В 1758 году пострижен в монашество с именем Тихон. В следующем году назначен архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря, а затем архимандритом Тверского Успенского Отроча монастыря. Параллельно назначен ректором Тверской духовной семинарии. В 1761 году святитель Тихон хиротонисан в Санкт-Петербурге, в Петропавловском соборе во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Вскоре, в феврале 1763 года получил назначение на Воронежскую кафедру. Новая епархия святителя Тихона была весьма обширна – сюда входили многочисленные области Воронежской, Тамбовской, Орловской и Курской губерний. Святитель Тихон провел на Воронежской кафедре ряд реформ, занимался благоукрашением монастырей, обустройством духовного и школьного образования, миссионерской деятельностью, борьбой с местным сектантством. Из-за стремления к уединенной монашеской жизни, а также из-за ослабевшего здоровья в 1767 году удалился на покой. Сначала поселился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре, а с марта 1769 года по медицинским показаниям переехал в Задонский монастырь, где и жил до кончины. В монастыре предавался монашескому аскетическому деланию, несмотря на болезнь, занимался тяжелым физическим трудом, проводил время в постоянной молитве и богословских трудах. Отовсюду к нему стекался народ – за молитвенной помощью, духовным советом: в эти годы святитель Тихон сподобился дара прозорливости. Особенно святителя Тихона любили местные дети. Вся пенсия и получаемые им добровольные пожертвования уходили на помощь нищим и нуждающимся. Последнюю литургию он совершил в праздник Рождества Христова 1779 года. Скончался 13 августа 1783 года. Публикуемое яркое и вдохновенное «Слово на Рождество Христово» было произнесено святителем Тихоном Задонским во время его пребывания на Воронежской кафедре в 60-е годы XVIII столетия. Печатается по изданию: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонскаго . Т. 1. М., 1889. Мы обрели Мессию, что значит: Христос ( Ин. 1:41 ). О голос, всяких радостей и веселий исполненный: Мы обрели Мессию! Брат брату, апостол апостолу, первозванный Андрей теплейшему Петру возвещает: Мы обрели Мессию. Обрели Мессию, Самим Богом обещанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Тихоновский монастырь близ Задонска. Этот нештатный общежительный монастырь находится в 5 в. от уездного г. Задонска, на берегу р. Дон. Первоначально он существовал (с 1855 г.) в виде скита Задонского Богородицкого монастыря, но в 1873 г. был преобразован в самостоятельный монастырь стараниями и усердием Тамбовского помещика Василия Алексеевича Воейкова, приобретшего у Богородицкого монастыря участок земли и пожертвовавшего 421 десятину земли с хозяйственными постройкам в Данковском уезде, Рязанской губернии, в сельце Золотухе. Храм один, во имя Св. Тихона Задонского . При обители есть странноприимный дом. Управляет монастырем игумен. Толшевский Спасо-Преображенский монастырь в Воронежском уезде. Обитель стоит на правом берегу р. Усмани, в 40 верстах от г. Воронежа. Основанная в половине XVII в. отшельником Константином, она в настоящее время имеет два каменных храма: во имя Всемилостивого Спаса и домовый – в честь Успения Божией Матери. Из достопримечательностей следует отметить следующие, хранящиеся в монастырской библиотеке, книги: 1) Толкование на Апокалипсис Андрея Кесарийского , изд. 1625 г.; 2) Толкование Иоанна Златоуста на Евангелие Иоанна, 1665 г.; 3) Беседы Григория Богослова , Василя Великого, Афанасия Александрийского и Иоанна Дамаскина , 1665 г.; 4) Меч Духовный, 1665 г.; 5) Киевский патерик, 1678 г., 6) Венец Христов, 1685 г.; 7) Толковое Евангелие Феофилакта Болгарского , 1698 г, и 8) Книга Ефрема Сирина , 1701 г. Управляет обителью игумен. Успенский монастырь в Валуйском уезде. Основание этой обители, расположенной в 3 в. от своего уездного города, на берегу р. Оскола, относится к 1613 году, когда царь Михаил Феодорович повелел воздвигнуть монастырь на месте явления иконы Св. Николая Чудотворца. Главный храм обители заложен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Другая церковь – трапезная, во имя иконы Богоматери «Троеручица». Управляет монастырем архимандрит. Женские обители Богородицкий Тихоновский Тюнин монастырь в Задонском уезде. Место, на котором теперь расположена эта обитель, находится в 2 верстах от г. Задонска. Принадлежало оно некогда одному помещику. По преданию, во второй половине XVIII века здесь были непроходимые леса. Там, где построена монастырская церковь в честь Божией Матери «Живоносный источник», некто по фамилии Тюнин имел пчельник с колодцем, отчего и само место получило название Тюнино. Св. Тихон во время пребывания своего в Задонском монастыре часто посещал это место и своими руками расчистил и устроил из родника колодезь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Тихон лежал больной и не мог принять их, но велел сказать им, что никогда и не думал их проклинать, а только Бог их наказал за неуважение к своему пастырю. Постоянные труды и заботы, от которых святитель Тихон никогда не имел отдыха, также неприятности и частые затруднения при исполнении благих намерений сильно расстроили здоровье святителя. Епископ Тихон сожалел, что не может с прежней неутомимостью трудиться на пользу Церкви Божией. И в 1767 году он вынужден был оставить управление епархией и удалиться на покой. Ему была назначена пенсия и дозволено жить там, где он пожелает. Недолговременна была церковно-общественная деятельность святителя Тихона на Воронежской кафедре — четыре года и семь месяцев, но и за такой сравнительно короткий срок он оставил благотворный след в области духовного просвещения, и в церковном благоустройстве, и в миссионерском деле. После ухода за штат свт. Тихон более 15-ти лет пребывал на покое в монастырях Воронежской епархии: до 1769 года — в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре, а затем — в Задонском монастыре. Уединенный Толшевский монастырь, за сорок верст от Воронежа, привлек к себе внимание святителя глубокой своей тишиной среди дремучих лесов. Он надеялся, что свежий воздух и спокойствие при сельских работах восстановят его силы, но болотистая местность оказалась неблагоприятной для его здоровья. Более года колебался святитель и наконец на следующий 1769 год, во время Великого поста, решился переменить место, избрав для своего мирного убежища обитель Задонскую, благоприятную по климату, где водворился навсегда в небольшом каменном доме, пристроенном к колокольне у самых ворот. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. В те годы он написал свои лучшие духовные произведения, в которых с глубокой мудростью развил идеал истинного монашества. Это «Правила монашеского жития» и «Наставления обратившимся от суетного мира». Этот идеал святитель воплотил и в жизни своей. Он строго хранил уставы Церкви и ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем по смирению совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Своей жизнью святитель учил всех окружающих тому, как надо жить, чтобы спастись. Подвижническая жизнь святителя Тихона, его неземная доброта утверждали людей в мысли о высоком достоинстве христианской веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В Воронежской епархии традиционно почтили святителя Митрофана, первого епископа Воронежского 20 августа 2008 г. 17:15 20 августа — день прославления и обретения мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. Ежегодно в эти дни в Воронеж приезжает множество паломников из различных городов России, чтобы помолиться у мощей великого угодника Божиего и испросить его ходатайства пред Престолом Господним. 19 августа вечером всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе совершили митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий и епископ Святогорский Арсений . Литию на Великой вечерне возглавил владыка Арсений. 20 августа, в день праздника, Божественную литургию в главном храме епархии совершили митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий , епископ Липецкий и Елецкий Никон , епископ Северодонецкий и Старобельский Агапит , епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф и епископ Святогорский Арсений. По окончании Литургии митрополит Сергий поздравил молящихся с памятью святителя Митрофана и сердечно приветствовал архипастырей — гостей праздника. «Нас здесь собрала любовь к святителю Митрофану, первому епископу Воронежскому, одному из столпов нашей Церкви, — сказал в частности владыка. — Каждый год в эти дни мы с вами молимся перед гробом святителя Митрофана, и всегда Господь благословляет нас, и мы отходим от мощей святителя, унося с собой его благословение». Затем состоялся традиционный крестный ход к Воскресенскому храму, где были прочитаны молитва святителю Митрофану и молитва о мире на Кавказе. По традиции в день летней памяти святителя Митрофана по окончании богослужения из Покровского собора отправляется крестный ход в Задонск ко второму светильнику земли Воронежской святителю Тихону. Крестоходцы прибывают в Рождество-Богородицкий Задонский монастырь накануне памяти святителя — 25 августа и участвуют в торжественных богослужениях в его честь. В этом году из Воронежа впервые отправился крестный ход в Спасо-Преображенский Толшевский монастырь к месту первоначального пребывания святителя Тихона, после его ухода на покой. По благословению митрополита Сергия организатором этого крестного хода стал молодежный отдел Воронежской епархии . 24 августа его участники, а так же многочисленные паломники будут молиться в обители за Божественной литургией, которую совершит митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Патриархия.ru/ Воронежская епархия Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/450359.htm...

Однако всем своим существом он стремился к простой жизни, уединенной молитве, духовным занятиям и тайному благотворению конкретным людям, отчаявшимся найти в этом мире сострадание и помощь. Возрастание духовное он считал основой и главной целью жизни человека, отрекшегося от мира. Постоянный напряженный труд и многообразные административные заботы еще более расстроили слабое от природы здоровье Святителя; его натура не выдерживала и остро переживаемых им противоречий между требованиями идеала епископского служения и порою враждебной добрым начинаниям действительностью. Святитель все более чувствовал, как он сам говорил, " тяжесть епископского омофора " . Мысль об уединении, с которой он не расставался с самой юности, еще более утвердилась в нем. В конце 1767 года, понимая невозможность далее исправно исполнять свои архипастырские обязанности, Святитель посылает в Святейший Синод прошение об увольнении его от должности и о дозволении избрать себе для пребывания на покое монастырь в той же епархии. Вскоре прошение Преосвященного было удовлетворено, и он удалился сперва в Толшевский Спасо-Преображенский монастырь под Воронежем, а через год – в Задонскую Богородицкую обитель. Там он поселился в небольшом домике, пристроенном к колокольне, где и прожил до конца своих дней. Удалившись от мира, он обрел желанную внутреннюю свободу в духовном делании. В эти годы Святитель написал свои лучшие духовные произведения, среди которых неоднократно переиздававшиеся в последнее время " Сокровище духовное, от мира собираемое " (1770) и " Об истинном христианстве " (1776). Именно об этом, сокровенном периоде жизни святителя Тихона преимущественно повествуют первые составленные после смерти святого отца воспоминания о нем – записки его задонских келейников Василия Ивановича Чеботарева и Ивана Ефимова. Василий Иванович Чеботарев служил келейником у преосвященного Тихона с самого приезда его в Задонскую обитель. О нем известно только, что он был из елецких мещан, после смерти святителя Тихона вернулся в г. Елец, вел одинокую благочестивую жизнь; скончался мирянином.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1218...

блгв. Кн. Даниилу. Хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии (14.9.1919). Участвовал в отпевании своего духовного отца – прот. Алексия Мечева на Маросейке. Арестован и сослан в Тюменскую область (1923). Вновь арестован и приговорен к двум годам ссылки в Казахстан (1925). Назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии (26.6.1928); к управлению не приступал в связи с тем, что находился в заключении вместе с епископом Серапионом в Зырянском краю, неподалеку от Усть-Сысольска. Расстрелян в Сыктывкаре. 234 Святитель Тихон Задонский (1724 – 13.8.1783) – родился в Новгородской губернии, закончил местную духовную семинарию. Принял схиму (1758), в сане архимандрита был настоятелем Желтикова монастыря, затем Дрочского. Хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского (1761), епископ Воронежский (1763). Проповедник, автор многих духовных сочинений. На покое (1767), поселился сначала в Толшевском монастыре, а потом в Задонском, где и скончался. Мощи открыты в 1861 г. Память 13 августа. 237 Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси (1530 – 17.2.1612) – родился в Казани в семье донских казаков. Был сначала приходским священником, а потом, после пострижения, в сане архимандрита, настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Хиротонисан во епископа (1589), заняв только что образованную митрополичью кафедру в Казани. В июле 1606 г. избран Патриархом. Старался содействовать успокоению смуты и изгнанию иноземцев. Перенес из Углича в Москву мощи царевича Димитрия, благословил принести в ополчение Казанскую икону Божией Матери. Скончался уморенный голодом поляками в подземелье Чудова монастыря. В том же монастыре его первоначально и погребли. Тут же его стали и почитать как местного московского святого. Мощи его, обретенные нетленными и благоухающими, были перенесены (1652) в Большой Успенский собор. По изгнании Наполеона из Москвы мощи Священномученика были найдены выброшенными из гробницы. В третий раз они были обретены нетленными во время реставрации Успенского собора перед коронацией Императора Александра III.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам празднования 225-летия со дня преставления святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского и Елецкого 24 августа 2008 г. 15:10 Предстоятель Русской Церкви направил свое приветствие участникам церковных торжеств в Воронежской епархии , в котором отметил, что образ святителя Тихона остается примером и для нынешних чад Святой Церкви. Текст послания приводится ниже. Собратья архипастыри, всечестные отцы, иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас со знаменательным юбилеем в жизни Русской Православной Церкви! Двести двадцать пять лет назад завершился земной путь одного из самых выдающихся церковных деятелей и подвижников благочестия нашей Церкви. Везде, где святитель Тихон Задонский нес свое служение, он явил себя «словом, житием, любовью, духом, верой, чистотою и смирением» (1 Тим. 4:12) образом любви ко Христу и ближним. Так было в годы его педагогического служения в Новгородской, Тверской и Воронежской семинариях. Будучи епископом Кексгольмским и Ладожским (1761-1763), а затем Воронежским и Елецким (1763-1768), святитель Тихон «весьма плодотворно воздействовал на весь быт и строй жизни людей того времени» (схиархимандрит Иоанн (Маслов)). Наконец, в годы его монашеского уединения в Спасо-Преображенском Толшевском монастыре (1768-1769), а в последние годы жизни в Задонской обители, он, как истинный подвижник и учитель духовной жизни, стал подлинным старцем, наставником монашествующих и мирян, благодатным молитвенником, ревностным предстателем пред Господом о каждом ищущем спасения. Свидетельством подлинной святости святителя Воронежского Тихона стали его блаженная кончина в 1783 году, торжественное обретение его честных мощей в 1846-м и общецерковное прославление в 1861 году. Знаменательно, что именно сегодня, в год Свято-Тихоновского юбилея, вся православная полнота Определением Архиерейского Собора торжественно канонизировала в лике общецерковных святых святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского, трудами и молитвами которого был прославлен святитель Тихон Задонский.

http://patriarchia.ru/db/text/451513.htm...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Преосвященного митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора священноархимандритом Свято-Духовского мужского монастыря города Волгограда. 2. Утвердить Преосвященного епископа Искитимского и Черепановского Леонида священноархимандритом мужского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Завьялово Искитимского района Новосибирской области.   ЖУРНАЛ 82 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, о поступивших прошениях епархиальных Преосвященных. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Воронежского и Лискинского Сергия назначить монахиню Тихону (Нефедченко) на должность игумении Спасо-Преображенского Толшевского женского монастыря города Воронежа. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия назначить монахиню Любовь (Чусову) на должность игумении Иверского женского монастыря города Самары. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Челябинского и Миасского Алексия освободить игумена Амвросия (Лутвинова) от должности наместника Свято-Николаевского мужского монастыря села Кадымцево Троицкого района Челябинской области и назначить исполняющим обязанности наместника упомянутой обители иеромонаха Павла (Перункова). 4. В связи с прошением Преосвященного епископа Козельского и Людиновского Никиты открыть женский монастырь в честь святых Жен-мироносиц в селе Клыково Козельского района Калужской области и назначить монахиню Иоанну (Павлову) на должность игумении упомянутой обители. 5. В связи с прошением Преосвященного епископа Кинельского и Безенчукского Софрония открыть Покровский Александро-Чагринский женский монастырь поселка Кировский Красноармейского района Самарской области и назначить монахиню Михаилу (Солодухину) на должность игумении упомянутой обители. 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Сердобского и Спасского Митрофана освободить игумена Серафима (Попова) от должности наместника Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских села Сканово Наровчатовского района Пензенской области и назначить исполняющим обязанности игумена упомянутой обители иеромонаха Амвросия (Ташпекова).

http://patriarchia.ru/db/text/6051881.ht...

Митрофана и Тихона, дом для внебогослужебных чтений, странноприимный дом и больница. Толшевский Спасо-Преображенский , зашт., общ., Воронеж. y., в 40 в. от Воронежа, при р. Усмани. Основан пустынником Константином около 1646 г. При мон. странноприимный дом. Тихоновский , зашт., общ., в 5 в. от г. Задонска. Преобразован в 1873 г. в мон. из основанного в 1865 г. скита Задонского Богородицкого мон. При нем странноприимный дом. Успенский , зашт., общ., близ г. Валуйки. Основан царем Михаилом Феодоровичем в 1613 г. Здесь находится чудотворная икона святит. Николая. В г. Валуйки из мон. ежегодно совершается крестный ход в седьмую неделю по Пасхе. При мон. школа и странноприимный дом. Женские: Богородице-Тихонов Тюнинский , общ., в 1 в. от г. Задонска, при сл. Тюниной. Основан в 1867 г. из образовавшейся в 1833 г. жен. общины. Церковь мон. выстроена над колодцем, выкопанным самим святит. Тихоном. На праздник Живоносного Источника Божией Матери в мон. бывает соединенный крестный ход из Задонск. мон. и Успенского собора. При мон. богадельня и странноприимный дом. Варваринский , общ., в 15 в. от г. Нижнедевицка, при дер. Сомовке. Основан в 1883 г. из бывшей здесь с 1870 г. женской общины. При мон. богадельня, больница и школа. Знаменский-Александровский , общ., в 40 в. от г. Землянска, при дер. Александровке. Основан в 1868 г. При нем богадельня и больница. Казанский Таволжанский , общ., при с. Таволжанке, в 25 в. от г. Новохоперска. Основан в 1884 г. Здесь находится весьма чтимый список с иконы Богоматери, именуемой «Отрада или Утешение». 69 В 1901 г. освящен новоустроенный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. При мон. приют для малолетних сирот – девиц духовного звания. Лысогорский Успенский , общ., в урочище Лысая гора, Новохоперского y., близ с. Троицкого Юрта. Учрежден в 1895 г. из женской общины, открытой в 1890 г. Здесь замечательна древняя икона Спасителя в терновом венце. При мон. странноприимный дом. Николо-Тихвинский , общ., при с. Пятницком, в 50 в. от г. Бирюча. Учрежден в 1899 г. из общины, открытой в 1889 г. При нем школа, приют, богадельня и странноприимный дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Толши. Толшевский Спасо-Преображенский женский монастырь. Домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь в братском корпусе Карта и ближайшие объекты В 1842 г. в монастыре был выстроен двухэтажный настоятельский корпус, в 1852-1865 гг. - двухэтажный братский корпус с церковью Успения Божией Матери и двухэтажный гостиный дом.  Сегодня комплекс монастыря занимает участок прямоугольной формы, вытянутый к реке, от которой монастырский двор отделяет кирпичная ограда с большими воротами. Главная композиционная ось, разделяющая территорию комплекса на южную и северную части была обозначена основными доминантами: церковью Преображения Господня, расположенной в геометрическом центре ансамбля монастыря, и надвратной колокольней, стоящей к западу от церкви. К северу от церкви, почти параллельно ей, расположен двухэтажный большой братский корпус с домовой церковью Успения Божией Матери. При игумене Анфиме (1858-60 гг.) построен каменный двухэтажный корпус и в нем устроена теплая церковь в честь Успения Божией Матери.  http://zaweru.ru/1684-.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51809

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010