Источники: каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официальный сайт Троице-Сергиевой лавры " Дом Живоначальной Троицы " Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692) Трапезный храм — один из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле, благодаря разноцветной росписи стен «в шахмат», имитирующей руст, благодаря искусной белокаменной резьбе колонн малого и большого ордеров, многопрофильному карнизу, увенчанному парапетом с поясом скульптурных раковин. Пышный декор фасадов в совокупности с широким гульбищем придает зданию монастырской Трапезной вид прекрасного дворца. Строительство этого грандиозного храма началось в 1686 г. повелением царствующих братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей и с благословения Патриарха Иоакима южнее Успенского собора вдоль южной крепостной стены монастыря на месте деревянных жилых и служебных построек, царицыных палат и кладбища. Перед зодчим (имя которого неизвестно) ставилась задача создать «храм Божий с трапезою в честь отца нашего игумена, российского чудотворца». Архитектурный облик постройки замышлялся в новом модном стиле, известном под условным названием «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей (до конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи). Работы по строительству Трапезной церкви закончились в 1692 г. ко дню 300-летия преставления Преподобного Сергия. Освящение храма было совершено в присутствии всего царского дома Патриархом Адрианом, о чем повествует надпись у входа в трапезную палату. Тип храма с трапезной появился в России еще в XVI в. Здание, расположенное на довольно крутом южном склоне, поставлено на подклет, благодаря чему оно значительно поднято над землей. В пропорциях Сергиевской церкви апсидам, выдвинутым на восток, отводилась большая, как ни в одном другом храме Троицкого ансамбля, роль. Их объем и мощная пластика активно выделяют алтарное пространство. После пожара 1746 г. над Трапезной была устроена «особого примечания железная кровля» с уникальной системой стропил, сделанная «искуснейшим механическим способом». Установил инженерное чудо в 1749 г. бывший артиллерийский кузнец В. Крестовщиков по чертежам архитектора И. Жукова.

http://sobory.ru/article/?object=06572

В 1670 г. деревню Акулово купил Александр Севастианович Хитрово - думный дворянин, стольник царя Алексея Михайловича. Он принадлежал к знатному роду, ведущему свое начало с XIV века, служил при дворе, часто сопровождал царя на богомолья в Троице-Сергиеву Лавру и Саввино-Сторожевскую обитель. В 1676 г. Хитрово завершает в Акулове строительство деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней, что дает уже селу еще одно название - Покровское-Акулово. Продолжая служить при дворе, Александр Севастианович в 1678 г. покупает д. Яскино близ Акулово. После смерти А.С. Хитрово 28 августа 1686 г. селом стал владеть его сын Федор. В 1692 г. с. Акулово было отписано в дворцовое ведомство и передано во владение «в девичий монастырь Пречистыя Богородицы Страстныя», основанный в 1654 г. царем Алексеем Михайловичем. Главной благодетельницей монастыря была Наталья Кирилловна Нарышкина (мать Петра I), которая воспитывалась в доме А.С. Матвеева, владельца с. Одинцово. Однако уже в 1693 г. игуменья монастыря Юлия Челишева «уступает по променной записке» Акулово сибирскому царевичу Василию Алексеевичу, который продает село своему родному брату Дмитрию. С 1719 г. с. Акулово перешло во владение князьям Долгоруковым. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в это время был приписан к Московской Духовной Консистории, а в 1790 г. передан в ведомство Звенигородского Духовного Правления. 1791 г. - важная дата в истории храма. Князь Василий Васильевич Долгоруков продал с. Акулово и с. Лукино графине Варваре Петровне Разумовской (урожденной Шереметевой). Ее дед, первый русский граф, фельдмаршал, сподвижник Петра I Борис Петрович, был назван А.С. Пушкиным «благородным». Отец Варвары Петровны, граф Петр Борисович Шереметев, является создателем всемирно известной усадьбы Кусково. А мать - княгиня Варвара Алексеевна Черкасская была единственной наследницей огромного состояния государственного канцлера Алексея Михайловича Черкасского. Графиня Варвара Петровна была самой богатой невестой в России второй половины XVIII века, однако, ее брак с графом Алексеем Кирилловичем Разумовским, от которого родилось 4 детей, счастливым назвать нельзя.

http://sobory.ru/article/?object=00616

В подклете здания в 2006 г. реконструирована огромная двустолпная палата, являющаяся ныне братской трапезной. Там же располагаются поварня и просфорня. Церковь преподобного Сергия с Трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора. До начала 2000-х гг. Трапезный храм являлся главным храмом монастырских богослужений в зимнее время. Трапезный храм - один из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле, благодаря разноцветной росписи стен, имитирующей руст, благодаря искусной белокаменной резьбе колонн малого и большого ордеров, многопрофильному карнизу, увенчанному парапетом с поясом скульптурных раковин. Пышный декор фасадов в совокупности с широким гульбищем придает зданию монастырской Трапезной вид прекрасного дворца. Строительство храма началось в 1686 г. южнее Успенского собора вдоль южной крепостной стены монастыря на месте деревянных жилых и служебных построек, царицыных палат и кладбища. Архитектурный облик постройки замышлялся в новом модном стиле, известном под условным названием " нарышкинского " барокко — русской версии одного из великих европейских стилей. Работы по строительству Трапезной церкви закончились в 1692 г. ко дню 300-летия преставления Преподобного Сергия. Тип храма с трапезной появился в России еще в XVI в. Здание, расположенное на довольно крутом южном склоне, поставлено на подклет, благодаря чему оно значительно поднято над землей. В пропорциях Сергиевской церкви апсидам, выдвинутым на восток, отводилась большая, как ни в одном другом храме Троицкого ансамбля, роль. Их объём и мощная пластика активно выделяют алтарное пространство. После пожара 1746 г. над Трапезной была устроена железная кровля с уникальной системой стропил, сделанная механическим способом. Церковный портал с высоким фронтоном и резными колоннами, незначительно отстоящий от стены, первоначально был открытым. Широкие лестничные марши неспешно, с остановочными площадками в середине, подводят к двум разным по назначению частям здания: церкви и Трапезной палате с семью большими окнами. Над лестницей главного входа, перестроенной в 1734 г., раскинулся обширный шатер открытых сеней.

http://sobory.ru/article/?object=06572

А совершена в 164 году сентября в 10 день 3 . в) При трапезном соборе 13 . (117). На паперти у железных дверей, по обеим сторонам на стене, высеченная на камне надпись: Во славу Святыя единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святого Духа, повелением благочестивейших Великих Государей наших Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, благословением же в духовнем чине отца их и богомольца великаго господина святейшего кир Иоакима, Московскаго и всея России и всех северных стран патриарха, начать созидатися сей храм Божий в честь святого чудотворца преподобнаго отца нашего Сергия и при нем братии святая трапеза со всем украшением в лето от сотворения мира 7194, от Рождества же по плоти Бога-Слова 1686. А совершися и украсися сицевым строением сей храм Божий и трапеза в честь преподобнаго отца нашего Сергия игумена Российскаго чудотворца, егоже и освяти зде во обители при присутствии Царскаго Пресветлого Величества самих Великих Государей Царей, и всего их государевого дома, благоверных Государынь Цариц и благороднейшего Государя Царевича и Великаго Князя Алексея Петровича и благоверных Царевен крайнейший архипастырь великий господин святейший кир Адриан архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх, в лето от спасительнаго рождения Бога Иисуса Христа 1692 месяца июля 24 дня индикта 15. С ним же беша преосвященные митрополиты: Евфимий Сарский и Подонский, Иларион Суждальский и Юрьевский, пречесные же архимандриты и прочие священнослужители. III. Надписи на металлических вещах а) В Троицком соборе 14 . (18). На серебряной раке, в которой почивают мощи угодника Сергия, по верхним краям читается следующая надпись выпуклыми буквами, изображёнными вязью: Отец безначален и Сын присносущен и Святый Дух вседетельный от Отца исходит и на Сыне почивает, в Троице славим Бог Отец и Сын и Святый Дух, едино Божество вкупе, молитвами пречистыя Богоматери и преподобнаго отца нашего Сергия и Никона благоверный и христолюбивый Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Русии, Владимирский, Московский и Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, и Государь Псковский, и Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский и Вятский, Болгарский и иных повелел сию раку сделати, и сделана рака сия в лето 7093 (1585) июля в 25 день после государства его повелением сына его Царя и Великаго Князя Феодора Ивановича, всея Русии Самодержца, и его Царицы Великия Княгини Ирины, во второе лето царства его. Прежде бывшие надписи в алтаре Троицкого собора: 15 . (46). На серебряном позолоченном паникадиле, висевшем у горнего места: Лета 7099 (1591) сделала паникадило старица Марфа Володимировна в дом Пресвятой Троице и чудотворцу Сергию и Никону. На нижнем яблоке сего паникадила вырезаны были слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Церковь Николая Чудотворца в Голутвине (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Святителя Николая в Голутвине — православный храм, принадлежащий к Москворецкому благочинию Московской епархии. С 7 февраля 2011 года храм является Китайским Патриаршим Подворьем. Церковь Николая Чудотворца в Голутвине является памятником архитектуры федерального значения. Содержание История [ править править код ] Храм был построен в 1686—1692 годах месте небольшого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы на Голутвине в Колычёвой слободе. Монастырь этот упоминался ещё в 1504 году в завещании князя Ивана III. Храм в 1883 году В 1772 году в храме были частично переделаны в стиле барокко трапезная с южным приделом и апсида храма. В 1823 году к трапезной был пристроен северный придел в стиле ампир по проекту архитектора Ф. М. Шестаков. В этом же году перед входом западного фасада трапезной был сооружён небольшой притвор. В 1923 году храм был закрыт. В 1930-е годы была разрушена колокольня. В 1933 году иконостас, иконы Спаса Вседержителя и Иоанна Богослова работы Т. Филатьева, датируемые концом XVII века, были перенесены в Третьяковскую галерею. Икона Благовещения была отдана в музей «Новодевичий монастырь». В 1960—70-е годы были разобраны ограда с воротами и дом причта. В эти годы в храме размещалась кафедра геофизики МГРИ, а затем помещение храма было передано Третьяковской галерее. Богослужения в храме возобновились только в 1992 году. В 1993—1995 годы храм был отреставрирован за счёт городского бюджета. В настоящее время восстановлена разрушенная надвратная колокольня и Никольский придел. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 7 февраля 2011 года на базе храма было учреждено Китайское Патриаршее Подворье, настоятелем которого назначен протоиерей Игорь Зуев. Храм знаменателен тем, что в нём ежедневно в течение всего года, кроме Пасхи и светлой седмицы, каноны на утрени совершаются по Уставу — с Библейскими песнями, а не с молебными запевами, как везде в большинстве приходских храмов.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Никола...

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сергия Радонежского в трапезной палате. Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/03/sam.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html, http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/01/sam.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг. Трапезная палата, площадью более 500 кв.м., являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине ХХ в. здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви. По своей архитектуре и исключительному богатству декора фасадов Трапезная церковь относится к лучшим образцам московского барокко. Покрытые разноцветной росписью «в шахмат» стены, резные белокаменные полуколонны и обрамления окон, величественная, совершенная в своих пропорциях кровля, придают зданию церкви особую выразительность. Церковь преподобного Сергия с Трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора. Первоначальный иконостас церкви до нас, к сожалению, не дошел, а украшающий ее теперь позолоченный иконостас XVII b. из разрушенного московского храма «Никола Большой Крест» является замечательным памятником древнерусского резного искусства. В 1956 г. в Трапезной палате освящены приделы в честь святителя Иоасафа Белгородского (на северной стороне) и преподобного Серафима Саровского (на южной). В зимнее время Трапезный храм становится главным храмом монастырских богослужений. http://www.stsl.ru/guide/building.php?num=6 Трапезная палата с церковью прп. Сергия Радонежского была построена в 1686-1692 гг. по повелению царей Ивана и Петра. Кирпичное оштукатуреннное здание с резным белокаменным убором поставлено на подклет, окруженный открытым гульбищем на аркадах. Часть гульбища восстановлена И.В. Трофимовым в 1940-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=06572

В собственность Церкви передано здание столичного храма святителя Николая в Голутвине 07.12.2023 15:10:17 МОСКВА Распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы от 01.12.2023 105161, 105502, в собственность Церкви переданы объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: г. Москва, 1-й Голутвинский переулок, д. 14 и д. 14, стр. 3. Первый — это храм во имя святителя Николая Чудотворца в Голутвине (г. Москва, 1-й Голутвинский пер., д. 14) построен в 1686-1692 гг. В 1772 году были реконструированы трапезная часть и южный придел, весь объем здания завершен белокаменным карнизом. В 1823 году по проекту архитектора Ф.М. Шестакова трапезная часть была расширена северным приделом, с западной стороны сооружен небольшой притвор. В 1863 году была выполнена роспись внутри четверика, в 1885 году расписаны стены и своды трапезной части храма. В 1923 году богослужения были прекращены. В здании разместили общежитие и складские помещения, позднее — в 1980-х гг. — подразделения Московского геолого-разведочного института, затем здание храма было передано Третьяковской галерее. В 1930-х гг. храм получил значительные повреждения. В 1990-х гг. были проведены масштабные реставрационные работы. С 1992 года в храме возобновлены богослужения. Второй переданный объект — это здание колокольни церкви свт. Николая Чудотворца в Голутвине (г. Москва, 1-й Голутвинский пер., д. 14). Колокольня построена в 1769 году, отреставрирована во второй половине XIX века. В 1934 году колокольня была разобрана, восстановлена в 1996-1999 гг. В настоящее время здания используются Патриаршим подворьем при храме святителя Николая Мирликийского в Голутвине г. Москвы. Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/12/07/v-sobstven...

26 апреля). Около часовни открыта в 1901 году на средства Лавры церковно-приходская школа для детей деревень Рязанцева и Кутузова. Скиту также принадлежит в Москве часовня во имя преподобного Сергия у Ильинских ворот. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Успенский собор был возведен в 1559-1585 годах по типу Успенского собора Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У северо-западного угла собора на месте западной паперти в 1780 году была устроена палатка с шатровой кровлей над могилами семьи царя Бориса Годунова. Напротив Успенского собора — комплекс казначейского корпуса и примыкающих к нему больничных палат с шатровой церковью прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1638). За ними располагаются Крепостная палата и комплекс Келарских палат (рубеж XVI-XVII вв.). На месте древней надвратной церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского (1513) у главного входа в монастырь был построен пятиглавый надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1692-1699). Декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом Преподобного Сергия Радонежского (1686-1692) выполнена в стиле «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей. До конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и уже упомянутая надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. К памятникам XVIII века относится небольшая церковь во имя Преподобного Михея Радонежского, построенная над его гробом в 1734 году.

http://sobory.ru/article/?object=00497

См.: Голубинский Е.Е. Воспоминания//Полунов А.Ю., Соловьев И.В. Жизнь и труды академика Е Е. Голубинского . М., 1998. С. 206; Извлечение из Всеподданнейшего отчетаобер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева по Ведомству православного исповедания за 1881 год. СПб., 1882. С. 137.) 191 (Новый Иерусалим – Ново-Иерусалимский Воскресенский ставропигиальный 1-го класса, общежительный мужской монастырь. Основан в 1656 г. Патриархом Никоном для воссоздания в России образа Святой Земли. Окрестности монастыря получили новые, библейские, названия. После опалы и смерти Патриарха Никона монастырь благоустраивался на пожертвования Царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. В 1690–1694 гг. под руководством зодчего Я.Г. Бухвостова деревянные монастырские стеныи башню заменили на каменные. В 1720-х гг. монастырь пережил упадок. Возобновлен в 1744–1756 гг. по указу Императрицы Елизаветы Петровны усилиями архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), наместника Ново-Иерусалимского монастыря (1748), архитектором Ф. Растрелли. В дальнейшем монастырь получал большие вклады от Императрицы Екатерины II, Императоров Павла I и Александра I. В монастыре было пять храмов с 39 престолами.1. Собор Воскресения Христова с 29 приделами, холодный, сооружен в 1658–1685 гг. (внутри – точное воспроизведение храма Гроба Господняв Иерусалиме). Возобновлен в 1874 г. В приделе св. Иоанна Предтечи был погребен Патриарх Никон, здесь же находились его вериги и келейная икона Божией Матери. В соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», присланная в 1663 г. Патриарху Никону с Афона, и частица мощей мц. Татианы, подаренная в 1691 г. Царевной Татьяной Михайловной. 2. Храм Рождества Христова, сооруженный в 1686–1692 гг. по образу вифлеемской базилики (IV в.), с приделами: Обрезания Господня, Поклонения волхвов, Бегства в Египет, Избиения младенцев, в трапезной части – прп. Сергия Радонежского и мц. Татианы. 3. Надвратный храм Входа Господня в Иерусалим, сооруженный в 1694–1697 гг. 4. Храм Трех святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (конец XVII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Белокаменный Троицкий собор (1422–1423) построен в традициях московского зодчества XV века. Свято-Духовский храм (1476) воспроизводит традицию псковского храмоздательства своей эпохи. Главный собор лавры, Успенский (1559–1585), построен по образцу Успенского собора Кремля. Церковь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635–1638) представляет собой памятник шатровой архитектуры. Богато декорированная трапезная с церковью Преподобного Сергия Радонежского (1686–1692) близка к архитектуре дворцов и боярских палат конца XVII века. В архитектуре Надвратной церкви во имя святого Иоанна Предтечи (1693–1699) присутствуют ярко выраженные барочные элементы («строгановский» стиль), а Надкладезная часовня (кон. XVII в.) представляет собой типичный памятник «нарышкинского барокко». Небольшая по размерам восьмигранная Михеевская церковь (1734) покрыта так называемой «голландской» кровлей и увенчана небольшой главкой. Смоленская церковь (1746–1748) и 88-метровая колокольня (1741–1770, арх. Д.В. Ухтомский и И.Ф. Мичурин) – типичные строения «елизаветинского барокко». Обелиск (1792), стоящий на центральной площади лавры, относится к эпохе классицизма. Ансамбль дополняют постройки в русском стиле XVII века, возведенные по проекту архитектора А.А. Латкова в конце XIX века. Во второй четверти XIX века параллельно с ростом национального самосознания и усилением антизападных настроений в российском обществе возрождается интерес к традиционным формам храмового зодчества. Этот перелом отразился в истории проектирования и строительства московского храма Христа Спасителя (1839–1883). Первоначальный проект храма, задуманного как мемориал победы в войне 1812 года, был сделан А.А. Витбергом в 1817 году: согласно этому проекту, храм должен был представлять собой массивную конструкцию в стиле классицизма с купольной ротондой гигантской ширины. По четырем сторонам храма должны были располагаться портики с колоннами (наподобие Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге). Соборный двор должны были украшать протяженная эллипсообразная в плане колоннада (наподобие колоннады санкт-петербургского Казанского собора) и обелиски.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010