В 29–30 главах находится заключительная речь Иова. Он вспоминает прошлое, свое потерянное счастье. Вспоминает о том, как Бог хранил его и каким авторитетом он пользовался у сограждан. Вспоминает Иов и о тех благодеяниях, которые он делал другим. Вместе с тем он размышляет и о настоящем. Он не находит никакой причины для такой резкой перемены своей жизни в худшую сторону. В реальной жизни ему остается только одно – его страдания. В 31 главе содержится апология Иова. Он взывает к Богу о справедливости: «Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» ( Иов.31:6 ). Он перечисляет грехи, которых он, по его убеждению, никогда не совершал: 1) Прелюбодейные помыслы; 2) Обман; 3) Зависть; 4) Кража; 5) Прелюбодеяние; 6) Обиды, нанесенные слугам; 7) Нарушение прав земледельцев и наемников; 8) Немилосердие; 9) Скупость; 10) Горделивость; 11) Язычество и суеверие; 12) Мысли о мести и проклятии; 13) Отказ в гостеприимстве. Святитель Иоанн Златоуст , в связи с этим, говорит о новозаветной праведности Иова. Иов не только не прелюбодействовал, но не допускал даже прелюбодейных помыслов. 2.6.6. Речь Елиуя (гл. 32–37) В начале 32 главы внезапно появляется новое действующее лицо книги Иова. Это некто Елиуй (евр. Элигу), сын Варахиилов, Вузитянин. Вероятно, возле Иова и его друзей собрались слушатели, и одним из них был Елиуй. Впрочем, большинство ученых считает речи Елиуя позднейшей вставкой в первоначальную редакцию книги Иова. К такой мысли приводит внезапное появление и такое же внезапное исчезновение Елиуя в ходе повествования. Ни в прологе ни в эпилоге Елиуй не упомянут ни одним словом. Стиль его речей отличается от стиля других поэтических мест книги. «Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова» ( Иов.32:1–3 ). Речь Елиуя начинается с ораторского вступления (глава 32). Он указывает на свой молодой возраст, как на причину, по которой он до сих пор молчал. «Я молод летами, а вы – старцы; поэтому я робел и боялся объявить вам свое мнение» ( Иов.32:6 ). Но поскольку речи старших оказались бесполезными, то он решил выступить с изложением собственных взглядов. Дальнейшую речь Елиуя можно разделить на две части. В первой части (глава 33) он обращается к Иову, а во второй части (главы 34–37) – к Иову и его друзьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

В первых одиннадцати главах Книги Бытия Библия нам рассказывает об истории человечества, которая последовала за грехопадением. Библия рассказывает о Потопе, о том, как Бог, стремясь избавить человечество от зла, попускает быть этому гигантскому наводнению, когда погибает большая часть всех людей. Остаются только Ной, его три сына и их жены, и от них возобновляется человеческий род. Но природа человека уже поражена. Грех становится наследственным, и один из трех сынов Ноя обнаружит греховность, не проявив уважения к своему отцу. И Бог говорит о том, что Он с этого момента не будет уничтожать человека, что человек будет распространяться по всей земле. Но прежде чем люди разошлись, они стремились построить огромное здание — Вавилонскую башню, создать себе Имя. Создать знак равенства между Богом и земными владыками. Это особый вид человеческой гордыни. Бог разрушает горделивые замыслы человека. Он смешивает языки. Люди теряют способность понимать друг друга и начинают враждовать. Группы людей расходятся, и строительство гигантской башни останавливается. Затем Библия рассказывает нам, переходя уже в исторический план повествования, о том, как в Уре Халдейском, городе в Месопотамии, жил человек по имени Авраам. Авраам услышал однажды голос Божий: «Выйди из земли твоей и из города твоего, из семьи твоей и пойди в землю, которую Я укажу тебе» (ср. Быт.12:1 ). Авраам послушался голоса Божия, потому что Бог сказал ему также: «Я произведу от тебя великий народ, и благословятся в тебе все племена земные; и Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающих тебя прокляну» (ср. Быт.12:2–3 ). Трудно сказать, как звучал голос Божий: был ли это действительно реальный звук с неба, или это звучало в глубине сердца Авраама; но так или иначе, Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Авраам оставил свои обжитые места, оставил свой город и вместе со своими стадами, с женой Сарой, с племянником Лотом и с небольшим числом слуг отправляется туда, куда ведет его голос Божий. История Авраама чрезвычайно интересна и поучительна, но мы сейчас о ней не будем говорить подробно. Авраам стал главой небольшой семьи, потом эта семья становится небольшим родом, затем племенем.

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

«В устах их нет лжи» (в Синодальном переводе: «нет лукавства»). Ложь – это язычество, но может быть и просто ложь в обычном смысле. Это излюбленная в Писании фраза. «Блажен человек… в чьем духе нет лукавства», – поет псалмопевец Давид ( Пс.31:2 ). Пророк Исаия так говорит о рабе Божьем: «И не было лжи в устах его» ( Ис.53:9 ). Пророк Софония сказал об избранных остатках народа Израиля: «Не найдется в устах их языка коварного» ( Соф.3:13 ). Это должно быть вполне понятно каждому из нас. Иисусу Христу точно так же, как и нам, нужны честные и искренние последователи. «Они непорочны». В этом высказывании содержится мысль о жертве. В Библии «непорочность» всегда связывается с приносимой Богу жертвой. «Непорочными» считались животные, не имеющие ни малейшего изъяна, и потому пригодные для жертвы Богу. Это слово часто употребляется по отношению к христианам. Бог избрал нас, чтобы мы были «святы и непорочны пред Ним» ( Еф.1:4 ; Кол.1:22 ). Церковь должна быть «славною, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ). Апостол Петр говорит об Иисусе как о «непорочном и чистом Агнце» ( 1Пет.1:19 ) и так далее. Итак, стихи Откр.14:1–5 , во-первых, носят характер утешения преследуемых христиан в гонениях, ибо здесь утверждается их конечная победа и спасение. Во-вторых, они носят увещевательный характер, призывая к верности Христу до смерти. Г. Предваряющее изображение суда Божьего (14:6–20) Если стихи Откр.14:1–5 предваряют видение конечного Спасения, которое будет далее изображено в Откр.19:1–10 , то в стихах Откр.14:6–20 предвосхищаются события суда Божьего, тоже подробнее описанные далее, в 18 и 19-й главах. Сначала следуют видения трех Ангелов: Ангела, призывающего и возвещающего суд Божий ( Откр.14:6,7 ); Ангела, предсказывающего гибель Рима под образом Вавилона ( Откр.14:8 ) ; и Ангела, предвещающего суд и гибель тех, кто отрекся от своей веры и воздал славу зверю ( Откр.14:9–12 ). а) Призыв первого Ангела ( Откр.14:6–7 ) 6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; 7 и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Все эти пророчества даны были и ранее в виде откровения Аврааму, когда Господу угодно было сказать ему: „благословятся в семени твоем все народы земли“. ( Быт. 22:17–18 ). Пророк Исаия, под видом распространяющагося шатра (ст. 8) описывающий Церковь Божию, повторяет образы, упомянутые им в гл. IV, 6 на что мы указываем в виду убеждения нашего в единстве начертания всей книги Исаии одною мыслию и рукою. Точно также в ст. 3 обращение пустынных городов в кипящие жизнью местности, напоминает образы, встречаемые нами в первых 39 главах. Все эти подобия свидетельствуют о Духе Животворящем, имеющем обновить духовную жизнь человечеству, о чем пророчествовал и пророк Иоиль ( Иоил. 2:26–32 , в словах, приводимых в Деян. 2:17–21 ). Мы должны закончить эти мысли по поводу трех первых стихов этой главы общим замечанием, что стихи эти, относящияся к свободной Церкви Христовой объемлют всех верующих, как язычников, так и Израильтян, насколько эти последние отрешились от уз, возложенных на них истолковатлями закона книжниками и фарисеями, „которые, взяв ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали“: ( Лк. 11:52 ). Сердца свободные и жаждущие Бога и истины, вот кто составили Церковь Христову и к ней взывает в 1 стихе пророк: Возвеселись! 4 . Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. 5 . Ибо твой Творец есть Супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. В поэтических образах рисуется Иезекиилем юность народа Израильского под видом красивой девы, достигающей зрелости, но презираемой. (См. Иез. 16:3–8 ). Господь Бог прикрывает ее полой одежды Своей и берет ее в супруги. Далее в этой же главе рисуется ее первое блудодеяние с намеком на золотого тельца в пустыне 1670 , и последующие идолопоклонства ее, приравниваемые к измене жены Супругу своему. Посрамлена была юность Израиля и неверием вышедшего из Египта старшего поколения, приговоренного умереть в пустыне ( Чис. 14:29–39 ), и позже идолопоклонством при судьях и при царях. Вдовство народа-в образе супруги Царя Вседержителя, началось с погрома Самарии, и хотя Иерусалим был спасен от нашествия Сеннахерима, но Езекии было уже предсказано ( Ис. 39:5–7 ), что Вавилон разрушит Иерусалим и царство Иудейское. Это – время вдовства жены, оставленной Супругом, естественным Защитником ее, доколе она верна Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вспомним, что седьмая труба, прозвучавшая в 11-й главе ( Откр.11:15 ), возвестила начало суда. И последующие главы шаг за шагом изображали грядущий суд Божий. Сначала изображения были предварительными (в 12–14 главах). Теперь, в видениях 15 и 16-й главы, свершается суд Божий в образе излияния семи чаш гнева Божьего. Эти главы стоят в соответствии с предваряющими главами 12–14. Как глава 12 начиналась словами: «И явилось на небе великое знамение», так и глава 15 начинается словами: «И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное». Можно было бы подумать, что после, рассказав о суде, Иоанну было бы удобнее остановиться, но ему предстояло еще много чего сказать – и о последних страшных событиях, и о Тысячелетнем царстве, и о последней битве, и об окончательном спасении, и блаженстве в Царстве Божьем. Итак, Иоанн уже рассказал о снятии семи печатей и о семи трубах, а теперь должен рассказать еще о семи чашах гнева Божьего. Такая манера типична для авторов апокалиптических книг, которые сводили все в группы по семь и три и считали совершенным сочетание трех групп из семи предметов. Мы уже подробно обсуждали выше богословский смысл этого распределения «три раза по семь». Здесь же заметим, что каждому ряду из семи «казней» (7 печатей, 7 труб, 7 чаш гнева) предшествует как бы пролог в небесах. Главы 4–5 с их небесным видением Бога, Сидящего на престоле, и Агнца предшествовали снятию семи печатей. Видение небесного жертвенника ( Откр.8:1–6 ) предшествовало семи трубам. Теперь снова семи чашам гнева в главе 16 предшествует небесное видение главы 15, которая является как бы небесным прологом к последующему. А. Пролог в небесах (15:1–8) а) Новое великое знамение на небе (Откр.15:1–2) 1 И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язву которыми оканчивалась ярость Божия. 2 И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Далее Апостол говорит о своем призвании быть орудием Божиим для распространения во все концы вселенной познания тайны, скрытой от веков и родов. Он именует себя: «узником Иисуса Христа за вас язычников». Он потерпел заключение в темницу, т.е. не только за проповедь о Христе, но за то, что проповедывал принятие язычников, на равных правах с иудеями, в Церковь Христову. И таково было смотрение Божия, явленное ему в особенном откровении: «домостроительство благодати Божией данной мне для вас, потому что им через откровение возвещена тайна». «Тайна Христова, которая не была возвещена прежним поколением сынов человеческих, как ныне открыта». (Гл.3:1–5). Естественно возникает вопрос: что это такое, чему Апостол дает высокое наименование «Тайны Христовой»? Воплощение ли это, или искупление, или предопределение некоторых отдельных личностей, совершенно независимо от них самих, для вечного спасения? Апостол объясняет нам: «тайна эта заключается в том, «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе, посредством благовествования». (Гл. 3: 6). Далее Апостол указывает на Божия благоволение к нему, проявленное в том, что Он сделал его хранителем подобной тайны: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сие, – благовествовать язычникам не исследимое богатство Христово, и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, (создавшем все Иисус Христом)» (Гл. 3, 8,9). Полагаю, что именно по – этому некоторые приходят к мысли, что в этих трех главах должна быть какая-то более сокровенная тайна, как напр.: Церкви невидимой – в видимой, предопределение (избрание) к жизни, известных только Богу немногих, живущих среди видимой общины или церкви, наружная (внешний) печать или знак которой не служат порукою (залогом) полученной благодати. Но до сих пор Св. Павел не обронил ни малейшего намека на то, что таково было значение подразумеваемое им. Вся цепь (связь, ход) его доказательств (толкований) говорит против такого истолкования его слов, ибо до сих пор он прилагал высокие термины благодати к многочисленным смешанным обществам людей, рассматриваемым не как праведные и грешные, благочестивые или нечестивые, но как евреи и язычники, когда то составлявшие два общества (народа) разделенных и враждующих между собою, а теперь соединенных в одно таинственное братство во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы с вами продолжим наши беседы о Десяти заповедях. Вы помните, в прошлый раз мы говорили о первых трех заповедях: «Я есть Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов; не сотвори себе кумира; не поминай имени Божьего всуе». Сегодня мы поговорим о четвертой заповеди, последней из тех, которые говорят об отношениях между человеком и Богом. Эта заповедь — «Помни день субботний, чтобы свято хранить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а седьмой день суббота — Господу Богу твоему». Заповедь о субботе, о субботнем покое имеет богословское обоснование в рассказе о сотворении мира, который мы читаем в первой и второй главах Книги Бытия, потому что в шесть дней Бог сотворил мир, а в день седьмой Бог почил от всех дел своих. Он как бы предоставил миру продолжать развиваться под согревающим действием Его Духа. Бог как бы инкогнито присутствует в мире, подобно тому, как человек сейчас не видит явно присутствия Божия. Хотя для верующего ока, конечно, любое творение есть свидетельство Его присутствия в мире, потому что творение говорит нам о Творце. И вот именно в память об этом покое, который Бог принимает после шести дней творения, Израилю дается заповедь: «Помни день субботний, чтобы свято хранить его». И в этот день не совершается никакой работы, этот день посвящается Богу, посвящается молитве, посвящается воспоминанию о делах Божиих, чтобы человек смог отдохнуть. И в самом деле, и другие места Ветхого Завета, Пятикнижия, говорят о том, что в этот день должен отдохнуть и ты, и раб твой, и рабыня твоя, и осел твой, и вол твой, и все, кто в доме твоем, должны в этот день иметь отдых — не просто отдых от работы, но и воспоминание о Господе Боге — нашем Творце. Это, конечно, гуманное установление и очень важное. Важное не только потому, что оно дается от Бога, но потому, что оно регламентирует весь ритм человеческой жизни. Собственно говоря, ведь отсюда мы имеем семь дней недели — тот календарь, по которому живет весь наш цивилизованный мир и мы с вами. Эта заповедь ориентирует человека на то, чтобы он не только надеялся на свое трудолюбие, а чтобы он как бы жертвовал часть своего времени для Бога, чтобы он жил с надеждой, что то, что он не доработает в седьмой день — день субботний, это воздастся ему в трудах его в последующие дни. Чтобы он тем самым доверял Богу, что Бог его не оставит, и чтобы он имел вот это определенное, как бы выделенное Богом время, для того, чтобы иметь время молитвы, размышления о Боге, общения с близкими на эти же темы.

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа) Россия. Вторая половина XVII века. По православному (византийскому) летосчислению , отвергнутому Западной церковью в середине XVI века, а Русской Церковью – реформами Петра I в начале XVIII века, Рождество Христово (Р.Х.) состоялось через 5508 лет после сотворения «рода человеческого», или «мipa» – по-церковнославянски. Профессор А.П. Лопухин в книге «Библейская история Ветхого Завета» отметил трудности, но не безнадежность восстановления хронологии ветхозаветных событий от Адама. Цель сообщения – показать результаты расчета числа «5508 лет» по текстам первого перевода утерянного оригинала древнееврейских книг Ветхого Завета, сделанного израильскими переводчиками во III–II веке до Р.Х. ( Септуагинта ) и сохраненного до XXI века в Библии, издававшейся РБО на русском языке по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В двух первых главах книги Бытия обозначены шесть дней творения. В шестом дне-периоде творений, когда «Господь Бог не посылал дождя на землю… но пар поднимался с земли…» (Быт 2: 5, 6) и когда еще не было «радуги в облаке» (Быт. 9: 12–17), Бог сотворил человека – «мужчину и женщину сотворил их… и нарек им имя: человек, в день сотворения их » (Быт. 5: 1–2). Отличительным признаком человека, по Вавилову, является «гомогенная единица наследственности», то есть его «ген» с мужскими и женскими хромосомами. По книге Бытия (см.: Быт. 5: 3–31), Адам прожил 230 лет и родил Сифа; Сиф прожил 205 лет и родил Еноса. Через 190 лет Енос родил Каинана; через 170 лет Каинан родил Малелеида; через 165 лет Малелеид родил Иареда; через 162 года Иаред родил Еноха; через 165 лет Енох родил Мафусала; через 187 лет Мафусал родил Ламеха; через 188 лет Ламех родил Ноя. «Ною было пятьсот лет, и родил Ной трех сынов: Сима, Хама и Иафета» (Быт. 5: 32). Поскольку Сим старше Хама и Иафета (см.: Быт. 9: 22–24; 10: 21), то в возрасте 500 лет Ной родил именно Сима. Таким образом, Сим родился в 230+205+190+170+165+162+165+187+188+500=2162 году от дня сотворения человека (от С.Ч.).

http://pravoslavie.ru/89460.html

Есть одна святая Церковь , созидаемая святостью живущих на земле святых, хотя бы их было два или три человека. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:20 ). Всякое наше святое действие и святое воздыхание созидают святую Церковь . Всякое наше зло выкидывает нас с корабля Церкви, причем при этом мы часто увлекаем за собой и других. Об этом и слова Тихона Задонского : «Все грешники вне Церкви святой находятся, хотя и в храм ходят, и молятся, и Таин причащаются». Следовательно, я могу стоять на молитве в храме, но в своем озлоблении на озлобленную на меня старушку и я, и она будем в этом своем состоянии вне стен единой, святой и апостольской Церкви. Есть церковь с маленькой буквы рядом или внутри Церкви с большой. Это неизбежная форма исторического пути Церкви и какое-то промыслительное определение Божие. Очень хорошо сказано об этом в Откровении во 2-й и 3-й главах, а также в 11-й: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» ( Откр. 11:1–2 ). Внешний двор храма – это и есть «вторая», не святая, иногда очень темная и страшная церковь , – церковь тех, кто, по слову святителя Тихона Задонского , «хуже идолопоклонников», церковь соблазняющая и отводящая от истинной Церкви, окружающая (или вкрапленная, как плевелы в пшенице на поле) святую и вечную Церковь Невидимого града. Вот в эту святую и единственную Церковь мы и должны верить, только в нее и верить, и верить так же, как в Бога, ибо можно сказать: незрима ее святость, но так же реальна, как святость Божия. За все время существования Церкви не было, кажется, найдено ни одного достаточно правильного определения ее, сверх тех трех, которые мы получили от апостолов: Церковь есть «Тело Божие», «полнота Наполняющего все во всем» и «столп и утверждение истины» ( 1Кор. 12:27 ; Еф. 1:23 ; 1Тим. 3:15 ). Очевидно, не нужно было больше и искать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/m...

За обличение старейшин израилевых в идолопоклонстве пророк Иезекииль претерпел мученическую смерть. Язык и изложение Книги пророка Иезекииля отличаются обилием символических видений, действий, притч и аллегорий. В этом Книгу Иезекииля можно сравнить разве только с Откровением Иоанна Богослова. Видение славы Господней, описанное в первых трех главах его книги, столь необычайно, что трудно его себе и представить. Вообще образность и символизм речи пророка делают его книгу трудной для понимания, на что жаловался даже такой знаток Библии и еврейского языка, как блаженный Иероним. В книге пророка Иезекииля встречаются даже свои особые названия: Бог – Адонаи-Саваоф, т.е. «Господь воинств небесных», Саддаи – «Всемогущий»; народ – Израиль, что значит «борющийся с Богом». Нередко пророк называет себя «сыном человеческим» в смысле своего смиренного и униженного положения, как пророка плененного народа. Знаменательно видение Иезекииля, в котором Ангел Божий делал особое начертание на челах жителей Иерусалима, «скорбящих и воздыхающих о всех мерзостях, совершаемых в этом городе». Эти люди, отмеченные Ангелом, избегли участи остальных жителей Иерусалима, которые были умерщвлены во время взятия города неприятелем. Согласно видению, наказание нечестивых должно было начаться со служителей при святилище (см. Иез. 9, 1–7). Это видение пророка Иезекииля очень схоже с видением евангелиста Иоанна Богослова (см. Откр. 7, 1–4) и говорит о том, что благодать Божия как некая печать выделяет и ограждает людей, любящих Бога, от общей участи нечестивых. Согласно предсказанию Иезекииля, верующие люди грядущего Царства Мессии будут не только внешне исполнять заповеди Божии, как это делали лучшие из ветхозаветных иудеев, но по своему духовному содержанию будут совсем другими людьми: И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010