Тебе единому, Владыка, принадлежит власть и наказывать, как угодно, и наказание переменять на милость. Бл. Феод. Но следующие Еврейскому тексту переводят иначе и видят другой смысл. Тогда, т. е. когда царь Вавилонский, Навуходоносор, поработит царства и народы, разрушит царство Иудейское, прославится победами; тогда он возгордится, дух его выступит из пределов всякой умеренности, прейдет за черту справедливости, тогда он согрешит 26 тем, что не возблагодарит Бога за дарованные ему могущество и славу, и свое могущество соделает богом 27 , обоготворит свою силу (сн. ст. 16.) – себя сочтет богом. Известно, что за эту гордость Навуходоносор обращен был в скотоподобное состояние. Это самое и разумеет здесь блаж. Иероним. Об этом наказании так говорит св. пр. Даниил Валтасару: «Царь! Всевышний Бог отцу твоему, Навуходоносору, дал царство и величие, и славу, и красоту. И от величия, данного ему, все народы, племена и поколения трепетали, и страшились его; кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его возмечтало, и дух его дерзнул возгордиться, он низвержен был с престола царства своего, и лишили его славы. И был он изгнан из общества сынов человеческих, и сердце сравнялось с звериным и жилище его было среди ослов, кормили его травою, как волов, и тело его мокло от росы небесной, доколе не познал он, что Владыка царства человеческого есть Бог Всевышний, и поставляет на оное, кого хощет». ( Дан 5:18,21, 4:26–31 ; Сн. Ис. 14:10–20 ). Авв.1:12 . Неси ли ты искони Господи Боже Святый мой; и не умрем: Господи на суд учинил еси его, и созда мя обличати наказание его. С Евр: «Иегова, Боже мой, не Ты ли у нас издревле? Святый мой! мы не умрем. О Иегова! Ты, конечно, на суд воздвигнул его; твердыня! Ты поставил его для наказания». Доселе говорил Сам Бог , вразумляя недоумевающих о промысле Божием. Теперь говорит пророк. Последний понял, что Бог пошлет Халдеев для наказания, а не для истребления Еврейского народа; но устрашенный угрозою Божиею послать на Иудею Халдеев, – этих свирепых и страшных врагов, выражает здесь сию мысль с трепетною надеждою, говоря: не искони ли Ты у нас, Иегова Боже мой? Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

3) В заключение Бог осуждает Елифаза и друзей его за неправые суждения их и повелевает им просить о себе молитв Иова, а потерю Иова вознаграждает сугубо (42 гл . 7–17 ст). Глава I Бедствия Иова 6. Случилось в один день, пришли сыны Божии, предстать пред Иеговою; пришёл туда и сатана среди них. 48 7. И сказал Иегова сатане: откуда ты пришел? Сатана отвечал Иегове и сказал: я скитался по земле и обошёл её. 49 8. И сказал Иегова сатане: обратил ли ты своё внимание на раба моего Иова? Ибо нет подобного ему на земле; – муж добрый, справедливый, боящийся Бога и удаляющийся порока 50 . 9. И отвечал сатана Иегове и сказал: 10. Даром ли боится Иов Бога? 51 Не Ты ли ограждаешь его, и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его расстилаются по земле 52 . 11. Но простри-ка Свою руку, и коснись всего, что у него; не скажет ли он Тебе в лицо: прощай? 53 12. И сказал Иегова сатане: вот всё, что у него есть, в руке твоей; только на него не возлагай руки своей. И ушёл сатана от лица Иеговы 54 . 13. И случилось в один день; сыновья его и дочери его ели и пили вино в доме брата своего первородного 55 . 14. И вестник пришёл к Иову и сказал: волы орали и ослицы паслись близь них; 15. и напали Савеяне и взяли их, а отроков избили острием меча; спасся только я один, чтобы известить тебя 56 . 16. Этот ещё говорит и приходит другой, и сказывает: огнь Божий ниспал с неба, возгорелся на овцах и отроках и пожрал их; спасся только я один, чтобы известить тебя 57 . 17. Этот ещё говорит и приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и напали на верблюдов и взяли их, а отроков избили острием меча; и спасся только я один, чтобы известить тебя 58 . 18. Этот ещё говорит и приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и пили вино в доме брата своего первородного; 19. И вот великий ветер пришёл из отдаленной пустыни и обхватил четыре угла дома; дом упал на отроков и они умерли; спасся только я один, чтоб известить тебя 59 . 20. И встал Иов, раздрал одежду свою, остриг главу свою, повергся на землю и молился 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Всякий день ярости притеснителя, Как будто он стоит на истребление? Но где ныне ярость притеснителя?.. (14) Скоро скованный разрешится, И не умрёт в подземелье, И не будет нуждаться в хлебе для себя 370 . (15) Ибо Я – Иегова, Бог твой, Приводящий в движение море 371 , Так что ревут волны его, Иегова воинств – имя Мое 372 . (16) И Я положу слово Мое в уста твои, И в тени руки Моей скрою тебя, Чтобы насадить небеса, И утвердить землю 373 , И сказать Сиону: народ Мой – ты. (17) Пробудись, пробудись, Поднимись, Иерусалим, Ты который выпил из руки Иеговы чашу гнева Его, Глубокую 374 чашу опьянения Выпил, вылизал!.. (18) Не было никого, чтобы провести его, Из всех сынов, которых он родил; – Да, не было никого, чтобы взять под руку его, Из всех сынов возращённых им. (19) Разом постигли тебя (Кто достойно оплачет тебя!) Опустошение и истребление, И голод и меч. Кто утешит тебя 375 ? (20) Сыны твои пали в изнеможении, Лежат на углу всякой улицы, Как серна в сетях, Пресыщенные яростью Иеговы, Мщением Бога твоего. (21) Итак выслушай же сие, уничиженный И опьяневший без вина. (22) Так говорит Господь твой, Иегова, И Бог твой, защитник народа своего: «Вот Я возьму из руки твоей чашу опьянения, Глубокую чашу гнева Моего; Ты не будешь пить ее больше. (23) Но Я вложу ее в руки уничижавших тебя, Которые говорили тебе: «Наклонись, чтобы нам ступить 376 . И ты полагал, как землю, хребет свой И как мостовую для проходящих. 356 Пустынная скала и изрытый ров прекрасно изображают мрачное состояние человеческого рода до избрания Авраама; соответственно этому, и сами патриархи называются камнями, высеченными из скалы. В таком смысле и Иисус Христос называется камнем нерукосечным. 359 δον удовольствие, утехи. Этим именем названа описанная в Быт. 2, 8 страна, где был рай первых человеков. Так в древности называли многие, замечательные по своей красоте, долины вдоль берегов Тигра н Евфрата, думая видеть в них первый рай. 360 Сад Иеговы. в халд. отсюда греч. παρδεισον, рай. У персов это слово значить – царский парк. Корень его осенять. – Так как здесь не разумеется определенное место, то слово указывает превосходную степень.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему, и будет потомство твое, как песок земной... Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в землю сию ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню, что сказал тебе. Быт. 28:12–15 . Иаков, под впечатлением этого видения, выражает сознание, что Иегова присутствует Своею благодатною помощью ему на месте видения, выражает благоговейный ужас пред местом присутствия Божия, в знак этого называет это место bet Elohim, Быт. 28:16–17 , или bet-el, Быт. 28:19 , домом Божиим, и ставит на нем памятник с возлиянием елея, давая обет – на возвратном пути из Месопотамии принести здесь десятую часть имения в жертву Богу ( Быт. 28:18–22 ). Таким образом, как Бытописатель, так и сам Иаков ясно сознают, что стоящий на верху лестницы есть личность божественная, непосредственная близость которой страшить смертного. Совершенно неуместна попытка некоторых экзегетов утверждать, что под именем Иеговы в данном случае разумеется один из ангелов высшего чина, только представлявший лице Иеговы между прочими ангелами 169 . Уже сопоставление Иеговы с ангелами Божиими, подобное тому, которое имеет место в мамрийском богоявлении, свидетельствует, что Иегова здесь понимается в смысле не общем, а специальном, – как Ангел Иеговы. Действительно, в Быт. 31:11–13 находим указание, что явившийся был и Богом и Ангелом вместе, т. е., Ангелом Иеговы. Здесь Иаков рассказывает Лии и Рахили, что явившийся ему (в Месопотамии) maleach haëlohim, сказал ему: «Я Бог (явившийся тебе) в Вефиле ( anochi lia-el bet-el), где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет», – и дал Иакову то же повеление – возвратиться в землю отцов его, какое по, Быт. 31:3 , дал ему Сам Иегова. Ангел не только называет Себя Богом, Которому Иаков дал обет, но и отожествляет Себя с Иеговой, стоявшим на верху лестницы, Который явился Иакову при Вефиле и, как Бог Завета с праотцами, отличался от ангелов Божиих, восходивших и нисходивших по лестнице 170 . В отношений к ангелам Божиим, maleachei elohim Быт. 28:12 , Ангел Иеговы (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Из этого подбора штрихов и картин очевидно прежде всего, что писатель Песни Песней имел в виду изобразить некую, хорошо ему известную, идеально прекрасную местность, богатую и цветущую, покрытую горами, холмами и долинами, лесами, садами и виноградниками, орошаемую источниками, страну политически зрелую и обезопашенную. Входя ближе в это описание, усматриваем, что писатель имел в виду изобразить именно Палестину или страну 12 израильских колен. Это видно из того, что в других ветхозаветных книгах Палестина изображается именно теми идеальными чертами, какими автор Песни Песней изображает занимающую его страну. Достаточно припомнить здесь хотя бы те картины, в которых изображается Палестина в книге Второзаконие: «земля, в которую вы переходите, течет молоком и мёдом; она не то, что земля египетская, где посеявший семя должен поливать её при помощи ног своих, как овощной огород; земля, в которую вы переходите, есть земля гор и долин; у дождя небесного она пьёт воду; это земля, о которой Иегова, Бог твой, печётся, на которой всегда очи Иеговы, Бога твоего, от начала года и до конца года». (11:8–12). «Иегова, Бог твой, ведет тебя в землю прекрасную, землю потоков вод, источников и озер, выходящих из долин и гор, землю пшеницы и ячменя, виноградной лозы, смоковницы, и гранатового дерева, масличного дерева и мёда, землю, н которой не в скудости будешь есть хлеб, будешь есть и насыщаться, благословляя Иегову, Бога твоего, за землю прекрасную, которую Он дал тебе» (8:7–10). «Иегова, Бог твой, ведет тебя в землю больших и прекрасных городов, каких ты не строил, домов, полных всякого добра, какого ты не собирал, иссеченных колодезей, каких ты не иссекал, виноградников и маслин, каких ты не садил, будешь есть и насыщаться» (6:10–11; см. ещё Числа гл. 13). Таким образом здесь Палестина характеризуется как страна необыкновенно богатая растительностью, освежаемая горными потоками и замечательная по своим постройкам и городам большим и красивым. Это именно те черты, к которым сводится описание страны фигурирующей в Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Теперь перенеситесь мысленно в древний Иерусалим того именно времени, когда царствовал в нём благочестивый Езекия, вообразите себя во храме в ту минуту, когда входит в оный Езекия вместе с двором и народом своим и с богохульным письмом Рапсака от лица Сеннахирима в руках, – что ж вы здесь видите и слышите? Видите царя и народ, по вскрытии и прочтении письма сего пред лицем Божиим, сначала смиренно, в знак глубокого уничижения и сознания своего недостоинства, павшими на землю, а потом усердно и пламенно, с горькими слезами на глазах, и с тяжкими вздохами и стенаниями в сердце, с преклонением колен и воздеянием рук, молящимися. Что слышите? Слышите царя, голосом громким и твёрдым, но сильно растроганным и слезами нередко прерываемым, возглашающего сию умиленную молитву: Иегова воинств, Боже Израилев, восседший на Херувимах! Ты один Бог всех царств земных, Ты сотворил небо и землю: приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога Живого. Подлинно, Господи, цари Ассирийские опустошили все страны и всю землю, и богов их повергли в огонь – поскольку это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, а потому они и истребили их. И ныне Ты, Иегова, Бог наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства, что Ты Иегова един ( Ис.37:16–20 ). А народ в это время безмолвствует, но безмолвствует не просто, а сопровождая молитву царя и своим глубоким вниманием и своими всеусильными благожеланиями. В чём же состояли сии благожелания? Эту тайну открывает нам настоящий псалом задолго до события, дабы, по совершении события, тем легче и вернее мы могли уразуметь оную. Услышит тя Господь в день печали, так начинается псалом сей, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит ( Пс.19:2–5 ). Предыдущее соображение показало нам, что здесь мы слышим тайный голос народа, на молитву царя своего ответствующего своими также молитвенными благожеланиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

«Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам... так скажи сынам Израилевым: Господь (буквально: Иегова), Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование обо Мне из рода в род» ( Исх.3:13–15 ). Имя «Иегова» происходит из одного и того же еврейского корня, что и данное здесь слово «Сущий» (т. е. вечно существующий). Само имя еврейско-христианского Бога говорит о Его независимости, о Его вечности. Большая разница между Иеговой, – т. е. Вечной Единицей, – и сотворенной Вселенной, – зависимой вещью, – передается в поэтическом виде в 101-ом псалме: «В начале Ты основал землю, И небеса – дело Твоих рук; Они погибнут, а Ты пребудешь; И все они, как риза, обветшают, И, как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся; Но Ты – Тот же (т. е. Бог неизменяем), И лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ). Это соответствует тому, что Бог впервые явился Моисею в виде горящего куста, вернее, куста, который не сгорал. По всему миру огонь символизирует уничтожение, разложение и изменяемость. А Иегова приходит к Моисею в виде несгораемого куста, что и символизирует Его неизменяемость. Б. Возражения против космологического аргумента 1) Кто Бога сотворил!» Часто выступают с этим вопросом в отрицание Космологического аргумента. «Если все чем-то другим причиняется, то тоже самое можно сказать о Боге». Но всякий, кто выступает с таким возражением, полностью не понимает аргумента. Если бы Богу быть сотворенным, то по определению Ему также нужно было бы быть зависимым; Он не мог бы быть причиной для возникших вещей, поэтому Он также не мог бы быть «Богом», как мы понимаем это слово. Значит, поставить вопрос: «Кто Бога сотворил?» – подобно тому, как поставить вопрос: «Кто сотворил Существо, которое невозможно было бы сотворить?». Вопрос: «Кто сотворил Необходимую Единицу?» – это нелепость. 2) Более серьезным является возражение, что Космологический аргумент совершает ошибку состава, по которой предполагается, что относящееся к одной части безусловно относится и ко всему целому. Например, тот факт, что у каждого человека есть мать, не означает, что есть одна мать для всего человечества. Подобно тому, возражающий говорит, что тот факт, что все индивидуальные части природы проявляют качество зависимости, обязательно не значит, что природа в своей целостности зависима от чего-то другого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Глава 33 (1) О грабитель!.. Разве ты не будешь разграблен? Вероломный!.. Разве тебя не обманут? Как кончишь грабить, разграбят и тебя, – Как вероломство твое будет у своей цели, – обманут и тебя. (2) Иегова! Будь милостив к нам; На Тебя мы надеемся. Будь наша помощь с раннего утра, Наша защита во время напасти. (3) От гласа смятения 185 разбегутся народы; Ты поднимешься, – и рассыплются племена. (4) И заберется добыча ваша, как обирает гусеница; Бросятся на нее, как бросается саранча. (5) Велик Иегова, живущий на высоте! Судом и правдою наполнит Он Сион. (6) И будут безопасны дни твои, Богатство счастья составят мудрость и ведение, Благоговение перед Иеговой будет сокровищем твоим 186 . (7) Вот храбрейшие их вопиют за стенами, Посланные для переговоров о мире горько плачут. (8) Дороги опустели... Путешественник не решается в путь; Договор нарушен 187 ; Города разорены; Никакого уважения к людям. (9) Томится, изнывает земля, Позором покрылся Ливан, он исчах; Сарон обратился в пустыню, Васан и Кармил обнажены от листьев. (10) «Теперь Я восстану, – Говорит Иегова, – «Теперь Я поднимусь, «Теперь покажу себя. (11) «Вы забеременели сеном, – «Родите солому; «Ваша ярость – огонь, который истребит вас. (12) «Народы будут как известь сожженная, «Вспыхнуть, как обломанный терновник в огне. (13) «Слушайте, отдаленные, что Я сделал «И вы, близкие, познайте мое могущество! (14) Грешники пришли в страх на Сионе, Ужас овладел нечестивыми. Кто у нас устоит перед огнём пожирающим? Кто у нас устоит перед вечным пламенем? (15) Только тот, кто поступает справедливо, И говорит правду, Кто презирает корысть, соединенную с обидою, Кто отрясает руки свои от взяток, Кто затыкает уши свои, чтобы не слышать кровавых советов, Кто закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла. (16) Такой будет жить на высоте, Каменные твердыни – защита его; В хлебе он не имеет недостатка, Воды у него вдоволь. (17) Царя в его величай увидят глаза твои, Они узрят землю отдаленную. (18) Ты вспомнишь о том ужасе: «Где делавший перепись!

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Объявите у народов, и разгласите и поднимите знамя, разгласите, не скрывайте, скажите: взят Вавилон, посрамлен Вил, повержен Лиродах, посрамлены истуканы его, повержены идолы его. Ибо выступил на него народ от севера; он превратит землю его в пустыню, и не будет на ней жителя, ни человека, ни скота, разбегутся, уйдут 663 . Ибо вот я возбудил и веду на Вавилон сонм народов великих от земли северной, и выстроятся против него; тогда он будет взят; стрелы у них как у искусного воина не возвратятся напрасно. И предана будет Халдея на разграбление, все разграбляющие ее будут сыты, говорит Иегова. Вот будущность народов: пустыня, земля засохшая, и степь. От негодования Иеговы она сделается необитаемой; и вся она будет пуста; всяк, проходящий мимо Вавилона ужаснется и свиснет смотря на все раны его 664 . Пали укрепления его, рушились стены его, ибо это мщение Иеговы, мстите ему; как он поступал, так поступайте и с ним. Истребите из Вавилона и сеющего и владеющего серпом во время жатвы; от губительного меча всяк возвратится к народу своему и всяк убежит в землю свою 665 . Иди на нее, на землю сугубого противления, и на жителей земли казнимой; истребляй и предавай проклятию все за ними, говорит Иегова, шум брани на земле и великое разрушение. Как сломился и раздробился молот всей земли! Как сделался предметом ужаса Вавилон среди народов! Я ловил тебя и ты пойман, Вавилон, и еще так что ты не знал; ты найден и схвачен; потому что против Иеговы нашел войной. Открыл Иегова оружейное хранилище свое, и взял из него орудие гнева Своего, потому что у Господа Иеговы воинств есть дело на земле халдейской. Идите в нее от конца земли, растворите житницы её, попирайте ее как кучи хлеба, и положите проклятие на нее, чтобы у ней остатка не было 666 . Слышен голос бегущих и спасающихся из земли вавилонской, чтобы подать весть Сиону о мщении Иеговы Бога нашего, о мщении за храм его. Созовите к Вавилону стрельцов всех напрягающих лук, расположитесь вокруг него, чтобы не было спасения, заплатите ему по делам его; как он поступал, так поступите и с ним; ибо он гордо восстал против Иеговы, против Святого Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Продолжается еще речь о возмездии врагам Еврейского народа; конец и значение сей речи находятся в след. стихах. Как бы так говорит св. пророк: «вооружайтесь, как вам угодно, и как можете; пусть даже лемеши (сотники) ваши раскуются на мечи и серпы на копья, пусть все земледельцы и садовники вооружатся, пусть слабые и нехрабрые идут на войну, собирайтесь, идите на брань все окрестные народы, но все это напрасно, все это не спасет вас от погибели (ст. 12). Св. Ефр. С. так читает и объясняет 11-й ст: «да совокупятся и входят к вам вси языцы окрест, да приближатся»; там Господь сокрушит крепость вашу. Пророк вызывает вождей и исполинов из дома Гога (т. е. из окрестных народов), и произносит над ними определение суда, что там Господь в конец сокрушит крепость их». «Туда, Иегова, сведи сильных Твоих», т. е. туда, в Иудею, приведи сильных врагов Твоих или Твоего народа, – для того, дабы наказать их. Сюда можно отнести пророчество Иезекииля, который жил позднее Иоиля, во время плена, но также предсказывал нашествие на Иудею сильных врагов под предводительством Гога, и их погибель: «Скажи Гогу: так говорит Господь Иегова: – да! в тот день, когда народ Мой Израиль будет жить беззаботно, ты узнаешь это; и пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многочисленные народы с тобой, все сидящие на конях, великое полчище, большая сила. И поднимешся на народ Мой, на Израиля, как туча, готовая покрыть землю: в последние дни будет это, что Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость (т. е. святое правосудие, казнь) Мою пред глазами их... в тот день, в день нашествия Гога на землю Израилеву, – говорит Господь Иегова, – гнев Мой воспылает до ярости» ( Иез. 38:14–16, 18 ). «И выбью лук Твой из левой руки твоей и из правой руки твоей вырву стрелы твои. Падешь... на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, пришедшие с тобою» ( Иез. 39:3, 4 ). – «Гогом и Магогом, – говорит св. Ефр. Сир., – называются народы, притеснявшие Иудеев вскоре по возвращении их из Вавилона». Бл. Феодорит под Гогом разумеет скифов, которые вместе с окрестными народами разоряли Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010