Например, обсуждается картина Ю. Пименова “Новая Москва” (Государственная Третьяковская галерея). Дети могут отметить, что изображено “как будто дождь прошел”, “все умыто”, чисто, свежо. Надо обязательно похвалить такие ответы, а затем развить эту мысль: “Здесь Москва изображена так, как будто новая жизнь начинается». Указания детей на отдельные части изображения надо оценить как верные, но второстепенные. Например, некоторые дети могут сказать, что на картине “Новая Москва” изображена женщина за рулем и что это редко бывает. На это можно ответить очень просто: “Да, редко так бывает, но именно поэтому художник написал за рулем женщину. Чтобы подчеркнуть ощущение новизны и перемены во всем”. А вот другой прием. Предложите детям выбрать из всех картин в зале самую радостную по их мнению (если, конечно, в этом зале есть картины, содержание которых можно интерпретировать как радостные). Пусть дети сначала обсудят между собой, какая из картин отвечает заданному определению. А потом попросите их обосновать свое мнение. Можно предложить детям выбрать самую суровую или тревожную по настроению картину. Следует помнить, что дети сильно различаются по умению понимать образное содержание картины. Это может быть обусловлено разницей в опыте их изобразительной деятельности и восприятия искусства, индивидуальными особенностями развития эмоциональной сферы, начитанностью и многим другим. Поэтому не стоит сердиться, если ваш ребенок высказывает наивные и, как вам кажется, глупые суждения. Надо попробовать разобраться, в чем дело, как в следующем примере. Ученик 3го класса рассматривает картину М. Сарьяна “Горы. Армения. 1923” в Государственной Третьяковской галерее. Мальчик недоумевает: “Что такое? Одни краски и ничего не понятно!” Ему действительно непонятно, так как он стоит близко и не видит всю картину целиком. Взрослый отводит мальчика подальше от картины и предлагает еще раз посмотреть на нее. Юный зритель восхищен: “Как красиво! А полоски — это оказывается поля в горах! И тут какое-то действие происходит”.

http://azbyka.ru/deti/poseshhaem-muzej-i...

Завершилась международная конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор» 21 ноября 2015 г. 10:21 20 ноября 2015 года в Москве завершила свою работу международная научно-практическая конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор». В церемонии закрытия форума, которая прошла в Государственном Историческом музее, приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион , директор ГИМ А.К. Левыкин, директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова, руководитель учебно-методического управления ОЦАД, сотрудник Отдела внешних церковных связей М.Х. Паласио, участники пленарного и секционных заседаний конференции, учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры. А.К. Левыкин, обращаясь к присутствовавшим, отметил, что посвященная святому князю Владимиру конференция стала первым опытом совместной работы Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Государственного Исторического музея и Государственной Третьяковской галереи. Выступления участников и тематические секции вызвали огромный интерес и показали очень интересные результаты, засвидетельствовал директор Исторического музея. «Эта конференция — интересный опыт сотрудничества ученых, музейщиков и специалистов из Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия», — высказала мнение директор Третьяковской галереи З.И. Трегулова, отметив, что мероприятия в рамках форума проводились сразу на трех площадках. Подводя итоги конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион констатировал, что своеобразие форума было обусловлено не только выбранной темой — ее подсказал сам юбилейный год, но и составом организаторов, в который вошли ОЦАД, Исторический музей и Третьяковская галерея. «Мне кажется, этот совместный опыт работы был очень успешным и плодотворным», — сказал владыка.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

В дар Дому Российского исторического общества Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Сергия Радонежского. В период с 1866 по 1920 гг. в России действовало Русское историческое общество. Его основатели выдающиеся историки, государственные деятели, поэты, просветители, дипломаты. С самого начала деятельность РИО патронировалась Царствующим Домом. Через несколько лет работы Общество получило наименование Императорского. Целью деятельность Императорского русского исторического общества была публикация исследований в области истории. За 50 лет было издано 148 томов. Большинство из них не потеряло своей актуальности и в настоящее время. Были опубликованы материалы екатерининской Уложенной комиссии предшественницы российского парламента, документы по истории Отечественной войны 1812 года, обширная дипломатическая переписка. После революции 1917 года Императорское русское историческое общество было распущено Общим собранием Академии наук за неимением средств для продолжения своей деятельности. 20 июня 2012 года 27 ведущих российских учреждений образования, науки и культуры, исследовательских фондов и СМИ воссоздали Российское историческое общество в организационно-правовой форме ассоциации. Среди учредителей Российского исторического общества Российская академия наук, МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, МГИМО, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, Российская государственная библиотека, ВГТРК, «Интерфакс», Фонд современной истории, Фонд «Общественное мнение» и др. На Учредительном собрании был утвержден Устав Российского исторического общества и организационная структура Общества. В настоящее время в Обществе состоит более 60 организаций. Открыто более 20 региональных отделений РИО. Руководствуясь уставной целью, Общество в соответствии с законодательством Российской Федерации решает следующие задачи: формирование, поддержка и направление общественной инициативы на всестороннее изучение семейной, региональной, отечественной и мировой истории; поддержка научных исследований, популяризация результатов деятельности отечественных ученых; содействие открытости и доступности российских архивов, обеспечению сохранения и изучения находящихся в них документов; оказание научно-просветительского противодействия дилетантизму и попыткам фальсификации исторических фактов; поддержка исторического образования; привлечение государственных и частных средств для создания новых просветительских ресурсов.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В столичном Музее современной истории России откроется выставка, посвященная основательнице Марфо-Мариинской обители 4 марта 2015 г. 14:42 5 марта 2015 года в Государственном центральном музее современной истории России в Москве откроется масштабная выставка «Белый ангел», посвященная истории создания Марфо-Мариинской обители милосердия и жизни ее основательницы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. В создании выставки приняли участие ведущие музеи и архивы страны. В их числе Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Архив ГМА им А.В. Щусева и другие. На выставке будут представлены уникальные и редкие экспонаты, оригинальные фотографии, документы и личные вещи Елизаветы Федоровны, в том числе предметы из усыпальницы ее супруга Сергея Александровича Романова. Организаторы надеются, что посетители выставки смогут не только узнать о судьбе великой княгини, но и окунуться в атмосферу эпохи. Великая княгиня Елизавета Романова — сестра императрицы Александры, внучка английской королевы Виктории. После гибели супруга, московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова, она полностью посвятила себя делам милосердия и благотворительности. В 1909 году Елизавета Федоровна Романова открыла в центре Москвы Марфо-Мариинскую обитель, где сестры обители безвозмездно оказывали помощь обездоленным. Марфо-Мариинская обитель и сейчас продолжает традиции, заложенные великой княгиней: в обители действует ряд социальных проектов, которые реализуются совместно с православной службой помощи «Милосердие». Среди них: Елизаветинский детский дом для девочек, Центр семейного устройства, группа дневного пребывания для детей-инвалидов, летний лагерь для детей-инвалидов в Севастополе, детская выездная паллиативная служба, служба помощи больным БАС. Выставка «Белый ангел» пройдет в рамках празднования 150-летия со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны. Церемонию открытия выставки возглавят председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, директор музея современной истории России Ирина Великанова и настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова). Открытие выставки «Белый ангел» состоится в 18.00 5 марта по адресу: Москва, Тверская ул., дом 21. Выставка продлится до 5 апреля 2015 года. Аккредитация журналистов по адресу eka-one@ya.ru или по телефону 8 (916) 274-97-86 (Екатерина Рубанская). Синодальный информационный отдел /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4008458.ht...

Но князья всё же с охотой принимали предложения новгородцев прийти к ним на службу (а князь порой именно служил городу, особенно если это был слабый князь): республика очень хорошо платила. Новгород какое-то время был, по удачному выражению историка Н.С. Борисова, «банком всея Руси». Сундуки в городской казне ломились от серебра. Один из крупнейших центров Балтийской торговли, город на Волхове богател год от года. Лодии новгородские плавали по рекам и морям в дальние края, предлагали русский товар: меха, воск, лён, кожу, ворвань — жир морских животных. А купцы иноземные привозили вина, сукно, янтарь, медь и серебро. Особенно много оставалось в Новгороде серебра, поскольку не мог иностранный торговец расплатиться за новгородские товары своими товарами, вот и приходилось доплачивать звонкой монетой. Драгоценных мехов всегда было в достатке у новгородцев. Ведь Новгороду подчинялись земли на сотни километров к северу и востоку, и там они брали дань мехами. Картина «Новгородский торг XVII в.» Аполлинария Васнецова. Третьяковская галерея. Новгород управлялся администрацией, которую избирали на вече — собрании «золотых поясов», то есть родов боярских. Вече, например, определяло, кто будет «посадником» и «тысяцким». Первый из них являлся своего рода «президентом» республики, притом не только выборным, но и сменяемым. Второй возглавлял городское ополчение и имел право суда по торговым делам. Если вечевики не могли мирно решить, кому вручить власть, они разбивались на враждующие лагеря и сталкивались в жестоких схватках. Тут уже шли в ход и нож, и дубина, и кистень. Излюбленным местом для подобного рода стычек являлся мост через реку Волхов, делившую город на две части. Духовной властью на всей бескрайней территории Новгородской республики обладал архиепископ Новгородский. По главному соборному храму города всю республику порой называли «Домом Святой Софии». Князь, приходивший в Новгород, пытался, бывало, жить по обычаям остальной Руси. А там воля княжеская имела силу закона. Но бояре новгородские не желали проявлять послушание. Волны бурного вечевого моря вызывали у пришельца раздражение и неприязнь…

http://veraifoma.ru/famblog/novgorod-vel...

Сколько раз тогда вырывался из сердца Третьякова вопль к Богу «почему?!», и он не находил на него ответа. Но все-таки он не потерял веру и, стремясь уже в вечную жизнь, к незабвенному своему Ванечке, продолжал жертвенное служение Богу, Отечеству и всем нуждающимся. Третьяковская галерея была открыта для посетителей в 1881 году, за что Павел Михайлович получил звание почетного гражданина города Москвы. Он продолжал коллекционировать произведения искусства, все больше и больше занимался благотворительностью. Еще с молодых лет Павел Михайлович стал попечителем Училища для глухонемых, построил для этого учебного заведения громадный трехэтажный дом, развел сад и огород, который возделывали ученики под наблюдением учителей. Вера Николаевна попечительствовала над женским отделением Училища. Супруги посвящали этому доброму делу много времени, выбирали учителей и учительниц из друзей и родных, создали в училище по-настоящему семейную обстановку. После смерти Ванечки Павел Михайлович ездил в училище особенно часто, при любой возможности. Обычно по утрам в дом Третьяковых наведывалось много незваных гостей, собирались к завтраку, зная, что только в это время точно можно застать хозяев дома. Художники, писатели, музыканты, реже – купцы и фабриканты – кого только не было за этим столом! Всех принимали с любовью, с душевным теплом, по-христиански. И старались никогда не отказывать в просьбах. Создания одной только Третьяковской галереи было бы достаточно для того, чтобы увековечить имя Павла Третьякова. Но он успел сделать еще очень и очень многое. Только благодаря ему сегодня мы можем видеть великолепные портреты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других великих людей, созданные лучшими русскими художниками. Ведь они писали эти шедевры по заказу Третьякова. Третьяков стоял у истоков создания и Пушкинского музея В 1876–1877 годах Павел Михайлович оказал помощь крупному этнографу и антропологу Н.Н. Миклухо-Маклаю, пожертвовав 1000 рублей на экспедиционные расходы для изучения островов в Тихом океане. А в 1894 году, по личной просьбе историка и искусствоведа И.В. Цветаева, Третьяков оплатил гипсовые слепки с находящихся в Риме античных скульптур для Кабинета изящных искусств при Московском университете. Впоследствии Кабинет превратился в Музей изящных искусств на Волхонке, ныне – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. То есть Третьяков стоял у истоков создания и Пушкинского музея. А как заботился Третьяков о русских художниках, помогая и деньгами, и человеческим участием!

http://pravoslavie.ru/157799.html

Скачать epub pdf Глава 12. Жизнь пастыря в современном мире Самим своим присутствием в повседневной жизни пастырь призван оздоровлять, просвещать и преображать ее молитвой, примером личной духовной жизни, кристальной нравственной чистотой, благородством сердца, любовью к людям, а также быть носителем высших достижений национальной культуры своего народа и мировой христианской культуры. Помимо глубокого богословского образования пастырь может быть знаком с основными достижениями классической и современной светской культуры: литературы, изобразительного искусства, музыки, театра, кино; осведомлен в главных направлениях философии, знать основные факты мировой истории, в особенности истории своей Родины. Живя в провинции, но имея возможность приезжать время от времени в столицы и крупные культурные центры, священник может посещать известнейшие музеи нашей страны (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Музей древнерусского искусства им. А. Рублева, Музей изобразительных искусств им. A. С. Пушкина, музеи Московского Кремля, киевские и ленинградские музеи-заповедники), слушать симфонические и инструментальные концерты классической музыки, оперы. Все эти знания, осведомленность в истории литературы и искусства могут быть полезны пастырю для лучшего понимания интересов и запросов отдельных членов его паствы в области культуры, руководства или исправления вкуса, облагораживания нравственного облика. Для того, чтобы иметь возможность оказывать такое влияние, пастырь не должен ограждать себя непроницаемой стеной от научных и культурных интересов мирян, но, напротив, уметь вникать, понимать и выражать христианское суждение по конкретным вопросам. Разумеется, возникает вопрос: в какой мере это доступно и позволительно священнослужителю? Что должно быть здесь мерилом истины? Евангельский дух противоположен духу аскетического ригоризма. Сам Спаситель посещал брачный пир, вечерние трапезы простых людей, нигде не обличая здорового веселья, радости созерцания тварной красоты, стремления к познанию тайн Творения. С другой стороны, Евангелие ясно свидетельствует, что мир лежит во зле, что грех проникает всюду и им отравлены все душевные и плотские устремления человека, а, следовательно, необходимо блюсти себя, стараясь не обращаться к делам тьмы. Обращаясь к церковным канонам и писаниям отцов Церкви, мы встречаем среди них прямые запреты христианам участвовать в театральных представлениях не только в качестве актера, но и в роли зрителя; при расширенном толковании этих мест Священного Предания под запрещение должно попасть все светское искусство: литература, музыка и живопись. Однако правомерен ли такой подход? Каноны, принятые всей полнотой Церкви, тем не менее отражают не только духовную высоту того времени, но и определенные исторические условия, проявившиеся в культурной среде ранней эпохи христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одним словом, жизнь, как это бывает в юности, установилась довольно быстро, и всё пошло своим чередом. В первый же выходной Вика отправилась на поиски Третьяковской галереи. Выйдя из одноименной станции метро, она заметила на углу милиционера, стоящего у своей стеклянной будки-«стаканчика», и, подойдя, спросила: – Скажите, пожалуйста, как мне пройти в Третьяковскую галерею? Милиционер посмотрел на нее с высоты своего богатырского роста и сказал: – Вы опоздали, девушка, она уже закрыта. – Как закрыта? – удивилась Вика. – Ведь сейчас всего лишь середина дня, на обеденный перерыв закрыта, что ли? – На реставрацию закрыта, – ответил страж порядка. – Приходите, девушка, года через два-три. Но ни милиционер, ни тем более Вика и представить себе не могли, что вскоре настанут такие времена, когда отменятся всякие планы и поколеблются даже самые основы жизни, и что Третьяковская галерея откроется не через 3, и даже не через 5, а почти через 15 лет… Ну, а пока Вика с азартом первооткрывателя ринулась познавать Москву. Почти на каждый выходной было запланировано посещение или знаменитого театра, или музея, или концерт, или экскурсия в историческое место, а то и просто прогулка по старинным московским улочкам и переулкам. Столица, не скупясь, открывала перед ней свои богатства. Но все же самые главные и самые таинственные свои сокровища Москва приберегла до времени – и открыла ей намного-намного позже… Шел уже второй год службы, как вдруг Вике стало известно, что если перевестись в квартирно-эксплуатационное управление, то через несколько лет можно получить московскую прописку и комнату в коммунальной квартире… Работа там предлагалась совсем уже не романтичная – уборка служебных помещений, но можно было проживать в той же квартире общежития, да и рабочий день был намного короче, что тоже, в общем-то, заносилось в плюс. Соблазн был велик, и Вика, не без душевного трепета решаясь на очередные перемены в своей судьбе, все же подала рапорт с просьбой о переводе. Сразу же записалась на курсы машинописи, рассчитывая сменить со временем род занятий, а также стала готовиться к экзаменам в Институт культуры, чтобы продолжить свое библиотечное образование.

http://pravoslavie.ru/128706.html

Фонд помощи хосписам «Вера» предлагает компаниям подарить сотрудникам на Новый год поход в музей 29 сентября. ПРАВМИР. Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера» совместно с рядом музеев проводит акцию «С Верой в музей!». В преддверии Нового года фонд предлагает компаниям направить на помощь пациентам хосписов сумму, запланированную на покупку корпоративных подарков партнерам. Вместо ручек, календарей и других дежурных сувениров участники акции подарят партнерам уникальные открытки и возможность посетить музей. К каждой открытке прилагается вкладыш-приглашение, который можно обменять на билет в один из московских музеев, которые присоединились к проекту. В акции можно участвовать не только под Новый год, но и в другие праздники – например, 8 марта, или в день рождения компании. В 2016 году в проекте участвовали 37 компаний. Тогда участникам акции удалось собрать 23 миллиона рублей для пациентов хосписов. Среди музеев, поддержавших акцию во второй раз – Третьяковская галерея на Крымском Валу, Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, Музей Москвы, Музей современного искусства GARAGE, Политехнический музей, Государственный Центр Современного Искусства (ГЦСИ) и Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». В этом году к акции присоединились также Государственный литературный музей, Институт русского реалистического искусства, Дом-музей Марины Цветаевой и Государственный музей Л.Н. Толстого. Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера» существует 10 лет. Он назван именем Веры Миллионщиковой, создателя и главного врача Первого московского хосписа. Сейчас фонд – единственная некоммерческая организация в стране, которая системно помогает хосписам и их пациентам, в том числе – обучает персонал хосписов, привлекает волонтеров и ведет диалог с государством ради повышения качества помощи людям в конце жизни. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/bolee-desyatka-muzeev-...

Третьяковка собрала работы Саврасова из разных городов России Москва, 22 декабря 2005 г . В Третьяковской галере проходит выставка творчества Алексея Кондратьевича Саврасова, посвященная 175-летию со дня рождения художника. Выставка входит в программу юбилейных мероприятий, посвященных 150-летию музея. Выставка Саврасова открывает юбилейные торжества Третьяковской галереи, потому что его работы с самого начала входили в собрание Павла Михайловича Третьякова, сообщается на сайте «Музеи России» . Это третья персональная выставка художника. Третьяковская галерея собрала работы Саврасова из самых разных городов России. Часть произведений представлено из частных собраний, которые недоступны широкому зрителю. Творчество художника достаточно известно. Интересно ли посетителям посмотреть выставку художника, творчество которого во многом знакомо? Работы Саврасова не только известны, но и любимы. Это доказывает большое число желающих посетить выставку. Что же представлено? Конечно пейзажи – бескрайние степи, пейзажи с уходящей дорогой, вековые дубы, пейзаж с мельницей, пейзаж с пастушком, пейзаж с избушкой, с водопадом, сельский вид. Все эти образы растиражированы многократно. Саврасовские типы пейзажей эксплуатируются и сегодня. В работах современных художниках они выглядят странно, а первоисточнике – органично, уместно. В чем секреты обаяния саврасовского творчества? Его работы – больше обращение к сердцу, чем зрелище. Все что изображено, быть может, и не слишком парадно – но это свое, наше, родное. Что привлекает? То, что не надо казаться лучше, чем есть на самом деле. Работы Саврасова говорят с посетителями спокойными интонациями, так говорят с друзьями. Выставка не будоражит, не поражает. Скорей всего выставка соответствует ожиданиям, она показывает то, что зрители хотели увидеть. Саврасов как опытный психолог говорит со зрителями на их языке. С одной стороны художник оперирует обычными незамысловатыми образами, с другой стороны - в каждом обыкновенном виде рождаются романтические нотки высокого искусства. Показать значимое в обычном - вот мастерство Саврасова.

http://pravoslavie.ru/15675.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010