Война застала Аркадия Александровича Пластова в Прислонихе. В 1942–1943 годах он работал над ставшей позже хрестоматийной картиной «Фашист пролетел», той самой, которую Сталин привез на Тегеранскую конференцию. Фашист пролетел (авторское название — «Немец пролетел») 1942 г., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея Эта картина воздействует тишиной. Композиционно полотно четко разделено на два пространственных плана. Каждый план решается в свойственном ему цвете: сочные зеленоватые тона — полные жизни поля озимых — и краски осени, умирания, увядающей природы. Все просто, бесхитростно, лаконично скомпоновано, и в этой простоте без шума, без истерики обнажается катастрофа бессмысленной бойни — внезапно, молниеносно закончилась жизнь этого сельского мальчишки, и этот прекрасный мир будет жить дальше, скоро побледнеет осенний лес, в небе появятся первые снежники-мотыльки, но ничего этого больше не увидеть ребенку, которого просто так, потехи ради, расстрелял пролетающий немецкий летчик. «Не стыжусь признаться, люблю всё, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей», — говорил Пластов. Так пронзительно написать смерть можно, только любя жизнь. «Каждому листочку радуйся» В 1946 году Аркадию Пластову присуждают Сталинскую премию I степени за картины «Сенокос» и «Жатва». Сенокос, пожалуй, апофеоз пластовского гимна радости, здесь сплелись все его любимые темы и мотивы: бесконечно дорогой ему крестьянский мир и родная цветущая земля. Благодаря звучности цвета, обилию теней, рефлексов зритель утопает в звонком многоцветье бесчисленных полевых цветов, в голубизне утреннего свежего воздуха, в напоенных солнечным светом душистых летних травах. Здесь чувствуется импрессионистическая раскованность, свежесть, трепетность живописной ткани, ставшей основой для пластовского художественного языка. Сенокос. 1945 г., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея Через регулярный ритм передаётся ощущение слаженности, единого порыва работающих людей. Пластов выстраивает композицию, уводя зрительский взгляд в глубину, там синеет лес, золотятся стога сена. И кажется, и этот летний жар, и плодородная цветущая земля, и люди, разгоряченные работой, наполненные потаенной глубинной силой земли, — все это было и сто, и двести лет назад. Пластов выразил какую-то вневременную радость самой жизни, ее простоту, ясность и одновременно наполненность и мудрость.

http://foma.ru/arkadij-plastov-ja-rabota...

— (раздел « Люди », рубрика « Дорога к храму »). КУЛЬТУРА (раздел). — С.64-94 Оксана Головко. Художник Сергей Тутунов : Когда лицо на портрете приближается к лику. [Его дед — священник, чудом избежавший ареста в годы сталинских гонений на верующих. Его внук — епископ Русской Православной Церкви. У него самого были непростые отношения с Православием. Но его жизнь и его картины — свидетельство о том, что человечность всегда сильнее бесчеловечности, а свет — сильнее тьмы]. Ил.: Репродукции произведений Сергея Тутунова (1925-1998). Фото//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.64-71. — (раздел « Культура »). Представлены следующие работы художника: Триптих «Памяти погибших» , 1962-1979. Государственная Третьяковская галерея. — С.64-65; Зима пришла. Детство, 1960. Государственная Третьяковская галерея. — С.66-67; На вокзале. Прощание, 1970-е. — С.68; Витька спит , 1962. — С.68; Портрет бабушки ( С. М. Мейен ), 1980. — С.69; Портрет внука , 1996. — С.69; Горный Алтай. Табун, 1954. С.70-71; Весной , 1956. — С.70-71; Ночной сторож , 1954. — С.71. Так и было. 2010-й. [Проект «Так и было» — взгляд «Фомы» на путь, пройденный страной, Церковью, каждым из нас с того момента, как начал издаваться журнал. Оглянуться, чтобы отделить преходящее, которое когда-то казалось нам самым важным, от по-настоящему ценного, которое нередко мы считали второстепенным. Оглянуться назад, чтобы сориентироваться там, где мы находимся сейчас, и не ошибиться в выборе дороги, по которой последуем дальше]. Инфографика. Подготовила Марина Борисова . Фото из открытых источников. На заставке к материалу — иллюстрации и сообщения: Нобелевские лауреаты Гейм и Новоселов. Двум работающим на Западе выпускникам Московского физико-технического института Андрею Гейму и Константину Новоселову присуждена Нобелевская премия по физике. Они выявили свойства нового сверхвещества — графена; Землетрясение на Гаити . 12 января в результате семибалльного землетрясения в беднейшей американской стране гибнет 316 тысяч человек. Фото haitian-truth. org; Дорога в будущее лежит через Сколково . Определен оазис российских инноваций — «территориально обособленный комплекс» Сколково в 2 км от МКАД в Одинцовском районе Подмосковья. Фото old. sk. ru//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.72-82. — (раздел « Культура », проект « Так и было. 2010-й »). Материал включает две части:

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-218-...

Умер Виктор Михайлович 23 июля 1926 года, похоронен в Москве на Введенском кладбище. Улицы Васнецова есть в Новосибирске, Красноярске, Уржуме. В переулке Васнецова в Москве в доме, где он прожил более 30 лет, существует его дом-музей, а в Кирове перед зданием Вятского художественного музея установлен памятник братьям Васнецовым «от благодарных земляков». «Книжная лавочка», 1876. Третьяковская галерея. Это одна из его картин «бытового» жанра, которыйисповедовали художники-передвижники. Относится к раннему периоду творчества художника. Написана она в типичной («натуральной») манере того времени, с прорисовкой деталей по всему полотну. В этом же жанре В.М.Васнецов написал и ряд других известных картин: «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Преферанс» (1879). «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880. Третьяковская галерея. Фактически с этой картины начинается новый, глубоко национальныйпериод творчества Васнецова, посвящённого русскому величественному эпосу, героям русских народных сказок, которым автор придавал былинный размах, - период, продолжавшийся до конца его жизни. Именно здесь во всём блеске проявился неповторимый художественный дар живописца. В этом жанре написаны все его знаменитые картины. «Витязь на распутье», 1882. Русский музей. Отличительной особенностью былинно-сказочных полотен В.М.Васнецова является графически чёткая прорисовка линий главных деталей, уходящая своими корнями в древнерусскую иконопись. Критик В.В.Стасов о полотнах Васнецова писал: «Гусляры», «Три витязя» Васнецова, даже его «Богатырь на распутье» (молодого времени художника) и его изумительные по народному духу и вместе по творческой фантазии декорации и костюмы для постановки оперы «Снегурочки» Римского-Корсакова на сцене у Саввы Ивановича Мамонтова - всё это настоящая русская, оригинальная, самостоятельная, ни откуда не заимствованная, историческая национальная живопись. Эти, покуда еще немногочисленные, но крупные и превосходные образчики, заставляют ожидать в нашем будущем многих столько же важных и драгоценных продолжателей этого дела».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/16/br...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вячеслав Клыков: Взрывают памятники только дикари 16.09.2003 328 Время на чтение 5 минут Работы Вячеслава Клыкова стоят по всей России. В Вологде - памятник Константину Батюшкову, в Тотьме - Николаю Рубцову, в Орле - Ивану Бунину, на Прохоровском поле - памятник Победы... Особенно много - в Москве и Московской области. Это памятники маршалу Жукову, Святым Кириллу и Мефодию, Великой Княгине Елизавете Федоровне, Святому Николаю Чудотворцу, скульптура " Меркурий " для Международного торгового центра, памятник Преподобному Сергию в Радонеже. А недавно в Пскове к 1100-летию города был открыт памятник Святой Ольге. Личность кипучая и определенная в своих позициях, Вячеслав Клыков продолжает активно работать на благо Отечества. - Вячеслав Михайлович, а какой была ваша первая работа? - Тогда я еще учился в Суриковском. Это был каменный торс и композиция " Юность " , изображающая мальчика с жеребенком. Торс купила Третьяковская галерея. Он и до сих пор там в экспозиции. А " Юность " приобрело Министерство культуры СССР . Для меня это означало признание с самых первых шагов. Потому что, уверяю вас, Третьяковская галерея покупает работы очень выборочно. А уж приобретение студенческой совсем редкий случай. - Кто из скульпторов оказал на вас влияние? - Я учился в годы так называемой " оттепели " . Это было время выставок, творческих вечеров, диспутов. И, конечно, такое относительное раскрепощение уже само по себе оказало на меня влияние. Внутренне я никогда не принимал официального советского искусства. Я чувствовал в нем какое-то ханжество. Я знал, как живут рабочие. Еще лучше знал, как живут крестьяне. Чувствовал фальшь гимнов труду. И, конечно, свой голос присоединять к общему хору не собирался. Я окончил мастерскую Матвея Генриховича Манизера. Из более поздних скульпторов сильное влияние на меня оказал Александр Терентьевич Матвеев. Для меня это был настоящий большой учитель. Хотя лично я его не знал. Только видел работы. И еще - Сергей Тимофеевич Коненков.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Третьяковка: «Приходите в любом составе и количестве» Галерея ответила на 9 вопросов, которые возникли после жалобы посетителя на правила 12 июля, 2018 Галерея ответила на 9 вопросов, которые возникли после жалобы посетителя на правила Сотрудники Третьяковки опубликовали на странице музея в Фейсбуке ответы на самые популярные вопросы о новых правилах проведения экскурсий в галерее. «Правмир» публикует их ответ полностью. Мы видим, что сейчас в социальных сетях и СМИ сложилось впечатление, что в Третьяковской галерее нельзя разговаривать. Это представление возмущает людей своей абсурдностью. Во время введения новых правил, к сожалению, произошло несколько конфликтных ситуаций. Случившееся было воспринято так, что Галерея ущемляет права посетителей. Мы собрали ваши комментарии на нашей странице, чтобы ответить и менно на волнующие вас вопросы и еще раз открыто заявить, что в Галерее можно и нужно делиться знаниями и впечатлениями с детьми, друзьями, коллегами. Вопрос: если я приду втроем, вчетвером с друзьями, может иностранцами, и расскажу им о картинах, об авторах и об истории нашей страны немножко, нас что попросят на выход? Или с родственниками приду из другого города? Я ведь не беру за это плату, это не экскурсия, я просто расскажу им то, что сама знаю, а знаю я немало, ибо сама работаю в сфере, связанной с искусством. Это считается экскурсией? Как вы определите, экскурсия это или нет? Ответ: приходите в любом составе и количестве с друзьями, родственниками, коллегами, делитесь впечатлениями, рассказывайте о картинах, истории, художниках. Это не считается экскурсией или учебным занятием. Только, пожалуйста, не мешайте другим посетителям. Если вы не проводите экскурсию, то вам никто не сделает замечание. Правила направлены только на оформление учебных занятий и коммерческих экскурсий. У сотрудников есть ряд косвенных и прямых признаков, по которым можно определить организованную экскурсию. Но это, конечно, тонкий вопрос. Мы понимаем, что в переходный период введения правил оформления экскурсий и занятий (правила для посетителей не изменились) могут возникать недопонимания и конфликтные ситуации. Мы сожалеем и работаем над тем, чтобы их не было.

http://pravmir.ru/sotrudnik-tretyakovki-...

Я думаю, что на выставке в Манеже будет представлена на самом деле лишь небольшая часть того, чем богаты музеи нашей страны. Но, тем не менее, это само по себе просто колоссальное мероприятие. Наш музей сотрудничает и с Третьяковкой, и с Русским музеем, но чтобы вот так – собрать вместе 50 музеев из 50 городов – это на моей памяти впервые. Я думаю, организаторам проекта надо сказать огромное спасибо. И в провинции были свои Третьяковы и Щукины Ирина Перова , директор Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина: – Это, безусловно, один из крупнейших и значительнейших проектов современной российской культуры последних лет. Такие выдающиеся музеи России, как Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Русский музей – это уже всемирно известные и зарекомендовавшие себя во всем мире сокровищницы живописи. А вот нынешняя выставка в Манеже наглядно демонстрирует, что и в российской провинции, порой за тысячи километров от Москвы и Петербурга, есть свои художественные сокровищницы. Аполлинарий Васнецов. Гроза идет. 1911 г. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина 50 провинциальных музеев представят на этой выставке шедевры из собственной коллекции. Однако думаю, что это на самом деле далеко не весь список городов, где есть свои выдающиеся художественные музеи. Среди меценатов и коллекционеров, живших в небольших городах, тоже были свои Третьяковы и Щукины, ратовавшие за сохранение национального культурного наследия. Если взять наш музей, то его собрания являются одними из лучших на юге России и в Нижнем Поволжье. Астраханская картинная галерея ведет свою историю с 1918 года и в этом году торжественно отмечает столетие со дня своего основания. Картинный фонд галереи составляет более 20 тысяч единиц хранения, а в ее название вписано имя ее основателя и первого ее директора – потомственного астраханского купца, увлеченного коллекционера произведений искусства Павла Михайловича Догадина. Картины, принесенные Догадиным в декабре 1918 года, составляют сердце нашей галереи. В том числе тогда, сто лет назад, он передал и собственный дом на набережной, где и был открыт наш музей.

http://pravoslavie.ru/116960.html

Это окончательный и неизменный срок Об этом сообщается на сайте Министерства культуры. «Выставка будет продлена еще на неделю. Министерством культуры и Третьяковской галереей была проделана большая работа. В выходные музей будет работать до последнего посетителя», — заявил Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова добавила, что это окончательный и неизменный срок. В экспозиции представлены 250 живописных и графических работ из 25 российских музеев, четырёх зарубежных и девяти частных собраний. Работы для экспозиции предоставили Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Национальная галерея Армении, Национальный художественный музей Белоруссии, Музей Орсе и офицерский фонд королевской лейб-гвардии Дании. Выставка представляет Серова как универсального мастера, увлеченного множеством художественных задач и во всех своих поисках добивающегося абсолютного совершенства. Драматургия выставки ведет от одной из ранних и наиболее известных картин мастера, ставшей эмблемой выставки, — «Девочка с персиками» — через живописный, графический и театральный разделы к ключевому произведению зрелого творчества Серова, в котором сконцентрированы художественные искания и новаторства различных направлений его работы — портрету Иды Рубинштейн. В экспозиции — цикл портретов семьи Юсуповых, «Портрет И.А. Морозова на фоне натюрморта Анри Матисса»; портрет Марии Акимовой, привезенный из Национальной галереи Армении; и другие работы, которые долгие годы не демонстрировались отечественному зрителю. Особым событием станет показ портрета двоюродной сестры художника Марии Львовой, — той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой «Девушке, освещенной солнцем». Эта картина впервые возвращается в Россию после ее вывоза во Францию в начале прошлого века. В одном из разделов выставки представлены документы, письма и фотографии. Специально к открытию выставки опубликован фундаментальный каталог, подготовлена культурно-образовательная программа. Чтобы перевести часть проекта в онлайн и расширить пространство выставки, создан сайт serov.tretyakov.ru.

http://pravmir.ru/vyistavku-serova-v-tre...

И выразительная линия, и плотные густые мазки создают их объемы. Архитектурные формы, представленные на иконе, столь же объемны и вещественны. Разноракурсное изображение фигур и архитектуры пространственно разворачивает сцену, захватывая зрителя ритмом форм. Взгляды всех участников сцены направлены на зрителя. В этой иконе то же впечатление достоверности, что и в иконе «Архангел Михаил». Но цветовое решение иконы «Рождество Богоматери» иное. Здесь все построено на сочетании разбеленных, высветленных красок – голубой, зеленой, красной, причем холодные цвета преобладают. Однако различие в колорите на иконах «Рождество Богоматери» и «Архангел Михаил» не провинциальное – колорит обеих построен не на цветовом контрасте, а на тональной близости цветов: темных, сумрачных в «Архангеле Михаиле» и высветленных, холодных в «Рождестве Богоматери». Правда, в последней иконе красный цвет достаточно самостоятелен, но он приглушен голубоватыми пробелами, художник явно стремится подчинить его холодным цветам. В XIV в. принцип тонального колорита становится характерной особенностью тверской школы. Царские врата XIV в. (Третьяковская галерея) свидетельствуют еще об одной художественной манере в тверской живописи. Их создатели заняты не столько поисками пластической выразительности, сколько решением идеи светоносности изображения. Памятник столичного круга этого времени – маленькая иконка «Богоматерь Петровская» (Третьяковская галерея) отмечена богатством художественной нюансировки, единством пластического, пространственного и цветового решений образа. Согласно преданию, первую икону такого извода написал митрополит Петр. В тверской иконе на киноварном фоне изображена оплечно Богоматерь с Младенцем, их лица и руки сближены, их нимбы слиты. Черты лица Богоматери отличаются конкретностью: припухлые губы, низко опустившиеся веки, складки на лбу от сдвинутых бровей. Пластика лица создана наложением плотных светлых охр на темный санкирь, открытый в местах тени. Сверкающие движки белил и темные четкие описи завершают образование формы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Игумен Филипп (Симонов): Православные предприниматели есть — где новые Третьяковки и бесплатные богадельни? 20 лет говорится о какой-то странной категории ‘православный предприниматель’, и что изменилось за эти годы? Возникла ли у нас новая Третьяковская галерея, новые богадельни, подобные тем, которые строили Морозовы, новые благотворительные больницы, как 1-я Градская, 4-я Градская? 4 октября, 2012 20 лет говорится о какой-то странной категории ‘православный предприниматель’, и что изменилось за эти годы? Возникла ли у нас новая Третьяковская галерея, новые богадельни, подобные тем, которые строили Морозовы, новые благотворительные больницы, как 1-я Градская, 4-я Градская? Можно ли вести бизнес по-христиански? Каким должен быть этический кодекс православного предпринимателя? Отвечает игумен Филипп (Симонов) , начальник инспекции контроля расходов федерального бюджета на науку и образование Счетной палаты Российской Федерации, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и Высшей школы бизнеса при Экономическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: Вопрос о «кодексе этики православного предпринимателя» мне кажется «отголовным», оторванным от жизни. Сусальную сказку про честь русских купцов рассказывают до сих пор, но известно, что стандартное правило русского купца – это «объегорить», и кто больше объегорил, тот этим и бахвалился. Какая здесь честь, кто с ним дальше «не имел дела»? Ведь все обманывали. Я не знаю ни одного кодекса, который бы реально действовал, кроме тех, которые имеют прямую санкцию. Например, если ты нарушаешь то или иное правило, то тебя выгоняют с Нью-Йоркской биржи. Для того, чтобы сохранить свой бизнес, люди вынуждены соблюдать правила. Если нет прямых санкций, то говорить о каких-то кодексах, правилах и моралях — это очередная сказка, которую мы можем читать, если нам надо отвлечься от нужных дел и заняться очередной прекраснодушной Панамой. Если нам нужна сказка, то давайте, конечно, о ней поговорим.

http://pravmir.ru/igumen-filipp-simonov-...

Путешествие по русскому Средневековью Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» Матвей Давыдов Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» , приуроченная к тысячелетию первого письменного упоминания о Суздале. На выставке и вправду представлены сокровища — те, чьи изображения обычно печатаются в учебниках истории, истории искусства, причём в разных по времени разделах. А здесь они все вместе, и ты ходишь из зала в зал — и словно путешествуешь по русскому Средневековью. Всматриваешься в экспонаты (а их порядка 600 — из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника) — и погружаешься в прошлое, в историю культуры, историю людей, живших до нас... О выставке рассказывает Матвей Давыдов, член кураторской группы выставки, заведующий научно-исследовательским отделом Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, кандидат исторических наук: Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора XIII века. Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея — Один из важных памятников, которые представлены на выставке, — Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора XIII века. — Это уникальный памятник своей эпохи на территории Руси. Он выполнен в технике «золотой наводки» (основана на граверном протравливании лакового покрытия, для нанесения рисунка соединением ртути с золотом), которая была распространена в северной средневековой Европе. Сами же изображения в клеймах стилистически показывают влияние византийской культуры. А выполнил все это, как мы можем с большой вероятностью утверждать, русский мастер. То есть перед нами пример, как культура Руси, вбирая в себя лучшее (это касается и техники, и стилистики), создавала уже нечто свое, причем на высоком художественном уровне. Суздаль на тот момент, а это 1230-е годы, незадолго до Батыева нашествия, — город пусть и значимый, упоминающийся в летописях, но не ключевой, не самый важный политический или культурный центр. И если даже в городах не первостепенного значения создавались такие замечательные памятники, что уж говорить о том, как были украшены столичные города. К сожалению, то, что сохранилось, дошло до нас — малая толика того, что было изначально. И вот, эти бесценные частицы, которые сохранены у нас во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в Московском Кремле, в Государственном историческом музее, — они приоткрывают прошлое для нас, людей XXI века.

http://pravoslavie.ru/150656.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010