1) Ульяновскую Спасскую бесприходную церковь переименовать в мужской общежительный зырянский заштатный Монастырь, с тем, чтобы Монастырь сей содержался на собственные способы, по примеру других общежительных обителей, без всякого пособия от казны; причт же нынешней Ульяновской церкви перевести на другие места. 2) Монастырь сей именовать, согласно с желанием просителей, Троицко-Стефановским Ульяновским, 3) Настоятелю в нем быть с званием строителя, а братии и послушников иметь столько, сколько позволят средства Монастыря, по усмотрению Епархиального Начальства. 4) Для первоначального помещения Настоятеля с братнею купить дома священноцерковнослужителей и крестьян, находящиеся на принадлежащей Ульяновской церкви земле, и деньги на сей предмет 600 руб. сер. отпустить заимообразно из Духовно-учебного капитала, с уплатою оных в течение шести лет с исчисленными выше процентами. 5) Для содержания Монастыря и Настоятеля с братиею оставить за Монастырем навсегда те земли с протоками, озерами и лесом, какие по плану принадлежат теперь к Ульяновской церкви. Для сей цели предоставить Монастырю пользоваться всеми церковными доходами, кошельковыми и свечными, и употреблять их на все Монастырские нужды. 6) Для большего же обеспечения в содержании его перевесть из Архангельского заштатного Лальского Монастыря милостинную дачу в 85 руб. 71 1/2 коп. серебр., а также и получаемые сим Монастырем с капитала графини Анны Орловой 200 руб. процентов; Лальский же Монастырь с угодьями его, находящийся в Устюгском уезде, где кроме его имеется четыре Монастыря, присоединить ко второклассному устюгскому Архангельскому Монастырю. 7) Для первоначального устроения вновь предполагаемого Монастыря дозволить употребить сборные книги, и 8) что же касается до жертвуемых священноцерковнослужителями Устьсысольского уезда на устройство Монастыря сего по две копейки с рубля, из получаемого ими жалованья, в течение 10 лет, то, согласно с заключением Вологодского Епархиального Начальства, не поставляя им сего в обязанность, предоставить обстоятельство это их собственному усердию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упразднение Синозерского мон-ря стало причиной упадка почитания Е. В 1778 г. новгородское епархиальное начальство запрашивало свящ. Троицко-Благовещенской ц. Прокопия Иванова о том, «как положены мощи» Е. и «в котором месяце и числе исправляют празднество». На это последовал ответ, что празднество святому не исправляется, а служатся панихиды по просьбе прихожан. В 1847 г. свящ. церкви в с. Долоцком Евфимий, исцелившийся по молитве к Е., составил молитву преподобномученику. Предметом почитания паломников в XIX в. было хранившееся в Троицко-Благовещенской ц. схимническое облачение святого, в к-ром он, по преданию, принял мученическую кончину (в лит-ре кон. XIX - нач. XX в. высказывалось предположение, что Е. был пострижен в схиму прп. Гурием Шалочским). В сер. XIX в. в иконостасе Троицкой ц., слева от царских врат, находился образ Благовещения Пресв. Богородицы, к-рый, по преданию, Е. установил в Благовещенской ц. (анонимное соч. «Поездка в упраздненную Синозерскую пустынь, ныне Синозерский погост» - РНБ. F.IV.905. Л. 10 об.). Имя Е. было включено в опубликованный Синодом в 1903 г. «Верный месяцеслов всех русских святых», после чего в синозерской Троицкой ц. начали служить молебны с пением тропаря Е. и чтением молитвы святому. Ходатайство окружного съезда духовенства в нач. XX в., поддержанное викарием Новгородской епископии еп. Феодосием (Феодосиевым), о восстановлении почитания Е. не было поддержано Синодом. Повторное ходатайство имело место в 1911 г. В результате по решению Синода от 29 июня 1912 г. Е. был канонизирован к общероссийскому почитанию. На торжества, прошедшие под председательством архиеп. Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) , съехалось ок. 30 тыс. паломников, поздравительную телеграмму прислал имп. св. Николай II Александрович . В нач. XX в. в Новгородской епархии действовало братство во имя Е. Несмотря на то что все храмы и колокольня обители в XX в. сгорели (ц. ап. Иоанна Богослова - в 1944, Троицко-Благовещенская ц.- в 1960), паломничество в бывш. пустынь не прекращалось и продолжается в наст. время, у св. колодца неоднократно совершались и совершаются исцеления по молитвам к Е. В Краеведческом музее муниципального Центра истории и культуры Чагодощенского р-на (открыт в 1994) ведется запись о чудотворениях Е. в XX-XXI вв. Имя преподобномученика было включено в Собор Новгородских святых, празднование которому восстановлено в 1981 г. (известно с 1831), в Собор Карельских святых, новое празднование к-рому 21 мая установлено по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 10 марта 2004 г. М. Ю. Хрусталёв, много потрудившийся для организации возвращения Церкви мощей Е., написал акафист святому. 14 окт. 2001 г. на месте Старой пуст. поставлена посвященная Е. часовня.

http://pravenc.ru/text/187852.html

К сему Архимандрит Порфирий присовокупил, что все эти лица с отличными нравственными качествами и испытанной иноческой жизни, и что, при отправлении их в Ульяновский Монастырь, они просят о том, чтобы они не были никогда разлучаемы между собою, по воле Епархиального Начальства, чтобы в Ульяновский Монастырь не присылались на исправление такие лица Духовного звания, которые своим поведением могли бы нарушить братское единодушие и служить к ослаблению уставов общежития иноческого, и чтобы в случае какой-либо нужды никому из них не было бы возбраняемо возвратиться под кров Соловецкой обители, если только своим поведением в Ульяновском Монастыре они заслужат вполне одобрительный отзыв о себе Епархиального Начальства, причем доставлены к Вологодскому Преосвященному и послужные списки всех вышеписанных лиц. Согласно сему отношению Настоятеля Соловецкого Монастыря, Вологодским Епархиальным Начальством ожидаемы были в Вологду, или прямо в Ульяновскую обитель поименованные монашествующие лица из Соловецкого Монастыря, с открытием весною 1865 года водяного сообщения; но в течение всего минувшего лета никто из них не явился ни к Епархиальному тамошнему Начальству, ни в Ульяновский Монастырь; почему дело сие и осталось без желаемых для Ульяновской обители последствий. И по справке, приказали: Изложенные в указе Святейшего Синода, от 20 Марта 1862 года, правила относительно избрания Настоятелей в общежительных монастырях не могут иметь применения к Ульяновской Троицко-Стефановской обители, по настоящему состоянию оной. По сему Святейший Синод, принимая во внимание то важное значение, какое обитель сия должна иметь, при благоустройстве ее, среди зырянского населения, а с другой стороны вполне одобряя мысль наличной братии сего Монастыря о вызове в оный опытных в духовной жизни старцев из Соловецкого Монастыря для введения в новоустроенной их обители общежительного устава Соловецкого, преподает благословение свое на сей святой и благополезный для церкви труд изъявившим желание к принятию на себя этого душеспасительного дела: Соловецкой обители Иеромонахам Матфею, Паисию и Амвросию, Иеродиакону Феофилакту и послушнику Федору Ватаманову, предоставляя им отправиться предстоящим летом в Ульяновскую обитель, для занятия предназначенных должностей в оной на изъясненных с их стороны условиях; о чем и послать Преосвященному Вологодскому и Вашему Высокопреподобию указы, для надлежащих с Вашей стороны распоряжений по сему предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 60 саженях от церкви и скитских строений, по голгофской дороге, находится деревянная часовня; в ней находятся в иконостасе старинные иконы и кладезь в средине оной. Преподобный Елеазар, основатель Троицко-Анзерского скита Происхождение – Монашество – Отшельничество на Анзерском острове – Искушения – Схима – Начало скита – Подвижничество – Замечательные случаи – Построение деревянного храма – Строительство Елеазара – Дружество с Препод. Иринархом – Известность Царю – Царская грамота 1633 года – Ученики Елеазар – Забота об устройстве каменного храма – Попечение патриарха Никона о ските – Опыты духовной жизни Елеазара – Кончина – явления и чудеса – Наставление инокам о пострижении, келейном правиле, причащении св. Таин, погребения – Поучение в св. Четыредесятницу – Состояние скита по смерти Елеазара – Строители Никодим и Роман – Причисление к Соловецкому монастырю – Строитель Спиридон – Обретение мощей Препод. Елеазара – Игумена Мельхиседек – Настоящее состояние скита. Преподобный Елеазар почитается благоустроителем пустынной жизни на Соловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединённую на избранных местах, а со времени основания им скита собрались к нему, так что Троицко-Анзерский скит сделался рассадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни. Препод. Елеазар родился в городе Козельске, Калужской губернии, в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческого звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружились в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Набожные родители не хотели препятствовать доброму намерению сына и дали ему своё благословение. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства Препод. игуменом Иринархом и усердием и ревностью занимался резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким вниманием к самому себе, послушник приобрёл уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество. Не ища славы человеческой и стремясь к большим подвигам, Елеазар, по благословению Преп. Иринарха, оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отделённый от Соловецкого на севере проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем; только изредка приставали к нему беломорские суда и монастырские промышленники, занимавшиеся рыбною и звериною ловлею. Среди острова возвышается чрезвычайно крутая гора, называемая теперь Голгофою. С вершины её в ясный летний день открывается величественный вид на необъятное пространство морских вод, на немалую часть островов Соловецкого и Муксальмского, берега твёрдой земли, остров Жигжин. Весь Анзерский остров, с его холмами, покрытыми густыми сосновым и берёзовым лесом, с его озёрами разной величины, находится как бы под ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1725-1730 годах на противоположном берегу Борисоглебского озера граф Платон Иванович Мусин-Пушкин строит каменную церковь Живоначальной Троицы с приделом св. Бориса и Глеба в стиле петровского барокко, которая позже стала называться храмом святых Бориса и Глеба. Ныне это сердце города. На городском гербе, в центральной части, изображена колокольня храма, символизирующая начало нового поселения. В нижней части две волнообразные линии - символ Борисоглебского озера. А ёлочки вокруг колокольни передают топонимический смысл названия города. В 1770-х годах владевший соседней деревней Дергаево - Михаил Никитич Волконский выкупил землю на берегу озера у церковного причта, а уже его сын П. М. Волконский разбивает обширный парк и ставит охотничий домик, перевозит сюда крестьян из других имений, в связи с чем здесь образуется село, в центре которого возвышался храм Живоначальной Троицы. Село получило название Новотроицкое (с 1768 года - Троицко-Раменское), входило в состав Бронницкого уезда. Большой вклад в усадьбу, в сельский Троицкий храм и становление фабричной отрасли внесли князья Прозоровские-Голицыны. В 1825 году Троицко-Раменское попадает в руки княгине Анне Александровне Голицыной (Прозоровской) (1782-1863), некогда фрейлине " Её величества " . К тому времени имение пришло в упадок и было неоднократно заложено. Николай I учреждает специальную комиссию, которая занималась устройством финансовых дел оказавшейся к тому времени новой хозяйки имения. По рекомендации этой комиссии в Троицко-Раменском строится бумаго-прядильная и писчебумажная фабрика. Сейчас это предприятие " Красное Знамя " - крупнейший текстильный комбинат Подмосковья. Княгине Голицыной было тяжело с управлением прядильной фабрики. Поэтому, промучившись несколько лет, она сдала фабрику в аренду купцу Павлу Малютину. И дело пошло на лад. Малютины сделали фабрику крупнейшим предприятием дореволюционной России, которое славилось инновациями и благоприятными условиями труда. В 1851 году имение в Троицком-Раменском перешло к А.

http://sobory.ru/article/?object=04045

Орлова». Но Сёмов, мечтавший теперь о себе слишком высоко, считал это назначение низким и 4 ноября 1860 г. подал Поликарпу следующее прошение: «Во уважение долговременных страданий моих за ревность по Вере, покорнейше прошу... благоволите определить меня Священником в Троицко-кладбищенскую Γ. Г. Орла Церковь !.. А от места села Казанского, Мценского уезда, покорнейше прошу Ваше Преосвященство меня освободить, как места малодоходного, состоящего из 46 – дворов прихожан, скудного в содержании, и то что в оном селе при заботливости Начальства, в изыскании средств для содержания в заштат поступающего того села Священника, для меня как имеющего своё семейство – жену и трёх малолетних детей есть крайне стеснительно. Притом я имею престарелую мать, которой я хотя и не по обязанности, но по чувству сыновней любви, я должен оказать некоторое успокоение». Но Консистория и Поликарп не уважили этого прошения, а той порой удалось пристроить о. Иоанна Орлова нештатным «помощником в исполнении священнической обязанности» к Троицко-кладбищенской г. Орла церкви, куда был назначен священник Покровской церкви Африкан Введенский. В село Казанское 16 ноября 1860 г. был окончательно назначен о. Сёмов, который того же числа расписался в получении указа за 8.560 «на определение Мценского Уезда села Подберёзова Болота на должность Священника», но поехал неохотно и искал лишь случая для новых притязаний. И когда ему объявили указ Консистории от 30 декабря 1860 г. по поводу взаимных обид с земскою полицией, предупреждая его воздерживаться от всего подобного, он 17 января 1861 г. подписки не дал и письменно сообщил, что «во избежание неудовольствия» будет просить у Поликарпа паспорта в С.-Петербург для приискания себе священнического места в Петербургской епархии. В этом прошении от 17 января 1861 г. – в 7-ми пунктах – о. Сёмов жалуется, что его назначили не к Троицко-кладбищенской церкви, а в Казанский приход, где «при 260-ти душах мужеска пола для него как семейного, и нёсшего страдания в течении одиннадцати лет, крайне утеснительно содержание».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

III. Исторический очерк 110 первоклассной Троицко-Сергиевой Приморской пустыни С.-Петербургской епархии Троицко-Сергиева первоклассная пустыня находится на 19 версте от С.-Петербурга, по правую сторону Петергофского шоссе, на возвышающемся берегу Финского залива. По левую сторону шоссе устроен монастырский хутор, а далее, в 2 верстах от обители, Сергиевская станция Петергофской железной дороги. Пустыня названа Троицкою по главному храму во имя Живоначальные Святые Троицы, Сергиевою – так как в ней есть Чудотворная икона Преподобного Сергия, во имя которого был сооружен первый деревянный храм обители; по близости к Финскому заливу она называется Приморскою – как изстари всегда именовались дачи, близь того залива находящиеся. На месте Сергиевой пустыни, в прошлом столетии, была Приморская дача царевны, Великой Княжны Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна Алексеевич а, в последствии герцогини Мекленбург-Шверинския. Дача и все окружающие ее постройки были деревянные. – Церкви не было. По вступлении в 1716 году Екатерины Иоанновны в супружество, дача оставалась в придворном ведомстве и, никем не занятая, стала постепенно разрушаться. В 1732 году Императрица Анна Иоанновна подарила ее своему духовнику архимандриту Сергиевой Лавры Варлааму; 111 а в 1734 году благоволила отдать ему деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая была при загородном доме покойной матери ее, царицы Параскевы Феодоровны, на Фонтанке, близь Лештукова переулка, где теперь С.-Петербургская мещанская управа, бывшая мещанская гильдия. По перевезении той церкви на пожалованную Приморскую дачу, Варлаам, по благословению Святейшего Синода, устроил из нее храм, как настоятель Сергиевой Лавры – во имя Преподобного Сергия и освятил его 12-го мая 1735 года. Кроме того, он построил несколько деревянных келлий для монашествующих и – каменный для настоятеля флигель, а также – деревянную ограду, с небольшими башнями на каменных фундаментах, и все необходимо нужные хозяйственные здания, – обеспечив пашенными, сенокосными и лесопоросшими землями, которые приобретал покупками от соседственных владельцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Первым строителем в Ульяновский Монастырь в 1860 годе был переведен из Лальского упраздненного Монастыря бывший строитель Иеромонах Ириней, а по смерти его в 1863 годе определен на его место строителем Эконом Вологодской Семинарии Иеромонах Виталий, зырянский уроженец. Братии в Ульяновском Монастыре налицо состоит; Иеромонах Пахомий 43 лет, Иеромонах Владимир 57 лет, Иеродиакон Акиндин 65 лет и три послушника. По рассмотрении сей справки об УльяновскомТроицко-Стефановском Монастыре и вышеписанного отношения г. и. д. Обер-Прокурора Св. Синода, я долгом поставляю покорнейше просить Ваше Высокопреподобие, не признаете ли Вы возможным избрать из среды братии вверенного Вам Соловецкого Монастыря опытного в духовной жизни старца и назначить такового для занятия места Настоятеля в Ульяновском Монастыре и в помощь ему уступить трех благонадежного поведения Иеромонахов на должность Казначея, Духовника и Эконома для введения при их содействии в Ульяновской обители общежительного устава Соловецкого, так как состоящие ныне в оном два Иеромонаха не приготовлены к занятию сих должностей, и о последующем прошу покорнейше меня уведомить для доведения о том до сведения Его Сиятельства. С истинным почтением и с таковою же преданностью имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Христофор Епископ Вологодский. 3111, 5 Сентября 1864 года. Приложение 7-е. Ответ Соловецкого Архимандрита Порфирия Преосвященному Христофору Преосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и отец! Ваше Преосвященство, письмом своим от 5 Сентября за 3111-м, изволило просить меня, не признаю ли я возможным: избрать из среды братии Соловецкого Монастыря опытного в духовной жизни старца, который бы мог занять место Настоятеля во вновь учрежденном с Высочайшего соизволения в Вологодской Епархии общежительном Троицко-Стефановском Ульяновском Монастыре, и уступить в помощь ему трех благонадежного поведения Иеромонахов на должность Казначея, Духовника и Эконома, для введения при их содействии в Ульяновской обители общежительного устава Соловецкого, чего желает теперешняя братия этой обители и весь зырянский край. Приняв это приглашение за знак новой милости Божией к Соловецкой обители и относя оное к чести ее, я, по прибытии моем из Архангельска в Монастырь, не без удовольствия объявил об этом инокам Соловецким в общем собрании всего братства, как чрезвычайную новость. Частию по добровольному желанию послужить в далеком крае пользе меньшей братии своей, требующей духовной помощи, и частию из послушания к моим убеждениям, изъявили согласие на поступление в Ульяновский Монастырь следующие из Соловецкого братства лица: в должность Настоятеля Иеромонах Матфей, бывший более десяти лет Наместником Соловецкого Монастыря и совершенно сведующий во всех частях общежития Монастырского, и в помощь ему для занятия должностей: Казначея Иеромонах Паисий, Духовника – Иеромонах Амвросий, Эконома – Иеродиакон Феофилакт и кроме того послушник Федор Ватаманов из зырян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На предположение сие предоставлено было Его Сиятельству, Господину Исправляющему должность Обер-Прокурора Святейшего Синода, князю Сергею Николаевичу Урусову испросить Высочайшее соизволение Государя Императора, и для того передан был в канцелярию Обер-Прокурора, на время исполнения, подлинный протокол. Приказали: 1) О настоящем, Высочайше утвержденном, определении Святейшего Синода касательно учреждения, на изложенных в том определении основаниях, в Устьсысольском уезде, Вологодской Епархии, при бесприходной Ульяновской Спасской церкви, мужского общежительного Монастыря, – дать знать Вашему Преосвященству указом для надлежащего с Вашей Преосвященству указом для надлежащего с Вашей стороны к исполнению распоряжения. 2) Духовно-учебному и Хозяйственному управлениям при Святейшем Синоде предоставить (и предоставлено) первому сделать распоряжение об отпуске в ведение Вологодского Епархиального Начальства заимообразно из Духовно-учебного капитала шести сот рублей на покупку священноцерковнослужительских и крестьянских домов, находящихся на принадлежащей Ульяновской церкви земле, для первоначального помещения Настоятеля новоучреждаемого Монастыря с братиею, с тем, чтобы уплата сих денег произведена была в течение шести лет с 5% из процентов капитала 5000 руб., пожертвованного графинею Орловою, а второму войти в сношение с Департаментом Государственного Казначейства о переассигновании милостинной дачи (85 руб. 71 1/2 коп.) Лальского Монастыря на вновь учреждаемый Ульяновский Монастырь. На сем Указе Его Преосвященство резолюцию наложил такую: Для первоначального устройства вновь открытого в Устьсысольском уезде Троицко-Стефановского Ульяновского заштатного Монастыря, Настоятелем оного определяется строитель упраздненного Лальского Архангельского заштатного Монастыря Иеромонах Ириней. Консистории .учинив предварительно по содержанию сего указа надлежащее распоряжение, представить. Вследствие сего указа Святейшего Правительствующего Синода и резолюции Его Преосвященства, на оном положенной, Консисториею 1-го сего Ноября было заключено: 1) Означенный указ Святейшего Правительствующего Синода и резолюцию Его Преосвященства, на оном последовавшую, объявить к сведению и должному исполнению, как причту Ульяновской Спасской церкви, так и всем священноцерковнослужителям Устьсысольского уезда, о чем с прописанием сего указа Святейшего Синода и резолюции Его Преосвященства и послать Устьсысольскому Духовному Правлению указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В арке с южной стороны находится рака с тремя частями мощей святителя Филиппа; в этой же арке стоит образ Смоленской Божией Матери; на задней стороне его помещена краткая надпись: «моление игумена Филиппа». С левой стороны царских врат помещаются иконы: Тихвинской Божией Матери древнего письма, Успения Богоматери, образ Божией Матери, именуемой Неопалимая Купина и др. В этом же соборном храме над входными дверями с внешней западной стороны находится изображение чудотворной иконы Знамения Божией Матери, пробитое неприятельским ядром в 1854 г. В двух надписях, вырезанных на гранитном камне, при входе на паперть Преображенского собора, запечатлено чудесное заступничество за обитель Богоматери. В стене собора проложена узкая лестница, ведущая в купол, где по четырем углам здания находятся четыре маленькие церкви: во имя собора 12 апостолов, собора 70 апостолов, во имя великомученика Феодора Стратилата и преп. Иоанна Лествичника . Большою широкою галереею, украшенною стенною живописью в духе христианского подвижничества, соборный храм Преображения Господня соединяется с не менее величественным Троицко-Зосимо-Савватиевским собором, в котором почивают мощи чудотворцев – Зосимы и Савватия. Этот храм построен при архимандрите Мелхиседеке в 1859 г., на том самом месте, где стоял придельный храм, построенный св. Филиппом (1566 г.). Внутренность этого храма украшена стенною живописью (1873–1876 г.) и богатым резным иконостасом; иконы – письма Троицко-Сергиевой лавры. Как в Преображенском соборе, так и в Троицко-Зосимо-Савватиевском соборе, вдоль стен устроены особые сиденья для братии (стасидии), так как вследствие продолжительности богослужения монастырский устав дозволяет братии сидеть во время чтения кафизм. Наряду с названными двумя храмами находится третий соборный храм – Успенский трапезный. Постройка его, начатая святителем Филиппом в 1552 г., окончена в 1557 г. Внутренность храма украшена стенною живописью и иконописными изображениями евангельских событий и преподобных подвижников. В трапезном Успенском соборе общая трапеза как для монашествующих, так и для богомольцев, за исключением женщин, которые трапезуют в отдельной палате.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010