И вот по этой лествице, подобно ангелам, восходят на небо святые; по этой лествице и нам, братие и сестры, некогда придется восходить... О, если бы это восхождение было благополучно! Что может препятствовать этому восхождению? – Грехи наши. Кто из нас может пройти беспрепятственно по этой лествице и не быть низверженным вниз? Надежда только на помощь и покровительство Пречистой Девы, Которая называется Надеждой ненадежных, Утешением скорбящих, Споручницею грешных... Будем к Ней взывать, Ей молиться, чтобы безопасно было для нас это восхождение, чтобы и нам со святыми достигнуть рая. Недаром Святая Церковь заповедует нам каждый вечер молиться Пресвятой Деве такою молитвою: «Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево, Богоневесто Владычице... Иже ненадежных едина надежда и боримых помоще, готовое заступление к Тебе прибегающих и всех христиан прибежище...» 338 Об обязанностях игумении (при посвящении игумении Агнесы) В Никитском монастыре, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона 27 июля 1913 года Господь Иисус Христос, Пастыреначальник, раздающий чины в Святой Церкви, удостоил ныне тебя, мать, столь высокой почести, какую только может иметь женщина в христианской Церкви. Он удостоил тебя чина игумении. Этот посох – символ твоей власти, твоего достоинства. Приими его от моей грешной руки, как от руки Самого Спасителя и Бога. Прими и помни, что с чином этим соединены не радости, а скорби. Взирай на него и знай, что тебе, как и всякому начальнику, предлежат, прежде всего, страдания. Враг нашего спасения не дремлет, он особенно ненавидит тех, которые облечены высоким положением, особенно изощряет стрелы на человека, стоящего на высоте правления, старается чинить вражду. Эти скорби весьма жгучи. Затем людская злоба и зависть не оставляют в покое человека правящего, стремясь очернить его клеветой. Словом, зависть, злоба и клевета не обойдут и тебя. Но, возлюбленная сестра, не забывай слов Господа: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ( Лк.6:26 ). А тем, которых гонят, Он обещал Царство Небесное (ср.: Мф.5:10 ). Помни, что Он говорил апостолам: Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется ( Ин.16:20 ). Ты слышала, как сегодня читали в Евангелии: Если бы вы были от мира, то мир бы любил свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир... Если Меня гнали, то будут гнать и вас ( Ин.15:19–20 ). Пусть эти слова будут тебе утешением и отрадой. В скорбные минуты взывай ко Господу: Боже, в помощь мою вонми. Господи, помози ми ( Пс.69:1 ; Мф.15:25 ). В отношении сестер будь благожелательна, ко всем относись с любовью, пусть сестры приходят к тебе и с горем, и с радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

И вот почему, конечно, я сразу почувствовал себя так легко и свободно у нашего дорогого собрата и, несмотря на то, что наш продолжительный разговор не касался строго церковных вопросов, а переходил с литературы на общественные вопросы, от них на художественные, тем не менее чувствовалось, что мы стоим на одной почве, освещая вопросы с точки одного мировоззрения, и твердо верю, что лишь с высоты подобного миросозерцания и возможна правильная и беспристрастная оценка всего совершающегося среди нас. Только человек-христианин, не чуждаясь жизни людей, умеет и способен во всем находить искру божественного огня и, признавая и почитая ее как таковую, не делать себе кумиров и идолов. И куда бы он ни обратил свой взор, на неодушевленную ли природу, на человека ли, на произведение ли художественного гения, он везде видит отображение Божества. В природе видит он божественную красоту ее Создателя, в литературных произведениях, в человеке он видит заложенное Богом стремление к счастью и неудачные попытки найти это счастье на земле и в земном. Он с полной ясностью видит, как с отчаянием гонится бедный человек за этим эфемерным счастьем и как, увы, крепкими цепями привязанный к земле, он плачет и тоскует о потерянном рае. Словом сказать, отдавая должное всему прекрасному, христианин не забывает, что за этой землей, за этим небом, есть новая земля, есть новое небо, где живет правда Божия и гражданами которых должны сделаться все верующие. Вот почему, с искренним сердцем приветствуя вас, в то же время скорблю о каком-то болезненном ослеплении нашего образованного общества и приглашаю всех пожелать, чтобы оно снова возвратилось на родную почву. В чем счастье? 468 Счастье – в молодости, простоте, богатстве, – говорит один; счастье – в славе, почете людском, – говорит другой; счастье – в научных или художественных трудах и открытиях, – говорит третий. Действительно ли в этом счастье? Видал каждый из нас и богатых, и славных, и молодых, и красивых, и ученых, но кто из нас видал счастливого человека? «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме... Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа, – говорит Премудрый в Святой Библии ... – И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме... Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселия... И оглянулся я на все дела мои... и вот, все – суета и томление духа» ( Еккл.1:12–14;2:9–11 ). Нет, не счастье, а томление духа, недовольство собой и окружающим, тоска, уныние, отчаяние – вот, кажется, удел нам на земле!

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

И какой любовью в это время звучал его голос! И с раннего утра до поздней ночи открыты были двери его кельи, кроме времени богослужения, которое он посещал неопустительно, неся тяжелую череду священнослужения, как всякий обыкновенный иеромонах. В последние годы своей жизни он особенно любил беседовать со мной об основанной им женской обители на Выксе. Несколько раз, по его приглашению, я посещал эту обитель; и надо было видеть, какой трогательной любовью встречали его сестры, каким благоговейным вниманием окружали они своего «кормильчика» (так привыкли они его называть), потому что поистине он для них был кормильцем и духовным и телесным. Вместе с ним бедные сестры потеряли многое на земле! Верим и будем утешать себя тем, что он помолится за них в Царствии Небесном! Он умер, как и жил, – на службе Богу и ближнему. Совершив Таинство Исповеди над начальницей Дома призрения, он, в поручах и епитрахили, склонился до земли перед Престолом Божиим в алтаре и уже более не встал. Так умирает воин на поле брани с оружием в руках. Его давно предостерегали от переутомления и советовали отдохнуть, но он всегда отвечал: «Пока живешь, надо приносить пользу людям». «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – говорит Господь ( Ин.15:13 ). Закончилась жизнь, полная страданий, труда, никому неведомой борьбы с самим собой. Претерпевший же до конца, спасется» ( Мф. 10:22 ). Покойный батюшка о. Амвросий сказал одному монаху, изнемогавшему в душевных страданиях, на его восклицания: «Батюшка, да когда же наконец успокоишься?» – «Тогда успокоимся мы, когда над нами пропоют: со святыми упокой». Верим, что и батюшка о. Варнава успокоился ныне от дел своих. «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; да, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих» ( Апок.14:13 ). Прощаясь с ним, я дерзнул поднять монашеское покрывало и вглядеться в его лицо. Оно было вовсе не тронуто тлением и дивно хорошо! Такое выражение бывает у маленького невинного ребенка, который среди игры внезапно засыпает. Лицо принимает при этом выражение какого-то ангельского спокойствия и чистоты; такое же выражение лица было и у почившего старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Ибо Я хочу, чтобы познала ты еще глубже Меня в немощах твоих телесных, и не роптала бы за сие ниспосылаемое тебе испытание, и чтобы ты не старалась проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, а безропотно и покорно преклонила бы главу твою под благость Мою о тебе. Мечтала ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо этого сама слегла на одр болезни и немощи – от Меня это было. Ибо тогда ты была бы погружена в дела свои, и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и урокам Моим, чтобы ты была на службе у Меня. Я хочу научить тебя сознавать, что ты – ничто без Меня. Некоторые из лучших сынов Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием непрестанной молитвы. Призвана ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение, полагаясь на Меня, Я вверяю тебе эти трудности, и за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех путях твоих, во всем Руководителем и Наставником твоим будет Господь твой. В сей день в руки твои, дитя Мое, дал Я этот сосуд освященного елея, пользуйся им свободно. Помни всегда, что каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и осуждение, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады, разочарования, каждое откровение немощи и неспособности твоей будет помазано этим елеем – от Меня это было. Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день – от Меня это было. Храни их, знай и помни – всегда, где бы ты ни была, – что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, – все от Меня это было. Митрополит Трифон (Туркестанов) Акафист благодарственный «Слава Богу за всё» Кондак 1 Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой силою спасительного Промысла Твоего, благодарим Тя за все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за земную жизнь и за небесные радости Царства Твоего будущего. Простирай нам и впредь Твои милости, поющим:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из этого вы видите, дорогие братие, каких дел требует Господь от нас. Он требует примирения с тем человеком, который прегрешил против нас, с которым мы находимся в ссоре и во вражде. И мы должны не только сами примириться с ним, но и его примирить с собой. Это есть своего рода подвиг, и говорить нечего. А если наше самолюбие, и наша гордость еще мешают этому, то это очень и очень трудно. Но представьте себе, если бы нас об этом просило какое-нибудь уважаемое лицо, например, наш царь. Неужели ради него мы не примирились бы с нашим врагом? Или если бы мы были присуждены на казнь и нам поставили бы условием примириться с нашим врагом – то, уверен, редкий не примирился бы с ним и не пал бы к его ногам и не просил бы со слезами простить его. Так бывает в этой жизни. Но здесь просит нас Царь Небесный, здесь мы являемся преступниками не земными, а вечными преступниками – из-за наших грехов, за которые нам грозит вечная гибель. Неужели мы так мало чтим и любим нашего Царя Небесного? Неужели так мало внимания обращаем мы на будущую жизнь?.. Вот ради этого мы должны примириться с нашими врагами. Но, скажут, зачем я пойду? Лучше я с ним примирюсь в своем сердце! – Зачем? Да затем, что тебя просит об этом Сам Господь Бог . А Он разве хуже тебя знает, что необходимо для твоего спасения? Он прямо говорит: Пойди... примирись с братом твоим. В самом деле, если ты искренно простишь его в своем сердце, то один ты и получишь пользу – а он останется неисцеленным. Но ведь и его душа так же, как и твоя, дорога Господу Богу. Но скажут, может быть, он откажется простить меня, и мне тогда будет очень стыдно. Да, может быть, тебе будет мучительно стыдно, но в том-то и заслуга, что ты ради прощения своих грехов и предпринял этот подвиг. А затем, думается мне, если кто и посмеется, то таких, может быть, найдется немного, большинство же тронется твоим раскаянием и смягчится сердцем, и будет спасено для вечной жизни. А если мы, не примирившись, со злобою в сердце, приступим к Таинству Исповеди, то сколько бы священник ни говорил: «Разрешаю, прощаю...» – но тебе на том свете не будет прощения. Говорю это «именем Господа Бога»!

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Имейте в виду: такой веры, какая была у разбойника, не было даже у самих апостолов. Ведь легко исповедовать было Христа Спасителя в то время, когда Он находился в славе, когда Он творил великие чудеса. Если бы разбойник видел Его воскрешающим Лазаря, то нетрудно было бы ему воскликнуть с апостолом Фомою: Господь мой и Бог мой! ( Ин.20:28 ). Конечно, легко было бы исповедать Господа, видя Его преобразующимся на Фаворе, во славе, видя, как сходили к Нему с неба пророки древности – Илия и Моисей. Легко было бы ему вместе с апостолом Петром воскликнуть: Господи! добро есть нам здесь быть: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Мф.17:4 ; Мк.9:5 ; Лк.9:33 ). Если бы он слышал, по крайней мере, Его проповедующим и дивился словам благодати, исходившим из уст Его ( Лк.4:22 ), то, может быть, он сказал бы Ему вместе с апостолом Петром: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин.6:68–69 ). Но что видел разбойник в Нем на Кресте? Он видел в Нем только раны и льющуюся из них кровь! Что он слышал? Он слышал только хулы и издевательства над Страждущим. И в Этом Поруганном не только людьми, но даже учениками Оставленном, даже самим небом Забытом, он исповедует Бога, он исповедует Творца мира и Владыку рая. Распятый Спаситель отличался от этих двух разбойников только колючим терновым венцом – и, однако, он исповедует Его Сыном Божиим! Поистине, как велика должна была быть вера, чтобы не ослепнуть среди всеобщей тьмы, чтобы не увлечься бурным потоком всеобщего мнения, чтобы не соблазниться от всякого рода соблазнов и вознестись над всеми соблазнами? И вот этот разбойник возносится! Иисус Христос на Кресте – для него Тот же, как если бы он видел Его на Престоле славы. Поэтому если о капернаумском сотнике сказано, что веры, его подобной, не было в целом Израиле (см.: Мф.8:10 ; Лк.7:9 ), то о разбойнике поистине должно сказать, что его веры нельзя было отыскать в целом мире. Но, заметьте, в разбойнике мы, кроме веры чрезвычайной, видим еще пример любви к ближним – любви, которая заставила его, забыв собственные муки, позаботиться о своем несчастном собрате. Вот он видит своего колеблющегося товарища, который издевается над Христом, и у него является желание спасти его. Может быть, он был ранее соблазнен на преступление этим товарищем – но он все забывает. Он обращается к нему со следующими трогательными словами проповеди: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал, – и, прервав ее, слабеющими устами обращается к Спасителю с молитвою: Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем! ( Лк.23:40–42 ), – как бы желая показать своему собрату не одними словами, а и примером своим, что он должен сделать для того, чтобы спасти свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Имейте в виду, такой веры, какая была у разбойника, не было даже у самих апостолов. Ведь легко исповедовать было Христа Спасителя в то время, когда Он находился в славе, когда Он творил великие чудеса, если бы разбойник видел Его воскрешающим Лазаря, то нетрудно было бы ему воскликнуть с апостолом Фомою: «Ты Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). Конечно, легко было бы исповедовать Господа, видя Его преобразующимся на Фаворе, во славе, видя, как сходили к Нему с неба пророки древности – Илия и Моисей; легко было бы ему вместе с апостолом Петром воскликнуть: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи:Тебе одну, и Моисею одну и одну Илии. Ты – Христос, Сын Бога живого.» ( Мф.17:4, 16:16 ). Если бы он слышал, по крайней мере, его проповедующим, слышал бы потоки благодати, льющиеся из уст Его, то, может быть, он сказал бы Ему вместе с апостолом Петром: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни.» ( Ин.6:68 ). Но что видел разбойник в Нем на кресте? Он видел в Нем только раны и льющуюся из них кровь!.. Что он слышал? Он слышал только хулы и издевательства над Страждущим... И в Этом Поруганном не только людьми, но даже учениками Оставленном, даже самим Небом Забытом, он исповедует Бога, он исповедует Творца мира и Владыку рая. Распятый Спаситель отличался от этих двух разбойников только колючим терновым венцом – и, однако, он исповедует его Сыном Божиим! Поистине, как велика должна была быть вера, чтобы не ослепнуть среди всеобщей тьмы, чтобы не увлечься бурным потоком всеобщего мнения, чтобы не соблазниться от всякого рода соблазнов и вознестись над всеми соблазнами. И вот этот разбойник возносится!.. Иисус Христос на кресте – для него то же, как если бы он видел Его на Престоле Славы. Поэтому если о капернаумском сотнике сказано, что веры, его подобной, не было в целом Израиле, то о разбойнике поистине должно сказать, что его веры нельзя было отыскать в целом мире. Но заметьте, в разбойнике мы кроме веры чрезвычайной видим еще пример любви к ближним, любви, которая заставила его, забыв собственные муки, позаботиться о своем несчастном собрате. Вот он видит своего колеблющегося товарища, который издевается над Христом, и у него является желание спасти его, может быть, он был ранее соблазнен на преступление этим товарищем, но он все забывает: он обращается к нему со следующими трогательными словами проповеди: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли: а Он ничего худого не сделал» ( Лк.23:40–41 ). И, прервав ее, слабеющими устами обращается к Спасителю с молитвою: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царство Твое!» как бы желая показать своему собрату не одними словами, а и примером своим то, что он должен сделать для того, чтобы спасти свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Итак, полное отречение от земной жизни – удел немногих. «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» ( 1Кор. 15:41 ). Но в то же время нельзя смешивать реальное и идеальное, данное и заданное и видеть в земном мире неискаженную, первозданную красоту. Оптинский старец Варсонофий, близкий друг митрополита Трифона, в одной из бесед с духовными детьми очень образно показал разницу между миром до и после грехопадения. Он сравнил окружающий нас мир с прекрасной статуей, расколотой на множество кусков. И хотя по отдельным кускам можно судить о первоначальной красоте творения, но все же она не дана нам в повседневном опыте. И никакие богословские ухищрения, никакое жонглирование цитатами из отцов Церкви не помогут затушевать того факта, что статуя все-таки разбита. В приведенных нами отрывках христианские истины изложены предельно кратко, без претензии покорить горделивый разум безбожника. Размышляя над ними, можно сказать, что христианское учение представляет собой стройную систему, опирающуюся на ряд аксиом, таких, как творение мира Богом, грехопадение, искупление, воскресение из мертвых для вечной жизни. Сами аксиомы, как известно, не доказываются, а принимаются на веру 16 . Митрополит Трифон был глубоко убежден, что в человеческой душе всегда живет, хотя подчас и скрыто, подсознательно, потребность в Богообщении: «Нет! Никогда душа человеческая не удовлетворится земным и тленным, она всегда будет искать небесных радостей, и стоит только отнять веру у человека, и тогда человек теряет последнюю радость в жизни и делается глубоко несчастным». Он вслед за Блаженным Августином мог сказать: «Ты создал нас для Себя, Боже, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Отсюда и его взгляд на неверие и маловерие не как на заблуждение разума, а как на болезненное, греховное состояние души. «В самом деле, в чем выражается эта болезнь? Поставим ее диагноз. Она выражается в том, что все духовное делается невыносимо противным: противно чтение Священного Писания, противны духовные размышления, отталкивает нас от молитвы, от Церкви, – одним словом, через (...) Это полностью соответствует учению Церкви: «Кто учит иному и не следует духовным словам Господа нашего Иисуса Христа, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям...» ( 1Тим. 6:3–4 ). Или по новому переводу: ...заражен болезнью к спорам и словопрениям. Мы стараемся избавиться от всего того, что рекомендуется для нашего спасения».

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Иудеи названы также сидящими в тени смертной – то есть смерть представляется как бы дающей тень длинную и мрачную, смерть, конечно, здесь разумеется духовная, то есть когда человек грешит и не хочет каяться или если он не знает Бога – он как бы мертв, а оживет он тогда, когда познает Бога. Таковы были тогдашние иудеи – и к ним взывал Спаситель: покайтесь. Проходили целые столетия – и вот мы теперь гораздо счастливее иудеев: они не знали Бога, а мы уже младенцами познаем Его, принимаем святое крещение, омывающее нас от всякой скверны, телесной и душевной, мы слышим с самых ранних лет слово Божие, посещаем храмы Божии, сподобляемся соединения с Самим Господом Богом чрез принятие Его святого Тела и Крови, имеем многих руководителей, заступников и молитвенников за нас – в святых мучениках, праведниках, преподобных, имеем пастырей и учителей, наставляющих нас на всякую истину, – кажется, нам ли не иметь жизни духовной, нам ли не сиять Светом Христовым, – а между тем, увы, сколь многие из нас находятся в тени и сени смертной – увы, взывает слово Спасителя: Покайтесь и веруйте в Евангелие! И Святая Церковь непрестанно призывает нас к покаянию – в Таинстве отпущения грехов наших священниками, прежде всего в постах, когда все богослужения, все молитвенные песнопения возбуждают нас к покаянию. Покаяние отверзи ми двери... И Господь сейчас готов подать руку помощи истинно кающемуся. Будешь подражать Христу, будешь непрестанно взывать ко Господу – Ты видишь, Господи, наши слезы и струпы греховные, но и веру нашу, и покаяние наше видишь и воздыхания наши слышишь. Помилуй нас, Господи, помилуй нас. Аминь. 1892 г. Духовная академия. (В чем счастье?) Счастье – в молодости, красоте, богатстве, – говорит один; счастье – в славе, почете людском, – говорит другой; счастье – в научных или художественных трудах и открытиях, – говорит третий. Действительно ли в этом счастье? Видал каждый из нас и богатых, и славных, и молодых, и красивых, и ученых, но кто из нас видал счастливого человека? «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа», говорит премудрый в Святой Библии ( Еккл.1:12, 14 ). «Сделался я великим и богатым, больше всех бывших прежде меня в Иерусалиме. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья. И оглянулся я на все дела мои, и вот все – суета и томление духа» ( Еккл.2:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Когда духовно воспитаем себя, в душе нашей мы найдем потерянный нами рай, – а рай этот есть любовь... Но вот мы воспитали в себе духовного человека, искоренили страсти все, нашли потерянный рай – и Сам Господь поселяется в сердце нашем, по слову Своему Святому: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему и обитель у Него сотворим» ( Ин.14:23 ). И когда поселятся в нас, мы достигли, по слову святого апостола, меру полного возраста Христова. А когда Господь с нами, то чего нам более желать. Христос, Свет Истинный, просвещая и освящая всякого человека, грядущего в мир, – направит стопы наши к деланию заповедей. Аминь. ПРОЩАЛЬНОЕ СЛОВО К СЕСТРАМ ВЫКСУНСКОГО ИВЕРСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ Когда я подъезжал к вашей обители и увидел сонм инокинь, вышедших к нам навстречу, то мне невольно слышались слова царя-пророка: «За нею ведутся к тебе девы, подруги ея... введутся во храм царев» ( Пс.44:15 ). Действительно, это пророчество сбылось! В самом деле, какими ликами святых девственниц украсилась Святая Церковь от дней апостольских и доныне: сколько чистых вдовиц и стариц взяты уже в Небесный чертог Христа Господа вслед Приснодевственной Его Матери, сколько подвизавшихся и подвизающихся войти в этот пренебесный чертог многообразными путями жизни человеческой. Один из этих путей и самый прямой и верный – путь иноческий, этим путем тщитесь вы, сестры инокини, достигнуть Царства Небесного. И вы достигнете, несомненно достигнете, этого вечного чертога славы, если будете идти вслед Пресвятой Матери вашей, ведь Ей посвящена ваша святая обитель, ведь Ее вы имеете своей Помощницей и Заступницей. Само собою разумеется, что идти вслед Пресвятой Девы – значит подражать не только некоторым внешним действиям Ее, а усвоить себе самый дух Ее добродетелей и совершенств, ибо «Вся слава дщери царя внутри» ( Пс.44:14 ), как говорит пророк Божий. То есть усвоить себе Ее живую и крепкую веру слову Господню, Ее пламенную любовь к Богу и ближним своим, Ее всесовершенную преданность воле Божией, Ее глубочайшие смирение и кротость, Ее неисповедимое терпение и послушание слову Господню даже до смерти, но до этой высоты совершенства духовного нужно восходить, возлюбленные, путем долгого воспитания, как и Сама Пресвятая Дева восходила путем немаловременного воспитания при храме Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010