Закрыть itemscope itemtype="" > ОВЦС и раскол в Московской Патриархии К юбилею самого «эффективного» церковного отдела 01.06.2021 2623 Время на чтение 8 минут Раз в пять лет СМИ сотрясают новости о юбилеях Отдела внешних церковных связей, так называемого «церковного МИДа», «внешнего церковного ведомства», «самого эффективного отдела». Хотя в далеком 1946 году Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, состоявший из трех человек (митрополита Николая (Ярушевича), референта и машинистки) был лишь одним из трех рядовых отделов. Почему же мы не празднуем юбилеи отделов, созданных тогда же – Отдела религиозного образования или Управления делами Патриархии? По идее, нужно праздновать 75-летие формирования всего управленческого аппарата Московской патриархии при патриархе Алексии I (Симанском) в целом и чтить мудрость и величие этого святителя. При нём впервые возник не только ОВЦС, но и несколько других отделов. И он, патриарх, действительно, был олицетворением Церкви. Тогда каждым из направлений церковной деятельности занимался конкретный человек с немногими помощниками: за просвещение отвечал митрополит Григорий (Чуков), за отношения с поместными Церквами – митрополит Николай (Ярушевич); «главой администрации» патриарха и лицом, контактирующим с властями, был протопресвитер Николай Колчицкий. Все отделы размещались в Чистом переулке и их руководители чувствовали единство с патриархом. «Пусть все кругом меняется, мы должны остаться такими, какими были сотни лет назад. Пусть наша неизменяемость, неподчиняемость духу времени символизирует вечность Церкви», – говорил патриарх Алексий. И этот консерватизм много кому не нравился. В 1960-е годы произошло обособление Отдела внешних церковных сношений. Он переехал в отдельное здание неподалеку, в Гагаринский переулок, что означало своеобразный и на первый взгляд неочевидный раскол в Русской Православной Церкви. Уже с 1950-х годов шло постепенное ограничение власти патриарха. Возросла «опека» над ним, патриарха стремились изолировать от паствы, предоставляли ему искаженную или неполную информацию. Пока Святейший Алексий (Симанский) возмущался закрытием храмов, монастырей, семинарий и академий по всему СССР , ОВЦС трансформировался в альтернативный орган церковного управления, лояльный к власти и к гонениям на Церковь. Возрастал он и становился могучим именно в период правления богоборца Хрущева.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/01/ov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово о трех видах креста и его несении Рассуждения святителя Феофана Затворника, выпускника Киевских духовных школ 04.05.2018 908 Время на чтение 16 минут Крест внешний Объяснение значения креста господня и собственного креста каждого. Как каждый из нас становится причастником спасительной силы креста христова. Спасение - через крест. Как нести свой крест во спасение. Виды крестов. Почему на земле нет никого без горести и тяготы Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа , говорит святой апостол Павел. Как это святой апостол до такого дошел расположения, что ничем другим хвалиться не хотел, кроме Креста Христова? Крест всяко есть скорбь, теснота, уничижение; как же хвалиться им? И вот, однако ж, постол Павел хвалится им; вместе с ним хвалились, конечно, и все апостолы, а за ними и все другие крестоносцы. Почему же это так? Прозрели богомудрые мужи великое значение Креста, высоко ценили его и хвалились, что сподобились носить его. Они зрели в нем вместо тесноты широту, вместо горести сладость, вместо уничижения величие, вместо бесчестия славу, - и хвалились им, как хвалится иной великолепным каким украшением и отличием. О, когда бы и нам даровал Господь такой смысл и расположение, чтобы понять и ощутить силу Креста и начать хвалиться им! О значении Креста вот краткое общее объяснение: Господь совершил спасение наше крестною смертию Своею; на Кресте растерзал Он рукописание грехов наших; Крестом примирил нас Богу и Отцу; чрез Крест низвел на нас дары благодатные и все благословения небесные. Но таков Крест Господень в нем самом. Каждый же из нас становится причастным спасительной силы его не иначе, как чрез свой собственный крест. Свой собственный каждого крест, когда соединяется с Крестом Христовым, силу и действие сего последнего переносит на нас, становится как бы каналом, чрез который из Креста Христова преливается на нас всякое даяние благо и всяк дар совершен. Из этого видно, что собственные каждого кресты в деле спасения столько же необходимы, сколько необходим Крест Христов. И вы не найдете ни одного спасенного, который не был бы крестоносцем. По сей-то причине каждый всесторонне обложен крестами, чтоб не затрудняться исканием крестоношения и недалеку быть от спасительный силы Креста Христова.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/4/slovo_...

Материал древнейших – XIII–XIV вв. – русских Служебников и Требников не вполне соответствует содержанию греческих Евхологиев, происходящих из Константинополя 1 . Сам факт наличия в древнерусских Служебниках ряда необычных особенностей уже давно известен исследователям 2 . Высказывались предположения о проникновении этих особенностей на Русь через Синай 3 , Южную Италию 4 или Афон 5 .Но если для поздневизантийской эпохи влияние Афона для русского и, шире, славянского богослужения нельзя подвергать сомнению, то для времени старше XIII в. нет данных об интенсивных контактах Руси с Синаем или Афоном и, следовательно, вряд ли возможно говорить о какой-либо их роли в формировании первоначальной русской литургической традиции. Впрочем, в основе древнейших русских богослужебных книг лежат южнославянские переводы X в., воспринятые Русью после ее Крещения, но о возможности влияния Синая или Афона на славян в Х в. говорить тем более не приходится. Гораздо весомее выглядят предположения о связи древнейших славянских литургических переводов с Южной Италией, однако они демонстрируют не только некоторое сходство с традициями этого региона, но и яркие различия. Наиболее ярко эти различия видны в чинах Божественных литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста . Как показал Андре Жакоб, характерной особенностью этих двух византийских литургий в южно итальянских рукописях является наличие в чине литургии свт. Иоанна Златоуста трех молитв, происходящих из Палестины и Египта и заменяющих собой обычные константинопольские молитвы протесиса, малого входа и Трисвятого 6 . В чине литургии святителя Василия молитвы протесиса, малого входа и Трисвятого – обычные, как в древних константинопольских источниках или современных стандартных изданиях. Но помимо трех характерных «восточных» молитв в чине Златоустовой литургии, южно-итальянские рукописи обеих литургий также могут содержать особые молитвы: кадила, великого входа, возношения Даров, при причащении священнослужителей, заамвонные, в скевофилакионе (в конце литургии) 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Метеоры (Μετωρα). Святого Варлаама (Всех Святых), монастырь. Карта и ближайшие объекты В середине 14 века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церквушку, которую он посвятил Трем Иерархам. Там он обитал в полном одиночестве. одетый в лохмотья и погруженный в молитвы. После его смерти все помещения оставались необитаемыми долгие годы. В начале 16 века два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатной семьи Апсардов из г. Яннина (до этого они провели семь лет на столпе Предтечи в монастыре Великая (Большая) Метеора) поднялись на скалу с целью восстановить превратившуюся в руины церковь Трех Иерархов, построенную Варлаамом. В своем завещании братья писали: " ...в 1518 году мы начали восстанавливать и возводить постройки на холме, чтобы сделать их обитаемыми " . Шло время, количество монахов увеличивалось и достигло 30 человек. И тогда два брата построили вторую церковь, которую посвятили Всем Святым (1542). После смерти братьев Феофана в 1544 году и Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать. Из книги " Метеоры.Святые скалы и их история " В середине XIV века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы. В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор) поднялись на скалу с единственной целью - отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом. Однако братья после восстановления церкви остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек. В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь с двумя куполами, построенная по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря. После смерти братьев - Феофана в 1544 году и Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни. В 1922 году для более удобного подъёма к монастырю в скале были прорублены ступени.

http://sobory.ru/article/?object=06698

митрополит Иоанн (Снычёв) ГНЕВ 1. Что является отцом гнева? Жестокосердие – отец гнева. ( Авва Исаия ). Стр. 201 (390) 2. По каким четырем причинам возбуждается гнев в человеке; в каких четырех случаях им омрачается ум; какими четырьмя образами выражается страсть гнева и каких трех устроений бывают люди по отношению к страсти гнева? Гнев возбуждается по четырем причинам: по причине скупости, выражающейся в даянии и принимании и похищении чужого; и если кто любит защищать собственное мнение; и если кто хочет удостоиться почестей; и если кто хочет быть учителем, думая о себе, что он разумнее всех. Гневом омрачается ум человека в следующих четырех случаях: если человек имеет ненависть к ближнему своему, если ставит его за ничто, или если завидует ему, или если худо говорит о нем. В доказательство этого привожу изречение святого евангелиста Иоанна Богослова: ненавидяй брата своего во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему. Страсть гнева выражается четырьмя образами: во-первых, в сердце; во-вторых, на лице; в-третьих, языком; в-четвертых, делом. Если кто возможет перенести зло настолько, чтоб оно не вошло в сердце, то страсть гнева не изобразится и на лице. Если ж она у кого выразится на лице, тот да сохранится, чтоб не выразить ее языком. Кто выразит ее языком, тот, по крайней мере, да удержится, чтоб не выразить ее на деле, да потщится немедленно извергнуть из сердца. Человеки бывают трех устроений по отношению к страсти гнева. Кто произвольно не делает вреда никому, не поносит противников своих и щадит ближнего своего, тот действует по естеству, обновленному Христом. Кто другим не вредит, но вместе не хочет, чтоб и ему делали зло, тот подобен Адаму. Кто же вредит другим, кто бесчестит ближних, кто вводит их в напасти или кто требует лихвы, тот подобен диаволу. Стр. 400 (154) 3. Может ли имеющий страсть гнева быть близким к Богу, если и совершает какие-либо чудеса? Он сказал: если порабощающийся страсти гнева воскресит мертвеца, то и тогда пребудет чуждым Бога по причине порабощения своего гневной страсти. (Авва Агафон).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) СТРАСТИ Какие страсти являются главными ветвями зла и каковы по­добны им? Страсти: блуд, похотение греховное, сребролюбие, уныние, злоре­чие, гнев, ненависть, тщеславие и гордость. Это – главные ветви зла. ( Авва Исаия ) Стр. 208 (444). Подобны им: невоздержание, украшение тела, плотская и суетная многопопечительность, леность, смехословие и шутки, оставление скромности, стремление к роскошной жизни, попрание совести, забвение суда Божия, зависть к ближнему, оболгание братий, человекоугодие, лжесвидетельство, лжеименный разум, расположение к учительству, расположение к приобретениям вещественным по обычаю мирян, малодушие, нетерпеливость, злоба на ближнего, оставление самоукорения, любовь к славе человеческой и хладность к славе Божией, объявление своего подвига для внушения человекам высокого мнения о себе, расположение к изысканным и многим брашнам, удовлетворение плотским страстям в сердце мечтанием греха, отвержение невменяемости, тщеславное мнение о своем разуме, любопрение, упорное последование своей воле, признание себя мудрым и добрым, признание брата недостаточным по уму, по добродетели, уничижение его. ( Авва Исаия ). Стр. 208 (445). Что служит основанием всех страстей? Основание всех добродетелей – смиренномудрие, основание всех страстей – чревообъядение. ( Авва Исаия ). Стр. 203 (409). Что служит венцом страстей? Венец страстей – оправдание грехов своих. ( Авва Исаия ). Стр. 203 (410). Чем являются страсти по отношению к душе человека? Страсти суть недуги души, ее язвы и струпы, отлучающие ее от Бога. Блажен тот, кто очистился от них. Он, как словесная овца, будет вознесен на жертвенник Божий и услышит глас Господа, преподающий вечную радость: добре, рабе благий и верный, о мале был ecu верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего. (Авва Исаия). Стр. 207 (442). Каких трех страстей, лишающих душу преуспеяния, должно избегать? Опять сказал: Приложи все старание, чтоб избежать следующих трех страстей, низвергающих душу: любления прибытка и стяжания, любления чести от человеков и любления телесного покоя. Если они победят душу, то лишат ее преуспеяния. ( Авва Исаия ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Пасхальное чудо Эллады. Как великий святой Нектарий в одной деревне Литургию служил Скачать epub pdf Почему Христос послал из Горнего Иерусалима великого святого Нектария Эгинского служить Пасхальную Литургию в одной горной деревне на острове Эгина?  Содержание “Нет ничего неисцелимого для святого Нектария” Один чудесный случай в забытой горной деревне на Пасху    Владыка взял журнал, торопливо пролистал страницы и прочитал: “Нектарий, Митрополит Пентапольский” Его преследовали, обвиняли во взяточничестве, интригах и даже блуде. А как-то его застали моющим пол в школе Мало кто знает, что гимн этот написан рукой и сердцем Нектария Эгинского Дежурный несказанно изумился: “Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное – без денег” 20 апреля 1961 года митрополит Нектарий был причислен к лику святых Вселенской Церковью. А бесчисленные чудеса, сотворенные святителем, не прекращаются с момента его блаженной кончины     Микроавтобус плавно замер в густой тени старой акации, и через минуту мы оказались перед каменными ступенями, отшлифованными тысячами ног. Солнце стояло в зените,  разогрев горный воздух до состояния линзы, создающей оптические эффекты миража. Вдали неслышно плескались морские волны, переливаясь гранями драгоценных сапфиров. Но даже если бы они были из настоящих алмазов, одинаково померкли бы перед главным сокровищем острова Эгина, до которого нам оставалось триста шагов. Русоволосый парень впереди, наш вожак и предводитель из православного центра «Солунь», снял кепку и размашисто перекрестился. Вверху величественно возвышалась огромная бело-розовая базилика с красной крышей-куполом – монастырь Святой Троицы, основанный в начале ХХ века митрополитом Нектарием Эгинским .    Мы переступили Святые врата обители. Я шла в конце и почему-то вспоминала притчу о трех святых простецах, ходивших по водах и молившихся Святой Троице: «Трое Вас, трое нас, Господи, помилуй нас». И нас тоже трое! И нас, Господи, помилуй! На этот жаркий остров мы летели, плыли и ехали с трех концов Руси – России, Украины и Беларуси. Вот так интересно собрал нас здесь промысел Божий. Отправляясь в путь, никто из нас не знал, кто будет попутчиком. Только Тот, Кто собирал нас в дальнюю дорогу помолиться. Только Тот, Кто в предвечном определении избрал Своим последним земным престолом триединую Русь. От начала и до конца все о всех ведающий, помилуй и прости Тобою избранное молитвами добрейшего святителя Нектария.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Покрово (Покровское), урочище. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Покрова-на-Лузе, Близь-Лальская Покровская церковь, Покровский погост Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Устюжская школа , Нарышкинский , Строгановская школа , Барокко Год постройки:Между 1729 и 1750. Адрес: Кировская обл., Лузский р-н, ур. Покровское (Покрово) Координаты: 60.67515, 47.5037 Проезд: свернуть направо с а/д Лальск - Коржа через 2 км после понтонного моста через Лузу, держаться правой накатанной колеи. Через 7 км пешеходам-велосипедистам лучше свернуть направо, вдоль противопожарной борозды к берегу Лузы (раньше не сворачивать - там болото!), далее вдоль берега вниз примерно 3 км. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда свернуть направо с а/д Лальск - Коржа через 2 км после понтонного моста через Лузу, держаться правой накатанной колеи. Через 7 км пешеходам-велосипедистам лучше свернуть направо, вдоль противопожарной борозды к берегу Лузы (раньше не сворачивать - там болото!), далее вдоль берега вниз примерно 3 км. Ручей переходится по мостику в 150 м от реки. Держаться противопожарной борозды, вдоль нее периодически читается дорога. Есть заросшая тропа от моста вдоль обрыва левого берега, переходящая в осыпавшуюся в обрыв дорогу, по ней короче, но со стороны храма найти трудно. Зимой лучше идти напрямую от моста по правому берегу всего 6 км и через Лузу по льду. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Километрах в пятнадцати от Лальска и в трех от ближайшей деревни Заборье на побережье Лузы, возле полузаросшего лесом кладбища стремительно убегают к небу изысканные объемы храма. Это Покровский погост с одноименной церковью. Скупые строки лальского летописца И. Пономарева повествуют, что в 1729 году епископом Лаврентием Горкой была дана грамота на построение каменной церкви «в Покровском приходе на реке Лузе». Тут же названы заказчики — лальские купцы Семен и Максим Пестовские. Под 1740 годом сообщается об освящении нижнего теплого храма Трех Святителей, а под 1750-м — и верхнего, холодного во имя Покрова Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=12547

Послание к князю Антиоху о многих и необходимых предметах темных, встречающихся в Божественных Писаниях Источник Скачать epub pdf Сие послание на Славянском языке напечатано в Скрижали, изданной в 1656 году, по благословению святейшего патриарха Никона . Ответы 3 и 8 и др. показывают, что не все содержащееся в сей статье принадлежит св. Афанасию. Вопрос 1. Уверовавши и крестившись в единосущную Троицу, и исповедуя Отца Богом, равно и Сына Богом, также и Святого Духа Богом, почему не говорим, что три Бога, но един и единственный Бог ? И ежели мы покланяемся одному Богу, то не иудействуем ли, веруя в единоначалие? Опять, если мы почитаем трех Богов, то не язычествуем ли, вводя многобожие, а не единому Богу благочестно покланяясь? Ответ. Не должно любопытствовать об образе благочестия, который познается и почитается одною верою, а не изследованием. Бог постигаемый уже не есть Бог . Ибо ежели мы не можем постигнуть Ангелов или наши души, хотя оне суть твари: то кольми паче самому Творцу их прилично быть непостижимым? Узнанная тайна перестает быть чудною. Почему, по учению веры Христиан, Триипостасный Бог их не есть ни один по ипостаси человекообразный, как баснословят язычники; опять и не три какие-нибудь Бога, как-бы разделенные друг от друга: прочь языческое баснословие! Ибо Божество единого существа нераздельно в трех лицах. Впрочем должно знать, что ум человеческий не может ни словами, ни мыслями понять или разсказать что-нибудь о Божестве. Все же те, которые усиливались постигнуть Бога, гонялись за собственною тенью, и те, которые хотели что-нибудь сказать о существе Божием, своею горстию старались измерять бездну; и которые думали, что они проникают глубину, впали в злые ереси: ибо Отец и Сын существует не как я, созданный отец, родивший, как я, созданного сына, ниже Сын стал сыном, как всякий плотский сын, ниже Дух Святый описуем, как дух человеческий, но таинство Святой Троицы неизреченно и неизъяснимо. И не говори: как? ибо это выше твоего вопроса; не говори: каким образом? ибо Божественный образ выше всякого образа. И не говори: по какой причине? ибо Божественная причина выше всякой причины; но веруй в Отца, и не изследуй вещи; покланяйся Сыну, не любопытствуя о Его рождении; прославляй Святого Духа, не испытуя таинства Святые Троицы. Поди на Иордан, и ты на самом опыте ясно увидишь силу Святые Единосущные Троицы: Отца, свидетельствующего свыше, Сына, крещаемого долу, Всесвятого Духа, сходящего в виде голубя. Ему слава и держава и поклонение со Вседержителем Отцем и Единородным Его Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (перевод и комментарии С. Федорова) Источник Скачать epub pdf Часть I. О вере. Вопрос 1. Что должен иметь православный и кафолический христианин, чтобы наследовать жизнь вечную? Ответ. Правильную веру и добрые дела. Ибо тот, кто обладает этими двумя, тот добрый христианин и имеет несомненную надежду на вечное спасение 1 , как говорит Писание: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» ( Иак. 2:24 ). И немного ниже: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (2:26). То же самое говорит и Божественный Павел: «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим. 1:19 ). И снова: «Хранящие таинство веры в чистой совести» ( 1Тим. 3:9 ). Вопрос 2. Почему христианин должен сначала веровать, а затем делать добрые дела? Ответ. Потому, что без веры никто не может угодить Богу, по слову святого Павла: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр. 11:6 ). Поэтому, чтобы христианин был угоден Богу и, чтобы его дела были угодны Ему, необходимо, чтобы он, во-первых, имел веру в Бога, а во-вторых, чтобы он руководил своей жизнью этой верой. Вопрос 3. В чем состоят эти два [понятия]? Ответ. В трех богословских добродетелях – вере, надежде и любви. Мы намерены разделить это Исповедание на три части. А именно, в первой части мы будем говорить о вере. Во второй – о надежде, молитве Господней и Евангельских Блаженствах. И наконец, в третьей части – о Божественных заповедях, заключающих в себе любовь к Богу и ближнему. Вопрос 4. Что такое вера? Ответ. «Вера», – согласно блаженному Павлу, – «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние» ( Евр. 11:1–2 ). Или: православная, кафолическая и апостольская вера заключается в том, чтобы веровать сердцем и исповедать устами единого Бога в трех Лицах. Как учит нас тот же Павел, «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим. 10:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010