78 . А. Велицын. „Немецкое завоевание на юге России”. Русский Вестник. 1890 г. 1. 79 . А. Б–в. „Баптизм”. Труды Киевской Духовной Академии. 1890 г., т. 3. 80 . „Русские рационалисты-штундисты”. Вестник Европы. 1881 г. 7. 81 . А. Воронов. „Штундизм. Очерк религиозно-бытовой жизни в Малороссии”. Русский Вестник. 1884 г. 3. 82 . В. Маврицкий. „Штундисты”. Православное Обозрение. 1881 г. 1. 83 . В. Скворцов. „Штундистские притязания и одесские постановления миссионерского съезда по поводу одного кассационного решения Правительственного Сената”. Миссионерское Обозрение. 1808 г. 11. 84 . Его же. „Организация штундистской миссии и протоколы одного сектантского съезда – конференции”. Миссионерское Обозрение. 1900 г. 9. 85 . М. Кальнев . „Религиозный маскарад штундистов”. По поводу министерских циркуляров о штундистах и кассационных решений Сената по их делам”. Миссионерское Обозрение. 1900 г. 4. 86 . К. Велтистов. „Баптизм как секта”. Миссионерское Обозрение. 1901 г. 1. 87 . Его же. „Немецкий баптизм в России”. Миссионерское Обозрение. 1902 г. 1. 88 . Его же. Лютеранский служебник у штундистов”. Миссионерское Обозрение. 1899 г. 10. 89 . А. Южный. „На днепровских порогах и два дня у штундистов”. Вестник Европы. 1881 г. 7. 90 . П. Петрушевский. „О штундизме”. Труды КДА. 1884 г., ч. 1. 91 . К. Старынкевич „Религиозное движение на юге России”. Слово. 1880 г. 6, 8. 92 . П. Николаевский . „К истории русского сектантства. Конференция баптизмов южной России и Кавказа”. Странник. 1892 г., т. 3. 93 . А. Липранди. „Из юго-западного края. Немцы и штунда”. Русское Обозрение. 1895 г. 9. 94 . А. Дородницын. „Немецкие миссионеры необаптизма, известные под именем штунды на юге России”. Чтения в Обществе Любит. Дух. Просвещения. 1893 г. 1. 95 . И. Петров. „Новые сведения о штундизме”. Труды КДА. 1887 г. 1. 96 . „Заметки о происхождении и развитии штундизма. Руководство для сельских пастырей”. 1876 г., т. 1. 97 . „Сведения о движении южно-русского сектантства в последние годы”. Труды КДА. 1880 г., т. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Писания? «Руко­водство для сельских пастырей», 1877.    31.      Подлинность и несомненность Евангелий. «Домашняя беседа», 1868.    32.     Д.Боголепов. Новый способ доказательства достоверности евангельских сказа­ний на основании внутренних признаков (Ессе Homo! Обз. жизни и дела Христа. Перев.Тернера). «Православное обозрение», 1878.    33.     Отзыв об исследовании Гюэ о достоверности ев.истории. «Чтения в Обще­стве любителей духовного просвещения», 1872.    34.     В.Рождественский. Отрицательная критика и апологетика по вопросу о Еван­гелиях. «Христианское чтение», 1881.    35.      В.Рождественский. Чтения об исторической достоверности и Божественном характере ев. истории. «Христианское чтение», 1884.    36.     Шафф. Баур и Тюбингенская школа. Труды Киевской духовной академии, 1861.    37.      Виноградов. Новая Тюбингенская школа. Труды Киевской духовной академии, 1863.    38.     Зарождение отрицательной критики Евангелия и христианства на Западе. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1874.    39.     А.Григоров. Научно-критические отрицания в исследованиях Евангелия и хри­стианства на Западе XVI и XVIIbb. «Чтения в Обществе любителей духовного просве­щения», 1874.    40.     О взгляде Ренана на евангельскую и апост. историю. «Православное обозре­ние», 1866. (Обозрение французских журналов).    41.      О взгляде на первоначальную историю христианства Кокереля. Там же.    42.     Критическая литература во франц. журналистике против книги Ренана «Жизнь Иисуса». См. в Обз. иностр. журн. «Православное обозрение», 1864 г. 13.    43.     И.Осинин. О книге Ренана. Там же. 16.    44.     Ренан. «Домашняя беседа», 1865.    45.      Откуда взялся Ренан? «Домашняя беседа», 1866.    46.     О книге Е.Тимковского. Опровержение на выдуманную «Жизнь Иисуса». «До­машняя беседа», 1865.    47.      Н.К. Голос христианина по прочтении книги Ренана «Жизнь Иисуса». Там же. Вып.40,41.    48.     Пр.В.Добротворский. Заметки на книгу Ренана. «Духовный вестник», 1864.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Харьков, 1908. Т. VIII. 309.       Несколько писем к преосвященному Иову, епископу Переяславскому и Бориспольскому (1711 —1776)//Труды Полтавского церковного историческо-археологического комитета. Полтава, 1908. Вып. 2. 310.       XVII—XVIII ст.//ЗУНТК. 1908. Кн. 311.       Киевская искусственная литература XVII и XVIII вв., преимущественно драматическая//ТКДА. 1909. 5-11; 1910. 1-5, 9, 10; 1911. 1, 4, 7, 8, 10, 11; Киев, 1911. 312.       Статьи " Киев " и " Киевская академия "http://Общедоступная богословская энциклопедия. СПб., 1909. Т. 10, вып. XIII. 313.       Об имени и жилище былинного Соловья Разбойника//Древности — ТИМАО. 1910. Т. XXII, вып. I. 314.       О работах по описанию архива Киевской духовной консистории//Древности —   ТИМАО. 1910. Т. XXII, вып. I. 315.       " Церковно-археологический музей при Санкт-Петербургской духовной академии " , профессора Н. В. Покровского. СПб., 1909 (критико-библиографическая статья)//ТКДА. 1910. 1. 316.       Коллекция старых портретов и других вещей, переданная в 1909 году из Киево-Софийского митрополичьего дома в Церковно-археологический музей//ТКДА. 1910. 7,8. 317.       Киевский поемный некрополь//Военно-исторический вестник. 1910. 5-6. 318.       О духовных драмах св. Димитрия Ростовского (К 200-летию его кончины)//ЧЦИАО. Вып. 10. 319.       Румынские художественные памятники в России и возможность влияния их на русское искусство//Труды XIV археологического съезда в Чернигове. Киев, 1911. Т. 2. 320.       Миниатюры и заставки в греческом (Никодимийском) Евангелии XIII века//Искусство в Южной России — живопись, графика, художественная печать. Киев, 1911. 3/4. 321.       " Иконография Богоматери " Н. П. Кондакова (критико-библиографическая статья)//Искусство в Южной России — живопись, графика, художественная печать. 1911. 6/7. 322.       Протоиерей И. И. Вознесенский. Некролог//Исторический вестник. 1911. 2. 323.       Альбом достопримечательностей Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии: Коллекции синайских и афонских икон преосвященного Порфирия Успенского.

http://bogoslov.ru/person/401224

Филарета, посвященных им науке Св. Писания! Из нашего обозрения преподавательской и учено-литературной деятельности пр. Филарета становится, полагаем, ясным значение его, как профессора для нашей академии. Он много содействовал возвышению науки Св. Писания как своими лекциями, своими, хотя немногими, но солидными исследованиями, так не менее того – побуждением студентов к самостоятельной разработке науки и руководством их при научных занятиях. Профессорские занятия составляли только часть деятельности преосв. Филарета на пользу нашей академии. Он памятен и известен всем нам, как наш начальник, ректор и администратор. Его административная деятельность, как и преподавательская, разделяется, по совершенно случайному стечению обстоятельств, на две почти равные половины: первая обнимает собою его ректорство в прежней академии (1860–1869 гг.), когда он был только ректором, вторая – его деятельность в преобразованной академии (1869–1877 гг.), когда он со званием ректора был вместе и профессором. В первом случай он главным и почти исключительным образом работал один, – во втором его труды в значительной степени разделяли уважаемые члены Совета академии. Отказавшись с поступлением на должность ректора от исполнения профессорских обязанностей и не читая лекций в течение девяти лет, пр. Филарет недаром провел это время. Со всем жаром, со свойственным ему усердием и ревностью, он предался делам административным и занялся улучшением, переустройством и преобразованием вверенной его попечению академии. Обязанностей и занятий у него теперь было очень много. Достаточно сказать, что он был председателем конференции, внутреннего и окружного правления и членом (по крайней мере, в начале) цензурного комитета. Этот род деятельности о. ректора очень обширен и разнообразен, – он обнимает собою все стороны академической жизни. Но мы будем касаться только тех фактов, которые совершились по непосредственной инициативе пр. Филарета, по его предложениям и запискам, сохранившимися при делах внутреннего Правления и Конференции и носящих следы его всестороннего ума и глубоких практических соображений 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Рождественский А. , прот. Видение пророка Иезекииля на реке Ховар//Христианское чтение, 1895, I, – С. 3, 233. Рождественский А. , прот. Вновь открытый еврейский текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки//Христианское чтение, 1903, I, – С. 381–407. Рождественский А. , прот. Значение переводных текстов книги Есфирь для вопроса о ее неповрежденности и каноническом достоинстве//Христианское чтение, 1886, I, – С. 211. Рождественский А. , прот. Книга премудрости Иисуса Сына Сирахова//Христианское чтение, 1907, III. Рождественский А. , прот. Новое приобретение библейской науки//Христианское чтение, 1903, I, – С. 669–673. Рождественский А. , прот. Новые открытия в области библейской науки//Христианское чтение, 1898, I, – С. 449. Рождественский А. , прот. О времени написания книги Иисуса сына Сирахова//Христианское чтение, 1911, I, март. Рождественский А. , прот. О книге Премудрости Иисуса сына Сирахова и её писателе//Христианское чтение, 1911, I, март. Рождественский А. , прот. Откровение Даниилу о седминах в связи с предыдущими откровениями Божиими избранному народу//Христианское чтение, 1896, II, – С. 134. Рождественский А. , прот. Отрывок оригинального еврейского текста книги Иисуса сына Сирахова, изданный А. Е. Коулеем и Ад . Нейбауером. Оксфорд 1897 г//Христианское чтение, 1897, II, – С. 526. Рождественский Д., прот. Наставления и предречения книги пр. Захарии, касающиеся постов и праздников, как урок нашему времени: Речь перед защитой магист. дисс. (Книга пр. Захарии: Исагогическое исслед. Вып. 1. Серг. П., 1910)//Богословский вестник. 1911. Т. 3. 10. С. 310–330. Розанов В.В. Содержание и пространство заповеди «не прелюбодействуй»: (По поводу замечений П.В.Тихомирова )//Богословский вестник. 1905. Т. 1. 3. С. 518–541. Русанов Н., прот. Ближний Восток//Православный собеседник, 1913, т. II-III, июль-август, ноябрь, декабрь; 1914, I, июнь. Рыбинский В.П. Вавилон и Библия //Труды Киевской духовной академии, 1903, т. II, – С. 113–145. Рыбинский В.П. К вопросу об отношению Библии к Вавилону //Труды Киевской духовной академии, 1904, т. I, – С. 46–58.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

В 1867 году, по ходатайству архиепископа казанского Антония, в целях увеличения числа подписчиков обязательной подпиской всех церквей епархии, при «Собеседнике» разрешено издавать «Известия по казанской епархии», по программе епархиальных ведомостей 354 . Митрополит петербургский Григорий Постников основал при семинарии еженедельный журнал для назидательного чтения «Духовную Беседу», начавшую выходить с 1858 года, затем, по смерти митрополита, прекратившуюся и возобновлённую с 1868 года протоиереем И. Яхонтовым , уже как частное издание. В «Церковной Летописи» при «Беседе» святейший синод скоро стал помещать свои некоторые указы и объявления, сделав этот орган своим официальным. «Духовная Беседа» прекратилась в 1876 году, когда синод перенёс печатание своих указов из «Беседы» в ново-основанный «Церковный Вестник». Особенно счастливым для духовной журналистики явился 1860 год, в котором начали выходить сразу четыре новых журнала: «Православное Обозрение», «Душеполезное Чтение», «Странник» и «Труды Киевской Духовной Академии». «Православное Обозрение» и «Душеполезное Чтение» появились в Москве. «Православное Обозрение», богословско-философский журнал, обязано своим возникновением трём просвещённым московским священникам: Николаю Сергиевскому , профессору университета, редактору-издателю журнала, затем П. Преображенскому , профессору семинарии, наследовавшему после отца Сергиевского редакторство и издание, и Г. Смирнову-Платонову. Своей задачей журнал ставил быть органом богословско-философской мысли для образованного светского общества в отличие от академических журналов, носивших специальный школьный отпечаток. «Душеполезное Чтение» основано священником Алексеем Ключаревым, впоследствии Амвросием, архиепископом харьковским, но скоро передано священнику Василю Нечаеву, впоследствии епископу костромскому Виссариону, и ставило задачей дать душеполезное простое чтение самому широкому кругу образованных, но не мудрствующих читателей. Успех, встретивший издание с самого начала, преследовал его и до конца столетия. «Странник», основанный в Петербурге протоиереем Василием Гречулевичем, впоследствии бывшим епископом могилёвским Виталием, отличался тем, что вводил в свою программу беллетристический элемент в виде рассказов и давал портреты, на отдельных листках, знаменитейших архипастырей, которыми подписчики из сельского духовенства с любовью украшали деревянные стены своих покоев в доброе старое время. Свой характер «Странник», в общем, сохранил доселе. «Труды Киевской Духовной Академии» построены были по типу академических органов петербургского и казанского. Особенностью «Трудов» являлась с первых же дней особенно усердная разработка западнорусской церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Я приобрел себе грека и французика». По-видимому, благодушно принял епископ Порфирий это откровенное признание нового своего начальника, отделавшись каламбуром: «Точно так. Я – грек, но не лукавый человек, я и французик, но не подбитый ветерком» 467 . И действительно, епископ Порфирий оказывал митрополиту Арсению несомненные услуги в переписке его с известным парижским священником Владимиром Гетте , с восточными патриархами и др. 468 Как бы там ни было, несомненно одно, что епископ Порфирий был «доволен своим назначением» 469 . «Бог вознаградил меня, – пишет епископ Порфирий своему товарищу по Академии, епископу новомиргородскому Софонию, приславшему братское и дружеское приветствие с назначением в Киев, – за труды мои и за терпение мое, смею сказать, не малое. Хвала и благодарение Ему, праведному и милостивому. Я весьма доволен своею судьбой. В душе моей царит спокойствие неба. Жизнь моя течет плавно, как течет тихий Днепр. Дело у меня есть. Науке служу, как могу» 470 . Тринадцатилетний период пребывания епископа Порфирия в Киеве в сане епископа чигиришского следует, по всей справедливости, признать самой плодотворнейшей порой «выставки христианского Востока по частям» 471 , так как к этому именно времени относится большая часть издания в свете его важнейших и многотомных трудов по изучению христианского Востока 472 . В это же время для него весьма гостеприимно открыл свои страницы и академический журнал «Труды Киевской духовной Академии». Отдавшись заветной мечте – видеть в печати свои научные труды, епископ Порфирий искренне желал в этой «тихой пристани» (так он называл Киев) постоять подольше, чтобы с удобством «разгрузиться», и не без тревог и опасений относится к слухам о перемещении его куда-либо в провинцию на самостоятельную кафедру. «Жизнь моя в Киеве течет, как Днепр, тихо, без бурь, без волнений. Одно только тревожит меня, – пишет он другу своему княгине Витгенштейн 7 августа 1868 года, – это – нежелательное перемещение куда бы то ни было. Право, не хочется двинуться с места после двадцатилетнего странствования по свету, во время которого я не по своей воле, садился на корабль едва ли не более 50 раз 473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Получая скудное содержание, едва достававшее на дневное пропитание, наставники семинарии при каждом удобном случае спешили покинуть свои заведения и поступали в другие ведомства, щедро награждавшие труды служащих. Это движение, с особенною силою охватившее наши заведения в 60-х годах, – отобразилось и на студентах академии, старавшихся до окончания академического курса перейти в светские учебные заведения (университеты, лицеи). Такое прискорбное явление обратило на себя внимание высшего начальства, которое предписало академическим правлениям требовать от поступающих в академию воспитанников подписки, коими они обязывались бы прослужить за свое содержание четыре года по духовно-учебному ведомству и притом по назначению начальства. Без таковых обязательств студенты не могли быть приняты в академию 93 . Когда это распоряжение Св. Синода было получено в нашей академии и в силу его студенты, уже два года проучившееся, должны были дать означенные обязательства 94 , – некоторые из них не решались обязываться на четырехлетнюю семинарскую службу и мотивировали свой отказ необеспеченностью положения учителя семинарии 95 . Пр. Филарет своим влиянием, советами и убеждениями в данном случае достиг того, что все студенты дали требуемые обязательства 96 . Но когда, чрез несколько месяцев, два студента подали прошения об увольнении из академии и об освобождении их от службы в духовно-учебном ведомстве, к которой они будто бы не чувствуют расположения, то правление академии, не удерживая означенных студентов против их воли в академии, постановило – довести до сведения высшего начальства, что в последнее время усматривается в студентах нерасположенность к академическому образованию и желание оставить академию прежде окончания курса и что такое явление, объясняемое незавидным положением наставников семинарий, может сопровождаться самыми опасными последствиями для наших учебных заведений – не только для семинарий, но и для академий 97 . Весьма вероятно, что подобные заявления, делавшиеся как нашею, так и другими академиями, ускорили давно ожидавшееся преобразование духовно-учебных заведений и тем содействовали улучшению материального быта служащих в сих заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Впрочем, каково ни было происхождение цифр, содержащихся у LXX, достоверно, что они были приняты всеми отцами церкви греческой и большинством отцов церкви латинской; следовательно, у последних было право принимать и защищать их. 1119 Пользуясь этим правом и давая человеку древность около 8000 лет, можно удовлетворить законным требованиям истории и палеонтологии, так как до сих пор нельзя представить никакого достоверного факта в пользу того, что человек восходит к эпохе более отдаленной. 975 В русской литературе см. об этом предмете: проф. протопр. H. А. Сергиевского, „Творение мира и человека“, Москва, 1883; проф. С. С. Глаголева , „О происхождении и первобитном состоянии рода человеческого“, Москва, 1894; А. И. Покровского , „Библейское учение о первобытной религии“, Сергиев Посад, 1901; проф. Я. А. Богородского , „Начало истории мира и человека по первым страннцам Библии“, Казань, 1906. Из журнальных статей заслуживают внимания: Гр. Малевинского, „Человек в ряду существ природы, как образ Божий“, Труды Киевской дух. Акад., 1867, 7, стр. 36–87, 9, стр. 297–460; Ф. С. Орнатского, „Происхождение человека“, Труды Киевской духовной Академии, 1881, 1, Стр. 59–73, 4, стр. 452–487. Пер. 976 „Неслыханная вещь на языке Писания, говорит Боссюет, чтобы кто другой, кроме Бога, Сам говорил о Себе во множественном числе: Сотворим. Сам Бог, в Писании, говорит так лишь два или три раза, и этот чрезвычайный язык замечается, когда дело идет о творении человека“. Disc, sur l’hist. univ., II part., ch. I. – „Cogitavit nos ante natura quam fecit; nec tamen leve opus sumus, at illi potuerimus, excidere... scies non esse hoininem tumultuarium et incogitatum opus“, говорит Сенека, De Benef., VI, 23. Если языческое слово natura заменим словом Deus, το получим превосходнейший комментарий человеческой философии на „Сотворим человека“ кн. Бытия. – Отцы Церкви дали нам возвышенное объяснение попечения, которое Бог прилагает при образовании человека. Бог по выражению Тертуллиана , радовался, творя мир: „Ludens in orbe terrarum“, но Он как бы весь сосредоточивается, говорит Тертуллиан , при творении Адама: „Recogita totum illi Deum occupatum ac deditum“. He знал ли Он, что это преимущественное творение должно изменить Ему? Он, отвечает Тертуллиан , видел далее неблагодарности людей, Он провидел Искупителя людей: „Christus cogitabatur homo futurus“. De resurrectione carnis, c. VI, t. II, col. 802.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Попов Н. [Рец. на:] Глаголев А. А., свящ. Сионистское движение в современной еврействе и отношение этого движения к всемирно-исторической задаче библейского Израиля. Киев, 1905//Странник, 1905, август. Попов. [Рец. на:] Троицкий. Грамматика еврейского языка//Труды Киевской духовной академии, 1908, т. II, – С. 687–689. Попович Г. Ефод//Труды Киевской духовной академии, 1914, т. III, сентябрь-октябрь. Попович Г. Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной теократии//Труды Киевской духовной академии, 1913, т. III, декабрь. Попович Г. Положение женщины в библейской семье и обществе//Труды Киевской духовной академии, 1916, т. I, январь. Поснов М.Э. [Рец. на:] Попов В. Возвращение иудеев из плена Вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры в Иерусалим//Христианское чтение, 1906, III. Поснов М.Э. Взаимодествие двух факторов в истории израильского народа – Божеского и человеческого//Труды Киевской духовной академии, 1903, т. II, – С. 333–352. Поснов М.Э. К характеристике внутренней жизни послепленного иудейства//Труды Киевской духовной академии, 1904, т. II. – C. 314–413; т. III, – С. 629–658. Поснов М.Э. Мессия и мессианское царство по изображению апокрифов и пророческих книг//Труды Киевской духовной академии, 1906, т. I, – C. 389–448; т. II. – C. 177–214. Поспелов И. О русском переводе книги Екклесиаста//Прибавления к творениям святых отцов, 1863, 22. Поспехов. О книги Премудрости Соломоновой//Труды Киевской духовной академии, 1862, т. I, – С. 11–62; т. II. – С. 180–215, 333–363; 1863, т. II, – C. 49–106. Потапов В. О книге святого пророка Даниила//Прибавления к творениям святых отцов, 1871, Поташев П., свящ. К вопросу о редакции греческого перевода LXX, служившей подлинником для древнего славянского перевода Священного Писания Ветхого Завета//Христианское чтение, 1892, I, – С. 24. Потоцкий И. Особенные причины неверия саддукеев в Иисуса Христа как Мессию//Вера и разум, 1900, Прахов А. Песнь Моисея (XXXII гл. Второзакония по текстам масоретскому-еврейскому и греческому LXX//Христианское чтение, 1913, II, июль-август.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010