А совершена в 164 году сентября в 10 день 3 . в) При трапезном соборе 13 . (117). На паперти у железных дверей, по обеим сторонам на стене, высеченная на камне надпись: Во славу Святыя единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святого Духа, повелением благочестивейших Великих Государей наших Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, благословением же в духовнем чине отца их и богомольца великаго господина святейшего кир Иоакима, Московскаго и всея России и всех северных стран патриарха, начать созидатися сей храм Божий в честь святого чудотворца преподобнаго отца нашего Сергия и при нем братии святая трапеза со всем украшением в лето от сотворения мира 7194, от Рождества же по плоти Бога-Слова 1686. А совершися и украсися сицевым строением сей храм Божий и трапеза в честь преподобнаго отца нашего Сергия игумена Российскаго чудотворца, егоже и освяти зде во обители при присутствии Царскаго Пресветлого Величества самих Великих Государей Царей, и всего их государевого дома, благоверных Государынь Цариц и благороднейшего Государя Царевича и Великаго Князя Алексея Петровича и благоверных Царевен крайнейший архипастырь великий господин святейший кир Адриан архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх, в лето от спасительнаго рождения Бога Иисуса Христа 1692 месяца июля 24 дня индикта 15. С ним же беша преосвященные митрополиты: Евфимий Сарский и Подонский, Иларион Суждальский и Юрьевский, пречесные же архимандриты и прочие священнослужители. III. Надписи на металлических вещах а) В Троицком соборе 14 . (18). На серебряной раке, в которой почивают мощи угодника Сергия, по верхним краям читается следующая надпись выпуклыми буквами, изображёнными вязью: Отец безначален и Сын присносущен и Святый Дух вседетельный от Отца исходит и на Сыне почивает, в Троице славим Бог Отец и Сын и Святый Дух, едино Божество вкупе, молитвами пречистыя Богоматери и преподобнаго отца нашего Сергия и Никона благоверный и христолюбивый Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Русии, Владимирский, Московский и Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, и Государь Псковский, и Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский и Вятский, Болгарский и иных повелел сию раку сделати, и сделана рака сия в лето 7093 (1585) июля в 25 день после государства его повелением сына его Царя и Великаго Князя Феодора Ивановича, всея Русии Самодержца, и его Царицы Великия Княгини Ирины, во второе лето царства его. Прежде бывшие надписи в алтаре Троицкого собора: 15 . (46). На серебряном позолоченном паникадиле, висевшем у горнего места: Лета 7099 (1591) сделала паникадило старица Марфа Володимировна в дом Пресвятой Троице и чудотворцу Сергию и Никону. На нижнем яблоке сего паникадила вырезаны были слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

VI. Трапезная церковь Преподобного Сергия с огромною и великолепною трапезой начата строиться, по повелению Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, в 1686 году; окончена 1692 года и в том же году, Июля 24, освящена в присутствии всего Царского дома последним Патриархом Адрианом. Стилем своим она сходствует с соборною церковью в Московском Богоявленском монастыре, построенное почти в одно время с нею. В длину сие прекрасное здание на 34 саженях с алтарем, трапезою и сенями, а в ширину на 9 саженях. Оно отличается как прочностью строения, так и своим узорочным и кудреватым стилем, снаружи расписано наподобие шахмат, украшено разными рустиками, высеченными из белого камня, при окнах резными колонками, и обогнуто открытою галереей на 100 сажень. При входе его два крыльца, в роде портиков также с резными колоннами и разными фигурами. Над трапезой железная кровля поддерживается одним равновесием; она сделана в 1747 г. после пожара в Лавре, артиллерийским кузнецом Василием Еремеевым. Алтарь, трапеза и сени украшены хорошею живописью; на стенах клеймы вызолочены; пол в самой церкви из шлифованного мрамора; двери в трапезу решетчатые железные с репьями, на коих изображены между львами и единорогами двуглавые орлы. Она освещается большим медным паникадилом с изваяниями 1 Христа и 12 Апостолов. Благолепием своим храм сей, обязан попечению Митрополита Платона. При трапезе, украшенной большим резным из дерева паникадилом, на южной стороне находятся: 1) столовая, где братия кушают в обыкновенные дни; 2) келья для трапезаря; 3) палата для запасной ризницы; и 4) под сводами над самою церковью храмина с монастырскою библиотекой и архивом, где, до пожара в 1746 году, была церковь Похвалы Богородицы, а теперь хранятся разные церковные старопечатанные книги, столбцы и рукописи. Здесь одна из богатых библиотек по части Русских Древностей, которая заключает в себе 810 рукописей и до 3000, большею частью, старопечатных книг Славянских. Из первых в особенности значительны харатейные рукописи, числом 39, как наприм: 1,Евангелие (апракос), писанное в два столбца, конца XII или начала XIII века, Сочинения с. Григория Богослова века XIII, Крюковой Кондакарь, 19, века XIII, если не ранее, Мерило праведное, упомянутое Бар. Розенкампфом в его Обозрении Кормчей и многие другие. Из бумажных рукописей есть много замечательных по своему содержанию, каллиграфии, миниатюрам, коими они обогащены, равно и по тем лицам, кому принадлежали. Тут найдете много книг, бывших в собственности Митрополита Всероссийского Иоасафа, Архимандрита Дионисия, Аврамия Палицына, нашего паломника Арсения Суханова , ученого Келаря Симона Азарьина и вклады разных знаменитых духовных и светских особ, как то:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В собственность Церкви передано здание столичного храма свт. Николая в Голутвине Москва, 6 декабря 2023 г.      Распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы от 01.12.2023 105161, 105502, в собственность Церкви переданы объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: г. Москва, 1-й Голутвинский переулок, д. 14 и д. 14, стр. 3, сообщает Патриархия.ru . Первый — это храм во имя святителя Николая Чудотворца в Голутвине (г. Москва, 1-й Голутвинский пер., д. 14) построен в 1686-1692 гг. В 1772 году были реконструированы трапезная часть и южный придел, весь объем здания завершен белокаменным карнизом. В 1823 году по проекту архитектора Ф.М. Шестакова трапезная часть была расширена северным приделом, с западной стороны сооружен небольшой притвор. В 1863 году была выполнена роспись внутри четверика, в 1885 году расписаны стены и своды трапезной части храма. В 1923 году богослужения были прекращены. В здании разместили общежитие и складские помещения, позднее — в 1980-х гг. — подразделения Московского геолого-разведочного института, затем здание храма было передано Третьяковской галерее. В 1930-х гг. храм получил значительные повреждения. В 1990-х гг. были проведены масштабные реставрационные работы. С 1992 года в храме возобновлены богослужения. Второй переданный объект — это здание колокольни церкви свт. Николая Чудотворца в Голутвине (г. Москва, 1-й Голутвинский пер., д. 14). Колокольня построена в 1769 году, отреставрирована во второй половине XIX века. В 1934 году колокольня была разобрана, восстановлена в 1996-1999 гг. В настоящее время здания используются Патриаршим подворьем при храме святителя Николая Мирликийского в Голутвине г. Москвы. 6 декабря 2023 г. Рейтинг: 10 Голосов: 80 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/157672.html

В собственность Церкви передано здание столичного храма святителя Николая в Голутвине 6 декабря 2023 г. 13:26 Распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы от 01.12.2023 105161, 105502, в собственность Церкви переданы объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: г. Москва, 1-й Голутвинский переулок, д. 14 и д. 14, стр. 3. Первый — это храм во имя святителя Николая Чудотворца в Голутвине (г. Москва, 1-й Голутвинский пер., д. 14) построен в 1686-1692 гг. В 1772 году были реконструированы трапезная часть и южный придел, весь объем здания завершен белокаменным карнизом. В 1823 году по проекту архитектора Ф.М. Шестакова трапезная часть была расширена северным приделом, с западной стороны сооружен небольшой притвор. В 1863 году была выполнена роспись внутри четверика, в 1885 году расписаны стены и своды трапезной части храма. В 1923 году богослужения были прекращены. В здании разместили общежитие и складские помещения, позднее — в 1980-х гг. — подразделения Московского геолого-разведочного института, затем здание храма было передано Третьяковской галерее. В 1930-х гг. храм получил значительные повреждения. В 1990-х гг. были проведены масштабные реставрационные работы. С 1992 года в храме возобновлены богослужения. Второй переданный объект — это здание колокольни церкви свт. Николая Чудотворца в Голутвине (г. Москва, 1-й Голутвинский пер., д. 14). Колокольня построена в 1769 году, отреставрирована во второй половине XIX века. В 1934 году колокольня была разобрана, восстановлена в 1996-1999 гг. В настоящее время здания используются Патриаршим подворьем при храме святителя Николая Мирликийского в Голутвине г. Москвы. Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ (Рылков; † 6.12.1696, Вел. Новгород), митр. Новгородский и Великолукский. Постриженик Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст. , с 5 сент. 1674 г. настоятель селижаровского во имя Св. Троицы мон-ря , в 1681-1686 гг. архимандрит Макариева калязинского во имя Св. Троицы мон-ря , с 28 марта 1686 по 11 авг. 1688 г. архимандрит Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря . 18 дек. 1685 г. Е. добился подтверждения грамоты царя Алексея Михайловича (1652) о праве Макариева калязинского монастыря на сбор таможенных пошлин на торжке в с. Семендяеве Калязинского у. (ААЭ. Т. 4. 55. С. 74). 12 авг. 1688 г. Е. был хиротонисан во митрополита Сарского и Подонского, хиротонию возглавил патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) . В янв. 1690 г. Е. участвовал в Соборе, на к-ром было зачитано покаянное исповедание Сильвестра (Медведева) , 5 окт. 1689 г. отлученного от Церкви за католич. т. зр. в отношении времени пресуществления Св. Даров (см. в ст. Евхаристия ) и с авг. того же года находившегося под арестом в Троице-Сергиевом монастыре. Собор постановил воссоединить Сильвестра с правосл. Церковью как мирянина и наложить на него епитимию (АИ. Т. 5. 194. Стб. 337-342). Впрочем, в работах некоторых исследователей высказывалось сомнение в факте проведения Собора (см.: Прозоровский А. И. Сильвестр (Медведев): Его жизнь и деятельность//ЧОИДР. 1896. Кн. 3. Отд. 4. С. 353-370; Богданов А. П. Моск. публицистика посл. четв. XVII в. М., 2001. С. 400-409). 15 марта 1690 г. Е. участвовал в совершении таинства Елеосвящения над умирающим патриархом Иоакимом, присутствовал при погребении первосвятителя. Е. участвовал в интронизации патриарха Адриана (24 авг. 1690), в совершенных в Москве хиротониях укр. архиереев: Варлаама (Ясинского) во митрополита Киевского (31 авг. 1690), св. Феодосия (Углицкого) во архиепископа Черниговского (11 сент. 1692). 24 июля 1692 г. вместе с патриархом Адрианом Е. освящал новую трапезную ц. во имя прп. Сергия в Троице-Сергиевом монастыре, при освящении присутствовали цари Иоанн и Петр Алексеевичи .

http://pravenc.ru/text/187715.html

В 1689 г. состоялись похороны биографа патриарха Никона иподиак. Иоанна Шушерина , к-рый был погребен в приделе Воскресенского собора, освященного 29 апр. 1690 г. в честь архистратига Михаила. Также в годы игуменства Н. были освящены: ц. Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи (обновлена на средства царевны Татьяны Михайловны после погребения в ней патриарха Никона 26 авг. 1681), подземная ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены, придел свт. Николая (украшен на средства царицы Прасковьи Феодоровны), придел Всех святых Воскресенского собора под колокольней (1690), ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с больничными палатами (1698). В 1686-1692 гг. были построены 3 большие трапезные палаты на средства царевен Татьяны Михайловны и Софьи Алексеевны. В 1690-1694 гг. вместо деревянной ограды по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей была построена глухая каменная стена с амбразурами и 8 трехэтажными башнями. 1 июля 1694 г. Н. принимал в обители царей, прибывших для осмотра каменной стены. В 1694-1697 гг. была построена каменная надвратная ц. в честь Входа Господня в Иерусалим. Белокаменные плиты с резным стихотворным текстом «Летописца» архим. Никанора в Новоиерусалимском мон-ре Белокаменные плиты с резным стихотворным текстом «Летописца» архим. Никанора в Новоиерусалимском мон-ре В период игуменства Н. в мон-ре началось почитание патриарха Никона. Так, было установлено его поминовение 24 мая каждого года, в день памяти прп. Никиты Переяславского, а над местом погребения патриарха каждую субботу стали петь панихиды (РГБ. Унд. 415. Л. 463-466, 467-468). В 1691 г. царевна Татьяна Михайловна пожертвовала мон-рю ковчег с частицей мощей вмц. Татианы, который был установлен в Воскресенском соборе. В 1692 г. она передала в дар мон-рю Петровскую икону Божией Матери в драгоценном окладе (список чудотворного образа, написанного митр. Московским Петром). Н. известен как 1-й историк Новоиерусалимского мон-ря. Сохранились 2 его сочинения, а также предисловие к монастырскому уставу. Н. создал стихотворный «Летописец сея святыя обители Воскресенския, еже есть Новый Иерусалим» (Летописец. 1874. С. 92-98). Текст высечен на 2 плитах по 2 столбца на каждой. Архим. Леонид (Кавелин) отметил, что в XIX в. «надпись эта высечена в глубь на белых изжелта каменных плитах, вставленных в то место, где прежде была дверь, ведшая снаружи храма через придел преп. Марии Египетской на Голгофу» (Там же. С. 98. Примеч.).

http://pravenc.ru/text/2565300.html

25 сентября 1671 года царь Алексей Михайлович «молился в дому Пресвятыя и Живоначальныя Троицы на праздник великого чюдотворца Сергия». В 1673 году составлена вновь Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря – важнейший источник по истории монастыря и России XVII века. В 1674 году настоятелем монастыря стал архимандрит Викентий (1674–1694). В том же году царским изографом Симоном Ушаковым для местного ряда иконостаса Троицкого собора написана икона «Нерукотворный образ». В 1675 году Патриарх Московский и всея Руси Иоаким предоставил архимандриту Троицкого монастыря право служить с дикирием и трикирием. 1681 год – устройство при Подольных церквах тюрьмы для «бесчинных» монахов. 1682 год – после случившегося на праздник обретения мощей Преподобного Сергия раскольничьего и стрелецкого бунта царский двор во главе с правительницей, царевной Софьей Алексеевной, прибыл в село Воздвиженское, где был казнен начальник стрелецкого приказа князь Иван Хованский со старшим сыном Андреем. 18 сентября царский двор прибыл в Троице-Сергиев монастырь из села Воздвиженского. 3 октября в Троицком монастыре царевна Софья приняла повинную грамоту и челобитную московских стрельцов. 6 ноября – возвращение царского двора из Троицы в Москву по усмирении мятежа. В период правления царевны Софьи (1682–1689) Патриарх Иоаким и власти Троице-Сергиева монастыря тайно от царевны ссужали деньги на содержание царицы Натальи Кирилловны и ее сына – царя Петра. В 1683 году по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей на колокольном дворе при Троицком монастыре отлит колокол весом 1275 пудов. Лил колокол Федор Моторин – отец знаменитого литейщика Ивана Моторина, отлившего кремлевский царь-колокол. В 1684 году царским изографом Симоном Ушаковым для местного ряда иконостаса Троицкого собора написана икона «Спас на престоле». В том же году артелью ярославских и троицких иконописцев во главе с Дмитрием и Василием Григорьевыми был впервые расписан Успенский собор. 1686 год – началось строительство новой трапезной палаты с церковью во имя Преподобного Сергия при ней (1686–1692).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Внутри храма остались лишь немногие красивые фрагменты старого искусства, вроде царских врат более ранних – века XVI – неведомо откуда сюда попавших. Все остальное подновлено и совсем новое, безличное. Несравненно богаче выразился конец XVII века в лавре. На протяжении немногих десятилетий возникает целый ряд зданий, последовательно отразивших эстетические вкусы века и его архитектурный стиль. Нарышкины и Строгановы оставили неизгладимый след своим строительством. Эти наши русские Медичи Сольвычегодска и Москвы были смелыми в проявлении архитектурных вкусов. Над святыми вратами лавры небольшая квадратная церковь Иоанна Предтечи, строенная Строгановыми (1693 г.); хотя и пострадала она от пожара, но внешность ее осталась с тем же обрамлением стенных плоскостей, с типичными угловыми колоннами, с хорошо нарисованными окнами излюбленной восьмигранной формы; остались любопытные орнаментированные куски камня, кое-где вставленные в стену; изменена крыша на галерее, опоясывающей храм; и вместо прежних пяти глав теперь одна, но остался типичный облик здания эпохи затейливого барокко, пока без проявления обильной изукрашенности, чем так богат другой памятник той же эпохи – это примкнувший к Успенскому собору святой колодезь. Игрушка, небольшое покосившееся, дряхлеющее здание, удивительный мемориал того забытого мастерства, чем так богат был тот век, оставивший в русской архитектуре незабвенную яркую полосу своеобразного творчества, когда наши зодчие нашли прекрасный прием обработки традиционных тяжелых масс смелыми деталями, наивно нарисованными и с большим мастерством переданными. И если в этой часовенке над колодцем мы видим лишь архитектурную миниатюру, словно выточенную и расцвеченную затейливую шутку зодчего – то значительным, серьезным сооружением, преисполненным большим искусством является здание Трапезной (1686–1692 гг.). По пышности своего убранства не только выше своего ровесника – Трапезной Новодевичьего монастыря, но едва не единственное. Строго обдуман план этого здания, отлично выполненного во всех своих деталях; все изобличает большого художника зодчего, создавшего такое сооружение и скромно смолкнувшего и не оставившего и своего имени. Несмотря на измененную в конце XVIII века форму крыши, здание это не утратило в своем внешнем облике чувства целостности и того ритма, каким богато каждое хорошее архитектурное создание.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Иконостас в церковь, вызолоченный червонным золотом, был устроен тем же графом Разумовским, которым была построена и самая церковь. В 1756 году граф П. Б. Шереметев устроил на Смоленскую икону Божией Матери ризу и оклад серебряные, вокруг украшенные жемчугом, и алмазную корону с разными каменьями. В 1781 году церковь была расписана голубою краскою с пристойными украшениями. В 1854 году иконостас церкви сделан под мрамор и стены ее вновь расписаны. 7. Трапезная церковь преподобного Сергия Трапезная церковь во имя преподобного Сергия вместе с самой трапезой построена в продолжение 1686–1692 годов монастырским иждивением по приказанию царей Иоанна и Петра Алексеевичей (о прежней трапезе, находившейся на месте нынешней колокольни, с церковию при ней преподобного Михаила Малеина, ангела царя Михаила Федоровича, см. ниже, в главе IV). В длину вместе с алтарем, трапезою и папертью, включая и стены, церковь имеет 34 сажени, в ширину, также со стенами, – 9 саженей. Окна церкви обставлены резными колоннами (которые до 1837 года были из камня, а теперь – из которые росписаны разными красками; снаружи стены росписаны наподобие шахмат (так это было в XVIII веке, так это с недавнего времени и теперь). Вокруг церкви идет открытая галлерея на сводах, имеющая протяжение до 100 саженей, выстланная чугуном. Крыльца, ведущие на галлерею, в настоящее время простые, в старое время были украшены резными колоннами и резными а главное из них – северо-западное и находилось не на самом северо-западном конце галлереи, а прямо против входа в паперть, за Михеевскою церковию, и было устроено иначе, чем теперь, а именно как приставленная к галлерее площадка с всходами на нее с двух сторон – восточной и западной (на сейчас указанном месте и в сейчас указанном виде находим крыльцо в много раз помянутой выше книге планов и фасадов 1745 года) [см. ниже, на приложенных фототипических таблицах VI и XVI]. Глава и крест на церкви были вызолочены червонным золотом между 1752 и 1758 годами, а в 1808 году покрыты золоченою медью, как середняя глава на Успенском соборе. «Над сею трапезою, – говорит Краткое описание лавры, – особливаго примечания достойна железная кровля, сделанная искуснейшим механическим образом, ибо она поддерживается одним равновесием, чрез уменьшение у одной части через другую тяжести». Эта замечательная кровля сделана в 1749 году после бывшего в лавре в предшествующем, 1746 году большого пожара, заменив собою бывшую до пожара деревянную кровлю.

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Иконостас в церковь , вызолоченный червонным золотом, был устроен тем же графом Разумовским, которым была построена и самая церковь . В 1756 году граф П. Б. Шереметев устроил на Смоленскую икону Божией Матери ризу и оклад серебряные, вокруг украшенные жемчугом, и алмазную корону с разными каменьями. В 1781 году церковь была расписана голубою краскою с пристойными украшениями. В 1854 году иконостас церкви сделан под мрамор и стены ее вновь расписаны. 7. Трапезная церковь преподобного Сергия Трапезная церковь во имя преподобного Сергия вместе с самой трапезой построена в продолжение 1686–1692 годов монастырским иждивением по приказанию царей Иоанна и Петра Алексеевичей (о прежней трапезе, находившейся на месте нынешней колокольни, с церковию при ней преподобного Михаила Малеина, ангела царя Михаила Федоровича, см. ниже, в главе IV). В длину вместе с алтарем, трапезою и папертью, включая и стены, церковь имеет 34 сажени, в ширину, также со стенами, – 9 саженей. Окна церкви обставлены резными колоннами (которые до 1837 года были из камня, а теперь – из алебастра?) 267 , которые росписаны разными красками; снаружи стены росписаны наподобие шахмат (так это было в XVIII веке, так это с недавнего времени и теперь). Вокруг церкви идет открытая галлерея на сводах, имеющая протяжение до 100 саженей, выстланная чугуном. Крыльца, ведущие на галлерею, в настоящее время простые, в старое время были украшены резными колоннами и резными фигурами 268 , а главное из них – северо-западное и находилось не на самом северо-западном конце галлереи, а прямо против входа в паперть, за Михеевскою церковию, и было устроено иначе, чем теперь, а именно как приставленная к галлерее площадка с всходами на нее с двух сторон – восточной и западной (на сейчас указанном месте и в сейчас указанном виде находим крыльцо в много раз помянутой выше книге планов и фасадов 1745 года) [см. ниже, на приложенных фототипических таблицах VI и XVI]. Глава и крест на церкви были вызолочены червонным золотом между 1752 и 1758 годами, а в 1808 году покрыты золоченою медью, как середняя глава на Успенском соборе. «Над сею трапезою, – говорит Краткое описание лавры, – особливаго примечания достойна железная кровля, сделанная искуснейшим механическим образом, ибо она поддерживается одним равновесием, чрез уменьшение у одной части через другую тяжести». Эта замечательная кровля сделана в 1749 году после бывшего в лавре в предшествующем, 1746 году большого пожара, заменив собою бывшую до пожара деревянную кровлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010