Глава 22 (1) Что же это с тобою, Что все твои всходят на кровли, (2) Город шумный, Волнующийся город, Город веселящийся? Убитые твои не мечем убиты И не умерли на войне. (3) Все вожди твои бежали вместе, Но захвачены стрелками; До единого взяты в плен, Все сосчитанные 125 у тебя, Хоть бежали далеко. (4) Потому – то говорю я: «Отвернитесь от меня, Горько плачу я, Не усиливайтесь утешать меня О погибшей дочери 126 моего народа. (5) Ибо день смущения, замешательства и стыда – От Господа, Иеговы воинств – на долину видений. Разрушена стена, Шум на горах; (6) Элам 127 везёт колчаны на колесницах, Люди на конях; А стена лишена защиты. (7) И вот прекрасные долины Наполняются колесницами и всадниками, Располагаются они в порядке пред воротами И снимают покрывало с Иудеи. (8) В то время ты понадеешься на оружие дома дубравы 128 ; (9) Но увидишь огромные проломы в городе Давыдовом: Вы собираете воды нижнего водопровода 129 , (10) Считаете дома иерусалимские, Разрушаете иные дома для укрепления стены, (11) Делаете между стенами водоём Для воды древнего водопровода; А не надеетесь на Творца, Не взираете на устроившего его издавна. (12) В то время, как Иегова воинств призывает К плачу, рыданию, К обритию и к облечению в рубище. – (13) И вот – веселье, радость, Бьют быков, Режут овец, Едят мясо, Пьют вино, «Есть и пить! – говорят, – Потому что завтра умрём». (14) Но Иегова воинств внушает мне в уши: «Очистится – ли на вас беззаконие это, Хоть вы и умрете»?! – Сказал Господь, Иегова воинств! XVIII 130 (15) Так говорит Господь, Иегова воинств: «Ступай, пойди к этому, несчастному, К Шевне – начальнику дворца». (16) «Зачем ты здесь? И кто у тебя здесь, Что ты копаешь здесь могилу для себя? Он копает могилу себе на холме, В скале вырубает жилище себе. (17) Вот Иегова сильно сбросит тебя, Сомнёт тебя в комок, (18) Свертит тебя, как повязку, . И как шар – покатит тебя в землю обширную; Там ты умрешь, И великолепные колесницы твои Будут там поношением Для дома господина твоего. (19) Я столкну тебя с места твоего

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 38 (1) В те дни Езекия заболел смертельно. И пришёл к нему Исаия, сын Амосов, и сказал ему: вот что говорит Иегова: распорядись на счёт дома твоего, потому что умрешь ты, а не выздоровеешь. (2) И повернул Езекия лицо свое к стене 227 и молился Иегове. (3) И говорил он: «умоляю, Иегова, вспомни, что я ходил перед лицом Твоим поистине и с сердцем чистым, и приятное для очей Твоих делал я». И заплакал Езекия очень горько. (4) И было слово Иеговы к Исаии 228 такое: иди и скажи Езекии: (5) так говорит Иегова, Бог Давида, отца твоего: Я слышал молитву твою и видел слезы твои; вот прибавятся к дням твоим пятнадцать лет. (6) И от руки царя ассирийского спасу тебя и город сей, ибо Я покровительствую городу этому. (7) И вот тебе знамение от Иеговы, что исполнит Иегова слово это, которое Он сказал: (8) вот Я возвращу тень степеней, которые она прошла по степеням Ахаза солнечным, назад на десять степеней. И возвратилось солнце на десять степеней по степеням, которые оно прошло 229 . (9) Гимн 230 Езекии, царя иудейского, по случаю болезни его, когда восстановилось здоровье его: (10) Я говорил: в полдень жизни моей Я должен идти в ворота преисподней; Я лишён остатка лет моих. (11) Я говорил: не видеть мне Иеговы, Иеговы в стране живых; Не видеть мне человека более Между живущими в мире. (12) Жилище мое снимается и уносится от меня, Как шатёр пастуха; Я должен прервать, как ткань, жизнь мою; От основы Он намерен отрезать меня. От дня до ночи Ты назначил окончиться мне. (13) Я жил надеждою до утра.... Как лев, Так ломал Он все кости мои. От дня до ночи Ты назначил окончиться мне. (14) Подобно ласточке щебечущей, издавал я звуки, Я ворковал, как голубь, Уныло смотрели глаза мои к небу. Иегова!., тяжко мне... спаси меня! (15) Но что говорить мне, Когда сказал Он мне, и сам исполнил?.. Мне остается смиренно доживать все годы мои, Помня скорбь души моей. (16) Господи! симъ живутъ, И вся в этом жизнь духа моего, И исцелил Ты меня, И возвратил мне жизнь. (17) Да, во спасение послужила для меня великая горесть,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Закон между прочими наказаниями за нарушение завета угрожает бездождием. И яростью разгневается Господь на вы, и затворите небо и не 6удет дождя, и земля не даст плода своего, и погибнете от земли благия, юже Господь даде вам ( Втор.11:17 .). Напоминая эту угрозу, пророк живыми и трогательными чертами изображает печальное состояние страны, за пороки живущих в ней лишаемой обещанного в законе благословения Поводом к этой речи была, вероятно, действительная засуха. «Плачет Иудея и города ее уныли; мрачные сидят на земле, и вопль Иерусалима восходить к небу. И знаменитых их посылают малых своих за водою; они приходят к колодезям, не находят воды; возвращаются сосуды их порожними; они в стыде и сраме покрыли свои головы. Поскольку поля в унынии, поскольку нет дождя на земле; то и земледельцы стоят со стыдом, покрыв свои головы. И лань на поле рождает и оставляет детей; ибо нет зелени. И дикие ослы стоят на пригорках, жадно глотая, подобно драконам, воздух; томно глядят глаза их, ибо нет травы». Пророк молит Бога об отвращении наказания: «если пороки наши обвиняют нас, Иегова: то сотвори ради имени Твоего. Надежда Израиля, Спаситель его во время скорби! Для чего ты, как чужой, на сей земле, и как прохожий, который зашел переночевать? Но Ты, Иегова, среди нас, и именем Твоим мы называемся, не оставляй нас». Бог не принимает молитв пророка, запрещает ему молиться за народ, который Он (Бог) определил погубить мечем и язвою и голодом. Пророк старается извинить народ, введенный в заблуждение ложными пророками и говорит: «о Господи Иегова! И пророки говорят им: не увидите меча, и голода не будет у вас». Бог угрожает мечем и голодом погубить этих пророков, но не смягчается и не принимает извинения пророка. Тогда пророк проливает слезы о великом разорении отечественной страны, приступает к Богу с новою усиленною молитвою: «разве Ты возненавидел Иудею? Разве душа Твоя возгнушалась Сионом? Знаешь, о Иегова! преступление наше, вину отцов наших. Не презри нас ради имени Твоего. Не разори завета Твоего с нами Разве есть между лжебогами языческими посылающие дождь? И разве небо подаст капли? Не Ты ли Иегова Бог наш говоришь все сие»?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Из двух сыновей Ревекки был предызбран Иаков без всяких заслуг, единственно по изволению Божию: когда они еще не родились, и не сделали ничего доброго или худого, сказано было матери: больший будет в порабощении у меньшого 177 , – Иакова Бог возлюбил, Исава возненавидел 178 . Также Иегова избрал Давида 179 , возлюбил Соломона от рождения его 180 . Ради отцов Бог благоволит к детям или ненавидит их 181 . Сам народ израильский был избран Иеговой не за правду его, а ради отцов его 182 . В данном отношении примечательны слова Давида: «кто я, Владыка Иегова, и что такое дом мой, что ты меня так возвеличил! И этого еще мало показалось в очах Твоих, Владыка Иегова; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль Это уже по-человечески, Владыка Иегова» 183 ! На этом основывается возможность ходатайства и заступления за народ его представителей 184 . Национальные границы ветхого завета обнаруживались и в культе. Еврейский культ имеет длинную историю. Она начинается заповедью Иеговы: «сделай Мне жертвенник из земли, и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я прийду к тебе, и благословлю тебя» 191 .Завершение истории еврейского культа определяется другим повелением: «Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Иегова, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои» 192 . Это завершение осуществилось в иерусалимском храме. Мы не будем излагать истории еврейского культа в этих пределах; для нас важна основная идея этой истории, выразившаяся в постоянной тенденции и всецело данная в окончательном завершении культа. Это тенденция – иметь национальную святыню, чем вначале был ковчег завета; иерусалимский храм это – национальный храм. Единству национальной монолатрии соответствует единство национальной святыни, национального храма. И здесь дана граница еврейской монолатрии, которая никогда не была универсальною. Даже в отправной заповеди не было сказано: «на всяком месте», но: «на всяком месте, где Я положу память имени Моего», где Иегова являл Израилю Свою милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

А с кем боролся Иаков? «Ты боролся с Богом», – сказано ему ( Быт.32:28 ). А пророк Осия говорит: «Возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом» ( Ос.12:3 ). И своего сына Иосифа Иаков напутствует такими словами: «Бог, пред Которым ходили отцы мои..., Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» ( Быт.48:15–16 ). Не сказано «да благословят», но «да благословит», – Бог опять оказывается тем же, что и Ангел. Кто вывел Израиль из Египта? Конечно же, Бог: «Так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта» ( Суд.6:8 ). Но вновь – «пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю» ( Суд.2:1 ). В чем же дело? Просто необходимо знать, что еврейское слово maleax и греческое aggelos не содержат в себе указания на некоего тварного духа, участника небесной иерархии. Они значат просто «посланник, эмиссар». Эти слова могут прилагаться к людям, которые представляют интересы пославших их владык. Поэтому именование кого-то ангелом не означает непременную принадлежность к иерархии небесных тварных духов. Христос есть Ангел по отношению к Отцу: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» ( Ин.17:18 ). Христос Сам есть апостол Отца, посланник Отца, Ангел Отца. Именно Он называет Себя в Ветхом Завете «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова», и Он есть Иегова. И этот же Ангел стал человеком во Христе. То есть, если выразиться проще, то можно сказать, что ветхозаветный Бог Иегова есть не только Отец, но и Сын Божий, воплотившийся в Иисусе Христе. Тому есть и другие указания из Священного Писания. В книге пророка Исаии говорится: «Ибо Я Иегова, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой» ( Ис.43:3 ) – Перевод архимандрита Макария, и далее: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня»( Ис.43:11 ). То же сказано и у пророка Осии: «нет спасителя, кроме Меня» ( Ос.13:4 ). То есть Бог Иегова в Ветхом Завете называет Себя Спасителем, причем подчеркивая, что единственный Спаситель. Но давайте обратимся теперь к Новому Завету. Наверное, сложно и сосчитать, сколько раз назван Иисус Христос Спасителем. Назван апостолами, прекрасно знающими Писания, и что единственный Спаситель – Иегова. Отсюда можно заключить, что апостолы отождествляли Иегову со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Гебраисты, желавшие во что бы то ни стало открыть хотя тень различия в употреблении этих двух синонимов, с большим трудом, при самом тщательном и тонком анализе, могли только заявить, что Бог называется Элогимом, когда священный текст изображает Его в качестве Бога вселенной вообще, и называется Иеговой, когда Он рассматривается как Бог Израилев в особенности, и несмотря на это, они были вынуждены сознаться, что и это общее правило, в сущности ничего не говорящее в пользу рационализма, терпит многочисленные исключения 593 . «Элогим и Иегова», говорит рационалист Фюрст, «безразлично употребляются одно вместо другого как в прозе, так и в поэзии, без какого бы то ни было различия в смысле» 594 . Достаточно открыть Библию, чтобы убедиться в этом. «Знай», говорит Моисей своему народу, «что Господь (Иегова), Бог твой (Элогим), есть Бог (Элогим), Бог верный (Эл») 595 . «Бог богов Господь» (Эл Элогим Иегова), говорит сыны Рувима, Гада и полуколена Манассиина (дважды повторяя «Эл Элогим Иегова»), Он знает (знает в единственном числе), и Израиль да знает» – каковою формулою они торжественно подтверждали истинность своей клятвы» 596 . После этого нельзя уже и желать более решительного доказательства тождественности этих трех божественных имен во время исхода из Египта, так как выражение это находится в одной из древнейших книг Библии. Подобных цитат можно бы привести множество. Но чтобы закончить этот вопрос, мы приведем следующие прекрасные места из псалмопевца: „Храни меня, Боже (Эл), ибо я на Тебя уповаю. Я сказал Господу (Иегове): Ты Господь мой (Адонаи). Пойду я к жертвеннику Божию (Элогима), к Богу (Эл) радости и веселия моего И на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой (Элогим, Элогим мой). Восстань, Господи (Иегова), Боже мой (Эл), Вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца. Зачем нечестивый пренебрегает Бога (Элогим), Говоря в сердце своем: Ты не взыщешь?» 597 . Несмотря на столь ясные доказательства первобытного существования единобожия среди избранного народа, – единобожия, которое нашло столь торжественное провозглашение в Синайском законодательстве, рационалистическая критика продолжает отстаивать свое положение касательно первоначального политеизма евреев, и для подтверждения своей мысли приводит различные доказательства в пользу того, что монотеизм имеет позднейшее происхождение и есть лишь нововведение пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

е. человеческое благополучие и злострадание)? Следовательно, и злострадание самого пророка и губительное народное бедствие плена вавилонского исходят от самого же Господа, пославшего их вовсе не от сердца Своего, а напротив вменяющего даже во врага самому Себе смертоносное губительство бедствий и злостраданий человеческих. Из этой, необходимо подразумевающейся у пророка мысли, само собою следует это убедительное и трогательное внушение пророка всему Израилю и себе самому держаться крепко Господа с осмотрительною разумностью обращающейся к нему любви: «Осмотрим пути свои и исследуем, И обратимся к Иегове; Возвысим сердце наше И руки к Богу небесному» (столько т. е. любящему нас). Но при этом, видно, прозирая, что духовное ожестелое бесчувствие народа не вдруг смягчится самыми бедствиями настоящего плена, Иеремия снова погружается в глубоко-скорбное сознание и ощущение того, что любовь Божия не успокаивается уже в своем народе, а преогорченная его грехами превратилась в отвращение гневное: «Мы согрешили и преступили закон, Ты не простил. Сокрылся от нас во гневе и преследуешь нас, Убиваешь, не щадишь; Закрыл себя облаком, Чтобы не пришли молитвы. Грязью и мерзостью сделал Ты нас среди народов. Разинули на нас пасть Свою Все неприятели наши... Потоки вод проливает око мое О падении дочери народа моего... Доколе не проглянет И не воззрит Иегова с небес?»... И затем от скорби о всем Божием народе переходит Пророк опять к личным своим злостраданиям, особенно от врагов и ругателей, прибегая к Богу – защитнику и отмстителю правых: «Ловят меня как птичку Неприятели мои безвинно... И я сказал: отлучен я от людей. Имя Твое призываю, о Иегова... Будь близок, когда я призываю Тебя. Скажи: «не бойся»! Защити, Господи, душу мою... Воззри, Иегова, на страдание мое... Выслушай ругательства их... Посмотри, сидят ли они, стоят ли. Я всегда их песнь. Отплати им, Иегова, по делам рук их. Пошли затмение сердца и проклятие Твое на них... И истреби их из под небес, Иегова». " Увы! – так вопиет пророк плача.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Если она может забыть его, То Я не забуду тебя. (16) Да, на ладонях Я начертал тебя, Две стены твои предо Мною постоянно 341 . – (17) Спешат сыны твои 342 .. Разрушители твои и опустошители твои От тебя удаляются.. (18) Обведи кругом глаза твои, и посмотри: Все они собираются, идут к тебе; Жив Я, – говорит Иегова, – Что всеми ими, как украшением, ты покроешься, И обрядишься ими, как невеста 343 . (19) Да, развалины у тебя, И запустение у тебя, И земля разорена твоя; А теперь у тебя будет тесно от жителей, Когда удалятся пожиравшие тебя. (20) Тогда будут говорить вслух тебе Дети вдовства твоего: «Тесно для меня это место, Подвинься, чтобы я мог поселиться». (21) А ты скажешь в сердце своём: «Кто родил мне их? Я вдова 344 и бесплодная, Изгнанная и отверженная, А их кто воспитал? Вот я осталась одинокою.. Они... где же они»?... (22) Так говорит Господь Иегова: Вот Я простру к племенам руку Мою, И к народам подыму знамя Мое, И они представят сынов твоих на лоне, И дочерей твоих на плечах принесут. (23) И будут цари воспитателями у тебя И княгини – жены их кормилицами у тебя; Лицом до земли будут кланяться тебе, И прах ног твоих будут лизать 345 , – Тогда узнаешь, что Я – Иегова, Что не постыдятся Надеющиеся на Меня». (24) «Неужели отымется у сильного добыча, И взятое в плен победителем будет освобождено»? (25) Да, так говорит Иегова: «И взятое в плен сильным возвращено будет, И добыча притеснителя отнимется, И с противником твоим Я буду препираться, И сынов твоих Я спасу. (26) И Я заставлю притеснителей твоих есть плоть свою, И, как вина нового, крови своей они напьются 346 ; И узнает всякая плоть, Что Я – Иегова, Спаситель твой И искупитель твой, Сильный Иакова». XL 334 Трудно согласиться с толкователями, что эта речь идёт от лица всего народа, или же, что она высказана от лица самого пророка. Как прежде спасителем народа еврейского представлялась отдельная личность Кира, так и теперь общее спасение народов ясно усваивается отдельной личности. Если эта личность называет себя общим именем то отсюда видно, что этою личностию не может считаться и сам Исаия. Название неделимаго общим именем указывает особенное его достоинство ( Матф. 16, 18 ); в частности, имя народа могло приписаться только царю (10, 5). А когда это лицо говорит, что его имя известно от чресел матери его, то это, не соответствующее древнему обычаю, указание на матерь, предпочтительно перед отцем, делает ясным предположение, что лицо, говорящее здесь, есть то же лице, которое названо γενóμενος κ γυναικóς, о котором Исаия говорил в .7 гл. 14 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

—428— ная? Вот Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твоё из сапфиров ( Ис.54:7–11 ). „Скоро освобождён будет пленный, и не умрёт в яме и не будет нуждаться в хлебе... Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя“ ( Ис.51:14,16 ). Итак, выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина: так говорит Господь твой... отмщающий за свой народ: вот я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей, ты не будешь уже пить их, и подам её в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: „пади ниц, чтобы нам пройти по тебе“ ( Ис.51:21–23 ). Восстань, пленный Иерусалим; сними цепи с шеи твоей пленная дочь Сиона! Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого, выходите из среды его носящие сосуды Господни! ( Ис.52:2, 11 ). Так говорил Иегова народу своему. Радуется Он освобождению избранного Своего, радуется потому, что любил его, как Отец сына, как супруг жену юности. Израиль создание Иеговы. Он сделал его носителем Божественной мысли, посредником от вечности предопределённого намерения. Его Иегова сотворил для славы Своей, образовал и устроил ( Ис.43:7 ). Он вестник Иеговы, Его посланник. Иегова не мог оставить его, забыть о нём, ибо в нём была слава Самого Иеговы. Вот почему радуется Иегова освобождению его. Спасая его, Иегова спасал Свою мысль, Своё намерение. „Ради имени моего отлагал гнев Мой, ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это“. ( Ис.48:9,11 ). Он искупил Иакова и через то прославится в нём. Египтяне, Ефиопляне, Савейцы придут к Израилю, повергнутся пред ним и будут говорить: „у тебя только Бог, и нет иного Бога“. Видя возвращение его в отечество, все народы скажут: только у Господа правда и сила“ ( Ис.45:24 ). Освобождённый Израиль будет проповедником славы Иеговы среди народов, свидетелем, вождём, наставником ( Ис.55:4 ). Он призовёт к Иегове народ, которого сам не знал, и народы, не знавшие его, поспешат к нему ради Господа Бога его ( Ис.55:5 ). В возвещении всему миру имени Иеговы и в призвании всех народов к прославлению Его и состоит миссия Израиля. Он служит Богу, он раб Иеговы. „И

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 Иер.29:8–10 (ПНМ): «Так говорит Иегова воинств, Бог Израиля: „Не позволяйте пророкам, которые среди вас, и своим гадателям обманывать вас и не слушайте снов, которые им снятся, потому что Иегова говорит: „Они пророчествуют вам ложь моим именем. Я не посылал их“». «Так говорит Иегова: „Когда вы проведёте в Вавилоне семьдесят лет, я обращу на вас внимание и исполню доброе слово, которое сказал о вас, – я верну вас на это место“». 9 Дан.9:1–2 (ПНМ): «В первый год Дария, сына Ахашвероша из рода мидян, который был поставлен царём над царством халдеев; в первый год его царствования я, Даниил, определил по книгам число лет, в течение которых, по слову Иеговы к пророку Иеремии, Иерусалим должен оставаться опустошённым,– а именно семьдесят лет». Дан.5:26–31 (ПНМ): «И вот истолкование этого слова: МЕНЕ – Бог сосчитал дни твоего царства и положил ему конец. ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден слишком лёгким. ПЕРЕС – твоё царство разделено и отдано мидянам и персам». Тогда Валтасар повелел, и Даниила одели в пурпур, ему на шею повесили золотое ожерелье, и провозгласили, что он станет третьим правителем в царстве. В ту же самую ночь Валтасар, халдейский царь, был убит, и Дарий мидянин принял царство, когда ему было около шестидесяти двух лет». 10 2 Летопись 36:20–23 (ПНМ): «А тех, кто уцелел от меча, он увёл в Вавилон, и они были слугами ему и его сыновьям до начала персидского владычества. Так исполнилось слово Иеговы, сказанное через Иеремию, и земля наверстала свои субботы. Все дни запустения она соблюдала субботу, пока не прошло семьдесят лет. В первом году царствования персидского царя Кира для исполнения слова Иеговы, сказанного через Иеремию, Иегова возбудил дух персидского царя Кира, и тот велел объявить по всему своему царству, устно и письменно, следующее: «Так говорит Кир, царь Персии: „Иегова, Бог небес, отдал мне все царства земли и велел мне построить ему дом в Иерусалиме, что в Иуде. Пусть с каждым из вас, кто принадлежит к его народу, будет его Бог Иегова. Пусть он идёт“».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010