, еще сущу ми на земли моей? сего ради предварил бежати в Фарсис, зане разумел, яко милостив Ты еси и щедр, долготерпелив и многомилостив, и каяйся о злобах [человеческих]. С евр.: «И молился Иегове, и сказал: о Иегова! Не это ли думал я, когда еше был на земле своей, потому-то я прежде и бежал в Фарсис, ибо я знал, что Ты Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый, многомилостивый, и жалеешь делать зло». 3) И ныне, Владыко Господи, приими душу мою от мене, яко уне ми умрети, нежели жити. С евр.: «Итак, возьми, Иегова, душу мою от меня, ибо мне лучше умереть, нежели жить». Иона вместо того, дабы радоваться радостью великою по случаю обращения ниневитян на путь истины и добродетели, опечалися великою печалию и смутися. Это было, конечно, после назначенного им срока, чрез 40 дней, когда Ниневия, по пророчеству его, должна была разрушиться. Радость о спасении ближних свойственна всем святым людям, тем более святым пророкам. Потому грешно было бы думать, что Иона вовсе не радовался раскаянию ниневитян, так поразительно заявленному. Конечно, и он радовался, но эта радость, как светлая звезда, помрачена была на время тучею других дум, других горьких помыслов; Иона не удержался на высоте духовной радости и по слабости человеческой ниспал во мрак скорби и печали. Отчего же? Оттого, как мы уже заметили (1, 3), что сильно ревнова пророчеству своему не солгатися, боялся в глазах язычников оказаться лживым пророком, страшился, что, в случае неисполнения его пророчества, имя Божие будет поругано и дело спасения язычников надолго замедлится. Этот страх, как сам он уверяет, овладел им еще в родной стране, мучил его там и заставил бежать от поручения Божия в Фарсис. Понятно и весьма естественно, что этот страх должен был усилиться особенно к концу срока, им назначенного для погибели Ниневии.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010