Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Январь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 января Явление Богоматери св. Василию Великому Св. Василий Великий, славный учитель вселенской церкви, скончавшийся в 379-м году, был однажды свидетелем дивного и в то же время страшного чуда от иконы Богоматери и великомученика Меркурия. Это чудо произошло при следующих обстоятельствах. Во время жизни святителя римской империей управлял нечестивый император Юлиан Отступник. Язычество, господствовавшее прежде во всей римской империи, в начале IV-ro века, во время славного царствования императора св. Константина Великого, было побеждено христианством, но не уничтожено окончательно. В продолжение трех веков языческий мир относился с страшной ненавистью к нарождавшейся и быстро увеличивавшейся Христовой церкви; в продолжение трех веков он собирал все свои силы и направлял их к тому, чтобы уничтожить юное, но все возрастающее и крепнущее христианское общество. Сколько раз языческий мир по своей слепоте воздвигал на христиан ужасные гонения! Сколько раз он обагрял столицу своей языческой культуры кровью ни в чем не повинных последователей Христа! Нет никакой возможности пересказать все ужасы и зверства, сопровождавшие гонения, а тем более невозможно указать даже приблизительно количество пострадавших в империи за веру Христову, так как кровь святых мучеников лилась всюду. Но вот это ужасное и тяжелое для христиан время миновало. Вместе с победами Константина Великого над своими врагами и с его воцарением было утверждено законным путем и право христиан открыто исповедывать свою веру во Христа. Казалось, что церковь Христова утвердилась непоколебимо и время гонений отошло в область прошлого... Но в действительности язычество только притаилось и ждало удобного момента. Оно готовилось дать христианству еще одно, последнее и, может быть, самое ужасное, сражение на жизнь и смерть. Ждать пришлось недолго.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

II. В трех книгах против Евномия св. Василий разбирает и опровергает сочинение Евномия: «апологию» 495 . Апология начинается убеждением не смотреть на древность и знатность учителей, а на истину. Увещания Евномиева, отвечает Василий, слушаться нельзя, хотя истина древнее лжи: опыт – учитель; – между тем Евномий противоречит себе самому, когда выставляя Символ веры , называет сей Символ древним, тогда как на деле он есть тот самый, которым Арий обманул Александра. Первое основание для своего учения Евномий выставляет то, что «так как Единый ни от Себя Самого, ни от другого не получил бытия, то он не рожден, или лучше нерождение есть самая сущность его». В подкрепление последнего прибавления Евномий писал, что нерождение не есть действие только мысли нашей о Боге. Св. Василий, заметив, что первые слова Евномиевы взяты из Аристотеля и взяты без нужды для истины, так как Писание не именует Бога нерожденным, во-первых говорит, что слова наши означают или только отношение одного предмета к другому, или частные свойства предмета, но не всю сущность; далее показывает, что нерождение не составляет сущности Божией, а есть действие представления нашего о Боге, как о Безначальном, точно также как понятие о Промысле, – о Творце есть понятие о частных действиях Божиих; понятие о неизменяемости и всемогуществе – понятие о частных качествах Божиих. Евномий писал о нерождении, что это не есть отрицание действительности. Василий св. отвечал, что от того оно не есть еще и сущность Божия, а частное качество и даже по простому понятию отрицательное качество и поскольку Писание частные качества Божии – безначальность, неизменяемость, всемогущество приписывает и Сыну Божию: то умствование Евномия разрушает собственную его мысль о Сыне Божием. Вообще же об уверении Евномия касательно известной для него сущности Божией замечает, что такое уверение и не разумно и противно Писанию, так как ни разум, ни Писание не: говорят нам, что им известна сущность Божия ( Пс. 138:6 . Пс. 53:8 . 2Кор. 12:7 ) 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

     В Неделю мытаря и фарисея церковный Устав предлагает для размышления отрывок из Послания апостола Павла к Тимофею. Помимо прочего, Павел говорит своему ученику: «Пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:14, 15). Согласно мысли апостола, христианин должен быть научен христианским догматам. Слова о том, что христианину в Церкви нужно учиться, в наше время удивляют многих людей. Увы, в нашем церковном сознании вера давно уже привыкла мирно уживаться с «благочестивым невежеством». Кого у нас называют церковным человеком? Того, кто ходит на службы, исповедуется и причащается. Как правило, совершенно упускается из виду, что такой человек может иметь неевангельское мировоззрение. Но Библия говорит о необходимости изучения христианских догматов. Апостолы уделяли катехизации новообращенных много времени и внимания. Например, первую христианскую общину в Антиохии Павел и Варнава учили целый год (см. Деян. 11:26). В беседе с пресвитерами Эфеса Павел свидетельствовал: «Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31). Да и в нынешнем отрывке мы видим, как первоверховный апостол напоминает Тимофею, что тот научен истинам веры Христовой лично от него. Из истории мы знаем, что в древней Церкви катехизация оглашенных продолжалась до трех лет! К Таинству Крещения допускались только те, кто прочно усвоил содержание церковных догматов. В случае крещения детей крестные родители перед Богом обязались обучить ребенка правильной вере. Благодаря такой практике уровень просвещения христиан первого тысячелетия был очень высок (по крайней мере в городах). Для примера вспомним историю установления праздника Собор трех святителей. В XI веке в Константинополе разгорелся яростный спор, из-за которого столица разделилась на три партии. Первая партия зачитывалась книгами Златоуста, вторая превозносила Григория Богослова, а третья восхищалась трудами Василия Великого. Люди успокоились лишь тогда, когда святители явились во сне одному из архиереев и засвидетельствовали, что они равны перед Богом. Удивление здесь вызывает не столько чудесная развязка спора, сколько влюбленность простых горожан в богословие такого уровня сложности, который сегодня является подъемным разве что для выпускника духовной академии.

http://pravoslavie.ru/110248.html

§ 113. б) При Констанции и трех преемниках его. На другой год после смерти Константина сыновья его положили возвратить всех заточенных епископов на их кафедры; так возвратился в Александрию и Св. Афанасий, но ненадолго. На него вновь посыпались клеветы; когда легковерный Констанций сам стал на стороне ариан, чему не могли верить в столице относительно Афанасия? Император в письме угрожал Афанасию смертью . В Антиохии Собор арианский (в 340 г.) отвергнул Никейский Символ, избрал отъявленного арианин Писта на место Афанасия. Когда же (в 340 г.) 100 епископов Египетских разослали ко всем епископам оправдание Афанасию с объяснением и того, откуда проистекает ненависть против него: евсевиане послали в Александрию с отрядом солдат новоизбранного ими епископа Григория; ариане произвели тогда разбой и убийство в Александрии; Афанасий едва мог поспешным, тайным, удалением из Александрии спасти жизнь свою. В послании к Епископам всех Церквей Афанасий изобразил все ужасы нечестия, совершавшиеся пред его глазами, и умолял – подать помощь Церкви Александрийской, попираемой наглым нечестием 149 ). Понятно, что для истины Христовой в Константинополе теперь делать было нечего Афанасию, и он в 342 г., явясь в Рим, показал Западным епископам, кто таковые евсевиане, домогавшиеся в своих символах казаться православными; открыл глаза Западу, что истина поругана, истинные пастыри Востока лишены или престолов, или возможности спасать свою паству, что необходимы меры защитить Церковь , которую хотят разрушить враги Сына Божия. Ревность к истине наконец пробуждена; – составилось несколько Соборов местных на Западе, сделавших по крайней мере то, что истина стала предметом общего ревнования на Западе. Но надобно было сделать что-нибудь и для Востока. Император Констанс, узнавший и полюбивший Афанасия, после бесполезного ходатайства за него пред братом, наконец настоятельно потребовал от Констанция, чтобы составился Собор общий. В 347 г., на Соборе Сардийском, предложено было рассмотреть дело Афанасия и других епископов-исповедников. Но рассматривать дело Афанасия и других гонимых пастырей на общем Соборе для ариан означало тоже, что произносить суд на самих себя, и они, удалясь в Филиппополь, составили свой Собор; следствием сего Собора было, что в Александрию послано было предписание умертвить Афанасия, если он явится в Александрию. Но послы Сардийского Собора, объяснив Констанцию ход дел и открывшийся новый бесчестный поступок ариан, (подобный поступку их с Евстафием), заставили Констанция умерить свою доверенность к ним, и Констанций три раза писал к Афанасию, чтобы тот прибыл к нему, уверяя его в личной безопасности его и в собственном своем уважении к нему. В 348 г. когда Григорий уже умер, а голос Констанса заставил многое переменить к лучшему на Востоке, Афанасий явился к Констанцию, представил ему объяснения о прошлом и с честью отпущен был в Александрию 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А. Музей церковных древностей в Пскове Псковский церковно–археологический музей – учреждение недавнее; тем не менее в нем находится уже не мало предметов церковной старины, заслуживающих внимания. Остановимся пока на трех из них: это бронзовый хорос, царские врата из Снетогорского монастыря и резное в дереве изображение Св. Николая Можайского. Хорос церковный В мае 1911 г. в Островском уезде Псковской губернии, на дне озера случайно найдено было небольшое древнее паникадило (табл. I), формы которого напоминают строение древнего прорезного хороса. Сделано оно из бронзы, которая от долговременного пребывания в воде несколько изменила свой обычный вид и не имеет той плотной патины, которая наблюдается теперь в древних бронзовых изделиях. Размеры его: диаметр 0,48 м., высота 0,3 м. Основную часть его составляет обод – круг, сделанный из широкого бронзового листа. На нем расположены литые изображения священного характера, чередующиеся с фигурами декоративными, а именно: И. Христос на троне, Богоматерь, апостол, святитель, преподобный, херувим. Изображения эти повторены два раза и добавлен еще архангел. Таким образом, составляются два неполных Деисиса. Свещники острые, выходят из трубочки, снабженной тремя цветками. Характер орнамента – плетушка с усиками. Внизу обода (табл. II, I) прикреплено полушарие, украшенное прорезными фигурами трилистника, Центавров с булавами и драконов. Три цепи хороса состоят каждая из трех парагонов, соединенных между собою кружками, украшенными прорезными фигурами центавров и драконов (?); последние переплетаются хвостами. Taбл.I. Бронзовый хорос Церковно-археологического музея в Пскове Уже самая консистенция металла – бронзы или спруди, указывает на глубокую древность этого памятника. Спруда медная употреблялась у нас для изготовления металлических изделий до XIV–XV вв., как это мы видим в других однородных памятниках или хоросах. В XIV–XV вв. она уже постепенно заменяется красной медью. С другой стороны, и основные формы хороса напоминают отдаленную эпоху искусства Византии, откуда они перешли в средние века в Западную Европу, а потом и в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Беседа 4 Мф. 1:17 . Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Почему родословие разделено на три части. – Почему родословие опускается у Марка, но есть у Луки – Для чего Матфей исчисляет количество родов до Христа? – Почему зачатие совершилось не прежде обручения – Непостижимость рождения. – Христос действительно родился от Девы и имеет плоть одинаковую с нами. – Добродетель и мудрость Иосифа. – Почему ангел возвещает ему о зачатии не с самого начала, как Деве. – Каким образом Ангел уверяет его в истине зачатия от Духа Св. – Величие дара отпущения грехов, принесенного Христом, побуждает верующих жить достойно этого дара. – Верующий должен отличаться от неверующего своею доброю жизнью, – равно и всем своим внешним поведением. – Безобразие души можно видеть как в зеркале, изучая жизнь святых мужей. – Человек, дающий волю своим страстям, хуже зверя. – Кто ищет внешней славы, тот бесчестит себя. – Истинную славу дает благочестие. – Пример трех отроков научает предпочитать нищету прелестям богатства. – Увещание творить милостыню. 1. Евангелист разделил все родословие на три части, желая тем показать, что иудеи с переменою правления не делались лучшими; но и во время аристократии, и при царях, и во время олигархии предавались тем же порокам: под управлением судей, священников и царей не оказали никакого успеха в добродетели. Но для чего же евангелист в средней части родословия опустил трех царей, а в последней, поместив двенадцать родов, сказал, что их четырнадцать? Первое предоставляю собственному вашему исследованию, не почитая нужным решать для вас все, чтобы вы не обленились; о втором же скажем. Мне кажется, что он причисляет к родам время пленения, и самого Иисуса Христа, всюду совокупляя Его с нами. И кстати упоминает о пленении, показывая, что иудеи и в плену не сделались благоразумнее, так что из всего была видна необходимость пришествия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава VIII. Таинства. Жизнь в таинствах Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и плоть – приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти. Греческое слово mysterion (таинство, тайна) – от глагола myo, означающего «покрывать, скрывать». В это слово Святые Отцы вкладывали широкий смысл: «таинством» называли воплощение Христа, Его спасительное дело, Его рождение, смерть, Воскресение и другие события Его жизни, саму христианскую веру, учение, догматы, богослужение, молитву, церковные праздники, священные символы и т. д. Из числа священнодействий таинствами по преимуществу называли Крещение и Евхаристию. В «Церковной иерархии» Дионисия Ареопагита говорится о трех таинствах – Крещении, Миропомазании и Евхаристии, однако «таинствами» названы также пострижение в монашество и чин погребения. 162 Преподобный Феодор Студит (IX в.) говорит о шести таинствах: Просвещении (Крещении), Собрании (Евхаристии), Миропомазании, Священстве, монашеском пострижении и чине погребения. 163 Святитель Григорий Палама (XIV в.) подчеркивает центральный характер двух таинств – Крещения и Евхаристии, 164 а Николай Кавасила (XV в.) в своей книге «Жизнь во Христе» дает толкование трех таинств – Крещения, Миропомазания и Евхаристии. 165 В настоящее время в Православной Церкви принято считать таинствами Крещение, Евхаристию, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение; все остальные священнодействия относят к числу обрядов. Следует, однако, иметь в виду, что учение о семи таинствах, содержащееся в учебниках по догматическому богословию, 166 заимствовано из латинской схоластики; оттуда же – различие между «таинствами» и «обрядами». Восточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их. 167 В XV веке святой Симеон Солунский говорит о семи таинствах, настаивая, однако, на сакраментальном характере монашеского пострижения. 168 Его современник митрополит Иоасаф Эфесский пишет: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше» – и дает список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма. 169

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Дополнения к тексту 1. Выпись из писцовых книг Лета 7139 января в 5 день, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руссии указу, писцы Василий Иванович Колычев, да подьячий Василий Рожнов, дали сию выпись с ярославецких книг Малого (своего) письма и меры, Пречистой Богородицы Тихоновой пустыни игумену Герасиму с братиею, на их монастырскую вотчину. А по письму и мере Василия Ивановича Колычева, да подьячего Василия Рожнова написано: в Товаркове стану монастырь Тихоновой пустыни, а в ней храм Трех- Святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о деревянный верх с трапезою; а по сказке игумена Герасима с братиею, в том же монастыре была церковь соборная Успения Пресвятой Богородицы деревянная, па полатях был придел Николая Чудотворца и ту церковь сожгли литовские люди в 118 году, да на монастыре в келье игумен Герасим, да 6-ть келий братских, да келья поваренная, да поварня, да двор конюшенной. За монастырем место дворовое белого попа Якова, а поп живет в монастыре на время, пашни поповы перелогом 15 четвертей В. А. П. 65 , а лесу нет, да монастырские пашни паханые 6 четвертей, да перелогу 4 четверти. Да монастырские деревни, и пустоши: деревня Дворцы, а в ней крестьяне писаны по именам. Пашни паханые монастырские 26 четвертей, да перелогу 16 четвертей, лесом поросло 23 четверти худые земли В. А. П.; сена по реке Угре 150 копен, лесу болотины меж пашен 3 десятины. Деревня Скаковская на реке Угре, а в ней крестьяне по именам; пашни паханые худые земли 10 четвертей, да перелогом 6 четвертей, да лесом поросло 30 четвертей. В. А. П. сена по реке Угре 15 копен, лесу пашенного 3 десятины. Деревня Камельшно, Давыдовское тоже, на реке Угре, а в ней крестьяне по именам. Пашни паханые худые земли 8 четвертей, да лесом поросло 6 четвертей. В. А. П. сена 15 копен, лесу не пашенного меж пашен во всех трех полях 3 десятины. Деревня Окатово на суходоле, что был починок Сычов, крестьяне по именам. Пашни паханые худые земли 6 четвертей, перелогом 2 четверти, лесом поросло 3 четверти.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Если бы мне было сейчас 20 лет, я уехал бы в Россию Интервью со священником Андреем Филлипсом Священник Андрей Филлипс – Как Вы, англичанин, пришли к Православию? Как стали священником? – Я родился в обычной английской семье – младшим из трех братьев. Детство свое счастливо провел в деревне. В школе я увлекся древнеанглийской историей, дома с упоением слушал рассказы отца, отслужившего пять лет (до 1945 г.) в Британской армии. Мои родители не держались никакой религиозной веры. В 12 лет я стал размышлять: «Кто создал эту красоту вокруг? Откуда я? Куда иду? Почему я здесь?» Я чувствовал какое-то величественное, таинственное присутствие совсем близко, за полями, за деревьями, за облаками… В то время я стал читать Евангелие и почему-то заинтересовался русским языком. Тогда же купил учебник по русскому языку и начал самостоятельно его изучать. В 14 лет я стал посещать протестантские кирхи и католические костелы, но чувствовал себя в них чужим. Я узнал, что существует еще одна Церковь – Православная. Впервые я попал в православный храм в 16 лет. В том русском храме я сразу почувствовал себя как дома. У меня было такое чувство, как будто я всегда был там, как будто в душе я всегда был православным. Тогда же прояснилось мое будущее, я понял, что стану, пусть даже единственным, православным англичанином несмотря ни на что. В конце концов, мои родители разрешили мне принять Православие в 1975 году, когда мне было 18 лет. После университета я работал в Греции, паломничал на святую Афонскую Гору. После богословских занятий в Свято-Сергиевском институте в Париже, в 1985 году меня рукоположили в диаконы. В 1991 году приснопамятный архиепископ Женевский Антоний рукоположил меня во иереи. Я служил во Франции и Португалии, писал книги о западных святых первого тысячелетия, когда Западная Европа еще не откололась от Православия. Теперь я служу в Англии в маленьком православном приходе во имя святителя Иоанна Шанхайского. Он находится в небольшом городе Феликстов на английском «Дальнем Востоке», как называет его владыка Марк. У нас только что прошла «трехъязычная» Пасха: служба велась на трех языках – церковно-славянском, румынском и английском. Мы издаем англоязычный журнал «Православная Англия». Есть у нас и сайт www.orthodoxengland.org.uk .

http://pravoslavie.ru/4670.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Византия в Покровске – история чудесного превращения 18.11.2021 571 Время на чтение 6 минут Источник: Православие.ру Фото: Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», г. Покровск Для Бога нет ничего невозможного. Он, как мы помним из Евангелия, может детей Авраама воздвигнуть из камней. А еще Он может столовую для железнодорожников превратить в византийский храм, монтажника-высотника – в доброго и заботливого пастыря, а жителей окраинного и не во всем благополучного поселка – в ревностных прихожан. Долгий путь к счастью Новости трех его приходов – это и есть самые главные дела в жизни священника Если спросить священника Александра Ермошина, встретив его в коридоре управления Покровской епархии: «Как у вас, батюшка, дела?» – ответ будет примерно таким: «В Скоропослушнице” строим колокольню, в Никольском – воскресной школой занимаемся, у Святителя Тихона штукатурим». Потому что новости трех его приходов – это и есть самые главные дела в жизни священника. Он старается отдавать свое сердце поровну, но в доверительной беседе признается: храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в поселке Анисовка Энгельсского района Саратовской области – всё же на особом месте в душе. Тому причина – история его удивительного строительства, о которой речь пойдет ниже. Но вначале – несколько слов о священнике. История его превращения началась давно – было тогда будущему пастырю 33 года. Он искал и не находил ответы на самые важные в жизни вопросы. «И тогда я впервые осознанно переступил порог Свято-Троицкого собора в Саратове. Я пришел на первую в своей жизни Исповедь и свалил с плеч тяжелый камень, из храма вышел счастливым человеком. Это и стало началом моего сознательного и долгого пути к Богу. Теперь, возвращаясь из командировок, первым делом я спешил в храм на Исповедь», – вспоминает отец Александр. Завхоз, водитель, катехизатор, воспитатель в православном лагере – любое дело, воспринятое как послушание, приносило радость. «В январе 2016 года епископ Покровский и Николаевский Пахомий рукоположил меня во диаконы, а в марте того же года – во иереи. Мне было уже 47 лет», – говорит батюшка. Идет шестой год, до предела наполненный трудами, встречами, соболезнованием и сорадованием. Люди ведь кругом, и какие люди…

http://ruskline.ru/opp/2021/11/18/vizant...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010