Рукоп. библиот. Арханг. дух. сем. 233. 90 Архиерейским указом, данным 12 октября мирскому старосте и крестьянам Попонаволоцкой волости (Верховажской четверти) велено было «им старосте и крестьянам платить з дьячковского и пономарского и просвирнического владенья тяглой земли мирские земские расходы и ямщину, а им причетником толко с той земли велено платить Государевы, подати по 25 алтын в год». Пошл. книга 205 (1697) года, отдел: «сбор с грамот и памятей по челобитч. дел». Рукоп. Холмог. Собора, 1463. 91 Пошл. кн. за 197 (1688) г. сентябрьская запись, в отделе грам. и памят. по челобитчик. делам. Рукоп. библ. Арханг. дух. сем., 233. 94 Напр., в 202 (1694) году (число неизвестно) был дан архиерейский указ «по челобитью с Ваги Попонаволоцкой волости священника Якова велено деревня ево от мирского тягла свободить вместо руги». Пошл. кн. на этот год, отд.: «сбор с грам. и пам. по челобитч. дел.»; рукоп. Холмог. Соб., 1463. В 200 (1692) г., 30 мая, был дан подобный же указ на имя церковного приказщика и крестьян Конецгорской волости (Подвинской четверти) по челобитью пономаря: «велено деревенской тяглой участок» его «осмую доль обжы... вместо руги от податей и от мирского тягла обелить для того, что у священника той церкви и у дьячка во владеньи деревни белые ж». Пошл. кн. за этот год; рукоп. библ. Арханг. дух. семин., 233. 95 Именно – в январе 1688 года был дан указ об «обелении тяглой деревни» священника и дьячка Юрольского Холма (Пинежской десятины); в феврале 1696 года об «обелении от подымнаго оброка» двора дьякона Сумского острога; в январе 1688 г. – об обелении пономарской деревни в Куростровской волости, в октябре 1690 (199) года – дан указ об освобождении от тягла пономаря Никольской волости (Емецкого стана) и о «добывании трапезных дров миром» «мимо его пономаря»; в январе 1692 года – указ об обелении пономарской земли в Шастках (см. об этом ниже); 14 июня того же года – дан указ об освобождении от тягла дьячка Верхотоемской волости (Подвинской чети). – Почти во всех означенных указах повторяется выражение: «а платить за него (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Владимирской Божией Матери, что на Никольской, у Владимирских ворот. Построена Царицею Натальей Кирилловной в 1691–1692 годах. Трапезная пристроена в 1694 году. В эту церковь бывает крестный ход 21 мая в воспоминание отражения татарского набега 1521 года. Церковь приписана к Заиконоспасскому монастырю. Воздвижения Креста Господня, в Алексеевском монастыре. Построена в 1692 году, расширена и получила нынешнюю отделку в 1841 и 1857 годах. Приделы: 1) Тихвинской Божией Матери, 2) Симеона Персидского. Монастырь был перенесен к этой церкви в 1837 году. Николая Чудотворца, что в Кошелях. Яузская ул., угол Устьинского проезда. Построена в 1692 году. Пристройки XVIII и XIX веков. Приделы: 1) Бориса и Глеба, 2) Всех Скорбящих Радости. Николая Чудотворца, что в Воробине (на Гостиной Горке). У Яузского бульвара, угол Воронцова Поля. Построена в 1690–1693 годах. Придел Иоанна Воина устроен в 1782 г., Петра, Алексея, Ионы в 1792 году. Рождества Христова, что в Кудрине. Поварская, Трубниковский переулок. Построена в 1692–1693 годах. Обновления были в 1757, 1812 и 1856 годах. Приделы: 1) Казанской Божией Матери, 2) Тихвинской Божией Матери. Георгия Великомученика, что в бывшем Георгиевском монастыре, на Б. Дмитровке. Построена в конце XVII века на месте древней церкви, стоявшей с 1493 года. С северной стороны пристроен придел Успения св. Анны, не восстановленный после 1812 года. С этого же года упразднен монастырь. 164. Георгия Великомученика, что в Старых Лучниках. Лубянский проезд, между Мясницкой и Маросейкой. Построена в 1693 г. гостем Гавриилом Романовичем. Приделы: 1) Нила Столобенского, 2) Феодора Сикеота. Вверху престол Благовещения Божией Матери. Иоанна Предтечи, что на Пресне. Средняя Пресненская, Предтечевский переулок. Главный храм построен в 1693 году, колокольня – в 1810 году, трапезная – в 1828 году. Приделы: 1) Иоанна Воина, 2) Софии, Премудрости Божией. Иоанна Воина, что на Убогих Домах. Угол Старой Божедомки и Самарского переулка. Построена в 1693 году, обновлялась в 1744 году. Колокольня построена в ХХ веке по проекту архитектора Курдюкова. Главный престол Воздвижения Креста Господня. Другой придел Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Две чудотворные иконы из Иосифо-Волоколамского мон-ря//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008. C. 187-198; Иконы Твери, Новгорода, Пскова, XIV-XVI вв.//Кат. собр. ЦМиАР. С. 187-198. М., 2000. Вып. 1. С. 65-68. Кат. 6; Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 124-128. Кат. 21; Иконы Москвы, XIV-XVI вв.//Кат. собр. ЦМиАР. М., 2007. Вып. 2. С. 86-95. Кат. 60; С. 272-282. Кат. 97; С. 244-247. Кат. 91; С. 293-297. Кат. 100; Шалина И. А. Произведения древнерус. искусства из Иосифо-Волоколамского мон-ря в собр. ГРМ//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008. С. 199-226. Э. В. Ш. Архитектурный ансамбль И. В. м. Процесс замены первоначальных деревянных сооружений начался с постройки каменного Успенского собора в 1484-1486 гг. (освящен в дек. 1485). В 1506-1510 гг. были возведены трапезная палата с ц. Богоявления, после 1506 г. колокольни с ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», в 1543-1566 гг.- стены и башни. В 1589 г. ансамбль был завершен возведением надвратной ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Новый этап, когда И. В. м. приобрел сохраняемый и поныне облик, пришелся на посл. четв. XVII в. В 1676-1688 гг. были заново возведены стены и башни, в т. ч. надвратная ц. апостолов Петра и Павла (1679). В 1682 г. было перестроено завершение Богоявленской ц., в 1688-1692 гг. возведен новый собор. В результате надстроек 1671-1672 и 1692-1694 гг. высота колокольни увеличилась почти в 3 раза. Последующие перестройки касались преимущественно жилых и хозяйственных корпусов и не внесли существенных изменений в художественный образ обители. Успенский собор Успенский собор. 1688–1692, 1757 гг. Фотография. 2010 г. Успенский собор. 1688–1692, 1757 гг. Фотография. 2010 г. Первый каменный собор был построен в 1484-1486 гг. Фрагменты фундаментов этого 4-столпного 3-апсидного сооружения были раскрыты в ходе реставрационных работ 70-х гг. ХХ в. и археологических раскопок 2001 г. Описи 1545 и 1572 гг. указывают, что храм имел 3 главы и 3 придела без престолов.

http://pravenc.ru/text/673721.html

В 1677 г. горела и в 1684 г. была разобрана деревянная Преображенская ц. 20 окт. 1684 г. гетман И. С. Самойлович писал игум. Макарию, чтобы непригодный материал разобранной церкви продать, если его купит полковник миргородский. 23 апр. 1684 г. в М. м. состоялась закладка Преображенского собора, на к-рой присутствовал сын гетмана полковник стародубский С. И. Самойлович. Строительство под патронатом сначала гетмана Самойловича, а затем гетмана И. С. Мазепы вели «немец из Вильно» Иоганн (Ян) Баптист Зауэр и подмастерье Мартин Томашевский. По смерти Зауэра местные мастера Афанасий Пирятинский и Дамиан Ворона в 1692 г. завершили строительство. Первый иконостас для собора в 1685-1689 гг. вырезал мастер Стефан Мутяница, роспись и позолоту выполнил «маляр» Иосиф Иванович из Лубен. В 1692 г. при настоятеле (1687-1700) игум. Ипатии (Горбачевском) каменный Преображенский храм был освящен; тогда же освящена построенная в 1688-1691 гг. надвратная ц. во имя арх. Михаила. Во время строительства Преображенского собора, в 1684-1692 гг., богослужения совершались в малом Георгиевском храме, устроенном под монастырской колокольней, туда же были перенесены мощи свт. Афанасия. В 1692 г. гетман Мазепа пожертвовал 8 тыс. золотых на постройку каменной трапезной Благовещенской ц. (1695-1700), обрушившейся в 1701 г. и вновь отстроенной к 1733 г. В мае 1693 г. М. м. купил у киевского Кирилловского мон-ря большую усадьбу умершего свящ. Макария Гринченко на Подоле, рядом с подворьями Межигорского и Густынского мон-рей, где был обустроен домовый храм и открыто Киевское подворье М. м., просуществовавшее до 1776 г. В 1709-1716 гг. обитель возглавлял игум. Филарет (Кощаковский), бывш. настоятель Межигорского Преображенского мон-ря и преподаватель Киево-Могилянской академии, автор курса риторики на лат. языке. По его инициативе Мария Гамалеева, вдова лубенского полковника и наказного гетмана Г. М. Гамалеи, в завещании от 11 дек. 1710 г. пожертвовала обители часть владений мужа. Размер жертвуемых имений был расширен в последнем завещании Марии от 17 авг. 1716 г. Гетман И. И. Скоропадский в универсале от 15 окт. 1713 г. пожертвовал мон-рю часть своих имений.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

Старая Ладога. Никольский мужской монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1691 и 1692. Адрес: Россия, Ленинградская область, Волховский район, с. Старая Ладога, ул. Никольская, д. 1 Координаты: 59.991834, 32.301495 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменную колокольню Свято-Никольского монастыря, взамен деревянной звонницы, возвели тихвинские мастера в период с 1691 по 1695 гг. Раньше её венчали 10 колоколов, вес самого большого из них составлял 100 пудов (1638 кг). Он был пожертвован монастырю купцом Алексеем Голубковым в 1864 году в память об усопшей супруге Елене. На колокольне были и часы с боем, которые в 1754 году по настоянию церковного начальства были переданы в Александро-Невскую лавру. Колокольня монастырского ансамбля является его зрительным акцентом и по своему построению восходит к подобным же рубленым деревянным сооружениям. Она делится на три яруса: нижний - цокольный с наружной лестницей, промежуточный, скрывающий внутреннюю лестницу, и ярус звона, перекрытый шатром над арками. На цокольном ярусе расположено хозяйственное помещение. Из книги: Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. - Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 г. С западной стороны Никольского собора в 1692 г. тихвинские мастера построили каменную восьмигранную с шатровым деревянным верхом колокольню. Раньше на западной стене собора, вероятно, была звонница, возможно, разобранная при перестройке в 1668 г. Колокольню поставили между соборной церковью и трапезной, соединив все три постройки между собой деревянными переходами: из паперти соборной церкви - во второй ярус колокольни, и затем - в паперть трапезной церкви. Переходы были крыты тесом. Яркая шатровая колокольня конца 1691 - начала 1692 гг. имеет восьмигранный ствол и двухъярусный купол со специальным помещением для звона. Тихвинские мастера, возводя этот каменный столп, стремились представить его как бы освобожденным от земного притяжения, устремленным ввысь. По своему стволу колокольня лишена декорированных украшений, и лишь шатровый купол, увенчанный крестом и выполненный в Ярославском зодчестве, имеет пышное убранство. На колокольне в былые времена висели колокола: в общей сложности 10 штук.

http://sobory.ru/article/?object=32613

В юж. части нартекса сохранились остатки древней крещальни и 3 погребальные ниши, 4-я расположена в сев. части, у входа на хоры. В сев. части нартекса в толще стены проложена лестница на хоры. Ее расположение является новым архитектурным решением ( Подключников В. Древний Киев//Архитектура СССР. М., 1939. 4. С. 59-64). В юж. части на 2-м этаже устроен одноапсидный компартимент с маленькой полукруглой нишей жертвенника, который исследователи определяют как княжескую молельню. Среднее помещение над нартексом (центральная часть хор) открывается в центральную часть храма 2-арочным проемом с пучковым столбом в центре. Хоры отделяются от основной части помещения резными мраморными парапетами XIX в., на месте к-рых в древности находились шиферные парапеты. В XVIII-XIX вв. на месте арочного проема был установлен иконостас. В XII в. большую часть пола собора украшал положенный на глиняную основу шифер. Пол под куполом был инкрустирован разноцветной смальтой. Центральную алтарную часть украшали зеленые майоликовые плиты (17×17×8 см). Пол в боковых апсидах был выложен из древнего кирпича (сохр. в сев. апсиде). В XIX в. большую часть пола выложили паркетом, а алтарную - мрамором. И. Е. Марголина Другие постройки О первоначальных сооружениях К. м. сведений не сохранилось. В ранний период собор был единственным каменным строением мон-ря (за исключением пристройки у сев. стены собора, выявленной В. Харламовым и заново исследованной в 2005), др. постройки, в т. ч. кельи, были деревянными; вероятно, комплекс окружала деревянная ограда (есть археологически не подтвержденные сведения о княжьем дворе со рвом, наполненным водой, и с валом). Кирилловский Свято-Троицкий мон-рь. Фрагмент плана Киева Ивана Ушакова. 1692–1695 г. Кирилловский Свято-Троицкий мон-рь. Фрагмент плана Киева Ивана Ушакова. 1692–1695 г. В 1605-1614 гг., в период восстановительных работ в мон-ре (помимо ремонта собора), предположительно были возведены деревянные кельи, трапезная и ограда. На плане Киева Ивана Ушакова 1692-1695 гг. представлен вид К. м. в период игуменства Иннокентия (Монастырского). В вост. части огороженной территории монастыря обозначен собор. Он увенчан 5 куполами на высоких барабанах, центральный барабан имеет барочный верх в виде 2-ярусной башенки. На зап. линии - 2 келейных корпуса (игумена и наместника) на подклетах; у юго-вост. угла собора - возможно, часовня святых Бориса и Глеба (точных данных нет), с юж. стороны собора - деревянная трапезная с ц. свт. Василия Великого, с северной - въездные ворота с колокольней (к ним ведет дорога), братские кельи, за собором (за апсидами, вплотную к ограде) - еще 2 деревянных корпуса. Стены мон-ря деревянные, за ними с запада - 2-я линия ограды (с северо-запада - изгородь) с хозяйственными постройками.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Вплоть до 1692 года Благовещенская церковь оставалась деревянной, после чего было решено возводить каменное здание. На сегодня в точности неизвестно, что явилось тому причиной. Скорее всего, очередной пожар, уничтоживший, либо сильно повредивший в самом начале 1690-х годов прежнее здание храма. Так или иначе, но в 1692-м каменный Благовещенский храм уже существовал. С небольшими переделками и незначительными изменениями его первоначальный облик сохранился до сегодняшнего дня - именно таким это здание и строилось, тем оно сегодня и ценно с исторической и архитектурной точки зрения. В новом здании церкви был оборудован боковой придел, во имя святителя Леонтия Ростовского его освятили в том же 1692 году, а в честь Иверской иконы Божией Матери, особо почитаемой туляками, он был освящён намного позже. Интересным историческим свидетельством своей эпохи является примыкающая к трапезной Благовещенского храма высокая колокольня. Она шатрового типа, что в период строительства всего церковного комплекса было большой редкостью. Дело в том, что Патрирх Никон, занимавший с 1652 года патриарший престол, активно боролся с тем, что он называл " обмирщением " русского церковного зодчества. И шатры в архитектуре были предметом особого запрета: в каждой выданной Патриархом храмозданной грамоте непременно предписывалось " храмы возводить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить " . Тем не менее, строители Благовещенской церкви сумели обойти этот запрет, поскольку официально он касался лишь устройства и форм завершения основных церковных объёмов, не касаясь звонниц. Поэтому колокольня этой тульской церкви имеет шатёр на вполне разрешительных основаниях. История сохранила для потомков имя инициатора возведения Благовещенского храма в камне и его главного мецената. Это священник, прежде служивший в старой, деревянной церкви Благовещения, известный в мире русского православия как старец Феодосий. Его мирское имя - Феофилакт Фёдоров, и происходил он из торговой семьи уважаемого в Туле купеческого рода.

http://sobory.ru/article/?object=00880

Фасады трапезной отличались суровой, почти аскетической простотой. Гладкие стены членились плоскими лопатками. Прямоугольные окна со ступенчатыми впадинами не имели какого-либо обрамления. Мощный карниз также был прост и выразителен, как и все здание, которое он венчал. Попова Л.Д., кандидат исторических наук, доцент ПГУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск. http://siya.aonb.ru/index.php?num=1857 Каменный пятиглавый трёхъярусный храм в честь Успения Божией Матери построен по грамоте и на пожертвование царей Иоанна и Петра в 1683—1692 гг., освящён в 1692 г. Придел Успенского храма во имя преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев, построен и освящён в 1899 г. Каменный теплый пятиглавый храм в честь Успения Божией Матери построен по грамоте Великих государей Петра и Иоанна Алексеевичей от 5 марта 1683 года на Царский счет и освящен в 1692 году. В среднем этаже находится храм, алтарь которого отделяется отхрама капитальной стеной. В 1901–1902 гг. храм внутри отремонтирован, стены оштукатурены, окрашены масляной краской под цветмрамора и покрыты масляным лаком, в Святом алтаре стены украшены живописью, а в окно, что на горнем месте, вделана написанная на стекле икона Спасителя; иконостас вновь переделан; разные украшения и колонны вызолочены по мордану червонным золотом, а фон окрашен масляною краскою под мрамор и покрыт лаком. За клиросом устроены новые большие киоты в стиле иконостаса; иконная живопись поновлена; полы в Святом алтаре и храме покрашены охрой. По окончании ремонта 14 августа 1902 года храм освящен. В 1903 году устроен новый запрестольный крест. В обширной трапезе храма устроен и освящён в 1892 г. придел во имя Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских Чудотворцев. К юго-западу в конце придела за капитальной стеной находится келья, приспособленная для неусыпного чтения псалтыри, с приделом келья эта соединяется дверьми. В 1892 году в северной стороне придела, в ранее существующей нише, устроена кладовая с железным шкафом для хранения монастырских сумм. За капитальной северной стеной расположены две кельи, занятые под рухлядную.

http://sobory.ru/article/?object=48446

Ржев. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1692. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, город Ржев, парк Грацинского. Координаты: 56.261459, 34.335422 Проезд:Церковное место находится на территории Грацинского парка. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Никольская церковь построена в 1692 году, каменная, престола три: в настоящей Святителя Николая, в трапезной: правый Святого Симеона Богоприимца, левый Преподобного Сергия Радонежского. Церковные документы: опись, метрики и исповедальные с 1818 года. В 1901 году служили: Священник Александр Георгиевич Попов 59-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1863 года, награжден в 1893 году камилавкой. Псаломщик Андрей Александрович Крестников 31-го года, в должности с 1889 гогда. Церковный староста купец Алексей Владимирович Бакланов, в должности с 1896 года. Прихожан в городе Ржеве, в сельце Иванькове, в деревне Шопорове - 119 дворов (440 мужчин, 456 женщин). К сей церкви принадлежала часовня, построенная в 1866 году, каменная, во имя Святого Великомученика Никиты. В 1914 году служили: Протоиерей Димитрий Зеленев 53-х лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Никольском храме 2 года. Псаломщик-диакон Василий Данилов 51-го года, на службе 29 лет, в Никольском храме 6 лет. Прихожан в городе Ржеве - 408 мужчин, 468 женщин. Находилась в Никольском сквере (ныне - сквер Грацинского). Была разрушена в 20-е годы ХХ века. ...Приход храма Николы Угодника был всегда полон народу. И каждый старался занять свое место до того, как звонарь ударит в колокол. Церковь Николы Мирликийского Чудотворца построена ржевичами как бы в память разоренного Никольского храма на западной стороне крепости в 1692 году, то есть в начале царствования Петра Великого. Как подмечает историк, после церкви в с. Ратьково, это был старейший каменный храм города и уезда. Были и более ранние - одни сгорели, другие обветшавшие заменялись каменными постройками.

http://sobory.ru/article/?object=52153

Собор Рождества Богородицы выстроен из кирпича в формах, характерных для эпохи Ивана Грозного. Раньше его окружали двухъярусные галереи, которые были позднее разобраны. При реставрации 1960-х гг. были так же разобраны все храмовые пристройки и проведён ряд работ по восстановлению первоначального облика здания. Окружающая комплекс кирпичная ограда имеет четыре угловые круглые башни, и носит характер глухой невысокой стены. В начале XX в. в монастыре было 4 храма: собор Рождества Богородицы (пер. пол. XVI в.); храм во имя св. Ферапонта (XVI в.); Введенская церковь с трапезной (пер. пол. XVI в.); церковь Преображения (1547 г.) над Святыми вратами. А также колокольня (1673-1692), с колокольной палаткой - усыпальницей Савеловых, родственников Патриарха Иоакима, на вклад которого и была сооружена колокольня, кельи (1681-1692, 1814; ограда с башнями (1681-1692, 1761-1768). Мужской Лужецкий монастырь возрожден в апреле 1993 г. Первоначально он имел статус ставропигиального, но в 1994 г. был передан в Московскую епархию. В г. Дмитрове находится подворье монастыря в Сретенском храме. Лужецкий Богородицкий монастырь, 2 класса, близ города Можайска, на берегу реки Москвы, называемом Лужки. Основан в 1408 году пр. Ферапонтом (см. 27 мая), на средства князя можайского Андрея Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. В 1617 году монастырь был разорен поляками, в 1812 году французами. Над почивающими здесь мощами пр. Ферапонта устроено медное посеребренное надгробие. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». уездъ. Ферапонтовъ 2-го класса необщежительный мужской монастырь, на прав. берегу р. Москвы, въ 1,5 в. отъ уездн. г. Можайска Московско-Брестской жел. дороги). Основанъ въ 1408 г. преподоб. Ферапонтомъ (†27 мая 1426 г.) по и на кн. Андрея Димитр. Можайскаго (род. 1382 г., †1432), щедротами котораго былъ построенъ каменный храмъ въ честь Рождества Богородицы. Монастырь былъ опустошаемъ литовцами и поляками въ 1617 г., когда королевичъ Владиславъ, на пути въ Москву, пытался овладеть г.

http://sobory.ru/article/?object=00447

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010