Стих:  Блажени яже избрал,/и приял еси Господи. Да мне достояние прочих живота разсудится,/вертоград во Едеме всякими украшен сады,/печали и попечения свободна мя причастника божественныя жизни,/равноангельна на земли, смешена учинивый./Темже, Спасе, рабы Твоя, во стране живых,/в селениих праведных упокой. Чтобы уделить мне жизни будущей достоинство,/сад в Эдеме Ты насадил,/различными растениями украшенный,/свободный от скорби и заботы,/и причастником вечной жизни, равным Ангелам,/мне, сложному по естеству, быть на земле определил./Потому, Спаситель, рабов Твоих в стране живых,/в обителях праведных упокой. Слава, глас 6:  Начаток ми и состав зиждительное Твое бысть повеление:/восхотев бо от невидимаго и видимаго естества жива мя составити,/от земли убо тело создав, дал же ми еси душу,/Божественным Твоим и животворящим вдохновением./Темже Спасе, рабы Твоя во стране живых,/и в кровех праведных упокой. Слава, глас 6:  Началом и основой стало мне/Твое творческое повеление:/ибо, восхотев меня, живое существо, составить/из невидимого и видимого естества,/из земли тело мое Ты создал,/и дал мне душу божественным Твоим и животворящим дуновением./Потому, Спаситель, рабов Твоих в стране живых,/в обителях праведных упокой. И ныне, Богородичен, глас тойже:  Молитвами Рождшия Тя Христе,/мученик Твоих и апостол, и пророк, и святителей,/преподобных, и праведных, и всех святых,/усопшия рабы Твоя упокой. И ныне, Богородичен, глас тот же:  По ходатайствам Родившей Тебя, Христе,/и мучеников Твоих,/Апостолов, пророков, иерархов,/преподобных, и праведных, и всех святых,/усопших рабов Твоих упокой. Ныне отпущаеши: Ныне отпускаешь: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй.  (3) Слава, и ныне: Отче наш:  Священник: Ибо Твое есть Царство:  Чтец: Аминь. Отпустительный тропарь, глас 8: Тропарь, глас 8 Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй/и полезное всем подаваяй,/Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих,/на Тя бо упование возложиша,/Творца и Зиждителя и Бога нашего.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/troiczkay...

Первый Вселенский собор. Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Свод, Нартекс (притвор). Источник: www.ruicon.ru Церковь чтит память епископов, которые на соборе в 325 году утвердили церковное учение о том, что Христос есть Сын Божий и при этом обладает всей полнотой божественной природы, как и Отец. Данный догмат является основой вероучения любой христианской Церкви. Не признавать его — значит не быть христианином в принципе. Троицкая Вселенская родительская суббота: 22 июня Фото spbda/www.flickr.com Поминальный день. Церковь молится обо всех христианах, отошедших в Вечность. Богослужебные особенности Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее Воскресение. Неделя 8 по Пасхе. Пятидесятница. День Святой Троицы: 23 июня Фото Владимира Ештокина В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на учеников Христа, которое совершилось на 50-й день после Воскресения. После этого события апостолы получили все необходимые благодатные дары для проповеди, совершения Таинств и осуществления спасительного служения Церкви. Дары эти — мудрость, знание и умение различать духов; вера, способность совершать чудеса и исцеление; пророчества, говорение на разных языках и умение их понимать. Подобно тому как с дарованием Израилю Синайского законодательства началась история Церкви ветхозаветной, так и с момента сошествия Святого Духа началась история Церкви новозаветной. Также восхваляется Святая Троица и учение о Ней как фундамент христианской веры. Богослужебные особенности Храмы, как и в древнем Израиле, украшаются обильной растительностью — символом духовной жизни, которая нам даруется в Духе Святом. Цвет облачения — зеленый (что бывает очень редко). После Литургии совершается малая вечерня. На ней впервые после Пасхи поется гимн Святому Духу «Царю Небесный» и читаются особые коленопреклоненные молитвы, обращенные ко всей Троице. День Святого Духа: 24 июня Фото Владимира Ештокина

http://foma.ru/ot-pashi-do-nedeli-vseh-s...

Но безумие Божие – мудрее человеков. Он знает, что не видя Лица Божия, «человек перестает существовать». И Он не восхотел более «человека зрети мучима». Он ничего не ставил выше нас. И вложено древо креста в хлеб Его, и истреблен Он от живущих (Иер11:19). Он отверг, выбросил как сор премудрость премудрых – и поплатился. Всем здравомыслящим людям известно, что мертвецы не имеют более надежды. Мертвецом стал и Сын Человеческий, Сила и Премудрость Божия – та, которую мудрые века сего называют «юродством». Та, которая премудрее их и слабее (1Кор.1:25) в Своей открытой, бескорыстной отдаче Себя – до конца, до тайны Креста и гроба. Иисус Христос, Истинный Человек, Истинный Бог, принял в Себя эту забытость и боль небытия. Он желанием возжелел быть с теми, число которых равно числу песка морского, числу звезд на небе – с теми, которые были и которых уже нет. С потерянными для Бога мертвецами земли. Он разделил с ними землю забвения и смертной тени. Христос – Иной, чем все, что случалось в мире до Него. …Мертвым можно обещать рай, но ничто не заменит им жизни… Тебе, Спасе, молимся: Твоего сладкого причастия преставльшихся сподоби. Но – ведь они, мертвецы, не могут вкушать, они не могут видеть свет, они не могут причащаться?! Если Он сподобит их этого причастия — значит, они станут ж и в ы м и ?! Где же они живут? В райских кущах? Нет – на Земле Живых. И здесь удивительно вот что – об усопших в песнопениях Восточной Церкви звучит мольба, чтобы они получили свет, жизнь, покой, пищу, иными словами, чтобы они стали ж и в ы м и. Мученики же – имеют все это, они — живы. Они не вкусили смерти из-за тесного единения со Христом. Умершие могут быть живыми, а могут – не быть. Мы молим о жизни для них. Ты, Христе, все для меня: и младость, и сила, И родная земля: в Тебе упокоиться жажду. (свт. Григорий Богослов) Эта жизнь-общение неописуема и несказанна, ибо не похожа на то, что привычно для обитателя этого мира, но, тем не менее, это — реальная жизнь и гораздо, без сомнения, более реальная, чем наша. Жизнь истинная, единственная жизнь, которая может называться жизнью в полном смысле этого слова. Более того, это – единственная жизнь, достойная человека, достойная наименования жизни человеческой.

http://pravmir.ru/troitskaya-subbota-sme...

13 апреля — Суббота 4-я седмицы Великого поста 22 июня — Суббота Троицкая 2 ноября — Суббота Дмитриевская Другие дни особого поминовения 4 февраля — Поминовение усопших, пострадавших за веру Христову в годину гонений 14 мая — Радоница 9 мая — Поминовение усопших воинов Что такое Вселенские родительские субботы Среди прочих родительских суббот выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды. Что такое вселенские панихиды В родительские субботы Православная Церковь совершает вселенские или родительские панихиды. Словом «панихида» христиане называют заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов. Что такое панихида Панихида в переводе с греческого значит « всенощный». Это заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов. Вселенская (мясопустная) родительская суббота Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) — это суббота за неделю до начала Великого поста. Мясопустной она называется, потому что приходится на Мясопустную неделю (неделя перед Масленицей). Называют ее также Малой масленицей. В этот день православные христиане поминают всех крещеных усопших, в храмах служится вселенская панихида — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Троицкая родительская суббота Троицкая — это вторая вселенская родительская суббота (после Мясопустной), в которую Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Приходится она на субботу, предшествующую празднику Троицы, или Пятидесятницы. В этот день верующие приходят в храмы на особую вселенскую панихиду — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi.html

Сегодня, в день поминовения усопших во всех храмах России совершаются заупокойные Божественные литургии и панихиды. Дни поминовения усопших занимают особое место в христианской традиции. Согласно христианскому вероучению, смерть человека не прекращает тех отношений любви, которые связывали его с живыми. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении усопших. Поэтому молитва за усопших считается лучшим проявлением любви и памяти о них. Как всё близко... Упокой, Господи, душу раба Твоего Георгия Помимо дней индивидуального поминовения в традиции Православной Церкви установлены ежегодные дни общего поминовения усопших: суббота мясопустная, Вселенская родительская суббота, суббота второй недели Великого поста, суббота третьей недели Великого поста, Радоница (вторник второй недели после Пасхи), Троицкая родительская суббота (суббота перед праздником Троицы), и Димитриевская родительская суббота (суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского). В эти дни в храмах совершаются панихиды и заупокойные богослужения, а верующие посещают могилы своих близких, чтобы почтить их память. В продолжение Великого поста Церковь не совершает обычных ежедневных поминовений (панихид, литий). Для того, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, установлено совершать поминовения в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Сильнейший шторм «Гори» ожидается в этой части России: СМИ В какой регион России вернутся холода, и лето будет совсем не жарким Из-за чего погиб россиянин в Таиланде: ужасающая смерть Ульяновский суд осудил лицей за буллинг над учеником Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/09/up...

А почему в этот день? Потому, что воскресенье перед Масленицей называется Неделей о Страшном Суде. Когда, как не перед днем, в который вспоминается Страшный Суд, уместнее всего помолиться о наших покойных? ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: 2я, 3я и 4я субботы Великого Поста В эти дни совершается торжественное поминание усопших. Оно установлено Церковью, чтобы не лишить усопших молитвенного предстательства во дни Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной Литургии, которая в Великий пост положена только по субботним и воскресным дням. ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Радоница Радоница, то есть день радости для усопших, приходится на вторник Фоминой седмицы. Отметим, что это уже не суббота, а вторник. Почему? Потому, что в день Пасхи и во всю Пасхальную седмицу поминать усопших в храме не разрешается. И вот в первый раз их можно поминать на второй неделе после Пасхи, на Фоминой седмице (посвященной Апостолу Фоме). Вторник этой седмицы и предназначен для торжественного поминания наших усопших. ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Троицкая Родительская суббота Оно совершается в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы. В России приняты и еще два дня нарочитого поминания усопших: ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Димитриевская родительская суббота Поминовение усопших перед 26 октября (по старому стилю), днем св. великомученика Димитрия Солунского, установлено в 1380 году великим князем Димитрием Донским для поминовения воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8 сентября 1380 г. Однако со временем эта суббота сделалась на Руси днем особого церковного поминовения всех усопших в вере. Совершается эта родительская суббота, в соответствии с новым стилем, в первой половине октября.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

      После литургии нужно отслужить панихиду.       Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.       В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.       Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.       Это дни:       1. Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.       2. Родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.       3. Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.       Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения - парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.       Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:       4. Радоница (Радуница) - пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.       5. Димитриевская родительская суббота - день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября - дню памяти великомученика Димитрия Солунского.       6. Поминовение усопших воинов - 26 апреля (9 мая нового стиля).       Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших. Молитва об усопшем христианине       Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

http://zavet.ru/kladb.htm

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой. Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых». Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

http://zavet.ru/kalendar/rods1-003kn.htm

Частные родительские субботы Радоница – от слова радость , т.к. этот день всегда выпадает на пасхальный период. Обычно в этот день совершается панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. После службы верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Впервые упоминается в памятнике XV века, хотя традиция поминовения усопших в этот день древнее. Существует версия, что основной причиной установления этого дня являлось стремление заместить языческий обычай осеннего поминовения умерших. В монастырях XVI–XVII вв. в этот день поминали усопших монахов, в мирских храмах – всех христиан. В XVIII–XIX вв. появилось исторически безосновательное объяснение, будто Димитриевская суббота установлена святым благоверным князем Димитрием как день поминовения воинов, павших на Куликовской битве. Особое поминовение всех погибших в годы гонений за веру во Христа. 1е Вс. после 25 янв. Все родительские субботы , кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату. В эти дни совершаются заупокойные богослужения — парастасы , панихиды , заупокойные литии . Из дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Вселенское поминовение всех от века усопших как бы обрамляет собой важнейший период церковного года — период пения Триоди. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам. Свт. Афанасий (Сахаров) писал: « Святая Церковь , представляя нам очень много случаев к молитве о наших близких, дорогих усопших и к поминовению их по именам, вместе с тем в своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно поучает нас одновременно молить Господа и об упокоении всех рабов Божиих преставившихся, всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны

http://azbyka.ru/roditelskie-subboty

Однажды на Афон к преподобному Паисию Святогорцу приехал убитый горем отец. Он сокрушался о сыне, который покончил жизнь самоубийством. Отца мучило, что теперь он ничем не может помочь своему ребенку. Старец Паисий спросил: «А как он покончил с собой?» — «Он выбросился с пятого этажа». И тогда старец утешил его, сказав: «Дорогой мой, мы не знаем, о чем твой сын думал, пока летел с пятого этажа до земли. Может быть, за это время он успел покаяться, и Господь ему уже простил его грех». Если в таких безнадежных ситуациях преподобный допускал, что у человека есть шанс на спасение, то и о других людях, переходящих грань смерти, мы можем думать то же самое даже при отсутствии явных свидетельств и тем более, когда они есть. Наверное, нет священника, которому бы не приходилось крестить умирающих, исповедовать и причащать крещеных, которые в течение жизни никогда не переступали порог храма, а перед смертью желали соединиться с Богом. И это были осознанные решения, когда идейные атеисты принимали Крещение, отказываясь от своих воззрений. Пусть и в последние дни своей жизни они успевали откликнуться на призыв Божией благодати, полученный непосредственно от Господа или через окружающих людей. Игумен Никон (Воробьев) проживал в доме двух сестер, убежденных атеисток. Одна из них, врач по образованию, особенно яростно критиковала православие, а к концу жизни стала монахиней. Так радикально женщина изменилась под влиянием игумена Никона. Вернее, через тихого подвижника на нее воздействовал Господь, Которому тот посвятил свою жизнь. Ближайшая суббота будет Троицкой родительской, когда совершается поминовение всех усопших, начиная от Адама и заканчивая теми, кто скончался на днях. По этой причине она называется Вселенской. Мы про это забываем и поминаем только своих родных и знакомых. Это неправильно. По мысли святителя Афанасия, «если бы все православные христиане стали молиться исключительно только о своих сродниках и друзьях, какая была бы им мзда (Мф. 5, 46), какая была бы им благодать?» Ведь, как сказал Христос, «и грешники любящих их любят» (Лк. 6, 32).

http://pravoslavie.ru/121854.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010