Авраам Шумилин 1821–1824 Мефодий Цишнячевский 1824–1825 Павел Саббатовский 1826–1832 Виталий Борисов Жегачев 1832–1840 Стефан Романовский 1841 Епископы Астраханские и Енотаевские: Смарагд Крыжановский 1841–1844 Евгений Баженов 1844–1856 Афанасий Дроздов 1856–1870 с 1858 архиепископ Феогност Лебедев 1870–1874 Хрисанф Ретивцев 1874–1877 Герасим Добросердов 1877–1880 Евгений Шерешило 1880–1889 Павел Вильчанский 1889–1892 Исаакий Положенский 1892 Павел Вильчанский  вторично 1892–1893 Митрофан Невский с 1893 Владикавказская. 15 Кафедра во Владикавказе. 16 Епископы Владикавказские и Моздокские: Иосиф Черниговский 1875–1889 Петр Лосев 1889–1891 Иоанникий Казанский 1891–1892 Феодосий Рождественский 1892–1893 Владимир Синьковский 1893 Владимирская. 17 Кафедра во Владимире. Епископы Суздальские и Владимирские: Симон, святой 1215–1226 Митрофан 1227–1238 Евфросин (Ефрем) хирот. в 1240 Серапион 1274–1275 Феодор 1276–1286 Иаков (в схиме Иоанн) 1289–1297 Симеон 1297–1299 Епископы Суздальские: Даниил 1330–1347 Нафанаил 1347–1349 Даниил, вторично 1350–1351 Иоанн, святой с 1351 Алексий 1363–1365 вторично 1366–1373 Архиепископы Суздальские, Нижегородские и Городецкие: Дионисий, святой 1374–1383 архиеп. с 1383 Евфросин 1386–1406 с 1394 Суздальский, Калужский и Тарусский Епископы Суздальские и Тарусские: Митрофан 1406–1427 Савватий, Григорий, Авраамий 1431–1452 Филипп 1452–1464 Евфимий 1464–1483 Феодор 1483–1484 Нифонт 1484–1508 Симеон Стремоухов 1509–1515 Геннадий 1517–1531 Ферапонт 1532–1543 Иона Собина 1544–1548 Трифон Ступишин 1549–1551 Афанасий, князь Палецкий 1551–1564 Елевферий 1564–1567 Пафнутий 1567–1569 Варлаам 1570–1586 Архиепископы Суздальские и Тарусские: Иов 1587–1593 Галактион 1593–1608 Герасим 1612–1615 Арсений 1615–1625 Иосиф, князь Курцевич 1625–1634 Серапион 1634–1653 Софроний 1654 Иосиф 1655–1656 Филарет 1656–1658 Стефан 1658–1661 Архиепископы Суздальские и Юрьевские: Стефан (бывший прежде) 1665–1679 Маркел 1680–1681 Павел Моравский 1681 Митрополиты Суздальские и Юрьевские:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арсений Москвин 1841–1848 Елпидифор Бенедиктов, еп. 1848–1851 Евсевий Ильинский , еп. 1851–1858 Иринарх Попов 1858–1863 Леонтий Лебединский 1863–1874 до 1873 года епископ Епископы: Феогност Лебедев 1874–1878 Маркелл Попель 1878–1882 Викторин Любимов 1882 Иустин Охотин 1882–1887 Донат Бабинский-Соколов 1887–1890 Димитрий Самбикин 1890 Балтское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Каменец-Подольске): Феогност Лебедев 1867–1870 Вениамин Павлов 1870–1879 Ианнуарий Попов 1879–1883 Иосиф Баженов 1884–1886 Анатолий Станкевич 1886–1887 Димитрий Самбикин 1887–1890 Акакий Заклинский 1891 Николай Адоратский 1891 Полоцкая. 55 Учреждена в 1104 году. 56 Епископы (в Полоцке): Мина 1105–1116 Илия 1120–1128 Косма, грек. 1143–1156 Дионисий 1167–1183 Николай 1183 Каллист Владимир упом. 1218 Алексий, упом. 1231 Симеон I, святой 1260–1271 Иаков упом.1300 Григорий I упом.1331 Архиепископы: Феодосий 1391–1415 Фотий 1415 Симеон II 1450–1456 Полоцкие и Витебские: Каллист II 1458–1459 Симеон III до 1481 Иона Глезна до 1492 Лука 1492–1504 Евфимий Окушкович-Босский 1504–1512 Симеон IV упом.1513 Иосиф Русин 1516–1523 Киприан Нафанаил 1524–1533 Полоцкие, Витебские и Мстиславские: Мисаил 1534 Симеон V 1534–1549 Герман Литавар-Хребтович 1553–1558 Герасим Корсак 1558 Григорий Волович нареч. 1562–1563 В Мстиславе и Могилеве: 57 Варсонофий Валах 1563–1576 Феофан Рпинский 1576–1588 В Полоцке: 58 Афанасий Терлецкий 1588–1592 Полоцкие и Великолуцкие: 59 Трифон Ступишин 1563–1566 Афанасий, князь Палецкий 1566–1568 Антоний 1572 Киприан 1579 Полоцкие, Витебские и Мстиславские: 60 Нафанаил Седлицкий-Белицкий 1592–1595 Григорий Загорский 1595–1596 Мелетий Смотрицкий 1620–1628 Полоцкие и Витебские: Каллист Дорофеевич-Рыторайский 1657–1662 Епископы Полоцкие и Виленские: Смарагд Крыжановский 1833–1837 с 1836 года архиепископ Исидор Никольский 1837–1840 Полоцкие и Витебские: Василий Лужинский 1840–1866 с 1841 года архиепископ Савва Тихомиров 1866–1874 Викторин Любимов 1874–1882 Маркелл Попель 1882–1889

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. о., выходцы из дворянства и высшей аристократии составляли на протяжении XVI в. не менее 1/5 братии монастыря и занимали ключевые посты в его управлении. Среди соборных старцев ведущую роль играли представители семей вотчинников среднего достатка из Волоцкого и соседних уездов. В XVI веке это были Ленковы (Герасим, Тихон, Феогност), Полевы (Нил, Серапион, Симеон, Филофей, Герман), Ступишины (Алексий, Трифон), Коровины-Кутузовы (Иоасаф, Вассиан, Пафнутий), Мечёвы (Иов, Макарий), Толбузин (Леонид), Плещеевы (Арсений, Феодосий), Ржевские (Арсений, Макарий, Тихон, Феодорит), Пушкины (Вассиан, Феодосий), Ельчаниновы (Герман), Садыковы (Пимен), Ростопчины (Зосима, Макарий) . Иосифлянство как направление общественной мысли В качестве черт, характерных для позиции иосифлян, исследователи указывают: отстаивание церковного землевладения, мнение о необходимости смертной казни в отношении нераскаявшихся еретиков, представление о Божественной природе царской власти. По двум первым пунктам шла полемика между иосифлянами и нестяжателями . В историографии оформилось две точки зрения на начало этой полемики. Н. А. Казакова, Ю. К. Бегунов, Н. В. Синицына относят начало полемики к спору между основателями иосифлянства и нестяжательства - преподобными Иосифом Волоцким и Нилом Сорским на Соборе 1503 года , а ее главной темой считают вопрос о праве монастырей владеть селами. По мнению, разделяемому Я. С. Лурье, Зиминым, Г. Н. Моисеевой и И. В. Курукиным, полемика началась не ранее 1508 года в связи с вопросом о казнях еретиков (см. Жидовствующие ). Д. Островский и А. И. Плигузов считают, что письменная полемика была открыта не ранее 1511 - 1512 гг. князем-иноком Вассианом (Патрикеевым) , а спор о монастырских землях начался не ранее 1517 года. Вопрос о церковном землевладении Первым пунктом разногласий между иосифлянами и нестяжателями стал вопрос об отношении к тому, что " святители и монастыри земли держат " . Нестяжатели поддержали вел. кн. Иоанна III в стремлении ликвидировать или существенно ограничить церковное землевладение, а иосифляне стремились обосновать необходимость наличия сел у церковных корпораций.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

870 Государственный архив России XVI столетия. Опыт реконструкции/Подготовка текста и комментарии А. А. Зимина. М., 1978. Ч. 3, с. 498. 876 Епископ Дмитровский Леонид. Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова монастьыря, конца XVI века, о дачах в него для поминовения по умершим//ЧОИДР. 1863. Кн. 4: Смесь, с. 2; Титов А. А. Суздальская иерархия... с. 56. Следует отметить, что настоятель Симонова монастыря архимандрит Алексий (Ступишин; 1550–1555) в отличие от своего брата-иерарха был погребен в Волоколамском монастыре ( Епископ Дмитровский Леонид. Выписка из «Обихода»... с. 6). Здесь же был погребен их отец-инок Вассиан Ступишин (Там же с. 8). В Волоколамском монастыре подвизалось еще два Ступишина – старец Феодорит (см.: КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности, с. 26) и Иоасаф (Там же с. 39). 877 Das Speisungsbuch von Volokolamsk... S. 35. Об этом же говорится и в другом месте Кормовой книги Волоколамского монастыря. 20 января корм был «по иноке Антониде Ступишине по Трифонове матери, а дачи по Антонине сын ее, владыка Трифон, дал по всех роде своем 500 рублев и по себе» (Там же, S. 109). 879 Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина: Указатель. Т. 1. Вып. 2. М., 1986, с. 145. 885 Возможно, что при крещении он был назван в честь Антония Великого , поскольку в день его памяти 17 января в Кирилло-Белозерском монастыре творился корм братии по архиепископе Афанасии (Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря//Записки Отделения русской и славянской археологии. Т. 1. Источники русской археологии. СПб., 1851, с. 67). 886 В 1549 году царь Иоанн Грозный подтвердил при нем грамоту Uoahha III , освобождавшую монастырь от суда наместников и волостелей (ААЭ. Т. 1, с. 94–95). Другие царские жалованные грамоты см.: Описание документов XIV–XVII вв. в копийных книгах Кирилло-Белозерского монастыря в отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки. СПб., 1994, с. 142. 832; с. 176. 1037; с. 178. 1047; РИБ. Т. 32: Архив П. М. Строева. Т. 1. Пг., 1915, стб. 271–273. 157; стб. 273. 158; стб. 287. 165; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. СПб., 1998, с. 199.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

общества (6% - из высшей аристократии, 16% - из мелких вотчинников), 9% насельников были из слуг мон-ря, по 4% монахов являлись выходцами из духовенства и крестьян, 2% до пострига принадлежали к торговому сословию, социальное положение 59% монахов неясно ( Dykstra. 2006. P. 122-123). Т. о., выходцы из дворянства и высшей аристократии составляли на протяжении XVI в. не менее 1/5 братии мон-ря и занимали ключевые посты в его управлении. Среди соборных старцев ведущую роль играли представители семей вотчинников среднего достатка из Волоцкого и соседних уездов. В XVI в. это были Ленковы (Герасим, Тихон, Феогност), Полевы (Нил, Серапион, Симеон, Филофей, Герман), Ступишины (Алексий, Трифон), Коровины-Кутузовы (Иоасаф, Вассиан, Пафнутий), Мечёвы (Иов, Макарий), Толбузин (Леонид), Плещеевы (Арсений, Феодосий), Ржевские (Арсений, Макарий, Тихон, Феодорит), Пушкины (Вассиан, Феодосий), Ельчаниновы (Герман), Садыковы (Пимен), Ростопчины (Зосима, Макарий) ( Зимин. 1977. С. 153-163). Иосифлянство как направление общественной мысли В качестве черт, характерных для позиции И., исследователи указывают: отстаивание церковного землевладения, мнение о необходимости смертной казни в отношении нераскаявшихся еретиков, представление о Божественной природе царской власти. По 2 первым пунктам шла полемика между И. и нестяжателями. В историографии оформилось 2 т. зр. на начало этой полемики. Н. А. Казакова, Ю. К. Бегунов, Н. В. Синицына относят начало полемики к спору между основателями иосифлянства и нестяжательства - преподобными Иосифом Волоцким и Нилом Сорским на Соборе 1503 г., а ее главной темой считают вопрос о праве монастырей владеть селами. По мнению, разделяемому Я. С. Лурье , Зиминым, Г. Н. Моисеевой и И. В. Курукиным, полемика началась не ранее 1508 г. в связи с вопросом о казнях еретиков (см. Жидовствующие ). Д. Островский и А. И. Плигузов считают, что письменная полемика была открыта не ранее 1511-1512 гг. князем-иноком Вассианом (Патрикеевым) , а спор о монастырских землях начался не ранее 1517 г.

http://pravenc.ru/text/673717.html

112 Что св. Варсонофий держался правил св. Василия Великого , это достаточно доказывают два обстоятельства: 1) св. Варсонофий в монашество пострижен в Московском монастыре Андроникове; а Андроник, основатель монастыря сего имени, был ученик преподобного Сергия, игумена Радонежского. Потом он управлял монастырем Песношским, а Песношский монастырь основан св. Мефодием, тоже учеником преподобного Сергия. Преподобный же Сергий держал свой монастырь (см. его житие в Чет. Мин. 25 Сент.) на правилах общежития, каковые правила суть правила св. Василия Великого . Хотя отцом монашеского общежития называется преподобный Феодосий, общих житий начальник; но Феодосий только более осуществил и распространил употребление правил Великого Василия. «Феодосий бе», – говорит его житие, – «жития Василия Великого подражатель, писаний его богомудрых любитель». (См. Чет.Мин. Ианнуар. 11 день). 2) В библиотеке св. Варсонофия, во время его архимандритства в Казанском Спасо-Преображенском монастыре находились из аскетических книг наипаче следующие: Василий Кесарийский , Ефрем Сирин , без сомнения, с присоединением Дорофея, Исаака Сирина и Лествица. Смотр. Писцовые книги по городу Казани в 7074, 7075 и 7076 (то есть 1566, 1567 и 1568) годы. 117 Означенное время поставления св. Варсонофия в Песношского игумена несомненно усматривается из того, что апреля 28-го дня 7055 (1547) года он был Песношским игуменом; ибо в это время Царем Иоанном Васильевичем Грозным пожалована Варсонофию, как Песношскому игумену, с братией грамота на владение несколькими в разных местах селами и деревнями с их угодьями. (См. историч. и типографич. описание Песнош.монастыря. Москв. 1837 г. в Универс. типогр. в 8-ю долю, стр. 110–113). Но, чтобы между Песношскими игуменами св. Варсонофием и Трифоном Ступишиным, который в списке Песношских игуменов в означенном описании пропущен, но которому в 1542-м году дана митрополитом Макарием грамота о пошлинах с сельских церквей Песношского монастыря (смотр. Акты Археологич. Коммис. Том I, стр. 176), был кто-нибудь еще иной игумен, из истории не видно. Между тем известно что Трифон Ступишин в 1544-м году переведен архимандритом в Симонов монастырь (см. историч. описание Симонова монастыря изд. 1843 г. стр. 216 и Карамз. Т. IX, примеч. 93), а потом поставлен в епископа Суздальского 10 Марта 1549 года (Карамзин. Т. VIII, примеч. 246). Следовательно, св. Варсонофий именно в этом 1544 году и поставлен Песношским игуменом. В историческом и топографическом описании Николаевского монастыря полагается, что предшественником св. Варсонофия на Песноше был Гурий, бывший потом Смоленским Епископом; но это несправедливо, потому что Песношский игумен Гурий уже в 1542-м году был епископом Смоленским, как то видно из того, что он был в числе лиц, находившихся при поставлении митрополита Макария (см. Карамзин. Российс. Истор. Т. VIII, примеч. 120); а митрополит Макарий был поставлен 7050 (1542) года, Марта 19 дня. (см. Полн. Собран. Летоп. Том III, стр. 150).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

смутн. времени; осада Москвы); III, 175 (Трифон Ступишин постриженик Иосифа, игумена Полоцкого; добродетели его же ради был архим. на Симонове, и потом еписк. в Суздале, епископию же Суздал. остави за свою немощь, но царь понуди его быти в Полтеск архиепископом); V, 924, 380 (в 1691 г. архим. Гавриил Домецкий отослан на житье в Иверск. м-рь); VI, 174, 20 (грам. 1378 г. митроп. Киприана игумену Феодору с жалоб. на В. кн. Дмитрия Иванов.); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1869 г., т. II, вып. 1, матер. для археолог. словаря, 7 (архим. м-ря Вассиан, родной брат Иосифа Волоколам., с 1506 г. еписк. Ростов.). 431. Скорбященская , женская община, при селе Малой Пице, Нижегородской губ. и уезда, в 66 вер. к юго-юго-вост. от Нижнего, при рч. Апраксинке. Учреждена в 1884 г. из существовавшей здесь богадельни. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1884 г., 104, ст. 792; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1884 г., 257. 432. Скорбященский , женский, общежительный, в гор. Старобельске, Харьковской губ. Вместо существовавшей богадельни в 1862 г. учреждена женская община с укреплением за нею жертвуемого вдовою штабс-капитана Булич усадебного места с постройками, огородом и садом, находящегося в городе. Община в 1886 г. возведена на степень общежительного монастыря с таким числом монахинь, какое обитель по своим средствам в состоянии будет содержать. “Сенат. ведом.”, 1862 г., 83; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1887 г., 44, ст. 388; “Отчет Об. Прок. св. Синода за 1887 г.”, 167. 433. Слупский – Николаевский или Малого Николая , мужской, 2-го класса, в гор. Киеве, на Печерске, недалеко от военного собора и Печерской лавры. Учрежден при церкви св. Николая Слупа или Столпового в 1833 г. по случаю обращения Пустынно-Николаевского монастыря в военный собор. Церковь св. Николая, построенная быв. Киевским губернатором кн. Дм. Мих. Голицыным в 1713 г., имеет вид столпа; в ней находится икона св. Николая, древнего греческого письма, привлекающая к себе многих богомольцев. Ратшин, 125; “Свед. о существ. лаврах и монаст.”, 112; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 180; “Полн. собр. Закон.”, 1833 г., VIII, 6364; “Матер. для стат. России”, 1841 г., Отд. I, 18; “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 124; А. Муравьев, “Киев и его свят.”, 1864 г., 120; И. М., “Паломник Киев.”, 1849 г., 47; Н. Сементовский, “Киев, его свят., древн. и до-стопам.”, 1864 г., 120, 133; “Указат. святыни и священ. достопам. Киева”, 1867 г., 144; Проценко, “М-ри в России”, 31. 434. Смоленская , женская община, при селе Старых Костычах, Симбирской губ., Сызранского у., в 19 вер. к вост. от Сызрани, на правом берегу р. Волги. Учреждена св. Синодом в 1883 г. с целью ослабить раскол, существующий в уезде. “Собр. узакон. и расп. правит.”, 1884 г., 1, ст. 15; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1883 г. 313.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

М. Глинского, а в апреле 1562 году — за И. Д. Бельского 90 . Так русская иерархия печаловалась о впавших в государеву немилость. 31 декабря 1563 года скончался Митрополит Макарий, рукополагавший епископа Афанасия. 1 января 1564 года Владыка принимает участие в погребении святителя Макария 91 . Еще пока вдовствовала Первосвятительская кафедра, в Москве 9 февраля 1564 года проходил важный Собор, который принял решение о ношении новым Предстоятелем Русской Церкви белого клобука и скреплении грамот воском красного цвета 92 . 5 марта была совершена интронизация Митрополита Афанасия (1564–1566), среди участников которой был тезоименитый ему Суздальский и Тарусский владыка 93 . Вскоре после интронизации нового Предстоятеля, после тринадцати лет своего архиерейства, владыка Афанасий возвратился в Кирилло-Белозерский монастырь, где находился на покое. Поэтому в 1566 году, когда проходил земский Собор о продолжении Ливонской войны, среди иерархов уже назван епископ Суздальский и Тарусский Елевферий (1564–1567) 94 . Около двух лет Афанасий проживал на покое, не управляя Суздальскою епархиею. За это время произошли немалые события в жизни Церкви и государства. В стране началась опричнина, а Московским Митрополитом стал святитель Филипп. Новый Суздальский владыка Елевферий участвует 25 июля 1566 года в интронизации святителя Филиппа, причем летопись оговаривает, что “Полоцково архиепископа в то время в животе не стало” 95 . А 11 августа святителем Филиппом был призван к служению находившийся на покое и “поставлен бысть в архиепископы в Полтеск Суждальскои владыка Афонасеи Филипом Митрополитом всеа Русии и всем еже освященным Собором” 96 . Неназванный в летописи Полоцкий архиепископ, которого “в животе не стало”, это архиепископ Трифон (Ступишин). Таким образом, и на Полоцкой кафедре, как и на Суздальской, епископ Афанасий был его преемником и оба архиерея до Полоцка были на покое. С назначением на Полоцкую кафедру владыка Афанасий стал архиепископом. После присоединения в 1563 году Полоцка к Москве данная епархия по старшинству была поставлена после Новгородской, Казанской и Ростовской.

http://pravmir.ru/russkaya-ierarhiya-xvi...

Илия, епископ упоминается в 1120–1128 Косма, епископ рукоположен с 1143 упоминается до 1156 неизвестно Дионисий, епископ, свт. назначен Николай, епископ бывший епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский с 1184 или, возможно, до июля-августа 1183 неизвестно Владимир, епископ упоминается неизвестно Каллист I, епископ упоминается в начале XIII века неизвестно Алексий, епископ упоминается в 1231 первая пол. XIII века неизвестно Симеон, епископ, свт. упоминается с 1260 по 1271 епископ Тверской; 3.02.1289 Иаков, епископ упоминается неизвестно Григорий, епископ упоминается неизвестно Феодосий, архиепископ рукоположен с 1392 упоминается в 1406 и 1415 Фотий, архиепископ упоминается неизвестно Симеон, архиепископ упоминается с 1450 по 1456 неизвестно Полоцкая и Витебская Имена Сведения Каллист II, епископ упоминается в 1458, но уже в 1459 не упоминается неизвестно Симеон, архиепископ рукоположен с 1477 (1470) по 1481 митрополит Киевский и всея Руси Иона (Глезна), архиепископ рукоположен с 1482 до 1492 митрополит Киевский и всея Руси Лука, архиепископ управлял с 1488 (1490, 1492, 1495) до 1503 позже 1503 Евфимий (Окушкович Боский), архиепископ упоминается в 1504–1512 Симеон, архиепископ упоминается неизвестно Киприан, архиепископ упоминается в начале XVI века неизвестно Иосиф (Русин), архиепископ управлял с 1516 по 1523 митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Нафанаил, епископ упоминается с 1524 по 1533 Полоцкая, Витебская и Мстиславская Имена Сведения Мисаил, архиепископ рукоположен с 27.04.1534 неизвестно Симеон, архиепископ упоминается с 1534 до 1549 неизвестно Герман (Литавар-Хребтович), архиепископ упоминается Герасим (Корсак Глеб), епископ управлял с 28.03.1558 неизвестно Волович Григорий Маркович пан (не рукоположен), управлял, упоминается ранее октября 1562 до 22.10.1562 Арсений (Шишка), архиепископ рукоположен с 22.10.1562 по 15.02.1563 заточен в Спасо-Каменный монастырь; 1576 Полоцкая и Великолуцкая Под властью митрополитов Московских Имена Сведения Трифон (Ступишин), архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В истории русской иерархии XVI века были три наиболее выдающиеся архиерейские хиротонии. В 1515 году, после покорения Смоленска, был рукоположен епископ Иосиф (1515–1532). Затем, когда произошло дальнейшее расширение страны на запад, в Полоцк, в 1563 году был торжественно поставлен архиепископ Трифон (Ступишин). Несколько ранее, после покорения Казани, был рукоположен первый Казанский архиепископ – святитель Гурий (память 5 декабря). В длинном ряду иерархов, которых рукоположил митрополит Макарий, предстоятель Русской Церкви середины XVI века, первый Казанский архиепископ, впоследствии причисленный к лику святых, занимает совершенно особое место. В житии архиепископа Гурия, составленном казанским митрополитом Ермогеном (1589–1606), бывшим в Смутное для России время всероссийским Патриархом († 1612), говорится: «...родился и воспитан был в городе Радонеже...». 89 Родная земля святителя Гурия ранее была освящена стопами Преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Гурий, в миру Григорий, родился от бедных и малоизвестных бояр Руготиных. В юношеском возрасте Григорий отдан был на служение в дом князя Ивана Пенькова. Григорий был нрава кроткого и уступчивого; он любил часто ходить в храм Божий на молитву, молился и дома; внимательно охранял свое целомудрие, держал строгий пост; любил также подавать нищим милостыню и отличался прочими христианскими добродетелями. Своим благонравием и честностью Григорий приобрел любовь своего господина, и он поручил ему все управление своим домом. Но это возбудило зависть в сослуживцах Григория, и они оклеветали его перед князем в прелюбодеянии с его женою. Князь, поверив клеветникам, приказал убить Григория. Но сын князя, более осторожный и благоразумный, нежели отец его, упросил отца пощадить Григория и своим приговором не позорить своей семьи; узнав же, что все это клевета, он избавил Григория от смерти. Однако князь, побеждаемый злобою, посадил невинного Григория в глубокий ров. Два года провел в нем блаженный, томимый голодом, так как пища подавалась ему непригодная для человека: на три дня ему бросали по одному снопу овса и немного воды. Тяжело было положение невинного страдальца, но он укреплял себя примером древних мучеников и ободрял той мыслью, что темница избавила его от соблазнов и тревог мирских, что уединение доставило ему полную свободу готовиться к вечности. Святитель Ермоген сравнивал страдания Григория с подвигом тезоименитого ему святителя Григория Акрагантийского (VI-VII века; память 23 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010