Лобань. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь Карта и ближайшие объекты Построена на средства прихожан в 1780-х годах вместо прежней деревянной. Благословение на постройку было получено в 1770 году от Казанского архиепископа Амвросия. Первоначально устроено два престола: в холодном храме во имя Николая Чудотворца (освящен 28 июня 1802 года), а в теплом – в честь Трех Святителей (освящен 30 сентября 1792 года). Основной ярусный объем холодной церкви, построенной в традициях вятского барокко, отличается стройностью пропорций и изяществом декоративной композиции. Есть основания приписать ее постройку подрядчику каменных дел М. Л. Злобину или мастерам его артели. Трапезная на рубеже XIX – XX веков была полностью перестроена с расширением и соединена крытым коридором с колокольней. При освящении теплой церкви северный придел получил наименование в честь Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, южный – во имя Покрова Богородицы. Фасады трапезной мастерски стилизованы под архитектуру регионального барокко, отразившегося в облике вятских памятников первой половины-середины XVIII века. Существующая ныне колокольня с фасадным декором в духе позднего классицизма возведена предположительно в начале второй половины Х I Х века по проекту А. С. Плесковского. Поздние двухколонные портики, которые были пристроены к северному и южному порталам холодного храма, утрачены. Сами порталы сильно растесаны. Под переходом и западной частью теплого храма имеется подвальный этаж на всю ширину здания. Здесь могли быть размещены бытовые и хозяйственные помещения церкви и калориферные печи для ее отопления. Наружные стены кирпичного здания прежде были обмазаны известковым раствором и окрашены колером зелёно-салатного цвета с выделением побелкой архитектурных деталей. В настоящее время обмазка сильно выветрилась, окраска неплохо сохранилась со стороны северного фасада. Габаритные размеры здания в плане: длина – 70,0 м ., ширина по трапезной – 20,0 м . Двусветный четверик, стены которого оканчиваются полуглавиями, покрыт высокой многогранной купольной кровлей с завершением в виде двух последовательно убывающих в объеме световых восьмериков. Над верхним восьмериком возвышается миниатюрная главка с гофрированной юбочкой, наложенной на овальную восьмискатную кровлю. К четверику примыкают суженный пятигранный алтарь, покрытый на пять скатов, и обширная теплая церковь с поднятой двускатной кровлей и западным вальмом. Трехъярусная колокольня, завершенная ротондой верхнего звона со шпилем на цилиндрическом постаменте, отличается ступенчатым объемом и неоправданно массивным кубом яруса-основания. Переход, связывающий колокольню и церковь, имеет по сторонам входные проемы.

http://sobory.ru/article/?object=09044

М. Александровский А. Перечень существующих церквей в порядке времени их построения I. Время митрополитов Киевских и всей России Спас на Бору, или Преображенский собор. Находится на дворе Большого Кремлевского Дворца. Построен в 1330 году Великим Князем Иоанном I Даниловичем Калитою при митрополите Св. Феогносте. Западный притвор и северозападный верхний придел пристроены в 1350 году В. К. Симеоном Иоановичем Гордым. 3начительные обновления происходили при Димитрии Донском, Иоанне III, Василии III и Иоанне IV Грозном, при чем были пристроены 1) югозападный верхний придел, 2) юговосточный придел Гурия, Самона и Авива, 3) северовосточный придел Трех Святителей, 4) притвор к юговосточному приделу. При обновлении 1863 года верхние приделы получили наименования: северный – Мученика Прокопия, южный – Стефана Пермского. Придел Трех Святителей остается не восстановленным и служит палаткой для причта. – В главном иконостасе находятся храмовые иконы 1) Сретенского собора, разобранного в 1801 году, и 2) церкви Похвалы Богородицы, находившейся в Потешном Дворце и упраздненной в 1809 г. 2. Всех Святых, что на Кулишках. Находится на Варварской площади при начале Солянки. Построена при В. К. Дмитрии Иоанновиче Донском в память православных воинов, павших 8 сентября 1380 года в битве на Куликовом поле. Колокольня XVII века. Некоторая перестройка церкви была в 1687 году, а последнее значительное обновление в 1845. Приделы: 1) Пророка Наума, 2) Николая Чудотворца. 3. Марии Египетской, в Сретенском монастыре. Построена в 1385 году. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII веке фабрикантом А. Милютиным. В 1784 году церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 года богослужения в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 году стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени Александра I. 4. Воскрешения Лазаря. Во Дворце, на северозападе от Спаса на Бору. В 1393 году Бывшая Княгиня Евдокия Димитриевна построила здесь каменный храм Рождества Богородицы. Над этим храмом в 1514 году зодчим Алевизом надстроен другой, который стал называться церковью «Рождества Богородицы, что на Сенях», причем нижняя церковь была переименована в Воскрешения Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛУБИНАЯ КНИГА центральный образ рус. духовного стиха , важный источник для реконструкции народных христ. представлений. По предположению Н. С. Тихонравова , Стих о Г. к. мог сложиться в своем первоначальном виде в кон. XV - нач. XVI в. на территории Псковско-Новгородского края. Окончательное оформление текста произошло, по-видимому, в 1-й четв. XVII в.: этим столетием датируются наиболее ранние списки Стиха. Особая версия текста внесена в Сборник Кирши Данилова (сложился на Урале в сер. XVIII в.). В XIX в. Стих бытовал преимущественно на севере России, отчасти в средней полосе, а также в Белоруссии. Занимая пограничное положение между устной и письменной словесностью, Стих о Г. к. демонстрирует сложное переплетение гетерогенных элементов, восходящих гл. обр. к ряду переводных апокрифических сочинений, подвергшихся фольклоризации в процессе бытования на Руси. Среди источников Стиха - «Беседа трех святителей», «Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской», «От коих частей создан бысть Адам» и др. Наиболее близка к Стиху о Г. к. «Беседа Иерусалимская», излагающая диалог между царями Волотом и Давидом о тех же вопросах, к-рые обсуждаются в Стихе. Мнения ученых о соотношении между Стихом о Г. к. и «Беседой Иерусалимской» разделились: одни считали, что «Беседа...» предшествовала Стиху, другие видели в ней прозаическую переделку Стиха. Выражение «Г. к.» вызывает разные толкования. По мнению В. Н. Мочульского, оно образовано от более древнего «Глубинная книга» по ассоциации с голубем как символом Св. Духа. «Глубиной» (в смысле «глубина премудрости») именовали Псалтирь, возможно, также «Беседу трех святителей». В. Н. Топоров сопоставил выражение «Глубинная книга» с названием произведения иран. лит-ры «Бундахишн» (букв.- сотворение основы, глуби). А. А. Архипов считает изначальной форму «Г. к.» - так могли на Руси называть Пятикнижие в результате того, что его древнеевр. название «Sefer tôrâ» («Книга закона», «Книга Торы») было осмыслено как «Sefer tôr», т. е. «Книга горлицы», «Книга голубя».

http://pravenc.ru/text/165313.html

Отенское, урочище. Ионо-Отенский монастырь. Отня пустынь /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1420. (первое упоминание). Год утраты:1944 (разрушен артиллерийским огнём) Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, урочище Отенское Координаты: 58.727969, 31.711619 Изменить описание объекта Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Свое название монастырь получил от имени Отня, или Отчая пустынь. Летописные сведения об основании монастыря отсутствуют, но под 6928 (1420) г. сообщено: " поставлены две церкви деревянные в Отне пустыне Николая Чудотворца и Онуфрия Великого на Красном острове, а строил архимандрит Харитон " . Спустя 32 года, в 1452 году, св. Евфимий строит в Отенском монастыре первую каменную церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Обитель тогда была маленькой, с незначительным числом братии и скромными доходами. Расширил и переустроил ее уже архиепископ Иона — постриженик, а потом и игумен этого монастыря. В 1462 году по его повелению перестраивается храм Трех Святителей, к которому с юга примыкает придельная церковь Рождества Иоанна Предтечи — святого соименного Ионе до иночества с приделом во имя Онуфрия Великого. В 1463 году строительство задуманного Ионой монастырского ансамбля завершилось возведением трапезного храма Николая Чудотворца в восьми саженях от соборной церкви к северу (вероятно, на месте деревянного храма) — двухэтажного здания, к которому в западной части примыкали игуменские покои, отделенные от трапезной палаты узкими сенями. После смерти Ионы монастырь подвергался многим бедствиям и быстро стал приходить в упадок. Иван IV поддержал его денежными средствами: в 1574 г. на монастырь было пожаловано 2644 руб. 4 алтына и 4 деньги. Летопси утверждают, что в 1600 г. в Отне случился громадный пожар, который уничтожил все монастырское добро, оставив только обгорелые и разрушенные стены церквей. Трудами монахов и на средства частных благотворителей монастырь начал обстраиваться, но в 1615 г. Делагарди, предводительствуя шведскими войсками на пути из Тихвина в Новгород " ...Отенский монастырь разорили, и церковное, и монастырское и всякое строение выграбили, и братию и служек побили, и монастырь весь выжгли " .После такого страшного опустошения по ходатайству игумена Дионисия обитель была возобновлена на основании грамоты царя Михаила Федоровича (1617 г.). В 1662 году к Отне был приписан Козьмодемьянский монастырь, но в 1699 году сильный пожар снова опустошил обитель, и митрополит Иов приписал ее к архиерейскому дому. Опека помогла обстроить Отню. Архимандриту Тихону была дана полная настоятельская власть в устройстве монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=49884

Поверив Никону, что он оставил навсегда патриаршую кафедру в Москве и впредь до избрания нового патриарха поручил править Церковию Крутицкому митрополиту Питириму, царь Алексей Михайлович в конце того же месяца (31 июля 1658 г.) указал боярину князю Алексею Никитичу Трубецкому, да окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу, да дьяку Александру Дурову переписать всю домовую и келейную патриаршую казну «после великого господина, бывшего патриарха Никона», т. е. все имущество, принадлежавшее как патриаршему дому или кафедре, так и лично или келейно патриарху Никону: такая перепись делалась и прежде после патриархов Филарета Никитича, Иоасафа и Иосифа. При этом подробно описаны были: а) церковные вещи: образа, кресты, панагии, сосуды церковные и облачения, богослужебные книги и разная церковная утварь; б) домашние вещи: рясы, клобуки, камилавки, шубы, серебряные кубки, братины, ковши, тарелки и пр., бархаты, атласы, соболи, сукна, ковры и пр.; в) наличные деньги, поступившие в патриаршую казну с духовенства, с патриарших монастырей и вотчин и из других источников (денег оказалось в сложности 844 золотых, 3402 ефимка и 17 615 тогдашних рублей); г) жалованные грамоты и другие многочисленные документы на разные патриаршие имения; д) книги, рукописные и печатные, славянские и греческие и на иных языках, отчасти находившиеся в палатах патриарха, каменных и деревянных, а преимущественно помещавшиеся под Крестовою церковию трех святителей — Петра, Алексия и Ионы, Московских чудотворцев. По окончании переписи патриаршего имущества все, что оказалось в нем «келейного», т. е. все вещи, принадлежавшие собственно патриарху Никону, какого бы рода они ни были, по приказанию государя были отделены, переданы патриаршему дьяку Ивану Кокошилову да патриаршему стряпчему Симону Грязному и чрез них отправлены в Воскресенский монастырь к бывшему патриарху. В частности, замечательно, что государь приказал отослать туда же к Никону не только все книги на иностранных языках, купленные на его келейные деньги в Новгороде старцем Арсением Греком и находившиеся у этого Арсения, но и все многочисленные греческие книги, письменные и печатные, приобретенные на Афоне старцем Арсением Сухановым на денежную казну государеву и находившиеся под церковию трех святителей Московских — Петра, Алексия и Ионы; те и другие книги по царскому указу были отданы для отсылки в Воскресенский монастырь патриаршему боярину Борису Нелединскому да дьякам Ивану Кокошилову и Ивану Калитину .

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

Предисловие Предлагаемый курс Нравственного богословия составлен на материале лекций, прочитанных в 1989—1993 годах в Московской Духовной Семинарии и частично в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. После долгих десятилетий вынужденного молчания Русская Православная Церковь обретает законную возможность для выражения в полный голос своего богословского исповедания в различных областях христианского учения и свидетельства, включая и область нравственности. Основное содержание предлагаемого курса лекций составляет изложение важнейших нравственных понятий в их богословском освещении и раскрытии. Курс лекций, рассчитанный на восприятие углубленного этико-богословского видения человека, построен с привлечением ценных теоретических обобщений, содержащихся в работах отечественных и зарубежных богословов, психологов и философов: митрополита Московского Филарета, святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Кавказского (Брянчанинова), епископа Гурия Иркутского (Степанова), протоиерея Сергия Булгакова, протоиерея Георгия Флоровского, М.М. Бахтина, Ф. Бекле, К. Вильямса, Л.С. Выготского, К. Вьенера, Дж. Гивитца, Г. Гратсеса, Л.Н. Гумилева, У. Джемса, О.Г. Дробницкого, С.З. Зарина, И.А. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, П. Массена, А. Маслоу, Т. А. Немчина, И. Рацингера, В.С. Соловьева, С.Н. Трубецкого, Ф. Фургера, Э. Фромма, С. Харакаса, К. Харни, Э. Эриксона, К.Г. Юнга и многих других. В предлагаемом курсе лекций говорится о том, что человек является носителем трех начал — естественного, разумного и Божественного, что его жизнь протекает одновременно в трех сферах бытия — природной, социально-культурной и религиозной, что человеческая личность обладает даром свободы, в стихии которой она осуществляет нравственный выбор, ценностную ориентацию и реализацию смысла своего существования, что личность ориентирована на свое собственное бытие, на этическое отношение к окружающему миру и на религиозное отношение к Богу, что норма, ценность и благо соответствуют трем названным аспектам ориентации личности и являются ступенями восходящего ряда на пути ее богоуподобления и достижения ею идеальной полноты бытия, что человек, как и мир, бездонен и что только в исполнении Божественного творческого замысла о человеке и в причастности человека к нетварной Божественной благодати открываются начало и последний смысл человеческого предназначения в мире.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4143...

Семинарский храм Трех святителей 13 августа 2012 г. 10:10 Реконструированная духовная семинария в Коломне сможет принять около тысячи студентов Новый комплекс зданий духовной семинарии в Коломне, строительство которого было завершено накануне на территории Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря, сможет принять 150 студентов на очное отделение и 700 – на заочное. Об этом заявил Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, выступая перед журналистами в воскресенье. Также просторные помещения семинарии откроют новые возможности для слушателей Миссионерско-катехизаторских курсов Московской епархии - будущих приходских миссионеров-катехизаторов. " Сегодня Коломенская духовная школа вступает в новую эпоху, невероятно сложную по объему и остроте стоящих перед Церковью задач. Слава Богу, семинария развивается, обретает новый облик, выходя на передовые рубежи отечественного духовного образования " , - сказал митрополит Ювеналий. " Сегодня мы должны подготовить священнослужителей, которые бы понимали запросы современного общества, могли бы говорить с паствой на понятном им языке, вливать вино жизни и веры в новые меха. Поэтому для нас открытие обновленной семинарии – праздник не только епархиальный, но и всероссийский " , - добавил архиерей. В этот день обновленную семинарию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который совершил чин великого освящения храма Трех святителей и Божественную литургию в нем. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Константина (Островского), ректора Коломенской духовной семинарии, во епископа Зарайского, викария Московской епархии. " Церковь наша сегодня нуждается в том, чтобы как можно больше было пастырей духовно и всесторонне просвещенных, пастырей подвижников и тружеников, в первую очередь полагающих силы свои во славу Божию, во спасение своей паствы и только в десятую очередь думающих о самих себе, о своем благополучии " , - особо отметил архипастырь в своем Первосвятительском слове. Святейший Патриарх обратился с напутствием ко всем будущим студентам семинарии, тем, кто " намеревается войти в ограду Церкви, имея заветное желание стать священнослужителем " : " Большинство священнослужителей Русской Православной Церкви, которые несут сегодня, в это непростое время свое служение, таковы. Не имея особых материальных и иных привилегий, они не щадят жизни своей, часто день и ночь отдают своей пастве, и дай Бог, чтобы таких священнослужителей стало еще больше. Что бы ни говорили о них, что бы ни говорили о Церкви, как бы ни клеветали на ее доброе имя, как бы ни разжигали человеческие инстинкты, такие как зависть и злобу, подвиг священнослужителей, иерархов, духовенства, монашествующих должен совершаться невзирая ни на что, потому что подвигом этим возвышается и укрепляется Церковь " .

http://e-vestnik.ru/news/rekonstruirovan...

Скачать epub pdf Клевета См. также: Вера . 123; Дерзновение . 241; Молитва праведника . 489; Надежда . 591; Целомудрие . 1197. 306. Зная о клевете, распускаемой о нем, святитель Иоанн Златоуст не обращал на нее никакого внимания Когда святитель Иоанн Златоуст стал Патриархом, то он обратил особое внимание на благоустройство в церковном клире. Добрых из клира поощрял и утверждал в добре, а злых наказывал и обличал. Вследствие этого его очень любили добрые и ненавидели злые. Жившие худо особенно невзлюбили святого за то, что он их беззаконные дела выводил наружу, а некоторых из них отлучал от Церкви. И вот эти злые клирики из мести стали распространять о Патриархе худую молву, хулили того, кто достоин был одних похвал. Иоанн знал о клевете, но как он к ней отнесся? Не обращал на нее никакого внимания, предоставив все суду Божию. И вышло так: чем более хулили Иоанна его враги, тем более разрасталась добрая слава о нем. До клеветы он был славен лишь в своем Отечестве, а после прославился и в далеких странах, и многие люди из этих стран приходили в Царьград затем, чтобы видеть его и насладиться слышанием его высокого учения. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 178). 307. Старец Пафнутий был оклеветан в краже и три недели добровольно нес епитимию; через три недели клеветник стал бесноватым, признался в клевете на Пафнутия и был исцелен по его молитвам См. также: Беснование ; Молитва праведника ; Смирение . Авва Кассиан рассказывал: “У Великого Исидора, пресвитера скитского, был некто Пафнутий, диакон, которого он за добродетель хотел сделать пресвитером, чтобы тот стал его преемником после смерти. Тот же не принял рукоположения из благоговения, но остался диаконом. Вот этому, по злоумышлению врага, позавидовал некто из старцев. Когда все находились в церкви на молитве, он, выйдя, подбросил собственную книгу в келию аввы Пафнутия и возвестил авве Исидору, что кто-то из братьев украл его книгу. И удивился авва Исидор: никогда не случалось такого в скиту. Старец, подбросивший книгу, сказал ему: “Пошли двух отцов со мной, чтобы мы обыскали келии.” Наконец, в келии аввы Пафнутия книгу находят и приносят ее пресвитеру в церковь . Авва Пафнутий творит раскаяние пресвитеру перед всем народом, говоря: “Я согрешил, дай мне епитимию.” В течение трех недель он не должен был общаться с братией, а приходить каждый раз в церковь , падать перед всем народом и говорить: “Простите меня, я согрешил!” По прошествии же трех недель он принят был в общение, и тотчас старец, оклеветавший его, сделался одержим бесом и начал признаваться: “Я оклеветал раба Божия.” Когда была о нем молитва всей церкви, то он не уврачевался. Тогда Великий Исидор говорит при всех авве Пафнутию: “Помолись за него, ибо ты оклеветан был и только тобой он уврачуется.” Когда Пафнутий помолился о нем, старец немедленно стал здоровым. (Древний патерик. 1874. С. 368. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Тридцатый день. Поучение 1-ое. День трех святителей. (Против увлечения спиритизмом). I. Долго спустя после кончины свв. Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , память коих совершается ныне, возникла в обществе христианском распря о том, кто из них выше по достоинству и ближе к Богу. Чтобы утолить этот раздор, угрожавший миру церкви, святители явились Иоанну, митрополиту евхаитскому, мужу ученому и благочестивому, и объявили ему: «мы равны перед Богом. Внуши христианам, чтобы оставили раздор, и хранили единомыслие. Составь для нас праздник в один день; мы всем, нас поминающим, будем споспешествовать ко спасению». – Сказав это, они, осиянные небесным светом, стали невидимы. II. Рассказанный теперь случай есть один из многочисленных опытов, неопровержимо подтверждающих, что явления душ из мира загробного не невозможны, и действительно бывали. а) Неправильное разумение сего рода случаев служили для многих поводом к напряженному усилию войти в сообщение с миром духов. Одни, лишась сердцу близких и любимых, ждут их во сне, и даже наяву, чтобы спросить их, как они живут за гробом. Другие, сгорая желанием узнать свое будущее, мечтают в страшной тишине чародейства и гаданий услышать голос о своей судьбине. Есть и такие, которые чрез таинственные открытия, получаемые будто бы из царства духов, думают усовершенствовать веру христианскую, которые хвалятся своим искусством беседовать с давно и недавно умершими, и которые дерзко дают понять, что вызвать душу из иного мира для них также легко, как позвать слугу из одной комнаты в другую. К сожалению, гадальщицы и духовидцы между легкомысленными и суеверными всегда находят себе много приверженцев. Посему и в наше время не излишни советы против того предрассудка, от которого так предостерегал современников Исаия пророк: «когда вам скажут: посоветуйтесь с вызывателями мертвых, и с ворожеями... отвечайте: не должен ли народ к своему истинному Богу обращаться? Разве о живых можно спрашивать умерших?». б) Хотя то несомненно, что души умерших являлись иногда в действительности, а не в воображении живым; однако же устроять такие свидания никогда не было предоставлено произволу и искусству человека. Душу отшедшую можно увидеть тому, кому это дано было бы от Бога; но вызвать ее никто не может. Являлись и ангелы, но не по произволу человеческому, и даже не сами собою, а потому что Бог посылал их. Не все ли они «суть служебные духи, посылаемии», как замечает апостол, «на служение хотящим наследовать спасение» ( Евр. 1, 14 ), а не произвольно являющиеся? – Так же надобно думать и о душах людей усопших. Их вызвать и видеть не зависит от нашей власти, и не всегда достижимо для самой пламенной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

7. Правило веры: познание ея, восприятие ея сердцем и введение в жизнь Вчера нам был представлен образец любви в св. Иоанне Богослове; ныне же указывается правило веры в Святителе и Чудотворце Николае. И давайте учиться православной вере в честь сего преславного Святителя. Правило веры слагается из следующих трех: из ведения содержания веры, – из восприятий сего содержания сердцем – и из введения жизни своей в порядок, указуемый верою. – Это и стороны и вместе степени веры, и ее характеристические черты, присутствие которых свидетельствует о присутствии веры, как отсутствие – об отступлении. Я укажу вам, что есть вера на всех сих степенях. А посему указанию вы потом сами уже рассудите, «аще есте в вере», как советует святой Апостол Павел. Первая степень веры, или начало ее, есть ведение содержания святой веры. Если просмотреть все Божественное откровение от начала его до конца, то в уме нашем вообразится все домостроительство нашего спасения, или все дивное Божие о нас смотрение, которым благоволил Он спасти нас погибавших. И если б кто захотел представить его в кратких положениях, то он должен бы был, словами св. Тихона (Ч. 8, стр. 218), исповедать следующее: 1) Бог наш – Творец и Промыслитель, в трех лицах поклоняемый, сотворив небо и землю и все украшение их, последи создал человека – Адама, и помощницу ему – Еву, от которых потом произошел весь род человеческий. 2) Прародителей наших Преблагий Бог создал не так, как прочие твари, но Дивным некиим и человеколюбивым советом. Прочие твари созидая, Бог проглаголал: «да будет». Приступая же к созданию человека, Он держит совет: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Так высоко превознес человека пред прочими тварями, что не только создал по особенному Своему совету, по и образом Своим Божиим почтил. 3) Первозданных прародителей наших Бог поместил в прекрасном месте – в раю сладостей, и дал им заповедь: «не вкушать от древа, еже разумети доброе и лукавое, под страхом смерти». 4) Сей заповеди Божией прародители наши не сохранили, и от заповеданного древа вкусили, послушав злого совета змия и сатаны, позавидовавшего блаженству их. Не послушавши Бога, Создателя своего, и послушав врага своего и Божия, они тяжко согрешили пред Богом, – за что лишились милости Божией и благодати, которою их почтил Бог в создании, – потеряли образ Божий, и из святых и праведных сделались нечистыми, скверными, грешными, – подпали праведному гневу Божию и всякому неблагополучию временному и вечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010