15 июня Л.А. Панаиоту написал секретарю Миссию И.И. Кумбарасу, что он хочет поехать за инструкциями в Москву, но не может, так как его паспорт находится в Иностранном отделении Ленинградской милиции. Новый смотритель отмечал, что его предшественники были вынуждены оставить службу «не по их желанию», и просил прислать сотрудника Миссии для проверки состояния имущества церкви. Леонид Афанасьевич указал, что его тоже предупредили о возможных проблемах с визой, и выразил беспокойство о судьбе храма «в случае его отъезда». Вскоре и этого смотрителя выставили из СССР, а 4 июля М.Т. Панаиоту подала заявление с просьбой освободить ее от работы бухгалтера с 5 июля [xiv] . При этом богослужения в церкви продолжались. 29 марта 1938 г. митрополит Алексий назначил ее настоятелем протоиерея Филофея Петровича Полякова. Он родился в 1893 г. в Петербурге в семье священника, окончил два класса Духовной семинарии, принял сан иерея в 1921 г. и подвергался арестам в 1927, 1930 и 1932 гг. Отец Филофей служил настоятелем Греческой церкви до осени 1938 г., а затем его вновь сменил отправленный было 29 марта за штат архимандрит Иоасаф (Журманов) [xv] . Ввиду того, что прихожан-греков почти не осталось, здание храма и инвентарь по договору от 4 октября 1938 г. были переданы двум русским представителем общины – Константину Ивановичу Андрееву и Петру Григорьевичу Никольскому. 19 ноября они приняли по акту все церковное имущество от архим. Иоасафа. 24 ноября в присутствии настоятеля была составлена новая инвентарная опись храма и используемых общиной помещений в жилом доме при нем. В это время в церкви еще оставалось 15 икон с серебряными ризами, шесть Евангелий в серебряных окладах, серебряная утварь общим весом свыше 13 кг и шесть колоколов, весивших около 3,5 тонн. В декабре службы в храме продолжались [xvi] . Однако акция по его закрытию уже была запущена. 29 ноября 1938 г. председатель Ленинградского совета А.Н. Косыгин отправил в Наркомат иностранных дел заявление с просьбой санкционировать закрытие Греческой церкви, «учитывая недопустимость дальнейшего оставления церкви без охраны, а также, что оставшиеся проживать в Ленинграде православные греки и другие верующие не претендуют на использование церкви» (что было явной неправдой). В заявлении Косыгина встречались и другие искажения фактов, в частности, он писал, что церковь была передана по договору в бесплатное пользование пяти греческим подданным в 1932 г. (на самом деле в 1935 г.), которые управляли ею до отъезда из Ленинграда в марте 1938 г. (в действительности до июня-июля). Ничего в этом письме не говорилось и о договоре от 4 октября 1938 г.

http://bogoslov.ru/article/3756641

297 . On Past and Future. (Notes of a paper at the Fellowship conference. July, 1938.) – Sobornost, 1938, 15, p. 8–12. 298 . Heaven – A Cave. – Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius, 1938, 3, p. 14–18. 299 . Праздник богословия. (День собора свв. Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста ). – Сергиевские листки, 1938, 1, с. 3–7. 300 . Frank Gavin. – Путь, 1938, 56, с. 63–65. 301 . Епископ Вальтер Фрир. – Путь, 1938, 56, с. 66–68. 302 . Una Sancta. (Основание экуменизма). – Путь, 1938/1939, 58, с. 3–14. 303 . Thesen über die Kirche. Procès verbaux du premier congrès de théologie orthodoxe a Athènes, 29 nov. – 6 déc, 1936. Publiés par les soins du président prof. H. S. Alivisatos. Athènes, 1939, S. 127–134. 304 . The Spirit of Prophecy. A paper read in S. Bulgakov " s absence at the Fellowship conference 1939. – Sobornost, i939, 19, p. 3–7. 305 . Über die Verehrung der Gottesmutter in der Orthodoxie. – Die Schildgenossen, 1939, Nr. 146–157. 306 . Некоторые черты религиозного мировоззрения Л. И. Шестова. – Современные записки, 1939, 68, с. 305–323. 307 . Благовещение – Гроб Господень. – Сергиевские листки, 1939, 2, с. 6–8. 308 . Hoc Signo Vinces. An open letter to the members of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius. Paris, 23 nov. 1939. – Sobornost, 1940, 21, p. 23–26. 309 . Was ist die Wirtschaft? Drei Kapitel aus einer Wirtsehaftsphilosophie. Internationale Bibliothek für Philosophie. Periodische Sammelschrift. Periodisch herausg. von Boris Yakovenko. Bd. 5, Nr. 4. Prag, 1942, S. 121–154. 310 . Крест Богоматери. (Из размышлений Страстной седмицы). – Богословская мысль, 1942, 4, с. 5–24. 311 . Du Verbe Incarne. (Agnus Dei). La Sagesse Divine et la Théanlhropie. Vol. 1. Trad, par Constantin Andronikof. – Paris, Editions Aubier (Montaigne), 1943. (См. 232). 312 . Dogma und Dogmatik. Übers, von Th. Hümmerich. – Internationale Kirchliche Zeitschrift, 1943, Nr. 3/4, S. 139–158. III. Труды протоиерея Сергия Булгакова , опубликованные после его смерти (1945–1982).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В 1938-1939 гг. митр. Дионисий способствовал проведению правительственной политики. Особенно ярко это проявилось в Волынском Полесье, в Камень-Каширском и Сарненском повятах, где в отдельных благочиниях от священников требовали произносить проповеди по-польски, несмотря на преобладание в приходах украинцев или белорусов. В 1939 г. в Варшаве по благословению митрополита были изданы украинские Псалтирь и Новый Завет (впервые в полном объеме) в переводе Огиенко. Власовский утверждал, что к нач. 1939 г. в К. е. из 689 храмов в 389 богослужение совершалось полностью или частично на укр. языке. Однако эти сведения, очевидно, неверны, потому что только небольшая часть приходов могла приобрести полный комплект укр. богослужебных книг. Большинство приходов не покупало новые переводы из-за финансовых трудностей, вызванных в т. ч. новым сокращением в 1938-1939 гг. церковных земельных угодий. К. е. стала местом проведения торжеств по случаю 950-летия Крещения Руси. В нач. июня 1938 г. в ходе празднований Кременец и Почаевскую лавру посетили Варшавский митр. Дионисий, посол Греции в Польше К. Коллас и представитель К-польского Патриархата архим. Иларион Васдекас, что имело важное значение в условиях, когда Кременецкий повят был центром кампании по «ревиндикации душ». Состоялись торжественные крестные ходы в Кременце, в Почаеве и во Владимире-Волынском. Памятные мероприятия прошли 14 авг. 1938 г. в урочище «Старая катедра» в окрестностях Владимира-Волынского, где на берегах р. Луга, по преданию, равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич совершил крещение волынян. В торжествах приняли участие неск. десятков тысяч верующих, прибывших из всей Польши. Летом 1938 г. К. е. приняла большую часть священников-беженцев из Варшавско-Холмской епархии, к-рые покинули свои храмы в ходе антиправосл. кампании 1937-1938 гг. В связи с уничтожением поляками большинства правосл. святынь Холмщины во всех приходах, в т. ч. в К. е., по призыву Варшавского митр. Дионисия (Валединского) 1-3 авг. 1938 г. прошло говение, были совершены траурные богослужения.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

О жертвах игуменьи Антонии в места Святой земли свидетельствуют оставшиеся после Антонии благодарственные письма к ней от представителей Иерусалимского патриарха в России и от Вифлеемского митрополита Анфима. С монастырями святой Афонской горы игуменья Антония имела весьма частые сношения, развившиеся чрез ее постоянное общение с Афонскими монахами, проживавшими в Москве при часовне святого великомученика Пантелеймона. Главное содержание многочисленных сохранившихся после Антонии писем к ней с Афона составляет благодарность ей за жертвы, посылавшиеся на Афон деньгами и вещами и за ее заботы об Афонских монахах, проживавших в Москве. Из более чтимых русских обителей, пользовавшихся благотворительным вниманием игуменьи Антонии нужно указать на лавры – Троицко-Сергиевскую и Киево-Пёчерскую и на Саввин-Сторожевский монастырь в Звенигороде. О пожертвовании ею – покровов на раки преподобного Сергия и преподобного Саввы Звенигородского, плащаницы в Гефсиманский скит и различных вещей для почивающих в пещерах Киевской Лавры святых мощей мы уже говорили. Из других монастырей, в которые посылала игуменья Антония свои жертвы, можно указать: Николо-Корельский монастырь, на берегу Белого моря, в Архангельской губернии, Кожеезерская пустынь, в той же губернии, Печенгский монастырь, на реке Печенге, Троицко-Стефано-Ульяновский монастырь у Зырян, Вологодской губернии, Валаамский монастырь, Святогорский Успенский монастырь, Сергиева пустынь, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, Путивльская Молченская Софрониева пустынь, Курской губернии и друг. В многочисленных письмах к игуменьи Антонии от настоятелей поименованных монастырей содержатся выражения ими благодарности за пожертвования деньгами и вещами или просьбы расположить к помощи этим нуждающимся обителям московских благотворителей. «С глубочайшим чувством и душевной признательностью приносим Вам, писал настоятель Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря с братиею от 20 ноября 1872 года, искреннейшую нашу благодарность за многократно оказываемые Вами величайшие благодеяния к нашей новоустраивающейся и нуждающейся обители».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

80. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси. ИРАИК, т. 2, 1897, стр. 1–66. Рецензии: 1) Мсерианц, Л. Деятельность Русского археологического ин-та в Константинополе. Русская мысль, 1899, 6, стр. 96–99. 2) Соколов, И. И. ВизВ, 1898, т. 5, стр. 280–282. 3) К [гитваснег], К. ByzZ, 1898, В. 7, S. 502. По истории византийской высшей школы, которой в рассматриваемой работе посвящены стр. 10–29, Ф. И. Успенский прочитал два доклада на заседаниях РАИК: 9-го апреля 1895 г. под заглавием: Древний университет в Константинополе; 17-го декебря 1895 г., там же, под заглавием: Высшее образование в Византии в XI в. 81. Византийская эпическая поэма. Русская мысль, 1897, 9, стр. 67–75. Рецензия на книгу: Schlumberger, G. L’épopée byzantine à la fin du 10-те siècle... 969–989. Paris, 1896, VI. 799 p. 82. История византийской литературы. ИРАИК, т. 2, 1897, стр. 1–4 (хроника) Рецензия на книгу: Krumbacher, К. Geschichte der byzantin. Literatur... 2 Aufl., München, 1897, XX, 1193 S. Подпись отсутствует. Значится в Списке учёных трудов Ф. И. Успенского (II., 1929). Эта же рецензия напечатана в немецком переводе: Literarisches Centralblatt, 1897, 28, S. 912–914. 83. Отчёт о деятельности Русского археологического ин-та в Константинополе за 1896 г. 1) ВизВ, 1897, т. 4, стр. 1–48, приложение. (Имеется подпись Ф. И. Успенского). 2) ИРАИК, т. 2, 1897, стр. 1–44. 3) ИАН, т. 6, 1897, стр. 435–482. (Последние два отчёта не подписаны. Текст всех трёх одинаков). 1) Заседания в ин-те. 2) Археологические экскурсии по Малой Азии, по Болгарии и Палестине. 3) Обработка материалов и научные предприятия. 4) Библиотека и кабинет древностей. 26-го февраля 1896 г. на собрании РАИК Ф. И. Успенским была произнесена речь на тему: Восточная и Западная империя в IV и V вв. Речь помещена в сокращённом изложении на стр. 3–6. В 1890 г. Ф. И. Успенский прочитал в Одессе две публичные лекции на ту же тему: В 1896 г. им был прочитан на одном из заседаний РАИК доклад об экспедициях сотрудников ин-та в Малую Азию, в Болгарию и Палестину под заглавием: Научные результаты экскурсий, предпринятых летом 1896 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово при служении в Захарие-Елизаветинском храме при Казанской инородческой семинарии 22 марта 1898 года. «Изв.Каз.еп.» 1898, 9, стр.353–360. Статьи, проповеди. «Рижские Епарх.Вед.» 1887–1897 гг. Речь наблюдателю миссионерских курсов архимандриту Андрею при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, октябрь, стр.321–324. Речь студентам Казанской духовной академии перед началом учения. «Прав.Собес.» 1899, октябрь, стр.319–320. Речь новоназначенному ректору Казанской семинарии архимандриту Алексию при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, нояб., стр.455–456. Слово Высокопреосвященнейшего Архиепископа Арсения при прощании с Рижской паствой 2-го ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897, нояб., стр.513–517· «Мое участие на юбилейном торжестве Рижской епархии». «Прав.Собес.» 1909, нояб., стр.473–482. Слово при первом служении его в кафедральном Казанском соборе, 14 ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897», декаб., стр.665–668. Слово при втором служении в Казанском соборе пред панихидой об усопших архиереях Казанских. 16 ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897, декаб., стр.669–673. Речь на погребение архиепископа Владимира Казанского. «Прав.Собес.» 1897» октяб., стр.360–361. Беседа с о.о.благочинными Рижской епархии. «Церк.Вед.» 1888, 48, стр.1330. Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Чебоксарскому Иоанну, второму вик.Казанскому. «Прав.Собес.» 1899, апр·, стр.3–6. Слово к студентам духовной академии. «Прав.Собес.» 1899, май, стр.527–528. Речь настоятелю Свияжского Успенского монастыря архм.Афанасию после возведения его в сан архимандрита, при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, июль-авг., стр.3–6. Речь при вручении посоха настоятелю Михаило-Архангельского монастыря , игумену Аркадию. «Прав.Собес.» 1899, сент., стр.177–176· «Изв.Каз.еп.» 1899, I4, стр.634–636. Речь при освящении здания Промышленного училища и при начале учебных занятий сказана I-ro сентября 1899 года. «Изв.Казан.еп.» 1899, стр 789–790. Слово, сказанное в селе Ишаках, Козьмодемьянского уезда. «Изв.Каз.еп.» 1898, 12, стр.503–508.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В пересказе Обращаясь к отцу Иоанну, М. фон Мензенкампф в письме от 10 января 1897 г. пишет: «В письме к Совету от 13-го декабря 1896 г. Вы позволили выразить доверие ко мне, поручая наблюдение за Воскресной школой, за что я искренне признателен Вам» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. З. Л. 11–12). Игумении Пюхтицкого монастыря Варваре (Блохиной). Письмо. Начало августа 1897. Кронштадт Упоминается в письме игумении к отцу Иоанну: «…сейчас я получила ваше письмецо. Очень рада и сердечно благодарю, но и удивляюсь, кто это клевету такую возвел на меня, что я вас ненавижу и всех моих доброжелательниц. Могу похвалиться, что зла никогда в душе ни на кого не имела, да и не способна, тем более на вас. Не откажусь – очень обиделась на вас, что поверили злым клеветам княгини, возводимым на меня. Верую словам Иисуса «Несть грех побеждающ человеколюбие Божие» [молитва 4-я, св. Симеона Метафраста , из последования ко Святому Причащению. – Ред.] Жизнь монашеская очень мудрена. Ее постичь только опытом можно, а не внешним образованием, как думает княгиня Преданная всей душой недостойная И Варвара» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 2. Л. 254–255). О разногласиях игумении с княгиней Е. Д. Шаховской см. письмо княгини к отцу Иоанну от 25 марта 1897 г. (Там же. Оп. 1. Д. 26. Л. 14–15) и примеч. к письму отца Иоанна к новой игумении монастыря Алексии (Пляшкевич) от 23 ноября 1897 г. Епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Надеждину). Письмо. Август 1897. Кронштадт Упоминается в следующей ответной телеграмме Я. Е. Макарова отцу Иоанну: «Согласно письма Батюшки Архиерею осматривали Булычев, Белявский, забраковали . Вам нужен обязательно половину меньше тот для Суры не годится широк глубок помещениями неудобен содержать дорого бесполезен жду ответа Макаров» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 2. Л. 253). Е. С. Малкину. Письмо. Конец лета – начало осени 1897. Кронштадт Упоминается в письме Лукияна Ларюшева к отцу Иоанну от 6 декабря 1897 г. из Суры: «По письму вашему на имя вашего племянника Евдокима Семеновича Малкина о получении парохода “Св. Николая” где был и я приглашен Малкиным служащим на пароходе…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 4. Л. 211–211об.). Генерал-адъютанту Д. С. Арсеньеву. Письмо. Не позднее 3 октября 1897. Кронштадт

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

248 об.– 250: молитва Всех Святых; кто сию молитву говорит на всяк день, да не внидет в напасть; аще преставится, тот человек наследит царство небесное. В этой молитве поименовываются архангелы: Михаил, Гавриил, Уриил и Рафаил и многие святые, среди коих и несколько русских. Начало «Боже великий страшный сотворивый всяческая, видимая и невидимая, ты еси Бог наш, молим и к тебе прибегаем»; 47) Явлению иконы Казанския Пресвятыя Богородицы (250–253 об.); 48) Ангелу хранителю – творение инока Иоанна (254–257 об.); 49) за болящаго (258–261 об,); 50) на исход души, два: а) Андрея Критс и б) Иоанна епископа Евхаитского (261 об.– 267 об.); 51) молебен Ангелу хранителю (268–270 об.); 52) келейное правило начал правильной (270 об.–272); 53) келейныя молитвы инока «егда должно есть спати» (272 об.–274); 54) святаго Максима-исповедника оказание известно к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком»; 55) правило внегда случитися кому искуситися во сне от осквернения (275 об–278 об.); 56) изложение о седьми соборах (279 об.); см. л. и в 867 на лл. 164–165; 87) дому в немже дух лукавый начнет жить (419), та же, что в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г. и в 881 на лл. 210–212; см. в 867 лл. 160–161; 88) о избавлении от громов и молнии (419 об.), та же, что в Требнике киевской печати 1875 г. и в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г.;89) в путь идущим (420), та же, что в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г.; с.м. 848 лл. 165 об.–167; 90) на рать идущим (420), та же, что в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г. и в 848 на лл. 165 об.–166; 91) внегда отпущати к плаванию кораблю (420 об.), та же, что в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г. и в 848 на л. 167 об.; 92) о избавлении от растворенных ветров при морския (420 об.–421), та же, что в Требнике киевской печати 1875 г. и в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г.; 93) судном ратным, отпущенным на противныя (421 об.), та же, что в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г.; 94) начати вино и мед (422), та же, что в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воскресенье 2/15 мая 1938. День культуры, праздник для молодежи Праздник удался в этом году лучше, чем в предыдущие годы, так как не было других дней культуры. Собралось до 3 000 человек, а участников было свыше 600. Каждая организация и школа дали лучшее, что у них было. Пушкинский кубок получили скауты, поставившие три пьесы. Среда 12/25 мая 1938. Умер старый князь М.С. Путятин 114 , бывший комендант Царскосельского дворца и староста- смотритель Феодоровского собора. Михаил Сергеевич и сам занимался живописью, и реставрировал иконы под древний стиль. Много работал на Дарю и был долгие годы членом приходского совета. Суббота 29 мая/11 июня 1938. Опубликовано очень благоприятное для нас распоряжение о высылках, подтверждающее существование «апатридов, которым некуда выехать». Воскресенье 13/26 июня 1938. День Всех святых русских, праздник св. князя Владимира. Сегодня – первый день празднования св. равно-апост. кн. Владимира. Утром были торжественные богослужения, а после обеда – собрание на Сергиевском подворье, привлекшие очень много народа. Воскресенье 20 июня/3 июля 1938. Праздник молодежи на Дарю Второй день св. вел. кн. Владимира, который организовал отец, прошел очень хорошо, хотя шел дождь. Собралось свыше 500 детей и молодежи, которым Митрополит дал образки св. Владимира, и организации со знаменами. Был молебен, крестный ход и парад в саду. [...] Все соединились под сенью храма во имя просветителя нашей страны. Суббота 3/16 июля 1938. Освящение памятника в Александро-Невском храме По случаю 20-й годовщины убиения Царской семьи освящен памятник-крест на Дарю. Он исполнен из дерева и меди, несколько грубовато. Деньги собраны по подписке во всем мире ревнителями памяти Государя и главным инициатором дела – В.В. Свечиным. На кресте – иконы, а под ним – лампада в виде императорской короны. Освящение совершили Митрополит, еп. Иоанн в сослужении 7 священников. Саша Нелидов и Володя иподиаконствовали. Андрей [Мейендорф] распоряжался порядком. Были принесены знамена, вывезенные из России. Присутствовали вел. кн. Андрей Владимирович, кн. Марина Петровна 115 и кн. Гавриил Константинович. Народа было чрезвычайно много.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1928 по 1938 г. служил личным секретарем и келейником архиеп. Нестора. В 1933-1934 гг. Н. сопровождал его в поездке по Египту, Палестине, Италии и Югославии; в 1937-1938 гг.- в Индию по приглашению католикоса Моран Мар Василия Геваргезе II . Весной и летом 1938 г. архиеп. Нестор и Н. посетили Англию, где было создано братство ап. Фомы для сбора средств на работу миссии РПЦЗ в Индии под покровительством вел. кнг. Ксении Александровны. Н. был назначен секретарем братства. В мае архиеп. Нестор и Н. принимали участие в праздновании 950-летия Крещения Руси и в паломничестве англикан к Богоматери Уолсингемской. C 4 по 7 июля 1938 г. Н. участвовал в конференции, которую проводило Содружество святых Албания и Сергия в Хай-Ли (Англия). С 14 по 24 авг. 1938 г. был участником II Всезарубежного Собора РПЦЗ, проходившего в Югославии. 9 нояб. 1938 г. в г. Коломбо брит. колонии Цейлон была учреждена миссия РПЦЗ, которую возглавил Н. На Архиерейском Соборе РПЦЗ 1939 г. в Югославии он представлял Пекинскую миссию в Китае. 13 сент. того же года Н. освобожден от должности начальника миссии в Коломбо и назначен казначеем Пекинской духовной миссии. Однако 24 нояб. он поступил в мон-рь прп. Иова Почаевского в с. Ладомирова в Словакии. С 1941 по 1944 г., во время Великой Отечественной войны, активно участвовал в распространении православно-просветительской литературы на территориях СССР, оккупированных герм. войсками и их союзниками. С этой целью Н. написал ряд катехизаторских и апологетических работ. Также он окормлял лагерь, устроенный словацкими властями для советских граждан, бежавших с оккупированных немецкими войсками территорий. 31 июля 1944 г. Н. вместе с братией отбыл из Ладомировы в Братиславу. С сер. янв. до 30 апр. 1945 г. находился в Берлине, исполняя обязанности настоятеля Воскресенского собора. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 2 янв. 1945 г. Н. был назначен представителем Церкви при созданном нем. властями Комитете освобождения народов России. После окончания войны, в 1945-1946 гг., служил благочинным приходов РПЦЗ в англ. зоне оккупации в Германии с местопребыванием на центральном подворье братства прп. Иова Почаевского в Гамбурге. Н. активно защищал права беженцев, препятствовал брит. военной администрации насильственно выдавать их СССР и способствовал переселению беженцев в США.

http://pravenc.ru/text/2564776.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010