§§ 156. Указание на сии книги. 157. Содержание Требника. 158. Последования о таинствах. 159. Прочие последования Требника. 160. Книга молебных пений. 161. Молитвословы, Канонники, Месяцесловы, Акафистники и проч. 162. Главные предметы поучений по руководству кратких книг Богослужебных. § 156. Церковь видит Христианина и принимает его в свои объятия не в одном храме при совершении суточных Служб; нет, она желает видеть его везде – в доме и на пути, в счастии и несчастии, в рождении и смерти и т. д. Желает обнять все многообразные потребности в жизни Христианина. Отсюда Требник, содержащий Чины, Возследования, молитвы на всяку потребу различны, – книга весьма замечательная по своим предметам, необходимая для проповедника – Пастыря. Отсюда книга молебных пений, или последование молебных пений на различные случаи, по большей части общественные. Отсюда и другие молитвенные книги, назначенные как для общественного, так и для частного – домашнего употребления: Акафистники, Молитвословы, Канонники, Месяцесловы и проч. § 157. Чины и последования Требника можно разделить на три части, смотря по образу совершения их. Первая часть содержит в себе последования, относящиеся к совершению Таинств, погребения и пр. Ко второй части можно отнести такие действия, на которых бывает освящение воды, или только кропление священною водой, как то: молебствия, Литии, крестные ходы и проч. Третья часть содержит в себе как целые молебствия без водоосвящения, так и одни молитвы, читаемые священником над известною вещью без молебного пения, а только с окроплением св. воды 56 . § 158. Последования о крещении, миропомазании, елеосвящении, исповеди, браке, последования об умерших, соответствуя святости, важности и достоинству своих предметов, суть самый лучший источник для поучений тайнвоводственных. В них проповедник найдёт и мысли для своих поучений, и догматическое изъяснение, и правила соборные о совершении некоторых Таинств, и практическое направление, и чувство к убеждению своих слушателей. Найдёт даже образцы для поучений тайноводственных: ибо за последованиями некоторых Таинств приложены краткие увещательные слова к тем, над коими совершается та или другая тайна. поскольку Таинства относятся к догматике, то и способ изложения их на церковной кафедре остаётся на общих правилах о употреблении догматов в поучениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

357. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES LATINA. 6, 535. 358. См. любое издание «Православного Молитвослова» (Последование ко св. Причащению и Молитвы по св. Причащении). 359. И. Попов. Идея обожения в древневосточной Церкви: Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 97. С. 213. 360. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 2, 98. 361. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 94, 924. 362. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 143. 363. Плотин. Эннеады 1, 2, 6. 364. A Greek-English Lexicon. Ed. H. G. Liddell, R. Scott. Oxford, 1989. Рр. 365-366. 365. Молитвы по святом Причащении. 366. Гимн 9, 1-51 [SOURCES CHRETIENNES. 154, 224-228]. 367. Гимн 16, 21-33 [SOURCES CHRETIENNES. 174, 12]. 368. Гимн 28, 136-166 [SOURCES CHRETIENNES. 174, 304-308]. 369. Гимн 19, 107-147 [SOURCES CHRETIENNES. 174, 104-106]. 370. Слово 6, 7-27 [Беседы, послание и слова. Сс. 423-436]. 371. Слово огласительное 17, 1-108 [SOURCES CHRETIENNES. 104, 254-262]. 372. Ипполит Римский. Творения. Вып. 2. Казань, 1899. Сс. 13-14. 373. Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого. Афон, 1912. 374. Православный календарь на 1992 г. Каунас, 1991. Сс. 36-37. 375. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905. С. 3, с. 69. 376. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905.. С. 70. 377. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. Сс. 16-19. 378. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. С. 153-156. 379. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. С. 156. 380. См., в частности: Суд за гробом, или Мытарства преподобной Феодоры. М., 1907. Сс. 20-36. 381. Цит. по: Архимандрит Амвросий (Погодин). Св. Марк Эфесский и Флорентийская уния. Джорданвилль, 1963. Сс. 119-121. 382. Последование погребения мирских человек. См.: Требник. М., 1991, с. 202. 383. Ф. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., 1991. Т. 9. Сс. 357-358. 384. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. Сс. 162-163.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Беломор. 53. Требник старообрядческий. Последняя четверть XIX в. 4°. 185 л. Штемпель: «Фабрики наследников Сумкина 6» в фигурной рамке, вид: Клепиков. Филиграни и штемпели, 202 (1869, 1909 гг.) Запись: оборот верхней крышки переплёта – «Подарок Библиотеке АН СССР от Михайлова Ивана Василеевича дер. Машеозер. 25/1 66». Содержание: л. 103–195 – чин исповеди: л 117 об.–120 об. – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 122 об.–132 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 133–153 – поновление мужчинам; л. 153–156 – поновление детям; л. 156–166 об. вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 167–184 об. – поновление женщинам. Вят. 157. Служебник. 1560-е гг. 4°. 246 л. Филиграни: 1) Цветок, вид: Пиккар XII, 902 (1566 г); 2) Сфера, тип: Брике, 14030 (1564 г.); 3) Кувшин, тип: Лихачёв, 1915 (1568 г ) Записи: оборот верхней крышки переплёта – «Книга Рождества Исуса Христова Сына Давида», «Лета 7000-ого месяца марта 24 дня при благословенном...» (далее нрзб.); нижняя крышка переплёта – «Лета 7072-го месяца марта», «Книга глаголемая Служебник лета 7...» (далее нрзб.), «Книга глаголемая Служебник лета 7091-го месяца марта в день»; л. 227 об. – «Служебник Денисов Иванова сына попова, а купил у попа у Ильи Иванова сына Кашникова», «Кинга глаголемы Служебник Борисоглебскаго попа Ильи Иванова сына Кашникова писана на Болванском»; л. 228 об. – «Взял царь (нрзб.) и великии князь Иван Васильевич всея Роси Казанское царство лета 7000 шестьдесят перваго. На память святых мученик Кипреяна и Устиньи». Содержание: л. 122–123 об. – поновление инокам; л. 123 об.–132 – поновление; л. 163 об.–173 – епитимийные правила; л. 230– 239 об. – чин исповеди; л. 232–234 об. – поновление; л. 236–237 вопросник мужчинам (М- Соф. 848 ); л. 237–238 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ); л. 238–239 об. – поновление священникам. Доброхот. 20 (старый шифр 11.9.1). Служебник. Третья четверть XVI в. 4° 215 л. Филиграни: 1) Перчатка с короной, вид: Лихачёв, 2980 (1559 г.); 2) Герб (?), фрагмент филиграни на переплётном листе, не отожд. В молитвах и на полях рукописи часто упоминаются русские святые. Содержание: л. 63 об.–65 об. – чин причащения больного. Описание : Описание РО БАН. Т. 1. С. 80–84.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

—52— ков, известных под именем «Вопросы Сильвестра и ответы Антония о разных богословских предметах» по каталогу библиотеки академической за 155 и 156. В виду таковой просьбы С. Шурупова Правление Семинарии, согласно журнальному, Его Преосвященством утвержденному, постановлению своему от 23 минувшего марта, честь имеет обратиться в Совет Академии с покорнейшею просьбою о высылке в оное означенных двух списков сроком на шесть месяцев, – по истечении коих списки имеют быть возвращены Совету». Определили: Выслать в Правление Костромской Духовной Семинарии означенные в отношении оного рукописи на испрашиваемый срок. VIII. Прошения: а) Экстраординарного профессора С.И. Смирнова: «Прошу Совет Академии выписать из библиотеки Троицкой Лавры на трехмесячный срок следующие рукописи, необходимые для моих занятий: 1) Диоптра XV в. 192 (1815). 2) Служебник и Требник 1474 г. 224 (1072). 3) Сборник нач. XVI в. 769 (1552). 4) Сборник XVI в. 793 (1639)». б) И. д. доцента Н.Л. Туницкого: «Имею честь просить Совет Академии обратиться к приват-доценту Императорского Петербургского Университета, Почетному Члену Петербургской Духовной Академии, Афанасию Ивановичу Пападопуло-Керамевсу с просьбой о высылке на двухнедельный срок, для моих занятий, из его собственной библиотеки книги под заглавием: κολουθα το ν γοις πατρς μν Κλμεντος ρχιεπισκπου χριδν (Νεστ καιν τπ κδεδομνη, συλλεχθεσα κ τν συγγραμμτων το τε Δημητρου Χωματινο… ν Μοσχοπλει 1742. (Сведения о ней в Byzantin. Zeitschr., Bd. VIII, 1899, p. 75). Определили: Просить Духовный собор Лавры и г. приват-доцента Императорского С.-Петербургского Университета А.И. Попадопуло-Керамевса о высылке в Академию —53— означенных в прошениях э.-орд. профессора С.И. Смирнова и и. д. доцента Н.Л. Туницкого рукописей и книг на испрашиваемые сроки. IX. а) Отношение О. Наместника Киево-Злато-Верхо-Михайловского монастыря архимандрита Митрофана, от 24 марта за 192: «Вследствие отношения оной духовной Академии, от 21-го Января 1909 года за 39, Правление монастыря, с разрешения Преосвященнейшего настоятеля монастыря, в дополнение отношения своего, от 7-го февраля того же года за 86, честь имеет почтительнейшее просить оный Совет Академии соблаговолить ускорить высылкой в сие Правление, высланные оному Совету из монастырской библиотеки, на трехмесячный срок, следующие старинные рукописные сборники: а) под 490 (1649) I, II тома и б) под 492 (1651): «Измарагд с другими статьями».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сказание о Соборе с изложением речи Никона и соборных определений было напечатано, присоединено к «Скрижали», и только после этого в середине 1656 года книга большим тиражом разошлась по стране. Особый Собор 11 мая 1656 года с участием патриарха Макария был посвящен вопросу о крещении католиков. После долгих прений приняли окончательно, что католиков и вообще всех крещенных обливанием не следует крестить вторично, не следует и рукополагать второй раз униатских священников, переходящих в православие, как это делалось до сих пор. Тем временем усердно трудился Московский печатный двор. В 1656 году были изданы Триодь постная, Ирмологий, Часослов, второй раз Служебник. Специальный Собор (уже не такой широкий) в октябре 1656 года обсудил и одобрил новый Требник, вышедший в свет уже в 1658 году. В 1657 году были выпущены Псалтырь следованная, непрестольное Евангелие, еще раз Ирмологий, Апостол; в 1658 г. вышли еще раз Служебник и следованная Псалтырь. Все это были книги, приводившие русские чины и обряды в единство с литургикой Восточной церкви. Преобразования в этой области были завершены. Совершенно очевидно, что церковные исправления патриарха Никона нельзя назвать «реформой», а его самого – «реформатором» в том смысле, какой обычно вкладывается в эти понятия новейшим временем. С точки зрения таких понятий Никон скорее один из величайших консерваторов. Все его преобразования были сознательно направлены как раз на уничтожение «новшеств», каковыми, по его глубокому убеждению, являлись обряды, подвергавшиеся искоренению или исправлению. Теперь, после Собора 1656 года патриарху предстояло обратить особое внимание на своих идейных противников. Основным оставался протоиерей Иоанн Неронов. Он был идейным вождем всей группы бывших «ревнителей», выступавших против патриарха. Находясь в ссылке, Неронов не прекращал действовать против Никона. Он не только часто писал царю, царице, о. Стефану Вонифатьеву и другим лицам обличительные письма и челобитные, но и обращался с посланиями ко всему народу, при каждом случае проповедовал устно, называя Никона «новым еретиком», пророча скорби всем, кто не выступит против патриарха 156 . То же самое, по существу, делали и все сосланные «ревнители» и их единомышленники. Самым сильным их аргументом против Никона стало изменение патриархом старых обрядов и книг. Это выдавалось за измену древнему русскому благочестию, то есть за измену православию вообще, так как Россия, как известно, «благочестием всех одоле...».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестися, слагая персты так, и кланяйся Богу, как он тебе наказывает. А не станет слушать, так будет в давешнем месте, где слышала плакание то. Скажи же отцу твоему. Мы не беси, мы ангели; смотри у нас папарты. И я-де, батюшко, смотрела: бело у ушей тех их» 156 . При такой редкой убежденности и уверенности, протопоп Аввакум, конечно, совсем не боялся никакой казни, никакой смерти, так как она прямо и несомненно вела его в ту большую палату, «которая паче всех сияет красно». «На что лучше сего? – говорит он, – с мученики в чин, со апостолы в полк, со святители в лик, победный венец, сообщник Христу, святей Троицы престолу предстоя со ангелы и архангелы и со всеми бесплотными, с предивными роды вчинен! А во огне-то здесь небольшое время потерпеть, – аки оком мгнуть, так душа и выступит!» 157 . Действительно, прямой и самый простой практический расчет побуждал Аввакума не бояться казни, а смело и безбоязненно идти на костер, – этим минутным страданием он, при его представлении о безусловной, высокой ценности своего подвига, не терял ничего, а выигрывал все. Насколько был свят Аввакум и насколько, еще при жизни, он был уже великим угодником Божиим, это видно из тех многочисленных знамений, чудес и откровений, какие в своей жизни получал и совершал Аввакум. В самом деле: каких только чудес не творил Аввакум, каких только знамений и очевидных оказательств великой его святости не удостоивался он получить от Господа Бога. Сотворить во всякое время и при всяких обстоятельствах чудо, лишь бы только под руками были: епитрахиль, масло, вода, кадило и старопечатный требник, для Аввакума буквально ничего не стоило. Он своей молитвой, святой водой, освященным маслом и каждением исцеляет всевозможных больных, но особенно легко и часто изгоняет бесов, и сам всегда успешно справляется с ними, когда они отваживаются нападать и на него самого, в редкие, впрочем, в его жизни минуты малодушия, или какого-нибудь неожиданного преткновения 158 . И не только людей, но и больных кур исцеляет протопоп, за что одна черная курочка и несет ему потом каждый день по два яичка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

2195 «Проклинаю латинян яко за иныя премены, сице и за сие, яко пишут распятие Христово странно и необычно и испревращенно; висит не по подобию, и длани пригвождены, а персты не распростерты, но сжаты, а подножие пишут у креста впрямь и в обе Христовы ноги един гвоздь вонзен». Требник, 1639, л. 258 об. 2197 Подробно об этом слове св. Ефрема сказано в соч. Сахарова: Эсхатол. сказ., стр. 156. Тула, 1879. 2198 Последоват. излож. церк. служб и обрядов. Пис. отцов и учит. церкви, т. I, стр. 394. Вопрос о времени жизни и личности автора этого сочинения в данном случае неважен. 2204 Житье и хоженье Даниила, Палест. сборн., вып. 3, стр. 19; Сахаров, Путеш. русск. людей, I, 32: «есть же от дверей гроба до стены великаго алтаря сажен 12; и ту есть возле стены за алтарем пуп земной; создана же над ним камора, а горе написан Христос мусиею; и глаголет грамата: се пядью моею взмерих небо, а дланью землю». 2205 Хожд. Игнатия, Палест. сборн., вып. 12 (1887), стр. 19: «тамо… посреди церкви пуп земле, что размерил царь Невродос». 2206 Опис. Иерус. в стихах, Палест. сборн., вып. 29, стр. 12: «на Голгофе есть глубокое место, – это средина земли, и самая средина ее посреди престола…». 2209 Сахаров, 75: «а от гроба Господня 5 сажен, ту есть пуп земли, а величество его три обоймища около его». 2217 Напр., патр. иерус. Хрисанф: История и опис. св. земли и св. града Иерус., гл. XIV, стр. 93–94 (изд. 1887). 2218 Cassel, Weihnachten, S. 10 ff.; то же в соч. Ф. Смирнова: Происх. праздн. Рожд. Христова, Труды Киевск. Дух. Акад., 1882, т. III, стр. 316. 2221 Tertull. adv. Marcion. Migne, II, 1067. Cf. Leg. aur., c. LIII: calvaries proprie est os capitis humani nudum unde et quia ibi decollabantur rei et multa ossa capitum ibi adspersa erant dicebatur calvariae locus vel calvarium. 2226 Hieron., Comment. in Matth., 27:33. Op. t. IX, p. 68. (Edit. 1684). Cf. In Ephes., V. Ibid., p. 186. 2230 Basil. Seleuc., Orat. XXXVIII. Ed. 1604, p. 337: Insuper ex iudeorum cabala Adae cranium ajunt ibi repertum.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Свт. Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни песней Соломона//Творения святых отцов. Т. 39. Ч. 3. С. 300. 208 Свт. Григорий Палама. Беседы. Т. 3. С. 229–230. 209 Свт. Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни песней. Беседа 5//Творения св. отцов. Т. 39. Ч. 3. С. 139; его же. О молитве. Сл. 3//Там же. Т. 37. Ч. 1. С. 423; его же. Точное изъяснение Песни песней. Беседа 2//Там же. Т. 39. Ч. 3. С. 48; его же. Об устроении человека//Там же. Т. 37. Ч. 1. С. 141. 210 Свт. Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла//Творения. Т. 4. С. 156. 211 Свт. Климент Александрийский. Строматы. VI, 11, 12. С. 716–717. 212 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. II. Гл. 12. Репринт. М., 1992. С. 81. 213 Свт. Григорий Богослов. Слово 40, на святое Крещение//Творения. Изд. 3. Ч. 3. М., 1889. С. 263: «Веру, что зло не имеет ни особой сущности, ни царства, что оно… 214 Он же. Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана//Творения: В 2–х т. Т. 1. С. 82. 215 Свт. Василий Великий. О том. что Бог не виновник зла//Творения. Ч. 4. С. 155. 216 В. Т. Γιουλτση. θεολογα και διαπροσωπικα σχσεις, κατ τον Μ. Φτιον//νλ. Βλατδων. θεσσαλ., 1974. Σ. 63. 217 Свт. Климент Александрийский. Педагог. I, VIII//Ярославские епархиальные ведомости. 1888. С. 516, 529. 218 Платон. О государстве. X, 617 Е. 219 Архим. Иустин Попович. Человек и Богочеловек. 220 Последование погребения мирских человек. Стихира самогласна. глас 2//Требник. С. 187–188. 221 М. Φωτου. κιστ. «Ταρασω πατρικω δελφω παραμυθητικ πι Θυγατρι τεθνηκυια//Ν. Β. Τωμαδακη. Βυζαντιν Επιστολογραφα Αθναι, 1969. Σ. 225. 222 Свт. Климент Александрийский. Строматы VII, 12. С. 859; III, 9. С. 353. 223 Свт. Григорий Нисский. Опровержение мнений Аполлинария (антикритик)//Творения святых отцов. Т. 44. Ч. 7. С. 88. 224 Свт. Григорий Богослов. Нравоучительные стихотворения. 34: 25. 225 Свт. Григорий Палама. Ко всечестной во инокинях Ксении//Добротолюбие. Т. 5. С. 278. 226 Свт. Григорий Нисский. Опровержение Евномия. Сл. 8//Творения. Т. 43. Ч. 6. С. 135: «Ибо относительно плоти жизнию называется деятельность и движение телесных чувств; и наоборот, прекращение их (деятельности) и разрушение именуется смертию». 227

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Друж . 8 . Сборная рукопись, содержащая установления Выго-Лексинского монастыря Середина – вторая половина XVIII в. 4°. 241 + III л. Содержание: л. 85–86 – устав выговский об исповеди. Описание: Описание РО БАН. Т. 7, вып. 1. С. 81–90. Епифанов 23. Требник. 1670-е гг. 8°. 426 + II л. Филиграни: 1) Голова шута с литерами GD, вид: Дианова. Голова шута, 411 (1677 г.); 2) Агнец пасхальный на щите с короной и контрамаркой вид: Дианова, Костюхина, 11 (1670 г.); 3) Голова шута с контрамаркой GPO, близкий: Дианова. Голова шута, 179 (1677–1678 гг.). Записи: л. 147–156 – «Попа свещенника Гаврила Андреяв погосту Козмы и Домианая своею рукуею писал»; л. 342 – «Адреива Илии»; л. 380 об. – «Читал сию книгу Яков Андреив в 1812 года ноебря 12 дня». Содержание: л. 1–10 – поучение об исповеди; л. 4 об.–7 – Наставление-вопросник (как составная часть поучения); л. 10 об. 45 об. – поучение о епитимьях с выписками из разных книг; л. 46–55 об. – правила святых соборов; л. 94– 290 об. – чин исповеди; л. 115–118 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 120–131 об. вопросник мирянам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 132–134 об. – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 135–154 об. – поновление мужчинам; л. 154 об.–159 – поновление вельможам; л. 159–161 поновление детям; л. 161 об.–173 об. – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 174–190 – поновление женщинам; л. 190–196 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 196 об.–207 – поновление инокам; л. 207 об.–212 – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 212 об.–222 – поновление инокиням; л. 222 об.–230 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 230 об.–247 – поновление священникам-игуменам; л. 247 об.–251 – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 265 об.–273 об.– молитва разрешительная; л. 285 об.–290 об. – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»); л. 297–303 – молитвы разрешительные; л. 303–310 об. – поучение детям духовным; л. 321 об.–334 об. – чин причащения больного; л. 330–333 об. – краткое поновление; л. 335 об.–417 об. – епитимийные правила.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Два кадила медные, одно лощетое полужено, другое литое с колокольцы. Чаша водосвятная медная белая лощетая. Кропило, укропник медной. Книги в десть и в полдесть и в четверку: Евангелие толковое, псалтирь с следованием, два апостола, один Киевской большие печати в лицах, прокладина шита золотом, обнизано жемчугом мелким; 4 камушка зеленых в серебре, в середине камушек красной простой, опушена бахрамою шолковою зеленою, другой апостол печатной, теодь посная, треодь цветная, пролог мартовской половина года, минея общая, шестоднев, житие Николы Чудотв., ермологий, служебник, часослов, требник, аналой кожаной разгибной. Два аналоя оболочены крашениною лазоревою». В 1729 году ветхая деревянная Николаевская церковь была разобрана и, с разрешения Синод. каз. приказа, поставлена была новая деревянная в четь Святителя и Чудотворца Николая церковь. Эта церковь существовала до 1828 года, когда усердием прихожан была построена каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с каменной колокольней и с теплыми приделами: во имя Святителя и Чудотворца Николая и в честь Архистратига Божия Михаила. Относительной давностью отличались – из церковной утвари: потир, дискос и звездица серебро-позолоченные 1719 года; из книг – Апостол изданный в 1695 году. Земли церковной имелось: усадебной 1600 кв. саж., пахотной и сенокосной 35 дес. 697 кв. саж. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Причт получал годового дохода: от земли до 160 руб., от сбора хлебом – до 45 руб. и за требоисправления – до 150 руб., а всего около 355 руб. Приход составляли: село Никульское (156 дв.) и дер. Подвязье – расстоянием от села в 3 верстах (В 1859 году число дворов - 39, число душ мужского пола - 118; женского пола – 140. «Дер. Подвязье, Петроковской вол., Владимир. у. Прошлый год школа была у нас в своей деревне, в доме одного крестьянина. Детишек обучалось много и занятия шли успешно. А вот в этом году не то,— помещение крестьяне опять нашли, а учителя Уоно до сих пор не шлет. Детишки шляются без дела по улице. — Вот и учи — говорят недовольные крестьяне. Уоно, пришли шкраба. Мы ждем!» Газета «Призыв», 11 декабря 1923 г.). Всех дворов в Никульском приходе (в 1897 г.) 173; душ мужского пола 467, а женского пола 490; в том числе раскольников в селе Никульском мужского пола 2, женского пола 4, в дер. Подвязье – мужского пола 2, женского пола 1. В приходе существовала школа грамоты, открытая в 1865 г. В 1899 г. обучалось 5 мальч. и 5 дев. Учителем был священник.

http://sobory.ru/article/?object=01956

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010