2 . Требник 44), напечатанный в Стрятине 1606 года, в чине погребения мирского, лист 264 на обороте: же въземъ персть на лопату кртабразно, намещетъ връху мощей гл. Гн есть земл, и е. вселенна и вси на ней. и посе еще поливаетъ мощи кандила. или пепла складилница, и тако по бычаю закрывают гробъ. 3 . То же и в Евхологионе 170), напечат. в Киево-Печерской лавре 1646 года, стр. 726. Многие другие свидетельства из рукописей и книг библиотеки А.И. Хлудова о второстепенных предметах разномыслия между глаголемыми старообрядцами и церковью, указаны во второй части «Выписок» А.И. Озерского по Синодальному изданию оных, сделанному в 1883 году. 1 Второе, исправленное и дополненное, издание этой книжки сделано Братством св. Петра М. в 1880 году. 2 Именно на следующих листах: 10 и на об. 11, 17 об. 49, 109, 110 об., 113 об., 114 об., 115 об., 123 об., 124 об., 126 об., 129 и об., 133, 139, 152, 153, 156 об., 158, 163 об., 165 об., 174 об., 183 об., 188, 195, 224, 261 об., 301, 325 об., 334 об., 378, 381, 382 об., 383 об., 385 об., 390, 391, 393, 396, 400, 407 об. 3 Эти Беседы были напечатаны под надзором Захарии Копыстенского, похваляемого в предисловии Книги о вере на 5 листе. 4 Монеты эти, в числе других, пожертвованы настоятелем Иерусалимской миссии Архимандритом Антонином отцу Архимандриту Павлу, в бытность сего последнего во Иерусалиме. 5 У нас, в Русской церкви, около времен Стоглавого собора осьмой член Символа веры читали различно, – одни читали: «И в Духа Святого Господа животворящего» ... другие: «И в Духа Святого, истиннаго и животворящаго» (Последнее чтение встречаем: в Сборнике церковных чинопоследований XV века, хранящемся в Хлудовой библиотеке под 179 на л. 24 обороте: и в дха стго истиннаго животворщаго. В Следовательной Псалтыри XVI века, 8, лист. 196; в Следовательной Псалтыри XVI века, 124, л. 208; в Часослове XVI века, 78 по прибавлению: в сем Часослове Символ веры целиком написан в четырех местах (листы 4, 115, 123, 132) и везде паписано одинаково; так же и в печатной Минеи, изданной в Москве при патриархе Филарете 7130 (1622) лета, на царских часах, на л. 109). В XVI же веке некоторые произвольно, соединив оба слова, стали читать: «И в Духа Святаго Господа истиннаго». И вот, против такого-то чтения Стоглавый собор, заметив, что оба слова читать «не гораздо», сделал постановление «едино глаголати: или Господа, или истиннаго».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

137 он приоткрыл … Духа: ясно, что он Божества открыл через таинство на Иисуса Святого и Единосущного Духа сошествие G ( , - ). В груз. предложении была неправильно понята функция слова δηλοντι («а именно»), которое было скалькировано ( , «ясно, что») и помещено в начало фразы. 142 В греч. тексте Стифат прибегает к игре слов: «к несчастью» (δυστυχς) – Евтихия (Ετυχος). Ср. у свт. Фотия: Ετυχ τε τν δυστυχ... Phot. Ep. 1:226 (ed. B. Laourdas, L. G. Westerlink. Vol. 1. Leipzig, 1983 (BSGRT). P. 9). 144 Greg. Naz. Or. 40, 3. PG 36, 361B:5–C:2 (в этом отрывке из слова «на святое Крещение» слово φτισμα употреблено 5 раз). 146 Скрытая цитата из богослужения, ср. окончание тропаря на Крещение Господне: «и мир просвещей, слава Тебе» (τν κσμον φωτσας). Μηναον το ανουαρου. ν θναις, 1979. Σ. 79; Минея. Январь. М., 1983. С. 232. 152 божественным: богословствования G (). Вся фраза на грузинском: «Почему с разумением не слушаете богословствования отца Григория?» ( ). 156 Ср. со словами священника после миропомазания на чине Крещения: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» (Εχολγιον τ μγα. θναι, r 1992. Σ. 143; Требник. Београд, 1983. С. 55). Слово «дар», отсутствющее у Стифата, было добавлено груз. переводчиком, см. примеч. 47. 157 «Пецина» (τ πετσ) – простонародное греческое слово, досл. «кожа или шкура». См.: Μπαμπινιτης, 1998. Σ. 1409. 158 исполняетесь Духом Святым: исполняется дар () Святого Духа G. Перевод всей груз. фразы: «Неужели через такое масло и помазание им исполняется дар Святого Духа?» 160 Const. apost. 3, 16:28–29 (κα μετ τοτο πσκοπος χριτω τος βαπτισθντας τ μρ); 7, 27; 7, 44:1–10 (молитвы) (éd. par M.Metzger. Paris, 1986. SC 329. P. 158; 1987. SC 336. P. 58, 104. TLG 2894/1). 161 В святоотеческой письменности слово παρασυναγωγ – имело большой диапозон значений: от самой мягкой степени раскола (ср. у свт. Василия Великого : Bas. M. Ep. 188, 1:13–15/Éd. par Y. Courtonne. Paris, 1961. TLG 2040/4) до полноценной ереси (подробнее см.: PGL. P. 1026). Стифат использует слово παρασυναγωγ – как синоним ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Никифоров 30, ф. 199 Требник и выписки из Кормчей. Вторая половина XV в. 4°. 378 л. Содержание: л. 127–131 об. – чин исповеди; л. 129 об. – краткое поновление; л. 154 об.–155 об. – чин «примирения кающихся»; л. 160 об.–164 – молитвы разрешительные; л. 213–214 – молитвы разрешительные. Описание: ПС XV, 2359. Олонец. Семин. 34, ф. 212. Требник иноческий. Середина XV в. 4°. 244 л. Содержание: л. 178 об.–196 об. – чин исповеди иноков; л. 179–183 об. – поновление инокам; л. 183 об.–187 – молитвы разрешительные; л. 188–190 об. – поновление священникам; л. 190 об.–192 – поновление; л. 193–196 об. – поновление. Описание: ПС XV, 2360. Пискарев 30, ф. 228 Требник. XV в. 4°. 355 л. Л. 78 переставлен, должен идти после л. 238. Содержание: л. 238–240 об. – чин исповеди (без конца); л. 78–78 об. – краткое поновление; л. 239 об.–240 об. – молитвы разрешительные; л. 284–284 об. – молитвы разрешительные. Описание: ПС XV, 1602. Рогож. 343, ф. 247. Сборник канонический. Вторая половина XV в. 4°. 223 л. Содержание: л. 193–196 – чин исповеди (без начала); л. 193–194 об. – поновление (без начала); л. 195–196 – поновление. Описание: ПС XV, 2276. Рогож. 566, ф. 247 Служебник. XIV в. 4°. 83 л. Пергамен. Содержание: л. 40–42 об. – служба за отпущение грехов (чтение молитв и Евангелия). Севаст. 19, ф. 270 (старый шифр М. Требник. Конволют: 1) л. 9–21, 36–82, 89–93 начало XVI в. Болгарский; 2) л. 1–8, 22–35, 83–88, 94–196 – 1607 г. Сербский. 4°. 196 л. Запись: л. 156 об.–157 – «В лето 7115 Анфоние мних многогрешныи писах». Содержание: л. 47–47 об. – молитва «на исповедание»; л. 134 об.–148 об. – чин исповеди; л. 142–143 об. – поучение о заповедях. Описание: Викторов А. Е. Собрание рукописей П.И. Севастьянова. М., 1881. С. 44–45. ТСЛ 216, ф. 304. Служебник. Середина XV в. 4°. 206 л. Филиграни: 1) Голова быка, не отожд.; 2) Лилия с подвеской, не отожд.; 3) Серп, не отожд.; 4) Фигура женщины, не отожд. Содержание: л. 204–206 об. – чин исповеди (без конца); л. 206 об. – поновление (начало). Описания: [Иларий, иером., Арсений, иером.] Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Ч. 2. Отд. VI. С. 1; ПС XV, 1527.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

СПбДА / 7. Требник. Первая треть ХП в. 8°. 183 л. Филиграни: 1) Кувшин с двумя ручками, литерами тип: Гераклитов, 926 (1626 г.); 2) Кувшин с цветком, не отожд.; 3) Кувшин, тип: Гераклитов, 912–914 (1633–1639 гг.); 4) Кувшин, вид: Хивуд, 3671 (1633 г.). Содержание: л. 91 об.–100 об. – чин исповеди (без конца, недописан, обрывается в том месте, где должен быть вопросник); л. 95 об.–97 об. – поновление мирянам; л. 103–183 об. – чин исповеди (без конца); л. 111–113 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 114–121 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 121 об.–123 – вопросник вельможам (В-Печ. тр ); л. 123 об.–135 об. – поновление мужчинам; л. 135 об.–141 об. – вопросник девицам, женщинам н вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 142–150 – поновление женщинам; л. 150–154 – вопросник инокам (Ч-Печ. тр.); л. 154–161 – поновление инокам; л. 161–164 – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 164–170 – поновление инокиням; л. 170–175 – вопросник священникам (Св-Печ. тр ); л. 175–183 об. – поновление священникам (без конца). F. I .100. Устав церковный. Вторая четверть XVI в. 2°. 674 л. Филиграни: 1) Литера Р под короной с цветком, вид: Лихачёв, 1587–1588 (1533 г.); 2) Корона с крестом и розеткой, близкий: Пиккар I, IX 23 (1531–1535 гг); 3) Рука с цветком, вид: Лихачёв, 1536 (1527 г.); 4) Корона с крестом и розеткой, вид: Пиккар I, VII, 27 (1526–1535 гг.); 5) Цветок, вид: Брике, 6412 (1529 г.); 6) Корона, вид: Пиккар I, VI, 26 (1522–1534 гг.). Записи: л. 1 – «В 26 день дал сию книгу глаголемою Устав в отчину свою в Бежецкои Верх в село Сулегу боярин князь Никита Иванович Одоевскои во веки неподвижно»; л. 231–234 – «А подписал троицкои поп Иоан». Приписки о русских святых: л. 214 – «Рожество святаго благовернаго царевича Димитрия московского чюдотворца»; л. 216 – «в то ж день принесен мощеи святаго Иякова Бородицкаго новаго чьдотворца»; и подобные на л. 222 об., 225 об., 236, 238 об., 240 об., 293 об., 296 об., 298 об., 299, 304 об. и далее. Содержание: л. 62–64 – поновление мирянам; л. 119 об. – молитва разрешительная; л. 120–120 об. – молитвы на исход души; л. 154–155 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 155–156 – поновление инокиням; л. 156–165 – чин исповеди мирян; л. 156–157 – вопросник женщинам (Ж–Свир. 91); л. 158 об.–159 – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 159–160 – поновление мирянам; л. 160 об.–162 об. – поновление мужчинам; л. 162 об.–164 об. – поновление мужчинам; л. 165–176 – чин исповеди; л. 166 об.–171 об. – поновление. Издание: Алмазов. Т. 3. Приложения ко второму тому. С. 66–67, 70–72 (молитвы на исход души; молитва разрешительная).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

225–257 – чин исповеди; л. 230–240 – поновление мирянам; л. 240–240 об. – поновление мирянам; л. 243 об.–246а об. – вопросник мужчинам (М- Соф. 848 ); л. 246а об.–249 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ); л. 249–252 – поновление священникам; л. 253 об.–257 – поучение детям духовным. Соф. 849 . Служебник. Середина XVI в. 4°. 213 + II л. Филиграни: 1) Перчатка с короной, вид: Тромонин, 298 и 299 (1547 г.); 2) Кувшин с одной ручкой, цветком, литерами DA, вид: Брике, 12716 (1555 г.); 3) Корона с крестом, розеткой, вид: Пиккар I, VII, 71 (1536–1559 гг.); 4) Корона с крестом, вид: Пиккар I, VIII, 17 (1544–1545 гг.); 5) Корона с крестом, розеткой, близкий: Пиккар I, VII, 82 (1546 г.). Записи: л. 7–12 – «Служебник Должинского погоста Николского попа Ивана Ларивонова»; оборот нижней крышки переплёта – «Лета 102-го преставися Аксеня маия в 30 день в среду, полусорочины июня в 19 день вторник, а сорочина июля в 10 день вторник» Содержание: л. 143–156 об. – чин исповеди; л. 145–147 об. – поновление мирянам; л. 148 об.–149 об. – вопросник женщинам (Ж- Соф. 849 ); л. 154–156 – поновление священникам. Соф. 861 . Требник со служебником. 1560 – 1580-е гг. 4°. 428 + 1 л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой и литерами М (переплётный лист), вид: Гераклитов, 659 (1628–1630 гг.); 2) Кувшин с одной ручкой и цветком (фрагмент), не отожд.; 3) Лилия, вид: Лихачев, 2750–2751, 2792–2793 (ок. 1575 г.); 4) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами АА, вид: Брике, 12691 (1580 г.); 5) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами ED, вид: Брике, 12724 (1557 г.); 6) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами DD, тип: Брике, 12791 (1558–1563 гг.); 7) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами EG/C, не отожд.; 8) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами BD/B, вид: Брике, 12793 (1583 г.); 9) Сфера, вид: Лихачёв, 1896–1897 (1558 г). Запись: л. I – «Служебник Важского уезду Потцкие (?) волости попа Федора» (XVIII в ). Содержание: л. 123–151 об. – поучения об исповеди; л. 151 об.–163 об. – чин исповеди: л. 157 – краткий вопросник (Кр-Свир.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

277 об.; 23) на основание церкви (342 об.–343): «Господи Боже наш, изволивый на сем месте создати себе церковь », та же, что в 868 на 228 л.; 24) на поставление креста (343 об.), та же, что в 868 на л. 267 об.; 25) над кутею (344), та же, что в 869 на л. 100 об.; 26) на вербницу над цветы (345), та же, что в 868 на 266 об.–267 лл.; 27) над агнцем на Пасху (345 об.): «Призри Господи Иисусе Христе на сии брашна твоя и на агнец сей и освяти». Сл. 867 на 156 л.; 28) над артосом (345), та же, что в 867 на л. 156 об.; 29) над сыром и мясом на Пасху (346 об.), та же, что в 867 на л. 155 об.; сл. 868 на 268 л.; 30) обеду на Пасху (347), та же, что в 872 на л. 215 об.; 31) на преломление артуса (347 об.), та же, что в 867 на 157 л.; 32) егда пес или свиниа в церковь вскочит (348–349 об.): а) первая–та же, что в 881 на лл. 218– 219 об.; б) вторая – та же, что в 868 на 265 об.–266 лл.; 33) святого Григориа папы Римского о мыслех блудных на душу воюющих (350): «Господи Иисусе Христе Боже наш, единородный Сыне Божий и даром Отца твоего сохранивый апостолы свои от блуда»; 34) на воскресение Господне детем духовным (351–354): те же две, что в 868 на 259–261 лл.; 35) на Петров день (354–355 об.): те же две, что в 868 на лл. 262 об.–263 об.; 36) на Рождество Христово детем духовным (355 об.–357 об.); та же, что в 868 на лл. 261–262 об.; 37) над вином служебным (358), та же, что в 868 на л. 277 об.; 38) на отверзение церкви иже от язык осквернешихся (358–359 об.), та же, что в 872 на лл. 212–213 об.); 39) на очищение церкви в ней же случится животном бессловесном (360–361), та же, что в 872 на лл. 213 об.–215; 40) литийныя молитвы на вечерне (362–365 об.), без конца; 41) отрывок из молебного пения за здравие имрек (366–367 об.). 871. Требник , в восьмушку, 326 лл., полууставом XVI в., в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами: 1 и 2, 3 и 4, 32 и 33, 56 и 57. Состав: 1) устав литургии с молитвами на пути в храм и при вхождении в храм, неполный (4–15); на лл. 1–3 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1071 Требн. к служебн., ркпп. – собр. А. И. Хлудова 119, л. 242–358; Соф. библ. 836, ibid.; 1093, л. 45–84 об.; собр. Погод. 306, л. 15–29; библ. Троице-Серг. лавры 232, л. 12–29 об.; библ. Чудовск. мои. 54, л. 204 об. – 233. 1075 Служебн. и Требн., ркпп. Соф. библ. 670, л. 95–110; 849, л. 143–156; библ. Троице-Серг. лавры 235, л. 12 об. – 24 (и монашеские). 1076 Служебн. и Требн., ркпп. – Соф. библ. 839, д. 178 об. – 213; N 1090, д. 454–511 (только мужские); 1062, л. 180–218; собр. А. И. Хлудова, 120, л. 354 об. – 431 (только женские вопр.). 1078 Исключение в последнем случай составляет Требник, ркп. Импер. Публ. библ. 100 (О. I), где переписчик строго придерживается в расположении таких статей порядка важности звания лиц, для коих они предназначены (именно священникам, священноинокам, монахиням, мужам и женам); ср. требн., ркп. той же библ. 595, д. 64–92 об. (основание распорядка тоже – но самый порядок обратный). 1080 Сюда между прочим относятся Служебники и Требники, ркпп.: а) библ. Чудовск. мон. 5, д. 65 об. – 83; Соф. библ. 845, л. 220–226 об.; библ. Троице-Серг. лавры 232, д. 29 об. – 37 – из первой редакции; б) собр. Погод. 75, л. 116–122; 311, л. 27–36; 312, л. 69 об. – 72; Кирил- ло-Белоз. библ. 817 / 1074 , л. 163 об. – 169; Арх. Мин. Иностран. Дел 599 / 1107 , л. 55–58; Троице-Серг. лавры 225, л. 177–181 об.; 224, л. 70–78; Типогр. библ. 129, л. 183 об. – 187; Соф. библ. 837, л. 337 об. – 343 об.; Спб. Дух. Академии 11 / 149 , л. 110 об. – 117 об.; Соф. библ. 1017, л. 103 об. – 106 об., 1070, л. 378 об. – 387 об. и сверх того ркпп. Троице-Серг. лавры 227, л. 268–276 об.; Соф. библ. 1098, л. 32–40 и 1097, л. 108–156 – третьей редакции. – Любопытно, что во всех исчисленных рукописях последней редакции отсутствуют вместе с тем и вопросные статьи; – в последних трех рукописях даже нет пред-исповедного поучения, соединенного с вопросами. 1081 Сборн., ркп. Волокол. библ. 517, л. 1–23 об.; Требнн., ркпп. библ. Троице-Серг. лавры 233, л. 4 об. – 46; 232, л. 12–29 об.; собр. Погодина 316, л. 120–141; Импер. Публ. библ. 851. (Q. I), л. 142–190; Соф. библ. (Служ. с требн.) 875, л. 110–167; л. 21–73+79 об. – 98; 1001, л. 162–201 об.; 1061, л. 215 об. – 270; 1064, л. 87–103; 1065, л. 1–33 об.; 1067, л. 46 об. – 66; Румянц. музея 231, л. 1–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

502 + IV л. Записи: л. 3 – «Сию книгу подарил в Библиотеку Академии наук тайный советник Василии Татищев 1740-го маиа 1-го. Она начата писать при царе Василии Ивановиче, иже скончася в лето 1533, а кончала в 1549-м году. В. Татищев», «Татищев»; л. 502 об. – «Сия книга начата писать, как видимо в начале, при великом князе Василии Ивановиче, иже скончася в 1533 году, а сия книга кончала в 1549-м году»; л. 398 об. «Продал сию книгу Псалтирь руку приложил» (запись стёрта. XIIb.), «Продал сию книгу подписал своею рукою» (запись стёрта, XVII в ); л. 7–14 – стёртая запись. Содержание: л. 213–220 – покаяние скитское; л. 214 об.–220 – поновление. Описание: Описание РО БАН. Т. 1. С. 69–71. 16.7.27. Требник. Конец XII –начало в. 8° 371 л. Содержание: л. 131–188 об. – чин исповеди (без начала); л. 131–134 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М–Печ. тр.); л. 134 об.–136 – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 136 об.–148 – поновление мужчинам; л. 148 об.–151 – поновление вельможам; л. 151–152 об. – поновление детям: л. 152 об.–156 об – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 157–160 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 160 об.–166 об. – поновление инокам; л. 166 об.–169 – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 169–173 об. – поновление инокиням; л. 173 об.–178 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 178–188 об. поновления священникам и дьяконам. Описание: Описание РО БАН. Т. 1. С. 214–216. 16.13.63. Выписки покаянного содержания Конец XIX в. 4°. 5 л. Тетрадные листы, без водяных знаков. Содержание: л. 1–5 – поновление иноческое. 17.9.14. Служебник. Середина XV в. 4°. 109 л. Филиграни: 1) Лошадь, вид: Пиккар XV, 3, V, 600 (1452 г.); 2) Голова быка, тип: Лихачёв, 1012 (1454–1455 гг.); 3) Виноград, вид: Пиккар XIV, I, 549 (1456 г.); 4) Голова быка с розеткой, тип: Лихачёв, 1101 (1466 г.); 5) Звезда над полумесяцем, вид: Брике, 5354 (1451 г); 6) Единорог, не отожд. Содержание: л. 11–37 об. – чин исповеди; л. 11 – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 11 об.–13 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

В кон. XV - нач. XVI в., при игум. Иоакиме, в Л. м. вновь активно развивалось книгописание. В это время были переписаны Евангелие 1496 г., писцы - «дьячишко» Офоня и Игнатий (НГОМЗ. 10794); Требник 1504 г., писец - Алексей (РНБ. Солов. 1085/1194), и др. рукописи. На основании упоминаний имен настоятелей могут быть отнесены к книгописной мастерской обители 2 Служебника нач. XVI в. (РНБ. Соф. 700, 949). Традиции книгописания в Л. м. сохранялись до кон. XVII в. К этому времени относится лицевой Синодик с многочисленными поминальными списками родов иноков Л. м. (ГИМ. Увар. 239-1 (F)). Еще в древнерусский период б-ка Л. м. оказалась рассредоточена по новым владельцам. Опись Новгорода 1617 г. в числе хранившихся в Л. м. упоминает только 2 Евангелия и еще 4 бумажные рукописи (Опись Новгорода 1617 г. Ч. 1. С. 105), в описи 1758 г. названы всего 5 рукописей на бумаге: Межевая инструкция, Лицевой Синодик, Служба прп. Ефрему Новоторжскому, Служба прп. Варлааму Хутынскому и Часослов ( Семёнов. 1961. С. 372). В РНБ хранится сборник копий грамот Л. м. в списке кон. XVIII в. (РНБ. НСРК. F. 22; старый шифр - НСРК, 1918, 110; Л. 11-25). Арх.: РНБ. ОСРК. F.n. I.19; F.n. I.41; F.I. 202; Соф. 187; 700; 949; Кир.-Бел. 34/159; Солов. 216/216; Погод. 1953; НСРК. 1918. 110; РГАДА. Ф. 381: Синод. 33; 141, 182; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2456. Л. 31; Ф. 796. Оп. 104. Д. 1368. Л. 394 об.; РГБ. Ф. 304. Троиц. 156, 175; Ф. 256. Рум. 200; Ф. 173, МДА. 154; Ф. 439. Собр. В. А. Десницкого. Оп. 2. Карт. 21. 1; ГИМ. Увар. 239-1 (F); НГОМЗ. 10794; ГАНО. Ф 480. Оп. 1. Д. 1088. Ист.: НПЛ. С. 386, 402, 414, 415; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 367, 372, 373, 390, 394-395, 410, 433, 451; Вып. 3. С. 603, 604, 606; Т. 6. Вып. 2. Стб. 267; Т. 12. С. 178; Т. 16. Стб. 137, 147, 178, 197, 206; Т. 20. С. 326; Т. 30. С. 157, 162, 173-174, 177, 190, 193-195, 199; Т. 42. С. 92, 97, 158, 169; Т. 43. С. 153, 155, 161, 163, 164, 169, 177; Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 91, 245; Переписная окладная книга по Новугороду Вотской пятины 7008 г.

http://pravenc.ru/text/2110554.html

не хот смрти гршннко. ( 342. л. 2.). Просфор, как и в 350., полагается шесть. Над третьею из Русских святых воспоминаются только: св. Пётр, Алексий, Иона и Леонтий Ростовский. Л. 47. Боствена слба и во сты ца н а ше, зл а т уста. архиепкпа костантина града. – Изложение совершенно сходно с литургией в 350. л. 120., за исключением весьма немногих разностей, как то: Л. 52. После «святый Боже», когда диакон, призывая священника к седалищу, говорит: повел влко, – иерей ответствует не совсем прилично: твои нба тведиша. Тогда диакон снова: блви влко изытн къ стм мст сем. – Л. 62 об. приписана на поле молитва: Ги хе бже на, люви твоче и блги дателю 345., см. выше стр. 21). – Л. 67 об. Также на поле прибавлено моление священника о себе, по освящении св. даров, взятое из литургии Василия Великого . Л. 75 об. Мо на к т ею . Тоже, что выше л. 4 об., кроме маловажных вариантов. Л. 76 об. Мо. на приносимы плодо вско во. ( 350. л. 184 об.). Л. 77. Боствена слба и во сты ц а нше велика. архиеппа кап о о Изложение сходно с помещённым в 550. л. 201. Но, л. 80., прибавлены две молитвы перед Евангелием. Первая нач. Ги бже ншъ. приклон срца в бжтвены ти ( 347. л. 19 об.); другая таже, что и в литургии Иоанна Златоустог о. – Л. 99 об. На конце приложена особая песнь вместо: да исполнятся уста наша, – для великого поста, именно: Хвали т хе бже на. ко спо о би еси на причастнико бы ти (См. 345. л. 64.). Л. 100. Боствена слба пресвщенна велика стго васи и . Изложение сходно с помещённым в 350. л. 252. Л. 112. Чинъ егда слчитс, веми болн вскор дати Тоже, что в 350. л. 194. Л. 113 об. о сты воды. Тоже в 349. л. 122 об. Л. 115 об. Без заглавия. Последование освящения воды св. Богоявлений. Тоже самое в 344. л. 91 об. Л. 125. на вод, авг, в. а, днь. – От последования в Киприановом служебнике ( 344. л. 102.) довольно отступает. Тропари ( Воспоим Твое рождество, Богородице), расположенные в Греческом по алфавиту, частью представляются в ином переводе, частью разнятся и по изложению. В этом порядке, после буквы п шесть тропарей вставлено, по-видимому, неподходящих к алфавиту; за ними алфавит продолжается до конца, но между сими тропарями некоторые совершенно отличны. – Молитва после ектении, следующей за Евангелием, иная. Она нач. л. 130. Бже иже въ трцы ст покланемыи. (См. требник 375. л. 12 об.). В конце, л. 134 об., прибавлено краткое увещание отлучающимся от приобщения св. воды, и – наставление, как хранить её. Л. 135 об. сты п ти дес т ница съвръшае. в нлю, стго дха. Тоже в 344. л. 73. Л. 156. Указ, как крестить младенца. – Вероятно, отрывок из какого-либо святительского послания. На конце сказано: а по два бы кма, и мнозн кмов не были. какъ ва пре сего было. За тем следует ряд молитв, которые в оглавлении имеют общее надписание такое: млтвы ронице, и млнц, – до л. 165., именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010