По окончании речи митрополита вновь рукоположенный святитель Трифон стал благословлять многочисленных богомольцев, наполнявших собор. В числе других я удостоился принять его святительское благословение. В храме при хиротонии находилось немало лиц высшего общества (из того общества вышел и Преосвященный Трифон), профессоров Духовной академии, преподавателей семинарии, студентов Духовной академии и воспитанников семинарии. На исходе первого часа дня окончилось это редкое духовное торжество, собравшее такое множество народа, что не только собор, но и вся обширная площадь в Кремле за решеткой была переполнена народом. Преосвященный Трифон при колокольном звоне отбыл из Кремля в Богоявленский монастырь. Сия древняя обитель торжественно встретила своего вновь назначенного настоятеля. Во святых вратах Преосвященный Трифон был встречен о. наместником обители с животворящим крестом, со святыми иконами, хоругвями и всею братиею. Преосвященный Трифон, приложившись ко кресту, последовал в соборный храм и после краткого молитвословия с многолетием со своим обычным ораторским красноречием произнес, обращаясь к братии обители, глубокопрочувственное Слово. Благословив братию и многочисленных богомольцев, наполнявших обширный храм Богоявленского монастыря (на Никольской ул. – Ред.), Преосвященный Трифон удалился в настоятельские кельи...». Добавим к этому описанию выдержку из письма митрополиту Трифону Анны Головиной, ранее духовной дочери протоиерея о. Валентина Амфитеатрова , известного своими духовными дарами. В этом письме сообщаются слова о. Валентина, сказанные в день хиротонии Владыки. «Уважаемый старец с кафедры Архангельского собора, вознося молитву о Вас, сказал: «В этот час совершается хиротония князя Туркестанова, сына моей духовной дочери княгини Варвары Александровны Туркестановой. Возблагодарим Господа, что к нам с неба спала еще одна светлая звездочка, которая будет светить не только нам, но и всему миру». Эти слова, как эхо, слышатся в моих ушах и до сего времени, несмотря на то, что это было сказано 20 лет тому назад» (письмо датировано 1 июля 1921 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Во время чтения Апостола Преосвященный Трифон сидел на горнем месте рядом с Владыкой митрополитом. Во время великого выхода своим прекрасным звучным голосом поминал Святейший Синод, правительствующий Синклит, военачальников, градоначальников и всех православных христиан. После великого выхода вновь рукоположенный епископ Трифон посвятил в сан священника кандидата Духовной академии Стеблева. Литургия окончилась. Преосвященный Трифон, разоблачившись, подошел к Владыке митрополиту, который и возложил на него: архиерейскую рясу, панагию, мантию с источниками, клобук, а также вручил и четки. По окончании сего Владыка митрополит с Преосвященными епископами Полиевктом, Парфением, Нестором, Арсением и Нафанаилом, – все они были в мантиях и с посохами, – вышли из алтаря на средину собора, туда же вышел в святительской мантии Преосвященный Трифон в сопровождении оо. протопресвитера и протодиакона и стал у архиерейского амвона. Высокопреосвященный митрополит Владимир, вручая посох вновь рукоположенному святителю Трифону, обратился к нему с прочувствованным словом, в котором он уделил большое внимание духовной атмосфере того времени и трудностям епископского служения: – ...Есть, действительно, в этом служении нечто такое, что может встревожить и самую неробкую душу. Правда, ты идешь на проповедь Евангелия не в языческий город, как апостол Павел, но в город христианский, издревле известный своим благочестием, но при настоящем брожении умов и религиозном разномыслии мало ли в христианстве людей, мыслящих не по-христиански, людей, которые премудрость Божию, в тайне сокровенную, почитают за глупость и безумие. И кто не знает, какое тяжелое, какое смутное время переживает сейчас наша Церковь ! Никогда на ниве Христовой не было столько плевел, как ныне. Никогда враг человеческого спасения – диавол – не употреблял столько усилий к разрушению Царства Божия на земле, как теперь. Никогда враги Церкви не ополчались на нее с таким ожесточением, как сейчас. Ратуя против нее опаснейшим из оружий, оружием развитой мысли и соответственного ей слова, они по всем направлениям изрыли область христианской веры, не оставив нетронутою ни одной из ее истин.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

На другой день, в воскресенье, служил в Успенском соборе. Испы­тывал великое духовное наслаждение, как от сознания значения этого первого всероссийского собора, от присутствия здесь всероссийских святынь, от гробниц патриархов, так и от художественного пения синодального хора. После обедни заезжал с визитом к прокурору синодальной конторы князю А.А. Ширинскому 63 , а от него – к преосвященному Трифону, мать которого, старушка княгиня Туркестанова 64 , чтит меня. Здесь выпил чай, затем на обед поехал с братом, доктором в Ярославле 65 (который совершенно неожиданно прибыл в Москву с больным офицером), к преосвященному Парфению. В семь часов вечера отправился в Императорский лицей Цесаревича Николая к уважаемым мною графам Камаровским 66 . В лицее в это время шла генеральная репетиция к гоголевским/празднествам 21-го февра­ля, которые будут происходить в лицее 19-го февраля в присутствии Великого князя 67 . Графини и дочери старшей не было: они уехали в Петербург. Был граф, сын его Сергей и младшая дочь Мария (Муся) 68 . С удовольствием провел я здесь два часа. Граф, состоящий и профессором Московского университета, ужасы рассказывал о безобразиях студенческих 9-го февраля, как они раз­грабили квартиру лаборанта, или что-то вроде этого, Чистякова 69 , как там (после слова «там» сверху над строкой автором вписано: «в актовом зале [универ­ситета]» – прим. электронной редакции) найдены финские ножи, револьверы. Очевидно, готовилось что- то грандиозное; ожидались, по предположениям студентов, рабочие. Но не вышло ничего, и всех их забрали в манеж; а затем по приказу министра они выключены из университета 70 . Бог знает что делается в университетах. Они являются очагом всяких безобразий, [студенты] не учатся, а только бунтуют. И чем больше делают им уступок, тем дальше идут их требования. Уж, кажется, полную свободу дали им, – только молчи, и даже не учись. Нет: давай им теперь политическую свободу, и не только им, а и всем, – хотя кто их уполномочивал на это. Министр просвещения Ванновский, заявивший себя излишней гуманностью, теперь, кажется, изменяет свою политику. Поэтому, говорят, он иполучил анонимное письмо с того света от предшественника его Боголепова, который пишет, что ему там хорошо и надеется на скорое свидание. Это, конечно, намек на предполагаемое убийство 71 . Вообще, большая теперь смута в умах. Была речь и о конкорд-манифестации 19-го февраля. Если она удастся благополучно, это будет большой шаг для успокоения общественного мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Ее звали Анисья, а в монашестве она получила имя Анна. После пострижения она продолжала ходить на службы Владыки и часто причащалась. Каждый раз перед причащением Владыка громко говорил: «Причащается раба Божия Анисья». Те, кто знал о постриге, не раз напоминал ему: «Владыка, она теперь не Анисья, а Анна». Он ничего не отвечал, но продолжал называть ее Анисьей. Когда же она умерла, ее отпевали как Анисью (потому что дочь, работавшая телеграфисткой, не хотела, чтобы знали о ее постриге). Чтобы лучше охарактеризовать чувства, которые питала к Владыке его паства, приведем отрывок из речи его духовной дочери, воспитанницы Скорбященского монастыря Марии Морозовой. Эта речь была произнесена на квартире у Владыки 29 ноября 1920 года в день его рождения, после всенощной, которую он отслужил дома. Слушая речь, Владыка растрогался и заплакал. «...От души благодарим Вас за Ваше теплое и сердечное внимание к нам, Вашим духовным детям, которым Вы даете возможность обращаться к Вам с обуревающими нас невзгодами и скорбями и получать чрез то духовное утешение и радость. Как отдыхают тогда наши скорбные души под Вашим приветливым кровом. Как часто, приходя к Вам с тоскою, горем, а иногда и с отчаянием, от Вас уходили обрадованные, умиротворенные, утешенные Вашим благодатным словом, окрыленные надеждой на помощь Божию. Бессильны слова выразить также и ту радость и усладу, ту неземную тишину, которая сходит в душу нам, когда Ваши пламенные и смиренные мольбы возносятся, как фимиам кадильный, к Престолу Всевышнего и за весь грешный мир. А Ваши живительные речи, будя нас от мелочей и забот будничной жизни и вознося до сознания всего более прекрасного и идеального, как врачуют они сокровенные муки сердца, подавая взамен отраду и веселье». Сохранилось следующее письмо Марии Морозовой Владыке Трифону: «Дорогой святитель! Я не могу больше таить в себе ту глубокую благодарность, которую я питаю к Вам за Вашу ласку и отеческое, нежное отношение ко мне. Это особенно дорого и ценно для меня, одинокой, живущей вне родного дома, предоставленной самой себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

 Ну, вот у нас вопрос. Я долго находил слушателей. И вот вы в эфире.  -Здравствуйте, батюшка, у меня столько чудес связано с этим именем и с кладбищем! Я коротко расскажу, хотя это очень долгая история. У меня отец болел, ну наш священник, отец Захарий помолился за мое тяжелое положение. И вот там, когда я подошла, помолилась- вдруг мне женщина говорит: там как чудо какое-то произошло. Вот там захоронен Алексей Мечев, я туда пошла и когда я увидела его фотографию, когда заходила в храм, который открылся еще до его прославления, там книги продавали с его фотографией. И я увидела этого человека и как-бы поняла, что я жила в доме 9, а это дом 5, то есть в доме 9 он встречался с Иоанном Кронштадтским. Вот представляете, такая связь необыкновенная. Я потом познакомилась с его внучкой Ириной, чтобы хотя бы доску памятную повесили. Потому что всем вешают, а вот таким святым, чтобы память была значимая- там ничего нет. Как будто это очень трудно сделать. А потом я пошла к отцу Трифону, тому архимандриту, который написал необыкновенный акафист, который всем надо прочитать…  -Спасибо вам за ваше свидетельство. Только упомянут последний подвижник не архимандрит, а митрополит Трифон Туркестанов. О нем мы не сегодня, но обязательно расскажем, тоже в связи с Немецким кладбищем. Ну, не совсем точно можно сказать, что это ему принадлежит акафист, но действительно это некое предание связывает его, и тоже, наверное, не случайно, с этим молитвенным текстом.  -А теперь два коротких рассказа. Совсем буквально по именам. Вот недалеко от отца Николая Голубцова есть могила протоиерея Николая Чепурина. Я когда сначала случайно на нее натолкнулся, очень обрадовался, потому что Николай Чепурин краткое время в 1946 году и до начала 1947 года был назначен ректором тогда новооткрытой, возобновленной Московской духовной Академии. Ну, и как всякому преподавателю академии, эта встреча была очень радостна. Некоторые вехи его биографии, которую я сейчас читаю, и, как кажется, через судьбу одного человека проходит некий путь нашей церкви в XX столетии. Годы жизни отца Николая Чепурина -1881-1947 . До революции он окончил Харьковскую Духовную семинарию. Учился в Киевском и Кембриджском университетах. В сане с 1903 года. Возможно, преподавал, имел отношение к Петроградскому богословскому институту в начале 20-х годов прошлого века. Был арестован в 1929 году. Получил восемь лет лагерей. Затем работал в ссылке в биологической лаборатории, в Ташкенте, до 1946 года. В 1946 году возвращается к священнослужению. Назначается настоятелем Пименовского храма, инспектором Московской духовной семинарии. А в октябре 1946 года ректором Московской духовной Академии. Умирает 7 февраля 1947 года.

http://radonezh.ru/text/o-tserkovnoy-mos...

Однажды одна дама после экскурсии обратилась с таким вопросом: " У вас тут представлены только первоиерархи и священники, а нам веру сохранили наши бабушки. Есть у вас истории, связанные с женщинами, пострадавшими за Христа? " Сейчас тема мучениц принята в работу, и мы ищем, как лучше ее оформить», — рассказывает Андрей. Другие посетители попросили сделать стенд, посвященный автору акафиста «Слава Богу за все» митрополиту Трифону (Туркестанову). «Это будет очень уместно, — согласен Андрей, — мит­рополит часто служил в Епархиальном доме. И сейчас думаем, как включить рассказ о нем в общую экспозицию». В музее есть интерактивный стол, на котором в одно касание можно найти любой документ или фотографию исторической личности, информацию о событии или общественно-церковном явлении в XX–XXI веке. И добавить туда сведения о митрополите Трифоне не составит большого труда. Интерактивный стол стоит в галерее, экспозиция которой посвящена восьми выда­ющимся участникам Поместного Собора. Это митрополит Владимир (Богоявленский), первым из иерархов принявший мученическую смерть, кандидаты на Патриарший престол митрополиты Антоний (Храповицкий) и Арсений (Стадницкий), священномученик митрополит Вениамин (Казанский), священномученики митрополиты Петр (Полянский) и Кирилл (Смирнов), митрополит-исповедник Агафангел (Преображенский) и Патриарх Сергий (Страгородский). Под фотографией каждого из них размещена подробная биографическая справка. «Из 27 кандидатов на патриаршую кафедру были выбраны три митрополита. По воспоминаниям современников, митрополит Антоний (Храповицкий) очень хотел стать Патриархом, митрополит Арсений (Стадницкий) очень не хотел, а святитель Тихон говорил: " Господи, да будет воля Твоя " », — делится интересными подробностями Михаил, когда мы останавливаемся у стенда, посвященного священномученику митрополиту Петру (Крутицкому). В завещании Патриарха Тихона митрополит Петр был ­третьим кандидатом на Патриарший престол после митрополитов Кирилла и Агафангела, которые на момент кончины святителя Тихона находились в ссылке.

http://e-vestnik.ru/reports/voskresshie_...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1 (14) марта Священномученик Петр Любимов Священномученик Петр родился 6 января 1867 года в селе Свитино Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Петровича Любимова. В 1882 году Петр окончил Перервинское духовное училище, в 1888 году – Московскую Духовную семинарию. До 1893 года Петр Павлович преподавал в Ваниловской церковноприходской школе в Бронницком уезде, а затем, до 1900 года, – в церковноприходской школе в селе Вертково того же уезда. В 1900 году Петр Павлович стал служить псаломщиком в храме святителя Николая в Плотниках на Арбате в Москве и 26 сентября 1903 года был рукоположен во священника и назначен настоятелем Успенской церкви в селе Кишкино Бронницкого уезда Московской губернии. С 1903-го по 1919 год отец Петр был законоучителем Кишкинского начального земского училища. В 1908 году он обратился к епископу Дмитровскому Трифону (Туркестанову) с просьбой разрешить постройку нового каменного храма, поскольку старый храм весьма обветшал. Усилиями священника и прихожан новый храм был вскоре отстроен и в 1912 году освящен. В 1920 году отец Петр был награжден наперсным крестом, а затем возведен в сан протоиерея и награжден митрой. В 1920-1930 годах власти неоднократно делали попытки закрыть храм в селе Кишкино, используя для этой цели налоги, которые они все более и более увеличивали, но священник старался выплачивать вовремя требуемые суммы. В 1936 году в соседнем селе Мартыновском был арестован священник Петр Кедров, и староста этого храма Надежда Петровна Аббакумова стала приглашать отца Петра Любимова служить к ним; с этого времени священнику пришлось окормлять два прихода. Протоиерей Петр Любимов и староста Надежда Аббакумова были арестованы 2 марта 1938 года и заключены в каширскую тюрьму. – Знаете ли вы гражданку Надежду Петровну Аббакумову? – спросил священника следователь. – Гражданку Аббакумову я знаю, – ответил он. – Какую вы имели с ней связь и в чем она выражалась? – По работе в церкви, так как она является церковной старостой. – Были ли у вас разговоры на квартире Аббакумовой о том, что скоро будет война? – Никаких разговоров о войне с Аббакумовой не было. – Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности? – Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю. 9 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Протоиерей Петр Любимов был расстрелян 14 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Март». Тверь. 2006. С. 9-12 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/288/petr/

Приложение. Свидетельства современников о митрополите Трифоне: речи, воспоминания, стихи, письма Послужной список Выписка из Состава Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и российской церковной иерархии на 1917 год Трифон, бывший епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, состоит настоятелем Воскресенского, Новым Иерусалимом именуемого ставропигиального монастыря. Награжден: орденом Св. Анны 2 ст. (1901 год); орденом Св. Владимира 3 ст. ( 1903 год); орденом Св. Анны 1 ст. (1907 год); орденом Св. Владимира 2 ст. (1912 год); Панагиею на Георгиевской ленте из кабинета Его Величества (1915 год); орденом Св. Александра Невского с мечами (1916 год). В 1889 году 31 декабря – пострижен в монашество. В 1890 году 6 января – рукоположен в иеромонахи. В 1895 году – по окончании Московской духовной академии назначен смотрителем Донского духовного училища. В 1896 году [в действительности – в 1897 году] – ректор Вифанской духовной семинарии. В 1897 году [в действительности – в 1899 году] – ректор Московской духовной семинарии. В 1901 году, 1 июля – хиротонисан во епископа Дмитровского, второго викария Московской епархии. В 1904 году 13 декабря – первый викарий. В 1916 году 2 июня – уволен на покой согласно прошению. Назначен управляющим ставропигиальным Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем. Слова и речи, обращенные к преосвященному Трифону Речь ректора Тифлисской семинарии архимандрита Николая (Зиорова) при пострижении в монашество князя Бориса Туркестанова 508 В церкви семинарии За всенощным бдением, 31 декабря 1889 года Приветствую тебя, возлюбленный брат Трифон, с исполнением твоего святого желания: да возрадуется душа твоя о Господе!.. Господь, по предстательству о тебе святого мученика Трифона, пред которым твоя благочестивая мать молилась горячо, вопреки советам и решениям о тебе врачей земных, чудесно исцеливший тебя еще с младенчества от тяжкой болезни, дивными и неисповедимыми путями Промышления Своего приводит, наконец, от знатности, блеска и роскоши, окружавших тебя в доме твоих присных, на сей новый для тебя путь – путь узкий и прискорбный. И когда приводит тебя? В дни великих праздников Церкви, именуемых святками, на рубеже старого и нового года – в канун Обрезания Христова и памяти одного из основателей иноческой жизни – святителя Василия Великого . И где? В стране, в которой некогда твои предки жили и служили, где особенно цвело благочестие и процветало иночество...

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. С. Голованов. Фотография. 1921 г. Николай Семенович (9.01.1891, Москва - 28.08.1953, пос. Николина Гора Московской обл.), рус. дирижер, регент, композитор и пианист-аккомпаниатор. Родители Г.- выходцы из крестьян. В 1900-1909 гг. Г. учился в московском Синодальном уч-ще церковного пения (среди учителей - А. Д. Кастальский , В. С. Орлов , Н. М. Данилин , В. С. Калинников , П. Г. Чесноков ). В 1909-1914 гг. студент Московской консерватории по классу композиции (С. Н. Василенко) и специальной теории (А. А. Ильинский ). В 1909-1911 гг. регент хора при церкви Марфо-Мариинской обители милосердия. В 1910-1918 гг. помощник регента Синодального хора и преподаватель Синодального уч-ща (занятия ученических оркестра и хора, уставное пение и др. предметы); успешно выступал с хором в духовных концертах в Москве, Варшаве и Берлине (регент хора Данилин намеревался в 1917 передать Г. руководство хором). В 1917-1943 гг. постоянный аккомпаниатор певицы А. В. Неждановой (ставшей его женой). В 1919-1936 гг. (с вынужденным перерывом в 1928-1930) был дирижером, а в 1948-1953 гг.- главным дирижером Большого театра. В 1919-1925 и 1937-1948 гг. муз. руководитель оперной студии, организованной К. С. Станиславским. В 1937-1953 гг. главный дирижер и художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета. В первые годы Великой Отечественной войны Г. создал из оставшихся в Москве музыкантов симфонический оркестр. В это же время отредактировал и исполнил не звучавшие в советское время увертюру «1812 год» и кантату «Москва» П. И. Чайковского и др. произведения патриотической тематики, а также впервые в СССР исполнил Третью симфонию и «Симфонические танцы» С. В. Рахманинова . Г.- 1-й исполнитель ряда значительных сочинений советских композиторов Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна и др. Несмотря на то что Г. занимал в советское время значительные посты, он не только сохранял верность Православию (в т. ч. в годы гонений на Церковь), но и подтверждал ее мн. делами: помогал материально архиеп. Трифону (Туркестанову) , с к-рым был знаком еще с детских лет, принимал участие в судьбе Данилина, Чеснокова, сохранил часть Синодальной певч. б-ки, нек-рые архивные раритеты (напр., автограф «Литургии» А. А. Алябьева ), ок. 200 икон и предметов церковного обихода.

http://pravenc.ru/text/165275.html

После сего Владыка митрополит Владимир совершил краткое молебствие Святой Троице, во время которого пели одни только архиереи. Владыка митрополит на ектении вознес моление: «О всечестном архимандрите Трифоне, новоизбранном во епископы богоспасаемого града Дмитрова». По окончании молебствия о. протодиакон Шехавцев громогласно провозгласил многолетие Царской Фамилии, Синоду и нареченному во епископы богоспасаемого града Дмитрова священноархимандриту Трифону. Затем о. архимандрит Трифон, поклонившись архиереям и присутствовавшим, с обычным своим красноречием произнес речь. В ней он вспомнил о своей привязанности с юных лет к Божественной службе и о времени, проведенном в Оптиной пустыни: «Недолго я там пробыл, но много полезного вынес. Там я укрепился в сознании, что только в подвиге самоусовершенствования, постоянной молитве, усиленной работе над собой при благодатной помощи Божией и непрестанной проверке своих мыслей и чувств Священным Писанием, творениями отцов-подвижников и заключается истинный смысл жизни христианина, а основание ее – отсечение своей воли и смиренное послушание воле духовных руководителей, чрез которых Сам Господь вещает волю Свою. Из послушания им поступил я в обитель высшего духовного просвещения. Иноку тяжело жить среди мирян, не напрасно святые отцы говорят, что, как засыпает рыба, выброшенная на берег, так может умереть духовной смертью монах, находящийся среди мирян, вне обители. И для меня это время было бы весьма тяжело, если бы и здесь не хранила меня и не укрепляла благостная десница Божия. А по окончании курса наук, когда я уже надеялся снова возвратиться в другую мне обитель иноческую, я, против желания, становлюсь последовательно во главе нескольких духовных вертоградов, и в этом назначении, которому я подчинился с трудом, единственно лишь из послушания, вижу я теперь особый Промысл Божий над собой, ибо только на этом поприще я мог на опыте познакомиться с ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях – этих рассадниках будущих пастырей Церкви Христовой».

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010