Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Троицкая родительская суббота 27.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Троицкая родительская суббота Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня вечером у нас будет служба Пятидесятницы, и завтра после поздней литургии впервые мы преклоним колена перед Богом Живым, перед Пресвятою Троицею и будем молиться о прощении наших грехов и о том, чтобы Господь упокоил в жизни вечной всех прежде усопших отец, братий и сестр наших. Эту службу предваряет сегодняшняя Троицкая родительская суббота. Святая Церковь напоминает нам, что Царство Божие — это не то, куда мы придем после того, как умрем. Она говорит, что Царство Божие пришло к нам — не мы пришли к этому Царству, а оно к нам пришло. Бог и небо, и вечная жизнь к нам пришли — вот что будет означать наша коленопреклоненная молитва, и вот что означает наша жизнь в Церкви. Ради этого и создан человек. Эта вечная жизнь есть любовь, и мы можем любить, потому что Бог первым возлюбил нас. Не мы Его возлюбили, а Он нас возлюбил, и потому мы можем любить Его и друг друга, потому что Он дал нам эту новую жизнь. Никто и ничто не может отнять от нас этой вечной жизни, потому что она означает такую любовь Божию, которая совершила сошествие с небес Сына Божия, Его приобщение всему пути человеческому от рождения до смерти. Его Крестная смерть, Его воскресение, Его вознесение и ниспослание даров Духа Святого на всякую плоть человеческую, принимающую дар новой жизни, и есть любовь, которую невозможно одолеть — это вечная жизнь, которая нам дается Господом. Мы призываемся быть причастными этой вечной жизни. Мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев своих. Даром Христа, Его откровением, Его благодатью научаемся мы этому. Не любящий брата своего пребывает в смерти, во тьме, во аде — и в вечности и здесь, на земле. Мы не можем, не имея Христовой любви, помочь отсюда тем, кто находится там, ни они не могут помочь нам, если они не достигли этой любви.

http://moral.ru/троицкая-родительская-су...

Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». В Ветхом Завете «суббота покоя, посвященная Господу» напоминала людям о том, что после шести дней творения Бог «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» ( Быт 2:2 ). Суббота была временем поминовения Бога Творца ( Исх 31:15 ). В субботу предписывалось полное прекращение всяких работ и повседневных дел, вплоть до запрета разжигать огонь ( Исх 35:3 ) и готовить пищу ( Исх 16:23 ). В этот день происходило «священное собрание» ( Лев 23:3 ), приносились жертвы ( Числ 28:9–10 ) и совершались другие священные обряды ( Лев 24:8 ). Заповедь о соблюдении субботы как святого дня, в который следует оставить все повседневные заботы и труды, является предписанием посвятить один из дней седмицы (недели) богопочитанию, вести более осознанную религиозную жизнь. В Новом Завете Господь Иисус Христос не отменил заповедь о праздновании субботы как дня сугубого богопочитания. Говоря, что «суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк 2:27 ), Он осудил ее формальное соблюдение — в ущерб исполнению духовно-нравственных требований закона Божия. В Церкви религиозный ритм жизни, связанный с ветхозаветной заповедью о субботе, сохраняется. Днем особого богопочитания является день, следующий за субботой, в который воскрес Господь Иисус Христос ( Деян 20:7 ; Откр 1:10 ); поэтому в христианскую эпоху этот день получил наименование «воскресенья» (или «дня Господня»). Суббота же в седмице христианского календаря стала днем, предваряющим воскресный день, как Ветхий Завет предшествовал Новому. В христианском богослужении суббота выделяется из седмичного круга как праздничный день. В субботы Мясопустную, во 2ю, 3ю и 4ю субботы Великого поста, в Троицкую и Димитриевскую родительские субботы совершается общецерковное поминовение усопших. Особое значение имеет Великая Суббота — день накануне Пасхи ,  когда Церковь вспоминает об упокоении тела Христова во гробе и о сошествии Христа во

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: " не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих? " Многие предположили, что ученики Христовы - пьяны. Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святаго Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: " итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли " . Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: " что нам делать, мужи и братия? " Петр ответил им: " покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святаго Духа " . Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начала устрояться на земле святая Церковь Христова. А предшествует празднику Троицы два дня особого поминовения усопших - Троицкий четверик (то есть четверг 31 мая) и Троицкая родительская суббота (2 июня). О Троицкой родительской субботе известно многим, так как она подобна другим Вселенским родительским субботам, празднуемым Православной Церковью. О благочестивой традиции Троицкого Четверика известно меньше. В России испокон века существует традиция молиться в этот день за " безродных и безыменных " - то есть о тех, чей род пресекся и за них не только некому молиться, но и само христианское имя их изгладилось из памяти людской. Все остальные толкования поминовения усопших в Троицкий Четверик, о чем иногда приходится слышать, неправильны. Как видите, предстоящие три дня - Троицкая родительская суббота, праздники Святой Троицы и Святаго Духа (в понедельник после Пятидесятницы) - для Русской Православной Церкви являются днями усиленной молитвы и о живых, и о усопших, о помиловании и спасении всех нас.

http://zavet.ru/news/news-p010520.htm

Вопрос: Поминовение усопших – родительские субботы (Вселенская, 2-3-4 седмиц св.Четыредесятницы, Троицкая, Дмитриевская). Почему именно по субботним дням? Каковы исторические корни этой традиции? Ведь она не имеет одновременного установления? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше, творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни. Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.

http://pravoslavie.ru/6868.html

110 Положиша грешницы сеть мне,/и от заповедей Твоих не заблудих. 110 Устроили грешники мне западню,/но я от заповедей Твоих не отклонился. 111 Наследовах свидения Твоя во век,/яко радование сердца моего суть. 111 Унаследовал я свидетельства Твои вовек,/ибо они – радость сердца моего. 112 Приклоних сердце мое,/сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние. 112 Склонил я сердце моё, чтобы исполнить повеления Твои/вовек, ради воздаяния. 113 Законопреступныя возненавидех,/закон же Твой возлюбих. 113 Законопреступников возненавидел/а закон Твой я возлюбил. 114 Помощник мой, и Заступник мой еси Ты,/на словеса Твоя уповах. 114 Помощник мой и заступник мой – Ты,/на слова Твои я уповал. 115 Уклонитеся от мене, лукавнующии,/и испытаю заповеди Бога моего. 115 Отступите от меня, творящие зло,/и буду исследовать заповеди Бога моего. 116 Заступи мя по словеси Твоему и жив буду,/и не посрами мене от чаяния моего. 116 Поддержи меня по слову Твоему, и буду жить,/и не постыди меня в ожидании моём. 117 Помози ми, и спасуся,/и поучуся во оправданиих Твоих выну. 117 Помоги мне, и буду спасён,/и буду вникать в повеления Твои всегда. 118 Уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих,/яко неправедно помышление их. 118 В ничто Ты вменил всех отступающих от повелений Твоих,/ибо неправедно помышление их. 119 Преступающия непщевах вся грешныя земли:/сего ради возлюбих свидения Твоя. 119 Преступниками счел я всех грешников земли,/потому возлюбил свидетельства Твои. 120 Пригвозди страху Твоему плоти моя,/от судеб бо Твоих убояхся. 120 Пригвозди страхом пред Тобою плоть мою,/ибо от судов Твоих я убоялся. 121 Сотворих суд и правду,/не предаждь мене обидящим мя. 121 Сотворил я суд и правду,/не предай меня обижающим меня. 122 Восприими раба Твоего во благо,/да не оклеветают мене гордии. 122 Прими раба Твоего ко благу,/чтобы не оклеветали меня гордые. 123 Очи мои исчезосте во спасение Твое,/и в слово правды Твоея. 123 Изнемогли очи мои ради спасения Твоего/и слова правды Твоей. 124 Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей/и оправданием Твоим научи мя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/troiczkay...

156 Велико сострадание Твоё, Господи,/по суду Твоему оживи меня. 157 Мнози изгонящии мя и стужающии ми,/от свидений Твоих не уклонихся. 157 Много изгоняющих меня и теснящих меня, –/от свидетельств Твоих я не уклонился. 158 Видех неразумевающия и истаях,/яко словес Твоих не сохраниша. 158 Увидел неразумных и изнемогал,/ибо они слов Твоих не сохранили. 159 Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих Господи,/по милости Твоей живи мя. 159 Узри, что я заповеди Твои возлюбил, Господи,/по милости Твоей оживи меня. 160 Начало словес Твоих истина,/и во век вся судьбы правды Твоея. 160 Начало слов Твоих – истина,/и навек – все суды правды Твоей. 161 Князи погнаша мя туне,/и от словес Твоих убояся сердце мое. 161 Князья стали гнать меня безвинно,/но от слов Твоих убоялось сердце моё. 162 Возрадуюся аз о словесех Твоих,/яко обретаяй корысть многу. 162 Возрадуюсь я о словах Твоих,/как находящий много добычи. 163 Неправду возненавидех и омерзих,/закон же Твой возлюбих. 163 Неправду возненавидел я и возгнушался ею,/закон же Твой возлюбил. 164 Седмерицею днем хвалих Тя,/о судьбах правды Твоея. 164 Семь раз в день восхвалил я Тебя/за суды правды Твоей. 165 Мир мног любящим закон Твой,/и несть им соблазна. 165 Великий мир – любящим закон Твой,/и нет им преткновения. 166 Чаях спасения Твоего Господи,/и заповеди Твоя возлюбих. 166 Ожидал я спасения Твоего, Господи,/и заповеди Твои возлюбил. 167 Сохрани душа моя свидения Твоя,/и возлюби я зело. 167 Сохранила душа моя свидетельства Твои,/и возлюбила их крепко. 168 Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя,/яко вси путие мои пред Тобою, Господи. 168 Сохранил я заповеди Твои и свидетельства Твои,/ибо все пути мои пред Тобою, Господи. 169 Да приближится моление мое пред Тя Господи,/по словеси Твоему вразуми мя. 169 Да приблизится моление моё пред лицо Твоё, Господи, –/по слову Твоему вразуми меня. 170 Да внидет прошение мое пред Тя Господи,/по словеси Твоему избави мя. 170 Да взойдет прошение моё пред лицо Твоё, Господи, –/по слову Твоему избавь меня. 171 Отрыгнут устне мои пение,/егда научиши мя оправданием Твоим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/troiczkay...

27 Путь оправданий Твоих вразуми ми,/и поглумлюся в чудесех Твоих. 27 Дай мне понять путь повелений Твоих,/и буду рассуждать о чудесах Твоих. 28 Воздрема душа моя от уныния,/утверди мя в словесех Твоих. 28 Задремала душа моя от нерадения:/укрепи меня в словах Твоих. 29 Путь неправды отстави от мене,/и законом Твоим помилуй мя. 29 Путь неправды удали от меня/и законом Твоим помилуй меня. 30 Путь истины изволих,/и судьбы Твоя не забых. 30 Путь истины я избрал/и судов Твоих не забыл. 31 Прилепихся свидением Твоим, Господи,/не посрами мене. 31 Я прилепился к свидетельствам Твоим;/Господи, не постыди меня! 32 Путь заповедей Твоих текох,/егда разширил еси сердце мое. 32 Путь заповедей Твоих я пробежал,/когда Ты расширил сердце моё. 33 Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих,/и взыщу и выну. 33 Положи мне, Господи, законом путь повелений Твоих,/и буду искать его постоянно. 34 Вразуми мя, и испытаю закон Твой,/и сохраню и всем сердцем моим. 34 Вразуми меня, и исследую закон Твой,/и сохраню его всем сердцем моим. 35 Настави мя на стезю заповедей Твоих,/яко тую восхотех. 35 Направь меня на стезю заповедей Твоих,/ибо я её возжелал. 36 Приклони сердце мое во свидения Твоя,/а не в лихоимство. 36 Склони сердце моё к свидетельствам Твоим,/а не к стяжательству. 37 Отврати очи мои, еже не видети суеты,/в пути Твоем живи мя. 37 Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты;/на пути Твоём оживи меня. 38 Постави рабу Твоему/слово Твое в страх Твой. 38 Поставь рабу Твоему слово Твоё/в страх Твой. 39 Отыми поношение мое, еже непщевах,/яко судьбы Твоя благи. 39 Удали поношение моё, которого я боюсь,/ибо суды Твои благи. 40 Се возжелах заповеди Твоя,/в правде Твоей живи мя. 40 Вот, я возжелал заповедей Твоих,/в правде Твоей оживи меня. 41 И да приидет на мя милость твоя, Господи,/спасение Твое по словеси Твоему. 41 И да придёт на меня милость Твоя, Господи,/спасение Твоё по слову Твоему. 42 И отвещаю поношающим ми слово,/яко уповах на словеса Твоя. 42 И я отвечу поносящим меня слово,/ибо уповаю на слова Твои.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/troiczkay...

74 Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся,/яко на словеса Твоя уповах. 74 Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся,/ибо на слова Твои я уповал. 75 Разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя,/и воистинну смирил мя еси. 75 Я познал, Господи, что правда – суды Твои,/и по истине Ты смирил меня. 76 Буди же милость Твоя, да утешит мя,/по словеси Твоему рабу Твоему. 76 Да будет же милость Твоя утешением мне,/по слову Твоему к рабу Твоему. 77 Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду,/яко закон Твой поучение мое есть. 77 Да придёт ко мне сострадание Твоё, и буду жить,/ибо закон Твой – занятие моё. 78 Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя,/аз же поглумлюся в заповедех Твоих. 78 Да постыдятся гордые,/ибо неправедно сотворили беззаконие против меня,/я же буду рассуждать о заповедях Твоих. 79 Да обратят мя боящиися Тебе,/и ведящии свидения Твоя. 79 Да обратятся ко мне боящиеся Тебя/и знающие свидетельства Твои. 80 Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих,/яко да не постыжуся. 80 Да будет сердце моё непорочно в повелениях Твоих,/чтобы мне не постыдиться. 81 Исчезает во спасение Твое душа моя,/на словеса Твоя уповах. 81 Изнемогает о спасении Твоём душа моя,/и на слово Твое я уповал. 82 Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще:/когда утешиши мя? 82 Изнемогли очи мои о слове Твоём;/я говорю: “Когда Ты утешишь меня?” 83 Зане бых яко мех на слане,/оправданий Твоих не забых. 83 Ибо стал я, как мех на морозе,/повелений Твоих не забыл. 84 Колико есть дней раба Твоего?/Когда сотвориши ми от гонящих мя суд? 84 Сколько дней раба Твоего?/Когда сотворишь мне суд против гонящих меня? 85 Поведаша мне законопреступницы глумления,/но не яко закон Твой, Господи. 85 Поведали мне законопреступники рассуждения,/но не как закон Твой, Господи. 86 Вся заповеди Твоя истина,/неправедно погнаша мя, помози ми. 86 Все заповеди Твои – истина;/стали гнать меня неправедно, помоги мне. 87 Вмале не скончаша мене на земли:/аз же не оставих заповедей Твоих. 87 Едва не покончили со мной на земле,/но я не оставил заповедей Твоих.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/troiczkay...

Видеть свет – свет Лица Твоего – тоже синоним жизни, как и пища. Благословение времен Исхода, сохранившееся в нашей утрени – «Да воссияет на нас свет лица Твоего». В отдаленных от библейского мира местах этот архетип тоже присутствует. Видеть дневной свет у Софокла означает – «жить». Но Феб-Солнце не дарует видеть свой свет сходящим в безвидность Аида… Смерть – темна. Это – преисподний ров, темнота, смертная сень, долина смертной тени, куда уходят все, становясь в своем бессолнечном бессилии, безжизненности подобно «воде, вылитой на землю». Но, несмотря ни на что –«Я верую видеть благая Господня на земле живых. Мужайся, и да крепится сердце твое!» Смерть — не навсегда, предчувствуют пророки. «Я во плоти моей узнаю Бога! Я узрю Его сам!» (Иов 19,25-27) — восклицает вопреки всякой очевидности истерзанный тлением Иов, отчаянно споря с кем-то безличным и безликим. Память о Пенуэле – «Лице Бога», которого видел Иаков, и сохранилась душа его, жизнь его — не покидает печальных изгнанников рая. Ангел лица Его посещает их, дает им залог будущей тайны – тогда, когда, наконец, Моисей увидит Бога лицом к Лицу на скале Фаворе при свидетеле Илии, и сохранится душа его, и будет он жить. Слава Божия, являемая «многочастно и многообразно» в ветхие времена, когда исполнится срок, засияет так нестерпимо, что ослепит и повергнет на землю фарисея Саула, и он восстанет Павлом-апостолом. Да, — оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела – да, веруем, они воскреснут, в воскресение, в последний день — а пока поколение за поколением вкушают горечь распада. Смерть тоже можно вкушать, она – смертельная и неотвратимая пища, которая проникает в чрево и кости, отравляя и убивая. Есть те, которые, однако, не вкусят смерти – и увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Фото: nikitas, photosight.ru А Жизнь вкусит смерть. Бог упал, а человек восстал – о, дивное чудо! Он причастился тлению, вкусил смерти – а мы вкушаем Жизнь, щедро и непрактично раздаваемую всем даром. Где человеческая мудрость Притч? «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих» (Притч. 6:1-2). Остановись, Сын Божий, не поручайся за ближнего Твоего – это смертельно опасно! Господи, будь милостив к Себе! (Мф. 16:22)

http://pravmir.ru/troitskaya-subbota-sme...

Доколе я не буду жалеть и любить даже явных грешников как немощных, больных духом, как страждущих общею со мною болезнию душевною – грехом, страстями душевными? Ибо что в них, то и во мне. Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от огорчения на дьячка за неблаговременную подачу (как казалось) записки с именами на молебен. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать помолиться с великою верою и усердием в квартире Марьи Ермолаевны Гречухиной. Благодарю Господа, милостиво и державно избавившего меня от скорби и тесноты и смерти душевной за покаяние мое в негодовании, укоризнах и гневе на нищих после молебна для Гречухиных, и за избавление от ядоносного вожделения при воззрении на [...]. Благодарю Тебя, Господи, яко потоки беззакония во мне иссушаешь за покаяние и веру и струи жизни и правды мне всегда источаеши милостию Твоею; благодарю Тебя, яко сечеши терние страстей моих. 7 июня Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу [ Еф.5:18–19 ]. Значит, исполняются духом мира сего те, кои поют светские песни, бывают в театре, кои читают светские книги, не читая Святого Евангелия и других священных книг; кои проводят время в ядении и питии и пьянстве и в разных увеселениях. (Я по опыту знаю, как исполняюсь Духом, читая и поя Богу в церкви, и как исполняюсь духом мира, когда живу для плоти и крови.) Любовь к Богу несовместима с любовию к плоти и крови, то есть к многострастной плоти нашей и сторонней, людской, ибо какая совместность храма Божия с идолами?.. Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? [ 2Кор.6:16,14,15 ]. После утрени и ранней обедни. Увидев во время утрени отца Павла настоятеля, занимающегося у свечной выручки посторонним делом, а не молитвою, и не в алтаре, в общении с нами (как и всегда почти бывает: а прежде, при отце Матфее ключаре в алтаре стоял), я весьма смутился его обычным невниманием и неблагоговением и даже огорчился на него (вот это последнее очень худо) и не мог спокойно говорить общую заупокойную ектению (родительская суббота Троицкая), ибо диавол язвил и умерщвлял душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010