Проф. А.С. Архангельский : «Преп. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси». Историко-литературный очерк. Ч. I (о Ниле). Спб. 1882. – Наиболее подробный и обстоятельный труд, которым главным образом и руководился автор. Проф. В.П. Шевырев: «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь». М. 1850. Митр. Макарий: «История русской церкви», т. VI. Спб. 1874. В. Жмакин : «Митрополит Даниил и его сочинения». М. 1881. Две первые главы в книге – об истории направлений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского . Проф. Н.И. Костомаров : «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», гл. XVI. Проф. А.С. Павлов : «Исторический очерк секуляризации церковных земель». Архиеп. Филарет: «Обзор русской духовной литературы» и «Жития святых». А.В. Горский: «Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифова-Волоколамского монастыря в XVI веке» (в «Прибавл. к твор. св. отцов», издававшихся при Моск. Дух. Академии, т. X, 1851 года). А. Правдин: «Преп. Нил Сорский и устав его скитской жизни» (в «Христианском Чтении», январь 1877 года). Дружинин В. и Дьяконов М.: «Беседа Сергия и Германа, валаамских чудотворцев». Спб. 1889. Иконников: «Русские общественные деятели XVI века» (в «Киевск. Университ. Известиях», 1866 г., 1–2). Иконников: «Опыт исследования культурного значения Византии». Киев, 1869. Проф. С.М. Соловьев : «История России», т. V. Панов: «Отношения иноков Кириллова и Иосифова монастырей» (в «Прибавл. к твор. св. отцов», ч. X, 506. Розанов: «Спор иосифлян с белозерскими старцами» (в «Страннике» за 1877 год, т. II, май). Архим. Иустин (впоследствии еп. рязанский): «Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни». М. 1886. « Нила Сорскаго преподобнаго, перваго основателя скитскаго жития в России, духовныя наставления о скитском пустынножительстве». М. 1889, изд. Морозова. Ф. Успенский, акад., директор Константинопольского Археологического Института: «Очерки по истории византийской образованности в XIV веке». Радченко: «Церковно-религиозное движение в Болгарии пред турецким нашествием» (в «Киевск. Унив. Известиях»). – Последние две книги весьма важны для понимания настроения Нила Сорского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/oc...

Святитель был любителем построек и в 1745 году выстроил великолепные митрополичьи палаты. Отечески любил митрополит Рафаил великого святителя Белгородского Иоасафа (Горленко, † 1754; память 4/17 сентября, 10/23 декабря) и со слезами прощался с ним. Митрополит Рафаил написал много поучений, но они почти все не изданы. Труды: Святитель Иоасаф Белгородский //Русский паломник. – 1911, 37. – С. 580. Слово в день Обрезания Господня 1 января 1729 г. – М., 1735. Инструкция для академии//Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев. 1856. – Т. 2. – С. 102, 108. Литература: Смиречанский В. Д. Историческо-статистический сборник сведений о Псковской епархии. – Остров, 1895. – С. 69–66. Молчанов. Протектор Киевской академии Рафаил Заборовский. митрополит Киевский. Орловский П. И., протоиерей. Сказание о блаженном Рафаиле, митрополите Киевском.Киев. 1908. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности. достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 78, 79. Погожее Е. Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. – СПб., 1913. – С. 202. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Петроград. 1916. – С. 470. Погожев Е. Н. (Поселянин Е.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (т. 1–3; 5–8). – СПб., 1917. – С. 16, 17, 20, 23, 26, 27, 29. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев. 1888. – С. 155, 157, 183, 196, 201, 224, 247, 250. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913 гг. – СПб., 1913. – С. 206. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 214. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – Т. 2. Новиков Н. И. Опыт исторического словаря о российских писателях. Из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий и словесных преданий. – 1-е изд. – СПб., 1772. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 7, 381, 449.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Темой доклада, с которым выступил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил , была тема глубокого покаяния — стержень творений святителя. Митрополит Даниил рассказал, что в Одесской духовной семинарии, где он учился до Московской духовной академии , творений святителя Игнатия (Брянчанинова) не было. И никто семинаристам не говорил об этом писателе-аскете. Затем один преподаватель стал давать будущему митрополиту по одному томику на неделю, и это чтение, по признанию владыки, изменило его сознание и, в конечном счете, жизнь. Благодаря творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) он принял монашество. Участь же некоторых из тех, с кем учился митрополит Даниил, впоследствии оказалась не просто печальной. В начале 90-х годов на Украине стали захватывать православные храмы, и некоторые сокурсники владыки перешли в унию, продолжая служение в своих храмах. Два преподавателя семинарии, которых быстро рукоположили, ушли к главе непризнанного «Киевского патриархата» Филарету. Ответ на вопрос, почему произошло такое вероломное предательство, как заметил выступающий, частично дали предыдущий докладчик, митрополит Феофан, и заслуженный профессор Московской духовной академии А.И. Осипов, ведущий конференции. Семинария не учила главному. Понимание молитвенного делания было поверхностным. «Этого всего можно было бы избежать, если бы у нас в то время преподавали труды Игнатия (Брянчанинова), давали бы возможность познакомиться с ними», — отметил митрополит Даниил. Большой интерес участников конференции вызвали доклады, осветившие разные периоды жизни святителя. О настоятельстве архимандрита Игнатия в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом рассказала настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге игумения София (Силина). Об архипастырском служении святителя на Кавказе собравшиеся узнали из доклада митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла (доклад был зачитан первым  проректором Ставропольской духовной семинарии протоиереем Павлом Самойленко).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4918702...

Труды: О достоинстве человека, раскрытом и утверждённом христианскою религией (магистерская диссертация). М. 1832. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Духовной Академии до её преобразования. 1814–1870 гг. М. 1879. Ковалевский А. Воспоминания//Тверские епархиальные ведомости. 1882, 16, 19 и в//Душеполезное чтение. 1883, ч. 2. кн. 6, стр. 154–191. Языков Д.Д. Писатели, умершие в 1882 году//Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 12 вып. СПб., 1885–1912. Захарченко М.М. Киев теперь и прежде Киев. 1888, стр. 118. Токмаков И. Историко-археологическое описание церкви села Оховец, Останкинского уезда, Тверской губернии. Изд. 3. М. 1889, стр. 68. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. Петроград. 1916, стр. 470. Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869. СПб., 1907, стр. XX. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. Одесса. 1913, т. 1, стр. 26, 27. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. Сергиев Посад. 1897–1911, т. 2 и 3; 1902, т. 4; 1904, т. 5; 1906, т. 6; 1911, т. 9. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1403, 1405, 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 323. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А.Гатцук. М. 1832–1891, 1882, стр. 458, Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 295, 414, 479. Дмитриевский А.А., профессор. Епископ Порфирий Успенский , как инициатор и организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу Православия и в деле изучения христианского Востока (по поводу 100-летия со дня его рождения). СПб., 1906, стр. 111. Владиславский В., протоиерей. Из воспоминаний о почившем в Бозе митрополите Киевском Филарете. – Тверь, 1882. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 323. Памяти в Бозе почившего высокопреосвященного Филарета, митрополита Киевского. Киев. 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новый номер продолжил концепцию издания, выработанную в минувшем учебном году. Общий объем номера — 414 страниц. Содержание разделено на следующие тематические рубрики: «Библеистика», «Богословие», «Литургика и гимнография», «История Церкви», «Апологетика», «Библейская археология», «Из истории Духовных школ», «Церковь и общество». В качестве вводного раздела, помещенного вне рубрик, выступают публикации двух важных документов: доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в июне 2008 года «Украинское православие на рубеже эпох: Вызовы современности, тенденции развития» (с. 9-16) и доклад ректора Киевской Духовной Академии, председателя Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви архиепископа Бориспольского Антония на расширенном заседании Учебного комитета 17 сентября 2008 года «Перспективы развития духовного образования в Украине» (с. 17-24). В рубрике «Библеистике» опубликована статья архиепископа Антония «Отношение православных к “смысловому” переводу Библии (на примере Пролога Евангелия от Иоанна)» (с. 25-48). Статью вполне можно назвать программной. В ней представлен целостный обзор существующих в современной библеистике подходов к переводу Священного Писания, охарактеризованы преимущества и недостатки этих подходов. Автор специально сосредотачивается на рассмотрении общепринятого в западной библеистике «смыслового» перевода, ясно обнаруживая многочисленные подводные камни, ожидающие переводчика при попытках реализовать подобный подход к переводу Священного Писания. Свои тезисы владыка Антоний иллюстрирует конкретными примерами из текста Пролога Евангелия от Иоанна. Сопоставляя новые переводы этого текста на современные европейские (английский, немецкий, французский) и русский языки с оригиналом, автор наглядно показывает возможные утраты смысла и не всегда удачные интерпретации священного текста, наличествующие в этих переводах. «На этих примерах видно», — заключает свою статью владыка Антоний, — «что дело перевода, которое никогда не было легким, в наше время господства “смыслового” подхода к переводам требует, кроме духовной развитости и вдохновения свыше, кроме труда, знания языков, чутья родного языка и т.п., еще и особого, можно сказать духовного и умственного вкуса, особой тщательности и осторожности при стремлении к простоте и понятности».

http://bogoslov.ru/article/371851

15 сент. 1883 г. Г. был удостоен степени магистра богословия за соч. «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники» (К., 1883), признанное «капитальным вкладом в русскую историческую науку» и удостоенное Уваровской (половинной) и Макариевской (полной) премий при Святейшем Синоде. Работа представляла собой всестороннее исследование истории Киево-Печерской лавры начиная с кон. XV в. и деятельности митр. Петра. Впрочем, критики (Голубинский, Н. И. Петров ) отмечали нек-рое «обеление» личности митрополита (см. отзывы: ЖМНП. 1884. Янв. С. 148-165; Протоколы КДА за 1883/4 учеб. год. К., 1885. С. 43-50; Отчет о 27-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1885; ХЧ. 1886. Ч. 2. С. 239-252). В 1898 г. вышел 2-й т. исследования Г., в к-ром рассматривалась деятельность митр. Петра по вступлении его на первосвятительскую кафедру Западнорусской Церкви (1632-1647), положение правосл. паствы в Речи Посполитой. В приложении Г. опубликовал 85 архивных документов по истории Западнорусской Церкви (в т. ч. записи митр. Петра о чудесах, происходивших в лавре, о заседаниях Киевского Собора 1640 г.) с подробными научными комментариями. За это сочинение 17 марта 1899 г. Г. был удостоен степени д-ра церковной истории Советом КазДА и получил полные Макариевскую (академическую) и Уваровскую премии. Исследование о митр. Петре Г. считал главным трудом своей жизни, готовил к изданию 3-й т., а также исправленные и дополненные 1-й и 2-й тома, но это намерение осталось неосуществленным. Кроме того, Г. написал «Историю Киевской духовной академии: (Период домогилянский)» (К., 1886), отмеченную Уваровской и Макариевской (половинной) Учебного комитета при Синоде премиями. В этом сочинении Г. утверждал, что Могилянская академия явилась продолжением Киевской братской школы, с чем не согласился рецензент А. И. Соболевский (см.: ЖМНП. 1887. 3. Отд. 2. С. 38-50) . Одним из важнейших источников по истории Западнорусской Церкви Г. считал старопечатные книги, изучал вопрос о начале книгопечатания в Киеве, относя его к 1616 г. Выявлял и публиковал документы по истории КДА и Западнорусской Церкви, преимущественно XVII-XVIII вв. (в т. ч. крупное полемическое соч. «Лифос», 1644), в «Киевских епархиальных ведомостях» , «Трудах Киевской Духовной Академии» (ТКДА), «Чтениях в Историческом обществе Нестора-летописца», «Архиве Юго-Западной России» . В 1876-1877 гг. печатал в ТКДА известия церковно-археологического об-ва при КДА, составлял «Объяснительные параграфы на историю Западнорусской Церкви» (Киевские ЕВ. 1893. 3-5, 12, 24; ТКДА. 1904. 11; 1906. 12; 1910. 7-8). Осенью 1901 г. вошел в Комиссию для собирания и издания относящихся к истории КДА актов и для последующего написания на их основе полной истории КДА за 300 лет (работа не была завершена). Труды Г. расширяли источниковедческую базу и оказали значительное влияние на дальнейшую разработку истории Западнорусской Церкви и духовного образования.

http://pravenc.ru/text/165309.html

II От отца-священника он унаследовал сильный, пытливый ум и талант убеждения, от матери – любящее сердце, тонкость натуры, мирный и добрый нрав Промысл Божий, невидимо действующий в жизни каждого человека, вел Георгия Говорова с самого рождения по пути христианского благочестия. Начало воспитания, взращивания великого плода на ниве Господней было положено в семье. От отца-священника он унаследовал сильный, пытливый ум и талант убеждения, от матери, тоже дочери священника, – любящее сердце, тонкость натуры, мирный и добрый нрав. И от обоих родителей – крепкую и горячую веру, любовь к Церкви и молитве. Образование, полученное будущим святителем в Ливенском духовном училище, Тамбовской семинарии и Киевской духовной академии развило и укрепило данные от рождения таланты. Гены, врожденные способности! Чего стоят они без должного заботливого и терпеливого взращивания? Не видел ли каждый из нас примеры, когда талантливый, богато одаренный ребенок, вырастая, оказывается никчемным неудачником, далеко отставшим от многих более скромно оделенных сверстников? Притча о талантах, рассказанная в Евангелии на понятном людям примере из чисто житейской области, конечно же, говорит более о другом – о талантах разума, нравственности, духа. На Георгии Говорове сошлось воедино всё: добрые задатки, мудрое воспитание, достойное образование. Как и надлежит человеку высокого нрава, он никогда не останавливался в своем развитии, стремясь за короткий человеческий век возможно более приумножить данное ему Творцом от рождения богатство разума и души и принести Господу достойные плоды своего жития. Первый ученик в школе, семинарии, академии, со всяким тщанием и усердием исполнявший любое послушание, каждое доверявшееся ему дело. Уже в юном возрасте проявлялась в нем склонность к уединению, молитвенности, глубокому осмыслению Священного Писания и святоотеческих трудов, что предвещало величие и успешность главного дела его жизни; но на пути к затвору ему предстояло еще понести большие и разнообразные труды на благо и укрепление столь любимой им Православной матери-Церкви.

http://pravoslavie.ru/76710.html

В рубрике «Богословие» опубликована статья игумена Аристарха (Лебедева) «Происхождение человеческой души» (с. 49-56). В ней преподаватель КДАиС анализирует высказывавшиеся в разное время как в святоотеческой, так и в русской богословской литературе взгляды на этот сложный и таинственный вопрос. Рубрика «Литургика и гимнография» представлена статьями доцента КДА И. Ю. Михалко «Гимнографическое наследие Православной Церкви — сокровищница литургического богословия» (с. 57-65) и преподавателя протоиерея Олега Кожушного «Акафист Пресвятой Богородице и херетизмы как характерная черта этого гимнографического жанра» (с. 66-72). И. Ю. Михалко обращает внимание на различные аспекты богословского содержания православных богослужебных текстов, а отец О. Кожушный в не только анализирует поэтические приемы, использованные автором Акафиста ко Пресвятой Богородице, но и предлагает частичный перевод Акафиста с древнегреческого на украинский язык. Наиболее обширным разделом «Трудов» является рубрика «История Церкви». Здесь представлено десять публикаций. Среди них статья профессора КДА архимандрита Нестора (Соменка) «Крещение руссов в церковно-культурном контексте греко-славянских отношений» (с. 73-131), которая представляет собой значительно дополненный вариант актовой речи, прочитанной на Актовом дне Академии в 2007 году. Также в церковно-историческом разделе «Трудов» помещены следующие статьи преподавателей Киевских духовных школ: доцент протоиерей Димитрий Денисенко «Роль Вышгорода и его святынь в истории Руси» (с. 197-221), архимандрит Климент (Вечеря) «Историческая ретроспектива формирования объекта церковной собственности в Украине» (с. 222-228), архимандрит Кирилл (Говорун) «Церковь на краю земли» (с. 229-242, статья посвящена истории и современному состоянию Эфиопской Церкви), архимандрит Евлогий (Пацан) «Начало христианизации Киевской Руси при князьях Оскольде и Дире» (с. 243-254), протоиерей Владимир Коцаба «Зимняя резиденция князя Владимира — Зимненский Святогорский Успенский женский монастырь» (с. 255-267), доцент протоиерей Алексий Добош «Католическая Церковь: первые шаги иерархическо-административного становления в Украине (1375-1400 гг.)» (с. 268-282).

http://bogoslov.ru/article/371851

Вы, юные читатели сей статейки, конечно скажете, что мысль Алексинского была детски-наивна, ибо гении не являются во множестве, и не очень часто являются они. Поясню же вам, возлюбленные, что в наше время всех перваков семинарий звали гениями. А как из таких перваков составился и курс наш – 14-й, то Алексинский – по тогдашним понятиям – был прав, назвав всех студентов 14-го курса гениями. И еще замечу при сем, что в наше время не было у первых семинарии студентов стремлений поступить в университеты: все перваки тогда желали быть студентами Духовных Академий. Почему так? По многим причинам, но главнее по той, что свет просвещения в духе истинного христианства изливался на тогдашних семинаристов из Духовных Академий. Так что можно сказать, что мы, еще в семинариях обучаясь, уже состояли в числе слушателей наших Духовных Академий. Ибо, во-первых, все наши добрые и препочтенные наставники в семинариях, и даже в духовных училищах, были питомцы Академий; во-вторых – кроме их нам уроков из Академий ими изнесенных – мы имели счастие читать журналы всех наших Академий. Журнал Киевской Духовной Академии Воскресное Чтение прочитываем был нами еще когда были мы в дух. училище. Равно и журнал Спб. Дух. Акад. Христианское Чтение. В 1845 году мы читали и журнал Моск. Дух. Акад. Творения св. Отцев, – и благоговейно благодарили издателей за подарок нам истинно твердой пищи богословия в драгоценных творениях св. Григория Богослова 1 . Кроме того из той же Академии явился к нам благодатный гость во спасение – св. Иоанн Златоустый , в переводе его толкования свящ. Евангелия от Матфея, совершенном незабвенным в истории духовного просвещения профессором Моск. Дух. Акад, протоиереем Петром Спиридоновичем Делицыным. В Христ. Чтении много статей было напечатано, которые нас истинно питали духовно. Из них – после драгоценных слов святоотеческих – особенно памятны труды преосвященного архиепископа Иннокентия (Борисова), помещенные в журнале сем: это 1) Жизнь св. Ап. Павла и 2) Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Последнее творение автор многократно исправлял потом, по требованию Святейшего Синода, и в окончательном – по исправлении – виде своем оно явилось книгою замечательною и предостойною внимания каждого, кто истинно любит и чтит Господа Иисуса Христа, великого Бога и Спаса душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Первым таким мыслителем был митрополит Иларион Киевский и всея Руси , написавший «Слово о законе и благодати» ещё в первой половине XI века, в котором противопоставляет Ветхий Завет Новому Завету и обосновал государственную независимость Руси и её важную роль в мировом христианстве. В 16 веке старец Псковского Спасо-Елиазаровского монастыря Филофей доказывает преемственность ведущей роли Русского государства в христианском мире после падения Константинополя и основал православно-монархическое учение « Москва – Третий Рим». «Первый Рим, – писал наш мыслитель, – пал от нечестия и уклонения в ересь, Второй (Константинополь) – пал вследствие измены Православию на VIIICoбope и принятия латинства. Третий Рим – Москва, а четвёртому – не бывать.» Русский народ принял миссию Третьего Рима не по национальному принципу, а исключительно по религиозно-духовному, в силу уверенности в истинности своей православной веры и вселенской миссии Русского народа в хранении Божьей правды на земле. Мы имеем труд «Просветитель» выдающегося мыслителя преподобного Иосифа Волоцкого (1440-1515), работы основоположника славянофильства Ивана Васильевича Киреевского (1806-1856), в которых обосновывалась «необходимость и возможность новых начал для философии» главного идеолога славянофилов Константина Сергеевича Аксакова (1817-1860), члена-корреспондента Петербургской Академии наук Алексея Степановича Хомякова (1804-1860), обосновавшего принцип соборности. Здесь нельзя не упомянуть министра народного просвещения Российской Империи и президента Императорской Академии наук Сергея Семёновича Уварова (1786-1855) с его чеканной формулой-триадой государственной идеологии «Православие – Самодержавие – Народность». Мы можем гордиться основателем цивилизационного подхода к истории Николаем Яковлевичем Данилевским , первым в мире изложившем в своей работе «Россия и Европа» теорию о культурно-исторических типах, особо выделяя славянскую цивилизацию России. В истории отечественной идеологической мысли отдельно стоит выдающийся русский мыслитель Лев Александрович Тихомиров , в своих научных поисках прошедший путь от революционера-народовольца до монархиста (1852-1923). К вершинам дореволюционной идеологической мысли можно отнести его фундаментальные труды «Монархическая государственность» и «Религиозно-философские основы истории».

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/25/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010