3) доколе же сего распоряжения не сделано, или в том случае, когда метрической о каком-либо лице записи на месте рождения не оказалось, приходским священникам о летах переселенцев справляться с исповедными книгами и ревизскими сказками и вопрошать восприемников и знающих, и если все сии средства дознания согласно показывать будут о совершеннолетии жениха и невесты, то совершать браки без представления епархиальному начальству, а в случае разноречия доносить епархиальному Преосвященному для рассмотрения и разрешения. – В виду того, что одним из причтов Оренбургской епархии был повенчан брак переселенца по одной лишь выписке, без выполнения всех требований, предписанных вышеприведённым указом Св. Синода, именно – не были спрошены под присягою подлежащие лица для точного установления лет жениха, следствием чего было то, что переселенец этот повенчан был при недостижении им брачного совершеннолетия, – Оренбургской Духовной Консисторией было вменено в обязанность духовенству епархии при повенчании браков переселенцев непременно в точности выполнять требования, изложенные в указе Св. Синода от 31 декабря 1839 года за 20215 (Оренб. Е.В. 1889, 17). – В виду того, что причты Томской епархии нередко посылали в Консистории других епархий телеграммы о сообщении времени рождения и крещения разных лиц, очевидно, на предмет повенчания их, каковые ходатайства, как незаконные, были оставляемы без удовлетворения, – Томской Духовной Консисторией было объявлено причтам епархии, чтобы они впредь никогда не обращались с подобными ходатайствами в Консистории по телеграфу, так как Консистории могут выдавать только метрические свидетельства, а не частные справки, и не иначе, как по прошениям, оплаченным гербовыми марками (Том. Е.В. 1898, 5). 947 Вид на жительство служит удостоверением личности (Св. Зак. XIV т., Уст. о Пасп., 1 ст., изд. 1903 г.). Никто не обязан иметь вид на жительство на месте постоянного своего жительства (Уст. о Пасп. 3 ст.), за исключением некоторых указанных в законе случаев; причем местом постоянного жительства признаётся место, где кто по службе или занятиям, или промыслам, или недвижимому имуществу имеет осёдлость либо домашнее обзаведение (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Остальное население: ссыльный мариинский или каинский мещанин 131 , старожил-сибиряк, с его холодностью религиозного чувства, с его косностью сельскохозяйственной жизни, с его крайним невежеством и вечной поговоркой: наши отцы так жили – и мы будем так же: отцы не знали грамоты, да жили, – проживем без грамоты и мы. К ним присоединился в последнее время новосел – переселенец из внутренних губерний Европейской России, с его беднотой, с его разнохарактерностью, а пожалуй – и с его неряшеством. На таком поле нам привелось работать под ярмом заботы о духовно-нравственном просвещении столь разнохарактерных обитателей края. Мы шли одной бороздой школьного дела. Смею думать, что работали мы без лукавства, неизменно идя друг с другом бок о бок: что один начинал, в том другой помогал или продолжал начатое. Благодаря этому работа наш а при Божием благословении шла небезуспешно. Школьное дело в Томской епархии стало выше в сравнении не только с сибирскими епархиями, но и со многими епархиями Европейской России. Количество школ особенно быстро стало возрастать с того времени, как Асинкрит Асинкритович сделал распоряжение чрез подведомственных ему лиц об открытии приготовительных школ под именем домашних, которые впоследствии причислены были к разряду школ грамоты 132 . По статистике за 1898 год считалось школ грамоты в Томской епархии около семисот (693), с 15179 учащимися. В состав этих школ вошли только те, существование которых было удостоверено личным осмотром школьных наблюдателей. Не осмотренные ими школы, хотя действительно также существовавшие, остались не внесенными в статистическую таблицу, так что количество школ 1898 года оказалось меньше, чем сколько считалось их по статистике 1895–1896 годов: 1178 школ с 21221 учащимся, исключая церковно-приходские школы и министерские училища. Благодаря усердной и многоразличной поддержке со стороны Асинкрита Асинкритовича как почетного попечителя всех школ епархии, утвержденного в том звании высшей церковной властью, при неослабной заботливости школьной администрации новооткрытые школы постепенно стали возрастать и качественно: мы питали твердую надежду, что если школьное дело пойдет и дальше так, как оно шло доселе, то оно принесет очевидные для беспристрастного наблюдателя, обильные и прекрасные плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Владимир Легойда сообщил, что новые епархии созданы в Ленинградской области — Выборгская, Тихвинская и Гатчинская, в Краснодарском крае — Новороссийская, Ейская, Армавирская и Тихорецкая, в Томской области — Колпашевская и в Астраханской — Ахтубинская. 12 марта. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви поставил образовать в РПЦ десять новых епархий, в том числе одну за пределами страны — в Латвии. Об этом на брифинге по итогам прошедшего сегодня заседания Священного Синода РПЦ сообщил глава Синодального Информационного отдела Владимир Легойда, сообщает ИТАР-ТАСС . «Итого на сегодняшний день у нас 257 епархий, из них 150 — в России», — сказал глава СИНФО. Владимир Легойда сообщил, что новые епархии созданы в Ленинградской области — Выборгская, Тихвинская и Гатчинская, в Краснодарском крае — Новороссийская, Ейская, Армавирская и Тихорецкая, в Томской области — Колпашевская и в Астраханской — Ахтубинская. Правящим архиереем Выборгской епархии Синод определил епископа Бронницкого Игнатия, викария патриарха Кирилла, с сохранением должности председателя Синодального отдела по делам молодежи. «Обращаю ваше внимание, что за четыре последних года создано 98 новых епархий в Русской Православной Церкви, из них 81 — в России», — отметил Легойда. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 декабря, 2023 17 июня, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 30 декабря, 2020 29 декабря, 2020 8 декабря, 2020 25 августа, 2020 25 августа, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-russkoj-pravoslavnoj...

Св. мужи отличали православные грехи от ересей, а у г. Перетрухина что ни грех , то ересь: учение, как видите, новое, не преданное нам св. отцами“. Такое доказательство по методу ad obsurdum нельзя не признать находчивым со стороны почтенного о. миссионера и как нельзя более наглядным и убедительным для темной массы слушателей. После разбора свидетельств о. ПГ. упомянул о высказанных П. обвинениях против Церкви и сделал заключение. Таким образом беседа была проведена с знанием дела и в строгом порядке. К. Плотников Чельцов М. [Рец. на:]: Бликов Д. Н. прот. Томский раскол. Томск, 1901 г., стр. 298 Ц. 1 р. 75 к.//Миссионерское обозрение. 1902 г. 1. С. 185–187 В названном труде о. Беликов имел своей задачей проследить и описать жизнь томского раскола «не в его отдалённом прошлом, а в былом сравнительно недавнем», – за период времени с 1834 г., – с открытия Томской епархии, и до 1880-х годов. Значит, из его книги мы можем узнать только о расколе Томской епархии, а не вообще о Сибирском. И действительно, раскол этой епархии представляет преимущественный интерес как по своему количеству, так и по многим характерным чертам и событиям его жизни. Разумеется, было бы весьма желательно знать томский раскол не за последние 70 лет, а и более ранний; но это, вероятно, ещё дело будущего: наш же автор не оставляет сообщать разные факты из далёкого прошлого, где только ему дозволяют сделать это документы и имеющиеся у него сведения. Документы, на основании которых написана его книга, почерпнуты почти исключительно из архивов – Томского губернского и консисторского. В виду особенной жизненности томского раскола и его даже пропагаторского характера, документов этих, как можно судить по книге, сохранилось достаточное количество. Воспользовался ими автор весьма умело: а поэтому и в книге его история жизни и разных движений и брожений в томском расколе представлена весьма полно, целостно и картинно, и представление о томском расколе из неё выносится ясное, определённое и законченное. Кратко сказав, как из разного рода беглецов, ссыльных и вольных поселенцев Томский край переполнился разного рода раскольниками, автор для 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1717 г. крестились нарымские и кетские инородцы, в волостях которых схимонах Феодор построил 7 церквей. На месте предполагаемой церкви для 5 остяцких волостей Кетского округа (Иштановой, Ненкиной, Питкиной, Нянжиной) в Максимовом яру м. Филофей успел только поставить крест. Вторую половину 1718 года, весь 1719 г. и первую половину 1720 г. схимонах Феодор пропутешествовал для обозрения епархии и с миссионерской целью по нынешним губерниям Томской, Енисейской, Иркутской и Забайкалью. Пробыв три месяца в местах по р. Оби, в январе 1719 г. он прибыл в Томск, отсюда в апреле он отбыл в Енисейск, в июле побывал в Туруханске, а в сентябре уже был в Иркутске, где жил и в начале 1720 г.; в половине февраля и в марте он ездил по льду за Байкал. Возвратившись в Иркутск, в мае по р. Ангаре Филофей отправился в Тобольск. В это великое путешествие по епархии схимонах Феодор старался утвердить в православии новых прозелитов христианства инородцев западной и восточной Сибири, строил и освящал храмы и часовни для них; там, где шла русская колонизация, он ставил священнослужителей и вместе с тем принимал меры к упрочению Пекинской миссии. После вторичного отречения от управления епархией 3 августа 1720 г., несмотря на преклонный возраст (более 70 лет), схимонах Феодор еще 6 лет почти до самой смерти (31 мая 1727 г.) путешествовал по инородческим землям, с целью одних утвердить в вере, а некрещенных крестить. Он посетил вохонских остяков, был в далеких Ларьянских юртах; менее чем за год до своей кончины, на 77 г., он плавал в Обдорск, где чуть не погиб от руки упорных и грубых самоедов и остяков. Однако, несмотря на все затруднения, старец-миссионер вместе с своими старыми и новыми сотрудниками – из настоятелей монастырей, благочинных и простых священников – в последние годы своей жизни обратил в христианство до 10 000 сибирских инородцев – в том числе половина кистинцев (кыштымы), живших по реке Томи, много тунгусов, остяков и других полудикарей нынешних Тобольской, Томской, Енисейской и частью Иркутской губерний. Всего с начала своей миссии подвижник-миссионер просветил до 40 000 человек. Такая цифра составляет значительный процент всего тогдашнего православного населения Сибири. Схимонах Феодор всюду заботился об улучшении церковного, государственного и общественного положения новокрещенов обширной Сибири и о слиянии их с русским государством узами православия. М. Филофей не только проповедовал и крестил; он старался глубже укоренить христианство среди остяков. Для этого он учреждал миссионерские школы, в которых обучали остяцких детей грамоте и Закону Божию. Лучших из учеников святитель Филофей отсылал в Тобольскую славянолатинскую школу, открытую им в 1703 г. для обучения детей духовенства и новокрещенов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В марте на попечении Бийской епархии было 60 человек, в мае их стало более 1500 человек. За время карантина в Бишкеке за помощью в епархию обратились более 1300 человек. В день за продуктами приходят более 50 новых семей, при этом запаса продуктов в социальном отделе Бишкекской епархии осталось всего на 2 недели. В Кинешемской, Симферопольской епархиях количество обращений за продуктовой помощью увеличилось в три раза, в Бежецкой, Томской, Красноярской и Златоустовской – в два, в Гатчинской, Владимирской, Лысковской, Калужской – в полтора раза. В Выксунской епархии с апреля волонтеры доставили продуктовые наборы 8 тысячам людей, обратившихся за помощью. По словам руководителя социального отдела Сергея Матюгина, оставшихся продуктовых наборов хватит только на ближайшие две недели. Резервный запас продуктов в Сызранской епархии уже закончился. В Серовской епархии с конца апреля добровольцы уже передали более 3 тонн продуктов нуждающимся семьям, но каждый день на горячую линию социального отдела поступает 15-20 новых обращений. Кроме того, священники Русской Православной Церкви организуют помощь голодающим людям в самых бедных районах Юго-Восточной Азии – на Филиппинах и в Восточном Тиморе. При поддержке Синодального отдела по благотворительности священники Филиппинско-Вьетнамской епархии передали  продуктовые наборы голодающим семьям барангая Букана в городе Даво и поселке Каюпу (провинция Сарангани), в помощи нуждаются и многие другие люди. «Филиппинцы вообще живут очень бедно, а сейчас, по данным агентства «Блумберг», 4 миллиона семей голодают. Государство оказывает мизерную поддержку: 3 килограмма риса в месяц на большую семью - этого хватит на день-два, до многих помощь по разным причинам вообще не доходит», - отмечает секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии иеромонах Корнилий (Молев). «Восточный Тимор – это самая бедная страна в Юго-Восточной Азии, - говорит иерей Кирилл Шкарбуль, окормляющий Крестовоздвиженскую общину в Тайбэе. - Жители в отдаленных сельских районах живут ниже черты бедности, а сейчас, когда в стране введен режим обязательного карантина, они не в состоянии работать, поставки продовольствия либо прекращены, либо производятся по крайне завышенным ценам, что приводит к голоду, недоеданию, болезням». В Восточном Тиморе действует община Русской Православная Церкви: представители общины просят направить им продовольственную помощь в связи с наступающим голодом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В апреле 1896-го появляется постановление губернатора о ремонте зданий лазарета на основе акта от 15 марта. В акте говорится — «в правом корпусе у входа во двор в канцелярии необходимо разобрать чистый пол, сделать вместо старого черного пола новый, настлать новый чистый пол» с употреблением в дело, по возможности, старых материалов, так как «дует холодом». Исправить покосившиеся двери, оконные переплеты, исправить и поставить к ним закладные крючки, оштукатурить потолки, покрасить полы и оконные рамы, и переложить голландскую печь в палате. Видимо, речь идет уже о новых зданиях, куда лазарет переместился из манежа. В акте от июня 1896 года лазарету опять не везет — градом в здании выбивает 119 стекол — снова требуется срочный ремонт. В апреле 1897-го еще один акт, подписанный подполковником Пепеляевым, рассказывает о необходимости ремонта церкви в лазарете: «В церкви одну дверь заделать бревнами и обшить левую от входа стену на вышину человеческого роста досками, окрасив их масляной краскою; подобная работа вынуждается тем, что при... помещений для молящихся... от прикосновения всякого рода одежды постоянно грязнится, грех, что вид церкви не имеет надлежащего благолепия». В другом документе того же времени городская управа отказывает в работах в церкви, под предлогом того, что «городское общественное управление в устройстве ее никакого участия не принимало, а если таковая и устроена помимо городского управления и без его ведома и согласия», тогда как помещение занятое церковью могло бы использоваться для нужд лазарета, то и ремонтировать его город не будет. 20 августа 1903 года в городскую управу из уездного батальона — от его командира, уже полковника Пепеляева, направлен запрос: «Прошу распоряжения Городской управы о переводе лазарета из казарм». В сентябре 1903-го работы по очередному переносу военного лазарета закончены — акт об осмотре помещений подписан командиром 8-го Томского уездного батальона полковником Успенским, начальником лазарета. Источники: документы из архива ГАТО. Томск: история города в иллюстрациях, 1604 — 2004/Томский государственный университет, Томский областной краеведческий музей. — Томск: Издательство Томского университета, 2004. Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год. — Томск, 1900. Справочная книга по Томской епархии за 1902/3 год. — Томск, 1903.

http://sobory.ru/article/?object=44012

По прибытии на место его определили «на должность преподавателя по риторике, пиитике и учению о богослужебных книгах в младшем отделении, по чтению греческих отцов и латинских писателей в старшем отделении» 36 . Вскоре к учительским должностям добавились должности секретаря правления и помощника инспектора Иркутской семинарии. Через девять лет его перевели в Томскую семинарию, где он получил назначение на должность эконома и преподавателя целого ряда предметов, в числе которых были всеобщая гражданская и русская история и словесность. Всесторонняя образованность, эрудиция, глубокие знания, выработанное умение ясно выражать свои мысли позволяли Иерониму (пострижен в монашество с именем Иакова в 1860 г.) как преподавателю блестяще читать свои лекции. «Истый учитель веры и добрый наставник дел», он «по силам сеял слово истины и правды» 37 , − так вспоминали своего педагога его ученики. В середине XIX в. во всех российских епархиях на основе особого определения Синода (от 19 мая – 6 октября 1850 г.) создавались Комитеты по составлению церковно-исторических и статистических описаний. Они были призваны собирать материалы, «относящиеся до описания состояния церквей епархий и их духовенства»: «О церквах и священно- и церковнослужителях», «О приходе церквей и состоянии прихожан», «О неправославно-верующих христианах» 38 . Собираемые и систематизируемые членами и сотрудниками Комитетов материалы включали в себя историю распространения христианства на территории епархии, сведения об иерархах, монастырях, историко-статистические описания приходов. Во многих из них указывались реалии, выходящие за пределы церковной истории (например, информация о медико-санитарном состоянии местности, народных обычаях, количестве водяных мельниц, пожаров, еврейских синагог и молелен, списки представителей флоры, фауны), различные аспекты гражданской истории XVII − первой половины XIX в. 39 Такой статистический Комитет создали и в Томской епархии. Иероним, назначенный решением правления Томской духовной семинарии членом этого Комитета, получил возможность продолжить начатую в Санкт-Петербурге научно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением истории миссионерства и проповедничества на территории России с момента принятия христианства и до второй половины XIX в., включив в исследуемое им пространство и Сибирский регион.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

В храмах Томска собрали помощь для пострадавших от взрыва бытового газа 3 декабря, 2012. Новостная служба В результате акции было собрано порядка 80 пакетов с вещами и средствами гигиены, а также денежные средства в размере 5200 рублей. 3 декабря. ПРАВМИР. В Богоявленском кафедральном соборе и в Петропавловском соборе г. Томска был организован сбор помощи пострадавшим от взрыва бытового газа в жилом доме. Денежные средства, собранные в результате акции, будут перечислены на специальный расчетный счет Департамента социальной защиты населения Томской области, сообщает сайт Томской епархии . В результате акции было собрано порядка 80 пакетов с вещами и средствами гигиены, а также денежные средства в размере 5200 рублей, которые будут перечислены на специальный расчетный счет Областного департамента социальной защиты населения. Социальный работник Богоявленского собора Елена Ведерникова, выражает особую благодарность водителям, которые на своем личном транспорте помогли доставить вещи в Департамент социальной защиты населения. 30 ноября при проведении ремонтных работ в доме номер 33 по ул. Сибирской произошел взрыв газа, в результате которого было разрушено несколько квартир. 2 человека погибли и 12 пострадали в результате взрыва. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 апреля, 2021 30 марта, 2021 22 апреля, 2019 15 февраля, 2019 25 декабря, 2018 12 июля, 2018 29 мая, 2018 26 марта, 2018 12 февраля, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-xramax-tomska-sobral...

В авг. 1850 г. ему присуждена степень кандидата богословия. 3 мая 1851 г. назначен секретарем правления Иркутской ДС с сохранением учительских должностей. 21 янв. 1854 г. согласно решению правления назначен преподавателем французского языка во всех отд-ниях семинарии. С 9 окт. 1857 г.- помощник инспектора семинарии. 13 июня 1858 г. переведен на должность преподавателя словесности в открытую в том же году Томскую ДС, с 8 сент. 1858 г. назначен ее экономом. Домский также преподавал всеобщую гражданскую историю (в младшем отд-нии) и рус. историю (в среднем отд-нии). Благодаря всестороннему образованию, эрудиции, умению ясно выражать свои мысли, он блестяще читал лекции, которые вызывали интерес студентов. ( Верещагин. 1889. 18. С. 281-282). В семинарии у Домского сложились дружественные отношения с ректором архим. Вениамином (Благонравовым ; впосл. архиепископ). 17 июня 1860 г. по благословению Томского архиеп. Парфения (Попова) и согласно решению Правления ДС назначен членом Комитета по составлению церковно-исторического и статистического описания Томской епархии. С архиеп. Парфением Домского связывали близкие духовные отношения. 8 окт. 1860 г. Домский был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Иакова, 10 окт. 1860 г. рукоположен во диакона, 11 окт.- во иерея. 24 окт. того же года за труды в Томской ДС награжден набедренником. 25 нояб. 1861 г. И. переведен инспектором, преподавателем Свящ. Писания и др. богословских дисциплин в Иркутскую ДС. Также был цензором проповедей, произносимых духовенством г. Иркутска. 30 апр. 1865 г. «за отличную и ревностную службу» был возведен в сан архимандрита. Исполнял должность ректора Иркутской ДС с 3 сент. 1866 г. по 23 мая 1867 г., с 12 марта по 1 сент. 1868 г.- ректор ДС. С 1868 г. был цензором «Иркутских епархиальных ведомостей» . С 1 янв. 1868 г. по 15 авг. 1870 г.- член строительного Комитета по исправлению здания Иркутского ДУ. В окт. 1870 г. был назначен и. о. ректора Якутской ДС и ДУ, к-рые после пожара были переведены (3 окт.

http://pravenc.ru/text/200275.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010