Пронск. Спасская Пронская мужская пустынь. Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Мужской монастырь на окраине города, существовавший уже в XVI в. В XVIII в. отстроен в камне помещиками Бурцевыми. Был немноголюден, в 1864 г. рассматривался вопрос о его упразднении. Закрыт в 1919 г. Занят детским домом, затем коррекционной школой-интернатом. В 2011 г. начата передача построек епархии, вновь открыт в 2013 г. Источник: страница сайта " Храмы России " В 2011 г. Архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом было принято решение о возрождении святыни Рязанского края — двухпрестольногохрама во имя трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова и мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, единственного из трех храмов Пронской Спасской пустыни, сохранившегося до наших дней. Пронская Спасская заштатная мужская пустынь находилась «близ уездного города Пронска от Рязани в 50 верстах» на левом возвышенном берегу реки Прони. «Здесь церковь Живоначальныя Троицы с пределом Преображения Господня», — писал в 1852 г. исследователь древних монастырей и церквей А. Ратшин. Протоиерей В. Гаретовский в 1866 г. пишет: «Даже не видится прямой возможности объяснить.., почему пустынь называется Спасскою, когда соборная церковь в ней во имя Св. Троицы. Вероятнее всего, существующая до сего времени Троицкая соборная церковь позднего уже происхождения». Он же и предполагает, что в первые времена существования этой обители главный и в тоже время единственный храм её был во имя Преображения Господня, отчего пустынь и получила название Спасской. Город Пронск упоминается впервые в Никоновской летописи под 1131 г. В конце XII века во время усобиц князей Рязанских, сыновей Глеба, Пронск уже начинает играть видную историческую роль. Городу пришлось пережить и многочисленные междоусобные брани князей Пронских, и опустошающие набеги татарских полчищ. В 1378 г. один из князей пронских Даниил был доблестным союзником великого князя Дмитрия Московского в битве с татарами при Воже.

http://sobory.ru/article/?object=40253

Разделы портала «Азбука веры» В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста , свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова . Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно. Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий. Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу. Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1го и 2го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит. Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье). Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста . Да, общеизвестно, что двух литургий в один день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника.

http://azbyka.ru/liturgiya-ioanna-zlatou...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 16 (29) Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии Священномученик Аркадий родился в 25 апреля 1889 года в селе Скаковка Житомирского уезда Волынской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Родители будущего святителя, священник Иосиф и его супруга София, жили поначалу в одном из сел в окрестностях Житомира, но впоследствии переехали в Житомир, куда перевели служить о. Иосифа. У них было два сына и дочь, которая умерла в возрасте трех лет. Семья была небогата – в Житомире они жили в небольшом доме из трех маленьких комнат, крытом соломой. Аркадий окончил Волынскую Духовную семинарию, а затем в 1910 году Киевскую Духовную академию. Надо было выбирать дальнейший жизненный путь. Он еще юношей мечтал о монашестве, мечтал отдать свою жизнь служению Богу, не разделяя это служение ни с чем земным, но родители желали видеть его женатым, семейным священником, и Аркадий выказал послушание воле родителей и женился. Но этот брак оказался неудачным. Сразу же после окончания академии Аркадий Остальский был назначен помощником епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя энергичным и ревностным деятелем. Впечатления о некоторых своих поездках и суждения относительно сектантов на Волыни он опубликовал в отчетах, напечатанных в епархиальных ведомостях . В 1911 году Аркадий Остальский был рукоположен в сан священника к Староконстантиновскому собору при оставлении в должности епархиального миссионера – церковном послушании, которое он нес с великой ревностью до самого начала Отечественной войны 1914 года, когда вместе с народом и паствой он разделил все тяготы походной жизни и войны, став военным священником в 408-м Кузнецком пехотном полку . В 1917 году о.  Аркадий вернулся в Житомир и служил сначала в храме преподобного Серафима Саровского, а затем в Николаевской церкви. К этому времени относится его энергичная церковная деятельность в Житомире. Он стал неутомимым проповедником православия: за различными богослужениями ему в то время приходилось говорить по нескольку проповедей в день. За свои вдохновенные проповеди он получил от современников прозвание Златоустого.

http://fond.ru/foto/1516/Arkadiy/

Свт. Григорий, епископ Нисский – один из трех Великих Каппадокийцев, вместе со своим братом св. Василием Великим и своим другом Григорием Богословом . Родившись после Никейского Собора, они принадлежали ко второму поколению защитников веры в Бога, единого в Трех Лицах, борцов против различных видов арианства. В первые десятилетия христианской империи они заложили основы всеобъемлющей христианской культуры. Предельно широко задуманный синтез должен был объять и элементы языческой философии, и даже достижения александрийской иудейской экзегетики (Филон). «Жизнь Моисея» хорошо представляет Каппадокийскую богословскую школу, и, в частности, ее экзегетику. Свт. Григорий прибегает к аллегорически «духовному» методу толкования, разработанному Оригеном , авторитет которого был высок в кругу каппадокийцев. При этом автор «Жизни Моисея» стремится сочетать аллегорезу с видением Ветхого Завета сквозь призму новозаветного учения, в особенности учения св. ап. Павла. «Жизнь Моисея» четко разделяется на две части, различающиеся методом толкования Писания. Первая часть названа автором «История». Здесь, в соответствии с методом буквального толкования, излагаются относящиеся к жизни Моисея части Пятикнижия. Особая цель автора в этой части – преподание читателю нравственных наставлений на основе излагаемого жизнеописания. Говоря о чудесах, свт. Григорий полемизирует с попытками рационалистического их объяснения, имея в виду, быть может, определенные тенденции антиохийской экзегезы. В некоторых местах автор стремится смягчить смысл событий, которые могут вызывать соблазн, например, в рассказе о «заимствовании» евреями египетских сокровищ. Все это характеризует морально-назидательный характер первой части. Значительно более значима и более велика по объему вторая часть – «Теория», где жизнь Моисея изображена как идеальный образ мистического восхождения души. Если в первой, «исторической» части, свт. Григорий, вопреки крайним аллегористам, утверждает буквальный смысл, то здесь он готов всякую историческую деталь превратить в емкий символ духовной реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Святитель Василий Великий Жизнь Св. Василий Великий , первый в числе трех Великих каппадокийцев (вместе со свв. Григорием Богословом и Григорием Нисским ), a также один из трех особо чтимых Православной Церковью «вселенских великих учителей и святителей» (вместе со свв. Григорием Богословом и Иоанном Златоустом ), родился около 330 г. в аристократической греческой семье в Кесарии Каппадокийской (Понтийская провинция Малой Азии, ныне в Турции). Его отец, также Василий, был известным ритором Неокесарии и Понта; бабушка по линии отца, св. Макрина, училась y св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского (III в.), a мать Еммелия происходила из семьи христианского мученика. Трое сыновей Еммелии стали епископами Церкви – свв. Василий Великий , Григорий Нисский и Петр Севастийский, a дочь Макрина вела аскетический образ жизни и тоже впоследствии прославлена в лике святых. В раннем детстве Василий находился под сильным религиозным влиянием Макрины-старшей, которая дала ему начатки христианского благочестия. В юности Василий изучал античную литературу под руководством отца, стремившегося дать ему блестящее светское образование, a также занимался в кесарийском училище. Св. Василий навсегда сохранил уважение к эллинской книжности и впоследствии не однажды высказывался с похвалой о Гомере и Гесиоде, историках, философах и риторах Древней Греции. Для продолжения образования Василий едет в Константинополь, где учится y знаменитого ритора и педагога Ливания. Затем он прибывает в Афины, «обитель наук», по выражению св. Григория Богослова , и поступает в знаменитую Академию, основанную Платоном. Здесь вместе с ним учатся Григорий, с которым его связали узы преданной дружбы на всю последующую жизнь, и Юлиан, будущий император и отступник. В Афинах св. Василий изучает, помимо философии и риторики, еще и естественные науки. Св. Григорий вспоминает о Василии в эти годы: «Он был ритором между риторами еще до кафедры софиста, философом между философами еще до того, как выслушал философские положения, a что всего важнее – иереем для христиан еще до священства» («Надгробное слово Василию»). Друзья сочетали любовь к наукам с глубоким и искренним христианским благочестием: «Нам известны были две дороги: одна – это первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям, другая... вела к наставникам наук внешних» (Там же). Окончив курс Академии, Василий возвращается на родину и здесь принимает Крещение (обычай откладывать Крещение до совершеннолетия был широко распространен в его времена).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сергиев Посад. Церковь Вознесения Господня в бывшей Иконной слободе. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вознесенская церковь в бывшей Иконной слободе строилась с 1766 по 1779 гг. на средства прихожан. Здание кирпичное. Задуманное двухэтажным, оно не было достроено. Объемная композиция оформилась в процессе постепенного отказа от первоначального замысла, что отрицательно повлияло на общее решение и силуэт постройки. К приземистому двусветному четверику бесстолнного храма последовательно примыкают обширная двустолпная трапезная и колокольня из трех квадратных ярусов. О проекте напоминают развитой межъярусный карниз четверика, призванный выявить поэтажное членение, и усложненный абрис граненой апсиды. Обработка фасадов стиля русского барокко сводится к усилению углов парными пилястрами, к однотипным наличникам характерного рисунка и широким плоским карнизам. Глухой сомкнутый свод храма поддерживает сквозной граненый фонарь с миниатюрной главой на тонкой шейке. Красив коробовый свод в алтаре, дополненный лотками и распалубками от проемов. Интерьеры здания изменены, отделка их новая. В западной линии церковной ограды имеются одноэтажные кирпичные строения: сторожка начала XX в. и женская богадельня на 12 человек, 1854 г. Последняя сохраняет в облике черты позднего классицизма. Вознесенская церковь находится на горе Волкуше к югу от Троице - Сергиева монастыря в бывшей Иконной (или Вознесенской) слободе. Первоначально на этом месте стояла одна деревянная церковь. К началу XVIII в. их было уже две: одна во имя Вознесения Христова, а другая в честь Трех Вселенских святителей. В 1766 г. началось строительство новой каменной церкви, которая должна была стать двухэтажной. Однако была построена существующая одноэтажная холодная церковь Вознесения Господня с теплой трапезной и колокольней, освященная в 1779 г. При Вознесенской церкви, также как и при Рождественской, находилась женская богадельня, устроенная в 1853 г. на средства купца Алексея Егоровича Ерофеева. Она была рассчитана на 12 человек.

http://sobory.ru/article/?object=00093

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Внутренний конфликт души, согласно святителю Иоанну Златоусту Творения святых отцов нам говорят о трех видах войн: о духовной войне, о душевной и вещественной. Каждая война имеет своей причиной предыдущую, согласно исторической последовательности (вначале произошла духовная война на небе). Где война, там и травмы, и жертвы. Герои войны почитаются за мужество или за самопожертвование, и чем более жестокой бывает война, тем больше славы приносит ее участникам. Статья Святитель Иоанн Златоуст действительно был свидетелем и участником всех трех видов войны. I. Антропология Человек, согласно Иоанну Златоусту, двусоставен, состоит из души и тела, которые не смешиваются в нечто единое и не пребывают раздельно, но пребывают в форме целостного дуализма. Душа с момента своего творения состоит из сознательной части (знаменитое деление по Платону — разум, воля и чувства) и бессознательной (темной части, по свт. Иоанну Златоусту). Эта целостная душа посредством таинств тянется к Богу на основании ее творения «по подобию» и преображается в духовную душу, и в этом случае она действует и поступает правильно, здраво; если же нет, то душа болеет и человек становится плотским. Тем не менее православная восточная святоотеческая антропология отличает состояние душевного человека и духовного человека, но не разделяет эти два состояния, потому как не все душевные болезни являются грехом (ср. Ин. 9:2), также не все грехи ведут к душевным болезням .

http://bogoslov.ru/article/6195710

Скачать epub pdf Год 1982 О СЛЕДОВАНИИ СВЯТЫМ Слово, произнесенное на всенощной под праздник трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста 11 февраля 1982 г., в храме святых апостолов Петра и Павла, что в Лефортово (Москва) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Праздник святых – это день, когда мы радостным, ликующим сердцем говорим Богу: Господи, спасибо, что они жили, спасибо, что они явили нам пример того, как можно жить, спасибо, что через столетия до нас дошло животворное их слово!.. Спасибо вам, святители Христовы, преподобные отцы, наставники наши, что вы так услышали глас Господень, так восприняли Его Евангелие, что стоите вы перед нами, как образ подлинного, истинного христианского жития! В одной из своих проповедей святой Иоанн Златоуст говорит, что праздновать день святых – хорошо, петь им славу и наше благодарение – справедливо, но что напрасны все наши молитвы, все наши песнопения, если этим кончается наше почитание святых. Святых надо почитать тем, чтобы следовать их примеру и учиться от них, как жить по Христу, как жить по Евангелию. Святители, которых мы сегодня празднуем, воспеваем, о которых так полно наше сердце благодарности и радости – три из великих столпов Православной Церкви. Они провозгласили, в дивной красоте, в совершенной, бескомпромиссной истинности, учение Евангелия, учение Христово, учение апостольское, учение православное. И первое, чему мы должны от них научиться, это подобной верности каждому слову, любви к каждому слову, которое произнес Господь и Бог наш Иисус Христос. Истина, правда, вера в них воссияла. Но можно, продолжая исповедовать и проповедовать чистое Православие, быть изменником учению Христову жизнью, поступками. Мы исповедуем Бога Единого в Троице. По учению святого Григория Богослова , это значит исповедовать Бога любви; и если мы исповедуем Его устами, но вся наша жизнь противоречит этому нашему исповеданию, если мы не живем любовью, если не возвещаем мы любовь в каждом слове, в каждом действии нашем, мы лжем и мы изменяем Христу, потому что проповедь наша перед миром должна быть не проповедью словесной, а явлением славы и силы Божией, которая побеждает нас и нас делает подлинно детьми Божиими, Христовыми учениками. Поэтому хвалим, поклоняемся, радуемся мы об этих трех Святителях, которые не только сумели прозреть чистым сердцем тайны Божий (по слову Евангелия: «Блаженны чистые сердцем, – они Бога узрят») ( Мф. 5:8 ), но, прозрев эти тайны, они сумели так жить, чтобы вся их вера стала жизнью,– не словом, а поступком, образом жизни, а не только учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Славгород. Церковь Троицы Живоначальной. церква Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не позже 1808. Адрес: Сумская область, Сумской район, село Славгород, ул. Веригина, 1в Координаты: 50.590146, 35.355892 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Славгород или в Славгород, выходить на остановке " Славгород " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Входила в ансамбль усадьбы (частично сохранилась). Была построена в виде античного греческого храма периптера в стиле классицизма. Во второй половине XIX в. с юга и севера были пристроены небольшие прямоугольные в плане приделы, исказившие чистоту архитектуры памятника. Кирпичная, оштукатуренная, прямоугольная в плане. С восточной стороны - полукруглая внутренняя апсида, фланкированная небольшими, квадратными в плане ризницей и диаконником. Западную часть венчает двухъярусная, квадратная в плане колокольня, завершенная шпилем. Алтарная часть и колокольня с трех сторон обнесены колоннадой тосканского ордера, завершенной на западе и востоке фронтонами. Основной объем здания перекрыт коробовым сводом. Трактовка архитектурных деталей отличается простотой: карнизы и капители несложного профиля, базы на колоннах отсутствуют. Сооружение обнесено кирпичной оградой с арочными воротами с южной стороны. В архитектурном наследии Украины существует еще только одно периптериальное здание - это Петропавловская церковь в Севастополе. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог. 4 том Было время, когда в Славгородке было четыре храма. В Ахтырском правлении хранятся метрики слободы Славгородка: а) за 1753 г. церквей Николаевской, Троицкой, Архангельской и Введенской; б) за 1760 г. первых трех церквей. В 1730 г. выдан был антиминс в храм Святителя Николая слоб. Славгородка. Николаевский храм, поврежденный пожаром 1760 г., разобран был в 1788 г. вследствие того, что помещик майор Тимофей Надаржинский, имея другой храм, отказался перестраивать ветхий храм; указом предписано было «годный лес продать на церковное строение, неспособный к строению употребить на церковную ограду или печение просфор, бывший внутри св. алтаря сжечь и пепел всыпать в реку, на месте же престола поставить сруб, и на нем водрузить крест; священника и причетника причислить к оставшейся церкви».

http://sobory.ru/article/?object=47185

Сооружена Покровская церковь была за пределами тогдашних границ крепости, вблизи ее северной стены. Построили храм казаки, проживавшие в небольшом посаде и на ближайшем хуторе на северо-западной стороне у берега реки Лопань. В 1724 г. в этом приходе насчитывалось всего 87 прихожан с семьями. Имена основателей храма не установлены, ее строили опытные мастера, владевшие знаниями народного зодчества, форм украинского барокко и приемов московской архитектуры. По композиции Покровская церковь подобна типичным трехсрубным деревянным церквам Украины с отдельно стоящей колокольней, но она двухэтажная. В основании храма находится подклет, окруженный открытой аркадой. В подклете расположена однопрестольная " теплая " зимняя церковь во имя Трех Святителей. На верхнем этаже, опоясанном " гульбищем " , возвышается однопрестольная летняя церковь (первоначально она не отапливалась) во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В подвале под храмом в последующем устроили усыпальницу, в которой хоронили представителей местной знати. К центральному, восьмигранному в плане, башнеподобному объему с западной стороны примыкает шестигранная алтарная часть, с восточной - такой же притвор. Восьмигранные башенные объемы верхнего храма разделены заломами на убывающие по величине ярусы и завершаются главками с крестами. Общая высота храма в его центральной части 48 м. Наружные стены украшены выложенными из кирпича карнизами с зубчатым поребриком, углы акцентированы тонкими, висящими на кронштейнах полуколонками. Оконные проемы обрамлены изящными наличниками с колонками и фигурными сандриками. Внутри верхнего храма открытое светлое пространство трех камер, объединенных по низу широкими арочными проемами, создает исключительный по красоте эффект. Колокольня, возведенная одновременно с церковью, была первоначально связана с ней галереей. В плане колокольня восьмиугольная, по высоте четырехъярусная, с подвалом. Своим видом она напоминает оборонную башню. Завершает колокольню звоновый ярус, над которым возвышается каменный шатер со слуховыми окнами и маленькая луковичной формы главка с крестом.

http://sobory.ru/article/?object=04043

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010