10 «Из сих обстоятельств праздника сего видно: (так писал сам сей Преосвященный в увещании своем народу ) что древний некоторый был идол, прозываемый именем Ярило, который в сих странах за Бога почитаем был, пока еще не было Христианского благочестия. А иные, праздник сей, как я от здешних старых людей слышу, называют игрищем. Но давно ли праздник сей начался? спрашивал я у тех же стариков, которые мне точно объявили, что он еще издавна; а потом примолвили, что он от году в год умножается, и так-де его люди ожидают, как годового торжества. Но, когда он приспеет, то убираются, празднующие его, в лучшее платье, и проч. – Начинается он, как те же люди мне объявляют, в среду или в пяток, по сошествии Св. Духа, и умножается через следующие дни, а в понедельник первый поста сего – и оканчивается, и проч.» 11 Сие слово полное напечатано в остальных сочинениях Преосвященного Тихона 1-го, в Санкт-Петербурге, 1799 года. 12 Сие слово напечатано в числе разных проповедей сего Преосвященного, 1784 года, в Санкт- Петербурге. 13 В числе памятников сего Преосвященного, в Воронеже остался также Архангельский зимний каменный собор, который сим Преосвященным основан в 1764 году, а окончен зданием и всем украшением в 1767 году. Но освящение сего храма, досталось Преосвященному Тихону 2-му, в 1768 году, Декабря 30 дня. 14 По старинным сказаниям известно, что, сей монастырь основан еще в XVII столетии некоторым пустынником пчелинцем, по имени Константин, от имени коего и доныне при монастыре сем, находящийся один проток, называется Константиновским, и самый монастырь прежде именовался Константиновской Толшевской пустынью. Толшевской же названа она, вероятно, от толщей, или чрезвычайно толстого, росшего там, леса: ибо в народе и ныне монастырь сей называется просто – Толщами или Толшами. 17 После сделана иждивением Майорши Анны Ивановой, дочери Хлусовой, серебряная, чеканной работы, вызлащенная дека, с изображением Святителя, которая и ныне на томбе находится. Читать далее Источник: Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного/[Е. Болховитинов]. - Москва : Синод. тип., 1837. - 105 с. (Авт. в кн. не указан; установлен по изд.: Рус. биогр. слов. ... Спб., 1912. [Т. 20]. С. 588). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Глава первая Территориальное устройство и состав русских епархий южной и юго-восточной части бывшего Московского Патриархата в начале XVIII века. Епархии: I) Воронежская; присоединение к ней городов от Рязанской и Белогородской епархий. II) Рязанская епархия. Спор из-за вновь построенного на р. Медведице г. Петровска между Тамбовскими и Астраханскими владыками; приписка его вместе с прикрытой Тамбовской епархией (1701 г.) к Рязанской епархии, бывшей в управлении местоблюстителя Патриаршего престола м. Стефана Яворского . III) Коломенская епархия. IV) Крутицкая (Сарская и Подонская) епархия. V) Белгородская епархия и границы её с Воронежской в бассейне р. р. Икорца, Битюга и Осерда. VI) Астраханская епархия. VII) Казанская епархия. VIII) Вятская епархия. IX) Нижегородская епархия. – Азовская епархия. Неудачная попытка Петра присоединить к России г. Азов и учредить в нем, по настоятельному предложению иерусалимского патриарха Досифея, самостоятельную Азовскую епархию, даже митрополию с подчиненными епископами по городам. Неопределенность епархиальной подведомственности земель Донских казаков. Приписка их к Воронежской епархии (1718 г.). Приписка в 1719 году из Патриаршей области к Нижегородской епархии городов: Балахны, Юрьевца Повольского и Галицкого уезда по р. Унжу, но только по духовным делам, главным образом в целях противораскольнической миссии. Упорядочение великорусских епархиальных территорий посредством отписки городов от одной епархии и приписки их к другой, или посредством передачи полых населенных пунктов в управление того или другого епархиального архиерея для Петра было делом совсем неважным. Подобные дела он решал скоро и. если можно так выразиться, между делом, даже в походах. I Выразительным примером сказанного может служить разрешение давнишнего спора из-за городов и территорий между воронежским святителем Митрофаном и рязанскими митрополитами Павлом (1681–1686 гг.) и Авраамием (1688–1700 гг.). Спорными городами оказались города: Усмань с Толшевской пустыней, Демшинск, Романов, Белоколодск, Данков и Лебедянь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Глава VII. Старчество в Задонском монастыре Содержание: Отношение к Св. Тихону монастырских властей и монахов. Духовное содружество Святителя Тихона: старцы Феофан, Аарон, схимонах Митрофан, Кузьма Студеникин, Григорий Ростовцев, Никандр Бехтеев. Келейники Святителя. – Восстановление Елецкого девичьего монастыря. Основание Сиротинской женской общины. Последние годы жизни Святителя. Полное уединение и мысль о вечности. Кончина Св. Тихона и его духовное завещание. Тяжелое положение содружества Св. Тихона после его кончины. Гонение на схимонаха Митрофана и Никандра Бехтеева. Временное оскудение старчества в Задонском монастыре. В отношении к монашеству Святитель Тихон, после удаления на покой, пережил такой же душевный процесс, какой отмечен выше относительно всех других сторон его пастырской жизни. Нашедши, что жизнь монахов не соответствует этому высокому званию, Святитель, будучи епархиальным епископом, вооружился против монастырских нестроений рядом суровых взысканий и наказаний. Но трудно судить, имели ли большое практическое значение эти его меры. Судя по тому, что настоятели некоторых монастырей были равнодушны и даже враждебно настроены к его распоряжениям. (Серафим Толшевский, Георгий Спичинский Елецкий игумены Феодосий и Засима), можно с вероятностью предполагать, что его распоряжения об упорядочении монастырской жизни мало встречали сочувствия в монастырях. О том же свидетельствует и тот факт, что, удалившись на покой, Святитель в Толшевском, а потом и в Задонском монастыре встретил враждебное к себе отношение со стороны монастырских властей. В своих письмах он прямо указывает на врагов, которые перетолковывают в неблагоприятном смысле его поступки. А его келейник Чеботарев рассказывает, что частью недоброжелательством игумена Серафима вызвано его удаление из Толшевского монастыря. Он же говорит, что игумен Задонского монастыря заочно глумился над Святителем. Только недружелюбным отношением монашествующих можно объяснить выезды затворника из Задонска и продолжительное пребывание его то в Толшах, то в Липовке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Глава VIII. Положение монастырей в первой четверти XIX века (1797–1825) Содержание. Улучшение в материальном обеспечении монастырей: наделение их земельными участками и добавочным жалованьем. Возвышение некоторых монастырей на степень архимандрий и игументств. Учреждение общежития в Толшевском и Донецком монастырях. Недостатки в монастырской жизни, зависевшие от тесной связи монастырей с миром. Недостаток хозяйственности. Нестроения, зависевшие от совмещения настоятелями должностей по епархиальному управлению. Ревизия 1819 года. Инструкция казначеям. Заключение. С воцарением Императора Павла замечается поворот в отношении правительства к монастырям. 18 Декабря 1797 года состоялось распоряжение правительства об ассигновании архиерейским домам и монастырям добавочных окладов. Бедные монастыри постановлено было наделить земельными участками в размере 30 десятин на монастырь. Вместе с тем монастырям пожалованы были небольшие угодья, в виде мельниц и рыбных ловель. Одновременно с этим обнаруживается забота Св. Синода об упорядочении и возвышении монашества и монастырей. 24 марта 1799 года последовал указ Св. Синода, коим – для лучшего устроения монашеской жизни – во 1-х, во всех епархиях постановлено было учредить должность благочинных монастырей, и во 2-х, в каждой епархии постановлено было избрать по одному монастырю для введения в нем общежительного строя, с тем, чтобы этот монастырь служил показателем той нормы монастырской жизни, которая желательна для всех монастырей. Эти общие распоряжения должны были улучшить и материальное положение монастырей, и поднять в них дисциплинарный строй. В жизни придонского монашества замечается заметное улучшение, их материального быта. Монастыри приобрели себе угодья и земли: Алексеевский Акатов – близ деревни Парусной по р. Тамлыку из поляны, называемой Скупуха, в количестве 22 десятин (до 1798 г. монастырю принадлежало 8 десятин); близ р. Дона монастырю было пожаловано озеро Кужное – «для пропитания больных» (ранее там же ему принадлежало озеро Калач). Ему же дана мельница при с. Нижнем Студенце, Задонского уезда, о двух поставах и одной толчее. К прежнему денежному жалованью в 1311 р. 90 к. и 88 р. 58 к. на монастырских служителей, в 1797 г. 18 декабря прибавлено 1030 р. ассигн. Кроме того, по указам 1793 (40 р.) и 1797 г. (60 р.), отпускалось 100 р. на содержание монастырской больницы 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

В Воронежской епархии пройдут торжества, посвященные 225-летию со дня преставления святителя Тихона Задонского 18 августа 2008 г. 12:06 В этом году по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия наряду с традиционным Крестным ходом из Воронежа в Задонск впервые состоится Крестный ход православной молодежи. 20 августа, в день памяти святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе он отправится из Воронежа, где святитель Тихон в 1763-1767 гг. нес свое архипастырское служение, до Толшевского монастыря, где владыка провел первые годы после удаления на покой. По пути следования Крестного хода городская молодежь познакомится с жизнью российской глубинки, в пунктах остановки пройдут встречи и концерты духовных песнопений. 24 августа торжества в обители начнутся Божественной литургией под открытым небом, которую совершит митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в сослужении воронежского духовенства. По окончании богослужения с приветствием к паломникам обратятся губернатор Воронежской области В.Г. Кулаков и глава Воронежской областной думы В.И. Ключников. Продолжатся мероприятия семинаром, основной темой которого станет доклад преподавателя Воронежской духовной семинарии М.А. Прасолова на тему: «Личность и труды святителя Тихона Задонского — архипастыря, педагога и духовного наставника в жизни современного православного христианина». С концертом духовных песнопений выступят мужской хор Воронежской православной духовной семинарии, сестринский хор Алексиево-Акатова женского монастыря г. Воронежа и хор молодежного отдела Воронежской епархии . Всем паломникам в обители будет предложена праздничная трапеза. Святитель Тихон (в миру Тимофей Савельевич Соколовский) родился в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в семье дьяка Савелия Кириллова. В тринадцатилетнем возрасте он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казённое содержание в открывшуюся в Новгороде семинарию. Окончил Новгородскую семинарию и остался там преподавать, сначала греческий язык, а затем риторику и философию.

http://patriarchia.ru/db/text/449111.htm...

Иоанн, впоследствии иеромонах Тихон, был устроителем женского Софийского монастыря, в одной версте от города Усмани, Тамбовской губернии, где он оставил подлинники сочинений святителя Тихона и некоторые бумаги, касающиеся их издания. Он жил в Толшевском монастыре, потом в Акатове – в Воронеже, откуда переведен был в 1798 г. в Новоспасский Московский монастырь. К нему обратился за сведениями о Преосвященном Тихоне Болховитинов. Иоанн, сообщая ему различные сказания о святи­теле Тихоне, частью дополняющие, частью исправляющие жизнеописание, составленное Бол­­­хо­­­­­­­­­­­­­­­­­­ви­тиновым,– пишет: «У меня много достопамятных записок было, но, ей, не знаю, где их отыскать, а что отыскано, то и вмещено». Болховитинов собрал все сказания Иоанна, записал то, что потом лично слышал от него и прибавил еще впоследствии доставленные Иоанном сведения, и собрав эти записки в одну книгу, отдал их в 1820 г. в Задонский монастырь. Иоанн Ефимов был, кажется, из духовного звания и, как можно заключить из переписки его с Болховитиновым, приложенной к упомянутой книге, не чужд был классического образования. Будучи постоянно при святителе Тихоне в последнюю половину его пребывания в Задонске и удостоенный его доверенности, он мог вернее других сообщить сведения о нем. Болховитинов во втором издании жизнеописания святителя Тихона много пользовался его указаниями. Мы имели в руках тот самый список, который митрополит Евгений отдал в Задонский монастырь. 3) Записки Чеботарева. Василий Иванович Чеботарев, Елецкий мещанин, был также келейником при святителе Тихоне. Долго ли служил он святителю – неизвестно, но, кажется, верно то, что он поступил к святителю Тихону тотчас после переезда его в Задонск. Умер Чеботарев в Ельце мирянином; по местным сказаниям, святитель Тихон не благословил ему оставаться в монастыре за какую-то немощь его. Чеботарев писал свои записки в старости. Он так говорит в предисловии: «Приступая к описанию жития сего святителя не для чего иного, а собственно для себя и для памяти своей, поскольку я в старость пришел, как здоровьем, также памятью и глазами стал ослабевать, вот и причина моего малого написания, дабы от долговременности в забвение не пришло слышанное мной самим от его святительских уст, и от достоверных и добродетельных людей, как о его жизни и о некоторых откровениях, бывших в жизни святителю Тихону, сказанное им ближайшим своим любимцам, как-то: отцу Митрофану, схимонаху Задонскому и Елецкому; Покровской церкви ктитору Косьме Игнатьевичу и при нем жившему послушнику Никандру Алексеевичу Бехтееву и прочим при нем бывшим келейникам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

«Видим в мире, что люди плачут,— пишет он в сборнике духовных записок «Сокровище духовное, от мира собираемое».— Рождаются с плачем, живут с плачем, умирают с плачем. Плачут люди, потому что живут в мире — месте плача, юдоли плачевной. Плачь и ты, христианин! Плачь, пока время не ушло, пока полезны слезы. Плачь — да не будешь вечно плакать. Плачь — и утешишься». Ему, знавшему в очень непростом своем детстве нищету и оставленность людьми, это состояние было очень знакомо. Но столь же знакомо было и то, от чего слезы безысходности наконец утихают,— ощущение помощи Божией и пребывания под кровом любящего Небесного Отца. «Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь в себе память смертную, когда на ум тебе приходит, что ты земля и в землю пойдешь. Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь страх геенны и вечных мучений. Чувствуешь Его помощь, когда ни приходит желание Небесных благ. Чувствуешь Его помощь, когда за грех — смерть и печаль, за добродетель — покой и радость внутри себя ощущаешь. Чувствуешь Его помощь, когда совесть твоя в бедах, напастях, неправедно наносимых, утешает». Постоянным предметом размышлений задонского подвижника были христианские догматы о непостижимом величии и всемогуществе Божием, о Его всеведении, вездесущии и благости, о Его благом попечении и промышлении о человеке. Все это порождало в нем святые чувства благодарности, надежды, терпения и любви. Во время одного из своих приездов из Задонского монастыря в Толшевскую обитель святитель, уединенно молясь в пустом храме, около полуночи стал пред алтарем на колени и в пламенной молитве просил Господа, чтобы Тот показал ему уготованное претерпевшим земные скорби до конца блаженство. И Господь не замедлил: владыка увидел, как небо отверзлось и из него воссиял свет, и услышал голос: «Виждь уготованное любящим Бога». Святитель пал на землю и, когда видение кончилось, в крайнем потрясении и благодатном трепете едва смог добраться до своей кельи. Все более и более возвышаясь духовно, святитель с каждым днем слабел телесно.

http://pravoslavie.ru/96480.html

Воронеж. Церковь Филарета, митрополита Московского в Краснолесном. Церковь. Действует.   Престолы: Филарета, митрополита Московского Год постройки:Между 2012 и 2019. Адрес: Воронежская область, г. Воронеж, Железнодорожный район, мкр. Краснолесный (станция Графская), ул. Генерала Лохматикова, д.54. Координаты: 51.880356, 39.576545 Проезд:от Железнодорожного вокзала электричкой до ст. Графская в сторону г. Усмани, а также автобусом 310 Воронеж-ст. Графская до конечной. Обращаю внимание, что храм расположен в отдаленном микрорайоне Воронежа. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь Филарета, митрополита Московского была построена в 2012-2020 годах. Архитектор А.А. Радин. Строительство велось за счёт благодетелей и жителей Краснолесного, которым было неудобно посещать службы Толшевского женского монастыря, расположенного на расстоянии около 7 км. Источник:  Русские Церкви Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=47039

В Воронежской области пройдут торжества по случаю 225-летия преставления св. Тихона Задонского Воронеж. 7 августа 2008г. Торжества в честь 225-летия со дня преставления святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского, пройдут в Толшевском монастыре (Воронежская область) 24 августа. Об этом сообщили в пресс-службе Воронежской и Борисоглебской епархии. В 8:30 под открытым небом начнется Божественная литургия, которую возглавит митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. По окончании богослужения с приветствием к паломникам обратятся губернатор Воронежской области Владимир Кулаков и глава Воронежской областной думы Владимир Ключников. С концертом духовных песнопений перед собравшимися выступят мужской хор Воронежской Духовной семинарии, сестринский хор Алексиева-Акатова женского монастыря г. Воронежа и хор молодежного отдела Воронежской епархии. Для всех паломников в обители будет предложена праздничная трапеза. ИА REGNUM/ Седмица.Ru 7 августа 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27362.html

Никуда и никогда не ходил и не езжал он без псалтири, но всегда при себе имел оную за пазухою, ибо оная была маленькая, а наконец он ее всю и наизусть читал; ею он и благословил меня. Дорогою, куда отезжал, он всегда читал псалтирь, а иногда и гласно пел, и мне показывал, либо какой текст объяснял. Всякий день он к литургии ходил и сам на крилосе певал, и редко без слез пел. И так сказать, в нем был особенный дар Божий слез, всегда два источника истекали из очей его. Редко, редко улыбнется он чему нибудь и в ту же минуту скажет: «Господи, прости; я согрешил пред Тобою, окаянный». Празднословия он весьма остерегался, но разговоры его обыкновенно были всегда о вечной муке и о вечном блаженстве, также вообще о пороках и о христианских добродетелях. Он от природы острую память имел, так что все Священное Писание, Ветхий и Новый Завет, у него в памяти были, и, когда станет говорить о какой либо материи, всегда приводил в доказательство тексты из Священного Писания , в какой книге и в какой главе сказывал; также и из житий святых отцев приличное материи сказывал. Он мало и редко разговаривал о светских делах, разве с благородными о военных действиях, и то редко говаривал, но первые его разговоры были о вечности. Когда же на него находило искушение, то он говаривал: «не знаю, куда себе девать, братец; или ты не чувствуешь, что в келлии смрад?» Скажешь: я не чувствую. Он скажет: «возьми дегтю и налей на пол», ибо дегтяной запах любил. Или скажет: «поедем в Липовку». Село это разстоянием в 15 верстах от Задонска, господ Бехтеевых; там был и господский дом; господа же сами там не жили. Временем он отезжал туда и жил тамо месяца по два, и более, где при нем были я и повар. В оном селе священник один был, и служба в церкви отправляема была токмо в воскресные и праздничные дни, в простые же дни преосвященный сам отправлял в доме вечерню, утреню и часы, и при нем я один только бывал и читывал. Дважды и в Толшевский монастырь отезжал он, именно: в 1771 году и 1776 годах; я-ж при нем один тамо бывал, ибо я, убогий, отправлял всю его келейную потребность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010