Приемником Иоасафа 14 апреля 1787 г. был иеромонах Гервасий, из учителей духовной семинарии (в мире Егор Патрицкий) 449 ; но он умер через 4 месяца. 7 сентября 1787 г. Преосв. Тихон III писал: «поскольку в Преображенском Толшевском монастыре настоятеля теперь не имеется, то я беру его на свое попечение» 450 . В этой резолюции сказывается та же близость монастыря к Архиерейскому Дому, причем фактически монастырь оставался без настоятеля. Это настоятельство Преосв. Тихона III продолжалось до назначения сюда строителя Коротоякского монастыря иеромонаха Тимофея Самбикина, и опять с совмещением должности эконома Архиерейского Дома. Теперь отношения настоятеля к монастырю и порядки монастырского управления были определены особой инструкцией, данной иером. Тимофеем казначею иеромонаху Аркадию 451 . Но уже в след. году 4 октября иеромонах Тимофей был определен настоятелем Задонского монастыря, а на его место был определен 2 января 1790 г. иеромонах Тихон, о котором речь будет ниже. Последним строителем за рассматриваемое время был иеромонах Иосиф, определенный 2 мая 1793 г. 452 , – настоятельство в Толшах дано ему в виде награды за казначейство в Архиерейском Доме 453 . В Коротоякском Вознесенском монастыре за рассматриваемое время (1764–1797) насчитываем 10 настоятелей 454 . Таким образом и здесь не было постоянных хозяев монастыря, настоятельство не по избранию братии, а по назначению из Воронежа, и здесь сделалось случайным, переходным служением. И хотя Коротоякский монастырь не обнаруживал стольких нестроений и неудобств, как Толшевский и особенно Донецкий, но благоустройства достигнуть не мог. В 1764 г. монастырские здания были возобновлены игуменом Протасием на доброхотные подаяния; затем над исправлением монастырских зданий трудились – строитель Тимофей Самбикин и игумен Иов, переведенный сюда после закрытия Дивногорского монастыря. К началу следующего столетия в монастыре обнаружилось великое неустройство: на церкви и на всех без изъятия кельях и прочем монастырском строении крыши были столь ветхи, что от малых дождей не могли быть защитою, а потому «кельи к житию их совсем неспособны и близки к совершенному разрушению, равно и колокольня к падению близка». Церковь тоже нуждалась в переустройстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Словом, он был, по выражению Церкви, отец сирым и вдов защитник. Особенно он с апостольскою ревностью защищал чистоту православной Христовой Церкви и всех ее догматов. Но недолго пришлось управлять св. пастырю Воронежскою епархиею (с 1763 до 1767 г.). Вследствие иноческих подвигов, усиленного литературного труда и частых бессониц на столько растроилось его здоровье, и без того слабое, что вынудило Святителя Тихона ходатайствовать об увольнении своем от управления епархиею. По докладу Св. Синода Императрица Екатерина II 17-го декабря 1767 года изъявила свое согласие на увольнение деятельного архипастыря, назначив выдавать ему ежегодно на содержание 500 руб. и предоставив ему право поселиться в каком угодно монастыре Воронежской епархии. Сначала Святитель поселился в заштатном Толшевском Преображенском монастыре, в 40 вер. от города Воронежа, а затем в 1769 г. он окончательно поселился в Задонском Богородицком монастыре, находящемся у реки Допа, где и пробыл в строгих подвигах иноческих около 13-ти лет до самой своей блаженной кончины, последовавшей 13-го августа 1783 года. Тело почившего Святителя было положено под алтарем Владимирского собора в особом склепе. На медном овальном надгробии его было написано: «Здесь скончался 1783 г. августа 13-го дня Преосвященный Тихон епископ, прежде бывший Кексгольмский, а потом Воронежский, рожден 1724 г., епископствовавший с 13-го мая 1761 г., пребывавший на обещании с 1767 г. по смерть, показавший образ добродетели словом, житием, любовию духом, верою, чистотою. – 1783 г. августа 20-го погребен здесь 14 .» IV. Основание Короцкого монастыря Блажени живуищие в дому Твоем во веки веков восхвалят Тя, Господи ( Пс.83:5 ). Если, по выражению св. пророка Иеремии св. Дух дает законы в мысли избранным Им людям, и на сердцах их пишет их ( Иер.31:33 ), то понятно, что воля Божия становится для избранников Божиих собственною их волею, так что они не могут иначе поступать, как сообразно с волею Божиею, не могут уже отклонить или не внять ощущаемому в себе сокровенному гласу Духа Божия, Им же все мы живем и движемся и есмы ( Деян.17:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В Воронежской епархии пройдет крестный ход, посвященный 225-летию преставления святителя Тихона Задонского 13 мая 2008 г. 16:42 14 мая в Воронеже начнется крестный ход, посвященный 255-летию со дня преставления святого Тихона, епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца. 14 мая митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий по окончании Божественной литургии в Покровском соборе Воронежа передаст ковчежец с частицей святых мощей святителя Тихона участникам шествия. Затем Крестный ход пройдет по храмам и монастырям Воронежской епархии . Крестный ход завершится 25 августа в Толшевском Преображенском монастыре. Здесь же 26 августа состоится праздничная Божественная литургия. Сайт Воронежской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/406429.htm...

Владимир 14 апреля 2017, 19:54 О.Андрей, спасибо за наставления! Тяжело, когда поддаешься греху. Держишься, чуть расслабился-согрешил. Потом повторы, все чаще и чаще. Потом осознание-далеко зашел. Остановиться трудно, через мучения. А все просто, надо стараться быть начеку, в трезвости. Как пришел помысел, совершать по возможности: молитву, поклоны, пост. Обратиться за помощью к Господу, Богородице, Ангелам, Святым. Открыть, сохраненную на раб.столе статью О.Андрея " Бегайте блуда! " , прочесть, очередной раз найти для себя что-то новое. Потом вспомнить о том, что забыл что-то сделать и приступить к этой работе. А искушение (помысел), Дай Бог, уйдет. Обратиться ко Господу с благодарность " Спасибо, что не ввел во искушение " . Максим 11 апреля 2017, 18:41 Спасибо за статью! Очень полезная и актуальная. У Стивена Артерберна (протестантский пастор) есть отличная книга - Борьба каждого мужчины. В ней тоже очень много интересной информации на эту тему. Советую почитать. Надежда 9 апреля 2017, 20:05 Наталия 4 апреля 2017, 19:00. Наталия, прочитайте повесть И.Д. Толшевского " Крестоносцы " (печаталась в журнале " Русский паломник " в 1912 г., в наше время переиздавалась). И ещё: в блудных искушениях помогает молитва Богородице. Anna 7 апреля 2017, 23:20 Спасибо отец Андрей за статью. Вспомнились слова Паисия Святогорца: " До чего же дошли люди! До состояния животных. Знаете, как у животных: сперва они входят в хлев, испражняются, мочатся, потом навоз начинает разлагаться, перегорать и животным становится тепло. Им нравится в стойле и не хочется никуда из него уходить. Я хочу сказать, что так и люди ощушают «тепло» греха и не хотят уходить. Они чувствуют зловоние, но им неохота уходить от тепла. Если в хлев войдет новичок, то он не сможет выдержать этого зловония. А другой уже привык, он постоянно живет в хлеву, и смрад его не беспокоит. " Господи помилуй!!! Олег Костенко 6 апреля 2017, 23:17 Спасибо вам,отец Андрей,как будто специально для меня статья! Очень рад читать вас на этом замечательном портале!!!

http://pravoslavie.ru/102421.html

1837      года Ноября 16-го дня. Пречестнейший и преподобнейший М. Отец Д. Спаситеся и возмогайте о Господе. Усердно благодарим тя, благолюбезный брате, за извещение о себе, которое я сообщил и старцу Александру: мы порадовались о том, что ты в благополучии, а удивились и усердно поскорбели, в рассуждении того, с каким неудовольствием получили бумагу о вашей безвинности; но сие произошло думаю я так, как Пророк сказал и напасал: «сие дело оболгающих мя пред Господем». Но и то писано есть: «Премудрому все равно, хоть страждет, хоть болит: но как за добро, за все Бога благодарит». За тем желаю тебе, любезный брате, всех благ от Господа, благословения и велией милости и начавшийся великий пост препроводить во здравии душеспасительно, окончить благополучно и поклониться спасительным страстем и Святому Христову Воскресению. Остаюсь духовный твой отец Иером. Иларион, в Сарове последнейший: усерднонижайшее вам и со старцем Александром творим поклонение, и просим тя, брате, незабвенно нас имети пред Господем в молитвах. 1838 года, Февраля 21 дня. Саров Начнем людие непорочный пост, иже есть душам спасение, поработаем Господеви со страхом, елеем благотворения главы помажем и водою чистоты лица умыем. Аминь. Прости, брате, долго не увидимся. Благолюбезный брат и отец Д., Спасися и возмогай во благодати Господа нашего Иисуса Христа. Поздравляю тя с преселением из Сарова и с определением в новое благожительство во Святую Толшевскую обитель. И даруй тебе Боже, милый брате, в новом месте обновлятися всегда новою благодатью, и расти и успевати во благодати и разуме Господа нашего Иисуса Христа; и Той да утвердить тя и укрепит, во еже работати тебе Ему Господу в преподобии и правде. Писано бо есть: к себе восходи, человече, и буди нов вместо ветхаго, и прочая. Древо пересаждаемое болит и требует воды и подпор с привязанием. – Вода – слезы; и аще кто не имеет их, тому велено воздыхать часто; подпоры – искусные старцы; привязание – слово Божие, слово Святое. «Блажен муж, иже в законе Господни поучится день и нощь. Благ мне закон уст твоих паче тысящь злата и сребра. Испытайте писания, яко в них есть живот вечный». Чего всеусердно тебе желая, остаюсь в надежде любви и усердия вашего сомолитвенник, брате, твой, последний в Сарове Иеромонах Иларион, простяк, усердно нижайшее творю тебе поклонение, посылаю благословенье, а за приписание вашего почтения благодарение.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Глава III. Положение донских монастырей при Святителе Митрофане (1682–1695) Содержание. Общее замечание о значении административной деятельности св. Митрофана для Донского края. Личность Святителя. Отношение его деятельности к распоряжениям светского правительства – Важнейшие административные распоряжения о монастырях из времени правления Св. Митрофана: 1) закрытие или приписка к Архиерейскому Дому монастырей: Успенского, Карачунского, Боршева и Даншина; открытие монастырей Елецкого на Каменной горе, Коротоякского Вознесенского и Битюцкого. Монастыри Придонья, не вошедшие в Епархию Св. Митрофана. 2) Борьба Святителя со своеволием монастырей и с незаконными притязаниями на управление ими со стороны местного населения: факты из истории Толшевского, Покровского и Боршева монастырей. 3) Стремление Святителя ввести строгую отчетность и правильное распределение монастырских сумм: факты из истории монастырей – Покровского, Успенского и Дивногорского. 4) Заботы Святителя о материальном благосостоянии монахов и монастырей. Его грамоты Усть-Медведицкому и Лысогорскому настоятелям относительно поддержания внутреннего монастырского строя. – Состояние монастырей к концу правления св. Митрофана (1702 г.): их внутренний строй, их материальное обеспечение и монастырское хозяйство. Управление Воронежской Епархией св. Митрофана составило эпоху не только в церковной, но и в гражданской истории Донского края. Это было время, когда неустойчивая, зыбучая этнографическая почва, состоявшая из служилых людей, высланных сюда правительством, беглых крестьян, спасавшихся от московских стеснений, воровских и не воровских казаков и днепровских черкас, не вынесших польского гнета, – постепенно подводилась под общие устои московской государственной жизни. Пора обособленности, раньше законная, вызывавшаяся украинским положением Придонья, кончалась, так как Придонье переставало быть Украйною. Конец XVII века и оказался концом этой особности. Конечно, прежде всего, над этим трудилась гражданская власть; но и церковная шла согласно со светскою. Самое учрежденние Воронежской епархии было вызвано частью церковными, частью гражданскими соображениями, и инициатором в этом деле был царь, желание которого было выполнено Московским собором 1681–2 года. Деятельность первого Воронежского Святителя, в церковной сфере, и была направлена к урегулированию местной жизни, искоренению ее анти канонических порядков и смягчению грубых нравов полудикого населения. Так продолжалось до конца жизни Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

В тоже время белое духовенство, венчая браки и отправляя другие требы в монастырских церквах, вносило чуждый, мирской, дух в стены обителей 401 . Последнее явление отчасти служило наследием еще старых порядков XVII в., когда монастыри, обладавшие значительными подмонастырскими деревнями, были и приходскими храмами. Отчасти это обмирщение вызывалось недостатком священнослужителей-монахов: припомним, что, напр., в Алексеевском монастыре церковные службы отправляло белое духовенство. Но особенно обмирщение монастырей зависело от состава монастырского начальства и священнослужителей. При недостатке образованных монахов и при трудности пострижения из податных сословий, ряды монахов пополнялись белым духовенством, вдовыми священниками и диаконами. Хотя указы, подвергавшие их запрещению в священнослужении в случае не поступления в монастыри, и были отменены, но создавшаяся традиция толкала их на этот путь. Понятно, что эти монахи поневоле, монахи случайные не могли повысить общий монастырский уровень. А между тем, как люди по своему времени книжные, они часто становились руководителями прочей братии. Следует также помнить, что обычай присылать в настоятели монастырей крестовых иеромонахов, живших ранее в Воронеже и ведших полумирскую жизнь, лишь усиливал этот полумирской строй монастырской жизни. К тому же, настоятели часто и подогу проживали в Воронеже на подворьях «на чреде служения» 402 , а также на подворьях в Москве (Донецкие настоятели), Острогожске (Дивногорские) и Павловске (Битюцкие). Здесь монастырский строй поддерживался еще менее, а в тоже время и братия, надолго оставляемая без пастыря, жила без надзора и руководства. Обычай посылать в монастыри «на покаяние» монахов и мирян действовал также разлагающим образом на братию, мало помогая самим эпитемийцам. Особенно в этом отношении не посчастливилось Толшевскому монастырю, который со времени св. Митрофана сделался обычным местом ссылки для преступников из монахов, белого духовенства и мирян. Колодник, обвиненный в убийстве жены 403 , колодник – поп, убивший в безумстве жену 404 , пьянствующий архиерейский конюх с женой, соблазняющей монахов 405 , просто безумный 406 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Прежде всего, он являл собою доблестного подвижника в служении на благо ближних. Не смотря на свое слабое здоровье, он со всею неутомимостью и усердием занимался исполнением своих обязанностей. Весь день всецело он посвящал трудам по епархии. Утром обыкновенно он занимался рассматриванием епархиальных дел, разбирал их со всем беспристрастием, с живейшим участием выслушивал просьбы и жалобы просителей и судил виновных; после обеда и краткого отдыха занимался всегда почти до полночи составлением поучений, наставлений и увещаний к духовенству и народу; вместо роздыха читал писания св. отцов, и преимущественно Св. Златоуста. Менее всего тратил он время на праздные беседы с посетителями; если же и приходилось беседовать, в таком случае разговоры его состояли из нравоучительных разговоров и советов. Но особенно поучительны были для народа любимые им дела благотворительности и умиротворения ближних. Видя благочестивую жизнь своего архипастыря, жители Воронежа ценили искреннюю, смелую и благочестивую ревность его в обличении и искоренении их недостатков. Иные, если не питали к нему любви и уважения, какое подобает воздавать своему архипастырю, по крайней мере чувствовали к нему невольный страх, и если не хотели следовать его увещаниям из любви к нему, то исполняли его волю, из опасения навлечь на себя наказание Божие. Почему граждане Воронежа, увещевая кого-нибудь из своей среды к повиновению Тихону, обыкновенно говаривали, что «он Богу пожалуется.» Святитель Тихон управлял Воронежскою епархией только 4 года и 7 месяцев. От забот, огорчений и трудов здоровье его совершенно расстроилось. Он был уволен по прошению на покой с пенсией и поселился в Толшевском монастыре, оттуда по причине нездорового климата перешел в Задонскую обитель. На покое Св. Тихон жил, как простой инок. В порядке своих келейных занятий он руководствовался теми правилами, которые внушал всем, особенно же своим келейникам, именно, чтобы постоянно быть при деле, чем-нибудь заниматься. «Кто живет в праздности, тот постоянно грешит,» – это была его обыкновенная и всегдашняя поговорка. Но, с другой стороны, чтобы от постоянных занятий и трудов не слишком утомляться, и чтобы вследствие того самые занятия не наскучили, он старался разнообразить их; отчего, по его словам, не только не бывает усталости и утомления, напротив рождается еще большая охота к трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Понятно, что при таком резком двоевластии в монастырском управлении неизбежны были и прямые столкновения между настоятелями и экономами, а натянутые отношения между теми и другими были даже неизбежны. В то же время назначение экономов умаляло права епархиальных епископов, почему последние недружелюбно смотрели на эту должность. Впрочем, так как утверждение приведенной инструкции произошло только в конце 70-х годов XVIII века, то определенно можно говорить о нерасположении к этой должности Преосвящ. Тихона III 330 . Испытывая стеснения и ограничения со стороны светской и церковной власти и со стороны покровителей-казаков, монастыри постоянно должны были считаться и с соседним населением. Еще казацкое население южного Придонья выступало в роли покровителя своих родственных монастырей, хотя это покровительство иногда и тяжело отзывалось на братии. Но и здесь покровительство шло сверху, от Войскового круга; соседи же казаки часто нарушали владельческие права монастырей, как это мы видели относительно Мигулинского и Кременского монастырей: здесь на первый план выдвигались узкопрактические интересы пропитаний и на задний план отходили возвышенные религиозные побуждения. В жизни монастырей северного Придонья такие отношения сделались обычными, за которыми уже не видно религиозного порыва и даже только симпатии со стороны населения. Конечно, отсутствие данных об этих добрых отношениях еще не доказывает, что их совсем и не было. Но в архивных документах только интересы растительной жизни определяют отношения монастырей к населению. В этом отношении монастыри XVII века стояли выше. Тогда при заметной розни придонского населения, по крайней мере, одна часть населения, родственная монастырской братии по племени, являлась его защитницей. Теперь, когда все эти разношерстные элементы населений были нивелированы в общих нравах и бесправии, у монастырей, в их владельческих правах, уже не было покровителей, а были соседи, для которых каждое монастырское угодье, каждая полоса удобной земли была приманкой, портившей добрые соседские отношения. С другой стороны, и монастырское начальство очень ревниво оберегало свои владения. Отсюда постоянные споры, тяжбы и открытые столкновения. Случаи таких споров и тяжб закреплены в архивах относительно Донецкого, Алексеевского, Толшевского, Лебедянского монастырей. Спор Донецкого монастыря с Казанской станицей изложен выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

В своих судебных решениях Тихон является не столько судьей, карающим поступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Еще раньше указа 1766 г. Тихон запретил своей консистории телесное наказание священнослужителей; он защищал своих подчиненных от светских властей тогда еще дикого Донского края. Тихон предписал открывать по всем городам славянские школы, но они оказались малополезными; тогда были открыты латинские школы в Острогожске и Ельце. Он устроил в Воронеже полную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Пораженный дурным состоянием воронежских монастырей, Тихон ревностно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Не довольствуясь одной устной проповедью, которую не все могли слышать, Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа: «Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда содержать должно»; «Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать»; «Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям», с кратким изъяснением десяти заповедей; «Примечания некая, из святого Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая с последующими образами, с кратким увещанием к скорому обращению». Им было написано также большое сочинение «Плоть и Дух». Из проповедей Тихона особенно замечательно «Слово о сырной седмице», а из увещаний – «увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило». Тихон правил воронежской епархией 4 года и 7 месяцев. По расстройству здоровья он в конце 1767 г. испросил себе увольнение и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 верстах от Воронежа), а с марта 1769 г. – в Задонском монастыре. Здесь Тихон своей жизнью показал пример высокого благочестия и аскетизма, все время его, за исключением 4 – 5 часов тревожного отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную, несмотря на слабость сил, часто занимался тяжелыми работами, колол дрова, косил сено.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010