С самого поставления в Троицко-Савский собор иконы Споручницы грешных стали от неё проявляться благодатные знамения. Кроме необыкновенного явления света, озарявшего собор, при горении единственной при образе лампады, стали совершаться и доныне совершаются чудеса исцелений, страждущих и с верою прибегающих к милосердию Божию. Христиане и язычники Забайкальской области и других отдалённых областей прибегают в болезнях к помощи Божией Матери и через помазание елеем из лампады стали получать исцеление от недугов. Иконы Споручницы грешных значительно распространены по Забайкалью, как в церквах, так и в домах. По китайской границе встречается много даже скульптурных воспроизведений этого образа в часовнях и домах. Из записей соборного причта составилось целое сказание о чудесах от иконы Божией Матери Споручницы грешных. Сказание это под заглавием «Описание чудес и исцелений от иконы Божией Матери Споручницы грешных, находящейся Кяхтинского градоначальства в Троицко- Савском соборе» заключается в особой рукописи, хранящейся в соборе. Такое обилие чудес и благодеяний Царицы Небесной за Байкалом вызвало желание соорудить храм Споручницы грешных на месте явления столь благодатных знамений. Совершить это дело суждено было благочестивому благотворителю церквей и миссий Я. А. Немчинову: его единственный сын Андрей был опасно и тяжело болен; и чрез помазание елеем из неугасимой лампады, горящей пред иконой Споручницы в соборе, – получил исцеление, тогда Немчинов дал обет устроить придел в соборе во имя Споручницы грешных. Храм Споручницы грешных сооружён в верхнем ярусе Троицко-Савского собора. Икона Споручницы поставлена между двумя приделами, в бронзовом золочёном киоте; пред нею горит неугасимая лампада из чистого золота от усердия храмоздателя. Другой храм во имя Споручницы грешных устроен из пустынной церкви Чикойского монастыря, основанной здешним пустынником, игуменом Варлаамом. Празднование иконы Споручницы грешных в Троицко- Савском соборе совершается, кроме недели Всех святых, ещё и 7 марта и 29 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Такое положение Монастыря, мало возрастающего, несмотря на видимую необходимость его существования, братия относит к назначению Настоятелей совершенно неопытных в правилах общежития. По сему они желали бы, чтобы в Ульяновскую обитель вызван был для начальствования один из опытных в духовной жизни старцев Соловецкого Монастыря, который, прибыв с несколькими лицами из Соловецкой братии, принял обитель под свое Настоятельство, а приведенных с собою определил в должности Казначея, Духовника и Эконома, и при общем содействии, ввел бы здесь вполне общежительный устав Соловецкий. Принимая во внимание, что Ульяновский Монастырь разрешен к открытию на правилах общежития, и что относительно избрания Настоятелей в общежительные монастыри существуют особые правила, Статс-Секретарь князь Урусов об изъясненном благочестивом желании иноков новоустрояемого Троицко-Стефановского Ульяновского Монастыря сообщил на усмотрение Вологодского Преосвященного, прося о последующем уведомления. Вследствие сего Преосвященный Христофор, от 4 Ноября того же 1864 года, за 3916, сообщил Господину Обер-Прокурору, что о приглашении из Ставропигиального Соловецкого Монастыря в общежительный Ульяновский Троицко-Стефановский Монастырь опытного в духовной жизни старца, который бы, прибыв с несколькими лицами из Соловецкой братии, принял Ульяновскую обитель под свое Настоятельство, он, Преосвященный, относился от 5 Сентября того же года, за 3111, к Настоятелю Соловецкого Монастыря, с прописанием изложенных в отношении князя Урусова обстоятельств и с изъяснением подробных сведений об Ульяновской обители. На это бывший Настоятель Соловецкого Монастыря, покойный Архимандрит Порфирий, от 13 Октября 1864 года за 685, уведомил, что прописанное приглашение монашествующим его обители в Вологодскую Епархию он признает за знак новой милости Божией к Соловецкой обители, относя оное к чести ее, назначил для поступления в Ульяновский Монастырь пять человек, изъявивших на это, по его убеждению, свое желание. В числе сих лиц покойный Архимандрит Порфирий назначил на должность Настоятеля Ульяновской обители Иеромонаха Матфея, бывшего более 10 лет Наместником Соловецкого Монастыря, и совершенно сведущего во всех частях общежития Монастырского, а в помощь Иеромонаху, для занятия должностей: Казначея и Духовника предложил Иеромонахов Паисия и Амвросия и на должность Эконома Иеродиакона Феофилакта; кроме того, по уведомлению Архимандрита Порфирия, изъявил желание отправиться в Ульяновский Монастырь послушник Федор Ватаманов, зырянский уроженец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.А. Долгоруков Путеводитель по Троицко-Сергиевой Лавре, Вифании, Гефсиманскому скиту и другим примечательным монастырям, а также селениям, близ Москвы лежащим Источник Сергиева Свято-Троицкая Лавра. (Сергиевский Посад) Лежит под 55° 5» Север. шир. и 56° 30» В. долг., от Санкт-Петербурга – 744 версты, от Москвы 70 верст. Свято-Троицкая Лавра основана преподобным Сергием – в мире Варфоломей, род. в Ростове, около 1314 г., при великом князе Юрие Даниловиче. Родители его, Кирилл и Мария, были из боярского рода – в начале были богаты и знатны, но впоследствии, чрез разные обстоятельства, пришли в упадок. Жили они с 1328 г. в селе Радонеже, принадлежавшем сыну вел. кн. Иоанна Даниловича, Андрею (см. Собр. госуд. грам. T. I. стр. 30, 31). Сергий, вместе со своим старшим братом Стефаном, приняли иночество, и желая предаться совершенному уединению, избрали место в глубокой пустыне, в лесу, на горе – верстах в десяти от Радонежа и от Хотькова, и устроили здесь келлию и церковь , которая и была освящена во имя Святой и Живоначальной Троицы. Вскоре к Сергию (принявшему пострижение на 24 году от роду) стали собираться различные люди, искавшие, как и он, уединенной жизни... Начались строиться келлии. Так было положено основание Троицко-Сергиевской Лавры, столь достопамятной в летописях отечественной истории. В настоящее время Троицко-Сергиева Лавра состоит из следующих зданий: 1. Соборный храм Пресвятой Троицы. Построен над гробом преп. Сергия, весь из белого камня (кроме трапезы). Верх собора вызолочен, глава и крест покрыты медью и позолочены через огонь царем Иоанном Васильевичем, в 1556 году. У южной стены, близ иконостаса, почивают мощи преп. Сергии. Рак – две: серебряная, позолоченная – устроена царем Иоанном Грозным; и другая – императрицею Анною Иоанновною, тоже серебряная; весом 25 пудов. В юго-западном углу храма находится медная доска над могилою кн. Андрея Владимировича, в иноках Саввы, удельного князя Радонежского. 2. Церковь преп. Никона. В юго-западном углу находятся мощи преп. Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

340 В комнатку… — с 30 октября и до конца 1937 г. И. С. Шмелев жил в квартире семьи Карташевых. 341 Уехал в Швейцарию… — по приглашению своей переводчицы Р. Кандрейн с января по апрель 1938 г. И. С. Шмелев жил в пансионе Haldenstein. 342 …на Карпаты, в монастырь! — монастырь преп. Иова Почаевского , который И. С. Шмелев вторично посетил в июне 1938 г. 343 20 апр. выехал из Швейцарии в Прагу… — в письмах И. С. Шмелева к Иву Жантийому приводится точная дата, 23 апреля 1938 г. См. письма от 22 апреля и 3 мая 1938 г. (Жантийом Ив. Мой дядя Ваня. М., 2001. С. 103—104.) 344 …мой вечер. — 24 апреля 1938 г. состоялся литературный вечер И. С. Шмелева в Праге. 345 К. Д. — И. С. Шмелев не сообщает фамилию своей поклонницы. Упоминается как Екатерина (Катерина) Дмитриевна, “дама с собачкой”. 346 “Аметист” — отель в Праге (Polska, 9). 347 …сын доктора Альтшуллера… — Григорий Исаакович Альтшуллер (1895—1983), сын известного врача Исаака Наумовича Альтшуллера, лечившего А. П. Чехова и Л. Н. Толстого. 348 В августе — с доктором в Ментону. — с 26 августа Шмелев жил с С. М. Серовым в Chalet des Rosiers, в Ментоне, на вилле кн. П. П. Волконского. 349 …у кн. Волконского. — Петр Петрович Волконский (1872—1957), князь, дипломат. 350 …Великой Княгине Ксении Александровне… — старшая сестра (1875—1960) императора Николая II. 351 …Ольга Великая Княгиня… — младшая сестра (1882—1960) императора Николая II. 352 …Мюнхен — приостановил. — 30 сентября 1938 г. в Мюнхене было заключено соглашение между Англией, Францией, Италией и Германией, предусматривавшее отторжение от Чехословакии и передачу Германии Судетской области, что стало поводом для вторжения Германии в Чехословакию и захвата всей ее территории (октябрь 1938 — март 1939 г.). 353 …нанял квартиру, Буало. — 15 октября 1938 г. Шмелев снял квартиру в Париже (rue Boileau, 91).  Ед. хр. 61. Л. 35, 36. Письмо, рук. 354 Смердяков — персонаж романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” (1879—1880). 355 …его впечатление от Тургенева “Первой любви” — события и персонажи повести И.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Уже была позади Гражданская война, унёсшая многих, но революционеры-ленинцы не успокаивались, а наоборот, придумывали новые поводы для репрессий. «С середины 1930х годов репрессивная политика советской власти приобрела характер тотального террора против собственного народа: «Кировский поток», операция «Бывшие люди», национальные репрессии…» . «Нет, пожалуй, в истории России более одиозной даты, чем «37 год», – пишет современный историк П. Мультатули. – Это даже не дата, а какая-то формула, заклинание обозначающая страшное бедствие, типа как «Березина» у французов. Кто не слышал из нас: «это вам не 37 год», или наоборот, «это настоящий 37 год»?» . 1937–1938 годы – одна из самых тяжёлых эпох для русского народа, когда против него воевал не внешний враг, от которого, как правило, знаешь, что ожидать, а внутренний, причём, закрепившийся у власти, – чужой русскому народу по происхождению и духу, и потому беспощадный. Неслучайно этот этап в строительстве тоталитарного богоборческого государства нередко называют «смертоносным»: он остался страшным шрамом в народной памяти. Репрессии 1937–1938 годов затронули уже все слои верующих: и духовенство, и мирян, и лояльных, и нелояльных, и православных, и иноверных… «Не раз я видел, – вспоминает отец Иоанн Миронов, служивший в Казанской церкви в Тосно уже в 1980х годах, – как арестовывали единственного кормильца в семье, как бросались люди под колёса «воронков». Среди пострадавших от репрессий в Тосно и Тосненском районе тоже встречается немало людей из народа, в том числе этнических русских, родившихся в Тосно и крещённых в Православной вере в церкви Казанской иконы Божией Матери. Несомненно, все русские, родившиеся в Тосно до 1917 года, были крещены именно в этом храме, как приписанные к нему по месту жительства. Вот несколько примеров, взятых только по нашему райцентру: Черняев Иван Прокофьевич родился в 1898 году в посёлке Тосно, приговорён особой тройкой при УНКВД по Ленинградской области 1 октября 1937 года к высшей мере наказания, расстрелян 3 октября 1937 года; Гурьянов Илья Яковлевич, 1884 года рождения, уроженец и житель Тосно, русский, беспартийный, извозчик-кустарь, арестован 15 февраля 1938 года, особой тройкой УНКВД ЛО 4 марта 1938 года приговорён к высшей мере наказания, расстрелян в Ленинграде 6 марта 1938 года; Кондаков Александр Дмитриевич, 1898 года рождения, уроженец и житель Тосно (проживал по адресу Ленинский пр., д. 7), русский, беспартийный, без определённых занятий, арестован 22 сентября 1937 года, особой тройкой УНКВД ЛО 19 октября 1937 года приговорён к высшей мере наказания, расстрелян в Ленинграде 21 октября 1937 года; Колупанов Николай Иванович, 1903 года рождения, житель Тосно, русский, беспартийный, частный извозчик, арестован 18 февраля 1938 года, особой тройкой УНКВД ЛО 20 марта 1938 года приговорён к высшей мере наказания, расстрелян в Ленинграде 25 марта 1938 года.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

3.         Преосвященный Евгений, епископ Курский и Белгородский 1778—1871 гг.//Там же, 1891, 32. 4.         Преосвященный Владимир, епископ Курский и Белгородский//Там же, 1891, 34. 5.         Первое послание св. апостола Павла к Фессалоникийцам. Киев, 1893. 6.         Феоктист Мочульский, епископ Курский и Белгородский//ТКДА, 1894, 1, 2. 7.         Макарий Булгаков, митрополит Московский. Т. 1. Киев, 1895. 8.         Духовные школы Курско-Белгородской епархии, вып. III. Киев, 1895. 9.         Воспоминания о преосвященном Иннокентии Борисове, как рек­торе Киевской духовной академии//ТКДА, 1895, 3. 10.     Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ И. А. Чистова. СПб, 1894 — рецензия//ТКДА, 1895, 3. 11.     История русского сектантства: а) стригольники, 6) жидовствующие//Миссионерское обозрение. 1896. 12.     Киево-Софийский протоиерей Петр Гаврилович Лебединцев. Киев, 1896. 13.     Описание торжественного открытия честных мощей святителя Фео­досия УГЛИЦКОГО, Черниговского чудотворца//ТКДА. 1896. Т. 3(12). 14.     Слово в день поминовения почивших деятелей и воспитанников Киевской духовной академии, сказанное 31 декабря 1896 года. Киев, 1897. 15.     Макарий Булгаков, архиепископ Харьковский, т. 2. Киев, 1897. 16.     Иван Игнатьевич Малышевский . Киев, 1897. 17.     Святой священномученик Макарий, митрополит Киевский и Всея Руси//ТКДА, 1897, 5. 18.     Преосвященный Филипп Наумов, епископ Мелитопольский//ТКДА, 1897 6—8, 10, 11; 1898, 10, 11; 1899, 2, 3, 6, 7, 10; 1900, 8, 9; 1901, 3; 1902, 8. 19.     Очерки из истории Киевской духовной академии//ТКДА, 1897, 10. 20.     О современном состоянии русского сектантства//ТКДА, 1897, 12. 21.     История духовных школ Курско-Белгородской епархии в связи с историею русского духовного просвещения вообще в течение XVIII и XIX веков. Киев, 1897. 22.     Историческое описание Киево-Андреевской церкви. Киев, 1897. 23.     Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, мит­рополит Сербский (1826—1898). Киев, 1898.

http://bogoslov.ru/person/47976

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. АЛЕКСАНДР Фёдорович Гневушев (1889 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 15 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Симбирских святых) АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Ивановна Дьячкова (1893 – 1938), прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АЛЕКСАНДРА Иоакимовна Булгакова (1886 - 1938), мц. (пам. 2 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ Григорьевич Введенский (1890 – 1938), сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ Сергеевич Смирнов (1870 – 1938), протоиерей, священномученик (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ Михайлович Никонов (1881 – 1938), сщмч. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/122346_5.html

священника Иоанна Дунаева (1885-1938) священника Иоанна Миротворцева (1881-1938) священника Иоанна Плеханова (1879-1938) священника Иоанна Смирнова (1884-1937) священника Иоанна Талызина (1888-1937) священника Михаила Горбунова (1878-1938) священника Михаила Розова (1889-1941) священника Николая Дунаева (1878-1937) священника Николая Ершова (1888-1937) священника Николая Любомудрова (1862-1918) священника Николая Никольского (1882-1937) священника Николая Орлова (1881-1937) священника Николая Понгельского (1879-1942) священника Николая Розина (1879-1930) священника Николая Ушакова (1876-1937) священника Петра Богородского (1878-1938) священника Петра Григорьева (1895-1937) священника Петра Попова (1895-1937) священника Петра Токарева (1881-1937) священника Сергия Заварина (1885-1938) иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882-1937) иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874-1941) иеромонаха Григория (Воробьева; 1883-1937) иеромонаха Иерофея (Глазкова; 1889-1937) иеромонаха Мардария (Исаева; 1886-1938) диакона Алексия Введенского (1903-1937) диакона Петра Фаворитова (1867-1931) монахини Анны (Благовещенской; 1898-1937) монахини Марии (Кореповой; 1877 -?) Александра Уксусова (1874-1937) Анастасии Лебедевой (1899-?) Анны Шашкиной (1888-1939) Иоанна Короткова (1885-1941) Марии Даниловой (1884-1946) 3. Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке. 4. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых:

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

(Маркова; 1881 - 21 февраля 1938), священника Евгения (Исадского; 1879 - 31 января 1930), священника Димитрия (Беляева; 1875 - 10 декабря 1937), иеромонаха Василия (Мазуренко; 1882 - 8 января 1938), послушницы Марфы (Ковровой; 1897 - 16 марта 1938), Матфея (Гусева; 1868 - 18 января 1938), Андрея (Трофимова; 1882-11 июня 1938); от Ростовской епархии: священника Николая (Попова; 1864 - 26 марта 1919); от Санкт-Петербургской епархии: монахини Марии (Леляновой; 1874 - 17 апреля 1932); от Саранской епархии: священника Владимира (Четверина; 1874 - 2 сентября 1918). 3 Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в святцы. Справка В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на июль 2006 года поименно канонизирован 1701 человек. Из них: Архиерейским Собором 1989 года — 1 человек; Архиерейским Собором 1992 года — 7 человек; Архиерейским Собором 1994 года — 2 человека; Архиерейским Собором 1997 года — 3 человека; Архиерейским Собором 2000 года — 1097 человек. Решениями Священного Синода включены в Собор новомучеников и исповедников Российских: от 27 декабря 2000 года — 57 человек (Комиссия по канонизации святых (ККС), 51-е заседание); от 22 февраля 2001 года — 15 человек (52-е заседание); от 17 июля 2001 года — 32 человека (53-е заседание); от 6 октября 2001 года — 36 человек (54-е заседание); от 26 декабря 2001 года — 39 человек (55-е заседание); от 11 марта 2002 года — 30 человек (56-е заседание); от 24 апреля 2002 года — 2 человека (57-е заседание); от 17 июля 2002 года — 82 человека (57/58-е заседания); от 7 октября 2002 года — 19 человек (59-е заседание); от 24 декабря 2002 года — 14 человек (60-е заседание); от 7 мая 2003 года — 42 человека (61-е заседание); от 30 июля 2003 года — 28 человек (62-е заседание); от 6 октября 2003 года — 14 человек (63-е заседание); от 26 декабря 2003 года — 18 человек (64-е заседание); от 25 марта 2004 года — 20 человек (65/66-е заседания); от 17 августа 2004 года — 21 человек (67/68-е заседания);

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203267...

Гельфгот Александр Павлович (1887 – не ранее 5 марта 1938), социалист-революционер. Арестован в марте 1921 г., приговорен к трем годам лишения свободы и в 1923 г. отправлен на Соловки. Автор очерка «Корабль смерти», который вошел в сборник статей о ВЧК (Берлин, 1922). Значится в расстрельном «сталинском списке» от 5 марта 1938 г. Гендель Георг Фридрих (1685 – 1759), немецкий композитор Геништа, крестьянин, отправлен на Соловки за «связь с иностранной буржуазией» Геннисон, купец, отправлен на Соловки за «вооруженный бандитизм» Георгий (Лавров Герасим Дмитриевич) (1868 – 4 июня 1932), преподобноисповедник, архимандрит Георгис, артист, отправлен на Соловки за «контрреволюционную деятельность» Герасим (Ионин), архимандрит, игумен Соловецкого монастыря (1793–1796) Герман (ум. 30 июля 1479), преподобный, одни из основателей Соловецкого монастыря Герцен Александр Иванович (1812–1870), один из основоположников народничества. В эмиграции с 1847 г. Гинзбург Евгения Соломоновна (1904 – 25 мая 1977), автор воспоминаний о ГУЛАГе Гитис (Гиттис) Владимир Михайлович (1881 – 22 августа 1938), советский военачальник. Расстрелян Гладков, начальник Кемперпункта (1923– 1925) Гладкова, жена Гладкова Глубоковский Борис Александрович (1895–1935(?), актер, поэт из круга С. А. Есенина и А. Б. Мариенгофа (1897 – 24 нюня 1962). Арестован в ноябре 1924 г. в числе 13 человек по делу, впоследствии расстрелянного, поэта А. А. Ганина (1893 – 30 марта 1925). Приговорен в 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра и изданий. По некоторым сведениям, погиб от морфия, вскоре после освобождения Глюк Кристоф Виллибальд (1714–1787), австрийский композитор Гнедов (Смирнов, Гнедов-Смирнов) Степан Иванович (1897 – не ранее 10 июня 1938), социалист-революционер. Арестован в феврале 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Значится в расстрельном «сталинском списке» от 10 июня 1938 г. Гнерих, немецкий предприниматель, отправлен на Соловки за «контрреволюцию»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010